Фрида кало: история жизни и творчества великой художницы

Детство и юность

Родилась Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон за три года до мексиканской революции, 6 июля 1907 года, в поселении Койоакан (пригород Мехико). Мать художницы Матильда Кальдерон была безработной фанатичной католичкой, державшей мужа и детей в строгости, а отец Гильермо Кало, боготворивший творчество Бетховена и Шопенгауэра, работал фотографом.

В 6 лет Фрида переболела полиомиелитом, в результате которого ее правая нога стала тоньше левой на несколько сантиметров. Постоянные издевки сверстников (в детские годы у нее было прозвище «деревянная нога») только закалили характер Магдалены. Назло всем не привыкшая унывать девочка, превозмогая боль, играла с парнями в футбол, ходила на плаванье и занятия по боксу. Также Кало умела грамотно маскировать свой изъян. В этом ей помогали длинные юбки, мужские костюмы и надетые поверх друг друга чулки.

Фрида Кало в молодости

Примечательно, что в детские годы Фрида грезила не карьерой художницы, а профессией врача. В 15 лет она даже поступила в Национальную подготовительную школу «Препараторию», в которой юное дарование на протяжении пары лет изучало медицину. Хромоногая Фрида была одной из 35 девушек, которые получали образование наравне с тысячами юношей.

В сентябре 1925 года произошло событие перевернувшее жизнь Магдалены с ног на голову: автобус, на котором 17-летняя Кало возвращалась домой, столкнулся с трамваем. Металлические перила вонзились девушке в живот, проткнули матку и вышли в паховой области, позвоночник сломался в трех местах, а ногу, искалеченную детской болезнью, не спасли даже три чулка (конечность поломалась в одиннадцати местах).

Три недели барышня пролежала в больнице без сознания. Несмотря на заявления врачей о том, что полученные травмы не совместимы с жизнью, отец, в отличие от супруги, которая ни разу не пришла в госпиталь, не отходил от дочери ни на шаг. Глядя на обвитое гипсовым корсетом неподвижное тело Фриды, мужчина считал победой каждый ее вдох и выдох.

Портрет Фриды Кало

Вопреки прогнозам светил медицины, Кало очнулась. После возвращения с того света Магдалена почувствовала невероятную тягу к написанию картин. Отец сделал для горячо любимого чада специальный подрамник, позволявший творить лежа, а также прикрепил под балдахином кровати большое зеркало, чтобы дочь во время создания произведений могла видеть себя и окружающее ее пространство.

Уже через год Фрида сделала свой первый карандашный набросок «Авария», в котором бегло зарисовала катастрофу, искалечившую ее физически и душевно. Твердо встав на ноги, Кало в 1929 году поступила в Национальный институт Мексики, а в 1928 году стала членом коммунистической партии. В то время ее любовь к искусству достигла своего апогея: Магдалена днем сидела за мольбертом в художественной студии, а вечерами, облачаясь в экзотический наряд, скрывавший ее увечья, отправлялась на вечеринки.

Изящная, утонченная Фрида непременно держала в руках бокал вина и сигару. Непристойные остроты экстравагантной женщины заставляли гостей светских раутов хохотать без остановки. Поразителен контраст между образом импульсивной, жизнерадостной особы и проникнутыми ощущением безысходности картинами того периода. По заявлениям самой Фриды, за шиком красивых одеяний и лоском вычурных фраз скрывалась ее покалеченная душа, которую она являла миру только на холсте.

Несчастный случай с Фридой Кало

17 сентября 1925 года Кало и Алехандро Гомес Ариас, школьный друг, с которым у нее были романтические отношения, ехали вместе в автобусе, когда автомобиль столкнулся с трамваем. В результате столкновения Кало была пронзена стальным поручнем, который вошел ей в бедро и вышел с другой стороны. В результате она получила несколько серьезных травм, в том числе переломы позвоночника и таза. Пробыв несколько недель в больнице Красного Креста в Мехико, Кало вернулась домой, чтобы еще больше поправиться. Она начала рисовать во время своего выздоровления и закончила свой первый автопортрет в следующем году, который она подарила Гомесу Ариасу.

Фрида Кало приехала на свою персональную выставку на карете скорой помощи

Здоровье Кало продолжало ухудшаться, и она провела последние несколько лет своей жизни в больнице и за ее пределами. Фрида была в основном привязана к дому, для передвижения использовала инвалидную коляску и костыли. Несмотря на это, работы её оценивались высоко, и она продолжала рисовать.

Фрида рисует в постели

В апреле 1953 года открылась ее первая персональная выставка в Мексике в Galería Arte Contemporaneo. В то время Кало находилась на постельном режиме по указанию врача и ее присутствия не ожидали. Однако, она позаботилась о том, чтобы приехать на машине скорой помощи и приказала перенести свою кровать в галерею. Ее привезли на носилках к кровати, где она смогла насладиться открытием. Всего несколько месяцев спустя ее правая нога была ампутирована в колене из-за гангрены, и через год после ампутации она была найдена мертвой в возрасте 47 лет.

Художницы

Камилла Клодель (1864-1943 гг.) больше прославилась как скульптор и связью с гениальным Огюстом Роденом. Он был для женщины не только любовником, но и учителем, патроном. Клодель, получившая признание при жизни, создала великолепные графические картины и очень чувственные скульптурные работы «Вальс», Волна», «Эпоха зрелости».

В 1905 году она, после уничтожения в паранойе многих своих работ, попадает в психиатрическую клинику, где ей диагностируют шизофрению. Там она и умирает в 1943 году, при этом за все тридцать лет родственники ее не навестили.

Исследователи считают, что Камилла была не опасна, ее редкие вспышки гнева никому из близких не грозили. Даже врачи периодически просили забрать женщину домой, но на это семья не пошла. По таким фактам был сделан вывод: необходимости в изоляции не было, а таким образом от нее избавился брат-художник, который ревновал более талантливую сестру из-за ее успеха.

Современная художница, страдающая шизофренией – шведка Майя Мякила. Она живет в Стокгольме и пишет ужасающие психоделией картины. Кто видел ее жуткие работы, утверждает, что на них страшно смотреть, но Майя говорит, что она показывает правду.

Знаменитые произведения

Одна из знаменитых работ уже упоминалась выше – это «Автопортрет в бархатном платье», 1926. Совсем юная Фрида изобразила себя в платье бордового цвета. Вытянутая шея и конечности говорят о некоторых познаниях художницы в области европейского искусства.

 «Фрида и Диего Ривера», 1931 год

Картина-портрет семьи. Справа изображена хрупкая, миниатюрная художница, а слева — массивный, высокий супруг.

«Автопортрет с обрезанными волосами», 1940

Находится в Нью-Йоркском музее современного искусства (МоМА).Данная работа написана после развода мексиканки с мужем. По словам Кало, супруг очень любил ее волосы. Художница изобразила себя сидящей на стуле в мужском костюме, а на полу разбросаны ее волосы. В верхней части картины – слова мексиканской песни: «Послушай, если я любил тебя, то из-за твоих волос. Теперь, когда их нет, я больше не люблю тебя».

«Корни», 1943

2006 год – картина продана почти за 6 миллионов долларов США. На тот момент никакое другое латиноамериканское произведение искусства не было оценено так высоко.

Работа представляет собой портрет лежащей Фриды. Ее локоть подпирает голову, а из тела произрастают корни винограда. Но почва под художницей не совсем благоприятная – засуха и трещины препятствуют развитию жизни растения.

«Раненый олень», 1946

Картина представляет собой изображение оленя с головой Фриды. Олень повержен стрелами и истекает кровью.Произведение имеет неоднозначный смысл. Предполагают, что олень – это древний символ правой ноги у ацтеков, а вонзенные стрелы в теле полуживотного-получеловека – искалеченная нога Фриды. Интересно следующее: внизу картины написано слово «Карма».

  «Две Фриды»

Пожалуй, самая известная работа Кало.Изображения двух ее разных портретов символизируют переживания по поводу развода с Диего. Фрида слева одета в европейскую одежду, а ее сердце разорвано. Фрида справа, наоборот, имеет здоровое сердце, а одета в мексиканскую одежду.Картина располагается в Музее современного искусства (Мехико) и считается крупнейшим произведением художницы.

Жизнь Фриды Кало в дневнике художницы

В последние год жизни Фрида Кало вела дневник, который будет очень интересно увидеть тем, кто изучает ее биографию и творчество. На страницах дневника она записывала мысли, делала зарисовки, коллажи. Имя, которое чаще всего встречается в записях, — это Диего. Своего мужа художница очень любила, она считала его и любовником, и братом, и ребенком, и коллегой по творчеству, и наставником. К Диего обращены многочисленные записи дневника, который состоит из 170 исписанных страниц. Можно в нем прочесть и воспоминания детства, и ее мучительные жалобы на болезнь и все трудности, которые с ней связаны. Откровенные записи Кало вела 10 лет, но они могут проиллюстрировать всю ее жизнь.

Фрида Кало во время работы с мексикнским мальчиком

Особенности творчества Фриды Кало и его связь с культурой Мексики

Основное стилевое направление картин Кало – сюрреализм, который наполнен еще и колоритными мексиканскими мотивами. Именно так определил стиль мексиканки Андре Бретон, основоположник сюрреалистической школы. Но сама Фрида очень негативно относилась к такой оценке своих работ, а также к тем, кто причислял себя к сюрреалистам. Она считала все изображенное на ее полотнах иллюстрацией реальной, настоящей жизни.

Творчество Кало было высоко оценено известными художниками не только Латинской Америки, но и США, Европы. Работы Фриды выставлялись не только на родине, но и в Париже. Правда, организована выставка была плохо. Когда по приглашению Андре Бретона Фрида приехала на свою выставку во французскую столицу, оказалось, что картины находятся до сих пор на таможне. И перед зрителями они предстали только шесть недель спустя. Но это не помешало художнице получить большое количество восхитительных отзывов. Более того, одну из картин пополнил свою коллекцию великолепный Лувр, а это говорит о многом.

Если от сюрреализма Фрида Кало тщательно отгораживалась, то влияние народного мексиканского творчества на свои работы никогда не скрывала. В ее картинах это влияние проявляется очень тонко и изысканно. Видно, что Фрида любит свою родину, ее историю и культуру. Она с удовольствием носила национальные костюмы, это можно проследить даже по многочисленным портретам. Часто на картинах можно увидеть различные символы, характерные для мексиканского прикладного искусства. Сказалась на творчестве древняя индейская мифология, национальные традиции. Но, на фоне таких характерных мексиканских мотивов, картины иллюстрируют и влияние живописи европейских художников. Сочетание разных школ и традиций, помноженное на сложные жизненные вехи, экспрессивный характер и стало основой неповторимого стиля.

Фрида Кало в национальной одежде фото

Авторское «я»

Сюжеты картин Фриды тесно связаны с ее жизнью, а главной героиней почти всегда выступает она сама. На автопортретах художница практически никогда не улыбается: серьезное выражение лица, густые сросшиеся брови и едва заметные черные усики над плотно сжатыми губами. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому представляю собой ту тему, которую знаю лучше всего», – говорила художница.

Bettmann

Идея картин Фриды зашифрована в деталях, фоне, фигурах, которые рядом с Фридой. Физическая боль, душевные страдания, несостоявшееся материнство, увлечение коммунизмом, любовные романы, грезы о мировой славе и ожидание смерти – для нее творчество было не только способом самовыражения, но и формой психотерапии.

Свои страдания Фрида принимала без лишнего драматизма, нередко в довольно ироничном ключе. Наглядным тому примером служит картина «Немного маленьких уколов», созданная по мотивам газетной заметки о мужчине, который зверски расправился со своей подругой при помощи ножа. Кровавые декорации этой истории Фрида использует для саркастичного переосмысления своих абьюзивных отношений с мужем.

Лев Троцкий

Фрида Кало, биография которой очень драматична, вместе с мужем была ярой поклонницей идеологии Льва Троцкого. В 1936 году последний, преследуемый Сталиным, направил свои стопы в жаркую, гостеприимную Мексику по приглашению Риверы, дабы почтить своим присутствием последователей. Однако по прибытии встретила их Фрида, так как накануне ее муж попал в больницу с почечным воспалением.


Сопроводив их в свой наследственный дом, она, ведомая желанием уязвить мужа побольнее, решила испытать свои чары на Троцком. На удивление, Лев поддался, сменив революционную горячку более низменными эмоциями. Пикантности ситуации добавлял тот факт, что он приехал в гости со своей женой, умудряясь изменять ей с Кало практически перед носом. Союзником в этом деле стал языковой барьер, так как жена говорила лишь на русском, однако накал воздуха и взгляды, что муж бросал на художницу, женщина не могла проигнорировать. Все это привело к разрыву отношений четы Троцких, после которого Лев переехал в усадьбу друга Риверы. Он писал Фриде письмо за письмом, наталкиваясь на вялый отклик. Революционер был кем угодно, только не слепцом. Приняв тот факт, что Кало Фрида не хочет его, он попросился обратно к жене. Путешествие в Мексику стало для Троцкого роковым — в 1940 году он был убит сотрудником НКВД.

Павел Федотов

Создатель русской бытовой жанровой живописи, внесший огромный вклад в развитие критического реализма, прожил всего 37 лет. Из-под его кисти вышли такие замечательные картины, знакомые нам с детства, как «Вдовушки», «Сватовства майора», «Игроки», «Анкор, еще анкор!». Сильное напряжение глаз и ума во время работы, а перед мольбертом он проводил по много часов, сказалось на его душевном здоровье.

Находясь в тяжелом материальном положении, Федотов ходил по улицам и раздавал прохожим деньги. Он мог зайти в любой дом и начать свататься, заказать для себя гроб, пропасть и т. п. Сильные головные сопровождались припадками, галлюцинацией и бредом.

В конце концов, Федотов попал в психиатрическую лечебницу. В то время душевные болезни лечили кнутом – им и били больного.  В 1852 году, находясь в клинике, он заболел плевритом и умер.  

Современные психиатры, основываясь на симптоматике, поставили художнику диагноз «шизофрения». Они полагают, что Федотов мог рассчитывать на ремиссию, которая позволила бы ему продолжать полноценно творить еще некоторое время, но соматическое заболевание не дало это сделать.

Фильм о невероятной мексиканке

Фильм «Фрида» (Frida) — это яркая кинобиография мексиканской художницы. Лента режиссера Джулии Теймор шесть раз номинирована на премию «Оскар».

Мексика в фильме перенасыщена красками, слишком поющая, праздничная и пьяная. В созданном независимой фирмой Miramax фильме образ Кало показан в развитии: от жизнелюбивой, страстной молодой девушки — к мученице. Режиссер Джулия Теймор (Julie Teymor) поставила в центр внимания зрителя не политические убеждения или страдания Кало, а ее жизнерадостность и свободолюбивую натуру, которые художница сумела сохранить, несмотря на удары судьбы. С одной стороны — это своеобразная уступка ожиданиям публики, с другой – популяризация Фриды Кало в широких массах.

Ради живописи

Когда она вернулась домой из больницы, то сказала родным:
«Я осталась жива, и вдобавок мне есть ради чего жить. Ради живописи».
Через несколько лет, восстановившись после автокатастрофы, Фрида приехала к дону Диего показать свои автопортреты, созданные в течение страшного года, который она провела в постели, закованная в ортопедический корсет.

Тина Модотти, женщина-фотограф и, как говорят, женщина самого Диего в то время, с судьбой ныне не менее знаменитой, чем у Фриды, ее близкая подруга и соратница по союзу молодых коммунистов, стала связующим звеном между ними. Необузданный Ривера уже расстался со своей второй женой Лупе Марин, и ничто не мешало ему увлечься двадцатилетней художницей, остроумной, смелой и талантливой. Пленил его и незаурядный интеллект Фриды, взращенный на европеизированном образовании. Поэтому критиковать его живопись, даже нелицеприятно, разрешалось только Фриде. Что не мешало им высоко ценить и глубоко понимать творчество друг друга.

Совместная жизнь

Это был вулкан, без преувеличения. Кало Фрида, пылкая, увлекающаяся, практически боготворила своего мужа, признавая его талант, но при этом позволяя себе указывать на огрехи в работе. Диего бесился, крушил все, что попадалось под руку, и уходил из дома, при этом всегда возвращаясь. Справедливости ради стоит отметить, что на жену руку он не поднимал, хотя не брезговал подобными жестами ранее — одну из своих любовниц, что родила ему дочь, он чуть не зарезал. Вероятно, это связано с тем, что он признал в ней равную — как по духу, так и по таланту. Однако это не мешало ему ворошить юбки всех женщин, что встречались ему на пути. Фрида Кало, фото которой вы можете увидеть ниже, терзалась, страдала, но не прекращала любить.

Пять лет совместных плясок на пороховой бочке окончились шумным разрывом, однако жить отдельно друг от друга они так и не научились — через год сошлись вновь. Измены мужа продолжились, равно как и терзания жены. Стремясь хоть как-нибудь отомстить, художница тоже пустилась в разнос, пуская в свою постель как мужчин, так и женщин. Естественно, Диего рвал и метал, ведь, по его мнению, что Юпитеру доступно, не дозволено быку.

Смерть Фриды Кало

Примерно через неделю после своего 47-летия Кало умерла 13 июля 1954 года в своем любимом Голубом доме. Были некоторые предположения относительно характера ее смерти. Сообщалось, что это было вызвано тромбоэмболией легочной артерии, но также были истории о возможном самоубийстве. Проблемы со здоровьем Кало стали почти всепоглощающими в 1950 году. После того, как у нее диагностировали гангрену на правой ноге, Кало провела девять месяцев в больнице и за это время перенесла несколько операций. Она продолжала рисовать и поддерживать политические идеи, несмотря на ограниченную мобильность. В 1953 году часть правой ноги Кало была ампутирована, чтобы остановить распространение гангрены. Глубоко подавленная, Кало была снова госпитализирована в апреле 1954 года из-за плохого самочувствия или, как указывали некоторые сообщения, попытки самоубийства. Через два месяца она вернулась в больницу с бронхиальной пневмонией. Независимо от ее физического состояния, Кало не позволяла этому встать на пути ее политической активности. Ее последним публичным выступлением стала демонстрация против поддерживаемого США свержения президента Гватемалы Якобо Арбенса 2 июля.

Колоритный наряд и ампутированная нога

Кало дышала бунтом и не хотела оставаться незамеченной – ни в политических идеях, ни своем творчестве, ни внешнем виде.

Пестрый мексиканский наряд, яркий макияж, богато укращенная прическа впоследствии стали внешним отражением ее идентичности и своего рода политической позиции, но изначально это был просто способ спрятать свои искалеченные ноги и стальной корсет. А когда в 1953 году Кало ампутировали правую ногу, то под длинными юбками начала прятать еще и протез.

Портреты Фриды Кало, сделанные Николасом Мюрреем: смотрите фото

Чтобы как-то развеселиться, художница разрисовывала свои корсеты и протезы.

Протез Фриды Кало

Кстати, когда Кало прописали носить стальной корсет, она написала картину «Сломанная колонна». Через полвека ею вдохновился кутюрье Жан Поль Готье, когда создавал костюм Лилу из фильма «Пятый элемент».

«Сломанная колонна» Кало и образ Лилу из «Пятого элемента»: фотосравнение

Детство Фриды

Фрида Кало Кальдерон родилась в деревне Койоакан на окраине Мехико 6 июля 1907 года в семье фотографа Гильеремо Кало и Матильды Кальдерон. Кало утверждала, что родилась в знаменитом лазурном доме, который сейчас фотографируют тысячи туристов, приезжая в Мехико, но на самом деле роды проходили в соседнем доме, где жила бабушка Фриды.

В шесть лет Кало заболела полиомиелитом — обычно заболевание поражает нервную систему и может привести к параличу конечностей или всего тела. В случае Фриды болезнь поразила правую ногу, из-за чего та стала тоньше левой. Свой недуг Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками.

Болезнь сделала Фриду замкнутой, над ней стали издеваться сверстники, но внутри семьи девочку окружили заботой. Отец Гильеремо занимался с дочерью боксом, чтобы она восстановилась, несмотря на то, что этот вид спорта считался мальчишеским. Также он обучал Фриду литературе и философии, научил ее фотографировать и ретушировать фотографии.

Из-за полиомиелита Кало пошла учиться позже остальных детей. Сперва она поступила в немецкую школу, но оттуда ее исключили за непослушание и отправили в школу, где готовили педагогов. Там девочка столкнулась с домогательствами преподавательницы и вскоре снова ушла из школы.

В 1922 году, когда Фриде было 15 лет, она поступила в одно из лучших образовательных учреждений Мексики — Национальную подготовительную школу «Препаратория». Там она изучала медицину и готовилась стать врачом. Поступить туда было непросто, тем более, в то время девочек только начали принимать в это заведение, но Кало показала хорошие результаты в учебе. Из принятых в тот год 2000 студентов было всего 35 девочек.

Кало чувствовала себя неловко из-за того, что была самой старшей на своем курсе, поэтому скрывала свой настоящий возраст. Она говорила, что родилась в 1910 году — в год начала революции и называла себя «дочерью революции». Внутри школы Кало вместе с восемью одноклассниками организовала неформальный кружок «Качучас». Там они занимались искусством и философией. Также члены кружка культивировали идеи национальной идентичности и освобождения от колониального мышления. Позже все участники «Качучас» станут главными деятелями мексиканской культурной элиты.

Современная по своей природе

Проект выставки — «современный по своей сути», которой была и сама Фрида, подчеркивает другой дизайнер экспозиции Мэтт Торнли.

Выставка исследует харизму художницы, но также и ее физическую уязвимость

Индивидуализм Кало, ее энергия и ощущение духа времени сделали ее бесспорной иконой. Но будет ли она влиять на будущие поколения так, как на своих современников?

«Фрида Кало, несомненно, образец богемного художника», — отмечает куратор выставки Цирцея Енестроза.

«Это — уникальная, мятежная, противоречивая, культовая личность, чьи идеи наследуют феминистки, художники, модельеры, популярная культура. Как женщина, художница и икона культуры Фрида получила всемирное признание».

«Кало — воплощение самой идеи современности. Ее выбор одежды отражает интуитивную способность создать смелый женский образ во времена, когда в мире искусства доминировали мужчины. Через искусство и стиль она выражала свои политические убеждения и справлялась с физической болью».

Очевидно и то, что феминистские и мятежные страсти Кало прекрасно резонируют с настоящим.

«При жизни Кало считали «экзотической»или «иной», но сегодня — ее неоднозначная, сложная, созданная ею самой личность понятна гораздо лучше и вдохновляет сильнее».

«Очевидно, это — главный месседж нашей выставки. Мексиканская художница-инвалид, которая искала свое творческое место в мужской художественной среде

Разве мы сегодня отстаиваем не то же самое, разве ее фигура может быть более актуальной и важной, чем сегодня?»

Творческий путь

При всем таланте художница-самоучка долгое время предпочитала держаться в тени своего знаменитого мужа Диего Риверы, который тоже был живописцем. Собственное творчество она считала скорее увлечением, а потому едва ли стремилась к признанию в художественных кругах. Впрочем, в этом была доля лукавства: отчасти Фрида игнорировала собственные творческие амбиции в угоду любимому мужу.

Фрида Кало (1931)

Bettmann

Обрести уверенность в собственных силах помогла первая персональная выставка в 1938 году, которая состоялась в период нью-йоркской командировки Диего. «Картины этой начинающей художницы способны составить достойную конкуренцию работам ее знаменитого мужа», – писали в Time. Следующая выставка прошла в Париже при непосредственном участии Андре Бретона. Известный писатель считал Фриду видным сюрреалистом, хотя она всячески открещивалась от этого титула.

Первая персональная выставка на родине состоялась только в 1953 году – за год до смерти художницы. К тому времени она уже не могла вставать с кровати, поэтому на открытие экспозиции ее привезли прямо на больничной койке.

Известность Фриды не выходила за пределы родной Мексики вплоть до конца 1970-х, когда возникла волна интереса к женскому искусству и неомексиканизму. Лишь тогда работы художницы начали изредка появляться на выставках. На сегодняшний день Кало входит в список самых авторитетных художниц XX века, а стоимость ее работ исчисляется миллионами долларов. Так, автопортрет «Корни», созданный в 1943 году, ушел с молотка в 2006 году за рекордные 5,6 миллиона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector