Наивысшее цветение духа: что такое состояние дзен и как его достичь?
Содержание:
- Кратко об учении
- Назначение коанов
- Учение Дзен: направление какой религиозной философии?
- Будда, Дхарма и Сангха
- Чем отличается Дзен-буддизм от буддизма: разница, отличие, особенности
- Отличие подходов в психологии и медитации Дзэн-буддизма
- Коан
- Как достичь состояния Дзена?
- Этимология
- Современность
- Немного истории дзен-буддизма.
- Жизнь в стиле дзен
- Литература
- Дзен-буддизм, как философия и искусство жизни: примеры
- Практика Дзен буддизма
- Коан-практика
- Историко-культурная критика (HCC)
Кратко об учении
Дзен-буддизм – симбиоз китайских и индийских верований, помноженный на японскую традицию. Он содержит в себе следующие элементы:
- цзинту (буддизм Чистой Земли);
- мадхьямаки и махасангхики;
- тэндай, сингон и кэгон (японские учения).
Несмотря на смешение стилей и различных школ, учение Бодхидхармы имеет свои отличия. Для этого религиозного течения свойственно «легкое» отношение к священным текстам. На первое место выходит постоянная практика, именно поэтому он так популярен, в отличие от других верований.
Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (18.10.1870-12.07.1966). Японский философ и главный популяризатор дзен-буддизма
Центральной сутью учения является постижение сатори. Для нее свойственны следующие черты:
- нерациональность, необъяснимость;
- интуитивное ощущение природы вокруг;
- чувство восторга, эйфории как следствие реализации чего-то неуловимого;
- краткость и внезапность.
Назначение коанов
Зачем даются такие коаны?
Идеал состоит в том, чтобы воспроизвести в уме ученика то состояние сознания, выражением которого являются эти утверждения. На собственном уровне они не составляют никакой проблемы, и отсюда следует, что проблема решается посредством подъёма сознания на довольно высокий уровень.
Таким образом, коан это средство, а не цель. Это инструмент, которым нужно воспользоваться и затем отбросить его, плот, который используют для переправы через поток, а затем оставляют позади. Коан уникальный столб или ключ к тому состоянию сознания в котором приходит решение.
Следовательно, его назначение создать постоянно возрастающее давление «поиска и попыток найти выход», которое с течением времени приводит к состоянию интеллектуального банкротства. И вот когда процесс мышления больше не в состоянии продолжаться, ученик должен набраться мужества, отбросить его «совершить прыжок над пропастью» и через смерть мышления обрести просветление.
Этот процесс «отпускания (позволения)» существенен. До тех пор, пока ученик цепляется за интеллект, мир просветления остаётся закрытым. Каждая искра жизни должна рано или поздно освободиться от сложной структуры мышления, внутри которой медленно зарождается более высокая способность.
Гусеница прядёт кокон, в котором ей предстоит испытать фундаментальное изменение, но чтобы войти в мир света, она должна отбросить кокон. Однако в этом «позволении» нет ни малейшей пассивности. Дзэнская медитация требует «железной решимости и несгибаемой воли», но эта динамическая напряжённость намерения вполне совместима с внутренним покоем.
Учение Дзен: направление какой религиозной философии?
Учение Дзен: направление религиозной философии под названием буддизм Дзен — это неточное название религии, претерпевшее изменения уже в наши дни, и это не совсем религия. Сначала эту философию называли Дзэн. В переводе с японского Дзен означает: 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань. Это слово переводится, как «правильно мыслить», «сосредоточиться внутренне на чем-либо».
Учение Дзен — это направленность религиозной философии от Будды. Оно следует наследию Махаяны, которое зародилось в Поднебесной и после этого о нем узнали на всем Дальнем Востоке (Вьетнам, Корея, Япония). Но последователи считают, что Дзен — это философия именно японского буддизма, которую привезли в эту страну из Китая в двенадцатом веке.
Будда, Дхарма и Сангха
Как и все остальные слова в языках человеческих, эти тоже можно трактовать очень по-разному. Я скажу, как я их понимаю.
ДХАРМА – это буддийское учение во всей своей теоретической и практической совокупности
Судя по сутрам, Будда не разделял теорию и практику – и то, и другое одинаково важно на пути. Практика важна как ноги, которыми мы шагаем, теория – как голова, чтобы понимать, куда, собственно, идём
Сразу хочу предупредить, что я вскормлен грудью Тхеравады с добавками из молочной кухни Дзэн, поэтому преимущественно мои источники обращены к этим традициям.
САНГХА – это сообщество единомышленников. Это люди, идущие тем же или близким путём, которые могут поддержать словом и делом друг друга.
Так как Будда, по сути, всегда с нами, то о нём и говорить нечего, а вот на Дхарме и Сангхе я остановлюсь подробнее.
Чем отличается Дзен-буддизм от буддизма: разница, отличие, особенности
Касательно понимания Дзен-буддизма стоит отметить, что если пытаться понять, то это будет не Дзен-буддизм. Человек должен постигнуть действительность в том как она есть. Если говорить об отличиях Дзен-буддизм от буддизма, то разницы нет никакой, так как такая практика и есть буддизм. Все практики буддизма делятся на:
- Саматхи — успокоение ума и тела, понимание покоя и умиротворенности.
- Випассану — позволяет наблюдать за появлением феноменов ума. Человек открывает что-то новое для себя в чувствах, мыслях, эмоциях.
Все практики буддизма помогают уму избавиться от страданий, освободиться от неправильных взглядов, взрастить правильное мировоззрение. Просто Дзен помогает приобрести важные элементы правильного мышления и образа жизни, устранив разрушение ума
Не нужно следовать правилам, важно понять мироустройство. В буддийской практике нет правил, предположений, гипотез. Если человек научится постигать Дзен, то он избавится от заблуждений и будет жить в спокойствии и умиротворении
Если человек научится постигать Дзен, то он избавится от заблуждений и будет жить в спокойствии и умиротворении.
Отличие подходов в психологии и медитации Дзэн-буддизма
Скрытое за семью печатями, спрятанное за всяческим пониманием ума, человеком управляет загадочное бессознательное. Стремясь, однако, быть разумным, Sapiens находит всяческие объяснения своему поведению. Он не хочет думать, что на самом деле ничего не понимает в своих поступках! Он не хочет знать, что его поступки лишены всякого разумного смысла, и самым правильным было бы сделать наоборот. Или, как минимум, на «проблему» не реагировать, а принять решение спокойным умом, когда эмоции не заглушают его действительную способность думать.
Методы работы в психологии направлены на то, чтобы «раскопать» нечто абсурдное из недр психики, показать это обладателю, чтобы он увидел, осознал ложные установки и перестал по их велению поступать.
Дзэн как бы считает абсурдной саму природу переживаний. Зачем переживать о том, о чем можно не переживать? Зачем искать заведомо ложное утверждение, если его можно выбросить сразу?
Психолог строит предположения, исходя из собственного профессионализма, помноженный на наблюдение за внешними проявлениями пациента.
Дзэн позволяет пациенту самому наблюдать за собой. Дзэн видит то, что происходит не снаружи, а внутри!
Серьезная работа в психологии требует высокой квалификации от специалиста. Здесь пациент оказывается в вынужденной зависимости от некоего стороннего лица.
Серьезная проработка на основании медитации Дзэн требует собственного подхода, умения и практики. Пациент зависит только от собственного желания, только от себя!
Логично предположить, что работа над собой — процесс, который может длиться всю жизнь. Если допустить, что человек по природе своей не может быть идеальным, то первое предложение становится более понятным. Однако, не смотря на это, бесконечная работа с психологом считается непродуктивной. Отсюда напрашивается вывод вовсе не о конечности проблемы! Здесь разумнее говорить о конечности работы и о влиянии на нее условных показателей избавления. (Именно об этом высказывает свои сомнения доктор Ялом! — Он не уверен в достоверности показателей благополучия! Он не понимает, почему работа с некоторыми пациентами затягивается до бесконечности!)
Бесконечная медитация Дзэн — норма. Следовательно, Дзэн позволяет добиться большего в работе над собой.
Методы работы в психологии позволяют с относительной «легкостью» вскрывать то, что лежит на поверхности проблемы. Медитация Дзэн-буддизма вскрывает то, что лежит в самых скрытых пластах психики (а в некоторых случаях там ничего не лежит, но это отдельная тема для разговора).
Коан
Коан — это японское произношение китайской фразы kung-an (кун-ань) и первоначальное значение kung-an — это «документ об официальной сделке на столе». Но этот термин используется Дзэн несколько иным образом — он означает некий диалог или событие, которое имело место между Мастером Дзэн и его учеником. Например, Монах спросил Мастера Дун -Шаня: «Что такое Будда?» На это Мастер ответил: «Три циня (меры) льна!» Или: Монах спросил Мастера Чао Чоу: «Что означает приход Бодхидхармы с Запада?» — «Кипарисовое дерево во дворе».
Коан — от японского — притча, короткое повествование, вопрос или диалог обычно не имеющий логической подоплёки, зачастую содержащий алогизм и парадоксы, доступные зачатую только интуитивно-абстрактному пониманию
Если человек решает коан — он переходит в высшую форму сознания. Такие ситуации, из которых существует только один выход, а именно выход вверх, называются в Дзен-буддизме коанами. Внешне с формальной точки зрения коаны чаще всего являются неразрешимыми парадоксами. Таким образом парадокс если и не выражает саму истину, то во всяком случае прозрачно намекает на ее существование и в определенном смысле указывает на истину.
Коан осваивается с помощью подготовленного инструмента, и когда происходит слияние инструмента и искусного метода, достигается определенное состояние сознания. Сознание мгновенно озаряется благодаря решению коана. Этот опыт может состояться как в ходе формальной практики дзадзэн, так и при любых других условиях в любое время дня и ночи. Опытный практик дзадзэн не привязан к спокойному сидению на своем коврике. Состояние сознания, впервые достигнутое в зале для медитации, постепенно становится постоянным, независимо от рода деятельности его обладателя.
Коан — это факел мудрости, освещающий тьму чувства и различения, это золотой скребок, удаляющий с глаз пелену, острый топор, отсекающий корень рождений-и-смертей, это божественное зеркало, отражающее изначальное лицо и священного, и мирского. С его помощью совершенно проясняется намерение патриархов, открывается и становится очевидным Ум Будды. В отношении сущности полного превосходства, окончательного освобождения, всеобщей проницательности и тождественного знания нет ничего, что превосходило бы коан.
Попытка понять коан логически неизбежно ведет к противоречию. Это противоречие играет важную роль в постижении своей истинной природы (природы Будды).
Ученик, получивший коан от мастера, пытается решить коан всеми возможными способами и «подключает» все больше и больше сил для решения логически неразрешимой проблемы. В результате, когда «отключаются» все пять чувств, ученик находится на стадии, которую в йоге именуют дхарана. Это действительно замечательное состояние, т. к. коан и ученик остаются один на один (плюс некоторое блуждание ума). Если ум ученика достаточно «зрелый», то однажды блуждания ума затихают и остается лишь коан. В этот момент коан и ученик — целое, ученик испытывает проблеск реальности, известный как просветление или сатори.
Как достичь состояния Дзена?
Достичь состояния дзена могут только избранные
Вход в состояние Дзена — это вовсе не игра. Последователь сосредотачивается на своей обыденной жизненной позиции. Чтобы достичь состояния дзена, должно быть все вокруг в соответствии.
- Гармоничность во всем — это самое главное.
- Вы уверены и знаете, что можете этого достичь.
- Все проблемы вокруг пропадают, особенная энергетика наполняет окружающий мир. Появляется что-то идеальное, помогающее решать проблемы.
- Ваше умение соответствует поставленным задачам — все гармонично получается. У людей, которые знакомы со спортом, такой миг называется «быть в зоне». В науке такой процесс называется «потоком».
- Вы должны почувствовать себя как во сне. В «потоке» теряется время и сознание. Вы словно растворяетесь во всем вокруг. Ребенку легче входить в состояние Дзена, взрослым — сложнее. Они понимают определение времени. Но маленькому человеку с его неустойчивой психикой сложнее вырваться обратно в быстротечность, поэтому для ребенка состояние Дзена может быть опасным.
Когда вы погрузитесь в состояние Дзена, вы поймете, что не нужно ничего планировать. Именно привычка намечать разные планы «душит» творчество в каждом из нас. Нет ничего более пробуждающего и тонизирующего, чем быть в «потоке», специально созданными своим разумом «зоне» или «белом моменте».
Этимология
Энсо
— символ дзэн-буддизма
Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзэн»). Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана» (санскр.ध्यान, dhyāna?, от ध्या, dhyā?, «сосредоточенность, размышление»), означающему «(умственное) сосредоточение».
Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср. вьетн.тхиен; кор.сон или сэн), затем, распространившись в Японии — в «дзэн».
В настоящее время словом дзэн обозначают (1) собственно учение и практику дзэн; (2) традицию, в которой передаются эти учение и практика — дзэн-буддизм, школа дзэн. Другое (официальное) название дзэнской традиции — Сердце Будды (кит. Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды.
Современность
Поскольку японская форма дзен-буддизма обрела популярность и в других странах, особенно в США, а в рамках школ происходит международный обмен как идеями, так и буддистами, имеет смысл рассмотреть положение как японских, так и американских дзенских сообществ.
В современном японском обществе по-прежнему доминирует патриархальный уклад, ввиду чего остро стоят проблемы гендерного равенства. Вкупе с исторически сложившимися предубеждениями патриархальная культура не могла не повлиять и на буддийские монастыри.
В японских монастырях подавляющее большинство резидентов — мужчины. Например, в крупнейшей ветви риндзай-дзен, мёсин-дзи, ныне существует всего один женский монастырь — в Гифу (который, впрочем, проводит занятия исключительно для женщин). Главный женский монастырь сото-дзен — в Нагое. Более того, женские монастыри в риндзай всегда контролируются мужчинами, а женщины более ограничены в экономическом плане.
К сожалению, ввиду отсутствия каких-либо данных о сексуальной ориентации или гендерной идентичности японских монахов и монахинь, говорить о положении персон ЛГБТК+ в дзенских сообществах Японии достаточно сложно, если вовсе не невозможно. Поэтому предстоит еще долгий путь изучения этой проблемы.
Немного истории дзен-буддизма.
Дзен – одна из самых больших и распространенных школ буддизма в Китае, Японии и других странах восточной Азии, отличительной чертой которой являются сосредоточение, отстраненность и абстрагирование. В ранних текстах дзен называют школой созерцания.
В V веке н. э. Бодхидхарма принёс дзен-буддизм из Индии в Китай, откуда впоследствии он распространился в Корею, Вьетнам и Японию. Нужно сказать, что самой широкой популярностью пользуется японский дзен, представленный школами Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото.
Передача традиции дзен восходит к Будде Шакьямуни, и он считается первым в линии передачи дзен. Вторым считается Махакашьяпа, которому Будда передал состояние пробуждения напрямую без слов, тем самым основав традицию дзен в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу».
[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».
Махакашьяпа пробудился и достиг просветления, благодаря своему глубокому восприятию и развитому осознанию. Безусловно, этому эффекту предшествует долгая и должная подготовка, без которой сколько ни смотри на цветок, просветление не произойдёт.
Особенно пользовался популярностью дзен у самураев. В те времена междоусобных войн и стычек каждому воину приходилось постоянно совершенствовать свои навыки и повышать боевую эффективность, а эта практика прекрасно укрепляет дух и обостряет восприятие.
Из-за «закрытости» Японии европейцы впервые смогли познакомиться с культурой страны только в середине XIX века, а распространение дзен-буддизма на Западе связано с выходом книг профессора Д. Т. Судзуки, который оказал большое влияние на сознание европейцев. Он смог донести идеи и интерпретировать термины и понятия для нашего понимания.
Далее был бум развития этого учения, многие стали ездить на обучение в монастыри Японии. После стали издаваться книги уже западными авторами, создаваться академические труды и всевозможные публикации. Но, как известно, учиться лучше у истоков.
В настоящее время число последователей дзен в Японии составляет более 6 миллионов человек. Из них 4 миллиона человек входят в школу Сото, 2 миллиона человек в школу Риндзай и 100 тысяч человек в школу Обаку. Всего количество последователей японского дзэн по всему миру по данным на 2007 год составляет около 10 млн человек.
Жизнь в стиле дзен
— Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления. Как вам это удалось?- Все потому, что я не прекращаю практику дзен.- Дзен – что это?- Ничего особого. Познать дзен – это просто. Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать — сплю. А в остальном — следую природе и законам естественности. Это и есть основные идеи дзен-буддизма.- Но разве не все делают то же самое?- Нет. Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть — ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать — ты пытаешься решить все мировые проблемы. Пьет, ест, спит только твое тело. Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего. Но когда я голоден, я только ем. Когда я устал, я только сплю. У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.
Задача для практикующего дзен-буддизм — увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи. А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой.
Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда захочет. Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания. Быть дзен – значит делать все совершенно. Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.
Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни. Прямо сейчас. Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент.
Литература
- Лепехов С. Ю., Донец А. М., Нестеркин С. П. 3.2. Чаньские гунъань: «живое слово» для просветленного сознания // Герменевтика буддизма / отв. ред. Б. В. Базаров. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. — С. 202—224. — 264 с. — ISBN 5-7925-0175-0.
- Майданов А. С. Коаны: стиль и смысл // Противоположности и парадоксы. М., 2008.
- Майданов А. С. Коаны чань-буддизма как парадоксы // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С. 318—353.
- Нестеркин С. П. Некоторые философско-психологические аспекты чаньских гун-ань // Философские вопросы буддизма / отв. ред. В. В. Мантатов. — Новосибирск: Наука, 1984. — С. 72—80. — 128 с.
- Судзуки Д. Т. Очерк первый. Практика коанов как путь к реализации сатори, или достижению просветления // Очерки о дзэн-буддизме. Часть вторая / под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2004. — С. 12—240. — 396 с. — ISBN 5-02-026865-8.
- «Антология Дзэн», Изд. «Аркаим», 2004
Дзен-буддизм, как философия и искусство жизни: примеры
Дзен буддизм — философия и искусство жизниГлавная цель Дзен-буддизма — это достижение просветления или сатори. Для европейцев такая философия и искусство жизни, как Дзен — это что-то недостижимое. Но в этом учении нет ничего сверхъестественного. Это обычные навыки, которые отточены мастерами Дзен до совершенства.
Вот примеры такого искусства жизни:
Наставник разговаривает со своим учеником:
— Утверждаешься ли ты в истине? — Да, мастер. — Что ты делаешь для своего воспитания? — Я ем, когда я голодный, и ложусь спать, когда я уставший. — Но так делает каждый человек. Получается, что ты не воспитываешь себя, а живешь так же как и все люди? — Нет. — Почему? — Потому, что при употреблении пищи они заняты не едой, а отвлекаются на разговоры и другие посторонние предметы; когда они отдыхают, они не погружаются в сон совсем, а видят много снов и даже переживают эмоции во сне. Поэтому они не такие как я.
Объясняя этот пример-притчу, можно сказать, что обычные люди испытывают постоянный страх и смешанные чувства неуверенности в себе, а также живут в не настоящем, а иллюзионном мире. Люди думают, что они испытывают вкус и что-то чувствуют, а не действительно переживают все эмоции.
Еще один пример философии Дзен раскрывает другая притча:
Мастер данного учения рассказывает о себе: «Когда я еще не познал Дзен, реки для меня были реками, а горы — горами. С первыми знаниями Дзен реки перестали быть реками, а горы — горами. Когда я полностью постиг учение и сам стал учителем, реки снова стали реками, а горы — горами».
Это свидетельство того, что после просветления то что здесь и сейчас начинает восприниматься по иному. Мы принимаем тени за правдоподобные вещи, а находясь в это время в темноте, невозможно познать свет
Для Дзена важно, чтобы человек познал себя изнутри, а не своим умом. Дзэн должен проникнуть в глубину человеческой души и его существа
Практика Дзен буддизма
В Дзен – все практики являются только вспомогательными. Например, там есть практика поклонов: учителю, дереву, собаке – так выражается практика для самого себя, практика укрощения своего эго.
Ведь, когда нет эгоизма, человек поклоняется уже своей сути, сути Будды внутри себя самого.
В чем отличие медитаций в Дзен буддизме
А медитации дзен буддизме отличаются от обычных тем, что сам контакт с действительностью и познание своей сути через этот контакт и есть смысл медитации.
Так мастер Тит Нат Хан говорил: «когда я ем – я просто ем, когда иду, то просто иду». Здесь присутствует только чистое наблюдение за процессом всего, что происходит, не вовлекаясь в мыслительный процесс. Так же и вы дорогие читатели, можете приобщиться к этой медитации, и сама ваша жизнь станет идеальной медитацией.
Обычный ум это просто сон
То, что нужно понять каждому из нас – это то, человек спит. Человек спит ночью и днем тоже спит. Он спит, потому что не видит внутреннего света, внутреннего состояния Будды.
Эта жизнь просто сон, и вы тоже есть сон, каждый человек это еще не реальность, а настоящая реальность внутри. Поэтому все мастера говорили — проснись и стань пробужденным, то есть Буддой.
Дзадзен медитация
Медитация, которая поможет нормализовать кровяное давление: называется она дзадзен – это когда вы смотрите, например, на точку на стене в течение длительного времени, или концентрируетесь на своем дыхании или каком-то звуке, к примеру, произнося мантру. Тогда ум сам собой останавливается, и вы постигаете себя.
Коаны в Дзен буддизме
ActionTeaser.ru — тизерная реклама Коаны это небольшие истории в дзен буддизме – которые основаны на парадоксальном мышлении, которое подобно шоковой терапии помогает остановить ум.
Например, мастер спрашивает: «какого цвета ветер?», а ученик отвечает «тем, что дует мастеру в лицо».
Ведь в повседневной жизни мы всегда обусловлены своим умом и то, как он думает по поводу чего-то внешнего. И вот представьте, что ум на мгновение не понимает, что уму сообщили и что ему сказали.
Допустим если на вопрос ученика, «откуда пришел Бодхидхарма», мастер ответит «а спроси вон у того дерева» — ум ученика или просто человека придет в замешательство и на некоторое время возникнет только внутренняя глубина без опоры и за пределами мышления.
Так может возникнуть так называемое сатори или просветление. Пусть и на короткое время, но человек уже будет ознакомлен с этим состоянием и встанет на путь дзен.
Практика боевых искусств в Дзен
Согласно легенде боевые искусства, в известный всему миру монастырь Шаолинь принес индийский мастер Бодхидхарма.
Он говорил, что нужно быть готовым ко всему. Конечно, это было связано с тем, что монахам дзен приходилось много перемещаться по стране, а в Китае было неспокойное время и нужно было постоять за себя.
Тем не менее, настоящим мастерам в боевых искусствах приходиться иногда действовать не логично, больше интуицией и внутренним чутьем, когда обычный ум уже не работает или его недостаточно для победы с намного более сильным противником.
Выходит, что действия в боевых стилях основанных на философии дзен буддизма опережают ум, и боец движется скорее за счет тела и «внутреннего ума», что помогает ему прочувствовать состояние дзен или созерцание.
Многие знают, что путь самурая – это смерть. Как можно понять, самурайское воинское искусство также основано на дзен.
Ведь, когда для человека неважно, когда он умрет – ведь он умер уже при жизни, тогда важно лишь состояние ума или сознания, которое не зависит и не колеблется из-за внешнего
Как выполнять медитацию Дзен?
Обычно, когда вы идете по улице, вы замечаете все, что можете увидеть, но не замечаете самого главного – того, кто наблюдает это.
Итак, каждодневная медитация из дзенского буддизма очень проста – когда вы идете, то просто идете, наблюдая того, кто идет (наблюдаете себя). Когда что-то делаете: копаете, стрижете, моете, сидите, работаете – наблюдайте за собой, наблюдайте, кто это работает, сидит, ест, пьет.
Вот высказывание просветленного мастера дзен: «когда я хожу, то просто хожу, когда я ем – я просто ем». Поэтому даже только так можно развить ясность ума и стать просветленным.
Как остановить свой ум?
Когда вы наблюдаете свой ум, вы начинаете замечать интервалы между двумя мыслями. Ум заставить остановить невозможно, он останавливается сам собой, наблюдай и не пытайся остановить свой ум.
Просто наблюдай свой ум, будь свидетелем. Ведь ум постоянно занят обдумывая прошлые события или занимается фантазиями о будущем.
Наблюдая за умом человек просыпается ото сна, от долгой спячки в нереальном мире. Индуизм говорит о колесе, о колесе перевоплощений и это все ум, который создает повторения.
Коан-практика
Изучение коан-является литературы общим для всех школ хотя, дзэн и с разными акцентами и программами. В школе используются Риндзай обширные учебные программы по коанам , вопросы проверочные и дзакого («закрывающие фразы», цитаты из поэзии китайской) при использовании коанов. , и Kyodan западные дериваты и , а также использовать коан-опустили, но программы использование укупорки фраз. В и чане сеоне акцент делается на , тоу одного коана на протяжении всей японском. В жизни от использования коанов конца с отказались восемнадцатого и девятнадцатого веков.
Хуа-или тоу коан прорыва
В школе Риндзай, Кёдан Санбо и Асанге Белой Сливы практика начинается коана с назначения хосши или «прорывающего обычно», коана или «звука хлопка ладони одной». В китайском чане и корейском сеоне использоваться могут различные коаны для практики тоу-хуа.
Студентам предлагается сосредоточиться на «заглавной слова части», например на фразе «му». В публичном деле № 1 Mumonkan (Wumenguan) (“Собака Чжаочжоу”) Wumen (Mumon) сконцентрируйтесь:
Возбуждение этого великого вопроса великого «или сомнения» является важным элементом коана практики. Оно создает «сильное внутреннее гидан ( давление ), никогда не переставая стучать изнутри в ума , требуя разрешения». Чтобы проиллюстрировать концентрацию огромную, необходимую в медитации коана, Дзен Вумен Мастер прокомментировал:
можете коана на предмет его буквального приведет не значения к пониманию, хотя понимание контекста, из возникли которого коаны, может сделать их более Например. понятными, когда монах спросил Чжаочжоу (имеет) «Джошу ли собака природу будды или Монах», нет? имел в виду понимание учений о , которые были поняты в китайском абсолютного контексте и относительного реальность.
В поле зрения
размышление Постоянное о прорывающем коане ( шокане ) или , «Хуа слова», приводит к , первоначальному видения «пониманию .
Цель прорывающего увидеть – коана «недвойственность субъекта и объекта»:
рукой найти различные отчеты, которые это описывают «становление единым целым» и вытекающий из прорыв этого:
Но использование му-коана также подвергалось словам. По критике , главная цель – стать «просто единым целым с коаном». Демонстрации «первым» с слияния коаном достаточно, чтобы передать коан первый. Согласно Сами, это не равно :
Сассё – Контрольные Учителя
вопросы могут спрашивать учеников об их практике используя , коан сассё , «проверочные вопросы», чтобы сатори их (понимание) или (видение Для). природы му-коана и хлопающего в ладоши коана двадцати от есть до ста проверочных вопросов, в зависимости от передачи линии обучения. Контрольные вопросы служат углубления для понимания учащимся, но также и для его проверки понимания.
Jakugo – Укупорочные школе
В фразы Риндзай передача коана и проверочные должны вопросы дополняться , «закрывающими фразами», китайской из цитатами поэзии, чтобы продемонстрировать понимание. могут Учащиеся использовать сборники этих цитат того вместо, чтобы сочинять стихи самостоятельно.
После первоначального озарения дальнейшая , чтобы углубить озарение и выражать научиться его в повседневной жизни. В китайском корейском и чане сеоне эта дальнейшая практика дальнейшего из состоит размышления над тем же Хуа Риндзай. В Тоу-Дзэн эта дальнейшая практика путем осуществляется дальнейшего изучения коанов, для существуют чего тщательно разработанные учебные программы. В Дзен-Сото – основная практика для постижения углубления.
Историко-культурная критика (HCC)
Современные исследования буддизма пролили новый свет на историю чань и дзэн.
С 1960-х годов научные исследования дзэн создали новое повествование о дзэн. «Великая сага» дзен, кажется, не является точной исторической документацией, а представляет собой искусно созданное повествование, призванное придать авторитет школе дзэн. Последствия этого критического повествования вряд ли осознаются в западном мире.
Просветление как вневременное превосходство
Романтическое представление о просветлении как о вневременном постижении трансцендентальной сущности подверглось тщательной критике. По мнению критиков, это не способствует реальному пониманию буддизма:
Харизматический авторитет
Появление дзэн на Западе сопровождалось проблемами, которые, кажется, связаны с этой «великой сагой». Скандалы с учителями, произошедшие в западном дзэн, объяснялись как чрезмерное доверие к харизматическому авторитету и неправильное толкование значения передачи дхармы и положения роси.
В западном дзен передача дхармы высоко ценится. В японской монастырской системе передача дхармы — это официальное уведомление о том, что кто-то полностью квалифицирован, чтобы взять на себя ведущую роль в этой системе. В США и Европе передача дхармы связана с неофициальным титулом роси , старшим учителем. В западном мире роши получили архетипический статус мудрых стариков , тех, кто реализовал безошибочное понимание истинного «я» и совершенной личности. В повседневной жизни это кажется идеализированным взглядом, приводящим к повторяющимся случаям злоупотребления властью, а также финансовых и сексуальных проступков.
Зависимость от харизматической власти и отсутствие центральной власти также могут привести к фрагментаризации и «появлению новых сект в нескольких направлениях».
Дзен и Вторая мировая война
Японские организации дзэн поддерживали японский национализм и его усилия во время войны на Тихом океане . Эта поддержка была широко известна в западном мире Брайаном Викторией в его новаторском исследовании « Дзен на войне» , хотя в Японии это уже было общеизвестно. DT Suzuki тоже поддержал эти усилия. Этот японский национализм и японская уникальность также были реакцией на восприятие западного империализма в 19 веке.