«ночные налётчицы». девушки-пилоты великой отечественной войны
Содержание:
- Советский лётчик, который и без ноги долетел до Берлина
- Подвиг механиков
- В тиши ночной ведьмы вступают в бой
- Минута отдыха
- Валерия Хомякова
- Кто пил квас и почему так много?
- Майор Раскова Марина Михайловна
- ТОП-10 лучших самолетов войны
- Годы поиска в полях и архивах
- Немцы стали шантажировать женщину убийством сына и матери
- «Вульгарный» напиток
- Воздушный учитель
- Девушка — военный лётчик — истребитель
- Ольга Лисикова
Советский лётчик, который и без ноги долетел до Берлина
В конце августа 1942 года, в районе города Ржева, бомбардировщик Ильи Антоновича Маликова поразил снаряд немецкого зенитного орудия. При этом пилот получил тяжёлые ранения, однако смог довести повреждённый самолёт до свей территории и посадить его «на брюхо».
Маликов И.А.
В госпитале ему пришлось ампутировать правую ногу. Но на гражданку лётчик не собирался, поэтому в мае 1943 года возвратился в свой полк и снова начал летать. Вначале – на самолёте У-2, выполняя только технические (связные) полёты. А затем – и боевые вылеты на бомбардировщике Пе-2. Боевых вылетов после ампутации ноги он совершил 66. Последние – уже во время Берлинской наступательной операции.
Подвиг механиков
В воспоминаниях летчицы описывают подвиг механиков, которым приходилось трудиться круглосуточно. Ночью заправка самолетов, днем обслуживание самолета и ремонт.«…Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем — ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку…
…И тогда мы ввели новую систему обслуживания — дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ.
Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету. Это позволяло летчикам в некоторые зимние ночи делать по 10–12 боевых вылетов».
В тиши ночной ведьмы вступают в бой
Ночным бомбардировщиком служил У-2 конструкции Поликарпова — биплан, смотревшийся хрупким на фоне современных пикировщиков. Он был сконструирован в конце 1920-х и применялся в основном как учебный самолёт. У него было две кабины: в одной размещался ученик, в другой — инструктор. Сделан этот маленький тихоходный самолётик был из фанеры и перкали — тонкой хлопчатобумажной ткани. Он был дёшев в производстве и к началу войны уже устарел, но хорошо подходил для эвакуации раненых, перевозки припасов и разведки. В Союзе его зваликукурузником» иутёнком», а немцы дали ему прозвищашвейная машинка» ирусская фанера».
Так как У-2 был беззащитен перед любым вражеским истребителем, нормально действовать он мог только ночью. На самом деле его было несложно сбить даже огнём стрелкового оружия. Но ситуация была настолько безысходной, что даже эти устаревшие этажерки стали символом надежды на победу.
Со временем женщины научились ценить простоту своихкукурузников», особенно на фоне коллег из дневного бомбардировочного полка, которым пришлось летать на Су-2, прозванномСукой» за капризность.
Хотя в теории советская идеология провозглашала полное равенство полов, на практике русский мужской шовинизм себя показывал. Женщин, вынужденных носить форму, сапоги и шинели слишком большого размера, пошитые на мужчин, постоянно дразнили за недостаток женственности. Но это лишь укрепляло их решимость, они считали, что солдат есть солдат независимо от пола. Раскова приказала женщинам коротко остричься, а батальонный комиссар запрещала любуюдевичью болтовню» и кокетство.
К концу мая 1942 года полк получил достаточно самолётов и достиг боеготовности. Летом его отправили на Юго-западный фронт, отражать немецкое наступление на Сталинград и Кавказ. Противодействуя вражескому наступлению на Ростов, ночные бомбардировщики Расковой уничтожали склады боеприпасов и горючего, скопления машин и живой силы. Работой штурмана было найти цель и довести машину до линии фронта, затем пилот глушила мотор и У-2 бесшумно планировал в темноте. Первые самолёты сбрасывали фальшфейеры, подсвечивая цели, остальные отрабатывались бомбами. Затем лётчицы запускали моторы и быстро уходили, пока немцы не успевали опомниться.
В бомбардировщик У-2 был превращён установкой простых, поначалу самодельных подвесок. Под его крыльями размещалось до 300 кг бомб. Этого было мало для нанесения серьёзного ущерба, но не он был главной целью ночных бомбардировок. Налёты должны были выматывать врага постоянным чувством опасности. Не давать ему нормально отдыхать. За это немцы их и ненавидели.
Минута отдыха
«Конечно, девчонки оставались девчонками: возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, прямо в комбинезонах и унтах, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого голубые трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их отстраняли от полетов»
Девушки сочинили свои шутливые правила.«Гордись, ты женщина. Смотри на мужчин свысока!
Не отбивай жениха от ближней!
Не завидуй другу (особенно если он в наряде)!
Не стригись. Храни женственность!
Не топчи сапоги. Новых не дадут!
Люби строевую!
Не выливай раку, отдай товарищу!
Не сквернословь!
Не теряйся!»
Летчицы в воспоминаниях описывают свою мешковатую форму и огромные сапоги. Форму по размеру для них пошили не сразу. Потом появилось два вида формы – повседневная с брюками и парадная с юбкой.
На задания, конечно, вылетали в брюках, форма с юбкой была предназначена для торжественных встреч командования. Конечно, девушки мечтали о платьях и туфлях.
«После построения все командование собралось в нашем штабе, мы доложили командующему о своей работе и своих проблемах, в том числе о громадных кирзовых сапогах… Брюками нашими он тоже остался не очень доволен. И вот через какое-то время сняли со всех мерки и прислали нам коричневые гимнастерки с синими юбками и красные хромовые сапожки — американские. Только воду они пропускали, как промокашка.
Долго после этого считалась у нас форма с юбками «Тюленевской», и надевали мы ее по приказу полка: «Форма одежды парадная». Например, когда получали Гвардейское знамя. Летать же в юбках, или бомбы подвешивать, или мотор чистить, конечно, было неудобно…»
Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи. Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки. Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Бершанская — роз, крестом, Анька вышивает маки, а Ольга читает нам вслух. Погоды не было…»
Валерия Хомякова
Валерия Хомякова родилась и выросла в Москве. Как и большинство женщин-летчиц, Хомякова пришла в авиацию после окончания аэроклуба, где она стала летчиком-инструктором. Как одну из лучших студенток ее всегда выделяли на воздушные парады и поручали ей наиболее ответственные номера программы. После начала войны Хомякова ушла добровольцем на фронт в ВВС, и вскоре ее, имевшую блестящую технику пилотирования, зачислили в 586-й истребительный авиаполк. Хомякова первой среди женщин-летчиц сбила в ночном бою самолет противника 24 сентября 1942 года, обороняя Саратов от бомбардировки. Погибла под Саратовом 6 октября 1942 года при ночном взлете с аэродрома на самолете Як-1.
Кто пил квас и почему так много?
Квас пили буквально все: крестьяне, солдаты, врачи, монахи, цари. Его умели готовить в каждой семье по фамильному рецепту — отсюда и столько вариаций кваса. Примерно так варят борщ: общие правила одинаковые, но каждый готовит со своими нюансами. Тем более, поле для экспериментов широкое: различие могло состоять как в количествах и сортах исходных материалов, так и в деталях самой техники.
Например, для приготовления затора (хлеб или мука, разведенный водой и оставленный для брожения) брали и холодную, и горячую воду — и от того зависел результат. Или меняли время пребывания затора в печи или в чанах. Наконец, бочки, где квас должен был бродить, могли сдабривать сахаром, хмелем, мятой, изюмом, медом и т.д.
Продажа кваса — Василий Калистов
На Руси квас был каждодневным напитком, каким теперь является чай. «Квас, как хлеб, никогда не надоест» — гласит русская пословица. Раньше его считали полноценной едой, поэтому говорили, что квас не пьют, его «едят». В голодные времена за счет него выживали, его брали в поле и на другую тяжелую работу. Хотя он и был таким же жидким как сейчас, но давал чувство насыщения. А еще служил основой для десятков разных блюд: от окрошки (фактически салат, залитый квасом) до тюря с зеленым луком (суп из хлебных корок).
С XII века квас начали различать варианты кваса: кислого слабоалкогольного и сильно опьяняющего напитка. Второй называли «творенным», то есть сваренным, а не произвольно закисшим. Если квас не варить, то естественное кисломолочное брожение останавливает спиртовое и тогда его крепость не превышает 1-2%, но «твореный» квас можно было бы сравнить по крепости с вином. Поэтому квас любили еще и за его качество превратиться в алкоголь.
Домашний мятный квас
Появилась отдельная профессия — квасник. Каждый квасник специализировался на определенном сорте и именовались по его названию (яблочный квасник, ячневый квасник и т.д.). Работали они каждый в своем районе, а выход за его пределы в «чужой» район был чреват неприятностями: квасники ревностно делили территорию и так решали вопрос высокой конкуренции.
Наконец, есть и еще одна версия дикой популярности кваса. «Причина этого проста: был недостаток чистой питьевой воды. И чем гуще страна населена, тем острее становился этот вопрос, вызывавший эпидемии и массовые желудочные заболевания в прошлом. Напиток же, подвергшийся брожению (как, к примеру, квас или сидр), был практически безопасен с санитарной точки зрения», — говорит историк русской кухни Павел Сюткин.
Майор Раскова Марина Михайловна
В годы Второй мировой войны допуск женщин к боевым действиям не было распространенной практикой. Обычно их роль ограничивалась медиками или поставщиками медицинских услуг. Однако майор Марина Раскова (1912-1943) была полна решимости изменить этот статус-кво. Несмотря на то, что она была из среднего класса и ее первоначальной профессией была музыка и оперное пение, жизнь Расковой развивалась совершенно иначе.
Летчик Раскова Марина Михайловна
Травма уха и смерть отца заставили ее отказаться от творческих занятий и заняться инженерным делом. Работая чертежником в Военно-воздушной академии, Марина увлеклась самолетами. В 1930-х годах она стала пилотом и первой женщиной-штурманом в Советских ВВС.
Ее называли «русской Эмилией Эрхарт», потому что она быстро завоевала сердца своих современников, устанавливая различные рекорды дальних перелетов, самый известный из которых – от Москвы до Комсомольска-на-Амуре на Дальнем Востоке.
— Реклама —
Когда разразилась Вторая мировая война, Раскова вместе со многими другими женщинами пошла проситься добровольцем на фронт. Однако просьбы почти всех из них были отклонены, «потеряны», отмечены красным знаком, забыты и все это делалось для того, чтобы дамы сами отказались. Расковой среди них не было, наоборот, она воспользовалась ситуацией вокруг плана Барбаросса и перешла на личные контакты с Иосифом Сталиным.
Марка России с изображением Марины Расковой, выпущенная в 2012 году
В сентябре 1941 года она организовала несколько встреч с советским лидером, на которых пыталась убедить его в необходимости создания чисто женских отрядов – с одной стороны, это отличало бы его от врагов, а с другой – там бы нашли себе место многие добровольцы.
ТОП-10 лучших самолетов войны
Боевые истребители ВОВ — воздушные хищники, которые буквально вырывали победу из пасти фашистской Германии. Их производителями являлись разные страны. Вот самые лучшие летучие участники войны, что повлияли на историю:
- Supermarine Spitfire. Британский немного неуклюжий самолет ничуть не уступал в маневренности немецким. Его странный внешний вид способен ввести в заблуждение — на самом деле только кажется неповоротливым и слишком массивным. С его помощью удалось отбить Англию, поставив Германию на место.
- Heinkel He 111. Это немецкая военная птица, которая изначально позиционировалась, как транспортная. Сыграла роль только в первый год, затем устарела.
- Ла-5. Первый советский самолет, с помощью которого сумели дать отпор таким моделям, как «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф». До создания в 1942 году СССР в небе сильно проигрывал.
- North American P-51 Mustang. Американцы выпустили модели по заказу для Англии. Но в деле оказалось, что Мустанги настолько хороши, что США решили использовать их сами.
- Boeing B-17 Flying Fortress. Это наиболее известный американский бомбардировщик. Массивный и величественный, он все же имел недостатки. Много суровых уроков было получено летчиками этой модели от «Люфтваффе».
- Як-9. Самолет сыграл главную роль в войне. Его создавали на основе предыдущих версий «Як-ов», поэтому недостатки почти отсутствуют. Птица настолько хороша, что использовалась в разных качествах (бомбардировщик, сопровождение, разведчик и т. д. ).
- Junkers Ju 87. Изначально эти «Штуки» стали главными летными силами Германии. Они могли пилотировать вертикально вниз, что позволяло вести бомбардировки с максимальной точностью. Со временем выявились уязвимые места, и использование постепенно прекратилось.
- Mitsubishi A6M Zero. Если говорить о ведении военных действий в Тихом океане, это главный самолет. Созданный японцами, он показывал поразительные результаты.
- Messerschmitt Bf.109. Очень маневренный и уверенный истребитель, который погубила малая дальность полета. Но в первые годы войны только он господствовал на небе.
Годы поиска в полях и архивах
Первая отрывочная информация об этом самолете поступила в отряд «Авиапоиск-Брест» еще шесть лет назад. Житель деревни Бадчи Леонид Гелах сообщил о том, что по рассказам его родителей в годы войны недалеко от деревни упал советский истребитель. Выехав с поисковиками в поле, Леонид Иванович приблизительно показал это место. Визуально участок падения было не определить. Ушедший на большую глубину в грунт самолет найти не просто, а специального оборудования в то время у отряда не было. В апреле 2017 года провели разведку местности, нашли несколько фрагментов от самолета, по которым установили, что принадлежат они не истребителю, а советскому скоростному бомбардировщику СБ. Точку тогда на карте пометили, а с подъемом решили повременить до того времени, как будут приобретены необходимая техника и приборы. И это время пришло. В начале нынешнего года Леонид Иванович вновь напомнил поисковикам о долге, сообщает zarya.by.
Оформив необходимые разрешительные документы на проведение поисковых работ в Кобринском райисполкоме, заручившись поддержкой директора предприятия «Кобринское ПМС» Василия Пивчика, директора ОАО «Кобринская птицефабрика» Ивана Идельчука, на территории которых должен был проходить подъем самолета, отряд приступил к работе. Больших надежд на положительный результат не было. Рядом с уточненным местом падения самолета пролегал мелиоративный канал, и была вероятность, что обломки уже подняли при проведении работ. Но всё оказалось непредсказуемо.
Немцы стали шантажировать женщину убийством сына и матери
Что же происходило с Симой Сытник после захвата немцами в плен? Конечно же, те начали психологическое давление на летчицу, пытаясь переманить ее на свою сторону. Она сопротивлялась, так как была уверена в том, что ее сын Валера и мать погибли в Кировограде после атаки немцев. Каковым же было удивление, когда немцы привели к ней живых и невредимых сына и мать. Родная кровь стала серьезным инструментом давления на Сытник, ведь гитлеровцы пообещали убить родных летчицы, если та откажется сотрудничать.
С тех пор Сима Сытник начала вести пропагандистские трансляции по радио, обращаться к советским воинам, призывать их переходить в стан врага. Сама Сытник не могла объяснить, кем она была – пленницей, предательницей или свободной женщиной. Она не воевала на стороне гитлеровцев, а ее призывы не были никем услышаны, из солдат Красной Армии никто не повелся на «сладкие» речи о том, как хорошо у немцев.
«Вульгарный» напиток
Бочка с квасом — Харрисон Форман
Позиции кваса пошатнулись во второй половине XIX века, на верхах: квас и подобные кислые вкусы начали уходить из аристократического обихода и были записаны в так называемую «вульгарную» диету. Хотя по-прежнему он ценился в мелкочиновной, купеческой, мещанской и крестьянской среде.
О чем напоминал и лейб-медик Екатерины II в 1807 году: «Старейший из лейб-медиков доктор Рожерсон, бывший любимый лейб-медик великой Екатерины, находит, что кислая капуста, соленые огурцы и квас в гигиеническом отношении чрезвычайно полезны для нашего петербургского простонародья и предохраняют его от разных болезней, которые бы в нем развиться могли от влияния климата и неумеренного во всех случаях образа жизни».
Квас. На улице Горького — Николай Паламодов
В середине века началась индустриализация, и квас стали варить реже даже в обычных домах. Желая сохранить наследие, Российское общество охранения народного здоровья взяло покровительство над напитком и его производство начали открывать при госпиталях. Госпитальный квас уже целый век к тому моменту входил в обязательное довольствие армии, флота и заключенных. Где стоял полк, там должен был быть лазарет, а где был лазарет — был и ледник с квасом. Если кваса не хватало, об этом докладывали высшему руководству, с требованием немедленно выделить деньги на закупку солода.
Но последний «оплот» кваса рухнул, когда в 1905 году в полковых лазаретах и госпиталях его заменили на чай. Все из-за того, что квас гораздо труднее готовить и хранить в походах. С тех пор квас перестал быть неотъемлемым напитком русских людей и стал просто любимым. В советское время его начали наливать на разлив уже не из деревянных, а металлических желтых бочек, которые стояли по городу с наступлением жары и до осени.
Томас Тейлор Хэммонд
В постсоветской России началась бутылочная продажа кваса, его теперь можно купить в каждом магазине. Традиционные желтые бочки, кстати, до сих пор существуют. Квас в них стандартизированный и не может больше похвастаться разнообразием вкусовых оттенков, но и у такого «обычного» кваса есть свои фанаты.
Воздушный учитель
«Зайцев воспитал эскадрильи умелых и смелых истребителей. Молодёжь учится у молодого по возрасту, но опытного истребителя немецких самолётов», — так писала о советском асе газета «Комсомольская правда» в августе 1942 года.
По словам Андрея Горбунова, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк стал одним из самых результативных в СССР по количеству сбитых вражеских самолётов.
- Василий Зайцев
«Зайцев был выдающимся командиром и воспитателем, именно под его командованием из молодых, необстрелянных лётчиков выросли мастера воздушного боя», — подчеркнул эксперт.
«Полк полноценно включился в войну и блестяще себя проявил, был примером для других подразделений», — подчеркнул эксперт.
По словам заслуженного военного лётчика России, генерал-майора Владимира Попова, Зайцев остро ощущал ответственность за коллектив, болел душой за своих подчинённых и старался, чтобы его полк никогда не «ударил в грязь лицом».
- Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Слева направо: Ю.М. Беркаль, В.В. Ефремов, Г.Д. Онуфриенко, Б. Афанасьев, Н.Е. Романов, Г.А. Инякин, И. Бикмухамедов, В.П. Рулин
Командование настолько высоко ценило Зайцева, что его опыт начали транслировать в масштабах всей страны. В сентябре 1942 года в газете «Красная Звезда» вышел материал Зайцева, в котором лётчик делился своим боевым опытом и давал советы молодым пилотам.
«Перед атакой взвесь обстановку и, если нет возможности удобно подойти к врагу, лучше немного выждать. Пройдёт несколько минут, и противник вдруг совершит такой разворот, что подставит своё уязвимое место, либо облако удобное подвернётся, откуда будет легче незаметно сблизиться с противником. Когда атакуешь, не забывай самого главного — веди только прицельный огонь и только с коротких дистанций», — просто и доходчиво объяснял Зайцев азы воздушного боя молодым коллегам на страницах «Красной Звезды», дополняя в дальнейшем теорию примерами из своих конкретных боёв.
По словам историков, Зайцев лично принял участие во многих крупных воздушных сражениях. 24 августа 1943 года он во второй раз стал Героем Советского Союза. Осенью того же года при перелёте на УТ-2 Зайцев был атакован двумя нацистскими истребителями. Советский ас смог уклониться от попаданий, но при посадке самолёт перевернулся, лётчик получил тяжёлые травмы и на несколько месяцев попал в госпиталь.
Василий Зайцев участвовал в освобождении от нацистов УССР и стран Восточной Европы. В 1944 году он был назначен заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, а в 1945 году — 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.
- Самолёт-истребитель ЛаГГ-3 (1940 год) советских авиационных конструкторов Семёна Алексеевича Лавочкина (1900—1960), Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова
- РИА Новости
«В последнее время некоторые исследователи уменьшают количество побед Зайцева, но, по моим данным, у него было 427 боевых вылетов и 163 воздушных боя. Он сбил лично 34 и в составе группы 19 самолётов противника», — рассказал RT Николай Бодрихин.
При этом, по словам эксперта, в годы войны Зайцев летал на нескольких типах самолётов, дольше всего — на Ла-5.
Девушка — военный лётчик — истребитель
О том, что многие советские девушки и женщины наравне с мужчинами на боевых самолётах, бомбардировщиках и легкомоторных, успешно воевали, я знал, но тут в 1945 году к нам в Школу воздушного боя, да не куда-нибудь, а в нашу эскадрилью, прибыл лётчик — истребитель лейтенант Клава Блинова. Ну, братцы, услышав об этом, я невольно поскрёб затылок. Лётчиц ночных бомбардировщиков, как грозно именовались наши «кукурузники» По-2, я встречал, не раз сопровождал и чисто женские экипажи на пикирующих бомбардировщиках Пе-2. Но женщина-истребитель…
Быть может, и не было у меня желания унизить эту девушку, взявшуюся за совсем уж не женское дело, но всё же что-то такое было. По долгу службы я мог и обязан был проверить её технику пилотирования в зоне, как у всех вновь прибывающих лётчиков, с целью определить уровень подготовки, чтобы правильно сформировать пары и определить объём программы подготовки для каждой пары. Конечно, её технику пилотирования мог проверить командир звена, но, признаюсь, мне очень захотелось самому слетать с ней и убедиться, что эта молодая девушка действительно может пилотировать истребитель, я уж не говорю о фигурах высшего пилотажа.
Клава Блинова ничем особенно не выделялась, была скромная и молодая девушка, и, не зная о том, что она лётчик — истребитель, никогда бы не подумал, что эта худенькая блондинка, которая стоит в окружении многих лётчиков и оживлённо о чём-то беседует — лётчик, а не то что пилот истребителя!
Проверив её лётную книжку и узнав, где, когда, сколько и на каких типах самолётов она летала, накануне полётов я ей сообщил, чтобы она готовилась лететь со мной на проверку. Перед вылетом, когда ей ставил задачу, определил количество и последовательность выполнения фигур высшего пилотажа, она сказала:
Клавдия Блинова
— Товарищ капитан! Я имею некоторый перерыв в полётах, если что-то не совсем чисто получится, вы мне покажете?
— Обязательно покажу, вы не смущайтесь, а выполняйте задание так, как вы всегда выполняли, все неполадки устраним, затем вас сюда в школу и прислали, товарищ лейтенант, — ответил я ей, и мы сели в кабины, она в передней кабине, я в задней, как и положено.
Я внимательно присматривался ко всем её действиям, но ни во что не вмешивался, это была моя привычка ещё из Качинской школы. Я допускал ошибки обучаемого лётчика до пределов, вмешивался только тогда, когда дальнейшее невмешательство грозило опасностью. Такая методика оправдывала себя, лётчик более уверенно и свободно себя чувствовал и мог показать все, на что он способен, без нервозности и переживаний за допущенные ошибки. Затем на земле и в воздухе эти ошибки устранялись и повторялись всё меньше и меньше.
Лейтенант Блинова, получив разрешение, запустила мотор, проделала всё, что необходимо перед взлётом, и мы поднялись в воздух. На взлёте мне пришлось чуть — чуть ей помочь, в элементах взлёта и посадки с допусками в ошибках надо быть очень и очень осторожным, ведь другой раз именно из-за пустяковой ошибки можно иметь большие неприятности. Что ещё можно сказать? Все сомнения о возможностях лётчицы — истребителя у меня были рассеяны. Эта обыкновенная, простая девушка была истребителем, и она в самом деле выполняла фигуры высшего пилотажа, стойко перенося при этом возникшие перегрузки.
Признаюсь, до сих пор я был убеждён в том, что настоящим истребителем может быть только мужчина. Оказалось, что я ошибался, я сидел в самолёте, который прекрасно пилотировала девушка — истребитель. Конечно, она не могла пилотировать самолёт так же грамотно, как это делали мы, учителя лётного дела. Но всё же она правильно выполняла все комплексы фигур. По радио я предложил ей повторить комплекс вместе, затем показал сам, как надо выполнять сложные фигуры. Тут я уже постарался выполнять фигуры с ювелирной точностью. Здесь заговорила чисто профессиональная гордость, да ещё перед девушкой. Я выполнял комплекс за комплексом, стараясь избежать больших перегрузок, ведь незачем было показывать девушке своё «ухарство», выносливость и умение резко пилотировать. Незачем было заставлять её переносить сильные перегрузки и получать неприятные ощущения. Мы, лётчики, мужчины, должны быть благодарны таким девушкам за то, что они решились на такую рискованную профессию да ещё и могли бить врага в воздухе.
В те суровые военные годы наши советские девушки, находясь в рядах ВВС, оказали большую помощь в разгроме противника. Лейтенант Клавдия Блинова, летая на самолётах-истребителях СССР, наравне с другими лётчиками успешно окончила Школу воздушного боя. Но на фронт попасть ей не пришлось, так как вскоре она вышла в Москве замуж тоже за лётчика, а через некоторое время закончилась и война.
Ольга Лисикова
Для Ольги Михайловны Великая Отечественная стала не первой войной в жизни. Она окончила Батайскую летную школу, а в 1939-1940 годах участвовала в войне с белофиннами. Уже через год девушка вступила в ряды «ласточек», но убивать она не планировала – изначально девушка летала исключительно на санитарных самолетах. Она перевозила раненых, медикаменты и кровь для переливания. Но однажды Ольгу попытался сбить немецкий «Мессершмитт». Отвечать ей было нечем, ведь самолет не был предназначен для боя, но девушка провернула несколько ловких маневров: прижала вражеский самолет к земле, а затем заставила петлять по ущелью. Одним из выстрелов врагу все-таки удалось задеть хвост санитарного самолета, но Лисикова держала ситуацию под контролем. В итоге «Мессершмитт» спикировал настолько низко, что уже не смог подняться и разбился. После этой истории Лисикова пересела в кабину двухмоторного DC-3 (крупнейшего американского транспортного самолета в годы Второй мировой), став единственной в СССР женщиной-командиром самолетов этого типа. На счету девушки 408 вылетов, в том числе в блокадный Ленинград, немецкий тыл и Заполярье. Ольга Лисикова прожила долгую жизнь и умерла 7 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге в возрасте 94 лет.