Картина эдварда мунка «крик»: что автор хотел сказать зрителю

Становление как художника

В борьбе с охватившей его депрессией Ван Гог погрузился в художественное творчество. Посещал занятия в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, в этом ему помог его брат Тео. Однако и там проучился недолго, бросив все и уехав к родителям. В тот период он считал, что мастеру необязательно иметь образование, достаточно лишь обладать талантом и усердием.

И вновь художник испытал любовное потрясение и был отвергнут. После этого он навсегда разочаровался в попытках устроить свою личную жизнь.

Работая над своими картинами, изучал жизнь беднейших городских кварталов, добивался удивительных цветов и оттенков, смешивая на полотне различные краски и сочетая техники письма.

Картина «Крик»

Считается, что картина «Крик» Эдварда Мунка была написана в 1893 году. На холсте изображена фигура кричащего человека. Причем она настолько примитивна, что доведена до уровня скелета, сперматозоида или эмбриона.

Описание картины «Крик» невозможно без упоминания о волнообразных пейзажах, которые как бы повторяют округленные контуры головы главного персонажа и его максимально широко раскрытого рта. Кажется, что крик исходит отовсюду. Налицо яркая негативная эмоция, из-за чего первое время многие не могли понять, кто написал это произведение — Мунк или Ван Гог.

Негативная эмоция, которая прорывается от единственного персонажа этого произведения, подминает под себя весь окружающий мир и приобретает просто вселенский размах.

Но некоторые критики делают другое описание картины «Крик». Они замечают на ней человека, агонизирующего из-за «крика природы», как его называл сам автор. Этот крик для Мунка раздавался отовсюду.

Картина Эдварда Мунка будто смогла заглянуть в грядущее столетие. Предсказав все войны, эпидемии, экологические катастрофы и революции, которые обрушились на человечество за эти сто лет. При этом, по мнению многих критиков, автор буквально отрицает любую, даже малейшую возможность противостоять им и преодолеть невзгоды. Они неизбежны, и им приходится подчиняться. Автор не видит выхода из этой ситуации.

Загадки картины Мунка

Что же значит образ центральной фигуры шедевра? Ответить на этот вопрос исследователи не могут уже много десятилетий. Есть самые разные предположения о том, что может напоминать фигура – от скелета до эмбриона.

Как мне кажется, не стоит искать точного прототипа или символа. Эдвард Мунк хотел передать не внешние эффекты и образы, а своё внутреннее состояние, то, что он ощутил во время рокового заката.

На это указывает и небо, не менее детально прописанное на холсте. Краски небес кажутся по-настоящему огненными, создавая атмосферу отчаяния, граничащего с безумием. Было ли такое цветовое решение преувеличением, к которому порой тяготеют творческие люди?

Как показывает история, Мунк мог передать совершенно реалистичную палитру заката. В 1883 году произошло мощное извержение Кракатау. Вулканическая активность и всплеск природной энергии стали причиной очень ярких, практически кроваво-красных закатов в разных уголках мира. Не исключено, что Мунк мог наблюдать одно из таких явлений.

Впервые на публике “Крик” появился в 1893 году, открыв серию подобных картин. Конечно, впечатление от работы было неоднозначным. Современники Мунка рассказывали, что на выставку даже пришлось пригласить полицию, чтобы возмущённые посетители не устроили погромы.

Несмотря на это, о картине не переставали говорить. Никто из людей, увидевших шедевр воочию, не остаётся равнодушным, переживая самые разные, но неизменно яркие эмоции.

Работа Эдварда Мунка, названная “Криком” в своё время поразила берлинскую публику, а позднее покорила весь мир. Своеобразный стиль, новые формы экспрессионизма стали свежим веянием в искусстве прошлого века

С момента создания картины прошло уже немало лет, но и сегодня она не перестаёт притягивать внимание, удивлять, вызывать самые разные предположения. Вероятно, именно в этом и заключается суть шедевра – сочетать в одном творении миллионы сюжетов, но оставаться вечной загадкой

6 фактов, которые вы могли не знать о «Крике»

Это самое навязчивое и знаковое лицо искусства. Универсальный символ тревоги.

«Тот самый крик», литография, 1895

Картина Мунка была украдена не один раз, а дважды!

Первый раз был в 1994 году, когда воры залезли в окно и украли картину «Крик» из Национальной галереи в Осло. К счастью, она был найдена и возвращена через три месяца.

В следующий раз вооруженные грабители ворвались в Музей Мунка в 2004 году, украв другую версию «Крика», а также «Мадонну» художника . Обе картины оставались пропавшими до 2006 года. Были опасения, что они повреждены или, в худшем случае, уничтожены. К счастью они тоже были возвращены в целости и сохранности.

Эдвард Мунк, «Мадонна», литография, 1895/1902. Музей Мунка.

По иронии судьбы, процесс консервации, предпринятый после возвращения картины в Музей Мунка, возможно, не слишком порадовал бы художника

Фотография Мунка снаружи с двумя картинами, 1909. Музей Мунка.

Эдвард Мунк, вероятно, воспринял бы какие-либо признаки этого периода жизни картины как часть ее художественного развития.

Он хотел, чтобы люди увидели, как его работы развивались и менялись в течение всей их жизни, и рассматривал любой ущерб, который они понесли по пути, как естественный процесс.  Художник оставлял произведения искусства незащищенными на открытом воздухе и в его студии, заявляя, что «им полезно постоять за себя».

Этот эскиз под названием «Отчаяние» сделан в 1892 году до «Крика», и, возможно, показывает момент изоляции, которую Мунк почувствовал как раз перед тем, как «крик пронзил природу»

Эдвард Мунк, эскиз «Отчаяние». Древесный уголь и масло, 1892 . Музей Мунка.

Фигура на картине «Крик» на самом деле не кричит

Фрагмент картины «Крик», 1895, надпись на немецком языке. Музей Мунка.

Настоящий крик, утверждал Мунк, исходил из окружения человека. Художник написал на немецком языке: «Я ощутил пронзительный крик природы» внизу своего произведения 1895 года. Первоначальное название работы Мунка было «Крик природы».

Фигура пытается заглушить «крик», который она слышит отовсюду. Она кажется невыразительной, бесполой, де индивидуализированной и, возможно, это одна из причин, почему она стала универсальным символом тревоги.

Мощный эмоциональный накал «Крика» оказал влияние на повседневную жизнь. Картина стала одним из немногих произведений искусства, которые можно превратить в эмодзи.

Сюжет картины часто используют современные художники

Питер Брукс (р. 1943), «Крик», 2017

От Энди Уорхола до манги и от масок на Хэллоуин до одноименного фильма ужасов, «Крик» продолжает очаровывать людей и влиять на визуальную культуру и по сей день. Британский художник Питер Брукс использовал изображение в качестве основы для этого рисунка, опубликованного в The Times в 2017 году.

#история_одной_картины Эдвард Мунк «Крик»

«Крик» — группа картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком, изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. Пейзаж на фоне — вид Осло-Фьорда с холма Экеберг, в городе Осло, Норвегия.

Мунк создал четыре версии «Крика», каждая из которых выполнена разными техниками.  В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом.

Проданная на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью. Ранее она принадлежала сыну миллиардера Томаса Олсена и никогда не демонстрировалась широкой публике. При этом эта версия «Крика» является одной из самых узнаваемых в истории произведений искусства, на ровне с «Подсолнухами» Ван Гога или «Черным квадратом» Малевича.

Мунк сам продал Олсену эту картину в конце 19 века, норвежский судовладелец, который жил по соседству, был другом и покровителем художника. Сообщается, что картина по-прежнему помещена в простую раму, которую создал для нее сам Эдвард Мунк.

На аукционе она была продана за 12 минут и установила абсолютный рекорд по стоимости когда-либо ранее проданных произведений искусства – 19,1 миллионов долларов. За последнее десятилетие барьер в 100 млн долларов удалось взять лишь трем произведениям искусства – двум картинам Пикассо и одной скульптуре Альберто Джакометти. «Крик» побил рекорд, установленный картиной Пабло Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», которая была продана в 2010 году за 106,5 миллиона долларов.

Мунк сам объяснил как родился замысел этой картины. «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы», — выгравировано на рамке проданного лота рукой Мунка.

Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.

Фигура на переднем плане, вероятно, изображает самого художника, не кричащего, а наоборот, защищающего себя от крика природы. В этом смысле, поза, в которой он себя изображает, может быть рефлекторной реакцией человека, старающегося спастись от сильного шума, реального или вымышленного.

«Крик» обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание», — сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby’s.

Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Три другие версии «Крика» не раз похищали из музеев, однако они неизменно возвращались владельцам.

Существует мнение, что картины прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее и в конце-концов он  покончил с собой.

Есть также версия, что эта картина — частично плод психического расстройства художника. Есть сведения, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, так как тяжело пережил в раннем детстве смерть сестры.

«Мунк неустанно воспроизводил «Крик», словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это», — сказано на сайте «Энциклопедия искусства».

«Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», — писал Мунк о себе.

Работы Мунка, пронизанные ощущением страдания, были признаны «дегенеративными» в нацистской Германии после прихода к власти Гитлера и запрещены. Бизнесмену Олсену удалось выкупить холсты Мунка у Германии и спасти их от уничтожения.

Образ в картине «Крик» Мунка не раз появлялся в различных видах искусства. Так, знаменитая маска из фильма «Крик» была вдохновлена именно этой картиной.

Источник http://www.1tvnet.ru/content/show/krik-edvarda-munka-istoriya-samoi-zagadochnoi-kartini-rekordsmena.html

В поисках истины

Для разрешения спора и выяснения происхождения пятна было решено применить современные технологии. Из университета Антверпена в Осло отправилась команда ученых, специализирующихся на рентгеноструктурном анализе и электрохимии. С ними прибыла установка для макрорентгеновской флуоресцентной спектроскопии.

Этот аппарат просвечивает предмет рентгеновским излучением. Встроенный прибор регистрирует вторичное флуоресцентное свечение, испускаемое атомами веществ под воздействием рентгена. Свечение уникально для каждого химического элемента. Таким образом можно определить химический состав всех веществ, что есть на полотне «Крик».

Сканирование картины исключило возможность того, что пятно является краской или несет в себе частицы мела. Но природа происхождения установлена не была. Тогда ученые привлекли более сложную технику.

С пятна были взяты микроскопические образцы. Их направили в Гамбург, где был проведен рентгеноструктурный анализ. Фредерик Ванмеерт, руководивший проведением анализов, классифицировал вещество как пчелиный воск. Для подтверждения были проведены еще два анализа: воска, который подтвердил его правоту, и собранного на улице птичьего помета, который не дал совпадений.

По результатам проведенных тестов официально было заявлено: пятно на полотне «Крика» является каплей воска. Вероятнее всего, он попал туда случайно, когда рядом с картиной была зажженная свеча.

Кроваво-красный ужас

Возможно, эти истории не более чем трагические совпадения. А тяжба между двумя родственниками по поводу миллионного наследства — обычное дело. И всё-таки «Крик» всегда вызывал у зрителей мистические чувства. Некоторым и вовсе мерещилось в картине нечто вроде страшного пророчества о конце света. На фоне красно-бурого неба с завихрениями из разноцветных облаков стоит некое насмерть перепуганное существо. Изначально Мунк назвал картину «Крик природы». По его воспоминаниям, записанным в дневнике, однажды он в реальности увидел подобный пейзаж. Свои впечатления художник запечатлел белым стихом: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». В результате Мунк создал целых четыре версии удивительной картины. Три из них сейчас находятся в музеях Осло, а четвёртая всегда была в частной коллекции Олсенов. Кстати, только на ней прямо на раме рукой автора записан вышеприведённый стих. На самом деле о том, что послужило действительным источником вдохновения для этой необычной картины, существует несколько версий. Фантасмагорически окрашенное небо, поразившее художника, не бред и не чудо: такой феномен мог стать отголоском извержения вулкана Кракатау в Индонезии, которое произошло в 1883 году. Тогда в течение ещё нескольких месяцев после катастрофы вулкан продолжал выбрасывать облака красной пыли, и они огибали всю планету, окрашивая небеса Европы в кровавый цвет. А кто-то считает, что образ кричащего существа создан под впечатлением от посещения выставки в Париже, где художник увидел перуанскую мумию. А специалисты, распознавшие в пейзаже Осло-фьорд, на берегах которого стоит норвежская столица, пришли к мысли, что свою роль сыграло именно местоположение: там неподалёку находились скотобойня и… психбольница, где в то время лечилась от маниакально-депрессивного психоза младшая сестра Мунка. Многие же считают, что «Крик» — плод больной фантазии автора, который сам страдал психическим расстройством. Правда, есть и сторонники уфологической версии: якобы художник, сам того не ведая, вошёл в контакт с инопланетянином, которого и запечатлел на своём полотне…

Опровержения птичьей теории

Птичья теория не нашла отклика в душах профессора Тине Фройсакер и реставратора Тьерри Форда. Ведь если взглянуть на вопрос глубже, это не мог быть птичий помет.

Благодаря своему химическому составу, экскременты птиц, вероятнее всего, вступили бы в реакцию с краской. Это привело бы к разрушению целостности картины — краска под пометом и вокруг сменила бы цвет. Картина была написана в 1893 году, однако по сей день никаких реакций не замечено.

Также Эдвард Мунк при написании этой работы использовал картонную подложку. Это исключает возможность работы на природе, так как материал легко повредить.

Ван Гог и Мунк. Скорее разные, чем похожие. Но одинаково страстные

Винсент Ван Гог. Автопортрет художника. 1887–1888. / Эдвард Мунк. Автопортрет с палитрой. 1926

Винсент Ван Гог в 19 лет

Эдвард Мунк, 1885

Edvard Munch, Morning, 1884, KODE Art Museums of Bergen, Rasmus Meyer Collection

Vincent van Gogh, The Potato Eaters, 1885

Vincent van Gogh Starry Night over the Rhone, 1888, Musée d’Orsay, Paris

Vincent van Gogh, Montmartre: Behind the Moulin de la Galette, 1887

Edvard Munch, Spring Day on Karl Johan Street, 1890, KODE Art Museums of Bergen

Идея показать вместе Винсента Ван Гога (1853–1890) и Эдварда Мунка (1863–1944) возникла у Майте ван Дейк, куратора Музея Ван Гога в Амстердаме. Она сразу же обратилась в Музей Мунка в Осло, где проведение такой выставки также восприняли с энтузиазмом. «Сходство между Мунком и Ван Гогом столь очевидно, что люди путают их работы, — говорит ван Дейк. — Один из часто задаваемых посетителями нашего музея вопрос: „Почему у вас нет Крика?“» Ван Гога и Мунка до этого проекта вместе представляли лишь однажды — в 1912 году в Кельне на обзорной выставке модернизма.

Для нынешней выставки собрали 80 картин и 30 работ на бумаге из музеев художников в Осло и Амстердаме, а также из разных мировых институций и частных собраний. Часть их редко покидают свои собрания. Такие как Утро (1884) из Музея Koде, Больной ребенок (1896, Художественный музей Гетеборга), Автопортрет с палитрой (1926, частное собрание) Мунка. Впервые оказались в Музее Ван Гога и такие работы голландца, как Вход в общественный парк Арля (1888, Коллекция Phillips, Вашингтон),  Подлесок с двумя фигурами (1890, Музей искусств, Цинциннати), Мост в Тренктайе (1888, частное собрание).

Совпадения в биографиях двух художников, несомненно, есть, хотя Мунк был на десять лет младше Ван Гога. Оба из протестантских семей. Оба начинали свой путь не с искусства: Мунк учился на инженера, Ван Гог подвизался на арт-рынке, затем стал протестантским проповедником. И оба в 1880 году решили стать художниками. Ван Гог учился (недолго) в Академии художеств в Брюсселе, Мунк в 1881 году поступил в Королевскую школу рисования в Христиании (с 1925 года — Осло) и доучился. Оба начинали с реализма: Ван Гог доучивался у голландского художника Антона Мауве, Мунк учился у норвежского реалиста Кристиана Крога.

Судьбоносным для обоих художников стал Париж. Мунк впервые приехал туда в 1885-м, Ван Гог — в ­1886-м. У обоих под влиянием импрессионистов и неоимпрессионистов радикально поменялись палитра и техника. Но в Париже они так и не пересеклись. В 1888 году Ван Гог уехал в Арль «за прекрасными контрастами», а Мунк жил в Норвегии, наезжая время от времени в Париж и Берлин.

Сама выставка построена на сопоставлении — ранних реалистических полотен, пейзажей и портретов. Но включаясь в игру в сравнения, начинаешь раздумывать о другом: а так ли важны здесь параллели? Может, скорее, различия? Вот хотя бы Желтый дом (1888) Ван Гога и Красный плющ (1898–1900) Мунка. Объединяет их разве что эмоциональная сила цвета и мазка. Ван Гог не вкладывает в изображаемое другого смысла, кроме интенсивности своего переживания. У Мунка визуальный образ всегда символ — любви, жизни и смерти. Об этом и его Крик (он тоже есть на выставке). Мунк дружил с Августом Стриндбергом, был поклонником Генрика Ибсена, приезжая в Париж, общался с символистами. Правда, справедливости ради надо отметить, что Ван Гог, несомненно, Мунка вдохновлял. «За свою короткую жизнь он ни разу не позволил погаснуть своему пламени, его кистью двигали огонь и страсть. На протяжении моей куда более долгой и благополучной жизни я всегда стремился, как и он, к тому, чтобы не дать угаснуть моему огню, работать обжигающей кистью до конца», — написал 70-летний Мунк в 1933 году. И это ему, несомненно, удалось, судя по нынешней выставке. 

Благодарим за организацию поездки Голландский альянс.

Судьба художника

Семья Мунка была крайне религиозной. Его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет. Позднее от той же болезни скончалась старшая сестра Софи. Сам Мунк чудом избежал той же участи.

Королевскую школу Дизайна Кристиании Эдвард не закончил — он был не согласен с принципами академизма и натурализма, изменить которые было невозможно. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Первый скандал не заставил себя ждать. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.


«Мадонна». Эту картину называют воплощением искусства Мунка. (Pinterest)

Во второй половине 1880-х художник стал завсегдатаем собраний «Богемы Кристиании» — содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя — писателя-анархиста Ханса Егера. Под звон бокалов они обсуждали политику, социальные проблемы, нравственный кризис общества, идеи о сексуальном поведении и табу.

В начале 1890-х Мунк много времени провел во Франции, где, безусловно, видел работы Ван Гога и Гогена. И то влияние, которое они на него оказали, заметно, в том числе, и в «Крике»: яркие цвета (которых раньше не было у Мунка), образы из перетекающих линий, более четкая прорисовка.


В мастерской Мунка, 1902. (Pinterest)

В дальнейшем стиль художника становится все более резким, размашистым, меняется тематика, настроение, уходит тот надрыв, который был в ранних работах. Постепенно к искусству Мунка начали привыкать, критика была уже не столь категоричны, у художника появляются даже обеспеченные покровители.

Последние 15 лет художник почти не работал — из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза у него начались проблемы со зрением. А когда в 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией, Мунк вновь впал в тревогу, на этот раз за жизнь и имущество, которое могли конфисковать нацисты. Скончался он в 1944 году.

Первые шаги во взрослой жизни

Ван Гог работал с 16 лет. Начал в художественно-торговой фирме своего дяди, где освоил профессию дилера. Поначалу на службе все складывалось успешно, Винсент трудился настолько рьяно, что вскоре его перевели в более престижный лондонский офис. Ежедневно Ван Гог сталкивался с лучшими произведениями искусства своего времени, благодаря чему вскоре начал хорошо разбираться в живописи.

Он вел насыщенную жизнь на работе, регулярно посещал выставки и музеи. Но несчастная любовь сыграла с ним злую шутку. Отвергнутый (до сих пор достоверно неизвестно, в кого именно он был влюблен), Ван Гог постепенно потерял интерес к службе, много читал Библию.

К 1875 году его перевели в парижский офис. Параллельно он начал пробовать сам рисовать. Вскоре после этого окончательно охладел к работе и решил, что торговцы картинами, к которым он, по сути, принадлежал, — худшие враги искусства. В результате его уволили.

Контекст

«Крик» входит в цикл картин Эдварда Мунка о жизни, смерти, любви. Поэтому некоторые эксперты приписывают мистическое значение изображенной на картине центральной фигуре: якобы — это собственное видение образа смерти художником. Но в этом случае еще более необъяснимым оказывается то, почему персонаж находится в том отчаянии. В этот же цикл картин вошли полотна художника, на которых центральные персонажи изменены, но изображены на фоне того же пейзажа с кроваво-багровым закатом.

Отчаяние 1892

На первой выставке, где полотно было представлено публике в составе фриза, зрители его не приняли. Картина была встречена протестами, которые владельцам галереи удалось разрешить только с помощью полиции, так как разочарованная толпа была готова устроить погром.

Тревога 1894

Мистически настроенными поклонниками искусства считается, что «Крик» — это проклятая картина. На такие мысли наводит ряд совпадений, в ходе которых люди, контактировавшие с полотном, сталкивались с несчастьями, неудачами, начинали болеть.

Крик 1893

Поклонникам творчества художника, которых интересует, где находится картина «Крик», сложно дать однозначный ответ, ведь полотно представлено более чем в 40 экземплярах. Но его первая версия, написанная в 1893 году, хранится в Национальной галерее в Осло.

Также интересно:

Ван Гог. 8 фактов, которых вы не знали

Картина «Купание красного коня»

Картина «Три Богатыря»

Подведём итог: почему «Крик» — шедевр

Андрей Аллахвердов. Эдвард Мунк. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.

И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.

Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.

Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector