Психология воображения

Какое оно бывает?

Воображение , достаточно сложный психический процесс, который по определенным свойствам можно классифицировать на множество групп, однако все группы можно отнести к двум основным.

Основные виды воображения:

  1. Непроизвольное воображение (пассивное). Данный вид воображения характеризуется тем, что при возникновении образов человек не использует усилие воли, то есть они возникают непроизвольно. В качестве примера пассивного воображения лучше всего подходит сновидение.

    Во сне мы можем видеть такие ситуации, которые никогда не переживали в жизни, при этом мы не прикладываем никаких волевых усилий для появления этих образов.

  2. Произвольное воображение (активное). При активном воображении мы сознательно вызываем те или иные мысленные образы, то есть контролируем их появление. Как пример, можно привести написание книги писателем , сюжет может значительно отличаться от вошедшего в его основу события, являясь работой воображения литературного деятеля.
  3. Антиципирующее воображение. Одна из самых важнейших и необходимых для жизни психологических функций , это предвосхищение будущего, предвидение результатов собственных действий или поступков. Данная функция связана практически с любой деятельностью человека, а ее корни уходят к приспособленческим механизмам мозга. Напрямую прослеживается ее связь с инстинктом самосохранения, также подобные задатки имеются и у животных.

Например, человеку не обязательно иметь опыт падения с 10 этажа, чтобы понять, что это опасно для жизни , путем предвосхищения последующей за этим действием ситуации, представляемая картина полученных травм и увечий вызывает чувство страха, которое уберегает от подобного неосмотрительного шага.

Нарушенное, больное воображение. Существуют следующие его нарушения:

  1. Онейроид. Помрачение сознания, вызванное физиологическим нарушением головного мозга в результате черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний, интоксикации.
  2. Ониризм. Отсутствие различия сновидения и реальности.

    При этом возможно возникновение ярких образов в дневное время при кратковременно закрытых глазах.

  3. Патология активного воображения , отсутствие критичности к продуктам его деятельности.
  4. Сновидные эпилептические приступы , стереотипные, однообразные сновидения пугающего характера, в которых, как правило, преобладает красный цвет.

Метод Юнга

Юнг рассматривал использование силы воображения, как метод достижения целостности личности, согласно разработанной им теории, это разновидность самопознания, которая помогает достичь душевной гармонии, разрешить внутренние конфликты. Юнг относил активную форму к эффективным инструментам внутренней трансформации, духового преображения индивида.

Применение методов активного воображения по Юнгу широко встречается в повседневной жизни и в психиатрической практике. Пример, впервые описанный Юнгом – продление сна, когда индивид, находясь в состоянии полудремы, удерживает и осознает возникшие образы. Юнг размышлял о видениях, которые рождались в его сознании, и пришел к выводу об относительной независимости этих картин, персонажей и сюжетов.

Он отмечал вещи и вымышленных персонажей, которые были созданы без очевидных усилий с его стороны, жили своей независимой жизнью, вступали с ним в диалог. Юнг рассматривал самостоятельные, спонтанные воображаемые явления как высшее проявление интуиции. Под влиянием подобных видений меняется внутренний мир индивида.

Для развития способности воображать важно фиксировать любые фантазии, которые появляются в голове. Психологи рекомендуют записывать сны, запечатлевать на бумаге образы и символические события, возникающие в момент мечтаний, погружения в свой внутренний мир

Техника активного воображения по Юнгу предполагает переход компонентов бессознательного на уровень осознанного восприятия.

Регулярная практика в этом направлении приводит к погружению в мир вымышленный, отстранению от реальной действительности. Общение с внутренним миром происходит посредством создания образов и поддержания с ними долговременной связи, что подразумевает диалог с частями собственного «Я», существующими в бессознательном.

Работа с внутренним содержанием зиждется на доступе к образам, запрятанным глубоко на бессознательном уровне, когда умение домысливать и представлять становится мостиком, обеспечивающим связь двух миров, по мнению Юнга, не существует никакого более эффективного инструмента для обретения целостности, чем постоянное общение с персонажами своего подсознания.

Например, чтобы научиться общаться с бессознательным, как это делают последователи теории Юнга, нужно замечать и просматривать картины, возникающие в сознании, вести диалоги с воображаемыми персонажами, вербализировать бессознательные компоненты психики, превращая их в словесно-логический материал.

Активное воображение – результат мыслительной деятельности, направленной на формирование образов с целью последующего практического применения, воплощения их в реальность.

Активное произвольное воображение

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

Воображение — это способность производить и моделировать новые объекты или идеи в уме без какого-либо непосредственного вклада чувств.

Также данное определение можно описать как формирование в уме картины, которая может быть воссозданием прошлого опыта, такого как яркие воспоминания, созданные воображением с изменениями, или они могут быть полностью выдуманы и, возможно, являться чем-то за гранью реального понимания человека.

Когда дошкольник восприимчив к развитию творческого воображения

В психологии условно выделяют этапы развития творческого воображения дошкольников.

Начальная ступень проявляется, когда дети, уже зная настоящее назначение предмета, применяют его в новом качестве. Появляется замещение, но на роль «заместителя» назначается только чем-то похожий объект (формой, цветом…). Например, имитируя измерение температуры, дошкольник возьмет палочку в качестве градусника; а протягивая сверстнику оранжевый мячик, станет говорить об апельсине.

В этот возрастной период  полезно показывать ребенку, как можно находить новое применение обычным материалам. К примеру, можно продемонстрировать ему разные способы рисования — кистью, карандашом, угольком, мелком и т.д

В этом возрасте важно расширять кругозор малыша, чтобы у него формировался запас знаний, на который он и будет опираться в своем творчестве

От реальности к фантазийным образам

На следующем этапе, в 4-5 лет, происходит совершенствование ранее усвоенных навыков. Фантазирование все еще основывается на представлении о реальном предмете, а новые образы появляются непреднамеренно. Поэтому даже 5-летний ребенок редко откликнется на предложение сочинить сказку. Он еще не в состоянии выполнить подобное задание по заявке взрослого.

Младшие дошкольники могут выполнить определенные действия, а потом рассказать, что происходит в их игре или занятии. Это означает, что замысел формируется после действия. В подобных ситуациях также имеет место творческое воображение, но его уровень только начальный.

Дети 6-7 лет уже могут проявлять самостоятельную творческую активность. Они способны выбирать цель, формулировать творческий замысел и стремиться к воплощению задуманного. Воображение детей в старшем дошкольном возрасте отличается способностью включить любой мелкий элемент в общую композицию и представить предполагаемый результат до того, как он появится.

На этом этапе увлекает сам процесс фантазирования. Родители нередко замечают, что их сын или дочь придумывает «на ходу». Особенно ярко это умение проявляется в сочинении историй старшими дошкольниками. Значительный рывок происходит благодаря общему развитию познавательной сферы ребенка и обогащению речи.

Функции воображения

Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:

  1. Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
  2. Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
  3. Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
  4. Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем.
  5. Саморазвитие. Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
  6. Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.

Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.

Основные функции воображения

В человеческой жизни воображение выполняет несколько различных функций.

1) Вообразив нечто несуществующее в реальности, можно творчески перестроить окружающий мир и создать нечто новое с помощью продуктов воображения. Таким образом, когда инженер изобретает новую машину, он сначала создает ее в своем воображении, а затем только строит ее, добавляя в мир существующих материальных вещей соответственно. Когда художник задумывается над картиной и воплощает ее в своем рисунке или на холсте, он также дополняет представление людей о мире тем, что придумал и изобразил на картине. Представители творческих профессий делают то же самое. Благодаря их воображению за тысячелетия существования человека полностью сформировался новый мир — мир человеческой материальной и духовной культуры.

2) Вторая функция воображения относится к саморегулированию поведения человека, его психических процессов и состояний. Для того, чтобы влиять на свое поведение в будущем, планировать его, разыгрывать в своем воображении. Таким образом, каждый человек думает, что, ведя себя определенным образом, он достигнет поставленной цели в будущем. Эта функция воображения используется во многих современных методах психотерапии, при которых добровольное воображение человека оказывает определенное психотерапевтическое воздействие. Наконец, люди могут влиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие ментальные процессы через свое воображение.

3) Третья функция воображения — использовать его для формирования внутреннего плана действий, то есть манипулировать способностью выполнять действия в сознании с образами. Например, ребенок, научившийся решать задачи действиями с реальными материальными объектами, может на следующем этапе развития своего мышления научиться решать задачи, действуя в своем сознании только с образами соответствующих объектов. Эта функция наиболее выражена в визуально-воображающем мышлении человека и его развитии. Этот тип мышления встречается в элементарной форме у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах — у взрослых, которым в силу своей профессии приходится решать достаточно сложные задачи с помощью образного мышления.

4) Четвертая функция воображения — это программирование будущего человеческого поведения. Она реализуется в ментальной разработке человеком планов и программ будущего поведения, в их образном представлении.

5) Пятая функция воображения может быть названа психодиагностической. Она заключается в том, что через продукты человеческого воображения можно сделать определенные выводы о собственной психологии. Эта функция используется во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа продуктов человеческого воображения судят о его психологии. Такие тесты называются проекционными. Мы используем одну и ту же функцию каждый день, когда судим о психологии другого человека, основываясь на продуктах его воображения. Эта функция иногда используется врачами/психиатрами для дистанционной диагностики по продуктам воображения человека. Например, есть случай такого диагноза писателя Ф.М.Достоевского через его литературные произведения З.М.Достоевского. Фрейд известен.

Однако основной функцией воображения является его участие в творческом процессе.

Что это такое и чем отличается от фантазии

Именно логическая обоснованность отличает воображение от фантазии, которая представляет собой вымышленную ситуацию, создаваемую нашим сознанием. Фантазия не соответствует реальности, не подчиняется здравому смыслу, а лишь выражает желания человека.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Приведу простой пример. Представьте себе кошку. Получилось? У каждого из вас она вышла разного окраса, размера. Кто-то вообразил обобщенный образ с четырьмя лапами и ушами, а кто-то представил питомца в мельчайших деталях. Так сработало ваше воображение. Вы не раз видели в реальной жизни кошку, а потому воссоздать ее в своей голове вам не составило труда.

А теперь другой эксперимент. Если вас попросить придумать необычное животное, вы начнете фантазировать, т. е. сочинять. Ваши представления не будут основаны на пережитом опыте, физических законах и прочих знаниях. Можно насочинять что угодно, никаких ограничений нет. Вот это и называется фантазией.

Узнайте, какую роль играет воображение в запоминании.

Создание образов

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  1. Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
  2. Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
  3. Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

Развитие пространственного воображения детей

Ребенок с
ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При
помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева,
справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против
часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

Дошкольникам дается необходимая первичная информация, а затем ставится задача: «Что произойдет, если…». Формулируются условия, при которых должно произойти действие. Ребенок должен осмыслить полученные данные, понять поставленную задачу и принять верное решение в виде устного или письменного ответа.

Эволюция одной мечты человечества

Воображение важнее знания, ибо знание
ограничено, воображение же охватывает все
на свете, стимулирует прогресс и является источником ее эволюции.

Альберт Эйнштейн

Мысль о полетах в воздухе зародилась у людей много тысяч лет назад. Еще у древних египтян встречаются рисунки и скульптуры людей с крыльями. Такие же изображения позднее появятся у греков и римлян. Сказания народов мира отображают это же желание. Например, ковер-самолет присутствует в русских и ближневосточных сказках.

Эта мечта оставалась утопией вплоть до Леонардо Да Винчи, который выделялся даже на фоне гениев эпохи Возрождения. Нет такого человека, который бы не слышал о «Моне Лизе». Мы воспринимаем Леонардо в первую очередь как величайшего художника. Но сам «универсальный человек» считал себя прежде всего ученым и инженером.

Он интересовался механикой, математикой, архитектурой, окружающей средой. В XV веке Леонардо Да Винчи описал клапан правого желудочка сердца, открыл, что по годовым кольцам определяется возраст дерева, создал камеру-обскура, конструировал каналы и плотины. Принято считать его изобретениями: прототип танка, водолазный костюм или скафандр, самоходную тележку (прообраз автомобиля). Множество других инженерных замыслов запечатлены в рисунках, чертежах и эскизах мастера. Наибольший интерес вызывают его летательные аппараты.

Леонардо, вдохновляемый полетом птиц, мечтал о воздухоплавании. Его рисунки и наброски впервые показывают, как можно построить летательную машину. Леонардо Да Винчи работал над устройством разных типов летательных аппаратов. Он создал первый орнитоптер, воздушный винт, парашют. Гениальный изобретатель, силой воображения заглянувший на много столетий вперед, из-за слабых технологий того времени так и не воплотил свои идеи. Мечту Леонардо Да Винчи о воздухоплавании воплотил через пять столетий Игорь Сикорский.

Войти на сайт


Человек так устроен – он все время хочет того, чего нет. И это – нормально. Если хотеть то, что уже есть, то смысл желания исчезает. И ничего никогда не меняется. И ничего никогда не надо делать. Это – скучно. Поэтому человеку всё время нужно то, чего нет. И именно для этого и нужно воображение – придумать то, чего нет, а затем создать его в реальности. Оглядитесь вокруг. Посмотрите, как много вокруг того, что создано человеком. До того, как человек всё это создал, всего этого не существовало. Как же он создал то, чего никогда до него не было? Всё просто – он это вообразил. Нафантазировал. Придумал. Потому что, не вообразив чего-то нового, создать новое нельзя. Всякое творчество вначале происходит в воображении, и только затем – в реальности. Удивительно даже, что фантазеров считают глупыми людьми. Все изобретатели – фантазеры. Все ученые – фантазеры. Даже все инженеры – фантазеры, ведь они проектируют то, чего еще нет. Но разве ученые, изобретатели и инженеры – глупы? Альберт Эйнштейн говорил: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию». Никола Тесла утверждал, что вначале полностью создает свои изобретения внутри своего воображения, и лишь затем воплощает их в реальности. Константин Циолковский создал теорию космонавтики, хотя первый космический аппарат взлетел в небо более чем через двадцать лет после его смерти. И где бы мы все были без этих «фантазеров»? Человек не может сделать ничего серьезного без воображения. Ведь если он не вообразит, что именно ему делать – как он это сделает? Если он не вообразит последствия своих действий – как он выберет лучшее? Если он не вообразит далекую цель – как он пойдет к ней? Человек попросту не может действовать без воображения. Даже чтобы пойти налить себе чай, надо вначале представить, как ты его наливаешь и пьешь. Любое действие совершается ради воображаемого результата, ради того, чего еще нет. Любое действие имеет пусть маленькую, пусть большую, но цель, а любая цель есть результат воображения. Всё великое вначале создавалось лишь в мечтах. Сначала кто-то воображает город там, где только леса и поля, потом организует его строительство, а затем город, существовавший лишь в его воображении, появляется на самом деле. Но если бы в самом начале не было воображения – как бы город появился в реальности? И всё, чего добились вы в своей жизни, вы на самом деле добились благодаря воображению. Вы вначале лишь воображали, как пойдете на работу и станете зарабатывать деньги – и лишь потом действительно устроились на работу и стали их зарабатывать. Вы вначале лишь мечтали о друзьях и любимых – и только потом нашли их и познакомились с ними. Вы вначале лишь мечтали о том, чего хотите создать и добиться – и лишь потом действительно создали и действительно добились всего этого. Поэтому – регулярно тренируйте свое воображение. Регулярно фантазируйте о том, чего нет, но что могло бы быть и можно будет создать. Любое творчество – результат воображения. А человеку – необходимо творить. (с) Дмитрий Лейкин

Предназначение

Иногда люди считают, что фантазии только вредят. На самом деле это важная часть психики, которая выполняет ряд функции. Основная – заключается в том, что с помощью воображения человек может представить результат своей деятельности.

Важно! Именно фантазии являются лучшим способом формирования мотивации. Когда индивид точно знает, что он получит в результате своей деятельности, то он добросовестнее трудится

В психологических исследованиях удалось выявить еще одну функцию воображения – это способность найти вариант действий в проблемной ситуации. В критической обстановке человек может воссоздать план поступков и найти выход

Когда индивид точно знает, что он получит в результате своей деятельности, то он добросовестнее трудится. В психологических исследованиях удалось выявить еще одну функцию воображения – это способность найти вариант действий в проблемной ситуации. В критической обстановке человек может воссоздать план поступков и найти выход.

С помощью грез личность удовлетворяет свои потребности и восстанавливает эмоциональный фон. При плохом настроении это позволяет отвлечься и расслабиться.

Еще одна основная функция – это улучшение познания. Большинство изобретений рождается в момент, когда человек хочет что-то улучшить или придумать с нуля. Моделирование построено на развитии фантазии. Именно благодаря представлениям была создана вся техника.

Что такое воображение: пути создания образов

Для понимания как создаются мечты, грёзы, образы нужно узнать способ их творения:

  1. Агглютинация — это способ создания новых, фантастических предметов или явлений, получившихся путём пришедшего вдохновения от осмотра, изучения реального объекта. Принимая за основу существующий предмет, событие, явление создаётся их выдуманный прототип. Например, мифы о богах громовержцах создавались на основе страха перед молниями.
  2. Акцентирование — это выделение какой-либо черты и её чрезвычайное преувеличение. Гиперболизация свойственна художникам использующих стиль карикатур в картинах.
  3. Типизация — это процесс создания что-то нового из нескольких выбранных самых полезных характеристик объектов. Новый созданный объект соберёт в себе особенности основных предметов. Такой способ применяют писатели, создавая героев своих книг.

Значение воображения в жизни человека

Воображение в жизни человека имеет очень большое значение. Воображение позволяет человеку полноценно жить:

  • общаться с другими людьми
  • визуализировать цели
  • применять свое природное творческое начало
  • совершать открытия
  • придумывать новое
  • находить решения сложных задач
  • познавать то, что еще неизвестно
  • представлять и понимать то, что человек в реальности никогда не видел (например, как движутся электроны вокруг атома)
  • просчитывать свои действия на несколько шагов в перед (в бизнесе, карьере, отношениях)
  • прогнозировать события и варианты решений

И многое другое. В наш век интеллектуальная деятельность человека связана с воображением достаточно сильно, особенно в тех профессиях, в которых нельзя поручить все компьютерам: программирование, дизайн, исследования. Вот причина того, зачем каждому из нас нужно развивать воображение.

Значение воображения для развития ребенка

Если мы говорим о детях, то развитие человека и воображение тесно переплетены. В первые годы и все дошкольное детство ребенок активно развивает этот познавательный процесс. И оказывается, что если ребенок в силу каких-то причин не сможет достаточно развить воображение, у него могут не сформироваться и многие другие нужные способности.

Подробнее о развитии детей читайте в статье самый эффективный метод развития ребенка

Развитое воображение позволяет в будущем сформировать креативность, творческое мышление, способность находить оригинальные решения, находить выход из сложных ситуаций. Согласитесь, все эти навыки так необходимы в современном мире, что развитием воображения стоит заняться. На мой взгляд это так.

Механизмы воображения

  1. Агглютинация (склеивание) – объединение в единое целое ряда представлений в последовательности, отличной от наших непосредственных восприятий и переживаний.
  2. Акцентирование – подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.
  3. Гиперболизация и миниатюризация – преувеличение и преуменьшение, изменение пропорций элементов, участвующих в процессе воображения, или их частей. С.Л. Рубинштейн считал данный прием воображения одной из разновидностей акцентирования.
  4. Схематизация – выделение тех свойств элемента, которые являются значительными для содержания конкретного акта воображения, мысленное исключение каких-то свойств или качеств, присущих определенному объекту, избавление от лишних и второстепенных деталей.

От самого слабого к вершине иерархии

Воображение неспроста появилось у нашего далекого предка много тысяч лет назад. Без него он не смог бы выжить в первобытной саванне.

Первобытным людям, не имеющим ни клыков, ни когтей, не обладающих скоростью гепарда или силой льва, было очень трудно конкурировать с животными за место под солнцем: добывать себе пищу и самим не становиться ею.

75 000 лет назад наш предок являлся самым слабым в саванне, на грани вымирания от голода. Человеческая популяция составляла около 2000 особей, потомками которых и является современное человечество. В науке этот период принято называть «эффектом бутылочного горлышка».

Кроме нас, Homo Sapiens, существовало еще семь ныне известных видов людей. Через небольшое по историческим меркам время наш вид уничтожил все остальные виды людей, истребил большинство видов животных на планете и вырвался на первое место в пищевой иерархии. Каким образом нам удалось это сделать?

Дне основные формы воображения

По словам Наполеона Хилла, существует две формы нашего воображения: синтетическое и творческое воображение.

Синтетическое воображение

С помощью синтетического воображения мы можем устанавливать связи между различными концепциями, идеями, планами и различным опытом или знаниями, создавая из этого новые комбинации. Таким образом вы можете создавать что-то новое из чего-то старого. Синтетическое воображение помогает нам обрабатывать старую информацию, основанную на новой информации, объединять разные мысли в целостную картину. Когда проблема не может быть решена синтетическим воображением, у вас появляется прекрасная возможность развить и использовать ваше творческое воображение.

Творческое воображение

Благодаря творческому воображению мы создаем связи между новыми мыслями, составляю целостную картину. Подумайте о том, откуда эти новые мысли приходят вам в голову, как работает ваше творческое воображение в этот момент. Новая концепция, мысли, идеи или планы появляются, казалось бы, из ниоткуда, как некое предчувствие или момент вдохновения. Наше творческое воображение работает так же хорошо, как и наше сознание, которое способно работать очень быстро. Мы должны думать четко и ясно, чтобы мы могли использовать наше творческое воображение на максимум.

Альберт Эйнштейн говорил о том, что истинным признаком интеллекта является не знание, а воображение.

Создание образов

Стоит рассматривать и способы формирования образов воображением.

  1. Агглютинация — образы создаются при соединении определенных качеств, частей отдельных объектов в одно целое. Примерами являются образы кентавра, русалки, избушки, которая стоит на куриных ножках. Данный способ применим и в техническом творчестве. Так создавались аэросани, гидросамолет, троллейбус и даже аккордеон.
  2. Акцентирование. Происходит деление отдельно взятых деталей какой-то части целого объекта. Данным приемом не редко пользуются карикатуристы, когда хотят подчеркнуть определенные черты.
  3. Гиперболизация. Происходит преуменьшение или преувеличение объекта, а также возможно смещение или изменение его отдельных частей. Данный способ широко применим в сказках, а также в былинах. Примеры: лилипуты и великаны, многоголовые драконы.
  4. Типизация — самый сложный способ. Пример, когда человек наблюдает картину, рисует в подсознании образ, который передан автором. При чтении книги, благодаря описанным чертам персонажа, человек представляет его внешность, характер, имеет возможность окунуться в его мир, время и окружение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector