Женщины-художницы эпохи возрождения, которых стоит знать

Многодетная мать из Болоньи Лавиния Фонтана(1552–1614)

Лавиния Фонтана была тем ещё трудоголиком. Софонисбе, Барбаре и Плаутилле не приходилось задумываться о деньгах — жизнь при дворе, в отчем доме или в монастыре избавляла их от финансовых забот. А вот уроженка Болоньи была вынуждена конкурировать с мужчинами-живописцами за место под солнцем.

Своим творчеством Лавиния зарабатывала своей семье на хлеб и написала сотни картин на заказ. Сначала это были портреты местных учёных мужей и банкиров, которые хотели получить своё изображение за умеренную цену. Но вскоре молодая художница нашла себе более заинтересованных и платёжеспособных клиентов за пределами родного города.

Лавиния Фонтана «Портрет дамы с собачкой» (1590) / Частная коллекция

В то время картина, написанная женщиной, считалась модной экзотикой. И многие знатные дамы, следившие за мировыми трендами, не преминули воспользоваться услугами Фонтаны. Художница довольно быстро завоевала расположение аристократии. Все её модели, будь то скромная невеста, высокопоставленная матрона или скорбящая вдова, выглядели одновременно и благородно, и гламурно. Женщины не могли не оценить такой искусный подход.

Вскоре стали поступать заказы на крупные алтарные работы и фрески, от которых художнице нередко приходилось отказываться из-за очередной беременности. Дело в том, что за 17 лет Лавиния успела родить 11 детей. К сожалению, только трое из них дожили до взрослого возраста (не самая печальная статистика для тех времен). То есть фактически всю свою карьеру она строила, находясь в «интересном положении». И буквально через месяц после родов снова возвращалась к холсту. Был ли её трудоголизм следствием финансовых проблем в семье или, наоборот, способом убежать от быта, история умалчивает. В любом случае, силы воли этой женщине было не занимать.

Феде Галиция «Юдифь с головой Олоферна», предположительно автопортрет (ок. 1610) / Музей искусств Джона и Мейбл Ринглинг, Флорида

Мари ЭлизабетЛуиза Виже-Лебрён

Французская портретистка Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (или мадам Лебрён) была настолько популярна среди своих современников, что с 15 лет могла на полученные от заказов деньги обеспечивать себя и содержать овдовевшую мать и младшего брата. Художница всегда изображала своих заказчиков в выигрышных позах и элегантных нарядах, благодаря чему (помимо таланта живописца) пользовалась любовью среди французской аристократии. В 1779 году мадам Лебрён написала один из первых портретов молодой Марии-Антуанетты. Позднее она стала одной из приближенных художниц королевы и создала в общей сложности около 30 ее портретов. Вынужденная покинуть Францию в годы революции, Мари Лебрён много путешествовала и провела шесть лет в России, где познакомилась с императрицей Екатериной II. Написать ее портрет художница, однако, не успела — императрица умерла еще до начала выполнения заказа.

Немецкий художник Георг Базелиц

Георг Базелиц (Georg Baselitz) родился 23 января, 1938 года в городе Каменц, коммунальной общины Дойчбазелиц. От места своего рождения и происходит творческий псевдоним художника, настоящие имя которого Ханс-Георг Керн. Современный художник учился в Высшей Школе искусств в Восточном Берлине. Однако в 1957 году был исключен из-за незрелости политических взглядов. Переехав в ФРГ, Георг Базелиц все же получил высшее образование и закончил аспирантуру в области изящных искусств в 1962 году. В этот же период он официально сменил фамилию на Базелиц. Первую свою персональную выставку Георг провел в 1963 году. Его работа «Большая ночь в канаве» вызвала неоднозначную критику и немецкого художника обвинили в творческой непристойности. На данный момент эта необычная картина находится в музее Людвига в Кельне, Германия.

Самым узнаваемым стилем и техникой живописи художника являются перевернутые абстрактные фигуры в его картинах, которые он начал рисовать с 1969 года. В это же время Базелиц приступил к созданию масштабных скульптурных инсталляций из окрашенного дерева. Георг Базелиц является современным абстрактным художником, который пытается реабилитировать это направление живописи, вводя в сюжеты своих работ более узнаваемые фигуры и образы. Он использует нарочито грубый стиль, напоминающей по своей технике некоторые работы психологического кубизма Джорджа Кондо, но отличающийся от последнего явно выраженным экспрессионизмом.

«Девушки из Олмо II», 1981, масло, холст
«Ухмылка Гринберга», 2013, масло, холст
«Пожиратель апельсинов», 1981, масло, холст
«Очень большой Франц Пфорр», 2006, масло, холст

Швейцарская художница Луиза Боннет

Лучшие современные художники мира поэтому и являются таковыми, что бросают вызов классическим школам предыдущих эпох в изобразительном искусстве. Швейцарская художница Луиза Боннет (Louise Bonnet), наряду с такими известными художниками сюрреализма, как Войцех Сюдмак, Рафал Олбински и Джим Уоррен, практически до неузнаваемости изменяет этот стиль авангардного искусства.

Луиза Боннет родилась в Женеве, где и закончила Высшую Школу искусств и дизайна. В 2008 году она начала свою творческую карьеру, паралельно работая дизайнером-иллюстратором. Первая ее персональная выставка прошла в галерее «Subliminal Projects» в Лос-Анджелесе. Все работы Боннет акцентированы на изображении человеческого тела с особым видом экстремальной сексуальности и физическими преувеличениями в сюрреалистических сюжетах ее необычных картин. Фигуры в ее работах имеют отчетливую, но противоречивую грань между красотой и уродством, абсурдом и физической реальностью, заключенные в творческую обертку большой театральной комедии.

«Красный плакальщик», 2020, масло на льне
«Оранжевый интерьер», 2019, масло на льне
«Розовое одеяло», 2019, масло на льне
«Циклоп», 2018, масло на льне

Поцелуй Эмилии

Полотна австрийского художника Густава Климта известны во всем мире. Его работы входят в топ-10 самых дорогих картин мира. Мировую известность ему принесли полотна «Поцелуй» и «Золотая Адель». Любопытно, что многие дамы с портретов для виртуозного австрийца позировали в платьях модельера Эмилии Флёге. Она же была его музой.

Климт/Поцелуй

Эмилия познакомилась с Густавом, когда ей было 18 лет. Климту было уже под 30. Браком они не стали себя связывать, скрепили свою пару негласным дружеским союзом с толикой романтики. Впоследствии она оставалась постоянной спутницей Климта более 20 лет. Художник лишь раз нарисовал свою музу, но Эмилии и ее семье портрет не понравился, она отказалась его принять. Спустя несколько лет картину приобрел Венский исторический музей. Однако эксперты считают, что Эмилия как минимум дважды появлялась на полотнах творца. Считается, что на картине «Поцелуй» изображен их автопортрет. Она же вдохновила его на написание уникальных пейзажей – мозаичные полотна из точек и узоров. Многие из них были сожжены нацистами во время Второй мировой войны. В 2017 году его пейзаж «Цветущий сад» был продан на лондонском аукционе «Сотбис» за 59 млн долларов.

После смерти художника Эмилия Флёге сожгла все письма, полученные от него. Она пережила художника на 34 года и все это время вела уединенный образ жизни.

Ремедиос Варо

Художница, сюрреалистка. Родилась в 1908 году в Каталонии, училась в монастырской школе. Поступила в Академию де Сан-Фернандо в Мадриде. Училась там в те же годы, что и Сальвадор Дали, влияние которого можно заметить в сложной мистике картин Ремедиос. Во время Гражданской войны в Испании чудом умудрилась уцелеть, эмигрировала в Мексику. Была дружна с Фридой Кало и Диего Риверой. Нашла свой стиль и художественный язык ближе к 40 годам. Работы Ремедиос — витиеватое переплетение средневековых традиций и современных образов, их можно рассматривать часами, находя все новые волшебные детали.

Бегство

Ремедиос Варо

Анри Матисс

Матисс работал в разных художественных направлениях: от импрессионизма до коллажа. Однако известность он приобрёл за изобретение собственного течения в живописи — фовизма.


«Танец», 1910 год. Изображение: Анри Матисс / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург / Wikimedia Commons

При жизни Матисс был востребован не только как живописец, но и как график — он создал множество книжных иллюстраций, обложек и постеров. Одна из самых известных его работ — оформление подарочного издания «Одиссеи». Оригиналы книг до сих пор встречаются в продаже на Ebay и других маркетплейсах.


Обложка «Одиссеи» Гомера, 1935 год. Изображение: Анри Матисс / The Limited Editions Club, New York / Национальная галерея Австралии, Канберра
Иллюстрация к «Одиссее» Гомера, Анри Матисс, 1935 год. Изображение: Анри Матисс / The Limited Editions Club, New York / Национальная галерея Австралии, Канберра

Также Матисс занимался рекламными постерами и обложками журналов. Его отличительной чертой был узнаваемый леттеринг.

Фрида Кало

Узнаваемая живописная манера, яркая биография и запоминающаяся внешность сделали Фриду Кало одной из самых популярных художниц. Талант Фриды открылся благодаря двум событиям, которые сама художница называла впоследствии «главными катастрофами своей жизни». Первой катастрофой стала автомобильная авария, приковавшая Фриду к постели на многие месяцы и заставившая от скуки взять в руки кисть и краски. Второй — брак с одним из главных мексиканских художников и политическим активистом Диего Риверой — постоянным источником переживаний, которые Фрида выплескивала на холст.  Большая часть произведений художницы — автопортреты, в которых виден не только незаурядный художественный стиль, перекликающийся с сюрреализмом и наивным искусством, но и боль от многочисленных операций, непростые отношения с мужем и темперамент мексиканской женщины. 

1. Леонардо да Винчи

Одним из самых гениальных людей за всю историю можно с уверенностью назвать Леонардо да Винчи. Этот человек сумел прославиться не только как талантливый художник и скульптор, но и как гениальный исследователь, учёный, инженер, музыкант, философ и химик. Высокой оценки заслуживают и картины Леонардо да Винчи. До нашего времени сохранились лишь 17 из них: «Джоконда», «Тайная вечеря», «Благовещение» и другие.

Родился Леонардо да Винчи весной 1452 года в Анчиано. Он переезжал из Флоренции в Венецию и обратно, служил нескольким герцогам Милана, пережил годы войны между Италией и Францией, вёл переговоры между Папой Римским и французским королём, соперничал с известными художниками Микеланджело и Рафаэлем.

В начале 1516 года Леонардо да Винчи начал служить королю Фрэнсису I, почти сразу расположив к себе монарха. Для талантливого художника корона выделила усадьбу Кло и достойную пенсию. Здесь Леонардо и прожил три последних года своей жизни, оставив после себя множество незаконченных шедевров живописи и неразгаданных посланий.

2. Пабло Пикассо

Пабло Пикассо – самый известный испанский художник. Родился в 1881 году в Малаге. В возрасте 13 лет он начал учиться живописи в художественной академии в Барселоне, а после её окончания поступил в столичную «Сан-Фернандо». После обучения в Мадриде Пикассо переехал в Париж, где создал большинство своих лучших шедевров.

Всё творчество этого художника можно условно разделить на несколько этапов. Во время голубого периода Пабло писал бедных людей преимущественно в холодных тонах. Просветление пришло в розовом периоде после того, как Пикассо встретил Фернанду Оливье, свою музу и первую любовь. Она придала полотнам художника ярких оттенков, розовых и оранжевых тонов.

Во время африканского периода в картинах начинают открыто сквозить африканские нотки, сплетаясь с традиционным европейским стилем. Одним из самых спорных периодом творчества этого испанского художника является кубизм. Больше ярких красок проступает на полотнах Пикассо во время неоклассицизма. Сказывается, свадьба художника и балерины Ольги Хохловой, а также появление наследника.

Чуть позже семейная жизнь накладывает совершенно другой отпечаток на творчество Пабло Пикассо. Этот период принято называть сюрреализмом. Он выражается рядом картин, изображающих чудовищных женщин. Новую эпоху открыла Француаза Жило, ставшая новой супругой Пабло Пикассо. Считается, что именно она вдохновила его на создание всемирно известной картины под названием «Голубь мира».

В возрасте восьмидесяти лет художник женится в очередной раз. Скончался Пабло Пикассо в 1973 году, оставив после себя около 20 000 работ.

Разбитая колонна

Исполнитель: Фрида Кало

Год: 1944

Разбитая колонна (1944) — Фрида Кало  

17 сентября 1925 года, Фрида Кало и ее друг Алекс ехали в автобусе, когда он врезался в уличный трамвай. Из-за серьезных травм, которые Фрида получила в результате несчастного случая, ей пришлось сделать 35 операций за свою жизнь, перенести рецидивы сильной боли. Так же после этого несчастного случая она не могла иметь детей. Работы Кало часто изображают травму, которую ей пришлось пережить в своей жизни, и эта работа является наиболее заметным изображением ее страданий. В этом шедевре тело Кало раскрывается, а осыпающаяся каменная колонна заменяет её позвоночник, символизируя последствия аварии. Ногти впились в лицо и тело; на лице видны слезы, но она смотрит прямо на зрителя. Сломанная Колонна — самое прямое и безжалостное описание агонии, с которой она столкнулась в своей жизни.

Александра Экстер

Экстер родилась в 1882 году в Гродненской губернии, ее детство и юность прошли в Киеве. Она закончила Киевское художественное училище, где познакомилась среди прочих с Аристархом Лентуловым. Во время учебы Александра выходит замуж за двоюродного брата, адвоката Николая Эстера.

В 1907 году Экстер отправляется в Париж, где посещает парижскую академию Гранд-Шомьер и знакомится с Павлом Пикассо и Гийомом Аполлинером. Художница много путешествует по Европе, выставляется на родине и в парижских Салоне Независимых, а также принимает участие в легендарной выставке «Золотое сечение». 

Александра становится инициатором первых выставок «Современного декоративного искусства» в России. В 1914 году она участвует в «Первой международной футуристической выставке», организованной галереей Джузеппе Спровьере в Риме. Ее работы высоко ценятся во французских модернистских кругах. 

В своих работах она все больше склоняется к абстракционизму. Весной 1915 она принимает участие в радикальной авангардистской выставке «Трамвай В», организованной Казимиром Малевичем в Петрограде. На ней были представлены четырнадцать масштабных кубофутуристических полотен и несколько городских пейзажей — футуристическое видение «Флоренция», «Синтетическое изображение города» и «Парижские бульвары вечером». Тогда же она вступает в объединение «Супремус». 

Александра Экстер «Венеция», 1918 г., Государственная Третьяковская галереяЕе творчество было поистине уникальным — находясь далеко от Москвы, она практически избежала влияния обществ и других художников и выработала свой язык живописи. Она разрабатывает множество композиционных решений, цвета на ее картинах взаимодействуют друг с другом, вопреки принципу супрематизма. 

В 1917 году Экстер открывает собственную студию в Киеве, которая становится настоящим центром авангарда в городе. Тогда же случается ее настоящий триумф в Москве — на выставке «Бубнового валета» два зала полностью заняты ее работами. В 1920 она сбегает в столицу, участвует в конструктивистской выставке «5 × 5 = 25», ее работы представляют в Берлине и на Венецианской биеннале.

Помимо прочего Экстер занимается оформлением спектаклей, книг, создает эскизы для парадной формы Красной армии. В 1924 году она эмигрирует в Париж, где остается до конца своей жизни. Во Франции она сосредотачивается на работе в театре, ее работы продолжают выставляться в разных европейских городах. В 1930-40х Экстер занимается оформлением рукописей. В 1949 году она скончалась под Парижем. 

Каким было художественное образование для женщин

Малое количество женских имен среди художников связано с недоступностью художественного образования для женщин. В России (в то время Российской империи) такая возможность появилась только в 1830-х годах: при Императорском сообществе поощрения художеств появились рисовальные классы. Среди известных учениц — Евдокия Бакунина. Она стала первой женщиной, которая была в 1835 году отправлена за границу Академией художеств. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества вольными слушательницами были Антонина Ржевская и Эмилия Шанкс. Они были единственными женщинами в сообществе передвижников. В 40-х годах XIX века в Санкт-Петербургской рисовальной школе открылись вечерние классы для всех. В этот период в Императорскую академию художеств были допущены 30 женщин в качестве вольных слушательниц, в том числе будущая жена Ивана Шишкина — Ольга Лагода-Шишкина.

Ольга Антоновна Лагода-Шишкина, «Девочка в траве». 1880 год

В 1854 году золотую медаль Императорской академии художеств получила Софья Сухово-Кобылина за два крымских вида, написанных с натуры, и картину «Сосновый бор в окрестностях Мурома». Момент награждения Софья запечатлела на автобиографической картине и тем самым продемонстрировала победу женщин на пути к получению художественного образования.

Свое награждение золотой медалью Софья Васильевна впоследствии изобразит на автобиографичном полотне «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за „Пейзаж“ с натуры» (1854), тем самым продемонстрировав, что путь в академическую живопись отныне открыт и для женщин.

В 1873 году в Академии разрешили заниматься в одних классах и девушкам, и юношам. Смешанное обучение на тот момент было передовой идеей. Еще через 20 лет, в 1893 году, женщинам наконец разрешалось учиться не только в качестве вольных слушательниц, они стали полноправными студентками.

«То положение, что есть и было в искусстве и в сотне других областей, обессмысливает, притесняет и обескураживает всех (в том числе женщин), кому не посчастливилось родиться белым, принадлежать предпочтительно к среднему классу, и главное — быть мужчиной. Виной тому не наши судьбы, наши гормоны, наши менструальные циклы или наши полые внутренние органы, но наше институциональное устройство и наше образование — под образованием здесь понимается все, что происходит с нами с того момента, как мы вступаем в этот мир значимых символов, знаков и сигналов. Просто чудо, что, несмотря на огромный перевес сил отнюдь не в пользу женщин или черных, столь многим из них удалось достичь совершенства в таких вотчинах белых мужчин, как наука, политика или искусство».

Елена Поленова

Елена Поленова — сестра знаменитого живописца Василия Поленова. Она родилась в 1850 году в Санкт-Петербурге. Елена стала одной из родоначальниц модерна в русской живописи и одной из первых художников-иллюстраторов детской книги. 

В семье Елены был домашний учитель рисования — студент Академии художеств Павел Чистяков. Она будет всегда называть его главным педагогом в жизни. В 14 лет Поленова поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств (ОПХ), где её наставником был Иван Крамской. В 19 лет Елена отправляется в Париж и поступает в студию Шарля Шаплена. 

Во время русско-турецкой войны Поленова встречает свою первую и единственную любовь — врача Алексея Шкляревского. Ее родители выступают против брака, Елена отчаивается и решает посвятить жизнь искусству. 

В 1878 году она возвращается к обучению в Школе Общества поощрения художеств, занимается в двух классах: акварельном и керамическом. За работы по керамике она получила несколько медалей и деньги на поездку в Париж — это был исключительный случай, обычно женщины пенсионерских денег не удостаивались. 

В Париже Поленова училась в керамической мастерской русских художников и у французских мастеров. После возвращения в Россию она открыла класс майолики, где преподавала живопись по фарфору. 

Елена Поленова «На дворе зимой», 1885 г., Государственная Третьяковская галерея

В 1882 году Елена переезжает в Москву, где знакомится с семьей Мамонтовых и входит в знаменитый Абрамцевский кружок Саввы Мамонтова. В 1885 году вместе с женой Мамонтова Елизаветой они организуют мастерские для обучения крестьян традиционным русским ремеслам.

Сама Елена создавала и акварельные пейзажи, и костюмы для спектаклей, и эскизы для вышивки и обоев, и орнаменты для икон. Она много путешествовала по деревням, интересовалась фольклором, рисовала уникальные эскизы мебели и предметов утвари. 

Одна из ее главных заслуг — иллюстрации для детских книг. Она проиллюстрировала сказки: «Дед Мороз», «Волк и лиса», «Иванушка-дурачок», «Избушка на курьих ножках». При ее жизни вышла лишь одна книга — «Война грибов», для которой она разработала весь макет, в том числе шрифт, орнаментальные вставки и иллюстрации.

Поленова умерла после болезни, когда ей было всего 47. При жизни она участвовала в выставках Московского товарищества художников, Товарищества передвижников и «Мира искусства». Долгое время Елена оставалась в тени знаменитого брата, лишь в 2011-2012 годах прошла ее первая большая персональная выставка в Третьяковской галерее.

Иван Айвазовский. Грандиозный и преданный морю.

Иван Айвазовский. Автопортрет. 1874. Галерея Уфицци, Флоренция.

Айвазовский по праву находится в рейтинге самых известных художников. Его «Девятый вал» поражает своим масштабом.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Величие стихии, безысходность. Сможет ли спастись горстка моряков, выживших после шторма? Утреннее солнце своими тёплыми лучами будто дарит едва уловимую надежду.

Айвазовского можно назвать самым главным маринистом всех времён. Никто не писал характер морской стихии так разнообразно. Никто не изображал столько морских сражений и кораблекрушений.

Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия.

При этом Айвазовский был и документалистом, досконально изображая корабельную оснастку. И немного фантазером. Ведь на самом деле Девятый Вал написан неправильно – в открытом море волна никогда не загибается “фартуком”. Но для пущей зрелищности Айвазовский написал ее именно такой.

Мария Башкирцева

Первый русский художник, чьи работы приобрел Лувр. Родилась в 1860-м году на Полтавщине, в 10 лет выехала с матерью в Ниццу. С детства отличалась слабым здоровьем и большими способностями. Обещала стать выдающейся певицей, но из-за болезни потеряла голос. В 18 лет начала заниматься живописью, окончила семилетний курс парижской Академии за два года, с медалью. На следующий год представила свою работу «Молодая женщина, читающая Дюма» в Салоне, через год получила второе место за «Ателье Жулиана» — для начинающего художника это был огромный успех. Всего Башкирцева успела завершить около 150 полотен, последнюю незаконченную работу «Святые жены» можно увидеть в часовне на кладбище Пасси, где покоится тело художницы. Мария умерла в 1884 году от чахотки, в самом начале творческого пути.

Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало — отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил…

Так писала о ней Марина Цветаева, посвятившая Марии Башкирцевой свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом».

Мопассан, посетив её могилу, сказал: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»

Автопортрет

Подведем итог

На свете жили тысячи художников. Но лишь единицы смогли стать знаменитыми настолько, что их знает почти каждый житель Земли.

Кто-то из них жил 500 лет назад, как Леонардо, Рафаэль и Босх. А кто-то творил в XX веке, как Пикассо и Дали.

Что их всех объединяет? Они все, каждый по-своему, меняли то время, в котором жили. Как сказал искусствовед Александр Степанов, лишь посредственный художник живет в ногу со своим временем.

Ждём следующего гения такого же масштаба. Может, он уже творит прямо сейчас. Джефф Кунс? Недаром его Надувная Собака была не так давно размещена в Версале. А может, Дэмьен Херст? Или дуэт художников Recycle group? Как думаете?..

Джефф Кунс. “Надувная собачка” на выставке в Версале в 2008 г. Buro247.ru.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector