Американские фильмы 60-х годов

Содержание:

«ПОСЛЕДНИЙ МАГНАТ»

Реж. Элиа Казан

Последний фильм Элиа Казана по незаконченному роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда по воспоминаниям о работе в Голливуде. Одновременно с таксистом у Скорсезе Роберт Де Ниро получает совершенно противоположную роль – продюсера, который пытается спасти от забвения неудачные картины еще в процессе съемок и находится в плену сильной прошлой любви. Элиа Казан вырос на классическом Голливуде 1930-х и смотрит на него с нежностью: «Последний магнат» может показаться театральным и неторопливо выкладывает карты, не особенно заботясь о том, чтобы нравиться зрителю. А еще Казан обходится с Джеком Николсоном, Терезой Расселл и Жанной Моро так, как не удавалось больше никому из американских режиссеров.

«Всё о Еве» (1950)

Режиссёр: Джозеф Лео Манкевич

Звезда Бродвея Марго Ченнинг получила всё, о чём могла мечтать: друзей, успех на сцене и любовь. Единственное, что вне её влияния — это время. Однажды к ней приводят молодую девушку Еву, которая признаётся, что уже давно без ума от Ченнинг и её работы. Марго нанимает Еву своей помощницей, и та выполняет всё, что требуют. Но за милой улыбкой она скрывает желание стать «новой Марго Ченнинг». На своем пути она не гнушается ничем, предавая всех, кто когда-то помог ей.

Фильм «Всё о Еве» получил 14 номинаций на «Оскар». За всю историю премии такого числа позже добились только «Титаник» и «Ла-Ла Ленд». А Бетт Дэвис — актриса, исполнившая роль Марго Ченнинг, — стала первым человеком в истории мирового кинематографа, номинированным на 10 статуэток. Во многом фильм получился про неё, ведь в 50‑х сорокалетняя актриса Голливуда тоже уже чувствовала закат своей карьеры.

«Это случилось однажды ночью» (1934)

Режиссёр: Фрэнк Капра

Напоследок лёгкий ромком с Клодетт Кольбер и Кларком Гейблом (которого вы могли знать как Ретта Батлера из «Унесённых ветром»). «Это случилось однажды ночью» стала первой в истории картиной, завоевавшей пять «Оскаров» в самых престижных номинациях. 

Главная героиня фильма Элли хочет выйти замуж за знаменитого летчика Кинга Вестли. Но её отец — очень богатый и влиятельный человек — считает жениха бестолковым бездельником, поэтому запирает дочь, чтобы выиграть время для аннулирования помолвки. Элли сбегает и отправляется к Вестли в Нью-Йорк на автобусе, где едет только что уволенный репортёр Питер. Чтобы вернуться на работу, ему нужна сенсация. И тут как раз кстати он встречается с беглой наследницей, которую ищет вся страна.

Однажды в 1961 году

После трех лет скитаний по фестивалям и пересъемок дебютный фильм Джона Кассаветиса «Тени» наконец добирается до проката в родной Америке — причем права на дистрибуцию сохраняет за собой сам режиссер. Это революционное кино. И дело не только в том, что его герои состоят в межрасовых отношениях, но и в том, что малобюджетная картина была сделана за пределами голливудских студий. Студийная система в конце пятидесятых и начале шестидесятых трещит по швам — в том числе и потому, что правительство наконец-то запрещает кинопрокатчикам владеть кинотеатрами. В Голливуде рождается контркультура, и сделанные партизанскими методами «Тени» запускают новую волну в американском кино. Методы съемки «Бешеных псов», которые выйдут спустя тридцать лет, во многом похожи.

Legion Media

Кадр из фильма Джона Кассаветиса «Тени»

Но «Тени» были черно-белым фильмом не только по цвету, но и по содержанию. Сегодняшние политизированные критики ругают «Однажды в Голливуде» за то, что пространство этого фильма целиком принадлежит белым мужчинам, забывая, что «большой Голливуд» в ту пору и правда был именно что белым и мужским. Но демография постепенно менялась, и расовые и этнические темы проникали в кино. Вот, например, статья о том, как боролись за право говорить о себе евреи Голливуда.

Кстати, в этом году Тарантино разумно игнорирует критику, а раньше отвечал на обвинения в неполиткорректности куда жестче. К примеру, когда Спайк Ли после выхода «Джеки Браун» обвинил его в злоупотреблении словом на букву N, Тарантино возразил, что именно так и говорят о себе афроамериканцы в тех местах, в которых он снимает кино. И что не будь он белым, его бы не критиковали — а это «и есть расизм в худшем виде». Конфликт был исчерпан, когда за Тарантино заступился Сэмюэл Л. Джексон, игравший у обоих режиссеров.

Patrick Christain/Getty Images

Американские военные во Вьетнаме

«Это случилось однажды ночью» / «It Happened One Night» (1934)

Рейтинг на КиноПоиске – 7,9. Рейтинг на IMDb – 8,1.

Элли Эндрюс – очаровательная, но очень своенравная молодая леди. Будучи единственной дочерью миллионера Александра Эндрюса, она привыкла получать что хочет и когда хочет.

Девушка без ума влюбляется в знаменитого авиатора и плейбоя Кинга Уэстли и, вопреки отцовской воле, собирается выйти за него замуж. Мистер Эндрюс презирает суженого своей дочери, считая его светским бездельником, и потому сажает Элли под замок. Пока ненаглядная дочурка взаперти, он надеется найти повод аннулировать помолвку.

Но мистеру Эндрюсу надо бы лучше знать свою дочь. Элли сбегает и спешит на автобусе в Нью-Йорк – навстречу своему избраннику. Случайным спутником девушки в дороге становится репортер-неудачник Питер Уорн, только что уволенный из редакции газеты. Узнав в попутчице беглую наследницу миллионов, которую уже ищет вся американская полиция, он тут же чует сенсацию и возможность восстановиться на работе.

У Элли и Питера свои планы, однако любовь – такая штука, которая приходит совершенно внезапно и меняет все…

«ЗВЕЗДНАЯ КАРТА»

Реж. Дэвид Кроненберг

Выход Кроненберга на территорию Голливуда, с которым у него, как у любого автора, не самые простые отношения. Юная Агата (Миа Васиковска), девушка с тайной и следами пожара на теле, оставляет свою семью и нанимается на работу ассистенткой к стервозной, истеричной звезде (Джулианна Мур), которая вот-вот должна переиграть легендарную роль своей матери. Смазливый Джером (Роберт Паттинсон) работает водителем в Голливуде и думает о большем. «Звездная карта» рифмуется по настроению с Линчем, но вместо туманной дымки перед нами фронтальные портреты тех, кто работает и страдает в Голливуде – просто работать, не страдая, ни у кого не получается.

27 марта 1963 года

В городе Ноксвилл, штат Теннесси (шесть часов лета до Лос-Анджелеса с обязательной пересадкой), рождается Квентин Джером Тарантино. Мать мальчика — медсестра, поэтому то, что в «Криминальном чтиве» герой Тарантино (он, кстати, учился на актера — но никогда не брал курсов сценарного мастерства и режиссуры) ждет возвращения со смены своей любовницы-медсестры, — вполне себе фрейдистская штука. Отца Тарантино никогда не видел и не искал, но в его фильмах (будь то «Джанго освобожденный», «Убить Билла» или «Бесславные ублюдки») постоянно встречаются сцены убийства родителей на глазах у детей. В Лос-Анджелес двухлетний Квентин перебрался уже в 1965 году.

Кассин Евгений/Фотохроника ТАСС

Григорий Чухрай вручает Стиву Маккуину приз за лучшую мужскую роль в фильме «Великий побег»

Звезды и цензура[править]

Еще одним краеугольным камнем Голливуда в Золотом веке были звезды. Фактически, актеры были сотрудниками студии, связанными контрактами. Студии помогали молодым, красивым актерам и актрисам создать увлекающий публику образ, который помог бы продать очередной фильм. Иногда актерам приходилось менять имена и даже делать пластические операции.

Звезд, безусловно, обучали актерскому мастерству, однако основной упор делался на имидж и презентабельность. Студии выбирали, в каком фильме звезда будет играть, а также организовывала романы между ними, чтобы подогреть интерес публики. В контракты включался запрет на неподобающее поведение — алкоголизм, наркоманию, супружескую измену и развод — все эти вещи могли разрушить публичный образ звезды и сделать ее неприбыльной. В случае возникновения нежелательных осложнений, студии покупали молчание свидетелей, а таблоидам обещали эксклюзивные истории, если они не станут об этом писать.

Режиссеры также были связаны контрактом со студией. В результате создание фильма получалось стандартизованным настолько, что становилось похожим на конвейер. Каждая студия выработала свой собственный неповторимый стиль, которого заставляла придерживаться своих режиссеров. Административное вмешательство в процесс съемок было нормой, так что режиссерам вроде Альфреда Хичкока постоянно приходилось сражаться с бюрократами, чтобы снять ограничения, накладывавшиеся студией. Концепции авторского кино тогда еще просто не существовало.

Кроме того, в 1930 году был принят w:Кодекс Хейса, отраслевой стандарт, фактически вводивший цензуру. А «Национальный легион приличия», католическая организация, помешаная на недопущении непристойностей в кинематографе, легко могла сделать фильм неприбыльным, просто объявив его «морально спорным». В таких условиях вполне естественно, что студии предпочитали выпускать шаблонное, зато доходное кино.

Не всем нравились такие порядки. Еще за 10 лет до начала Золотого века, в 1919 году была основана независимая студия United Artists, целью создания которой было предоставить артистам и режиссерам больший простор для самовыражения. Позднее, в 30-е годы профсоюзы актеров боролись против низких зарплат и неудобных съемочных графиков. Со временем такая модель показала себя более жизнеспособной — после окончания Золотого века.

«Римские каникулы» / «Roman Holiday» (1953)

Рейтинг на КиноПоиске – 8,2. Рейтинг на IMDb – 8.

Юная принцесса Анна приезжает с официальным визитом в Рим. Каждый ее день расписан буквально по минутам: девушку ждут всевозможные приемы, интервью, посещения местных предприятий… В общем, абсолютно ничего интересного!

А ведь Анне так хочется чего-нибудь волнующего и волшебного, что может подарить только Вечный город. Ей нужны подлинные эмоции, незабываемые впечатления, невероятные приключения и абсолютная свобода, которая возможна только тогда, когда ты молод.

И вот принцесса убегает из дворца на римские улицы, где ей точно встретится нечто удивительное. Но… незадолго до побега врач поставил Анне укол снотворного, и девушка вместо восхитительной прогулки засыпает прямо на скамейке.

Совершенно случайно мимо спящей красавицы проходил американский репортер Джо Брэдли, возвращаясь в отель после бурного вечера за карточным столом. Ранним утром ему предстоит освещать пресс-конференцию принцессы Анны, которую он никогда не видел. Но сейчас Джо больше всего на свете хочет провести время с очаровательной незнакомкой, сразу покорившей его своим обаянием и жизнелюбием. К чему приведет это неожиданное знакомство?..

4 апреля 1962 года

«На последнем дыхании», впрочем, приносит американской киноиндустрии не только облегчение, но и головную боль. Дело в том, что скованное «» голливудское кино просто не в состоянии быть таким же злободневным и честным, как европейский импорт. Поэтому Старый Свет повторно колонизирует Новый Свет — но уже с помощью фильмов, а не мушкетов. 17 апреля 1961 года впервые в истории «Оскара» приз за лучшую роль получает актриса, которая не произнесла в кадре ни слова по‑английски. Это Софи Лорен из фильма «Чочара». Другой символ европейского вторжения — тот факт, что в 1962 году в американский прокат выйдет целых 700 фильмов на иностранных языках. Революция в американской драматургии 1960-х, пик которой придется на конец декады (и будет отрефлексировал в «Однажды в Голливуде»), станет своеобразной реакцией американской иммунной системы на эту внешнюю угрозу.

Legion Media

Шон Коннери в «Доктор Ноу»

16 июня 1960 года: премьера «Психо»

У Тарантино есть сцена, в которой Клифф Бут (герой Брэда Питта) инспектирует ранчо, где поселилась «Семья» Мэнсона, в поисках своего друга — бывшего каскадера. Того, вероятно, убили. Медленная прогулка Бута по ранчо сопровождается тревожной музыкой в духе хичкоковского композитора Бернарда Херрмана, а сама сцена напоминает об эпизоде из «Психо», в котором героиня исследовала мотель, пытаясь найти миссис Бейтс. Но дело здесь даже не в том, что фильм Хичкока обыгрывается в «Однажды в Голливуде» буквально. А в том, что Тарантино часто строит свои фильмы на базовом хичкоковском приеме.

В книге «Хичкок/Трюффо» (выйдет в 1966 году) Хичкок так объясняет кинокритику свой метод: «Представьте, что во время нашего с вами разговора под столом тикает таймер бомбы. Мы об этом не знаем, а зритель знает. Что бы мы ни говорили, наша история сразу становится интереснее». «Бомба под столом» в фильме «Однажды в Голливуде» — это 2,5-часовое ожидание события, о котором знает зритель, но о котором еще не догадываются герои: нападения «Семьи» Мэнсона на Шэрон Тейт. Но и в других фильмах Тарантино тоже предостаточно бомб. В «Криминальном чтиве» зритель знает о парне с револьвером, который прячется в туалете. В «Бешеных псах» нам известно то, о чем еще не догадался Мистер Белый. Мистер Оранжевый — крот!


Представители «голливудской десятки» (слева направо): Сэмюэл Орниц, Ринг Ларднер-младший, Альберт Мальц, Алва Бесси, Лестер Коул, Герберт Биберман, Эдвард Дмитрык

3 – Сэр Альфред Джозеф Хичкок, родился 13 августа 1899 г., Лейтонстон, Лондон, Великобритания. Умер: 29 апреля 1980 г., Бель-Эйр, Лос-Анджелес, Калифорния, США.

Хичкок британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. До 1939 года работал в Великобритании, затем — в США. Хичкок — кинорежиссёр, творчество которого прежде всего связано с жанром триллер и с понятием саспенс.

Номинирован на 5 премий Оскар. Еще 29 наград и 27 номинаций.

С 1920 года Хичкок начал работать на киностудии электриком. Вскоре он стал художником отдела рекламы. В том же 1920 году Альфред устраивается работать дизайнером титров в кинокомпанию Famous Players—Lasky. Первоначально в его задачи входило рисование карточек с именами актёров для титров, затем он стал сочинять сценарии и ассистировать режиссёрам.

Итог карьеры Хичкока — 55 полнометражных кинофильмов, многие из которых стали классикой мирового кинематографа. Кроме того, Альфред Хичкок снял ещё и 21 телефильм для серии Альфред Хичкок представляет и два документальных фильма (оба в 1944 году), ещё 2 киноработы остались незавершёнными.

«БАРТОН ФИНК»

Реж. братья Коэн

Главный приз в Каннах, зубастое, мрачное и очень смешное кино братьев Коэн о сценаристе с Бродвея, приехавшего покорять Голливуд. Бартон Финк – последняя нью-йоркская сенсация, автор пьес о жизни рыботорговцев в бухте, обласканный дома и получивший золотой билет на студию Capitol. Его задача – написать сценарий для посредственного, выпущенного для быстрой наживы борцовского фильма. А перед глазами маячит соблазнительная секретарь легендарного писателя, за стенкой в душном отеле громко дышит толстый замечательный сосед-коммивояжер, над письменным столом висит фотография незнакомки на пляже – и кажется, до сценария рукой подать, но что-то не выходит. За 25 лет до «Да здравствует Цезарь!» в фильмах братьев Коэн пляшут морячки и приходят сомнительные телеграммы – с первых шагов их кино уверенно ходит по общим местам, но умудряется не рассыпаться в банальностях.

29 января 1964 года

В прокате «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» Стэнли Кубрика. У Тарантино сложные отношения с фильмами этого режиссера, но первые 20 минут «Заводного апельсина» он, например, считает идеальной кинематографией — и в каком-то смысле воспроизводит ее в «Бешеных псах». Это заметно и по замедленной съемке в сцене, где герои выходят из кафе, чтобы ограбить ювелирную лавку, и в эпизоде с пыткой пленного полицейского под веселую музыку. Это противоречие между картинкой и звуком Тарантино, по собственным словам, приметил в сцене с изнасилованием под Бетховена в «Заводном апельсине».

Legion Media

Кадр из фильма «Полевые лилии»

Сабрина (1954)

Кинопоиск: 8.0 IMDb: 7.7 +12

Самая романтическая мелодрама всех времен и народов вырастила целые поколения женщин, уверенных во всеобъемлющей любви. Долгое расставание и жизнь в Париже превратили дочь шофера Сабрину в очаровательную юную леди. Ее детские чувства к сыну владельца особняка, в котором работает ее отец, со временем только окрепли

Дэвид обращает внимание на девушку, но у него уже есть невеста. И чтобы состоялся выгодный брак, а точнее многомиллионная сделка, весь огонь на себя принимает старший брат жениха

Но неожиданно он замечает, как прекрасна девушка и влюбляется со всей силой страсти.

Мне понравился8Не понравился2

«ГОЛЛИВУДСКИЙ ФИНАЛ»

Реж. Вуди Аллен

Казавшись проходным в начале нулевых, сегодня «Голливудский финал» смотрится как кино, на которое может хватить самоиронии у редкого режиссера. Постановщик Вэл получает заказ на картину, которая может изменить его жизнь, но слепнет прямо во время съемок. Его тайну знает только переводчик оператора: Вэл снимает кино вслепую под тщательным присмотром продюсеров, бывшей жены и легкомысленной подружки-бимбо. Его задача – закончить кино, не вызывая подозрений, и выйти из списка режиссеров-склочников, с которыми никто не желает иметь дело. Конец Голливуда, индустриальная сборка и повторяющийся паттерн вместо оригинального кино: Вуди Аллен проходится по всем режиссерам, работающим на конвейере, и в первую очередь по себе.

«Уродцы» (1932)

Режиссёр: Тод Браунинг

Фильм был настолько шокирующим для своего времени, что провалился в прокате, был запрещён к показу в Великобритании, Австралии и нескольких американских штатах. На три десятилетия он был похоронен в студийном архиве. Только в 1961 году «Уродцев» снова вывели на экраны. 

Главными героями фильма стали артисты бродячего цирка. В центре сюжета — гимнастка труппы по имени Клеопатра. Артистка узнаёт, что восхищённый её красотой лилипут Ганс унаследовал состояние. Вместе со своим любовником — силачом Геркулесом — Клеопатра продумывает план, как завладеть деньгами Ганса, притворившись влюблённой в него.

В фильме снимались реальные люди с особенностями развития. Все они — за исключением Гарри и Дэйзи Эрлсов — названы в кинокартине своими настоящими именами. Чтобы собрать такую впечатляющую группу актёров, режиссёр Тод Броунинг приглашал на кастинг артистов из всех бродячих цирков США. А роль Клеопатры сыграла русская актриса-эмигрантка Ольга Бакланова.

«Цилиндр» (1935)

Режиссёр: Марк Сэндрич

Если хочется увидеть в фильме много песен, танцев и красивых костюмов, то «Цилиндр» должен вам понравиться. Песня Cheek to Cheek в исполнении героя Фреда Астера вошла в список All-TIME 100 Songs (100 лучших песен с момента основания журнала «Тайм»).

По сюжету артист из США Джерри Трэверс приезжает в Лондон, чтобы принять участие в постановке местного шоу. Его танцевальный номер, исполненный глубокой ночью в отеле перед постановщиком, будит девушку по имени Дэйл Тремон в комнате этажом ниже. Она поднимается в номер к Трэверсу, чтобы выразить артисту своё возмущение. С этого начинается история их любви, полная забавных ситуаций и недоразумений.

21 — Квентин Тарантино, родился 27 марта 1963 г. Ноксвилл, Теннесси, США.

Кинорежиссёр, сценарист, актёр, кинопродюсер и кинооператор. Один из наиболее ярких представителей постмодернизма в кинематографе. Мировую известность получил после картины Криминальное чтиво (1994), которая принесла ему Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а также премии Оскар и Золотой глобус за лучший сценарий.

Тарантино обрёл своё первое рабочее место в качестве билетёра в одном из кинозалов в Торрансе, где крутили порно. По вечерам он начал посещать курсы актёрского мастерства Джеймса Беста. Утверждения, что Квентин снимался в фильмах Рассвет мертвецов и Король Лир, не являются правдой. В 22 года Тарантино устроился на работу в Видео-архив, пункт видеопроката на Манхэттен-Бич. В какой-то момент он хотел стать романистом.

Сценарий первого полноценного фильма Тарантино, Бешеных псов был написан за три недели. Квентин был готов снять этот фильм на минимальные средства, даже 16-миллиметровой камерой на чёрно-белую плёнку, но после того как сценарием заинтересовался известный актёр Харви Кейтель, бюджет фильма значительно вырос, так как проект получил финансовую поддержку от Live Entertainment.

Лучшие фильмы: Бешеные псы (1992), Криминальное чтиво (1994), От заката до рассвета (1995), Джеки Браун (1997), Джанго освобожденный (2012), Омерзительная восьмерка (2015).

Выиграл 2 Оскара. Имеет 135 наград и 177 номинаций.

12 января 1962 года

Американские военные впервые непосредственно участвуют в крупном сражении на территории Вьетнама. закончится для янки благополучно, но дальнейшие события кампании наложат свой отпечаток на массовую культуру США. Далекий от политики (исключение — участие в марше против полицейского произвола и награждение «Золотой пальмовой ветвью» Майкла Мура в год, когда Тарантино возглавил жюри в Каннах) и ненавидящий насилие в реальной жизни Тарантино, впрочем, будет избегать этой темы во всех своих фильмах. Разве что ветеран «Охотника на оленей» Кристофер Уокен произнесет для него в «Криминальном чтиве» шутливый монолог про жизнь во вьетнамском плену. А в «Однажды в Голливуде» Тарантино и вовсе кое-что украдет у Вьетнамской войны. На вечеринке в особняке Хью Хефнера (которого в 1969 году тоже еще не было) в фильме можно встретить певицу и актрису Конни Стивенс. В действительности в это время она была в туре по Вьетнаму — поддерживала боевой дух солдат.

Everett Collection / East News

Софи Лорен получает «Оскар» за роль в фильме «Чочара» («Две женщины»)

«Его девушка Пятница» / «His Girl Friday» (1940)

Рейтинг на КиноПоиске – 7,5. Рейтинг на IMDb – 7,9.

Хильди Джонсон – лучший репортер одной из популярных газет. Эта девушка прелестна, умна, амбициозна, и нет такой темы, которую она не могла бы раскрыть, вооружившись ручкой и блокнотом.

Но, так уж получилось, что Хильди собралась выйти замуж и потому покидает родную редакцию. Правда, главный редактор Уолтер Бернс (и по совместительству вывший муж Хильди, который все еще ее любит) очень не хочет отпускать столь ценного сотрудника (которого, напомню, он вдобавок сильно любит).

Уолтер дает Хильди последнее задание, и, кто знает, к чему оно может привести…

19 – Тим Бёртон, родился 25 августа 1958 г. Бербанк, Калифорния, США.

Кинорежиссёр, продюсер, мультипликатор и писатель. Автор современного зрелищного кино, зачастую основанного на чёрном юморе и жутких элементах. В 1979 году Бёртон начал работать сначала дизайнером персонажей, а затем аниматором на студии Уолта Диснея. Бёртон принимал участие в создании лент Лис и пёс (1981), Чёрный котёл (1985) и первого диснеевского фильма с активным использованием компьютерной графики Трон (1982).

Бёртон отверг сценарии второсортных комедий, которые поступили к нему после успеха фильма Большое приключение Пи-Ви (1985). В итоге этим фильмом стал Битлджус (1988), за которым последовали две ленты, положившие начало возрождению в массовой культуре Бэтмена: Бэтмен (1989) и Бэтмен возвращается (1992).

Лучшие фильмы: Битлджус (1988), Бэтмен (1989), Эдвард руки-ножницы (1990), Бэтмен возвращается (1992), Эд Вуд (1994), Чарли и шоколадная фабрика (2005), Труп невесты (2005), Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (2007), Алиса в Стране чудес (2010).

Номинирован на 2 премии Оскара. Имеет еще 21 награду и 70 номинаций.

«ЖИЗНЬ В ЗАБВЕНИИ»

Реж. Том ДиЧилло

Мужественное кино о том, как любой авторский замысел разбивается о реальные обстоятельства, актеров и бюджет, а многообещающий фильм из мечты превращается в болезненную идею фикс. «Жизнь в забвении» – концерт под предводительством Стива Бушеми с лучшими силами американского независимого кино и свободой говорить правду: снимать кино – это постоянно жертвовать формой ради практичности, искать компромисс с людьми, которые часто не слышат друг друга, и положить два года на алтарь сомнительного результата. Смешное до слез, честное и очень саркастичное кино, которое нужно показывать на вступительных экзаменах на режиссерский, чтобы отбить охоту у половины абитуриентов.

„Новая волна“ во Франции

В 1950-е годы некоторым молодым энтузиастам французского кино наскучили изысканные развлекаловки, шедшие в большинстве кинотеатров по всему миру. С их точки зрения, это направление в киноискусстве было лишено творческой энергии и воображения, и они прозвали его «синемадюпапа» («папино кино»). К концу десятилетия группа кинокритиков, включавшая Франсуа Трюффо, Жана-Люка Годара, Клода Шаброля и Эрика Ромера, начала снимать собственные фильмы, призванные доказать, что кино может не только развлекать публику, но и будить мысль, подталкивая к действию. В 1959 году одновременно вышли такие ленты, как «400 ударов», «На последнем дыхании» и «Хиросима, любовь моя». Они знаменовали собой приход так называемой французской «новой волны».

Режиссеров «новой волны» вдохновляло творчество таких создателей «авторского» кино, как Жан Ренуар, Роберто Росселлини и Алфред Хичкок. Многие из использовавшихся ими новых методов, к примеру съемка ручной кинокамерой, варьирование скорости движения пленки и цитаты из ключевых картин в истории кинематографии, явились шагом вперед по сравнению с устаревшими режиссерскими канонами.

Наиболее важным изобретением был метафорический монтаж. Он заключался во внезапных вставках в ту или иную сцену, нарушавших плавный ход действия, напоминая тем самым зрителю, что он видит игровой фильм, а не реальную жизнь

Картина Франсуа Трюффо «400 ударов» (1959) стала одним из первых фильмов «новой волны», привлекших к себе пристальное внимание. Это реалистическое повествование о беспокойной юности основывалось на жизненном опыте самого Трюффо

Фильм удостоился похвал за смелое использование длинных планов и свободное движение кинокамеры. Заключительный кадр картины, в котором действие останавливается на крупном плане лица загнанного героя, произвел на всех неизгладимое впечатление. В фильмах «Стреляйте в пианиста» (1960) и «Жюль и Джим» (1961) Трюффо показал, как довольно надуманные сюжеты могут оживать благодаря изобретательной режиссуре. Как правило, его картины напичканы ссылками, своего рода данью уважения любимым лентам прошлого. Трюффо был настолько одержим кинематографом, что впоследствии раскрыл многие из своих режиссерских секретов в комедии «Американская ночь» (1973).

Жан-Люк Годар считал, что фильм должен иметь начало, середину и конец, но не обязательно в такой последовательности. Он в полной мере отразил бунтарский дух «новой волны» в картине «На последнем дыхании» (1959), где нарушались все мыслимые правила построения сюжета. Темы и стиль он заимствовал у голливудских фильмов типа «В» и «черных» фильмов. Однако ближе к концу 1960-х годов Годар стал меньше внимания уделять сюжетам, а больше экспериментировал, придавая игровым лентам политическое звучание. С этой целью он разработал принципиально новый киноязык. Такие его картины, как «Уик-энд» (1967), были наполнены интервью, лозунгами и титрами, речами прямо перед камерой и кадрами с изображением самих кинооператоров, снимающих фильм. В дальнейшем Годар стал одним из первых крупных режиссеров, экспериментировавших с видеотехникой.

Французская «новая волна» породила и множество других талантливых мастеров. Каждый из них выработал собственный неповторимый стиль (за исключением Луи Малля, перепробовавшего много разных стилей). Ален Рене в картинах Хиросима, «Любовь моя» (1959) и «В прошлом году в Мариенбаде» (1961) проникал в глубины времени и памяти американскую студентку, выдавшую полиции автомобильного вора (Жан-Поль Бельмондо)после того, как тот убил полицейского. Оператор Рауль Кутар снимал ручной кинокамерой, а во время натурных съемок его перевозили с места на место в кресле-каталке.

Клод Шаброль специализировался на зловещих хичкоковских триллерах, в то время как Эрик Ромер предпочитал делать интимные слепки человеческих отношений. Аньес Варда снимала феминистские картины, а ее муж Жак Деми следовал традиции голливудских мюзиклов. Крис Маркер использовал выразительные средства «новой волны в документалистике; этот стиль получил название «синемаверите», или «киноправда».

Французская «новая волна» прекратила свое существование как направление в киноискусстве после 1963 года. Однако от нее «новые волны» прокатились и по многим другим национальным кинематографиям. И по сей день влияние «новой волны» ощущается как в рекламных видеороликах, так и в серьезных игровых картинах.

дальнейшее чтение

  • Бордвелл, Дэвид ; Стайгер, Джанет ; Томпсон, Кристин (1985). . Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-06055-6.
  • Дэвис, Блэр (2012). Битва за B: Голливуд 1950-х и возрождение низкобюджетного кино . Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0813552538.
  • Фавелл, Джон. (2008) Скрытое искусство Голливуда . Вестпорт Конн .: Praeger Press.
  • Макгиллиган, Патрик (1985). Предыстория 1: Интервью со сценаристами Золотого века Голливуда (№ 1) . Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0520056893.
  • Соль, Барри . Киностиль и технология: история и анализ .
  • Диксон, Уиллер Уинстон (2013). Кино на полях . Anthem Press. ISBN 978-0-85728-186-9.

8 февраля 1960 года

В Голливуде официально открывается Аллея Славы. И один связанный с этим событием миф как нельзя лучше описывает то состояние постоянной борьбы, в котором жили американские звезды той поры. Например, Рик Далтон — вымышленный актер, которого в «Однажды в Голливуде» играет Леонардо ДиКаприо. Лежащая в самом фундаменте Аллеи Славы несправедливость заключается в том, что вот уже почти 60 лет принято думать, будто бы первой обладательницей именной звезды стала Джоан Вудворд. На самом деле это не так: актриса была лишь одной из восьми знаменитостей, имена которых были случайным образом отобраны из 1558 кандидатур. А сделано это было лишь для того, чтобы показать жителям Лос-Анджелеса прототипы звезд на Аллее — причем состоялась демонстрация «пробников» еще в августе 1958 года. А вот торжественное открытие Аллеи Славы случилось лишь в начале 1960 года. Возможно, Вудворд ошибочно считают первой среди первых, потому что именно ее фото с именной звездой попало в февральские газеты. В любом случае, вот оно — наглядное доказательство того, что американская мечта любит играть со своими преследователями в русскую рулетку. На протяжении фильма Рик Далтон не раз будет фантазировать о том, как бы сложилась его жизнь, получи он на том или ином кастинге чужую роль, например партию Стива Маккуина в «Большом побеге» (1963).

Capital Pictures / East News

Кадр из фильма «Квартира» Билли Уайлдера

16 – Джеймс Фрэнсис Кэмерон, родился 16 августа 1954 г. Капасказинг, Канада.

Канадский и американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, монтажёр, океанограф. Один из самых успешных режиссёров в истории кино, восемь его самых популярных картин собрали в прокате более 5,5 миллиардов долларов.

Известность пришла к Кэмерону в 1984 году благодаря фильму Терминатор. Образ Терминатора привиделся Кэмерону во сне во время болезни гриппом. В бреду он увидел женщину, спасающуюся от кошмарного существа, изменяющего свою форму в зависимости от обстоятельств и имеющего светящиеся красные глаза. Сценарий приглянулся многим кинокомпаниям, однако никто не хотел связываться с начинающим режиссёром. В итоге он был продан будущей жене Кэмерона продюсеру Гэйл Энн Хёрд за символическую плату в 1 долл. при условии, что она не будет снимать этот фильм с другим режиссёром.

Располагая небольшим по меркам 1980-х годов бюджетом в 6 миллионов долларов, Кэмерону удалось создать фильм, до настоящего времени остающийся эталоном жанра.

Лучшие фильмы: Пришельцы (1986), Терминатор 2 (1991), Титаник (1997), Аватар (2009).

Выиграл 3 Оскара. Еще 67 наград и 63 номинации.

История монахини (1959)

Кинопоиск: 8.1 IMDb: 7.6 +12

Габриэль ван дер Маль мечтает о медицинской карьере, ведь ее отец — известный врач. Для этого она принимает постриг в монастыре, где ей дают имя сестра Люк, и приезжает в Конго работать в госпитале. Девушка провела в Африке 9 лет, но вернулась в Бельгию. Вторая мировая война вынудила монахинь к оказанию медицинских услуг не только союзникам, но и врагам. Работа с подпольем и соблюдение его интересов вынуждают медсестру просить разрешение на снятие монашеского сана у Ватикана. Получив разрешение, девушка вновь приступает к обязанностям в качестве простой медсестры.

Мне понравился8Не понравился1

«ПОДСТАВНОЕ ТЕЛО»

Реж. Брайан Де Пальма

Главный герой, актер сомнительных вампирских фильмов, знакомится на прослушивании с другим актером и получает от него шикарную квартиру на две недели с видом на Голливудские холмы. В подзорную трубу можно разглядывать раздевающуюся незнакомку в особняке напротив и чувствовать себя королем. Обильно цитирующий Хичкока, несерьезый, нарочито киноманский и дико обаятельный триллер Де Пальмы не столько держит в напряжении, сколько удивляет десятками остроумных визуальных решений. «Подставное тело» – стеб над имитаторской природой Голливуда и все, что вам нужно знать об американских 1980-х и о кино низкого жанра.

«ИГРОК»

Реж. Роберт Олтмен

Один из самых бескомпромиссных американских режиссеров Роберт Олтмен снимает сложное, длинное и невероятно интересное для любого киномана полотно о выживании голливудской пешки, которая чувствует себя королем. Его «Игрок» с Тимом Роббинсом – это и детектив о шантажируемом исполнительном продюсере, и беспощадная сатира на Голливуд, где твой день состоит из рукопожатий вежливости, питчингов при любом удобном случае и грубых отказов всем, кто не подходит по набору параметров. Не удивительно, что у главного героя появляется враг, который начинает угрожать ему в письмах и открытках. Олтмен и Роббинс на пике формы, и Голливуд как голый король.

7 июля 1964 года

В прокате «Убийцы» Дона Сигела — последний фильм в карьере Рональда Рейгана и один из главных источников вдохновения для «Криминального чтива» и «Бешеных псов». Герои Ли Марвина и Клу Галагера станут ролевыми моделями для персонажей Траволты и Джексона, а сам Тарантино скажет, что в бандитских фильмах 1960-х его больше всего очаровывала… рабочая этика негодяев. Чтобы чувствовать себя не разбойниками и негодяями, а профессионалами, специалистами и частью ремесла, персонажи «Бешеных псов», как и их предтечи из фильма Дона Сигела, культивируют в себе деловой подход к ограблениям. Как и сам Тарантино, все его герои — страстные перфекционисты.

Legion-Media

Кадр из фильма «Цинциннати Кид»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector