Какие тайные послания передают украшения британской королевской семьи (возможно, это всё выдумки!)

Великий прародитель жизни

Знакомясь с преданиями о Нефертуме, я заметила странное несоответствие. С одной стороны, он был сыном главных божеств, то есть занимал вторую ступень иерархии богов. 

С другой, Нефертума нередко называют великим творцом всего живого и, что поразительно, прародителем самого бога Ра

В “Текстах пирамид” Нефертум получил наименование “цветка у ноздрей Ра”, что вполне ясно показывает на важность этого бога

Задолго до того, как Нефертум стал покровителем цветов и благовоний, он представлял собой прекрасный лотос, что дремал в вечном первозданном океане. 

Вокруг него не было ничего, но в один момент со дна океана поднялся стебель, а на нём виднелись три плотно сжатых лепестка бутона лотоса. Долго цветок скользил по поверхности вод, но однажды луч солнца упал на нежные лепестки. Раскрывшись, лотос дал жизнь величайшему из всех египетских богов, Ра.

Этот миф был популярен в Гелиополе, жители которого считали, что, совершив свой ежедневный путь по небосклону, солнце в облике бога Ра возвращается в свой лотом, на нём плывёт по тёмному океану к следующему рассвету. 

Интересно, что во многих крупных городах Древнего Египта народ хотел породнить Нефертума со своими главными божествами. Например, в Бубастисе рассказывали, будто этот бог – сын богини Бастет, а в Буто считали, что матерью Нефертума была священная кобра Уаджит.

Нефертум на древнеегипетской фреске

Parures

Королева носит аквамариновую тиару с ожерельем, серьгами и браслетом Brazil

Королева в Викторианской сюите Георга VI

Parure представляет собой набор соответствующих украшений для совместного использования , который первым стал популярным в 17- м веке в Европе.

Бразилия Parure

Brazil Parure — одно из новейших украшений в коллекции. В 1953 году президент и народ Бразилии подарили Елизавете II на коронацию ожерелье и соответствующие серьги-подвески из аквамаринов и бриллиантов. Потребовался ювелирам Mappin & Webb целого года , чтобы собрать полностью совпавшие камни. Ожерелье украшено девятью большими продолговатыми аквамаринами и еще большей подвеской из аквамарина. Королева поместила каплю в более декоративную алмазную группу, и теперь она съемная. Она была так обрадована подарком, что в 1957 году ей сделали тиару в тон ожерелья. Тиара увенчана тремя вертикально расположенными аквамаринами. Видя, что королеве настолько понравился оригинальный подарок на коронацию, что она сделала соответствующую диадему, правительство Бразилии решило добавить к этому подарку и в 1958 году подарило Елизавете II браслет из продолговатых аквамаринов в кластере бриллиантов. и квадратная брошь с аквамарином и бриллиантами.

Викторианский люкс Георга VI

Викторианский люкс Георга VI изначально был подарком Георга VI своей дочери Елизавете в 1947 году. Люкс состоит из длинного ожерелья из продолговатых сапфиров и бриллиантов и пары соответствующих квадратных сапфировых серег, также обрамленных бриллиантами. Первоначально люкс был изготовлен в 1850 году. Камни точно соответствовали цвету мантии Ордена Подвязки . В 1952 году Элизабет укоротила ожерелье, удалив самый большой сапфир, а позже изготовила новый кулон из удаленного камня. В 1963 году были изготовлены новая тиара и браслет из сапфиров и бриллиантов, соответствующие оригинальным украшениям. Тиара сделана из ожерелья, которое принадлежало принцессе Бельгии Луизе , дочери Леопольда II . В 1969 году королева в полном костюме пришла на благотворительный концерт.

«Кембриджские узелки любви»

Оригинальный дизайн «Узелков» был придуман в 1818 году: тиару по случаю бракосочетания с герцогом Кембриджским принцессе Августе Гессен-Кассельской подарили ее родители. Королеве Марии Тескской (конечно!) настолько понравилась задумка, что век спустя, в 1914 году, она заказала копию у любимого британской королевской семьей ювелирного дома Garrard & Co. После ее смерти ювелирное изделие перешло во владение Елизаветы II. Очень часто эту тиару заимствовала принцесса Диана. Затем и герцогиня Кембриджская, супруга принца Уильяма, несколько раз удостоилась чести продемонстрировать знаменитое украшение, надев «Узелки» на прием в 2015 году и на дипломатическую встречу с испанскими монархами в 2017.

Елизавета Боуз-Лайон

Дата свадьбы: 2 апреля 1923 года

Елизавета Боуз-Лайон была супругой короля Георга VI и матерью нынешней королевы Великобритании Елизаветы II. Ее свадьба с будущим монархом состоялась 2 апреля 1923 года. Строго говоря, она не надевала тиару на свое торжество: мало того, что невеста предстала перед женихом в нетипичном для аристократок прямом подвенечном платье, модном в 1920-х, ее голову украшала кружевная вуаль Марии Текской (бабушки Елизаветы II) и венок из мирта.

Но на свадебной фотографии девушка запечатлена в тиаре «Стратморские розы», которую получила в подарок от отца, графа Стратмора. Ее еще в XIX веке изготовила фирма Catchpole & Williams. Изящное золотое украшение в виде пяти сплетенных роз было украшено бриллиантами. Но при желании центральные камни можно было заменить сапфирами. Кроме того, цветы можно было снять и носить как отдельные броши. Саму же тиару носили не на волосах, а по моде 1920-х по линии лба.

К сожалению, тиару можно назвать незаслуженно забытой. В определенный момент украшение просто пропало из поля зрения. В последний раз широкой публике его показывали почти 20 лет назад, в 2002 году, на выставке в музее Виктории и Альберта. Ее проводили в тот же год, когда скончалась Елизавета Боуз-Лайон.

Принцесса Марина с мужем в день свадьбы

Леди Сара Чатто

Дата свадьбы: 14 июля 1994 года

На свою свадьбу дочь принцессы Маргарет леди Сара Чатто надела «Цветочную тиару Сноудон» — совершенно новое украшение, которое до нее де-факто не надевал ни один член британской королевской семьи. Дело в том, что тиару изготовили буквально накануне свадьбы из трех брошей, которые принадлежали матери невесты. Их принцессе Маргарет по случаю свадьбы преподнес муж Энтони Армстронг-Джонс. Та на протяжении многих лет (и даже после развода) носила их в качестве украшений для платьев и волос.

Перед свадьбой Сары Чатто в 1994 году броши увидел дизайнер Джаспер Конран, который создавал для невесты свадебное платье. Именно он предложил взять подаренные отцом Сары броши и объединить их в тиару. Принцесса Маргарет дала добро. Ювелирные работы поручили мастерам Wartski.

Свадьба Софи, графини Уэссекской

История

Общая история

В отличие от Драгоценностей короны, которые в основном датируются приходом на престол Карла II, драгоценности не являются официальными регалиями или знаками отличия. Большая часть коллекции была разработана для маток царствующих и королев Consort , хотя некоторые короли добавили к коллекции. Большая часть украшений была приобретена у глав других европейских государств и членов аристократии или передана старшими поколениями королевской семьи, часто в качестве подарков на день рождения или свадьбу. В последние годы Елизавета носила их в качестве королевы Австралии, Канады и Новой Зеландии, и ее можно увидеть в украшениях из ее коллекции на официальных портретах, сделанных специально для этих королевств.

Ганноверский спор

В 1714 году, с приходом на престол Георга I , Королевство Великобритания и Королевство Ганновер стали управляться в личном союзе Ганноверским домом . Ранние ганноверские монархи старались хранить реликвии двух королевств отдельно. Георг III подарил половину британских семейных реликвий своей невесте Шарлотте Мекленбург-Стрелицкой в качестве свадебного подарка. В своем завещании Шарлотта оставила драгоценности «Ганноверскому дому». Королевство Ганновер следовало закону Салика , согласно которому линия наследования проходила через наследников мужского пола. Таким образом, когда королева Виктория взошла на престол Соединенного Королевства, ее дядя Эрнест Август, герцог Камберленд и Тевиотдейл стал королем Ганновера. Король Эрнест потребовал часть драгоценностей не только как монарх Ганновера, но и как сын королевы Шарлотты. Виктория категорически отказалась передать какие-либо драгоценности, заявив, что они были куплены на британские деньги. Сын Эрнеста, Георг V Ганноверский , продолжал настаивать на иске. Муж Виктории, принц Альберт , предложил ей заключить финансовое соглашение с ганноверским монархом, чтобы сохранить драгоценности, но парламент сообщил королеве, что они не будут ни покупать драгоценности, ни ссужать средства для этой цели. Для расследования этого вопроса была создана парламентская комиссия, которая в 1857 году вынесла решение в пользу Дома Ганновера. 28 января 1858 года, через 10 лет после смерти Эрнеста, драгоценности были переданы послу Ганновера графу Эриху фон Кильмансеггу . Виктории удалось сохранить одно из своих любимых украшений: тонкую жемчужную веревку.

Принцесса Диана

Дата свадьбы: 29 июля 1981 года

Невестка Елизаветы II, вышедшая замуж за ее старшего сына и наследника престола принца Чарльза, была из аристократического рода Спенсеров и поэтому на свое торжество надела фамильную тиару. По легенде, украшение уходит корнями в XVIII век. Но на самом деле его историю можно проследить только до примерно 1919 года. Тогда прабабушка принцессы Дианы Сара Спенсер преподнесла центральный элемент тиары в качестве свадебного подарка леди Синтии Гамильтон, выходившей замуж за ее сына Альберта Спенсера, виконта Элторпа. В будущем он стал дедом принцессы Дианы.

В 1930-е годы ювелирный дом Garrard придал тиаре ее современный вид — сейчас это украшение состоит из мягких, щедро украшенных бриллиантами завитков и драгоценных цветов. Считается, что при создании современной тиары использовались другие украшения из коллекции Сары Спенсер. Принцесса Диана очень любила фамильное украшение и на протяжении своей жизни неоднократно надевала его на официальные мероприятия. Но, конечно, она была далеко не единственной представительнице рода Спенсер, которая надевала украшение на свою свадьбы. В их число также входили, например, обе старшие сестры принцессы Дианы, Сара и Джейн, а также модель Виктория Локвуд, вышедшая замуж за брата Дианы Чарльза.

Свадьба Сары Фергюсон и принца Эндрю

Королева Елизавета II

Дата свадьбы: 20 ноября 1947 года

В день своей свадьбы с Филиппом Маунтбеттеном принцесса Елизавета, будущая королева Елизавета II, надела бриллиантовую тиару-франж, которая принадлежала ее бабушке Марии Текской. Первоначально это была вовсе не тиара, а ожерелье. Его королева Виктория подарила на свадьбу Марии Текской, выходившей замуж за ее сына Георга V в 1893 году.

В 1919-м королева-консорт обратилась к ювелирам Garrard с просьбой переделать ожерелье в тиару. В 1936-м она передарила украшение невестке, Елизавете Боуз-Лайон. Та же одолжила тиару своей дочери, Елизавете II, в день ее свадьбы. Единственная дочь последней, принцесса Анна, надела эту же тиару на собственное торжество в 1973 году.

Свадебная тиара Елизаветы II от Garrard

Тиара в форме кокошника состоит из 47 «шипов» разной высоты, украшенных бриллиантами. Известно, что тиара неожиданном сломалась в день свадьбы Елизаветы II. Однако, к счастью, в день торжества ювелир при королевском дворе смог оперативно починить украшение.

В 2020 году эту же тиару впервые за много лет надела другая невеста — внучка Елизаветы II принцесса Беатрис. Выходя замуж за Эдоардо Мапелли Моцци, она получила право также надеть платье своей знаменитой бабушки, правда, не свадебное. Это сразу же расценили как сигнал особого отношения королевы.

Свадьба принцессы Маргарет, младшей сестры Елизаветы II

Ювелирные украшения Александры Федоровны

Венец из великолепной парюры, заказанной в 1900 г. императрицей Александрой Федоровной придворным ювелирам Болину и Фаберже. Парюру украшали крупные, огранённые кабошоном изумруды и бриллианты (бриллианты — южно-африканского происхождения); все камни были оправлены в серебро с золотыми закрепками, все элементы были пронумерованы и могли быть заменены другими. Венец и ожерелье (не представлен) были выполнены в великой спешке ювелиром Швериным из фирмы «Болин». Венец украшен большим, четырёхугольным, с конусообразной коронкой, изумрудом огранки кабошон, массой около 23 карат.

Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Фёдоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902 г. Рисунок тиары слагают переплетённые полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклёпками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.

Роскошная тиара, украшавшая голову императрицы Александры Фёдоровны во время церемонии открытия I-й Государственной Думы датируется началом XIX в.Но более вероятно, что она была выполнена придворным ювелиром Болиным специально для императрицы, с использованием бриллиантов и жемчуга из Кабинета Его Величества. Ферсман находил эту тиару самым красивым ювелирным изделием во всей императорской коллекции. Все следы тиары после инвентаризации 1922 г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927 г.

Тиара в форме русского кокошника, созданная в начале XIX в. Тиара изначально принадлежала императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I. Тиара осыпана старинными бразильскими бриллиантами общей массой 275 старых каратов, оправленными в золото и серебро.

Бриллиантовый браслет с сапфиром, жемчужиной и рубином из личной коллекции императрицы Александры Федоровны, приобретенный королем Великобритании Георгом 6 

Великолепное collier russe (русское колье), предположительно датируемое началом XIX века. Индийские и бразильские бриллианты в оправе из золота и серебра. Колье можно также носить как tiare russe – тиару, нашивавшуюся на бархатный кокошник. Все лучевидные подвески пронумерованы цифрами от 1 до 59 и имеют на тыльной стороне крючки, значительно облегчавшие нашивку.

Ожерелье и серьги Кейт Миддлтон

Кейт Миддлтон надела на похоронную церемонию принца Филиппа ожерелье из жемчуга от бренда Gar­rard. Его герцогиня Кембриджская одолжила у Елизаветы II. Королева получила это украшение в дар от правительства Японии в 70‑х годах. В последний раз Кейт Миддлтон надевала это ожерелье на празднование 70-летия свадьбы королевы и принца Филиппа в 2017 году. Надев его снова, герцогиня таким образом почтила память принца-консорта. 

Серьги с жемчугом и бриллиантами, которые выбрала Кейт, подарил Елизавете II в 1947 году правитель Бахрейна Хаким аль-Бахрейн по случаю её свадьбы с герцогом Эдинбургским. Эти серьги носила также принцесса Диана. Здесь журналисты решили, что Кейт с их помощью отдаёт дань уважения принцу Филиппу, а также леди Ди.

Ещё истории о британской королевской семье

Наследие, которое мы потеряли

С тех самых времен мы не знаем о дальнейшей судьбе многих великолепных изделий. Если учесть, что некоторые украшения сперва разламывали на части, остается только гадать, живы ли сейчас тиары и диадемы, принадлежавшие Романовым.

Большая бриллиантовая диадема с жемчугом считалась одним из самых эффектных украшений Романовых. Головной убор, сочетавший стиль «lover’s knot», форму кокошника, несколько десятков бриллиантов и 113 жемчужин, был изготовлен для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, в начале 1830-х годов. Его автором, скорее всего, являлся придворный ювелир Ян Готтлиб-Эрнст. Большая бриллиантовая диадема прославилась благодаря еще одной Александре Федоровне — супруге Николая II. В нем последняя русская императрица была на церемонии открытия I Государственной думы. После инвентаризации 1922 года все следы украшения теряются — вероятно, его спустили в 1927 году на аукционе Christie’s. Вполне возможно, что перед этим известную драгоценность разобрали на части, чтобы никто не смог узнать наследие дома Романовых.

Еще одна массивная тиара — на этот раз сапфировая — также пропала без вести после революции. Ее изготовили для Марии Федоровны, супруги Павла I, братья Дюваль. Долгие годы украшение передавалось из поколения в поколение: его украшали лавровые листья — символ классицизма, многочисленные бриллианты и пять крупных сапфиров разной огранки. Размер центрального сапфира составлял 70 карат. Скорее всего, украшение также было разобрано перед продажей.

Лучистая диадема Елизаветы Алексеевны имела необычную V-образную форму. Первой ее владелицей была Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. После ее смерти украшение видоизменили. Судьба диадемы после 20-х годов ХХ века остается загадкой.

Бриллиантовая диадема «Колосья» очень ценилась императорской семьей: она была изготовлена в форме колосьев и лавровых листьев для вдовствующей императрицы Марии Федоровны фирмой «Дюваль». В центре диадему украшал лейкосапфир. В 1927 году она вместе с другими царскими драгоценностями, не представляющими, по мнению новой власти, исторической или художественной ценности, была продана на аукционе Christie’s. Дальнейшая судьба изделия неизвестна, но в 1980 году по ее образу и подобию ювелиры Николаев и Алексахин изготовили «Русское поле» — реплику из золота, платины и бриллиантов. Увидеть ее можно в Алмазном фонде.

Изумрудную тиару сделали специально для Александры Федоровны, супруги Николая II, в 1900 году. Ее автор — ювелир Шверин из фирмы Болина. Рисунок диадемы представлял собой чередующиеся арки и банты, усыпанные бриллиантами. Элементы были съемными и заменяемыми. Центральный изумруд, украшающий венец, был найден в Колумбии и имел массу около 23 карат. В 1920-х годах изумрудный венец Александры Федоровны был продан, и мы ничего не знаем о его дальнейшей судьбе.

Другая прекрасная диадема, изготовленная специально для последней императрицы России, — диадема Кехли. Тиару из сапфировой парюры создали в ювелирной фирме Кехли в 1894 году. Рисунок убора сочетал переплетающиеся линии, васильки и геральдические лилии. Весь драгоценный сет был продан на аукционе в 1920-х годах, дальнейшая его судьба неизвестна.

Любимая тиара Елизаветы II

Но не все украшения, покинувшие Россию, исчезли бесследно — некоторые из них мы можем видеть и сегодня у инфант из других стран. Способствовали этому не только большевики, но и верные друзья царской семьи, вывозившие драгоценности тайно, рискуя собой. Самый яркий пример — история великой княгини Марии Павловны, знатной любительницы искусных работ прославленных ювелиров. Альберт Стопфорд — дипкурьер и друг семьи Романовых — в 1917 году проник в ее покои во Владимирском дворце, для верности переодевшись в женское платье, и вынес собранный саквояж, в котором лежала часть украшений великой княгини, а затем передал их законной владелице, находящейся в эмиграции. Одной из драгоценностей — Владимирской тиарой — ныне владеет королева Великобритании.

Елизавета II получила ценное убранство от своей бабушки, Марии Текской, которая приобрела его в 1921 году. Великолепное украшение, представляющее собой изящное переплетение из 15 бриллиантовых колец, в центре которых свисает по одной массивной грушевидной жемчужине, было изготовлено мастерской Болина в 1874 году по специальному заказу великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II. Прекрасный убор он планировал преподнести Марии Павловне в качестве подарка на свадьбу. После того как княгиня умерла на чужбине, диадема и другие украшения отошли ее детям. Владимирская тиара досталась единственной дочери — Елене Владимировне, супруге принца греческого и датского Николая. Потребность в деньгах вынудила ее продать украшение королеве. Британская монархиня решила усовершенствовать диадему: в мастерской Garrard & Co жемчужины сделают съемными, а в качестве альтернативы (жемчуг, по мнению инфанты, шел не ко всем нарядам) подготовят набор из каплевидных изумрудов, получивших название «кембриджские». Елизавета II стала обладательницей Владимирской тиары в 1953 году и надевает ее даже без подвесок, причем довольно часто.

Не менее захватывающе сложилась судьба изумрудов Марии Павловны. Украшения можно увидеть на снимках супруги Великого князя Владимира Александровича, сделанных на костюмированном балу 1903 года. Княжна предстала в образе московской боярыни, надев изумрудный гарнитур на кокошник и платье. Один из камней весом в 107,72 карата ранее принадлежал Екатерины Великой и был преподнесен Марии Павловне в качестве свадебного подарка. После смерти княгини изумруды достались в наследство ее сыну, князю Борису, который продал их Cartier в 1927 году. В конце концов украшения несколько раз переделывались — часть камней попала в набор, изготовленный Bulgari по заказу Ричарда Бартона для Элизабет Тейлор.

К слову, диадемы Романовых есть не только в Британии. Одна из них хранится на …Филиппинах! Бриллиантовая тиара авторства ювелира Карла Болина с рядом из 25 подвесных натуральных жемчужин была изготовлена по заказу Николая I для Александры Федоровны. О ее красоте слагали легенды, а дом Cartier сделал по ее подобию свой знаменитый кокошник. В СССР украшение не оценили, и в 1927 году оно было продано на аукционе вместе с другим наследием Романовых. Первым покупателем стала фирма Holmes & Co., которая затем перепродала царское украшение двоюродному брату Уинстона Черчилля герцогу Мальборо — тот преподнес его в подарок своей супруге Глэдис Мэри Дикон. После смерти Дикон в конце 1970-х жемчужная тиара вновь оказалась предметом торгов, где ее купила первая леди Филиппин Имельда Маркос. С тех пор украшение хранится в Центральном банке Филиппин — вроде как его и хотят продать, но из-за слишком высокой цены покупатели не находятся. Ну а в 1987 году реплику диадемы воссоздали все те же Николаев и Алексахин. Изделие, в котором использован уже искусственный жемчуг, получило название «Русская красавица» и ныне хранится в Алмазном фонде.

Украшения Романовых есть и в США. Среди табакерок, кубков, яиц Фаберже и прочих экспонатов в Иконной комнате музея Хиллвуд близ Вашингтона хранится венчальная корона фирмы «Болин». Она также была продана в Лондоне в 1927 году, ну а последней владелицей короны в 1966 году стала Марджори Пост, которая и сделала ее частью паноптикума.

Бог Нефертум – судья и воин

Несмотря на свой нежный нрав, Нефертум мог становиться грозным и непреклонным. Несколько раз в интерпретациях древних сказаний я встречала совсем непривычный образ бога. 

Он предстаёт защитником восточных границ, воителем, который во имя справедливости беспощаден к врагам государства. В такие моменты Нефертум принимает облик льва, охраняющего Египетское царство.

Как ни странно, но наибольшим почитанием Нефертум пользовался не среди простых людей, а в семьях фараонов. Правители Древнего Египта нередко ассоциировали себя с богом, что обязан следить за приграничными районами, обеспечивать спокойную жизнь своему народу. 

Тем не менее, с Нефертумом встречалась душа каждого человека. Египтяне верили, что на главном суде в потустороннем мире бог цветов и благовоний выступает в качестве одного из судей. 

Он, как и его соратники, следит за действиями души умершего человека, на его глазах сердце покойного взвешивают на весах правды. В “Книге мёртвых” есть даже отдельное обращение к Нефертуму, которого просят о снисхождении и милости.

В Древнем Египте в честь Нефертума часто изготавливали статуэтки-амулеты, где бог показан юношей в цветочной короне. Удивительно, что археологами были найдены такие обереги на значительном расстоянии от места распространения культа Нефертума и египетского края.

Бронзовая скульптура Нефертума

Нефертум – один из самых таинственных богов. Он дал жизнь великому божеству, однако сам родился гораздо позже – так рассказывают мифы. Мне кажется, не стоит строго рассматривать эти несоответствия, ведь Нефертум – не только божество, но и растения. Несомненно, в Древнем Египте знали, что травы и деревья появились задолго до первого человека и богов, в которых он верил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector