Куда пропали драгоценности романовых после революции 1917 года?

Бриллианты с конфетами

Судьба драгоценностей бывшего русского двора вновь привлекла к себе внимание отечественных и западных историков после реабилитации семьи царя Николая II. Надо признать, что пути, которыми ценности уходили из постреволюционной России, едва ли можно назвать легальными и красивыми: контрабанды и засекреченные сделки наблюдались куда чаще аукционов, на которых за гроши продавалось культурное наследие великой империи

Ну а сами контрабандисты — верные члены Коммунистического интернационала — неоднократно попадались на границе с чемоданами, полными драгоценных камней. Согласно рассекреченным архивам, некоторые драгоценности были тайно переправлены большевиками в Великобританию в коробке с шоколадными конфетами. Главным героем операции стал руководитель коммунистической газеты The Daily Herald Френсис Мейнелл — именно он в 1920 году получил от большевистских лидеров украшения общей стоимостью в 40 тысяч фунтов стерлингов в качестве матпомощи британскому левому движению. Жемчуга и бриллианты, уложенные в коробку с конфетами, не вызвали подозрения у таможенных служб Великобритании. Позже Мейнелл будет отрицать, что вырученные средства ушли на финансирование революции, — дескать, все вернулось обратно в СССР. Каким образом это произошло, он не уточнял.

С большой долей вероятности нас еще ждут сюрпризы: так, в 2009 году в архивах Министерства иностранных дел Швеции были обнаружены ювелирные изделия, часть из которых принадлежала семье последнего русского императора. Драгоценности находились в хранилищах министерства примерно с 1918-го. Согласно открытым источникам, царское наследие было передано в распоряжение шведского посольства в Санкт-Петербурге во время революции 1917 года княгиней Марией Павловной Романовой. Стоимость нескольких десятков портсигаров, в которых остались сигареты и табак, а также запонок из драгоценных металлов работы Фаберже и семьи Булин, оценили в 20 миллионов крон (на тот момент около 2 миллионов евро).

Но вернемся к истокам. В 1719 году Петр I издал указ, согласно которому в России появилась Камер-коллегия, отвечающая за хранение «подлежащих государству вещей». В специальном хранилище в Зимнем дворце Санкт-Петербурга — Рентарее, позднее переименованном в Бриллиантовую комнату — разместили государственные регалии, в том числе скипетр, державу, большую и малую императорские короны, венчальную императорскую корону. Во времена Екатерины II в Бриллиантовую комнату также перенесли парадные украшения и коллекцию редких самоцветов. По вышеупомянутому указу Петра, ни одна из коронных драгоценностей не могла быть продана, обменена или подарена, и вплоть до 1914 года сокровищница периодически пополнялась. При Николае II часть коллекции решили выставить в галерее драгоценностей Эрмитажа, где ознакомиться с ней мог каждый желающий. В первые дни после начала Первой мировой войны было принято решение об эвакуации драгоценностей. Сундуки с царским богатством собирались спешно, без описей и вскоре оказались в подвалах Оружейной палаты, куда их доставил граф Фредерикс — последний министр Императорского двора Российской империи. Там они и пролежали вместе с другими ящиками, привезенными из Петрограда, пока новая власть не решила подзаработать на том, что осталось от русской монархии.

Какие-то фамильные драгоценности удалось забрать с собой семье последнего императора, когда Романовых увозили в Сибирь. Часть из них инфанты оставили в Тобольске, передав местному священнику (говорят, в конце концов Советы обнаружили небольшой сундучок, который скрывала тобольская монахиня). Чтобы вывезти украшения в Екатеринбург, дочерям царя пришлось прятать их в одежду: изделия вшивали в лифчики, в шляпы, надевали под одежду и маскировали под пуговицы. В июле 1918 года новый комендант Яков Юровский приказал пленникам сдать все драгоценности. То, что царская семья отдала представителю новой власти (а многие вещи остались спрятанными), было сложено в ларец и опечатано. После расстрела пленников Ипатьевского дома Юровский запретил снимать с них любые украшения, но перед тем, как сбросить тела в шахту, приказал обыскать убитых. Так на царских дочерях были найдены лифы с многочисленными драгоценными камнями, которые в спешке выпороли из пропитанной кровью ткани. Позже в месте последнего пристанища Николая II и его семьи найдут небольшие шкатулки и черный бархатный пояс с бриллиантами. Считается, что все эти вещи были отправлены в Москву, но так ли это, до конца не известно.

Бразильская тиара

Одна из самых внушительных современных тиар Елизаветы II, за созданием которой стоит любопытная история. Началась она в 1953 году, когда президент Бразилии Жетулиу Варгас презентовал Ее Величеству от лица народа своей страны массивные платиновые серьги с 9 крупными овальными аквамаринами в окружении бриллиантового паве. Украшение так полюбилось королеве, что в 1957  году она заказала новую, подходящую к нему по дизайну тиару у ювелиров Garrard. А еще год спустя к комплетку добавились брошь и браслет. В 1971 году дизайн тиары был переосмыслен: в современном виде она выглядит гораздо массивнее. Все части своего «бразильского» комплекта королева обычно носит вместе.

Идеальная форма княгини Юсуповой и мускулистые советские женщины

Новая советская женщина должна была быть сильной и здоровой. /Фото: anitashop.ru

В конце 19 – начале 20 века женщины Россия делились на горожанок, имеющих образование и стройную фигуру, и на чаще всего неграмотных пышнотелых крестьянок. Полнота перестала быть модной. Женщину с лишним весом называли отсталой. К счастью, утонченные благородные девицы старались выглядеть здоровыми, румяными, а крепкие мышцы стали очень популярны. Дело в том, что многие дамы, и не только дворянского происхождения, учились в пансионах.

В этих заведениях им приходилось выполнять немало физических упражнений. Огромный живот стал признаком вульгарности.

Невероятно популярной с точки зрения красоты в начале XX века считалась княгиня Юсупова. Её портреты подтверждают — женщина имела великолепную физическую форму, несмотря на то, что что у неё было двое детей. Княгиня Зинаида Юсупова скончалась в 1939 году, и до последних дней поражала окружающих своей стройностью.

Последняя из рода Юсуповых.

В 20 годах пролетариат окончательно победил, но толстые женщины не стали снова популярными. Изнеженных и хрупких девушек стали заменять комсомолки, с румянцем на щеках, широкоплечие и крепкие

Такие женщины активно вели общественно-политическую работу и уделяли большое внимание физкультуре. Это был симбиоз пышной крестьянки и худой, но крепкой воспитанницы пансиона благородных девиц

Советской женщине приходилось быть сильной, ведь она должна была строить новое общество. Высокая грудь, небольшой крепкий живот — вот эталон гражданки молодого государства. Олицетворение таких женщин — картина Дейнеки «Весенняя песня». На ней можно увидеть трех девушек в симпатичных ситцевых платьях, красиво облегающих сильные тела, мускулистые, с небольшим животиком. Вот они, новые женщины, прогрессивные труженицы.

Сапфировая тиара.

История этой диадемы так же остросюжетна и интересна, как и история Владимирской, ведь она в свое время тоже принадлежала Великой княгине Марии Павловне, сумевшей, благодаря своей дружбе с английским дипломатом, вывезти свои сокровища из России.

Великая княгиня Мария Павловна в Сапфировом кокошнике. Портрет кисти Бориса Кустодиева

Массивный кокошник, туго усеянный бриллиантами и украшенный массивными сапфирами, – украшение фамильное, перешедшее в семью Великих князей из коллекции жены Николая I, Александры Федоровны. Некоторые считают, что это убранство – это, по сути, переделанная диадема Ее Величества, которую император преподнес ей в честь их восшествия на престол в 1825 году. По другому мнению, в массивный кокошник вошли лишь сапфиры из коллекции императрицы.

Так или иначе, часть драгоценностей Александры Федоровны перешла по наследству ее внуку, Великому князю Владимиру Александровичу, который и преподнес их своей любимой жене. Кокошник, фотографии которого дошли до наших дней, сделали (или переделали) в Cartier в конце 1900-х годов. Диадема стала частью роскошной парюры, в которую также входили серьги, ожерелье и брошь.

От гнева Революции эту драгоценную тиару также спас уже известный нам Альберт Стопфорд, тайно вынесший драгоценности Великой княгини из ее будуара. Но если новой владелицей Владимирской тиары станет (в конце концов) королева Великобритании, то сапфировый кокошник купит другая королева – румынская.

Королева Мария в Сапфировом кокошнике Марии Павловны, 1931 год

1925 год

По матери королева Мария была тесно связана с Романовыми. Когда разразилась Первая мировая война, румынская королевская семья переслала на сохранение в Кремль многие свои украшения (как, впрочем, и весь золотой запас своей страны). Как несложно догадаться, это была большая ошибка, цена которой оказалось слишком высока. После Революции новое правительство конфисковало королевские драгоценности.

Королева Мария потеряла практически все свои украшения, в том числе и старинные фамильные тиары. Конечно, у ее семьи было достаточно средств, чтобы компенсировать потерю, но, естественно, ни одна новая диадема не могла заменить Марии драгоценности, которые передавались из поколения в поколение. Тогда-то, скорее всего, у королевы Марии и ее родственницы Марии Павловны и возникла идея взаимовыгодного обмена. Первой нужны были фамильные богатства, второй – деньги. Так, сапфировый кокошник Великой княгини стал собственностью румынской королевской семьи.

Королева Мария с тиарой почти не расставалась, передав ее впоследствии своей младшей дочери Илеане в честь свадьбы. Так кокошник и оставался в королевской семье, пока румыны не почувствовали грядущую войну и политические перемены в собственной стране. На этот раз отправить украшения на сохранение было решено в Великобританию.

Принцесса Илеана в Сапфировой тиаре

После окончания Второй мировой войны монархия в Румынии фактически доживала свои последние дни. Королевскую семью изгнали из страны. Принцесса Илеана с тиарой своей матери отправилась в США, где и продала ее неизвестному покупателю в 1950 году. Судьба ее с тех пор неизвестна.  

Диадемы с менее впечатляющей или изученной историей, но ничуть не уступающие прочим украшениям в величественности и красоте. Смотрим и любуемся.

Символы власти

Большая императорская корона, заказанная Екатериной Великой к своей коронации в 1762 г. придворному ювелиру, выходцу из Швейцарии, Иеремии Позье и использовавшаяся для коронации всех представителей династии Романовых, впоследствии восходивших на престол. Венчает корону крест и колоссальная тёмно-красная шпинель массой около 398,72 карата, которая была куплена в Пекине в 1676 г. русским послом Николаем Спафарием.

Держава была создана ювелиром Георгом Фредериком Экартом в 1784 г. и, как и большая императорская корона, дошла до нашего времени почти в первозданном виде. Только в конце XVIII в. к ней были добавлены крупный бриллиант и сапфир. Гладкий, полированный, полый внутри шар из красного золота обвит по верхней половине поясками гирлянд из серебра и бриллиантов, бывших, по всей видимости, частью более ранних государственных регалий — времён императрицы Елизаветы Петровны. Наверху державы укреплен овальный сапфир в 200 каратов, привезённый с Цейлона; громадный камень окаймлён бриллиантами, которыми усеян также и венчающий его крест. В месте соединения декоративных поясков помещен старинный алмаз из копей Голконды. Весом в 46,92 карата этот, абсолютно чистый камень, имеет светло-голубой оттенок и крошечные трещинки. Форма огранки — грушевидная, с множеством граней и практически плоским основанием — типична для старинных индийских камней.

Массивный скипетр состоит из трёх гладких золотых частей, разделённых между собой парными бриллиантовыми поясками. Четвёртая пара поясков обрамляет венчающий скипетр знаменитый алмаз «Орлов» весом 189,2 карата в оправе из серебра с бриллиантами. На оправе закреплён российский герб — двуглавый орел, покрытый чёрной эмалью и также украшенный бриллиантами. Орел съёмный — по особым церемониальным случаям его заменяли гербом Польши.
Малая императорская корона. Выполнена из старинных индийских и бразильских бриллиантов в 1801 году сыновьями придворного ювелира Луи Давида Дюваля, также ювелирами Жакобом и Жаном Дювалями. В одном из документов императорского архива говорится: « Выдать ювелирам Дювалям 2052 бриллианта стоимостью 37854 рубля и 12 копеек для украшения короны Её Императорского Величества Государыни Елизаветы Алексеевны» Мастерством исполнения и великолепием камней эта корона не уступает большой императорской короне.

Малая императорская корона. Выполнена из старинных индийских и бразильских бриллиантов в 1801 году сыновьями придворного ювелира Луи Давида Дюваля, также ювелирами Жакобом и Жаном Дювалями. В одном из документов императорского архива говорится: « Выдать ювелирам Дювалям 2052 бриллианта стоимостью 37854 рубля и 12 копеек для украшения короны Её Императорского Величества Государыни Елизаветы Алексеевны» Мастерством исполнения и великолепием камней эта корона не уступает большой императорской короне.

Островская крепость

Крепость Остров, конец XIX века

На западной рубеже древней Руси, в Псковской области, было множество защитных крепостей, которые строили в страхе нападения Ливонского ордена. Одна из них — Изборская крепость — выдержала несколько осад рыцарей, но сохранилась до наших дней.

А вот крепости в городе Остров повезло меньше — серьезное разрушение принесло ей в конце XVI века войско польского короля Стефана Батория. После город пришел в упадок и нужды в восстановлении фортификационных сооружений не было — в XVII веке крепость почти полностью была утрачена.

Церковь Святого Николая в городе Остров Псковской области

Во время Второй Мировой Остров оккупировали нацисты и окончально разрушили древние постройки. Сегодня от Островской крепости осталась лишь одна каменная церковь Церковь Николая Чудотворца (построенная в 1542 году).

Изумруды Ксении Романовой

Летом 1984 года состоялась свадьба сестры Николая II Ксении Романовой. В качестве приданого (оплаченного царской казной) Ксения получила множество предметов быта, одежды и драгоценностей. Одним из значимых подарков того периода были изумрудные украшения ювелирного дома Bolin и Николсана-Эвига (Nichols-Ewing).

Ксения Романова увлекалась зарисовками ювелирных украшений, два ее альбома зарисовок полученных ею подарков в период между 1880-1912 годами, были проданы на аукционе Бонхамс (Bonhams) в 2011 году. В альбоме находились рисунки, в том числе изумрудных украшений. По воспоминаниям сестры Ксении Ольги изумрудная парюра, подаренная родителями, состояла из ожерелья, колье, парных серег, а также броши. Общая стоимость украшений изумрудной серии составила более 100000 рублей. Кроме подарков от родителей, Ксения Александровна получила изумрудный кулон от будущего мужа работы ювелирного дома Болин.

Во время костюмированного бала 1903 года украшения использовались для декорирования платья Великой княжны. Образ «русской боярыни» был расшит драгоценными камнями и жемчугом, изумруды каплевидной формы заняли место в головном уборе, изумрудное колье со съемной брошью являлось центром нагрудной композиции.

Тиары на экспорт

Большевики не церемонились с наследием русского двора. Первые попытки удачно сбыть золото и бриллианты предпринимались уже весной 1918 года: тогда на нью-йоркской таможне были задержаны с драгоценностями Ольги Александровны — младшей дочери императора Александра III. Украшения и отдельные камни регулярно вывозились из Москвы  агентами Коминтерна: на вырученные деньги сторонники коммунизма должны были обеспечить подготовку мировой революции. Но, поскольку никакого учета или контроля толком и не было, никто не знает, сколько средств ушло на подпольную работу, а сколько осело в карманах самой агентуры. В феврале 1920 года декретом СНК РСФСР для «централизации, хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей» был создан Гохран — далее продажа царского наследия осуществлялась через него.

Процесс расставания с царским имуществом ускорил голод, охвативший страну летом 1921 года. Новоиспеченное государство остро нуждалось в средствах на закупку хлеба. Ну а чтобы что-то купить, нужно было что-то продать. В срочном порядке началась сортировка драгоценностей, которые доставали из спрятанных в подвалах сундуков. В 1922 году работали две комиссии: первая — в Оружейной палате — занималась описью имущества, вторая — в Гохране — присваивала украшениям и камням историческую и культурную ценность. В результате произведения искусства поделили на три категории: в первую — неприкосновенный фонд — ; изделия второй категории имели историческую и художественную ценность; предметы из третьей категории и вовсе посчитали «не имеющими особого значения».

В последующие годы на аукционах Лондона и Амстердама будут проданы царские изумруды под видом «честных» уральских (1922 год) и жемчуга с бриллиантами (1923). Тогда-то и случился первый скандал: кто-то узнал в «добыче» камни, принадлежавшие инфантам. Западные СМИ вышли с обвинительными заголовками, уличив власть Советов в фальсификации. В ответ на обвинения большевики устроили показательную выставку в Колонном зале Дома Союзов «по личному указанию В. И. Ленина», чтобы каждый мог воочию увидеть «сокровища бывших русских царей». То, что к тому моменту вождя мирового пролетариата не было в живых, никого не смутило. А тем временем продажа драгоценностей продолжалась…

«Вульгарный» напиток

Бочка с квасом — Харрисон Форман

Позиции кваса пошатнулись во второй половине XIX века, на верхах: квас и подобные кислые вкусы начали уходить из аристократического обихода и были записаны в так называемую «вульгарную» диету. Хотя по-прежнему он ценился в мелкочиновной, купеческой, мещанской и крестьянской среде.

О чем напоминал и лейб-медик Екатерины II в 1807 году: «Старейший из лейб-медиков доктор Рожерсон, бывший любимый лейб-медик великой Екатерины, находит, что кислая капуста, соленые огурцы и квас в гигиениче­ском отношении чрезвычайно полезны для нашего петербургского простона­родья и предохраняют его от разных болезней, которые бы в нем развиться могли от влияния климата и неумеренного во всех случаях образа жизни».

Квас. На улице Горького — Николай Паламодов

В середине века началась индустриализация, и квас стали варить реже даже в обычных домах. Желая сохранить наследие, Российское общество охранения народного здоровья взяло покровительство над напитком и его производство начали открывать при госпиталях. Госпитальный квас уже целый век к тому моменту входил в обязательное довольствие армии, флота и заключенных. Где стоял полк, там должен был быть лазарет, а где был лазарет — был и ледник с квасом. Если кваса не хватало, об этом докладывали высшему руководству, с требованием немедленно выделить деньги на закупку солода.

Но последний «оплот» кваса рухнул, когда в 1905 году в полковых лазаретах и госпиталях его заменили на чай. Все из-за того, что квас гораздо труднее готовить и хранить в походах. С тех пор квас перестал быть неотъемлемым напитком русских людей и стал просто любимым. В советское время его начали наливать на разлив уже не из деревянных, а металлических желтых бочек, которые стояли по городу с наступлением жары и до осени.

Томас Тейлор Хэммонд

В постсоветской России началась бутылочная продажа кваса, его теперь можно купить в каждом магазине. Традиционные желтые бочки, кстати, до сих пор существуют. Квас в них стандартизированный и не может больше похвастаться разнообразием вкусовых оттенков, но и у такого «обычного» кваса есть свои фанаты.

Венчальные драгоценности дома Романовых

Все невесты дома Романовых украшались особыми венчальными драгоценностями, включавшими в себя бриллиантовую диадему, серьги в виде вишен, венчальную корону, пряжку на платье и браслеты. Последней из императриц надевшей их стала Александра Федоровна.
Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом, также входившая в свадебный романовский набор — единственная из диадем 19-20 вв., находящаяся в России. В ней соединились традиции классицизма, так и его завершающей стадии — ампира — с элегантной роскошью панделоков и бриолетов. Диадема неоднократно изображалась на портретах вдовы Павла I. И до начала 20в. использовалась в подвенечном костюме великих княгинь.

Серьги-вишенки,принадлежавшие когда-то Екатерине II.На утолщенном овальной формы бриллиантовом стебле нависли два алмаза-листочка с крупными плодами-солитерами высочайшего качества.Длинные изогнутые дужки серег–твензы–крепились за ушами.Серьги были выполнены в переходный период от стиля рококо к классицизму.Хранятся в Алмазном фонде.

Императорский венчальная корона была создана в 1840 г. ювелирами Николем и Плинке с использованием бриллиантов из большого пояса времен Екатерины II, автором которого принято считать придворного ювелира XVIII в. Людовика Давида Дюваля. Уцелевшая часть пояса с двумя бриллиантовыми кистями состоит из отдельных элементов, соединенных вместе серебряной проволочкой; камни оправлены в монолитное серебро. Традиция изготовления венчальной короны к каждой свадьбе прервалась в 1884 г. и изготовленный ко дню бракосочетания великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны венец разбирать не стали. В изготовлении венчальной короны в 1884 г. использовали часть нашивок (80 шт.) «бриллиантового борта» камзола и кафтана императора Павла I, работы Леопольда Пфистерера (1767 г.). Их прикрепили серебряными нитями к малиновому бархату каркаса венчальной короны. Крест на короне составляют камни, снятые с бриллиантового эполета работы начала XIX в. Судя по всему, корону изготовили ювелиры фирмы К. Э. Болина (серебро, бриллианты, бархат; высота 14,5 см, диаметр 10,2 см). Несмотря на свою красоту и значимость, корона не была отнесена к числу высокохудожественных изделий. Она была продана из Гохрана в ноябре 1926 г. антиквару Норману Вейсу. Затем перепродана на аукционе Кристи в Лондоне 26 марта 1927 г. антиквару Фаунсу за 6100 фунтов и хранилась в галерее Вартски в Лондоне. Последней ее владелицей стала Марджори Пост, которая приобрела корону в 1966 г. на аукционе Сотби. В настоящее время венчальная императорская корона хранится в Иконной комнате Музея Хиллвуд близ Вашингтона.

Белый город

Аполлинарий Васнецов. Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1926

Еще одним крепостным кольцом Москвы была Белогородская стена, построенная уже вокруг Китай-города в конце XVI века. В Смутное время стена «Белого города» сильно пострадала и вскоре перестала быть надежной защитой города. Горожане начали разбирать ее на камни и строить из них дома.

В конце XVIII века Екатерина II велела снести стену, а на ее месте появилась дорога — нынешнее Бульварное кольцо.

«Яма» на Хохловской площади

Останки фундамента стены в некоторых местах сохранились — например, на Хохловской площади вокруг такого кусочка стены теперь модное общественное пространство «Яма».

Большая бриллиантовая диадема с жемчугом.

Императрица Александра Федоровна в Большой бриллиантовой диадеме

Вот уж где русский стиль проявился во всем великолепии. Всегда выигрышное сочетание бриллиантов и жемчуга, элементы популярного в 19 веке стиля lover’s knot и, конечно же, традиционная форма кокошника, – все это объединилось в роскошной Большой бриллиантовой диадеме. Она была изготовлена в начале 1830-х годов, предположительно, придворным ювелиром Яном Готтлибом-Эрнстом для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, – возможно, из старых украшений Марии Федоровны, завещавшей всю свою богатую коллекцию драгоценностей потомкам.

Портрет императрицы кисти Н. К. Бодаревского

Вид диадемы сбоку

Александра Федоровна была первой хозяйкой диадемы, и, по иронии судьбы, последней владелицей тоже стала Александра Федоровна – только уже супруга Николая II. Императрице убранство пришлось особенно по душе – как, впрочем, и все нарочито «русское». При ней же украшение и приобрело мировую известность: так, именно оно венчало голову Ее Величества на открытии I-й Государственной думы.

Диадема, таким образом, безусловно, представляла большую историческую ценность – но не для всех. После Революции она пропала со всех радаров и, предположительно, была продана на аукционе (возможно, все на том же «Кристи» в 1927 году) – не исключено, что для того, чтобы найти покупателей, новые власти разобрали тиару на части.

Дворянки 19 века – худосочные и романтичные

В 19 веке дворянки старались быть худыми и бледными. /Фото: agesecrets.ru

Мода на женские формы сильно изменилась в 19 веке. Женщины старались стать более образованными, причём не только дворянки, но и представительница других сословий. В то время были очень модные французские романы, в которых описывалась новая модная женщина. И представлял она собой не пышную красотку с большой грудью и толстым животом, а мечтательную девушку, худосочную и бледную.

Среди жительниц России пошла мода голодать, чтобы стать более худыми. Они прятались от солнечных лучей под большими зонтами, стремясь не допустить потемнения кожи. Материнство стала делом, которое было недостойно хрупкой и изящной романтической особы.

Состоятельные семьи стали брать кормилиц для вскармливания младенцев. Благородная аристократка должна была есть, словно птичка, а иметь большой живот было стыдно. Ведь ей можно было не кормить ребёнка грудью, это могли сделать пышные крестьянки, недавно родившие своих детей. Возможно, это время было первой своеобразной эпохой моделей, которых мы видим сегодня на подиуме — худых, загадочных, элегантных.

Devant de Corsage

Известная изумрудная «Devant de Corsage» или брошь для корсажа принадлежала Елизавете Федоровне Романовой. Брошь представляла собой каскадное украшение из бриллиантовых цепочек. Верхний ярус украшен съемными брошами с крупными кабошонами изумрудов в бриллиантовом обрамлении растительного орнамента. В среднем ярусе располагаются 9 небольших круглых кабошонов изумрудов разбавляющих череду мелких бриллиантов. Во всех трех ярусах располагаются 31 изумруд в форме капли с завершением в виде листочка. В 1905 году корсажное украшение было продано на международном рынке.

Многие украшения императорской семьи были потеряны, проданы, и восстановить их зрительный образ не представляется возможным. Из украшений с уникальными изумрудами известность получила брошь Марии Федоровны, подаренная ей по случаю бракосочетания с Великим князем Александром Александровичем. Так в 1866 в ее гардеробе появилась получившая известность во Франции в XVII веке брошь-севинье. Брошь в виде банта с драгоценными камнями стоимость 17785 рублей, была украшена изумрудами 56 и 35 карат, 12 каратным сапфиром, двумя розовыми топазами и более чем 500 бриллиантами различной огранки.

Разочарование на троне

«Жалование» Николая II равнялось примерно 200 000 рублей ежегодно. Если перевести на деньги в наше время, то это получается 267 млн рублей. Расчеты достаточно просты: на 2010 год стоимость 1 «николаевского» рубля с учетом стоимости золота была равна 1335 рублей. Также у него в собственности было множество земель, приисков, шахт, заводов и многого другого, не считая огромной ценности сокровищ.

Сразу же после появления на свет Николаю ежегодно начислялось 20 000 рублей. В юношестве, то есть после назначения его цесаревичем, эта сумма составляла уже 100 000 в год. Получается, что перед началом своего царствования у Николая II уже было состояние в 1,5 млн рублей. Снова переводим для понимания на современные деньги — 2 млрд рублей.

После того, как Николая короновали, как мы уже поняли, ежегодно он получал 200 тысяч. Заработок супруги был немного меньше — 180 000 рублей, не считая обязательного «детского капитала» для каждого рожденного. И это мы сейчас рассмотрели только легальный заработок семьи императора.

Народ не переставал верить в доброту царей, что и приводило к разочарованию простого люда, в том числе и в Николае Романовом. Нередко ходили анекдоты о его царствовании.

Впрочем, элита того времени примерно разделяла мнение народа и говорила, что правлением занимается императрица, которая слушает во всем Распутина. Одни его считали глупцом, другие предателем, и в целом его правление вызывало много негативных оценок среди большинства.

Коллекция изумрудов княгини Марии Павловны Романовой

Одна из самых известных светских коллекций изумрудов принадлежала княгине Марии Павловне Романовой. Полученные в качестве свадебного подарка от императора Александра II, изумрудные украшения выделяли свою хозяйку на многих королевских мероприятиях и балах.

К сожалению, в настоящий момент увидеть известные изумруды в первостепенном виде не возможно. Но на сохранившейся фотографии 1903 года, где изображена княгиня в образе боярыни, изумрудное колье украшает русский кокошник, а на платье княгини красуется несколько изумрудных брошей.

Изумрудное колье состояло из градуированных геометрических медальонов, состоящих из ромбовидных изумрудов в окружении широкой полосы бриллиантов, повторяющей форму камня. К каждому медальону снизу крепилась динамичная подвеска из круглого крупного бриллианта и изумруда каплевидной формы. Соединялись медальоны в колье при помощи круглых ажурных подвесок.

Самый крупный изумруд, из коллекции, располагался в бриллиантовой броши, имел вес более 107 карат, происходил из коллекции Екатерины II.

Долгое время изумруды следовали за своей владелицей, но после смерти были проданы ювелирному дому Cartier, которые использовали их для своих украшений. Так часть изумрудов была использована для ожерелья проданного Эдит Рокфеллер-Маккормик, дочери Джона Д. Рокфеллера. После ее смерти в 1932 году снова поступили к Cartier и были оформлены в изумрудные украшения для Барбары Хаттон. Купив у Cartier серьги, кольцо и изумрудное ожерелье, выполненное в стиле 30-х годов, Барбары Хаттон после Второй мировой войны заказала у ювелиров диадему трансформирующуюся в ожерелье. После смерти Барбары диадема/колье была продана на аукционе. Последний раз часть изумрудов Марии Павловны была использована в украшениях Элизабет Тейлор.

Китай-город

Китайгородская стена, фото 1887

Кремль был не единственной крепостью в Москве. В середине XVI века правящая тогда Елена Глинская, мать Ивана Грозного, решила построить еще одну защитную линию вокруг сердца столицы. Китайгородская стена длиной 2.5 километров была сооружена за рекордное время, высотой она была ниже кремлевской, но толще — и более приспособлена для установки орудий.

Вид Китайгородской стены изнутри. Проломные ворота (слева) на Лубянскую пл. Вдали Ильинская башня, 1920-е

Стена оправдала себя и выдержала несколько нападений, однако, в конце XVIII века перестала иметь фортификационное значение. Долгое время она была просто символом старой Москвы, но в сталинское время город решили кардинально реконструировать. Требовалось расширить улицы и построить новые проезды, а Китайгородская стена сильно затрудняла движение — она имела лишь восемь въездных ворот.

Отреставрированный участок стены

В 1930-х годах ее снесли, однако, несколько участков стены уцелели, и в 1990-е и 2000-е их даже отреставрировали.

Драгоценности Елизаветы Федоровны

Большое изумрудно-бриллиантовое корсажное украшение великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Елизавета Фёдоровна (Елизавета Алексеевна Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская) (1864- убита в 1918 г.), родная сестра императрицы Александры Фёдоровны, жена великого князя Сергея Александровича. Это изумительное украшение, являющее собой тройной каскад изумрудных кабошонов грушевидной формы, появилось в ноябре 1911 г. в числе драгоценностей турецкого султана Абдул-Гамида II, выставленных на продажу в галерее Жоржа Пети в Париже. Когда после покушения на своего супруга в 1905 г. Елизавета Фёдоровна распродавала свои драгоценности, чтобы добыть средства на основание Марфо-Мариинской обители, она, вероятно, отдавала себе отчёт в том, что такие роскошные украшения, как это корсажное украшение, были столь ценными и узнаваемыми, что продавать их в России было неосмотрительно. Видимо, по этой причин колье попало на международный рынок и было приобретено турецким султаном.

Изумрудно- бриллиантовый кокошник, выполненный придворным ювелиром Болиным для великой княгини Елизаветы Федоровны (Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская). Кокошник входил в парюру из изумрудов, которую Елизавета Федоровна получила в подарок к свадьбе. Ранее эта парюра принадлежала матери великого князя Сергея Александровича императрице Марие Александровне. Придворный ювелир Болин сделал эту тиару кокошник из золота и серебра с семью изумрудами огранки кабошон, обрамленными изысканным плетением из бриллиантов. Эти же изумруды вставлялись в другую тиару — кокошник. На фото внизу можно увидеть другое украшение с использованием тех же изумрудов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector