Анимационное кино

Содержание:

Чем занимается аниматор

Профессиональный аниматор — это не клоун, развлекающий туристов и детей на утренниках. Профессия художник-постановщик анимационных фильмов — это владение инструментами, навыками, технологиями, позволяющими одушевлять героев компьютерных игр и фильмов.

Снимать мультик — это значит доводить реализм персонажей до полной ассоциации с живыми существами, и чем точнее сходство, тем выше профессионализм автора.

Сейчас уже можно однозначно заявлять, что визуальный контент — это ключевая тенденция в развитии онлайн-бизнеса, независимо от ниши. И аниматор мультиков, который умеет это делать хорошо, будет всегда востребован.

Преимущества, которые дает образовательный проект Университета «Синергия» сложно переоценить. Факультет анимации в «Синергии» — это исключительно актуальные инструменты, практикориентированность и глубокое погружение в практику профессии. Разработанные программы обучения позволяют учится интересной и перспективной профессии, создавать анимацию профессионально, с ориентацией на последующее трудоустройство в лучших мультипликационных студиях России и мира.

Программы факультета:

  • Мультипликация
  • Анимационный блоггинг
  • Комиксы и графическое искусство
  • Актерское мастерство и режиссура
  • Звукорежиссура

Обучение в академии происходит по разным формам обучения, в том числе при помощи уникальной дистанционной платформы Synergy. Online, которая позволяет студентам сохранять видеоуроки и возвращаться к ним по необходимости.

* В качестве иллюстраций использованы фрагменты из мультфильмов «Ну, погоди!», «Чебурашка», «Пластилиновая ворона», «Тайна третьей планеты» и «Трое из Простоквашино» студии «Союзмультфильм» — партнера университета «Синергия».

Примеры популярных мультфильмов

Ежегодно развлекательная индустрия производит множество анимационных лент для детей. Однако значительная часть из них является продукцией низкого качества, которую нельзя рекомендовать к просмотру малышам.

Сегодня наиболее популярными развивающими мультиками для самых маленьких являются:

  • «Малышарики». Мультфильм — своеобразный аналог «Смешариков». Этот развлекательно-образовательный проект, разработанный студией компьютерной анимации «Петербург», охватывает различные стороны жизни с помощью образов своеобразных и неповторимых героев: Барашка, Нюшеньки, Лосяша и многих других. Каждая серия длится не более пяти минут, но даже этого времени достаточно, чтобы заинтересовать ребенка и способствовать познанию им окружающего мира.
  • «Фиксики». В основе сюжета лежит жизнь маленьких человечков, о которых люди узнали совсем недавно. Оказывается, они живут в различных машинах и приборах и ухаживают за ними, устраняя неисправности и поломки. Средняя продолжительность серии — 5−6 минут. Кроме того, особую пользу можно извлечь из песенки главных героев («А кто такие фиксики? Большой-большой секрет!»), пропевая ее вместе с ребенком.
  • «Лунтик». Главный герой мультсериала, Лунтик, представляет собой забавное существо, случайным образом попавшее с Луны на нашу планету. В каждой серии он вместе со своими друзьями отправляется в захватывающие путешествия и узнает что-то новое и полезное.
  • «Уроки тетушки Совы». Это один из лучших образовательных сериалов для самых маленьких зрителей. Мудрая тетушка Сова и ее помощники обучают счету, хорошим манерам, правилам безопасности и многому другому (подходящие по содержанию серии нужно самостоятельно подбирать с учетом возраста малыша).
  • «Даша-следопыт» (другой вариант: «Даша-путешественница»). Эта американская девочка уже популярна во всем мире. Сам мультфильм включает в себя интерактивное содержание (то есть он подразумевает активное участие и включение в диалог онлайн с мультипликационными персонажами самого ребенка), поэтому лучше всего подходит для детей от 2−3 лет, конечно, его можно использовать и раньше, но в таком случае добиться осознания малышом сюжета вряд ли получится.
  • «Нуки и его друзья». Обаятельный плюшевый медвежонок по имени Нуки вместе со своими друзьями складывает пазлы, играет в самые разнообразные игры, отправляется в невероятные и захватывающие путешествия, тем самым способствуя развитию воображения и памяти маленьких зрителей.
  • «Ми-ми-мишки». Проект анимационной студии «Паровоз», выпущенный еще в 2015 году, рассказывает о жизни двух неразлучных товарищей — бурого медведя Иннокентия и медвежонка по имени Белая тучка (которое, к слову, говорит само за себя). Мультфильм учит ребят ценить дружбу и воспитывает бережное отношение и любовь к природе.
  • «Три кота». В этих короткометражных видеороликах зритель знакомится с тремя игривыми и забавными котятами: Коржиком, Компотом и Карамелькой. В каждой серии они встречаются с определенными трудностями и вместе ищут выход из сложившейся ситуации.
  • «Маша и медведь». Этот мультсериал любим не только детьми, но и их родителями. Главные герои — маленькая озорная девочка Маша и терпеливый, сильный Мишка. По характеру они абсолютные противоположности, но это не помешало им стать лучшими друзьями и дарить зрителям массу ярких, положительных эмоций, незабываемых впечатлений.

Из них к самым широко используемым и популярным среди малышей и их родителей можно отнести:

  • «Антошка»;
  • «Кораблик»;
  • «В лесу родилась елочка»;
  • «Мойдодыр»;
  • «Колобок»;
  • «Муха-Цокотуха»;
  • «Ладушки, ладушки…» и многие другие.

Они являются одной из неотъемлемых составляющих счастливого детства и при грамотном подходе станут отличными помощниками в обучении и воспитании, будут способствовать развитию малыша и приносить только пользу, ну а мамам подарят драгоценные минуты свободного времени.

Награды в сфере мультипликации

Как и в любой другой форме искусства, в мультипликации присуждают награды за выдающиеся достижения. Оригинальные награды за мультипликацию выдавались академией кинематографических искусств и наук для мультипликационных короткометражных фильмов с 1932 года, с 5-й церемонии награждения «Оскарами». Первым лауреатом премии Американской киноакадемии была короткометражка «Цветы и деревья» производства Walt Disney Productions и United Artists. Тем не менее, премия Американской киноакадемии за полнометражный мультипликационный кинофильм была учреждена только в 2001 году, её впервые получил во время 74-й церемонии вручения наград (2002 год) фильм «Шрек» производства DreamWorks и Pacific Data Images. С тех пор Disney/Pixar произвели наибольшее количество фильмов, как победивших, так и выдвинутых на соискание данной премии.

Два мира анимации

Как и в случае с традиционным игровым кинематографом, авторское анимационное кино можно снимать, используя любые понравившиеся техники и технологии и совсем не задумываясь о финансовой рентабельности проекта. Деньги на такие — чаще всего короткометражные — мультфильмы выделяют либо государство, либо частные инвесторы. Иначе ситуация обстоит с коммерческими проектами, которые должны не только выйти на самоокупаемость, но и принести прибыль.

Павел Шведов отмечает, что коммерческая и авторская анимация — два разных мира, однако эти миры пересекаются, и зачастую мультипликаторы, зарекомендовавшие себя в авторских проектах, начинают заниматься мультсериалами или переходят на полный метр. Или же наоборот. В пример кинокритик приводит Марка Бейкера — британского аниматора, в 1980—90-е годы трижды номинированного на «Оскар» за свои авторские короткометражки. Теперь он больше известен как один из создателей «Свинки Пеппы».

«Если сравнивать те эстетики, которые присутствуют в его авторских фильмах, с миром свинки Пеппы, то даже не верится, что их создавал один и тот же человек, — рассказывает RT Шведов. — А в наших краях есть замечательный пример Олега Ужинова, который работал на студии «Пилот» вместе с Александром Татарским, который создавал короткометражные фильмы, ориентированные на детскую аудиторию, затем снимал фильмы в цикле «Гора самоцветов», а затем стал одним из первых режиссёров такого сериала, как «Маша и Медведь».

Он не был создателем визуальных образов персонажей, но при этом стал одним из режиссёров-зачинателей сериала. Понятно, что, если режиссёр высококлассный, он может, если захочет, рассказать любую историю».

Глоссарий аниматора: базовые понятия

  • Аниматик — последовательная раскадровка сценария, с репликами персонажей.
  • Заливка — раскраска фаз согласно утвержденной цветовой модели персонажа или сцены.
  • Заявка — сжатый замысел картины, в который входят: тема, очередность событий, описание персонажей и объектов.
  • Клячка — ластик для стирания карандаша.
  • Компановка — отправные точки мультипликата, определяющие параметры движения.
  • Композинг — послойное наложение рисунков/кадров. Иногда добавляют спецэффекты.
  • Модель — слой, который не участвует во всей сцене, а по необходимости заменяющий статичные элементы другого слоя.
  • Мультипликат — базовые компановки, созданные аниматором.
  • Мультстанок — комплекс оборудования для покадровой съемки.
  • Поле — границы рисунка, равные формату камеры. Применяются для контроля приближения-удаления камеры.
  • Раскадровка — монтажные планы будущего фильма.
  • Фаза — эпизод соединяющий компановки.
  • Фон — бэкграунд, антураж для персонажей.
  • Художник-мультипликатор — создатель компановок.
  • Ярус — слой, который располагается отдельно от других (обычно над остальными).

«Работа рукой и головой»

Работа аниматоров сегодня неразрывно связана с компьютером: полностью от механической работы уйти не удалось, однако благодаря машинам уже не нужно вручную переводить изображение и раскрашивать кисточкой каждый кадр. Аниматор, режиссёр студии «Анимаккорд» Наталья Мальгина рассказала RT, как во времена её студенчества анимационные тесты снимали на плёнку. Чтобы увидеть свою сцену, необходимо было подождать, пока эта плёнка закончится — за раз снимали около двадцати сцен. Потом плёнку везли в проявку, затем — из проявки. Между сдачей сцены и её просмотром проходило порядка двух недель. Теперь же материал можно отснять хоть на веб-камеру и тут же посмотреть его на своём компьютере.

Режиссёр мультипликационных фильмов Владимир Тарасов вспоминает, что в создании десятиминутного выпуска «Ну, погоди!» так или иначе принимали участие все 500 сотрудников студии «Союзмультфильм». Обычно такую картину делали девять месяцев — очень символично, ведь именно столько требуется, чтобы выносить ребёнка. За это время рисовалось примерно 30—40 тыс. рисунков.  

Тарасов подчёркивает, что сегодня подобную работу удастся сделать быстрее, однако «технология только помогает убыстрить технологию»: в основу мультипликации всё же заложена «работа рукой и головой».

Примечания

Комментарии
Источники
  1. . Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 19 августа 2018.
  2. Хитрук Ф. Профессия — аниматор. — М.: Гаятри, 2008. — Т. 1.
  3. Никита Кравцов. История анимации: Как рождается искусство. — ArtHuss. — Украина: ArtHuss, 2019. — С. 11. — 11 с. — ISBN 978-617-7799-25-1.
  4. И. Вано. Рисованный фильм. — М.: Госкиноиздат, 1950. — 84 с.
  5.  (недоступная ссылка) (2001). Дата обращения: 22 октября 2011.
  6. . Dropbox.
  7. Евгений Ксензенко.  (англ.). программа «Сегодня»,. НТВ (13 April 2009). Дата обращения: 19 августа 2018.
  8. Татьяна Кириллина. . Вечерний Петербург. www.vppress.ru (6 марта 2009). Дата обращения: 19 августа 2018.
  9. Никита Кравцов. История анимации: Как рождается искусство. — Украина: ArtHuss, 2019. — С. 12. — 12 с. — ISBN 978-617-7799-25-1.
  10. . Дата обращения: 19 августа 2018.

Что значит Анимация

Своему происхождению понятие анимация обязано латинскому animatio — оживление или anima — душа. Другими словами, создавая анимацию, авторы одушевляют героев, наделяют их чертами личности.

В этом и есть главная разница между понятиями:

Анимация — профессиональный термин, латинский корень которого ясно обозначает суть этого искусства, а мультипликация — это лишь технический прием «размножения» объектов.

С позиции художника анимацию сделать проще:

  • во-первых, рисунки для анимационных роликов не требуют такой же детальной проработки, как в мультиках (в массе);
  • во-вторых, техника оживления объектов разная.

Если мультипликационных волка и зайца из «Ну, погоди!» двигает бесконечная серия последовательных рисунков от руки, то для анимационных The Simpsons трудоемкое «размножение» персонажей и сцен не нужно — объекты оживают благодаря контрольным точкам, которые аниматор двигает при помощи специальных компьютерных программ.

Что значит Мультипликация

Во многих словарях и энциклопедиях понятия анимация и мультик идут рука об руку, определяя оба понятия:

  • с технической стороны, как некую совокупность процессов по созданию динамических изображений,
  • с позиции искусства, как подвид художественного кинематографа.

В основе термина латинское multiplicatio — умножение или multi — много. Это система приемов и действий, создающая иллюзию движения объекта. Базовая техника мультипликации — последовательная смена кадров или рисунков с частотой от 12 до 30 изображений в секунду.

Общая схема производства мультипликационной картины:

  • художник создает множество похожих изображений;
  • отличия на рисунках задают сценарную фазу движения;
  • готовые рисунки фотографируют;
  • располагают в нужной последовательности;
  • проецируют на экран.

Чтобы сделать мультик со звуком, выбирают скорость в 24 кадра в секунду, если ролик немой — 16.

Самый яркий пример такого подхода — рисование в учебнике или тетради, которым если не занимался, то наблюдал похожие опыты, каждый школьник. Быстрое перелистывание страниц с рисунком создавало иллюзию движения персонажа — человечек плясал, рожица кривлялась.

Литература

  • Александр Раппапорт. Жест и пространство в искусстве мультипликации // Проблема синтеза в художественной культуре / Отв. ред. Б. В. Раушенбах — М.: Наука, 1985.
  • Кравцов Никита. История анимации: Как рождается искусство. — ArtHuss, 2019. — ISBN 978-617-7799-25-1.
  • Гарольд Уайтэкер, Джонс Халас. Тайминг в анимации. — М.: Магазин искусств, 2001.
  • Киноведческие записки. — 2001. — № 52. Номер, посвящённый анимации.
  • Кривуля Н. Г. Аниматология: Эволюция мировых аниматографий. В 2-х томах. — М.2012
  • Лотман Ю. М. О языке мультипликационных фильмов // Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство — СПб, 1998. — С. 671—674. — 704 с.
  • Amidi, Amid . Cartoon Brew (2 декабря 2011). Дата обращения: 19 февраля 2016.
  • Ball, Ryan . Animation Magazine (12 марта 2008). Дата обращения: 15 марта 2016.
  • Beck, Jerry . Cartoon Brew (2 июля 2012).
  • Bendazzi, Giannalberto . Animation World Network (1996). Дата обращения: 29 апреля 2016.
  • Bhattacgarjee, Subhankar . Medium (2 декабря 2015). Дата обращения: 15 марта 2016.
  • . boi.gov.ph. Board of Investments (ноябрь 2009). Дата обращения: 24 июля 2012.
  • Brown, Margery . Olympia, Washington: Evergreen State Collage (2003). Дата обращения: 11 ноября 2005.
  • Carbone, Ken . Fast Company (24 февраля 2010). Дата обращения: 7 марта 2016.
  • Haglund, David . Slate (7 февраля 2014). Дата обращения: 25 февраля 2016.
  • . theheritagetrust.wordpress.com. The Heritage Trust (25 июля 2012).
  • Kenyon, Heather . Animation World Network (1 февраля 1998). Дата обращения: 2 марта 2016.
  • Nagel, Jan . Animation World Network (21 мая 2008). Дата обращения: 3 марта 2016.
  • McLaughlin, Dan . Film Tv. UCLA (2001). Дата обращения: 12 февраля 2013.
  • O’Keefe, Matt . Theme Park Tourist (11 ноября 2014). Дата обращения: 9 марта 2016.
  • Zohn, Patricia . Vanity Fair (28 февраля 2010). Дата обращения: 7 декабря 2015.
  •  (недоступная ссылка). The Walt Disney Family Museum (22 февраля 2013). Дата обращения: 22 февраля 2016.
  • . culture.pl. Adam Mickiewicz Institute (16 апреля 2012). Дата обращения: 9 февраля 2016.

Развивающие мультики для детей 4 и 5 лет

девочка смотрит мультик на ноутбукеДети в этом возрасте больше интересуются взаимоотношениями между людьми разных возрастов. Они через игры и мультики ассоциируют себя с героями и выбирают стратегию их повеления в реальной жизни. Дети особенно внимательны к своим родителям — их словам, поведению, эмоциям

Они хорошо сопоставляют то, что говорят взрослые, с их же поведением.
Для малышей дошкольного возраста важно общение со сверстниками, одобрение ими своих действий и слов.

Малыши много фантазируют, общаются, переносят свой опыт в игры.

Видео: Царевна-Лягушка

https://youtube.com/watch?v=SBoFKyn3qmM

Волшебная сказка учит малышей добрым отношениям и прощению обидчиков, а также достижению мастерства в своем деле упорным трудом.

Видео: Дюймовочка

https://youtube.com/watch?v=Ojx2hmo7aI8

Показывает, что наши желания всегда сбываются. Мультфильм учит оставаться собой и уважать мир вокруг. Тогда в жизни всегда будут радость и счастье.

Видео: Маугли

Учит дружбе, ответственности за других, почитанию законов, уважению старших, действиям в случае уверенности в своих силах. Многоплановый с точки зрения пользы для детей мультфильм.

Видео: Питер Пэн

https://youtube.com/watch?v=P1a3oj41vvg

Развивает в малышах фантазию и воображение. Учит дружбе, взаимопомощи близким, присутствию оптимизма даже в трудных ситуациях.

Видео: Двенадцать месяцев

Учит доброте сердца, отзывчивости, уважению других людей и природы в целом.

Мультики про животных для малышей


дети разных возрастов смотрят мультики вместеЖивотный мир интересует детей всех возрастов. Он привлекателен разностью братьев наших меньших в:

  • звуках
  • окрасах
  • среде обитания
  • особенностях жизни
  • взаимоотношениях между собой и с человеком

Видео: Лиса Патрикеевна (по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой»)

Учит, что хитрость иногда дает положительные плоды, а чрезмерная доверчивость оборачивается проблемами. Потому допустимо все в меру и без вреда для здоровья.

https://youtube.com/watch?v=HAanEgR5SGY

Обличает алчность и ее плохое влияние на конечный результат.

Видео: Лиса и дрозд

https://youtube.com/watch?v=d4QZhdSA5Ow

Показывает гостеприимство хозяина и наглость гостя

Потому важно уметь постоять за себя и проучить навязчивого гостя для его же пользы

Видео: Бемби (по Ф.Зальтену)

https://youtube.com/watch?v=t7bDl3MV5b8

Яркий мультфильма с хорошим звуковым рядом учит стойкости в преодолении жизненных испытаний, дружбе, любви, бесстрашию, вере в себя.

Видео: Путаница 

https://youtube.com/watch?v=orDzx-hqYf8

Показывает важность каждого в выполнении своей роли, задач, миссии. Только в этом случае возможна гармония мира и жизни всех живых существ

Советские мультики для малышей


один малыш закрыл второму глазки вовремя просмотра мультика по телевизору

Наследие Советского детского кинематографа богато представлено развивающими лентами для детей всех возрастов. Эти мультфильмы близки и взрослым и их наследникам как сюжетно, так и ментально.

Видео: Колобок 

https://youtube.com/watch?v=e27kNp8-ks8

Классика мультфильма о том, как желанное добро легко упустить из своих рук.

Учит думать прежде, чем желать чего-то. А то потом и до слез недалеко.

Видео: Мойдодыр

https://youtube.com/watch?v=WrqFRBuZN9U

Прививает вкус к чистоте тела и пространства вокруг. В перспективе малыш, понимающий разницу между чисто и грязно,  научится наводить порядок в своих мыслях и жизни в целом.

Видео: По щучьему велению 

https://youtube.com/watch?v=9gfZyZTENBM

Волшебство порой свалится на голову кому-то, но он решает, что труд важнее и ценнее, чем лень и туниядство.

Видео: Конек-Горбунок 

https://youtube.com/watch?v=WN8indX43E8

Учит дружбе, оценке по действиям, а не внешности или словам, прощать обидчиков и быть благодарным за все, что имеешь. Тогда счастье хлынет в твою жизнь полноводной рекой.

Итак, мы рассмотрели особенности развивающих мультиков для деток разных возрастов. Радуйте своих чад новыми образами, сказками и историями с экранов.

https://youtube.com/watch?v=66FJlnyYqCg

Основные виды анимации

Можно рисовать мультик, создавать на компьютере, лепить и оживлять героев из пластилина или передавать настроение, пересыпая песок. В любом случае создание полноценного фильма с применением каждой из названых техник — это большой труд.

  • Рисованная анимация — классика, когда основу мультфильма составляют нарисованные от руки и сфотографированные в определенной последовательности изображения.
  • Flash-анимация — результат работы компьютерного ПО компании Adobe, Inc. Рисованная двухмерная графика, уступающая в потенциале фазовых трансформаций обычной прорисовке. Облегчает плавность перехода между ключевыми кадрами — фазовку.
  • Кукольная анимация — фильм, где вместо набора рисунков используют кадры с участием физических объектов — кукол. Первый кукольный мультик в истории был снят в 1906 году в России.

Чебурашка и крокодил Гена — гордость отечественной кукольной анимации

  • Пластилиновая анимация — покадровая съемка фигур из пластилина, где фазовые изменения делаются между кадрами.
  • Песочная анимация — получение динамики изображения посредством передвижения сыпучей субстанции на светящей плоскости. Такая техника позволяет исключить необходимость в покадровой фотосъемке, и транслировать происходящее в реальном времени через видеокамеру.

«Пластилиновая ворона» — шедевр пластилиновой анимации

3D-анимация — виртуальное моделирование. Фон и объекты не отрисовываются, а создаются программой анимации на основе законов физики и выглядят объемными. Работа в такой технике позволяет художнику полностью положиться на возможности компьютера.

Здесь стоит добавить, что независимо от того, какой принцип используется для создания фильма — мультипликация/анимация, они имеют немало общих деталей. К примеру:

  • создание концепции — основной идеи и цели проекта;
  • работа над сюжетом и сценарием;
  • детализация отдельных сцен, характеров, объектов.

Важный этап, характерный для профессионального подхода к съемкам — визуализация замысла картины по эпизодам — раскадровка. В зависимости от задачи, этот инструмент значительно облегчает коммуникацию между членами группы, позволяя согласовывать детали сценария заранее.

Университет «Синергия» совместно с киностудией «Союзмультфильм» запустили образовательные онлайн-программы для школьников в Детской академии анимации, а для студентов легендарная студия «Союзмультфильм» на базе университета «Синергия» открыла в 2020 году Факультет анимации, на котором преподают мастера «Союзмультфильма».

«Компьютер — это только инструмент»

«XXI век нельзя сравнить с XX веком, — говорит Игорь Ковалёв. — Каждый день появляются новые технологии, которые используют в кино, в науке — где угодно. И всё это в геометрической прогрессии. Я не сомневаюсь, что завтра будет придумано что-то ещё. И это тоже задействуют в кино и в анимации».

Наталья Мальгина в ответ на вопрос, о чём мечтают аниматоры, смеётся: «Чтобы ты придумал сцену в голове, и она сама санимировалась. Может быть, дойдут до какой-то технологии, когда тебе не нужно будет мышкой кадр за кадром анимировать, а просто придумал движение — и программа сама его перенесла».

Но даже если эта фантазия когда-нибудь воплотится в реальность, художники-аниматоры всегда будут востребованы: человечным мультфильм не сделает ни один компьютер, даже самый умный.  

Мультипликация в СССР и России

Крупнейшим производителем мультфильмов в советский период являлась киностудия «Союзмультфильм»; некоторое количество мультфильмов производилось в республиканских киностудиях, таких как Свердловская, Киевская студия научно-популярных фильмов, «Беларусьфильм», «Арменфильм», «Узбекфильм» и так далее. Преобладали короткометражные мультфильмы, некоторые их них были связны с другими мультфильмами общими персонажами (мультфильмы о Винни-Пухе, о Простоквашино) или могли состоять из нескольких выпусков (наиболее известные «Ну, погоди», «Возвращение блудного попугая», «Котёнок по имени Гав»), а также мультипликационный художественный киножурнал «Весёлая карусель». Широкое распространение имела кукольная мультипликация. Некоторое часть мультфильмов производилась в технике перекладки и технике живописи по стеклу. После распада СССР некоторое время «Союзмультфильм» продолжал оставаться крупнейшим в России производителем мультфильмов, но позднее утратил лидирующие позиции в пользу ряда частных мультипликационных студий, сохранив лишь некоторые позиции в производстве короткометражных мультфильмов.

В 1970-1995 гг. по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР) и его приемников (Всесоюзная государственная телерадиовещательная компания, Российская государственная телерадиокомпания «Останкино») регулярно производились короткометражные мультипликационные телефильмы, крупнейшим производителем которых являлось Творческое объединение «Экран» (подведомственное предприятие Гостелерадио СССР); некоторое их количество производилось местными телестудиями (куйбышевской, саратовской, волгоградской, свердловской и пермской) и республиканскими и местными киностудиями (Свердловской, Киевской студией научно-популярных фильмов, «Беларусьфильм», «Арменфильм», «Узбекфильм») по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. Выпускались преимущественно односерийные мультфильмы, часть из которых были связаны с другими общими персонажами (о коте Леопольде, поросёнке Фунтике, домовёнке Кузе) или образовывали циклы мультфильмов («Приключения Мюнхаузена», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Волшебник Изумрудного города», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Доктор Айболит», «КОАПП»), а также небольшое количество многосерийных мультфильмов с короткометражными сериями («Приключения капитана Врунгеля», «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» и «В стране ловушек») и полнометражных мультфильмов («Остров сокровищ» и «Энеида»). Вместе с рисованной мультипликацией развивались те же техники, что и у прочей отечественной мультипликации — кукольная, пластилиновая, перекладка, живопись по стеклу. Некоторые другие отечественные телеорганизации также нерегулярно заказывают производство мультипликационных телефильмов (преимущественно полнометражных) и мультипликационных сериалов.

Вопрос терминологии: в России — мультики, за рубежом — анимация

Весь мир говорит — «анимация», а в России и странах бывшего СССР процесс создания рисованных фильмов называли и местами продолжают называть «мультипликацией». С чем это связано?

Есть мнение, так считал известный режиссер-мультипликатор Федор Хитрук, что причина в технологии, которую использовали в СССР до появления рисованной мультипликации. Ее принцип — послойное наложение элементов фона и персонажей, был очень схож с техникой аппликации. Отсюда взяла название отрасль.

Анимация — термин западный, пришедший к нам из английского. Латынь, импортер громадного количества слов в этот язык, оставила в нем и anima — душу. А с учетом необыкновенной способности английской речи проникать во все сферы и миры на этой планете, нет ничего удивительного в том, что этот вид искусства мы называем анимацией.

Основные техники

Схема создания традиционной мультипликации

Рисованная мультипликация

Классический вид мультипликации, при котором художник последовательно прорисовывает на полупрозрачных листах бумаги или на прозрачной плёнке каждую фазу движения персонажа (производит «фазовку»), затем каждый рисунок фотографируется, а из получившихся кадров составляется мультфильм. Несколько прозрачных листов плёнки с разными персонажами, объектами и фоном могут накладываться друг на друга, образуя слои изображения и облегчая тем самым фазовку, так как объекты и фон могут сдвигаться отдельно, а неподвижные объекты переходить из кадра в кадр без перерисовки. Компьютерные программы с 1980-х годов также используются для компоновки кадров из разных изображений.

Выделяется своеобразием силуэтная мультипликация, наиболее крупными представителями которой являются Лотта Райнигер, Осело, Мишель и Энтони Лукас.

Оригинальным явлением стала китайская акварельная мультипликация 1960—1980-х годов, наиболее ярким представителем которой стал Тэ Вэй, основанная на традиционной технике Гохуа.

Особой техникой в рисованной мультипликации является ротоскопирование — техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром предварительно отснятого фильма с реальными актёрами и декорациями.

В конце XX и начале XXI века получила распространение техника squigglevision — это запатентованный метод, при котором компьютерная программа делает контуры нарисованных объектов непрерывно колеблющимися.

Flash-анимация

Flash — широко известная компьютерная программа компании Adobe для создания рисованной двухмерной мультипликации, значительно облегчающая фазовку. Мультфильмы, созданные Flash-анимацией обычно легко узнаваемы из-за ограниченного набора фазовых трансформаций, предлагаемых этой компьютерной программой, по сравнению с более традиционной прорисовкой.

Кукольная мультипликация

Кукольная мультипликация создаётся при помощи кукол-актёров и сцены-макета. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения, например, изменяется поза куклы. При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов. Этот тип мультипликации впервые возник в России в 1906 году.

Первым русским мультипликатором (1906 год) был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций, изображающих сцену. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

Данные фильмы обнаружены в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Современные мультипликаторы ещё не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе.

Песочная анимация

Песочная мультипликация — в ней лёгкий порошок (обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе, пластиковые гранулы и тому подобное) тонкими слоями наносится на стекло и перемешивается, создавая движущуюся картину. Обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться и кисточки. С помощью диапроектора или световой доски получающееся изображение можно передавать на экран и записывать.

Трёхмерная компьютерная анимация — вид мультипликации, производный от компьютерной графики. На сегодняшний день компьютерная анимация имеет очень широкое применение как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. В трёхмерной компьютерной анимации работа ведётся не с нарисованным содержимым, а с виртуальным миром. Объекты не рисуются, а моделируются, — это процесс скорее похож на работу гончара, лепящего из простых форм более сложные. Внутри программы есть виртуальное освещение, материалы, законы физики и так далее. Правильно настроив их, можно добиться нужного результата — будь то мультяшная картинка или реалистичное изображение.

Культура подготовки

Режиссёр, художник-мультипликатор Игорь Ковалёв в беседе с RT отметил, что сегодня производство анимационного фильма лишь немногим быстрее, чем раньше: «Необходимо время для того, чтобы создать персонажей, моделей, сделать их по эскизам в 3D. <…> А когда начинается анимация, процесс ускоряется». 

По его словам, раньше производство полнометражного 2D-фильма в США занимало от года до полутора лет.

Художник мультипликационного кино Станислав Соколов подчёркивает, что занятие 3D-анимацией предполагает владение классической школой и требует универсального знания техники и содержания, а также высокой культуры подготовки.

Также по теме


«При компьютерной технологии теряется душевная теплота»: режиссёр о мультфильме «Сказ о Петре и Февронии»

В преддверии Дня семьи, любви и верности в широкий прокат выходит российский мультипликационный фильм «Сказ о Петре и Февронии»….

Обучают искусству анимации во многих российских университетах. Например, на факультете анимации и мультимедиа во ВГИКе. Разумеется, чтобы поступить туда, уже нужно уметь рисовать — от художников приёмная комиссия требует предоставить работы по композиции, живописи и рисунку. Тем не менее, как отмечает кинокритик, историк анимации Павел Шведов, компьютерная анимация в вузах практически отсутствует, и оперативно отслеживать нововведения учебные заведения не успевают — всё новое, как правило, сначала появляется в индустрии

А потому желающим развиваться в данной области стоит обратить внимание на одно-двухгодичные курсы или же пройти обучение при студии. Обучение посредством практики, к слову, присуще всем профессиям без исключения (что не отменяет необходимости владения теорией)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector