40 лет санкций: как иран сохранил независимую политику после исламской революции

Права женщин в Иране до революции

Тем, кто побывал в Иране, кажется, что женщины в этой мусульманской стране смирились с таким положением вещей, а некоторые даже уверяют себя, что им повезло, т.е. в той же Саудовской Аравии дела обстоят намного хуже. В Иране женщины красивые и грациозные. Трудно понять то, как им удается сохранять свое очарование в таких условиях. Но так было не всегда. Более двух тысяч лет назад в Иране вообще царил матриархат, а в новейшей истории все кардинально изменилось после Исламской революции.

Как жили женщины в Иране до революции? На одном из рекламных плакатов семидесятых годов изображены две иранки, одетые по тогдашней моде. На девушках короткие платья с декольте и открытыми плечами. С точки зрения шариата это совершенно неприемлемо. При шахе Пехлеви местные жители вели себя и выглядели в соответствии с западным образом жизни. До революции в Иране в моде были мини-юбки, расклешенные брюки и рок-н-ролл.

Женщины Ирана до Исламской революции могли свободно общаться с мужчинами, отсутствовала половая сегрегация в повседневной жизни и строгие правила поведения. Столица Ирана до конца семидесятых была одной из самых продвинутых в мире. В многонациональной стране развивались искусство, литература, индустрия кино и телевидения. Мужчины и женщины могли получать образование на равных, а на отдых иранцы ездили на горнолыжные курорты возле горы Эльбрус.

Особенно поражают фото женщин Ирана того времени. Разница действительно впечатляет. До Исламской революции женщины Ирана выглядели так же, как в СССР, Европе или США. Представительницы прекрасного пола одевались в соответствии с модой, вели активный образ жизни и могли ни от кого не зависеть. Сейчас на улицах можно увидеть только женщин, полностью закутанных в темные одежды.

Жизнь до революции

Еще полвека назад при Резе Шахе Пехлеви Иран уверенно двигался в западном направлении. Реза Шах пришел к власти в 1941 году. Молодой принц сменил своего отца, который был свергнут из-за советско-британского вторжения в страну.

Вероятно, молодость положительно повлияла на политику иранского лидера. По его решению страна начала меняться, модернизироваться, становиться более открытой к миру. Для этого пришлось отказаться от вековых традиций и немного отойти от ислама.

Шах ориентировался в первую очередь на США. Во время его правления Иран был единственным исламским государством, которое поддерживало отношения с Израилем.

Вот так выглядела иранская молодежь

Реза Шах разрешил женщинам снять хиджаб, учиться, чувствовать себя свободными в мужской компании. В общем он постепенно наращивал армию, проводил системные реформы.

Начало исламской революции

Подавление демонстрации начало революции

Начало исламской революции принято связывать с демонстрацией в традиционно религиозном городе Куме, в нем в январе 1978 года началась демонстрация студентов против статьи посвященной Хомейни, которая была опубликована в государственной газете. Протестующие посчитали статью клеветнической, но их демонстрацию расстреляла полиция. Официальные данные гласили, что в ходе подавления беспорядков было убито два человека, но оппозиционная сторона утверждала, что было убито семьдесят человек. Поскольку шиитские традиции требуют того, чтобы поминальные службы по погибшим шли в течение сорока дней, поэтому следующая демонстрация вспыхнула в Тебризе восемнадцатого февраля, и тоже была подавлена со стороны властей, в результате чего были человеческие жертвы. Ситуация повторилась в марте и в мае в крупных городах страны.

Для того, чтобы успокоить население, шах пошел на то, что пообещал народу провести в июне свободные выборы, а также устроил показательный расстрел председателя САВАКа. Шахом были предприняты попытки остановить инфляцию, но это привело к тому, что начали массово увольнять рабочих. Персонал предприятий примкнул к демонстрантам, в результате чего начали простаивать крупнейшие предприятия страны. Массовые стачки в течение года окончательно подорвали экономику Ирана к ноябрю 1978 года.

Всеобщая стачка

После того, как произошел взрыв в Абаданском кинотеатре, в результате которого погибло больше четырехсот человек, в Иране было введено военное положение. Оно запрещало проведение любых демонстраций, но несмотря на это в Тегеране прошла массовая акция протеста, участников которой разгоняли с помощью техники. В результате подавления акции протеста погибло восемьдесят девять человек, включая трех женщин. Это событие положило начало всеобщей забастовке, которая произошла среди нефтяников, когда остановились все предприятия, занимающиеся добычей нефти, в том числе нефтеналивные порты и НПЗ. Следом за нефтедобывающей промышленностью остановила свою работу вся тяжелая промышленность, металлургия и машиностроение. Два миллиона человек вышли на демонстрацию в Тегеране 2 декабря, и главным требованием участников демонстрации было – сместить шаха.

Бегство шаха и возвращение аятоллы

Мохаммед Реза Пехлеви и его жена бежали из Ирана 16 января 1979 года – на их побеге настоял премьер-министр Шапур Бахтияр. Протестующие встретили это известие ликованием: тегеранцы хлынули по улицам, снимая со стен зданий портреты и любую атрибутику, напоминающую о шахе и о последней иранской династии. САВАК был распущен премьер-министром Бахтияром, а политические заключенные были освобождены. Армии было приказано демонстрантам не препятствовать, а сам премьер-министр пообещал протестующим провести свободные выборы в самом скором времени. Затем он связался с Хомейни, который находился в изгнании, и попросил его вернуться в Иран. Аятолла Хомейни вернулся в свою страну 1 февраля 1979 года из ссылки, которая длилась пятнадцать лет. Тегеранцы приветствовали его в аэропорту Мехрабад, миллионы людей высыпали на улицу, держа в руках его портреты и скандируя лозунг «Шах ушел, Имам пришел».

Бегство премьер-министра

Бахтияр предложил Хомейни создать правительство «национального единства», но Хомейни отверг это предложение. Он посетил тегеранское кладбище Бехеште-Захра, где выступил с двадцатиминутной речью, в ходе которой назвали незаконными премьер-министра Бахтияра и его парламент и пообещал, что «выбьет зубы этому режиму». Он назначил своего премьер-министра Мехди Базаргана, а после стычки, которая произошла в аэропорту между последователями Хомейни и гвардейцами, которые были на стороне Бахтияра, и которая превратилась в городские уличные бои, хомейнисты взяли контроль над всеми силовыми структурами и полицией, населению начали раздавать оружие. Генштаб или Высший военный Совет объявил 11 февраля о своем нейтралитете. Бахтияр бежал в Европу, где основал во Франции Национальное движение сопротивления, но был убит в 1991 году.

КСИР на страже интересов революции

Представители элитных военных подразделений обязались вести жёсткую борьбу с «подрывными элементами, выступающими против исламской революции».

Стражи исламской революции также охраняли государственные учреждения. Они входили в ряды личной охраны религиозных и государственных деятелей. Иногда люди из КСИР переходили в регулярную армию для ведения боевых действий. Часть стражей билась с военными из Ирака в период с 1980-го по 1988 год. КСИР помогал государству в подготовке народного ополчения Басидж.


Женская спортивная команда. Иран до революции. (pinterest.ru)

С мая 1982 года верховным главнокомандующим элитных подразделений иранского государства является Высший руководитель Ирана — рахбар. В состав Корпуса стражей исламской революции входят не только сухопутные войска, но и военно-воздушные и военно-морские силы. Ещё в КСИР введена группировка «Кудс» — войска специального назначения. У КСИР есть свой главнокомандующий, назначаемый рахбаром, и совет командования.

Штабы КСИР занимались не только силовым наведением порядка в Иране, но и агитацией. За религиозным аспектом деятельности Корпуса стражей следил ходжат-оль-эслам — один из высших представителей иранского духовенства. По сути, он назначал для каждого звена КСИР наиболее достойного человека из сферы духовенства. Финансовым и техническим обеспечением, а также коммуникацией КСИР с правительством занималось Особое Министерство Корпуса. Хомейни уволил практически всех журналистов и привлёк к работе в СМИ «стопроцентных мусульман», которые страстно восхваляли режим и порицали действия империалистических сверхдержав.


Иранские женщины протестуют против ношения хиджаба. (flickr.com)


Солдаты во время исламской революции. (flickr.com)

Сегодня Корпус стражей исламской революции считается в Иране элитным формированием.

Исламская культурная революция

Исламская революция в Иране привела к необходимости исламской культурной революции, поскольку для того, чтобы новый режим был жизнеспособен, властям было необходимо подчинить себе сознание народа и обеспечить его постоянное послушание. Новые власти начали проведение в рамках культурной революции исламизацию всех сфер жизни: как духовной, так и бытовой сферы. Культурная революция предполагала наступление исламской массовой культуры по всем фронтам: существующая система высшего образования была разрушена, поскольку именно среди преподавателей и студентов высших учебных заведений были сосредоточены основные силы, противостоящие исламскому режиму.

За начало исламской культурной революции считают 5 июня 1980 года – в этот день все высшие учебные заведения были закрыты на неопределенный срок, и 12 июня было объявлено о создании исламской культурной революции. В революционный штаб вошли Шамс Ахмад, журналист, Али Шариатмадари, который ранее занимал должность министра культуры, Хасан Хабиби, ранее занимавший должность министра образования, и теоретик Исламской революции ходжат уль-ислам Бахонар.

В исламской культурной революции приняли участие как традиционные шиитские институты Ислама – медресе, мечети, паломнические центры, так и революционные органы, которые были созданы вновь. Профессорско-преподавательский состав и студенты, которые получали американское образование, подверглись гонениям. Хомейни назвал университеты «центрами разврата» и призвал организовать «подлинные исламские учебные центры». Десятки тысяч студентов и тысячи преподавателей были изгнаны из учебных заведений. Эти меры переросли в уличные столкновения между пасдарами и муллами, преподавателями и студентами вузов 20 июня 1980 года. Сотни студентов были ранены и убиты в результате подавления этих восстаний.

«Культурная революция» затронула прессу, телевидение и радио, а также кино: Хомейни выдвинул требование поменять содержание деятельности основных СМИ, которые нанесли Исламу за время правления шаха большой ущерб. Были уволены почти все сотрудники газетных издательств, а для работников телевидения и радио была представлена новая программ, регулирующая их деятельность. Запрещалось демонстрировать по телевидению и в кино иностранные фильмы, продавать и хранить видеокассеты, на которых записаны иностранные развлекательные телепрограммы. Контролировало работу СМИ Бюро по борьбе с непристойностями во главе с аятоллой Гиляни.

В рамках «культурной революции» серьезно изменились требования к поведению и образу жизни иранских женщин: им предписывалось соблюдать правила шариата, носить чадру или хиджаб, женщин ограничивали в выборе профессии, был введен запрет на развод по инициативе женщин, а также было вновь введено многоженство.

Иранская исламская революция стала самой крупной революцией двадцатого века по своей массовости в ряду таких революций, как эфиопская и Октябрьская революция в России.

Нарастание оппозиционных настроений

Когда к власти в Соединенных Штатах Америки пришел президент Джимми Картер в 1977 году, он настоял, чтобы иранский шах ослабил свои репрессии против тех, кто критиковал его режим, и в результате были освобождены сотни политзаключенных. После этого в Иране начала появляться политическая оппозиция на легальной или полулегальной основе. Среди оппозиции были исламисты, марксисты и конституционалисты. Протестные настроения в Иране были направлены на притеснение церкви, на то, какой внутриполитический курс, ориентированный на проамериканскую внешнюю политику и персидский национализм, был избран в стране, а также на политику государственного капитализма, которая контрастировала с массовой бедностью в стране.

В основе оппозиционной группы стояло духовенство, а также интеллигенция, которые у народа пользовались доверием – это было особенно заметно в Лурестане и Курдистане, то есть национальных автономиях. Центральной идеей оппозиции была идея национального исламского социализма, и она трансформировалась в определенную сторону с разным процентом радикализма в зависимости от того, какая политическая партия ее культивировала.

Коммунисты

Костяк конституционалистов составлял Национальный фронт Ирана, и они выступали за то, чтобы была создана конституционная монархия, при которой проводились бы демократические парламентские выборы. Позиции марксистов постепенно сдавались, поскольку у них не было хорошей организации. Самой крупной партией в Иране левого толка была «Партия народных масс Ирана», и она пользовалась поддержкой СССР. Эта партия выступала за то, чтобы власть была отменена силовым путем, а шах был устранен физически. Этой партии принадлежит значительная роль в победе революции, но ее представители не вошли в первый парламент, который был избран свободно, поскольку придерживались антиклерикальной позиции.

Исламисты

Исламисты были наиболее весомо представлены Движением за свободный Иран, и в рядах этого движения был и Мехди Базарган, первый будущий премьер-министр, после произошедшей исламской революции. Это движение выступало за то, чтобы власть была сменена по закону, без крови и применения силы.

Те же, кто следовал за Хомейни, образовали Общество борющегося духовенства. В это общество вошли такие люди, как Али Акбар Хашеми Рафсанджани, Мохаммад Бехешти и Мортеза Мотахари, и все они после того, как революция одержит победу, займут высокие государственные посты.

Преимущества Хомейни

Аятола Хомейни и его сторонники

Мусульманское духовенство, которое возглавлял аятолла Хомейни, базировалось на том, что большинство населения Ирана придерживалось традиционалистских взглядов. Им на руку было и то, что в представлении шиитов власть шаха не является сакрализованной. С тех пор, как в стране была принята первая иранская Конституция в 1906 году, власть в государстве разделялась по выгодному для духовенства принципу: у шаха были функции исполнительной власти, ее главы, а главой духовным был двенадцатый скрытый Имам-Мессия. Когда появился Хомейни, его восприняли как «скрытого» Имама, который явился для спасения человечества посредством перехода к исламскому пути развития. Когда на внутриполитическом небосклоне Ирана появилась оппозиция во главе с Хомейни, она на фоне диктата власти шаха выглядела как умеренно-мусульманская.

Среди несомненных достоинств Хомейни было то, что он был умел политически лавировать: ликвидировав шахский режим во главе единого фронта, он сумел дезориентировать левых мусульман, а также коммунистов, не раскрыв им свои истинные намерения, привлек их к подавлению организации буржуазии, практикуя яростный антиамериканизм. А когда он ликвидировал всех политических противников, он разгромил и ТУДЭ. В последнюю очередь он ликвидировал левомусульман, оказавших Хомейни самое яростное сопротивление.

Дискриминация по половому признаку

Разрыв в оплате труда

В иранских семьях главным добытчиком всегда был и остается мужчина: отец, брат или муж. Считается, что женщине вообще не обязательно работать. Но если хочется, то конечно, можно. В этом смысле права женщин в Иране никто не ограничивает. Однако очень редко можно встретить иранку, которая работает с утра до ночи, чтобы прокормить себя или всю семью. Скорее это приятное хобби, возможность иметь деньги на личные расходы.

Эволюция женской моды в Иране

Именно так рассуждают работодатели, а потому не спешат платить иранкам столько же, сколько мужчинам. Последним нужно кормить семью, поднимать детей, помогать престарелым родителям. А у женщины всегда найдется помощник и опекун, можно ей и меньше заплатить. К тому же в иранском обществе распространено мнение, что женщина никогда не сможет работать так же хорошо, как мужчина.

Посещение стадиона

Официальный закон Ирана категорически строго запрещает иранкам смотреть футбольные и любые другие спортивные матчи на стадионе. Их просто-напросто никто туда не пустит!

Внятного объяснения этому ограничению нет. Считается, что болельщики-мужчины ведут себя неприлично, и добропорядочной женщине находиться в такой компании не стоит. Но ведь она сама может решить, не правда ли? Да, и не сказать, что на стадионах творится что-то безобразное. В обычной жизни тоже можно столкнуться с грубостью и невоспитанностью.

Боевые иранки не мирятся и с этим законом. Они очень любят футбол и не могут упустить возможность поддержать любимую команду. Надевают мужскую одежду, рисуют усы и бороду и на свой страх и риск отправляются на запретный стадион.

Езда на велосипеде

Официальный закон Ирана гласит, что всем лицам женского пола запрещена езда на велосипеде в общественных местах

Дескать, это привлекает ненужное внимание, да и вообще, не скромно это

Однако иранки уже так давно нарушают этот запрет, что даже полиция махнула на них рукой. Сегодня редко можно увидеть, чтобы велосипедисткам делали замечания или хотели отвести в полицию. Но официально закон сохраняется. Если очень хочется покататься на велосипеде, лучше делать это в парке.

Пение и танцы

На официальном телевидении Ирана вы никогда не услышите, как поет женщина и не увидите ее танцы. Даже безобидную пианистку прячут за кулисами! Власти Ирана разрешают петь женщине только в составе смешанного хора и, конечно, музыка не должна попадать в категорию запретной. Исключительно традиционная иранская музыка с классическим мотивом на стихи классиков: Саади, Хафиз и др.

В общественном месте запрещено петь и мужчинам. Но, например, в Исфахане каждый вечер около моста Хаджу собираются любители музыки, чтобы послушать импровизированный концерт. Пока полиция не разгонит.

Танцы, как вы понимаете, верх неприличия. Соблазнительные движения восточных красавиц непременно заставят мужчин сойти с правильного пути. Остается иранкам танцевать только на свадьбах и днях рождения в тесном женском кругу.

Домогательство на улице

Наверняка, вы уже не раз слышали, что в Иране очень безопасно и можно спокойно ехать туда одной. Совершенно не спорю, я сама много раз ездила в Иран одна. Однако тут есть небольшое уточнение. Я всегда находилась в компании парня. Конечно, вас никто не украдет. Но будьте готовы к огромному повышенному вниманию и даже (иногда) грубому поведению со стороны мужчин.

Если иранка одна идет по улице, ей вслед будут ссыпаться предложения познакомиться. Если она одна стоит на остановке, проезжающие мимо машины и мотоциклы будут сигналить с предложением подвезти. А если дело идет к вечеру и это немноголюдный парк, то можно ожидать даже более решительных действий – “нечаянных” касаний, преследование и т.п. До криминала дело доходит крайне редко. Однако испорченное настроение гарантированно.

Наверно, именно поэтому иранки предпочитают ходить большими компаниями – с друзьями или родственниками. Как бы иранцы не старались показать себя современными, воспитанными и культурными, все еще очень много тех, кто неправильно воспринимает одинокую девушку на улице.

Женщины в дореволюционном Иране

В Иране при шахах Пахлави улучшенные образовательные возможности и социальное положение женщин стали одним из столпов «модернизации». В течение девятнадцатого века Россия и Великобритания боролись за влияние в Иране, запугивая слабое государство Каджар.

Когда семья Пахлави взяла под свой контроль страну, они стремились укрепить Иран, приняв определенные «западные» решения — в том числе расширение прав и возможностей для женщин.

Теперь женщинымогли учиться, работать, и в соответствии с правилом Мохаммеда Реза шаха Пахлави (1941 — 1979), даже голосовать. Однако, прежде всего, женское образование предназначалось для того, чтобы производить мудрых, полезных матерей и жен.

С момента принятия новой Конституции в 1925 году до исламской революции 1979 года иранские женщины получали бесплатное всеобщее образование и расширяли возможности карьерного роста.

Правительство запретило женщинам носить чадру, с головы до пят покрывало, которой предпочтение отдавали высоко религиозные женщины. Порою чадру даже силой снимали с женщин — так себе свобода, честно говоря.

При шахах женщины устраивались на работу в качестве министров, ученых и судей. Женщины получили право голоса в 1963 году, а законы о защите семьи 1967 и 1973 годов дали женщинам Ирана право на требование развода со своими мужьями и ходатайство об опеке над их детьми.

Обязательный хиджаб

11 февраля 1979 года в Иране победила Исламская революция. Она положила конец либеральной политике шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Справедливо отметить, что форма правления нового государства была принята по результатам всеобщего референдума. Около 99% проголосовавших были за то, чтобы стать гражданами Исламской республики.

Можно понять простых людей. Имам Хомейни наообещал много всего хорошего: полную свободу от вмешательства других государств во внутреннюю политику, бесплатное электричество, газ и воду, всеобщее бесплатное образование и пр. Народ думал, что все имеющиеся блага сохранятся, и к ним добавятся новые. На деле получилось так, что сегодня, через 40 лет, большинство населения борется за базовые права и просто выживает. Но статья не об этом…

Хиджаб – это первые “ягодки”, с которыми столкнулись иранские женщины после установления новой власти. До этого женщины в Иране могли сами выбирать, во что одеваться: хочешь, носи чадру, хочешь – мини-юбку. Теперь улицы стали патрулировать басиджи, серьезые мужчины и грозные женщины в черной чадре. Они отрезали галстук у мужчин и насильно надевали платок на женщин.

Сегодня в Иране совершенно невозможно представить, чтобы кто-нибудь вышел на улицу без платка или в шортах. Специальный отряд правоохранительных органов тщательно следит за внешним видом всех прохожих

Не важно, иранцы они или иностранцы – закон Исламской республики един для всех. Тех, кто переступают границы дозволенного, насильно сажают в минивэн и доставляют в полицейский участок

В интернете полно подобных видео.

Иранки абсолютно не согласны с таким положением дел. Последние несколько лет стали популярны одиночные акты протеста, когда девушки снимают платок в публичном месте. Они не поддаются навязчивым советам окружающих и ничего не боятся. Подробнее о тех, кто защищает права женщин в Иране, читайте ниже.

Действующие члены кабинета министров

Офис Действующий Партия (Принадлежность) С
Президентство
Президент Эбрагим Раиси Боевая ассоциация духовенства 3 августа 2021 г.
Первый вице-президент Мохаммад Мохбер Независимый 8 августа 2021 г.
Начальник штаба Голам-Хоссейн Эсмаили Независимый 8 августа 2021 г.
Министры
Сельскохозяйственная Джавад Садатинеджад Коалиционный совет сил исламской революции 25 августа 2021 г.
Бизнес Реза Фатеми-Амин Независимый 25 августа 2021 г.
Коммуникация Иса Зарепур Независимый 25 августа 2021 г.
Культурное наследие, ремесла и туризм Эззатолла Заргами Народный фронт сил исламской революции 25 августа 2021 г.
Культура и исламское руководство Мохаммад-Махди Эсмаили Исламская ассоциация академиков Ирана 25 августа 2021 г.
Оборона и тыловое обеспечение вооруженных сил Мохаммад-Реза Гараи Аштиани Независимый 25 августа 2021 г.
Образование Алиреза Каземи * Независимый 26 августа 2021 г.
Энергия Али Акбар Мехрабиан Независимый 25 августа 2021 г.
Финансы Эхсан Хандози Коалиционный совет сил исламской революции 25 августа 2021 г.
Иностранные дела Хоссейн Амир-Абдоллахян Независимый 25 августа 2021 г.
Здоровье Бахрам Эйноллахи Независимый 25 августа 2021 г.
Интеллект Эсмаил Хатиб Независимый 25 августа 2021 г.
Интерьер Ахмад Вахиди Независимый 25 августа 2021 г.
справедливость Амин-Хоссейн Рахими Независимый 25 августа 2021 г.
Труд Ходжатолла Абдолмалеки Народный фронт сил исламской революции 25 августа 2021 г.
Нефть Джавад Оуджи Независимый 25 августа 2021 г.
Наука Мохаммед Али Золфигол Независимый 25 августа 2021 г.
Спортивный Хамид Саджади Независимый 25 августа 2021 г.
Транспорт Ростам Гасеми Независимый 25 августа 2021 г.
Вице-президенты
Атомная энергия Мохаммад Эслами Независимый 29 августа 2021 г.
Департамент окружающей среды Иса Калантари Независимый реформист 13 августа 2017 г.
Правовые вопросы Мохаммад Дехган Независимый 1 сентября 2021 г.
Мученики и ветераны Амир-Хоссейн Газизаде Хашеми Независимый 12 сентября 2021 г.
Парламентский Мохаммад Хоссейни Исламская ассоциация академиков Ирана 20 августа 2021 г.
Фонд национальных элит Сорена Саттари Независимый 5 октября 2013 г.
Плановая и бюджетная организация Масуд Мир Каземи Фронт стабильности исламской революции 11 августа 2021 г.
Женщины и семья Энсех Хазали Независимый 1 сентября 2021 г.
Организация по административным и кадровым вопросам Мейсам Латифи Независимый 5 сентября 2021 г.
Администрация президента и исполнительные вопросы Соулат Мортазави Общество приверженцев исламской революции 5 сентября 2021 г.
Помощник президента Ирана по экономическим вопросам Фархад Рахбар Независимый 5 сентября 2021 г.
Экономические вопросы Мохсен Резаи Фронт сопротивления Исламского Ирана 25 августа 2021 г.
* Играет роль

Список иранских правительств

Иранские правительства после революции 1979 года
  • Временное правительство Ирана (1979)
  • Совет исламской революции (1979-80)
  • Правительство Мохаммеда-Али Раджая (1980–81)
  • Правительство Мохаммад-Джавада Бахонара (1981)
  • Временное правительство Ирана (1981)
  • Правительство Мир-Хоссейна Мусави (1981–89)
  • Правительство Акбара Хашеми Рафсанджани (1989–97)
  • Правительство Мохаммада Хатами (1997–2005 годы)
  • Правительство Махмуда Ахмадинежада (2005–09)
  • Правительство Махмуда Ахмадинежада (2009-13)
  • Правительство Хасана Рухани (2013-17)
  • Правительство Хасана Рухани (2017–21)
  • Правительство Ибрагима Раиси (2021 г. — настоящее время)

Экономические последствия переворотов и революций в Иране

Период Исламской республики я пока оценивать не берусь, сейчас уже об этом написано многое, в том числе профессиональными историками и иранистами. Но я могу рассмотреть экономические последствия происходившего в Иране в этот период и попробовать сделать некоторые выводы из этого.

Начнем с нефти. На графике показана добыча нефти в Иране с 1912 по 2017 год, в тысячах тонн

Мы видим, как после действий Моссадыка добыча нефти упала в 20 раз и, хотя на графике это выглядит не столь значительным, учитывая большие объемы нефтедобычи впоследствии, тогда это было равно катастрофе.

Далее рассмотрим динамику ВВП на душу населения (есть данные начиная с 1950 года).

Как мы видим, показатель 1976 года до сих пор не достигнут. Конечно, есть много внешних факторов, которые мешают зафиксировать рост (также, как и с экспортом нефти), среди которых можно выделить ирано-иракскую войну, взрывной рост населения и американские санкции, особенно жесткие с 2012 года, что тоже сказалось на экономике Ирана. Впрочем, находиться в постоянном конфликте с Западом и экспортировать революцию – тоже выбор, который иранское руководство сделало еще давно.

Попробуем исключить фактор роста населения, который оказывал серьезное влияние на подушевые показатели: в 2016 году население было ровно в 5 раз выше, чем в 1950 году. Никакое правительство не сумеет угнаться за таким темпом роста (кстати, именно поэтому еще при Хомейни началась политика ограничения рождаемости). На графике ниже – динамика реального роста ВВП (весь ВВП, без учета численности населения).

Рассчитано автором на основе базы данных Мэддисона. Maddison Project Database, version 2018. Bolt, Jutta, Robert Inklaar, Herman de Jong and Jan Luiten van Zanden (2018), “Rebasing ‘Maddison’: new income comparisons and the shape of long-run economic development”, Maddison Project Working paper 10

Нефть оказывает большое влияние на экономические показатели, в частности, ВВП, но я бы хотел привести также показатель, который положительно характеризует произошедшие изменения. После исламской революции продолжился рост электрификации Ирана. Возможно, даже этот рост ускорился, несмотря на ирано-иракскую войну.

Вывод из всего вышесказанного по экономической части прост. Во-первых, никогда еще революции и перевороты не приводили ни краткосрочного, ни среднесрочного экономического эффекта в виде роста экономики. Во-вторых, независимость стоит денег. И хорошо бы, программу планировать для реализации так, чтобы не вступать в противоречия с серьезными внешними игроками. В-третьих, резкая смена элит выталкивает наверх людей неопытных и неграмотных. В Армении в прошлом году это произошло в максимально мягком варианте, что привело к минимальному ущербу для экономики. Но все равно ущерб был. В Иране революция была социальная, сопровождавшаяся сменой государственного строя, а не только политического руководства и элементов системы. И последствия ее были более драматичными.

Переворот 1953 года

Итак, мнение о том, что Мосаддык был демократом и националистом, является большим упрощением, демократом он уж точно не был, и демократически избранным лидером – тоже. Напротив, он устроил, фактически, переворот, ввел чрезвычайное положение и изгнал шаха из Ирана. Итак, разругавшись с союзниками, фактически свергнув монархию, Мосаддык обрел чрезвычайные права. Американцы в феврале 1953 года были очень напуганы, поскольку еще не завершена Корейская война, а Мосаддык уже договорился с местными коммунистами, поддержавшими его на референдуме. Это означало риск коммунизации Ирана. ЦРУ создало план «Аякс», который подразумевал пропаганду против Мосаддыка, распространение слухов, объединение всех противников Мосаддыка, в том числе роялистов, а также ряд провокаций, к примеру, фейковые отряды коммунистов, которые вступили в столкновение с другими партиями. Также, англичане и американцы подкупили ряд религиозных лидеров. В итоге прошли акции протеста с обоих сторон, выступали как противники Мосаддыка, так и его сторонники.

Акция сторонников Мосаддыка в августе 1953 года. Источник – википедия.

Но ключевую роль сыграла позиция военных, которые поддержали шаха и арестовали Мосаддыка, после чего революция Мосаддыка была закончена. Надо сказать, что роль американцев в организации акций и свержении Мосаддыка в любом случае велика, поскольку акциями протеста они создали фон легитимности для военного переворота. Впрочем, классическим переворотом это назвать нельзя. Переворот организовал и сам Мосаддык. В общем, это была борьба за власть, в которой Мосаддык проиграл, в том числе и потому, что задел интересы слишком многих не только внутри страны, но и за ее пределами. Не было это и борьбой демократии против диктатуры, было два варианта авторитаризма – Мосаддык с левыми и вероятной коммунистической поддержкой против шаха с правыми и клириками, с англо-американской уже практической поддержкой. Остается один вариант в пользу Мосаддыка – что это было движение за национальную независимость, но освобождение здесь может пониматься только условно, поскольку Иран не находился ни под чьей оккупацией, а влияние иностранных держав в любом случае снижалось и национализация даже после свержения Мосаддыка не была отменена. Но в любом случае Мосаддык проиграл и был арестован, и до конца своих дней – в 1967 году – находился под домашним арестом в Ахмадабаде.

Арестованный Мосаддык в суде, 1953 год. Источник – Mashruteh.org

Кстати, в 2003 году, в своей речи по поводу завоевания Ирака и свержения Саддама Хуссейна, Буш извинился за поддержку американцами диктаторов на Ближнем Востоке на протяжении десятилетий. Так он косвенно признал участие США в свержении Мосаддыка полувеком ранее, что было официально признано уже десять лет спустя, хотя новостью это не стало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector