Три примы. три богини балета
Содержание:
Вопрос пиара или убеждений
Руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев рассказал «Известиям», что арапчат в балете «Баядерка» всегда танцевали ученики с темным гримом. Впервые этот спектакль был поставлен еще в 1877 году и с тех пор был немного отредактирован. Но основа этой постановки осталась неизменной.
— Этот грим не создан ради того, чтобы кого-то оскорблять. Людям свойственно преувеличивать и использовать свое воображение как некую аксиому. Мне кажется, здесь есть некоторая условность. Если это кого-то обижает так сильно, то нет никаких проблем, чтобы это изменить. Хореография от этого не меняется. Находить в этом какие-то глубинные обиды просто смешно: никогда к нам никаких претензий никто не предъявлял и не рассматривал маленьких арапчат как акт оскорбления, — заявил Вазиев.
Изменение грима, по его словам, возможно в случае, если он вызывает общественное возмущение. Однако в данном случае речь идет о мнении отдельного человека и его подписчиков.
культура
Спектакль «Баядерка»
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
— В изменении грима нет такой кардинальной проблемы, как изменение рисунка танца или хореографии. Мы занимаемся искусством танца и искусством балета, и грим в этом плане, конечно, имеет колоссальное значение, но тем не менее он не несет в себе цели кого-то унизить. Есть конкретная балерина, может, для нее это вопрос пиара или убеждений, то мы услышали ее точку зрения. В Америке эта постановка проходила неоднократно, — добавил руководитель балетной труппы Большого театра.
Выискивать в классических балетных постановках элементы расизма, сексизма или иных форм дискриминации — путь далекий от понимания самого искусства классического танца, уверен Вазиев.
— Арапчат всегда танцевали ученики, по развитию сценария они являются теми, кем это заложено еще в XIX веке. С тех пор этот спектакль стал признанным шедевром классического танца. К нему всегда относились бережно и восхищались. Но искать в нем некие моменты, которые можно определить как расизм, — всё это слишком далеко от искусства балета, — резюмировал руководитель балетной труппы ГАБТа.
Мария Александрова
Имя народной артистки РФ Марии Александровой в афише — несомненная гарантия аншлага.
Балерина попала в Большой театр ещё в 1997 году, став лауреаткой первой премии международного конкурса. И почти сразу перешла из артисток кордебалета в ранг ведущих солисток.
Вот уже 20 лет без её участия не обходится ни один театральный сезон.
Все героини примы — обладательницы трудного характера, волевые и сильные женщины. Сегодня в Большом театре можно увидеть Александрову в образе Ундины из «Героя нашего времени» и в главной роли «Жизели» в редакции Григоровича.
Новый русский балет
Продолжателем симфонизации балета стал балетмейстер Михаил Фокин. В своих работах он перешёл к одноактным балетам и единству художественного произведения. Он добивался углубления драматургии и исторической достоверности спектаклей благодаря сценографии, декорациям, гриму и костюмам актёров балета. Фокин считал, что костюмы в первую очередь должны соответствовать сюжету, а не быть только балетными костюмами. В его постановках не было вальсов, польки и финальных галопов, свойственных «старому» балету.
Пойдя по стопам Дидло, Фокин изменил роль кордебалета: он считал, что в постановке важен каждый артист и каждое движение.
Чтобы сохранить целостный образ спектакля, упразднили аплодисменты после каждого номера, что вызывало волну негодования среди балетоманов.
Михаил Фокин
Михаил Фокин поставил больше 70 спектаклей, в числе которых знаменитый балет «Петрушка», «Египетские ночи», «Виноградная лоза» и ставший классикой и символом XX века знаменитый номер Анны Павловой «Умирающий лебедь».
Анна Павлова в образе умирающего лебедя
Балет «Петрушка» был поставлен специально для «Русских сезонов» Дягилева 1911 года и стал триумфом реформаторской деятельности Фокина. Он вобрал в себя не только глубокую драматургию одиночества на фоне праздной толпы, но и выразительность движений под гениальную музыку Стравинского. На сцене блистали звёзды своего времени — Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Благодаря «Русским сезонам» Карсавина и Нижинский приобрели мировую известность.
Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911 г.
Творческий союз Фокина и Карсавиной начался с новой редакции «Шопенианы» в 1907 году. Затем были партии в балетах «Жар-птица», «Карнавал», «Призрак оперы». 22 декабря 1907 года на концерте, где Карсавина исполняла ассирийский «Танец с факелом», впервые Анна Павлова танцевала свой знаменитый монолог «Умирающий лебедь». Партия «Жар-птицы» наряду с «Умирающим лебедем» Павловой была одним из символов своего времени.
Впервые Анна Павлова и Михаил Фокин вместе танцевали па-де-де в дивертисменте «Виноградная лоза», затем были балеты «Эвника» и «Египетские ночи», где Павлова на сцене танцевала с живой змеёй. Павлова обладала невероятной хрупкостью, воздушностью и неповторимой техникой прыжков.
Анна Павлова, балет «Египетские ночи», 1910 г.
В постановках Фокина «Бабочки», «Эрос», «Эвника» на сцене Мариинского театра участвовала знаменитая на весь мир прима-балерина Матильда Кшесинская. Однако реформаторские идеи Фокина были чужды Кшесинской, и их творческий союз просуществовал недолго.
Балет
В Мариинке художественным руководителем Светланы Захаровой стала Ольга Моисеева, которая в течение сезона вывела начинающую артистку, в солистки театра. Дебютом балерины считается спектакль «Бахчисарайский фонтан», в котором девушка танцевала партию Марии. Но главным успехом в начале карьеры Захаровой критики называют балет «Жизель», где Светлана исполнила главную роль. Для современной российской сцены это был фурор – столь юные танцовщицы давно не исполняли эту сложную партию, тем более на подобном уровне.
Светлана Захарова солирует в «Дон Кихоте»
В 18 лет Светлана Захарова – уже прима Мариинского театра, задействованная в самых ответственных ролях в классических балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот». Очередной взлет карьеры начинается после работы над спектаклем «Тогда и теперь», где девушка сотрудничает с хореографом Джоном Ноймайером. Этот постановщик сумел по-новому взглянуть на российскую балерину и показал, что Светлане доступны классика и ультрасовременное видение танца.
Тогда же Светлана начинает гастролировать по миру. Во Франции Захарова становится первой балериной из бывшего СССР, которая танцует на сцене Парижской оперы после развала Союза. Также танцовщице покоряются Нью-Йорк, Лондон, Буэнос-Айрес, Мюнхен, Неаполь.
Светлана Захарова в Большом театре
В 2003 году балерина решает перейти на постоянную службу в труппу московского Большого театра. Работа в Большом началась с премьеры балета «Дочь фараона» в постановке известного хореографа Пьера Лакотта. Кстати, с именем Захаровой связан скандал 2013 года, когда девушка, не желая танцевать во втором составе, отказалась от участия в премьере балета Джона Кранко «Онегин». Этот инцидент считают причиной увольнения директора театра Анатолия Иксанова.
В 2008 году балерина заключила контракт с миланским театром «Ла Скала», где танцовщице присвоили статус этуали, то есть высший статус артистов балета. В истории этой сцены подобное произошло впервые – ранее никто из российских танцовщиков не удостаивался подобной чести. В это же году девушка получила звание Народной артистки РФ. В 2010 году Светлана была удостоена ордена Искусств и литературы во Франции.
Светлана Захарова в спектакле «Герой нашего времени»
В последние годы балерина снова вернулась в московский Большой театр и выходит в самых крупных спектаклях «Герой нашего времени», «Дама с камелиями», «Легенда о любви», за которые несколько раз получала «балетный Оскар» – международную премию «Бенуа де ля Данс». В 2015 году артистка получила данную премию за участие в балете Джона Ноймайера «Дама с камелиями», где балерина преобразилась в героиню Маргариту Готье, а также за исполнение партии Мехменэ Бану в балете «Легенда о любви» постановщика Юрия Григоровича.
Краткая биография
- 1996 – После окончания Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Светлана Захарова приглашена в труппу Мариинского театра. Репетировать начинающая балерина стала под руководством Ольги Николаевны Моисеевой. Захарова, минуя кордебалет, сразу стала исполнять корифейские партии. В первый год работы исполнила pas de deux принцессы Флорины из балета «Спящая красавица», а также исполнила роль Марии – одну из ведущих партий в балете «Бахчисарайский фонтан». В Мариинском театре Светлана прослужит 6 театральных сезонов и исполнит все ведущие партии классического репертуара.
- 1999 – Светлана Захарова получает российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «лучшая женская роль» за партию солистки в балете Дж. Баланчина «Серенада».
- 2000 – Захарова второй год подряд получает «Золотую маску» за лучшую женскую роль. На этот раз премия ей вручена за исполнение партии Авроры в балете «Спящая красавица» – версии-реконструкции С. Вихарева.
- 2003 – Светлана Захарова, уже балерина с мировым именем, приглашена в Большой театр. Там она начинает работу под руководством педагога Людмилы Семеняки. Первым балетом исполненным на новой сцене стала «Жизель» в редакции В. Васильева.
- 2005 – Захарова получает премию «Benois de la dance» как лучшая танцовщица за исполнение партии Титании в балете «Сон в летнюю ночь» в хореографии Дж. Ноймайера. В этом же году получает звание Заслуженной артистки РФ. В честь новых регалий на сцене Большого театра состоялся творческий вечер Светланы Захаровой.
- 2007 – С этого года и в течение четырех лет будет занимать пост депутата Государственной Думы от партии «Единая Россия». Также она становится членом Комитета по культуре Государственной Думы РФ.
- 2008 – Светлана получает место приглашенной примы-балерины театра «Ла Скала» в Милане. В этом же году балерина получает звание Народной артисткой РФ.
- 2009 – В программе очередного творческого вечера прима-балерины в Большом театре состоялась премьера балета «Захарова суперигра», хореографом которого выступил Ф. Вентрильи.
- 2010 – Во Франции Светлана Захарова получает орден офицера Искусств и литературы.
- 2011 – Учрежден благотворительный фонд Светланы Захаровой, который был направлен на поддержку молодых талантов в сфере балетного искусства. В этом же году из средств фонда были выделены денежные средства для организации индивидуальной стипендии, которая была вручена трем лучшим ученикам хореографического отделения Саратовского областного колледжа искусств.
- 2014 – На открытии зимних «Олимпийских игр» в городе Сочи Захарова исполнила главную партию в небольшом балете «Первый бал Наташи Ростовой», который был поставлен хореографом Р. Поклитару.
- 2015 – Светлана Захарова вновь стала лауреатом премии «Benois de la dance» за исполнение роли Маргариты Готье в балете «Дама с камелиями» Ноймайера. В этом же году прима-балерина становится организатором и художественным руководителем всероссийского фестиваля детского танца «Светлана». Для осуществления мероприятия были выделены средства из благотворительного фонда балерины. Впервые фестиваль прошел в концертном зале Дворца спорта «Лужники», участие в нем приняли около 400 детей из разных городов России.
- 2018 – Светлана Захарова впервые пробует себя в роли телеведущей, участвуя в третьем сезоне проекта «Большой балет», где выступила в паре с актером Андрейсом Жигарсом.
- 2019 – Получает орден «За заслуги перед Отечеством» за вклад в развитие культуры и искусства.
- 2020 – В октябре текущего года, продолжая артистическую деятельность, выступила в Санкт-Петербурге на открытии фестиваля «Дягилев P.S», где представила собственный проект «MODANSE», который впервые был показан на сцене в 2021 году. Программа включала балет «Как дыхание» в хореографии М. Бигонцетти на музыку Генделя, балет «Габриэль Шанель» на музыку современного композитора И. Демуцкого, в постановке Ю. Посохова. Кроме того, в этом году на телеканале «Культура» вышел новый сезон детского конкурса «Большие и маленькие», курируемого балериной, а также четвертый сезон «Большого балета», где Светлана Захарова вновь выступила в роли ведущей совместно с Ильдаром Абдарзаковым.
Личная жизнь
С мужем Вадимом Репиным балерина познакомилась на новогоднем концерте. Светлана подошла к скрипачу, победителю конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе, за автографом.
В 2011 году у супругов родилась дочь Анна. Захарова считает мнение о том, что «балетные всячески откладывают беременность», глупым стереотипом, хотя выбор, конечно, каждый делает сам. Вот она не боялась испортить фигуру (вес 48 кг, рост 168 см), так как устала от бесконечных танцев, перелетов и хотела в жизни перемен. Уже через 3 месяца после родов Светлана снова вышла на сцену. Правда, пришлось усиленно заниматься пилатесом с тренером.
Светлана Захарова и Вадим Репин с дочерью Секретов питания у знаменитости нет. Завтрак легкий, на обед бутерброды с чаем, перекус — шоколад. Главное — высыпаться, в кровати она может проваляться до обеда. В день выступления Захарова старается ни с кем не общаться, сосредотачивается на работе.
В отпуск семья улетает в Италию или Австрию, на спа-курорты, чтобы полноценно восстановиться, ведь у Вадима тоже насыщенный гастрольный график.
Светлана пока не делает серьезных косметологических процедур, к специалистам обращается, когда есть свободное время. Средства по уходу выбирает сама, отдает предпочтение известным брендам.
Светлана Захарова и муж Вадим Репин О личной жизни артистка не распространяется, но известно, что ребенка родители отправили в 6 лет в школу. Аня также занимается вокалом, рисованием, художественной гимнастикой и танцами, ходит на все спектакли матери и работает ведущей фестиваля «Светлана».
Поклонники балерины завели в «Инстаграме» и во «ВКонтакте» страницы, где публикуют фото и видео ee выступлений. Необходимости в снимках Захаровой в купальнике нет, в сценических костюмах звезда выглядит куда эффектнее.
Галина Уланова
Можно сказать, что Галина Уланова была «обречена» на творческий путь балерины: ее мать обучала других балетным танцам.
В конце 20-х годов прошлого века Галина окончила хореографический техникум. После этого она начала работать в Ленинградском театре оперы и балета.
Уланова начала привлекать внимание критиков и зрителей с самого начала своего пути. Очень заметной ролью танцовщицы стала Жизель
Когда Галина Уланова исполняла сцену ее сумасшествия, она сделала это с такой самозабвенностью и проникновенностью, что слез в зале не сдерживали даже представители сильного пола.
Балерина выступала на сцене до 50 лет. Танцовщица всегда относилась к себе со строгостью: она весила меньше 50 кг и начинала каждое утро с занятий даже в преклонном возрасте.
Становление
4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую школу балетного танца — «Танцовальная Ея Императорского Величества школа». В стенах Зимнего дворца Ланде начал обучать 12 русских девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих. Впоследствии ученики Ланде помогали ему в преподавании искусства танца.
Репродукция картины Жана Батиста Ланде неизвестного художника
Первая балетная труппа была создана из учеников Ланде в 1742 году. Обучаясь у иностранных танцмейстеров, русские девушки и мужчины привносили в танец национальную самобытность и выразительность. 1 августа 1759 года — в день тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны и по случаю победы над прусскими войсками при Франкфурте — была торжественно поставлена балет-драма «Прибежище добродетели», имевшая небывалый успех.
Особый виток в развитии русский балет получил во времена правления императрицы Екатерины Великой, когда возникла традиция организации крепостных балетов: помещики организовывали у себя в усадьбах труппы из числа крепостных крестьян. Наибольшим успехом пользовался балет помещика Нащокина.
Указом Екатерины II в 1783 году была создана русская оперно-балетная труппа. В репертуаре петербургского Большого театра наряду с итальянской оперой стали появляться произведения русских авторов: опера Е. Фомина «Ямщики на подставе», балет первого русского балетмейстера И. Вальбреха «Новый Вертер» на музыку С. Титова.
Петербургский балет первой половины XIX века тесно связан с деятельностью французского балетмейстера Шарля Дидло. Получив управление труппой петербургского балета, он провёл ряд значительных реформ, повлиявших на технику танца: были упразднены обязательные к ношению парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками; введены обтягивающие трико и газовые туники
Так облегчённые в весе танцоры могли совершенствовать технику, чему Дидло уделял большое внимание. Особое внимание в постановках уделили полётам
Также была пересмотрена и расширена деятельность кордебалета.
Фото: vk.com/@samoilovfamilymuseum-chto-ne-tak-s-portretom-istominoi
Балет Дидло был пронизан романтическими настроениями, он старался наполнить традиционные античные сюжеты человеческими судьбами и стремлениями, пантомимой и танцевальностью. Поставленные им постановки «Зефир и Флора», «Рауль де Креки, или возвращение из Крестовых походов», «Хензи и Тао, или Красавица и Чудовище», «Кавказский пленник, или Тень невесты» отличались особой драматургией, живой актёрской игрой и ясностью сюжетных линий.
Портрет Екатерины Телешевой. Художник — О. Кипренский, 1828 г.
Ученицами Дидло были Авдотья Истомина, воспетая Пушкиным, ранняя любовь Грибоедова — Екатерина Телешева, а также Мария Данилова и Вера Зубова. Благодаря их таланту и яркой актёрской игре балет, руководимый Дидло, занял одно из первых мест в Европе.
Личная жизнь
В 2014 году состоялось бракосочетание Евгении и ее избранника, скульптора Андрея Коробцова. Пара счастлива в личной жизни. Балерина подарила мужу двоих детей-близнецов, девочек Анастасию и Софью. Периодически фото супруга и дочерей появляются в персональном аккаунте артистки в «Инстаграме».
Образцова — верующий человек. Она является прихожанкой нескольких храмов и вместе с семьей отмечает православные праздники.
Евгения Образцова и муж Андрей Коробцов с детьми
Евгения нередко становится гостем торжественных церемоний и публичных мероприятий, демонстрируя гостям и журналистам удивительную утонченность и чувство стиля. Рост исполнительницы составляет 163 см, а вес — 47 кг.
Диана Вишнева
Диана Вишнева – владелица собственного международного фестиваля CONTEXT, мировая звезда, прима Мариинского театра. Она начала танцевать в Мариинке еще тогда, когда не окончила Академию русского балета. Очень скоро Вишнева выступала уже в Большом театре.
Диана говорит, что является артисткой, а не балериной. Она не только принимает участие в чужих постановках, но и активно занимается созданием собственных проектов.
Вишнева попробовала себя в качестве киноактрисы в фильмах «Балерины», «Бриллианты. Воровство», «Кроткая».
Создав Фонд содействия развитию балетного искусства, она начала активно помогать начинающим танцовщикам.
Сергей Полунин
Возможно, рано говорить о Полунине как о легенде балета, но этот талантливый молодой человек в свои 29 лет без преувеличения «взорвал» зарубежную сцену, заставив всех снова говорить о русском балете!
Полунин родом из Украины, но успел поработать в Великобритании, в Баварии, в Париже и в России, где на сегодняшний день и живет. Сергей стал самым молодым премьером в истории Королевского балета Лондона!
В детстве мальчик занимался гимнастикой, позже поступил в Киевское хореографическое училище.
В прессе его называют «новым Нуриевым»… В 2018 году Полунин получил российское гражданство и сейчас работает и живет в РФ.
С Дженнифер Лоуренс в фильме «Красный воробей»
Парня обожают многие именитые зарубежные бренды — его можно увидеть в рекламных кампаниях Balmain, например. Также Полунин делает первые шаги в кино: «Убийство в «Восточном экспрессе», «Красный воробей», «Щелкунчик и четыре королевства».
Карьера балерины
Первым серьезным выступлением Захаровой на сцене прославленного петербургского театра стала постановка «Бахчисарайский фонтан» (1996), где она перевоплотилась в чувственную и нежную Марию.Светлана Захарова в постановке спектакля «Жизель»Несмотря на отлично проделанную Светланой работу, специалисты уверены, что настоящий успех балерине принесла роль в спектакле «Жизель» (1997), где она исполнила ведущую партию. Примечательно то, что подобные роли достаются лишь опытнейшим профессионалам. Выступление Светланы произвело фурор, ведь на Мариинской сцене еще не было случаев, когда столь юная танцовщица так легко справлялась с этой сложнейшей партией.Светлана Захарова на репетицииУже в 18 лет Захарова стала примой Мариинского театра, что само по себе является уникальным случаем. Грациозная и хрупкая девушка получала ключевые роли в таких классических постановках, как «Лебединое озеро» (1998) «Спящая красавица» (1999) и «Дон Кихот» (2000). Новый взлет в карьере балерины произошел в 2001 году, после знакомства с педагогом из Германии Джоном Ноймайером. Благодаря ему она получила основную роль в его балете «Тогда и теперь» («Now and then»). После выступления у Захаровой не осталось сомнений, что она способна осилить не только классику, но и современные танцы.Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и Владимир ПутинПосле триумфального сезона на родине Захарова блистала и во время зарубежных гастролей. Ее танцем можно было насладиться в Нью-Йорке, Лондоне, Мюнхене, Неаполе. На сцене прославленной Парижской оперы в конце 2001 года Светлана трижды станцевала в балете «Баядерка», поставленном Рудольфом Нуриевым. В конце 2002 года Захарова исполнила па-де-де из «Жизели» в дуэте с главным танцовщиком Большого театра Николаем Цискаридзе.
В 2003 году успешная молодая балерина приняла важное для своей карьеры решение и переехала в Москву, чтобы выступать в труппе Большого театра. Дебютной работой на новом месте работы оказалась постановка «Дочь фараона»
В 2008 году Захаровой предложил заключить контракт знаменитый театр Милана «Ла Скала» – она стала первой русской балериной, удостоившейся такой чести. В эти годы Светлана также продолжила выступления на сцене родного Большого театра, где выступила в постановках «Герой нашего времени», «Дама с камелиями» и «Легенда о любви».Светлана Захарова в роли Наташи Ростовой на первом балу (Сочи, февраль 2014)В 2013 году прославленная балерина оказалась вовлечена в неприятный скандал: она отказалась танцевать в спектакле «Онегин» во втором составе. Этот конфликт с руководством связали с последовавшим уходом директора Большого театра Анатолия Иксанова со своего поста. В 2014 году Светлану пригласили выступить на открытии Зимних Олимпийских игр в Сочи, она изобразила Наташу Ростову на первом балу.
Страсти в зале
Нынешняя клака Большого — это три разнородные группы. Первая — “бабулечки”, то есть фанаты эпохи 60-х (среди них попадаются и вовсе реликтовые экземпляры, например поклонницы Марины Семеновой, которой сейчас 94 года). “Бабулечек” — бывших бухгалтерш, переводчиц, учительниц и прочей разночинной интеллигенции — человек двадцать. В театре они появляются нечасто — на премьерах и генеральных репетициях, когда танцуют ученики их кумиров и иногда по зову сердца (сердца “бабулечек” наиболее чувствительны к Николаю Цискаридзе и Марии Александровой).
В экстренных случаях старую гвардию вызывают кого-нибудь “поддержать”. Денег за это “бабулечки” не берут. К ним все относятся с нежностью, как к носителям славных традиций. Главный администратор Большого, сам из бывших поклонников, хоть и ворчит, но неизменно выписывает им пропуска.
Вторую группу составляет клака в традиционном значении этого слова, то есть те, кто работает небескорыстно. Ее клиенты в основном оперные артисты. Из балета — только Анастасия Волочкова. Состав этой группы непостоянный, хотя лидеры известны. Разумеется, они не слишком разговорчивы. В получении наличных денег не признается никто. Чаще всего берут “борзыми щенками” — билетами, которые перепродают. Численность своих команд эти люди склонны преуменьшать.
— говорит лидер группы Марина.
Третью, самую многочисленную когорту составляют театралы времен 80-х. Всего их человек пятьдесят, три команды
Все солисты Большого, даже второго ряда, охвачены их вниманием. Это требует пристального внимания к внутритеатральной ситуации
“Восьмидесятники” — люди вполне обеспеченные, как правило, с высшим образованием; сегодня именно они определяют околотеатральную ситуацию. С “шестидесятниками” их роднит странный образ жизни (в театр ходят практически ежедневно, как на работу) и отсутствие оплаты труда. Отличает беспринципность, за которую их презирают старшие товарищи: “восьмидесятники” связаны круговой порукой и поддерживают всех поголовно, независимо от личных пристрастий.
Сами они объясняют свою беспринципность экономическими причинами: билеты стоят дорого; каждый лидер может провести с собой не больше одного-двух десятков людей, а для “полновесного успеха” это мало. Приходится работать по принципу: сегодня ты поддерживаешь моего клиента, завтра я — твоего. Это бывает неприятно: приходится орать “браво” недостойным и нарываться на грубость соседа по партеру: “Тебе сколько заплатили? Я дам больше, чтобы ты заткнулся!”
Но корпоративная этика не позволяет уклониться от “поддержки”. Роман Абрамов, лидер “восьмидесятников”, рассказывает:
Анна Павлова
Слава пришла к ней в 1907 году после миниатюры «Умирающий лебедь». Павлова должна была выступать на благотворительном концерте, но её партнер заболел. Буквально за ночь балетмейстер Михаил Фокин поставил новую миниатюру на музыку Сан-Санса.
Анна Павлова. (wikipedia.org)
Исполнив в 1913-м последнюю партию на сцене Мариинки, балерина собрала труппу и переехала в Лондон. Павлова впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже неподготовленной публике.
В каждый спектакль она вносила много своего. Привычные образы она трактовала и танцевала по-новому, порой совершенно меняя сценическую жизнь спектакля.
Невероятно артистичная
Нежная и в то же время дерзкая… Прима-балерина Мариинского театра, Народная артистка России Ульяна Лопаткина в октябре отметит 43-летие. Она известна всему миру, но о себе говорить не любит. Ульяна очень практична и предпочитает словам действия.
«Это не Голливуд, в балете все ближе к делу. В балете все доказывается работой. Работа очень тяжелая, физически, психически, эмоционально тяжелая, и есть за что уважать людей, которые занимают высокое положение в балете, — они своим трудом это место оправдывают», — заметила в одном из интервью Лопаткина.
Ульяну называют «иконой русского балета».
Но артистка вовсе не страдает звездной болезнью и полагает, что каждый из нас в некоем смысле может быть «иконой».
Нина Капцова
Нину Капцову в 1996 году, сразу после окончания Московской государственной академии хореографии, приняли в труппу Большого театра. Она с детства была отличницей и не привыкла работать вполноги.
Результат усердных тренировок налицо: в 2011 году Капцова получила звание примы Большого. После чего закрепила свой успех ведущими партиями в балетах: «Изумруды», «Иван Грозный», «Онегин». Сегодня приму-балерину можно увидеть на сцене Большого в образе Маргариты Готье в «Даме с камелиями», а также в «Классической симфонии».
https://youtube.com/watch?v=cDoiVKtqrFo
Елена Дудник, “Аргументы и факты“