Биография петра карловича клодта

Статуэтки и эскизы на тему «конь с водничим» и другие

Если коней Клодт уже давно делал очень красиво, то компоновка пары конь – водничий выглядит не так просто. На фоне поисков Клодта совсем убого выглядят Диоскуры, менее объемно выглядят кони Марли, не говоря уже о «Славе» и «Меркурии» Куазевокса.

Эти парные композиции явно предназначены для бокового осмотра, условно говоря, они плоские по сравнению с нашими реалистическими прежде всего по пропорциям конями и укротителями, которые предназначены и для других ракурсов, правда, для проплывающих под мостом туристов главным оказывается боковой ракурс снизу вверх. При этом, мы не знаем, практиковали ли при царях туристы столь массовые  водные прогулки по речке Фонтанке и по другим рекам и каналам Петербурга. А публика тогда была гораздо отзывчивей к прекрасному.

Работы Клодта становились центрами притяжения, народ шел смотреть шедевры.

Вариант второй группы для Аничкова моста. 38х33х34 см. Бронза. 1840-ые

П.Клодт. Конь с водничим. Вариант второй группы. Бронза 37х35х32 см. 1840-ые

Сколько безумцев-фантастов искусствоведов, особенно в советские времена (тогда сытно жилось в союзах писателей, художников и прочих, потому особенно сладко мечталось), писало про скульптуру малых форм целые книги, дескать она имеет «свое пространство», и все такое прочее, что нормальный человек в принципе понять не может.

Анекдот (из недавнего ток-шоу). Вот один кричит: я представляю Бога, он меня послал. А из соседней палаты ему в ответ: Я тебя никуда не посылал.

У нормальных людей все иначе. У них нет никакого иного, кроме родного евклидова «прямоугольного» трехмерного пространства с декартовой системой координат и с простеньким метрическим тензором, где на главной диагонали привычно стоят единички, а в остальных местах нолики, и с такой привычной и никогда не подводящей людей теоремой Пифагора.

Для таких людей из огромных скульптур в полный рост делали из чугуна скульптурки малых форм, в частности, на Каслинском заводе. Люди любуются ими и не думают, «чьих они будут»: больших это или малых форм, — просто, если маленькая, то значит – малых форм.

Клодт. Конь с водничим. Вариант третьей группы. Есть в воске. А это – из бронзы. А есть аналогичные из чугуна, ими снабдили довольно широкие массы населения и музеи

Сам Клодт прославился не только как монументалист, но и как мастер художественного литья. Много, кто ваял лошадок, но если в музее увидите очень красивую лошадку, значит ее сделал Клодт, а если увидите лошадку, очень занятую бытовыми делами, например, кормежкой, — значит, сделал Лансере (шутка), а если кто-то охотится – то — Обер. А если не очень красивую – то ее сделал кто-то другой.

Клодт. Скаковая лошадь. Этюд. 1838. Бронза. Лошадиный контрапост (шутка)

Клодт. Кобыла с жеребенком. 1854-1855

Клодт. Римлянин с конем

Клодт. Царь Михаил Федорович. 1840-1850-ые. Первый царь из династии Романовых

Чтобы понять, что в каждой шутке есть доля правды, посмотрим на лошадку и «укротителя», которых сваял внук нашего П.К.Клодта:

Константин Александрович Клодт (внук П.К.Клодта). Л.Н.Толстой на пашне. 1889. Бронза

Симпатичная статуэтка, но тема обмельчала: тема «римских укротителей» переросла в репинскую тему «пахать подано» (1887). Идейное содержание статуэтки — с легкой руки В.В.Стасова:  о тяжелой доле крестьянских лошадок при царском режиме, которых не кормят, а только пахать заставляют, да еще под неумелым барским руководством.

После Толстого-пахаря время плавно переходить к анекдотам.

Борец со львом Альберта Вольфа

В отличие от укротителей данная тематика прямо восходит к сюжету о том, как Георгий Победоносец поражает змия. Этот сюжет отражен как в работах самого Клодта, так и Н.С.Пименова, есть такое украшение и в Георгиевском зале Кремля в Москве.

Ученик знаменитого немецкого скульптора Х.Д.Рауха, потомственный скульптор Альберт Вольф (1814-1892) создал великолепного коня, всадника и льва, которого всадник поражает копьем, видимо, приняв его за змия (шутка). Все три пока еще живые существа сделаны великолепно.

А.Вольф. Борец со львом. Подготовительный рисунок основывался на эскизе Рауха 1847 г. Скульптура воздвигнута в 1861. Старый музей. Берлин

Уточнение. Речь идет о льве, рисунок которого начал Раух в 1821, однако, в 1847 семидесятилетний Раух окончательно отказался от мысли собственноручно изваять льва, молодой ученик славно воплотил этот замысел.

Немецких скульпторов по имени Вольф было много, лучший из них Эмиль Вольф, а в 20 веке тоже был Вольф, но, как говорится, «Федот, да не тот», регресс изобразительного искусства налицо. Посмотрим, что ваяют вольфы в 20 веке.

Густав Генрих Вольф. Купальщица. 1924. Неужели немка, арийка, купалась в валенках?

Также по этой теме:

Что показал Пикассо советскому искусствоведу М.В.Алпатову на вилле «Калифорния»

Каким бы был памятник монарху работы Фальконе во Франции и фиаско Бернини

Мартос. Классицизм. Часть I

Бертель Торвальдсен. Часть 5

Как выкупили Шевченко. Брюллов и «брюлловщина».

Почему  П.М.Третьяков не приобретал скульптуру

Семья[править | править код]

Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения П. К. Клодта. 2 рубля, серебро, 2005 год

Жена: Иулиана (Ульяна) Ивановна (урождённая Спиридонова;1815—22 ноября 1859) — племянница скульптора-монументалиста, академика Императорской Академии художеств И. П. Мартоса.

Сын: Михаил Петрович Клодт (1835—1914) — художник, старший сын П. К. Клодта

Дочь: Вера Петровна (по мужу Клодт; 1843—1924) — замужем с 1864 г. за Александром Константиновичем Клодтом (ум.1871), племянником П. К. Клодта.

Дочь: Мария Петровна (по мужу Станюкович; 1836—1922) — замужем за Александром Михайловичем Станюковичем (1823—1892), журналистом, издателем, редактором развлекательных журналов, братом известного писателя К. М. Станюковича. В браке имели шестеро детей.

Дочь: Софья Петровна (по мужу Гардер; 1843—1862) — замужем за Анатолием Егоровичем Гардером, в браке один ребенок.

Сын: Александр Петрович (1841—1902) — окончил Николаевское кавалерийское училище, служил в гусарском полку, с 1882 году в отставке с чином майора.

Дочь: Наталья Петровна (по мужу Гардер) (род. 1839) — с 1864 г. замужем за Анатолием Егоровичем Гардером (род. 1842), в браке имели пятеро детей.

Через прибалтийское семейство Альбедилей Пётр Клодт состоял в отдалённом родстве с Ганнибалами и с А.С.Пушкиным.

«Укротители коней» на Аничковом мосту

Четыре скульптурные группы, получившие название «Укротители коней», оформляют Аничков мост на Невском проспекте. Они изображают различные моменты укрощения коня, символизируя борьбу человека с дикими, необузданными силами природы.

Аничков мост

Знакомство с этим замечательным скульптурным ансамблем лучше всего начинать с правой группы (если идти со стороны Адмиралтейства), следуя далее против часовой стрелки.

Конная группа на Аничковом мосту. Деталь

Юноша, встав во весь рост, пытается схватить под уздцы вздыбленного коня. Левой рукой он уперся в круп животного; развевающаяся драпировка подчеркивает динамику, напряженность момента. Поединок начался…

Конная группа на Аничковом мосту

Вторая группа: наступил острый момент борьбы — конь почти одолел человека, юноша, правой рукой опершись о землю, левой ухватил повод и с риском для жизни, из последних сил удерживает коня, взвившегося на дыбы.

В следующей группе — укротитель почти у цели: он прочно опирается на правое колено и крепко сдерживает постепенно покоряющееся ему животное.

Конная группа на Аничковом мосту

Наконец, поединок закончен. Юноша вновь поднялся во весь рост, натянул поводья и правой рукой уверенно схватил коня под уздцы. Победа на стороне юноши-атлета. Конь подчинился упорству и настойчивости человека. Эта группа завершает сюжетную линию всей скульптурной композиции.

Автор декоративных групп П. К. Клодт умел великолепно изображать животных. Еще на Академической выставке, открывшейся в 1833 году, шумным успехом пользовалась его модель скульптурной группы: конь, укрощаемый человеком. За эту работу вольнослушатель Академии художеств, в то время 28-летний офицер в отставке, был удостоен избрания в «назначенные академики», а скульптуру решено было использовать для украшения Адмиралтейской набережной: парные группы «Укротителей» предполагалось установить на берегу Невы. Однако скоро намерения изменились. В Петербурге в это время началось строительство нового моста через Фонтанку на Невском проспекте, и Клодт предложил украсить его декоративной скульптурой «Укротители коней». По первоначальному замыслу западную и восточную стороны моста должны были оформить дублирующие друг друга парные скульптурные группы, где человек изображен стоящим во весь рост.

Работа над скульптурой осложнялась тем, что в . 1838 году умер заведующий литейной мастерской при Академии художеств Екимов. Отливкой вынужден был заняться сам Клодт, проявивший себя незаурядным мастером литейного дела и даже удостоенный позже звания литейного мастера-академика. Уже в 1841 году «Художественная газета» отмечала «совершенство, до которого довел у нас П. К. Клодт литейное искусство… За короткое время он отлил много вещей, которые бы сделали честь лучшему литейщику».

В 1839 году были закончены первые две одинаковые группы, а в 1841 году — вторые; все они были установлены на Аничковом мосту к моменту его открытия 20 ноября 1841 года. Однако уже в 1842 году одна пара была снята и отправлена в Берлин в подарок прусскому королю, а вместо нее поставлены группы из алебастра, окрашенного под бронзу. В 1846 году отлитая для установки новая пара была также подарена, на этот раз неаполитанскому королю. (Обе пары коней сохранились как в Неаполе, так и в Потсдаме, под Берлином.) Только в 1850 году Клодт отлил две оригинальные новые группы (юноша поверженный и коленопреклоненный), после чего уже все четыре группы (две первоначальные и две — изготовленные по новым моделям) украсили Аничков мост.

Так возник один из прославленных в мировом искусстве скульптурных ансамблей.

При всем разнообразии групп, украшающих мост, Клодт сумел достичь удивительного единства, целостности смыслового и композиционного решения, великолепно передать динамику, порыв. Скульптура покоряет четкими пластическими формами, своеобразием применения ритма в размещении фигур: чередование стоящих и коленопреклоненных юношей, продуманное распределение коней то с наклоненными, то с поднятыми вверх головами.

В годы Отечественной войны скульптурные группы были сняты с пьедесталов и зарыты в саду Дворца пионеров имени А. А. Жданова. И только когда миновала опасность, они снова были поставлены на старые места.

Кони Аничкова моста неотделимы от ленинградского пейзажа: они органически слились с Невским проспектом, с его замечательными архитектурными сооружениями, с бурлящей жизнью этой оживленной магистрали города.

Памятник Николаю I

Между Мариинским и Исаакиевским дворцом стоит один из самых знаменитых петербургских памятников – император Николай I на прекрасном коне. Над ним трудилась команда мастеров:

  • проект принадлежал Огюсту Монферрану;
  • Пётр Клодт выполнил фигуру императора на коне;
  • три барельефа, украшающие пьедестал, выполнил Николай Рамазанов;
  • Роберт Залеман создал четыре женские фигуры – Силу, Мудрость, Правосудие, Веру.

На первом эскизе Клодта император возвышался на спокойно стоящем коне. Монферран отмёл идею – по его задумке, памятник должен был гармонично соединить ансамбли Мариинского и Исаакия. Архитектору хотелось большей экспрессии и динамики. Тогда Клодт предложил новый эскиз: на нём конь, вздыбившись, стремится вперёд, опираясь лишь на задние ноги, а император – в парадном костюме – спокойно и прямо сидит в седле.

Техническое воплощение статуи – виртуозное мастерство скульптора. Пётр Клодт произвёл точнейшие расчёты, чтобы вес фигур императора и коня равномерно распределился и держался всего на двух точках опоры. Чтобы воплотить задумку в жизнь, Клодт заказал специальные подпоры весов 60 пудов. Они были призваны увеличить прочность памятника, его монументальность.

Кстати, именно эта «изюминка» спасла памятник от гибели после Октябрьской революции. В годы, когда было принято уничтожать всё, напоминающее о монархическом режиме, памятник императору Николаю I уцелел лишь потому, что был признан уникальным с точки зрения технического воплощения.

Аничков мост

Кони на Аничковом мосту – без сомнения, самая знаменитая работа Петра Клодта. Творить их он начал ещё во время работы с Нарвскими воротами.

В основе сюжета: противостояние человека и великолепного животного.

  • Первая группа. Обнажённый атлет сдерживает вздыбленного коня. Оба напряжены, нарастает тревога, но животное пока покорно человеку.
  • Вторая группа. Животное почти одерживает верх над человеком: атлет на земле, конь пытается вырваться на волю.
  • Третья группа. Человек пытается осадить коня. Конь бьёт передними копытами по воздуху, голова вздёрнута, пасть оскалена.
  • Четвёртая группа. Атлет укрощает разъярённое животное.

Изначально скульптурная группа должна была расположиться на дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Планировался сложный проект: Пётр Клодт представил модели для проекта, которые позже предстояло отлить в бронзе. Однако императору кони понравились, а сочетание коней и львов на набережной – нет. Реализация проекта задерживалась. Клодт к тому моменту заканчивал трудиться над аркой Нарвских ворот, это тоже тормозило работу.

Обратил внимание на перестройку Аничкова моста сам Пётр Клодт. Он предложил установить статуи на опоры моста через Фонтанку

К 1838 году фигуры были реализованы в натуральном размере, но скоропостижно скончался руководитель Литейного двора Императорской академии художеств Василий Екимов. Именно он должен был заниматься переводом скульптур в бронзу. Клодт принял решение самостоятельно руководить литейными работами.

Скульптор соединил в процессе работы навыки литья, полученные в артиллерийском училище, и новые технологии, наработанные к тем годам. Это принесло неожиданный результат: отлитые в бронзе скульптуры не требовали  дополнительной обработки. Окончательный вид, знакомый нам сегодня, Аничков мост приобрёл в 1850 году, когда все временные гипсовые статуи были заменены на «вечные» бронзовые работы Петра Клодта.

Интересный факт: знаменитых «коней с Аничкова» можно увидеть не только на этом мосту. С 1838 по 1850 годы Пётр Клодт занимался отливкой скульптур, часть из которых отправились в другие уголки мира. Так, копии статуй находятся (находились):

  • у главных ворот королевского дворца в Берлине;
  • на территории королевского дворца в Неаполе;
  • у Орловского дворца в Стрельне (разрушен в годы войны);
  • в усадьбе Голицыных в подмосковных Кузьминках.

Работа над скульптурами Аничкова моста заняла у Петра Клодта почти 20 лет. В годы блокады статуи были сняты с постамента и закопаны в саду Аничкова дворца – так их удалось сохранить.

Где ещё увидеть творения Клодта

На протяжении всей жизни Пётр Клодт увлекался созданием малых форм

Элегантные статуэтки лошадей можно увидеть в коллекции Русского музея.
Гуляя по Москве, обратите внимание на великолепную бронзовую квадригу на фасаде Большого Театра – это тоже работа Клодта.
К памятнику князю Владимиру-крестителю в Киеве Пётр Клодт также приложил свою творческую руку. Именно он в своей мастерской выполнил бронзовую статую высотой 4,5 метра, организовал перевозку скульптуры из Петербурга в Киев и выбрал для неё место – статуя гармонично вписана в гористый пейзаж на берегу Днепра.

Поделиться статьей:

История жизни Петра Карловича Клодта

Где-то в конце 1832 — начале 1833 года скульптор Петр Клодт получил правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп «Укротители коней», предназначенных первоначально для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара. Работа над этими группами заняла почти двадцать лет, стала едва ли не главным делом всей жизни скульптора и принесла ему невиданный успех. 

Четыре конные группы, украшающие Аничков мост, представляют собой развернутую драматическую серию, в которой последовательно развивается один сюжет — покорение коня человеком. В основе замысла мастера лежит тема победы человека над стихийным могуществом природы, образ мятежной силы, укрощаемой разумом. 

Аничков мост в 1850-х годах

В первой группе животное еще покорно человеку. Обнаженный атлет, напрягаясь всем телом и крепко схватив узду, сдерживает вздыбленного коня. Во второй группе голова коня высоко вздернута, ноздри раздуты, пасть оскалена, передние ноги раскинуты. Фигура водителя развернута как бы по спирали; могучим усилием он осаждает коня. В третьей группе борьба становится еще яростнее. Водитель повержен на землю, и конь почти вырвался на волю. Попона сброшена с его спины, шея выгнута, и голова победоносно поднята; лишь левая рука водителя, натягивая узду, удерживает разъяренное животное. Наконец, в четвертой группе человек вновь покоряет коня; припав на одно колено и обеими руками сжимая узду, укрощает его дикий бег. 

Ни одна из групп Аничкова моста не повторяет другую ни по сюжетному мотиву, ни по очертаниям силуэта. Клодт стремился избежать какой-либо схемы или нарочитости в построении. Но движение пластических масс подчинено организующему ритму, который связывает все четыре группы воедино, придавая им характер стройного ансамбля. «Укротители коней» созданы в пору высшего расцвета дарования скульптора и принадлежат к числу лучших произведений русского монументально-декоративного искусства. 

За «Коней» Петр Карлович получил в 1838 году звание академика. Он становится должностным профессором скульптуры, а к жалованью его еще добавляется ежегодная пенсия — три тысячи рублей. 

Кони перед Берлинским замком

Из других произведений, выполненных Клодтом, надо выделить памятник русскому баснописцу Крылову в Летнем саду, открытие которого состоялось 12 мая 1855 года. Художник здесь стремится передать свои живые впечатления, увековечить облик человека, которого знал и любил. Избегая какой-либо идеализации, скульптор создает правдивый, реалистически точный портретный образ. Крылов у Клодта принимает простую, естественную, даже несколько небрежную позу. Скульптор тщательно передает одежду своего героя, при этом не стремясь к нарочитым декоративно-пластическим эффектам. 

В горельефную композицию на постаменте памятника Клодт включает персонажи наиболее известных крыловских басен. Здесь можно увидеть многочисленных животных из поэтического мира Ивана Андреевича. В работе над изображениями, украшающими пьедестал, скульптору помогал выдающийся мастер графики А.А. Агин, создатель знаменитых рисунков к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Агин подготовил графический проект пьедестала и ряд иллюстративных композиций на сюжеты басен, а Клодт перенес их почти без изменений, лишь тщательно сверив каждое изображение с живой натурой. 

В усадьбе Голицыных в Кузьминках

Успех этого произведения явился закономерным результатом всей его предшествующей деятельности. Хотя Клодт безусловно не основатель русской анималистической скульптуры, но именно ему удалось вывести ее на путь самостоятельного развития. Помогли в этом мастеру свежесть и точность творческого восприятия натуры, одушевленного неподдельной любовью к животным. 

К сфере пластики малых форм принадлежат историко-жанровые статуэтки и группы Клодта. Наибольшую известность здесь обрели «Римский воин» (1830-е годы) и «Русский витязь» (1851). 

Памятник И. А. Крылову (бронза, гранит, 1848—1855) в Летнем саду

Мальчик, юноша, офицер[править | править код]

Семья будущего скульптора (небогатая, но родовитая) происходила из балтийских немецких аристократов, состояла из потомственных военных. Его прапрадед был одним из известных деятелей Северной войны, был генерал-майором шведской армии. Отец скульптора Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург был боевым генералом, воевал в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца.

Несмотря на то, что П. К. Клодт родился в 1805 году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске, где отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там, вдали от стандартов столичного образования, вдали от европейской культуры проявилась склонность барона к резьбе, лепке и рисованию. Больше всего мальчику нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование.

Как и его предки, мальчик готовился к военной карьере. В Омске учился в войсковом казачьем училище. В 1822 году, в возрасте 17 лет, он вернулся в столицу и поступил в артиллерийское училище. Всё свободное время, которое оставалось от обучения ратному ремеслу, он отдавал своему увлечению:

Также известно, что в этот период Клодт много времени посвящал изучению поз, аллюров и повадок лошадей. «Постигая коня как субъект художественного творчества, он не имел иного наставника, кроме натуры».

После окончания училища будущий скульптор получил чин подпоручика. Офицер служил в учебной артиллерийской бригаде до 23 лет, а после этого в 1828 году ушёл с военной службы и решил далее заниматься исключительно скульптурой.

Начало артистической деятельности Клодта было чисто случайное. Об этом один из родственников знаменитого скульптора по случаю 20-й годовщины его смерти рассказал следующее: «В бытность свою в артиллерийском училище, вырезал он как-то от скуки из простого берёзового полена небольшую лошадку — русскую добродушную клячу со стёртыми боками и подарил её малолетнему сыну Николая Ивановича Греча — Алексею

Литературная компания, собиравшаяся у Греча Кукольник, Булгарин, Даль и другие случайно обратили внимание на новую игрушку, с которой возился на полу маленький Греч. Взяли, рассмотрели поближе, пришли в решительный восторг от артистического исполнения

Кто делал? Оказалось — юнкер Пётр Клодт. Литераторы доброго старого времени окончательно умилились, отняли лошадку у ребёнка и тут же согласились разыграть её „по золотому“ в лотерею, а на вырученные деньги купили талантливому юноше полный резной прибор. С помощью последнего, уже будучи офицером, во время лагерной стоянки в Красном Селе, он вырезал из дерева две новые лошадки, ещё более художественные, обративши на себя внимание великих князей Михаила и Николая Николаевичей, удостоивших принять в подарок эти счастливые плоды лагерного досуга. С этих пор художник-самоучка уверенно и быстро пошёл в гору».

Памятник Ивану Крылову

Переместимся в Летний сад. Здесь на гранитном пьедестале, с тетрадью и пером в руке восседает Иван Андреевич Крылов. Сам пьедестал украшен персонажами басен Крылова, отлитыми в бронзе.

Кончина великого баснописца в 1844 году стала большой потерей для литературы в целом и Петербурга в частности. В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на создание памятника Ивану Крылову. Победил проект Петра Клодта.

Бронзовая фигура установлена недалеко от главной аллеи Летнего сада. Место выбрано не случайно. По первоначальному замыслу Петра I, в этом месте располагалась статуя Эзопа – древнегреческого поэта, которого Крылов весьма уважал и многократно пересказывал на русский язык.

Памятник Ивану Крылову занял почётное место не только в Летнему саду, но и в литературе. Он неоднократно упоминался в стихотворениях и мемуарах. Вот так описал его поэт Иван Майков:«С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,Он, точно с старческой неспешностью речей,Рассказывает нам с своих высоких креселПро нравы странные и глупости зверей.И все смеются вкруг, и сам он тихо-весел».

Об изображении царей и богов

Замечание (об очернении русской истории). Западные и прежде всего лютые английские враги России сладострастно потирают руки: вот еще кто-то швырнул грязью в историю России. В этой связи должны радоваться, например, бесконечным фейковым пошлым фильмам про русских царей и генсека с постельными сценами, где пошлые киношники своими физиономиями и малобюджетными фильмами реализуют свои детские психотравмы, пиная царей, особенно сладострастно обращаются с великим русским царем Иваном IV (Грозным). Романовы, видимо, сложно относились к Рюриковичу Ивану Грозному, если даже на памятнике «Тысячелетие России» этот царь отсутствует (хотя присутствует его первая жена Анастасия), а также не дали по рукам Карамзину, когда тот, ориентируясь на слухи, включил фейкомет и смешал с грязью Грозного в своей «Истории». Когда психологизмом царя занялся Антокольский, общавшийся с демократом В.В.Стасовым, создав камерный (хотя и в полный рост) скульптурный шедевр – сидящего мучающегося от «своих злодеяний» Грозного, он попал в русофобскую струю, как туда благополучно попадали, например, все советские пишущие диссиденты, среди которых — липовые нобелевские лауреаты. Как написано в книге «Власть и монумент»,

На СКУЛЬПТПРИВЕТ уже приводилась мнение Пушкина о наивности историка Карамзина, клеймившего Грозного, о чем рассказал Денис Давыдов в своих мемуарах.

А художники, потренировавшись на царях, подумали: что нам царь, давайте нам Господа Бога. Начали в Христе искать психологические черты. И вот Антокольский сделал связанного веревкой Христа в полный рост.  И.Н.Крамской посмотрел статую и как атеист атеисту в письме Репину от 24.09.1874 написал такое, что жосьишарли радостно опубликовало бы и у себя:

Видимо, Крамской «знал», о чем писал, поскольку усталого «Христа» в пустыне он уже изображал, но что-то и там нет курносого носа. Подобно ему самому, сравним его «Христа» (к Богу это не имеет никакого отношения), например, с сидящим и широко известным античным «Кулачным бойцом», ибо там тоже усталый мужчина сидит в невеселом виде, тем более что сам Крамской вспомнил в письме про античного Германика. А не подумал ли Крамской на закате жизни, от чего это так и не окончил свою главную картину «Хохот», почувствовал, видимо, всю мелкоту темы.

При Николае I демократов-атеистов было меньше, а художники были умнее, по крайней мере, в данном отношении. Например, А.А.Иванов тоже изобразил «Явление Христа народу» (евангельские темы имеют право на существование), но психологизмом в отношении Бога не занимался, понимая, что главным достоинством картины является лучшая по рисунку массовка с изображением обнаженных тел, а для Христа просто использовал античную «икону» — голову Аполлона Бельведерского, при этом, чрезвычайно ревностно и долго отыскивая подходящие типажи для персонажей картины.

Клодт творил чуть позже, но такими пошлостями тоже не занимался. На святынях не топтался.

Кстати, и Антокольский делал памятники царям без пошлости, а его памятник Петру I является, пожалуй, лучшим среди неконных памятников этому царю, не случайно он установлен сразу в нескольких городах России и попал на 500 – рублевую купюру. Но этот же монумент в уменьшенном виде вполне мог украсить и скульптурку малых форм.

Настольное украшение «Петр I – основатель русского военно-морского флота». Отливка Фализа по модели М.Антокольского. Париж. 1896. Серебро, литье, чеканка

Представим на мгновение попытку изобразить психологические страдания царя, задающегося вопросом «А так ли уж нужен России военно-морской флот?». Смешно?

Антокольский одел Петра I в форму Преображенского полка. Чувствуется великолепная школа Императорской Академии художеств времен замечательного педагога Н.С.Пименова, давшего Антокольскому «путевку в жизнь». Зато П.К.Клодт старше Н.С.Пименова всего на 7 лет, и путевку в жизнь ему дал Николай I.

Также по этой теме:

Конный памятник Юрию Долгорукому Орлова, Штамма, Антропова в Москве

Амуры, Амуры, Амуры…..

Н.П.Румянцев, Канова и статуя «Мир»

Последние три года жизни К.П.Брюллова

Памятник Николаю I Клодта. Часть 2. Постамент

Федор Толстой. Часть 1

Еще несколько коней Клодта

Нарвские ворота. Коней сделал Клодт, колесницу – Демут-Малиновский, Гения – С.С.Пименов, которого царь отстранил от коней в пользу Клодта

Нарвские ворота. Голова коня

Снизу коней на аттике Большого театра в Москве каждый легко может видеть, а точнее, слегка угадывать их контуры. А вот, как кони смотрят на нас.

Вид с Большого театра на площади Свердлова и Революции в 1932. Москва. Кони для квадриги Аполлона, покровителя всяческих искусств, сделаны П.К.Клодтом в 1855. После пожара театра в 1853. Снизу это не особенно видно, но праправнук Г.Клодт в своей книге о своем прапрадеде П.К.Клодте задается вопросами о сроках изготовления этих коней и о том, что Клодт всего лишь восстановил ранее стоявших коней С.С.Пименова

Мальчик, юноша, офицер

П. К. Клодт

Семья будущего скульптора состояла из
потомственных военных. Как это нередко бывает, фамилия была
небогатой, хоть и родовитой. Его прапрадед был одним из
известных деятелей Северной войны, был генерал-майором шведской
службы. Отец скульптора был боевым генералом, воевал в
Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала
занимает достойное место в галерее Зимнего дворца.Несмотря на то, что П. К. Клодт родился в 1805
году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске,
где отец занимал должность начальника штаба Отдельного
Сибирского корпуса. Там, вдали от стандартов столичного
образования, вдали от европейской культуры проявилась склонность
барона к резьбе, лепке и рисованию. Больше всего мальчику
нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование.Как и его предки, мальчик готовился к военной
карьере. В 1822 году, в возрасте 17 лет он вернулся в столицу и
поступил в артиллерийское училище. Всё свободное время, которое
оставалось от обучения ратному ремеслу, он отдавал своему
увлечению.Также известно, что в этот период Клодт много
времени посвящал изучению поз, аллюров и повадок лошадей.
«Постигая коня как субъект художественного творчества, он не
имел иного наставника, кроме натуры»
.После окончания училища будущий скульптор
получил чин подпоручика. Офицер служил в учебной артиллерийской
бригаде до 23 лет, а после этого в 1828 году ушёл с военной
службы и решил далее заниматься исключительно скульптурой.

Итог жизни скульптора

Скульптор П.К. Клодт и некоторые из его произведений. Коллаж 1867-1880-х гг.

Памятник русскому скульптору П. К. Клодту во дворе Академии художеств в Санкт-Петербурге

Кроме того осязаемого наследства в виде графики и пластики, которое мастер оставил потомкам, он покорил ещё несколько вершин в своей жизни:

  • Возглавляя Литейный двор Академии художеств, он добился повышения качества художественного литья в России, и этим придал импульс развития этому искусству в России.
  • Вывел российскую анималистику на новый уровень, сделав её самодостаточной дисциплиной искусства.

Малые скульптурные формы

На протяжении всей карьеры Клодт работал в направлении пластики малых форм.
Статуэтки этого автора были высоко ценимы его современниками.
Часть из них включена в коллекции музеев, таких как Государственный Русский музей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector