10 лучших японских фильмов всех времён

Жанр: приключения

Фильм «Кикудзиро» вышел в 1999 году. Это история о мальчике, который хотел встретиться с мамой, и вместе со стариком-соседом отправился в путешествие. В жанре приключений этот фильм признан одним из лучших, по отзывам зрителей. Дорога, взаимоотношения мальчика и пожилого мужчины, конечная цель путешествия – простая история с интересными событиями, впрочем, как и все в Японии.

Какие лучшие японские фильмы? Список этот можно продолжать долго. Кто-то скажет, что лучшие фильмы — те, что получили много наград. Кому-то кажется, что лучшими можно назвать киноленты, которые посмотрело большинство зрителей, а кто-то в восторге от старого кино

Не столь важно, какой фильм назван лучшим, важно, чтобы он оставил только приятные воспоминания

«Двуличная девчонка»

Все тайное рано или поздно становится явным.

Ника Тамия – самая красивая девочка в школе. Настоящая «королева». Самая популярная, стильная и красивая, да и учится на отлично. Но такой Ника предстает только в школе. Переступая порог своего дома, она буквально становится серой мышкой. Треники, гульки и совершенно развязное поведение – именно такая Ника на самом деле.

Дома популярную девчонку ждут видеоигры, стопка комиксов и бесформенная одежда. Имидж Ники продолжал бы оставаться безукоризненным, если бы в школе не появился новый ученик – Камияма Арата. Он узнает про скелеты в шкафу Тамии. Теперь ей грозит разоблачение. Но история переворачивается, когда новичок в школьная красавица влюбляются друг в друга.

Харакири (Seppuku), 1962

Фильм режиссера Масаки Кобаяси повествует о нищем ронине, который хочет воспользоваться старинным обычаем и сделать сеппуку (ритуальное самоубийство) во дворе дома знатного самурайского клана – это считалось почетной смертью.

Главный герой Хансиро Цугумо приходит к клану Ии со своей просьбой, но его пытаются отговорить странным образом – запугивая мучительной смертью предыдущего такого же просителя. Ему рассказывают, что тот пришел даже не с настоящим мечом, а с бамбуковой подделкой. Но они заставили его совершить самоубийство тупым бамбуковым мечом. Цугумо знает своего предшественника, и знает, что тот продал мечи ради денег для своей семьи. И даже просить места для самоубийства он приходил, тайно надеясь на жалость: может, ему дадут денег или работу.

Но главный герой тверд в своем решении и не надеется на жалость. И готовясь к ритуалу, он рассказывает свою историю…

Звонок

Ringu

  • Япония, 1998 год.
  • Ужасы, триллер, детектив.
  • Длительность: 96 минут.
  • IMDb: 7,2.


Кадр из фильма «Звонок» Молодая журналистка Рейко Асакава вместе со своим бывшим мужем пытается расследовать дело о необычной кассете. Тем, кто посмотрел эту запись, звонит незнакомка и сообщает, что через неделю они умрут. И люди действительно погибают от остановки сердца. Среди жертв кассеты — племянница Асакавы, поэтому героиня чувствует, что обязана докопаться до правды. Ситуация усугубляется ещё и тем, что маленький сын журналистки тоже видел роковую плёнку.

Фильм Хидэо Накаты совершил настоящую революцию в жанре ужасов и подогрел интерес международной аудитории к азиатскому хоррору. Режиссёр сознательно отказался от хеппи‑энда: в финале попытки героев договориться со злом ни к чему не приводят, и круг (именно поэтому оригинальное название означает сразу и «звонок», и «кольцо») замыкается.

Образ Садако, девушки‑призрака с чёрными распущенными волосами, закрывающими лицо, пришёл из традиционной японской мифологии, а после «Звонка» стал культовым во всём мире и породил множество подражателей. Хотя картина пугает не только этим: она отличается умело созданной атмосферой саспенса и отчуждённости.

Угрюмая цветовая гамма, непрекращающийся дождь, тишина в пустынных комнатах — всё это подчёркивает одиночество Асакавы и её мужа, их погружённость в себя. Причём героев не случайно сделали именно супругами в разводе.

В 2002 году вышел американский ремейк «Звонка» авторства Гора Вербински. Заслуга американских создателей в том, что они не просто скопировали оригинал, но и объединили типичные черты японских ужастиков с культурными традициями своей страны.

Так, художник‑постановщик Том Даффилд черпал вдохновение в картинах Эндрю Уайета, необычайно точно передававшего в своих работах чувство одиночества и безысходности. А часть визуальных приёмов по построению кадра Вербински позаимствовал у мастера ужасов Альфреда Хичкока.

Дневник Умимати (2015)

Теплый семейный фильм о родственных связях. Сати, Ёсино и Тики – сестры. 14 лет назад они потеряли родителей. Нет, они не погибли. Отец ушел к другой женщине, а мать бросила девочек, так как не могла справиться со своим горем. Их воспитала бабушка, но главой семейства пришлось стать Сати, которая на тот момент еще училась в школе. Забота о младших сестренках легла на ее хрупкие плечи. Когда девушки повзрослели, они остались самыми близкими людьми друг для друга. Когда их отец умирает, они решают попрощаться с ним и приезжают на похороны. Девушки узнают, что у отца были дочь. 13-летняя Сюдзю осталась сиротой. Сати, Ёсино и Тики делают ей предложение, от которого она не может отказаться. Сюдзю дает свое согласие, теперь она будет жить вместе с сестрами…

Королевская битва (2000)

Фантастический триллер. В стране нестабильная ситуация. В результате экономического кризиса более 15% населения остались без работы. Даже школьники решили вмешаться и устроить бойкот. Власти находят выход из положения и запускают проект «Королевская битва». 42 старшеклассника отправляются на остров, обратно вернется только один. Это игра на выживание, которая проходит под объективами телекамер. Выбора нет. На шее у каждого школьника металлический обруч, который взрывается если он не выполняет условия игры. Ребята растеряны, но им ничего не остается как начать борьбу за выживание…

Становление кинематографа

Снимать кино в Японии начали в 1899 году. Первые фильмы Японии походили на театральные постановки. В них все – от игры актеров до декораций — напоминало японский театр кабуки. В связи с тем, что японская манера общения, жесты и мимика разительно отличались от европейских, в фильмах присутствовали кацубэнэ – люди, которые после каждого эпизода описывали, что происходит на экране.

Со временем из кинематографа начали исключать театральные веяния. Родоначальником такого новаторства стал режиссер Сёдзо Макино. Фильмография постепенно становилась все более реалистичной.

30-е годы ХХ века считаются самыми плодотворными в японском кино. В это время появился звук, над созданием фильмов начали работать не только режиссеры, но и продюсеры.

50-е годы – «золотой век» японского кинематографа. В это время образовалась так называемая «большая шестерка» — 6 кинокомпаний, 5 из которых действуют и сегодня. В это время больше выходит документальных фильмов, сюжеты которых рассказывают о становлении Японии и Второй мировой войне. Под конец 50-х годов Япония заняла 1-е место по выпуску фильмов в мире. Фильм Акиро Куросавы «Расёмон», который вышел в этот период, получил почетную награду «Золотой Лев» Венецианского фестиваля и премию «Оскар» (1952 год) в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

70-е годы ознаменовались для японского кино возможностью участвовать в иностранных кинопроектах.

80-90-е годы — время кризиса японского кино. Фильмы Японии начинают жестко конкурировать с американскими, появляются малобюджетные авторские киноленты, в которых описываются социальные проблемы общества.

Спустя несколько лет кинематограф Страны восходящего солнца начинает экранизировать книги японских писателей, перенимает практику создания фильмов разных жанров у американцев и переделывает ее на собственный лад.

Жанр: романтика

Японские фильмы про любовь пользуются большой популярностью у зрителей всех стран мира. Из самых известных, которые завоевали не только уважение, но и награды, можно назвать следующие:

  • «Соседка Яэ-тян» — фильм был представлен общественности в 1934 году. Пожалуй, это была самая первая романтическая история, в которой рассказывалось о любви двух студентов.
  • «Дочь самурая» — в фильме описана история молодого агронома Теуро, который вернулся в Японию по окончании обучения в Европе, и немецкой девушке Герде. Для Теуро, который за время учебы в Европе привык к индивидуальной свободе, жизнь в Японии кажется неимоверно тесной и ограниченной, и только знакомство с Гердой помогает ему пересмотреть свои приоритеты. Фильм вышел в 1937 году и до сих пор является образцом для подражания.

Японские фильмы про любовь нового поколения отличаются разнообразием сюжетных направлений, которые подобраны для разных целевых аудиторий. Лучшими среди них можно назвать:

«Куклы» (2002 год). В фильме раскрыто три любовные истории. Каждая из них – это отдельная сюжетная линия, рассказывающая о том, какие могут быть отношения между влюбленными и какой, по сути, может быть любовь. От любви можно сойти с ума; если отказаться от любви, потом можно пожалеть; за любовь нужно сражаться.
«Я просто люблю тебя» (2006 год). История двух студентов, которые волей судьбы случайно встретились и подружились

Он никогда не воспринимал ее всерьез, а она слишком долго его ждала и сделала все, чтобы он обратил на нее внимание. Судя по отзывам зрителей, этот фильм отлично подойдет для романтиков, одиночек и тех, кто уверен в своей «эмоциональной непробиваемости».
«Небо любви» (2007 год)

Любовь всегда приходит внезапно, так случилось и с героиней этого фильма. Она просто влюбилась в человека, который постоянно ей звонил, вот только из-за недопонимания они вынуждены были расстаться, но даже спустя много лет их любовь не исчезла.

Но романтическими историями «любовь» в японском кинематографе не ограничивается. Мало кому известно, что существуют японские фильмы про любовь «18 плюс» – категория для взрослых. Среди них есть и те, что завоевали много наград, к примеру, «Империя чувств» (1978).

7 самураев (Shichinin no samurai), 1954

События фильма «7 самураев» разворачиваются в 1586 году и рассказывают о гражданской войне в Японии.  Среди хаоса и беспорядка процветают «преступные элементы» — мародеры, грабители, бандиты. Они терроризируют жителей деревень и городов, отбирают пищу и скот, убивают целые семьи. Но в одной деревеньке жители решили, что смогут противостоять бандитам, если наймут самураев – профессиональных воинов, которые в любом случае лучше самих крестьян на поле боя.

Это философское драматическое рассуждение об истинных человеческих ценностях и образе мыслей действительно смелых и благородных людей.

Фильм снял Акира Куросава в 1954 году в жанре «дзидай-гэки» (яп. 時代劇, исторический драматический фильм, рассказывающие про боевые приключения самураев). Во время съемок происходило много такого, что чуть не останавливало всю работу. Например, Куросава часто выходил за рамки бюджета, и потому продюсеры собирались прекратить финансирование, но режиссер снова и снова уговаривал их (как водится, до следующего раза). А еще на финальную сцену постоянно не хватало лошадей – тоже отголоски жесткого бюджета.

В сюжете все пронизано конкретикой и четким понимаем действий героями, все готовы делать то, о чем говорят. Отдать – означает отдать; умереть – значит, умереть. Здесь нет долгих рассуждений «ни о чем», но есть глубокое понимание того, на что они идут: семеро против сорока. И нельзя сказать, есть тут или нет счастливого конца, все зависит от точки зрения.

Почему ты не играешь в аду? (2013)

Якудза Тайдзо обещал жене, севшей в тюрьму на 10 лет, что их дочь Мицуко сыграет роль в кино. В последний момент отцу удаётся выполнить клятву – он находит любителя-киномана со съёмочной группой, снявшего на камеру реальную битву кланов с участием девушки. У актёра, исполняющего роль режиссёра-фанатика, на съёмках от усердной игры поднималась температура до 39 градусов. Несмотря на фонтаны крови и отрубленные конечности, на выходе получился интересный японский фильм в комедийном стиле, с мультяшными свирепыми разборками.

Оригинальное названиеJigoku de naze waruiЖанрБоевик, комедияАктерыДзюн Кунимура, Фуми Никайдо, Синъити Цуцуми…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 7.2

Тетрадь смерти

Первый открытый показ «Тетради смерти» состоялся в июне 2006 г. Отличный японский фантастический фильм снят по мотивам комикса. Также существует анимационное кино по аналогичной идее.

Студент становится обладателем тетради с мистическими свойствами. Стоит написать на страницах имя человека, как тот, кому оно принадлежит, погибает вне зависимости от того, где он находится. Молодой человек осознаёт: в его руках оказалось мощное и действенное оружие, с помощью которого можно избавить мир от преступности всех мастей. Парень старательно записывает в тетрадку имена убийц и прочих негодяев, заранее узнав, как выглядят потенциальные объекты праведной кары. Методичное истребление зла в государстве нарушает вмешательство следователя, который выходит на след мстителя и преподносит ему свою правду.

Рай и ад (Tengoku to jigoku), 1963

Драматический фильм Акира Куросавы, еще более эмоциональный, сложный и неоднозначный. Рассказ идет о богатом промышленнике, хорошем и проницательном человеке, ставшем перед дилеммой: спасти чужого мальчика, которого похитили вместо его сына по ошибке, или плюнуть на все и не тратиться на выкуп, ведь иначе он останется банкротом? Этот вопрос и станет главной мыслью фильма: человеческая жизнь или деньги.

Первая часть фильма требует терпения, так как показывает сложные размышления и переговоры, много телефонных звонков и расследований. Во второй части действие более динамично.

Очень японский хоррор: 7 фильмов, после которых действительно страшно

Критики отмечают парадоксальное для фильма ужасов смешение жанров в «Кинопробе» Такаси Миике: мелодраматический сюжет семейной драмы оборачивается жестоким триллером, способным повергнуть в шок далеко не самых впечатлительных зрителей. Картина практически лишена мистики и традиционных демонов и призраков, зато изобилует ужасами обыденности и вариациями на тему сексуальной ущемленности женщин в Японии. На эту картину безусловное влияние оказала богатая национальная традиция легкого порно с садомазохистическими чертами и виктимными жертвами. После нескольких скандальных показов на кинофестивалях, где картина вызвала негодование и гнев у западных борцов за права женщин, Такаси Миике стал вторым по популярности в Европе японским режиссером после Такеси Китано. А Квентин Тарантино назвал «Кинопробу» одним из лучших фильмов начиная с 1992 года.

Сюжет. Вдовец Аояма принимает предложение старого друга кинопродюсера использовать кинопробы к новой ленте в качестве смотрин. Еще просматривая резюме девушек, Аояма влюбляется в одну из них, молодую, в прошлом балерину, красавицу Азами Ямазаки. После ночи, проведенной вместе в гостинице, девушка неожиданно пропадает, и обезумевший от любви Аояма, пытаясь ее разыскать, приходит в балетную школу, где когда-то танцевала Ямазаки. Из воспоминаний учителя танцев зритель узнает о издевательствах, которым подвергалась девочка. Около половины фильма зритель недоумевает, чем же «Кинопробы» зацепили Тарантино и когда же эта психологическая семейная драма превратится в обещанный в кровавый триллер. Но очень скоро становится ясно, что молчаливая красавица, в которую без памяти влюбился Аояма, оказывается настоящей садисткой, готовой мстить за детские травмы с яростью и изощренностью, достойной неуспокоенного злого духа – юрэя.

Источник зла. Миике в качестве объекта зла выбрал молодую красивую женщину, изуродованную, по Фрейду, в детстве. Сексуальное насилие, фетиш детскости в женщинах любого возраста (недаром все традиционные женские имена заканчиваются иероглифом «ко» — «ребенок») оказали бесспорное влияние на «Кинопробу».

Жуткая сцена. Сидя у себя дома в кресле, Аояма выпивает виски, в который девушка уже подмешала парализующий наркотик. Мужчина галлюцинирует и видит встречи с Ямазаки, где она рассказывает, как над ней измывались родные и отчим, видит умершую жену, которая пытается отговорить его от встреч с Ямазаки. Видит он и человека без языка, ног и пальцев на руках, спрятанного в мешке в комнате у своей возлюбленной. Очнувшись, Аояма обнаруживает Азами рядом – на ней кожаный фартук мясника и черные резиновые перчатки до локтей. При ней набор акупунктурных игл, которые она втыкает своему кавалеру в солнечное сплетение и в глаза, детским голосом приговаривая: «Глубже-глубже-глубже». Даже отрезая несчастному мужчине ноги зазубренной проволокой, Азами выглядит так, словно для нее это все детская игра, а в кадре постоянно появляется ее довольное лицо. «Истории ужаса из Токио»

Сборник из пятнадцати короткометражек, снятых по сюжетам как традиционных японских кайданов, так и современных городских легенд, собранных по всей Японии.

«Томие»

Томие — это демон похоти (что-то вроде суккуба), обладающий невероятной красотой. Томие способна заставить мужчину совершить все что угодно. Сюжет кинокартины расскажет о юной девушке по имени Тсукико Идзумисаве. Тсукико вынуждена сразиться с Томие за душу своего парня, который попал под контроль злобного демона похоти. Сможет ли юная девушка одолеть Томие? Победит ли искренняя любовь похоть и разврат?

Картина вызывает страх за счет своей атмосферы, которая пугает и в то же время зачаровывает. Атмосферу, в свою очередь, создает восхитительный саундтрек, который отлично вписывается в общую концепцию фильма.

Телохранитель (Yôjinbô), 1961

«Телохранитель» — тоже фильм  Акиры Куросавы. Он довольно легко и непринужденно повествует о небольшом эпизоде из жизни городка незадолго до революции Мэйдзи (19 век). Бедный самурай решает помочь жителям города, который терроризируют местные бандиты. А те только дерутся и играют в кости целыми днями да ненавидят друг друга. А что самое неприятное: молодежь стремится уйти в бандиты, потому что хочет легкой красивой жизни.

Этот фильм отличается от подобных тем, что самурай-помощник не бросается грудью на амбразуру, а хитростью стравливает банды «Беглые преступники» и «Игроки» между собой, чтобы потом добить оставшихся. Для этого он нанимается в одну из банд телохранителем, до этого устроив показательную расправу над членами второй бандой. А потом начинает игру «на два фронта».

Некоторые могут возразить, что фильм не настолько хорош, чтобы находиться в ТОП-10, однако у него неспроста такой высокий рейтинг: лента отличается тем, что в ней используется особенная операторская и актерская работа, а сам фильм рассказывает об игре на людских пороках и желаниях. В целом получилось ненавязчиво и интересно, даже есть над чем посмеяться – там много юмористических персонажей.

«Женщина с разрезанным ртом»

В одном из японских городков начинают таинственно исчезать дети. Тогда среди жителей начинает распространяться слух о женщине с разрезанным ртом, которая более 30 лет назад наводила ужас на жителей Японии. В надежде отыскать пропавших детей два школьных учителя начинают собственное расследование.

Отличная картина, которая рассказывает зрителю интересную и занимательную историю. Жуткая и в то же время затягивающая атмосфера развивается на протяжении 90 минут и все это время держит зрителя в напряжении. Ощущаешь себя маленьким ребенком, которому рассказывают очередную страшилку. История вроде бы и пугает до дрожи, но при этом хочется дождаться конца, узнать, чем все закончится.

Пожалуй, больше всего пугает тот факт, что фильм основан на вполне реальной истории. В Японии существует городская легенда (кутисакэ-онна), повествующая о женщине, которая была убита своим мужем, а позже вернулась в мир живых в качестве злого мстительного духа. На стыке 1970-1980-х годов эта легенда вызвала настоящий всплеск паники. Занятия в некоторых школах отменялись, родители самостоятельно привозили и забирали своих детей из школы, а на территории студенческих городков круглосуточно находились полицейские патрули. Причиной такого хаоса стал случай, произошедший в 1968 году. Тогда на территории Японии был найден череп молодой женщины. Ее рот был разрезан от уха до уха. Но почему этот случай вспомнили лишь по прошествии 10 лет? Пожалуй, катализатором стало происшествие, которое произошло 21 июня 1979 года в Химедзи. Местными правоохранительными властями была арестована психически больная женщина по имени Маюми Саваго. Девушка бродила по улице с кухонным ножом, которым она ранее разрезала себе рот до ушей.

«Призрак в доспехах»

В список аниме, которые должен посмотреть каждый, обязательно включают ленту Мамору Осии «Призрак в доспехах». Это трилогия, состоящая из полнометражных фильмов, которые снимались с большим временным промежутком.

Это аниме — яркий пример, когда основой для сюжета послужила популярная манга. По сюжету картина отдаленно напоминает фильм братьев Вачовски «Матрица».

Действие аниме разворачивается в 2029 году. В мозг всех жителей Земли вживлены электронные имплантаты. С одной стороны, они теперь быстрее соображают и решают повседневные задачи, но с другой — у хакеров появилась возможность буквально «взламывать» человеческий мозг. Это и делает главный злодей по прозвищу Кукловод. На борьбу с ним выходит бюро общественной безопасности.

Главная идея фильма — в том, что необходимость технического прогресса ставится под большой вопрос. Ведь главной, по мнению авторов аниме, должна оставаться человеческая природа.

Ты сияешь в лунном свете (2019)

Дорама в стиле фэнтези снята по роману Тэцуя Сано «Ты сияешь лунной ночью». Озвучка на русском языке добавила красивому японскому фильму поклонниц, мечтающих о порции романтики и светлой грусти. Сюжет про влюблённых, не имеющих будущего из-за болезни, весьма распространён в кинематографе Японии. На этот раз у старшеклассницы Мамидзу эффектное, но смертельное люминесцентное заболевание – под светом луны тело девушки мерцает, и чем ближе конец, тем ярче сияние. Мамидзу нельзя выходить за пределы больницы, поэтому мечты возлюбленной воплощает её парень Такуя.

Оригинальное названиеKimi wa Tsukiyo ni HikarikagayakuЖанрМелодрама, фэнтезиАктерыМэй Нагано, Такуми Китамура, Кёко Хасэгава…СтранаЯпонияРейтингIMDb – 6.1

Волчица и черный принц (2016)

Героиня яркого представителя подросткового кино Японии Эрика Шинохара – новенькая в классе и боится оказаться изгоем среди школьниц, хвастающихся своими парнями. Девушка выдумывает себе бойфренда, а когда подружки сомневаются в его существовании, снимает на телефон прохожего красавчика и предъявляет фото, как доказательство. Но на снимок попадает звезда школы, парень по имени Кёта Сата. Чтобы спасти ситуацию, Эрика уговаривает местного принца подыграть ей, но что потребует взамен от девочки избалованный и чёрствый Сата?

Оригинальное названиеOokami shoujo to kuro oujiЖанрДрама, мелодрама, комедияАктерыФуми Никайдо, Кэнто Ямадзаки, Ририа Баба…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 6.3, IMDb – 6.1

Жанр: военные фильмы

Японские фильмы про войну 1941-1945 гг. лучше всего представлены кинолентами, вышедшими в военный и послевоенный периоды:

  • «Заколка для волос» (1941 год). Вдали от фронтовой зоны разворачивается лирическая история, в которой философским образом раскрываются мысли о человечности в военное время.
  • «12 пар глаз» (1954 год). За 18 лет многое может произойти. Фильм отслеживает, как меняется жизнь школьников одного класса и их учительницы. Какими они были в мирное время? Как пережили войну? Гуманность, невинность, человеческие потери – эти темы поднимаются на протяжении всего фильма.
  • «Плывущие облака» (1955 год). Любовь бывает даже на войне. В оккупированной местности случайно встречаются мужчина и женщина. Когда заканчивается война, они начинают жить вместе, но даже проплывающие в мирном небе облака не дают им забыть о случившемся.

Жанр: история

Лучшие фильмы Японии этого жанра повествуют о гражданской войне и самураях:

  • «Солнечные сказания о последних днях сёгуната» (1957 год). События, происходящие перед реставрацией эпохи Мэйдзи, представлены как исторический бурлеск с нотками черного юмора. Это первый исторический комедийный фильм о самураях.
  • «Телохранитель» (1961 год). Самураи-одиночки были редким явлением в XIX веке, но когда они появлялись в городе или деревне, жители могли быть уверены, что вся несправедливость будет искоренена.
  • «Харакири» (1962 год). Харакири – давняя самурайская традиция и, по сути, добровольный процесс, к которому никто не принуждает. Однако есть определенные правила для осуществления этой процедуры. Но, видимо, сама судьба не хочет, чтобы главный герой фильма приступил к умышленному самоубийству – практически перед самым «мероприятием» загадочным образом исчезают три самурая, которые должны были присутствовать во время харакири.

Беспредел (2010)

Эффектный гангстерский фильм про горячих японских парней с натуралистичными сценами и захватывающим сюжетом про передел власти. Якудза Отомо наблюдает, как члены преступных кланов попирают клятвы и традиции в борьбе за влияние в новых условиях. Время суровых героев со старинным кодексом чести уходит с криминальной сцены Японии. Пробил час финансистов с двойной игрой, предательством и пренебрежением к данному слову. Какие метаморфозы происходят с членами якудзы в мире коррупции, где деньги решают всё?

Оригинальное названиеAutoreijiЖанрКриминал, драма, триллерАктерыТакеши Китано, Киппэй Сина, Рё Касэ, Фумиё Кохината…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 6.8Возрастные ограничения18+

Могила светлячков (Hotaru no haka), 1988

Еще один полнометражный мультфильм, но уже от режиссера Исао Такахата. Он рассказывает довольно простую историю, человеческую трагедию, основанную на реальных событиях. Никакой политики или рассмотрения исторических спорных вопросов, только живые люди и их судьбы.

И хотя мультфильм о военных событиях во время Второй мировой, в первую очередь он о детях войны. Главные герои – парень Сэйта и его маленькая сестра Сэцуко – теряют родителей: мама умирает от бомбежки, а отец уходит на фронт, где потом и погибает. Поначалу они живут у своей тетки, но скоро становится ясно, что она им, мягко говоря, не рада. Тогда брат с сестрой решают жить где-нибудь еще, например, в заброшенных убежищах. Но там их поджидают новые несчастья.

Предоставленные сами себе, они переживают настоящее психологическое приключение с искрами любви и надежды, их символом – светлячками, которые живут так недолго.

Принцесса Мононоке (Mononoke-hime), 1997

Прекрасный красочный мультфильм Хаяо Миядзаки, рассказывающий о парне Аситака, живущем в деревне далеко на Востоке, докуда не доходят вести из мира. Однажды жители видят стремительно гибнущий лес и вепря-оборотня, который охвачен ненавистью ко всему живому.

Аситака, не колеблясь, отправляется на бой с оборотнем, сначала лишив его зрения, а потом и убив. Но демоническое существо успевает наложить свое проклятие, теперь Аситака обречен. Он отправляется в другие края, чтобы найти лекарство для себя, и по пути встречает разбойников, грабящих деревню и убивающих жителей. Желая защитить невинных, Аситака бросается в бой, где становится ясно, что проклятие хоть и причиняет массу боли, но и дает невероятную силу, питаемую ненавистью человека.

Спустя некоторое время Аситака становится свидетелем еще более масштабного противостояния – людей и леса. По одну сторону принцесса леса Мононоке, с другой – люди, добывающие железо в округе и вырубающие для этого лес. Это не просто стычки, это война. К этому присоединяются люди императора, которые хотят забрать голову Лесного бога, чтобы управлять им.

Но на чьей стороне правда? Если правы лесные жители и Лесной бог, то люди умрут с голода без торговли железом. А если люди – погибнет многовековой лес и его жители…

Признания

6 место в рейтинге японских фильмов занимает драма «Признания». Картина появилась в прокате в июне 2010 года. Она моментально заслужила одобрительные отзывы критиков и простых обывателей, любящих качественное, осмысленное кино, созданное по канонам напряжённого психологического триллера с оригинальной задумкой.

Школьная учительница недавно потеряла дочь. Убитая горем женщина старается сохранять хладнокровие и внешнее спокойствие. Однажды она приходит в класс, чтобы провести последнее занятие. Ученики не замечают, как резко поменялись роли, урок пройдёт явно не по стандартному плану.

9. Вкус чая (2004)

КиноПоиск: 7.5IMDb: 7.7Жанр: фэнтези, комедияРежиссер: Кацухито ИсийМузыка: Тембо ЛиттлДлительность: 143 мин.

«Вкус чая» часто описывают как сюрреалистическую версию фильма «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана. Это история необычной семьи, живущей в обычной сельской местности к северу от Токио.

Сюжета в картине, по сути, нет, каждый из главных героев занят своей «безуминкой», но это не мешает им быть смешными, трогательными и наслаждаться простыми человеческими радостями.

Фильм «Вкус чая», получивший множество наград на международных кинофестивалях — яркий образчик визуально и эмоционально захватывающих картин, на которые равняются многие современные японские кинематографисты.

Пешком-пешком (2008)

Драматический фильм о семейных отношениях. Пожилые супруги Ёкояма собирают всех своих родственников, чтобы почтить память умершего сына. Он погиб давно. Утонул, спасая из воды незнакомого мальчишку. Приезжает дочь со своей семьей и второй сын. Этот день наполненный суетой, приготовлением еды, душевными разговорами – он кажется обыденным. Зрителю представляется уникальная возможность увидеть, как складываются отношения в этой семье. Дети уезжают, а родители будут снова ждать их приезда. Сын и дочь напротив – считают, что одного раза в год вполне достаточно. Они думают о том, что однажды им не придется больше сюда приезжать…

Признания (2010)

В бассейне тонет дочь преподавательницы средней школы. Несчастный случай? Юко Моригути знает – в смерти её ребёнка виноваты два ученика. Но по закону 13-летним мальчишкам не грозит наказание. В свой последний день в классе женщина раздаёт утреннее молоко. Юко выдвигает обвинения преступникам и объявляет, что в это молоко подмешала заражённую кровь. Самобытное японское кино в жанре психологического триллера с неординарным визуалом, сценами слоумо и классным саундтреком.

Оригинальное названиеKokuhakuЖанрТриллер, драмаАктерыТакако Мацу, Ёсино Кимура, Масаки Окада…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 7.6, IMDb – 7.8

Что такое аниме?

Итак, разберемся, что из аниме посмотреть следует в первую очередь. Для начала определимся, что вообще такое аниме.

Главное отличие японской анимации от продукции других стран в том, что аниме в основном рассчитано не на детей, а на подростков и даже взрослых. Именно поэтому оно так и популярно в мире.

К тому же аниме отличается уникальным видом персонажей. Чаще всего оно выходит в виде сериалов, однако есть и популярные полнометражные картины, снятые в жанре аниме.

Источников для большинства современных аниме всего три. Это манга — японские национальные комиксы. Ранобэ — это в основном подростковые и юношеские истории в самых разных жанрах: от любовных историй до ужасов и научной фантастики. А также компьютерные игры. Изредка используют классические литературные произведения. В некоторых случаях аниме снимается по оригинальному сюжету. Тогда оно само может послужить созданию посвященной ему манги или ранобэ.

При экранизации аниме, как правило, авторы бережно сохраняют визуальный ряд первоисточника, будь то компьютерная игра или иллюстрации к ранобэ-повестям.

Годзилла: Возрождение (2016)

В токийских туннелях под мостом происходит непонятная авария. Чиновники и сотрудники чрезвычайных служб еще не знают, что вскоре им предстоит сразиться с новой версией Годзиллы – чудовищем, которое появилось на свет из-за радиоактивных отходов, и трансформируется по мере взросления. Полнометражный фантастический фильм производства Японии с качественной русской озвучкой понравится поклонникам ужастиков о знаменитом монстре Годзилле.

Оригинальное названиеShin GojiraЖанрУжасы, фантастика, боевик, драма, приключенияАктерыХироки Хасэгава, Ютака Такэноути, Сатоми Исихара…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 5.8, IMDb – 6.8

Заключение

Как уже ранее описывалось, японские фильмы – это нечто созерцательное. Отсылаясь к буддизму, который учит всеобщей просветлённости, можно сказать, что японское созерцательное кино как раз отсылает к высшей точки духовного познания – к нирване. Японские фильмы неторопливы, человек как будто попадает в сам фильм. Наличие очень малого числа диалогов или почти их полное отсутствие заставляет задумываться не над внешней оболочкой самого фильма, а над тем, что же режиссер хочет нам сказать. Созерцательность фильма, так же как и его тишина даёт предпосылки подсознанию. Наверное, во время просмотра японских фильмов именно созерцательного жанра, отдыхает не только тело, но и разум и душа.
И нельзя не сказать пару слов о японских фильмах ужасов, которые прославились на весь мир благодаря американским римейкам. Самые знаменитые из них это, пожалуй, «Звонок» и «Проклятие». В обоих фильмах фигурирует образ зла в целом в лице маленькой мёртвой девочки (или мальчика, как в «Проклятии»), которые мстят за свою смерть. Одним из важнейших элементов синтоизма является отношение японцев к духам умерших людей. Почитая и уважая их, в фильмах этого жанра, напротив, японцы пытаются уничтожить зло в лице этих духов. Можно сказать, что этим режиссёры пытаются показать какую-то боязнь перед духами. Люди боятся чем-то разгневать духов и тем самым навлечь на себя их ярость.

Еще можно, кроме самого кинематографа, рассмотреть напоследок одно из самых знаменитых культурных направлений Японии, а именно анимационное направление. Аниме – это мультфильмы, которые во всём мире смотрят и взрослые и дети. Одними из самых популярных аниме, известных во всем мире широкой аудитории, являются, пожалуй, рисованные шедевры Хаяо Миядзаки «Ходячий замок» и «Унесённые призраками». В последнем мультфильме были использованы очень многие божества, ками, которые помогали маленькой девочке выбраться из мира призраков и при этом спасти своих родителей.

Эстетика всего японского кинематографа включает в себя умиротворенность дзен-буддизма, его созерцательную основу. И, конечно, в большинстве фильмов или аниме японцы стараются воздать уважение и тем божествам или духам, которым они поклоняются.
В этом, возможно, заключается главная эстетическая линия японского кинематографа. В познании жизни простых людей через призму мифологических и философских знаний этого народа. Ермолович Евгения, Энциклопедия для детей. Т.6 Религии мира. ч.2. М:Аванта+,2004., Козловский Ю.Б. Философия экзистенциализма в современной Японии. М., 1975, Wikipedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector