Сын иосифа бродского: если бы я читал папу постоянно, то сошёл бы с ума

Примечания[ | код]

  1. Бабушка, Софи Л. Эйндховен происходила из петербургской голландской семьи. См. Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб.: Комитет по культуре Санкт-Петербурга. 2014. С. 9. — «бабушка — София Эйндховен, из петербургской голландской семьи»
  2. Там же. С. 9.
  3. Петров В. Н. Из « Книги воспоминаний». Встречи с Н. А. Тырсой. // «Панорама искусств», М.: Советский художник, 1980. С. 140. В 1977 г. ЛОСХ предоставил М. П. Басмановой для работы мастерскую в мансарде д. 60 по ул. Марата.
  4. « Марина, конечно, во всех случаях, была ученицей Стерлигова. Ведь у него был большой педагогический талант. Он умел восхититься своим учеником, что очень много значило.»В. Г. Траугот. Воспоминания: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. (LA, USA), 2010. Ч. 2. С. 152.
  5. Там же. С.473.
  6. Соавторство Н. Г. и М. П. Басмановых оценивалось редакторами по-разному : «Книжки её первые были сделаны в начале 1960-х годов. Она у меня (в издательстве) делала книжку …она была сделана великолепно — я считаю, что лучше, чем работала Наталья Георгиевна. Мне её работа очень нравилась.» Там же, С.153. Воспоминания Н. Г. Басмановой о своей работе в книге см. Наталья Басманова. Сохранить живое ощущение. / Художники детской книги о себе и своём искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления/ Сост. В.Глоцер. — М.: Книга, 1987. C. 9- 16.
  7. Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб. 2014. С. 9.
  8. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч. Т. 2, С. 470—473.
  9. См. замечание Г. Г. Поспелова о « чуть аскетичной, почти иконной светимости света» у В. В. Стерлигова и у К. С. Малевича: «Горизонтальные полоски земли под ногами его супрематических фигур целиком сохраняли плоскостное свечение красок.» Поспелов Г. Г. Рисунки В. Стерлигова // Собрание. М. 2007. № 4/ C. 92-97.
  10. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х чч. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. — L. A., 2010. — Ч.2.С.471.
  11. О художнике этой книги. Л. 1975.
  12. , Марина Басманова и «Новые стансы к Августе».
  13. [zhurnalko.net/=detskie/koster/1972-04—num51 Костёр 1972-04, страница 51]. Дата обращения: 23 февраля 2013.
  14. В число проиллюстрированных совместно книг входит: Андерсен Г. -Х. Дюймовочка / Рис. Н. Басмановой. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 47с.; хотя имя М. П. Басмановой не указано в выходных данных книги.

Творчество

Марианна Басманова в конце 1950- хх. стала первой ученицей художника и преподавателя В. В. Стерлигова, основывавшего свою работу на педагогической системе, сделанной К. С. Малевичем и практиковавшейся в ГИНХУКе. По этой системе живописцы поочередно изучали новые системы в искусстве (импрессионизм, постимпрессионизм, сезаннизм, кубизм), супрематизм. Сначала 1960-х гг. В. В. Стерлигов пришел к выводу из супрематизма Малевича, и, взяв геометрическую форму как модуль строения мира, красочного и космогонического, открыл уже свою идею «чашно-купольного строения Вселенной». Первой, кого он в эту идею предназначил, стала Марианна Басманова. Привлечённая Стерлиговым к работе над новым пластическим местом — сферическим, криволинейным, — Басманова создаёт свои работы: живопись, акварели, книжная графика, и сначала свои 1-ые книжки: «Муха-цокотуха» (1960) и «Весёлые песенки» (1961). Тот же принцип виден и во всех следующих работах художницы: как в композиции её работ, так и в присущей её учителю «светимости цвета». Творчество Басмановой Стерлигов оценивал высоко, видя в нём:

— В.В. Стерлигов .

М. П. Басманова всю жизнь работала в детской книжке. Все трое живописцев этой незаурядной семьи отличались по творческому почерку, хотя многие книжки М. П. и Н. Г. Басманова делали совместно.

« Мир представлений Басмановой замыкается видами природы. Природа властвует в иллюстрациях художницы. И детские фигуры, время от времени появляющиеся в рисунках растворяются в природных формах, становятся вроде бы одним из её частей, органически сливаясь с деревьями, птицами, цветами в единый образ…

— Г.И.Чугунов

Второгодник, мечтавший о море

Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде в еврейской семье. Его отец, Александр Иванович Бродский, был капитаном 3-го ранга ВМФ СССР, в годы войны служил военным фотокорреспондентом. В 1950 году Бродский демобилизовался, работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, работала бухгалтером.

Детство Оси пришлось на годы блокады. Пережив самую суровую зиму 1941-1942 годов, мать вывезла Иосифа в эвакуацию в Череповец. Там они прожили до 1944 года. Мария Моисеевна устроилась переводчиком в лагерь для военнопленных. Тем временем отец Бродского участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Семья воссоединилась лишь в 1948 году. Вернувшись домой, Александр Иванович поступил на работу в фотолабораторию Военно-морского музея. Иосиф Бродский на всю жизнь запомнил свои детские прогулки по музею:

С учебой у Бродского не складывалось. В Ленинграде он сменил четыре школы, один раз даже остался на второй год. Учился плохо, домашние задания игнорировал, на уроках то и дело мешал учителям, а в тетрадках рисовал «не по делу». При этом он мог бы стать одним из лучших учеников в классе, но – не хотел. Как не хотел быть примерным пионером и комсомольцем.

Когда ему было 14 лет, он попытался поступить в морское училище, но ему отказали. В 1955 году, закончив всего семь классов и начав восьмой, Бродский бросил школу и устроился на завод «Арсенал» помощником фрезеровщика. Далее его «бросало» из одного увлечения в другое. Все еще вдохновленный тягой к морю, Иосиф пытался поступить в школу подводников, но, как и в случае с училищем, его постигла неудача. Затем в 16 лет он вдруг загорелся идеей стать врачом и устроился работать в морг при областной больнице, где целый месяц помогал препарировать трупы. Но довольно скоро Бродский отказался от медицинской карьеры. Помимо этого, он успел поработать истопником в котельной и матросом на маяке. Среднее образование будущий поэт все-таки получил, окончив школу рабочей молодежи.

«Окололитературный трутень»: суд и психлечебница

Как ни парадоксально, но мировую славу Иосифу Бродскому принесли гонения на родине

Именно резонансный судебный процесс над ним привлек внимание к его стихам на Западе. Более того, суд над Бродским стал одним из факторов появления в СССР правозащитного движения

За рубежом выдвинутые против него обвинения стали своеобразным символом торжества бюрократии над поэзией и доказательством того, что свобода слова в Советском Союзе – по-прежнему недостижимая мечта.

Впервые Бродский оказался в поле зрения КГБ еще в 1960 году: его вызывали на допрос КГБ в связи с арестом Александра Гинзбурга, который ранее опубликовал в своем самиздатском журнале поэзии «Синтаксис» пять стихотворений Бродского. Гинзбург получил два года лагерей, а Бродского отпустили. Впрочем, кажется, он всегда понимал, что однажды настанет и его черед.

Однажды во время поездки в Самарканд Бродский и его друг, бывший летчик Олег Шахматов, вынашивали дерзкий план захвата самолета, чтобы улететь на нем за границу. Воплотить его они так и не решились, но позднее Шахматов все же попал под арест и рассказал об этом плане сотрудникам КГБ. Также он сообщил о другом своем приятеле, Александре Уманском, и его «антисоветской» рукописи, которую они с Бродским якобы пытались передать какому-то случайному американцу. Так или иначе, 29 января 1962 года Бродского задержали, но спустя два дня освободили, а Шахматова и Уманского обвинили в антисоветской агитации и пропаганде. После этого недолгого ареста за Бродским установилась слежка, а уже через год началась его травля.

На самом деле Бродскому на тот момент было не 26, а 23 года, и «трутнем» он вовсе не был. В то время он уже начал зарабатывать литературным трудом: печатался в журналах, занимался переводами (кстати, именно стараниями Лернера некоторые из его заказов были аннулированы). Бродский даже написал сценарий к документальному фильму «Баллада о маленьком буксире», одобренный и принятый к постановке. При этом за свою работу он получал гроши: в не самый худший год ему удавалось заработать около 170 рублей (в те годы это была месячная зарплата инженера).

Тем не менее 13 февраля 1964 года Бродский был арестован по обвинению в тунеядстве. На следующий день в камере у него случился сердечный приступ. С тех пор он до конца жизни страдал стенокардией.

Первое слушание дела Бродского состоялось 18 февраля 1964 года. Благодаря журналистке Фриде Вигдоровой, которая присутствовала в зале суда, о деталях этого процесса узнал весь мир. Заметки Вигдоровой вскоре были опубликованы в иностранной прессе и вызвали шквал общественного возмущения. Бродскому предъявили обвинения не по статье уголовного кодекса, а по указу Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Фактически Бродского обвиняли в том, что у него слишком маленький заработок, и в том, что он смеет называть себя поэтом. Стихи Бродского в суде охарактеризовали как «ущербные и упаднические», подрывающие моральный дух советской молодежи.

Чтобы понять, что представлял собой этот суд, достаточно прочесть короткий фрагмент диалога Бродского с судьей, который в свое время цитировали многие СМИ.

Судья: А вообще какая ваша специальность?

Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.

Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский: Никто. (Без вызова.) А кто причислил меня к роду человеческому?

Судья: А вы учились этому?

Бродский: Чему?

Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…

Бродский: Я не думал, что это дается образованием.

Судья: А чем же?

Бродский: Я думаю, это… (растерянно) от Бога…

По итогам экспертизы, у Бродского выявили «психопатические черты характера», однако признали трудоспособным. Здесь стоит отметить, что поэт действительно с детства испытывал невротические проблемы, страдал от фобий и заикания. С 1962 года он состоял на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом «психопатия» («расстройство личности»). Помимо неврозов, у него был врожденный порок сердца (сам Бродский шутливо называл его «порожек»), однако никакие проблемы со здоровьем не мешали ему до конца жизни оставаться заядлым курильщиком.

Фото: AP/ТАСС

Возвращение

Перестройка в СССР и совпавшее с ней присуждение Бродскому Нобелевской премии прорвали плотину молчания на родине, и в скором времени публикации стихов и эссе Бродского хлынули потоком. Первая (помимо нескольких стихотворений, просочившихся в печать в 1960-х) подборка стихотворений Бродского появилась в декабрьской книжке «Нового мира» за 1987 год. До этого момента творчество поэта было известно на его родине весьма ограниченному кругу читателей благодаря спискам стихов, распространявшихся в самиздате. В 1989 году Бродский был реабилитирован по процессу 1964 года.

В 1992 году в России начинает выходить 4-томное собрание сочинений. В 1995 году Бродскому присвоено звание почётного гражданина Санкт-Петербурга. Последовали приглашения вернуться на родину

Бродский откладывал приезд: его смущала публичность такого события, чествования, внимание прессы, которыми бы неизбежно сопровождался его визит. Не позволяло и здоровье

Одним из последних аргументов было: «Лучшая часть меня уже там — мои стихи».

Участие в опричнине

Басманов находился в ближнем окружении царя Ивана IV Грозного. Он был одним из организаторов установления опричнины, так как имел значительное влияние на царя Ивана. Кроме того, он стал управлять формированием личной царской опричной гвардии.

В декабре 1564 г. он сопровождал государя во время его отъезда в Александровскую слободу.

Известно, что Алексей совершал множество злодеяний от имени государя Ивана. Так, в 1568 г. от имени царя он выгнал из храма митрополита московского Филиппа, обвиняемого в организации перехода Новгорода и Пскова под правление польского короля Сигизмунда II Августа.

По свидетельству Андрея Курбского, на своей государственной службе он был известен как отчаянный и решительный полководец. Несмотря на то что большинство членов Думы были выше по родовитости, все его уважали за военные успехи.

В мирный период его знали как балагура, царского собутыльника, ценителя маскарадов и любителя пошлых шуток. Именно Алексей давал советы Ивану Грозному, чтобы тот казнил своих подданных при малейших подозрениях в измене (для победы над собственным страхом и повышения авторитета в глазах подданных).

В эмиграции

10 мая 1972 года Бродского вызвали в ОВИР и поставили перед выбором: немедленная эмиграция или «горячие денёчки», каковая метафора в устах КГБ могла означать допросы, тюрьмы и психбольницы. К тому времени ему уже дважды — зимой 1964 года — приходилось лежать на «обследовании» в психиатрических больницах, что было, по его словам, страшнее тюрьмы и ссылки. Бродский принимает решение об отъезде. Узнав об этом, Владимир Марамзин предложил ему собрать всё написанное для подготовки самиздатского собрания сочинений. Результатом стало первое и до 1992 года единственное собрание сочинений Иосифа Бродского — разумеется, машинописное. Перед отъездом он успел авторизовать все 4 тома. Избрав эмиграцию, Бродский пытался оттянуть день отъезда, но власти хотели избавиться от неугодного поэта как можно быстрее. 4 июня 1972 года лишённый советского гражданства Бродский вылетел из Ленинграда по предписанному еврейской эмиграции маршруту: в Вену.

Через два дня по приезде в Вену Бродский отправляется знакомиться к живущему в Австрии У. Одену. «Он отнёсся ко мне с необыкновенным участием, сразу взял под свою опеку… взялся ввести меня в литературные круги». Вместе с Оденом Бродский в конце июня принимает участие в Международном фестивале поэзии (Poetry International) в Лондоне. С творчеством Одена Бродский был знаком со времён своей ссылки и называл его, наряду с Ахматовой, поэтом, оказавшим на него решающее «этическое влияние». Тогда же в Лондоне Бродский знакомится с Исайей Берлином, Стивеном Спендером, Шеймасом Хини и Робертом Лоуэллом.

Ранние годы

Дом Мурузи, Санкт-Петербург, где видна мемориальная доска Бродскому в середине первого этажа коричневого дома.

Бродский родился в русской еврейской семье в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Он был потомком известной и древней раввинской семьи Шорр (Шор). Его прямой предок по мужской линии — Иосиф бен Исаак Бекхор Шор . Его отец, Александр Бродский, был профессиональным фотографом в ВМФ СССР , а мать, Мария Вольперт Бродская, была профессиональным переводчиком, работа которой часто помогала содержать семью. Они жили в коммунальных квартирах в бедности, маргинализованные из-за своего еврейского статуса. В раннем детстве Бродский пережил блокаду Ленинграда, где он и его родители чуть не умерли от голода; одна тетя действительно умерла от голода. Позже он страдал от различных проблем со здоровьем, вызванных осадой. Бродский отметил, что многие из его учителей были антисемитами и что он чувствовал себя диссидентом с раннего возраста. Он отметил: «Я начал презирать Ленина , даже когда был в первом классе, не столько из-за его политической философии или практики … но из-за его вездесущих образов».

Будучи молодым студентом, Бродский был «непослушным ребенком», известным своим плохим поведением на уроках. В пятнадцать Бродский бросил школу и безуспешно пытался поступить в Училище подводников. Далее он работал фрезеровщиком. Позже, решив стать врачом, он работал в морге в Крестах , кройка и шитье тел. Впоследствии он работал в больницах, в судовой котельной и в геологических экспедициях. Параллельно Бродский занимался программой самообразования. Он выучил польский, чтобы переводить произведения польских поэтов, таких как Чеслав Милош , и английский, чтобы переводить Джона Донна . По пути он глубоко заинтересовался классической философией , религией, мифологией , английской и американской поэзией.

Работает

Поэтические сборники

  • 1967: Элегия для Джона Донна и других стихотворений , выбранных, переведенных и представленных Николасом Уильямом Бетеллом, Лондон: Лонгман
  • 1968: Velka elegie , Париж: Edice Svedectvi
  • 1972: Стихи , Анн-Арбор, Мичиган: Ардис
  • 1973: Избранные стихотворения , перевод с русского Джорджа Л. Клайна. Нью-Йорк: Харпер и Роу
  • 1977: Часть речи
  • 1977: Стихи и переводы , Кил: Кильский университет
  • 1980: Часть речи , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 1981: Стихи о зимней кампании 1980 , перевод Алана Майерса . – Лондон: Anvil Press
  • 1988: К Урании: Избранные стихи, 1965–1985 , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 1995: О горе и разуме: очерки , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 1996: So Forth: стихи , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 1999: Открытие , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 2000: Сборник стихов на английском языке, 1972–1999 , под редакцией Энн Челлберг, Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 2001: Рождественские стихи в переводе Мелиссы Грин – Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 2020: Избранные стихи, 1968-1996 , под редакцией Энн Челлберг, Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру

Сборники эссе и интервью

  • 1986: Меньше чем один: избранные эссе , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. (Лауреат премии Национального круга книжных критиков )
  • 1992: Водяной знак , Noonday Press; Нью-Йорк: Фаррар, Страус и Жиру, отражающие роман писателя с Венецией, где он останавливался не менее 20 раз.
  • 1995: О горе и разуме: очерки . Фаррар, Штраус и Жиру.
  • 2003: Иосиф Бродский: Беседы , под редакцией Синтии Л. Хейвен. Джексон, штат Миссисипи: Серия литературных бесед Университета Миссисипи.

Пьесы

  • 1989: Мраморы: пьеса в трех действиях , переведенная Аланом Майерсом с Джозефом Бродским. — Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру.
  • 1991: Демократия! в Granta 30 New Europe, переведенном Аланом Майерсом и Джозефом Бродским.

Бродский Андрей Константинович

Учёная степень: доктор биологических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Биологические науки

Регион: Санкт-Петербург

Рейтинг: 18 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии «Известные Ученые»

Профессор кафедры зоологии беспозвоночных СПбГУ. Научные интересы: Биоразнообразие и охрана природы; проблемы сохранения биоразнообразия; использование методов биоиндикации в оценке качества среды пресноводных экосистем; биомеханика полета животных; эволюция полета насекомых; эколого-физиологические основы эволюции наземных членистоногих; историческое развитие отрядов насекомых, занимающих ключевое положение в филогении класса. Читаемые курсы: «Общая экология» — общий курс лекций; «Введение в биоразнообразие» — спецкурс для студентов магистратуры, «Устойчивое управление прибрежными зонами» — спецкурс для студентов магистратуры; «Введение в специализацию» — спецкурс для студентов бакалавриата.

Научные публикации:

Бродский А.К. Происхождение и ранние этапы эволюции крылового аппарата насекомых // Чтения памяти Н.А. Холодковского, 1979. № 30, 38 с.

Бродский А.К. Тропики, острова, биоценозы. Изд-во Наука, СПб.1983.

Бродский А.К. Механика полета насекомых и эволюция их крылового аппарата. Изд-во ЛУ, Л. 1988. Монография.

Бродский А.К. Строение, функционирование и эволюция крыловых сочленений насекомых // Чтения памяти Н.А. Холодковского, 1989. № 41, 47 с.

Brodsky A. Vortex formation in tethered flight of butterfly Inachis io L. // Journal Exp. Biol., 1991. Vol. 161, 30 p.

Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. Изд-во СПбГУ, СПб. 1992. Учебник для университетов.

Brodsky A. The Evolution of Insect Flight. Oxford University Press. Oxford. 1994. Monograph.

Бродский А.К., Воронов А.Н., Крыза И. и др. Эколого- гидрогеологический словарь. Изд-во СПбГУ, СПб. 2001. Учебное пособие.

Бродский А.К. Введение в проблемы биоразнообразия. Иллюстрированный справочник. Изд-во ДЕАН, СПб. 2002. Учебное пособие.

Бродский А.К. Образование для устойчивого развития: роль высшей школы Санкт-Петербурга в реализации концепции устойчивого развития. Изд-во СПбГУ, СПб. 2003. Обзор.

Бродский А.К., Жуковский А.Н., Славинский Д.А. Природа и общество в цифрах на пороге нового тысячелетия. Изд-во СПбГУ, СПб. 2004. Учебное пособие.

Бродский А.К., Киселев Г.Н. и др. Палеоэкология с основами общей экологии. Изд-во СПбГУ, СПб. 2005. Учебное пособие.

Бродский А.К. Общая экология. Изд. центр «Академия», М. 2006. Учебник для университетов.

Отношения с Иосифом Бродским[ | код]

В 1962 году познакомилась с поэтом Иосифом Бродским. С этого времени Марианне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. «Стихи, посвящённые „М. Б.“, занимают центральное место в лирике Бродского не потому, что они лучшие — среди них есть шедевры и есть стихотворения проходные, — а потому, что эти стихи и вложенный в них духовный опыт были тем горнилом, в котором выплавилась его поэтическая личность». Первые стихи с этим посвящением — «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» датируются 1962 годом. Сборник стихотворений Иосифа Бродского «Новые стансы к Августе» (США, Мичиган: Ardis, 1983) составлен из его стихотворений 1962—1982 годов, посвящённых «М. Б.». Последнее стихотворение с посвящением «М. Б.» датировано 1989 годом.

8 октября 1967 года у Марианны Басмановой и Иосифа Бродского родился сын, Андрей Осипович Басманов.

Стихи из цикла «Новые стансы к Августе» стали основой документального телевизионного фильма «В плену у ангелов. Письмо в бутылке», канал «Культура» 2007, реж. Е.Потиевский. Стихи читает (закадровый голос) сын поэта, Андрей Басманов. В 1964—1965 и в 1972—1995 гг. М. П. Басманова и И. А. Бродский состояли в переписке, весь корпус которой в настоящее время хранится в Отделе рукописей РНБ, в архиве семьи Басмановых в Петербурге, в библиотеке Бейнеке Йельского университета, США. М. П. Басманова является творческим консультантом некоторых проектов, связанных с творчеством Бродского, — художественного фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009, реж. Андрей Хржановский.

Участие в военных действиях

Будучи последовательным сторонником царя Ивана Грозного, Алексей Данилович участвовал во множестве военных действий.

  • 1543 г. – принял участие в заговоре бояр Шуйских против Воронцова Фёдора Семёновича (во времена детства Ивана Грозного).
  • 1544 г. – служил 3-м воеводой в Елатьме.
  • 1550 г. – служил 2-м воеводой на Бобрике. Тогда же он принимал участие в первом военном походе на Казань.
  • 1551 г. – служил воеводой в Пронске.
  • 1552 г. – получил признание царя в период осады Казани благодаря проявленной храбрости при одном из приступов. За это он получил чин окольничего.
  • 1555 г. – под Судбищами возглавил семитысячное войско против 60-тысячного войска крымского хана Девлет-Гирея. Битва продолжалась полтора суток. Это сражение он выиграл. После этого местничал вместе с князем Ф.И. Кашиным.
  • 1556 г. – стал боярином и 2-ым наместником Великого Новгорода. На своём посту он вёл русско-шведские переговоры перед Ливонской войной.
  • 1558 г. – отправился на Ливонскую войну, где показал свои выдающиеся полководческие таланты. В ходе войны он выиграл битву при Нарве и оставался в городе в качестве первого воеводы. Позже принимал участие в осаде г. Полоцка.
  • 1559 г. – участвовал в военном походе против крымчан.
  • 1560 г. – принимал участие в штурме Феллина.
  • 1561 г. – осуществлял переговоры со Швецией и Данией.
  • 1563 г. – захватил Полоцк и возвратился на Родину, проживая на берегу Оки в боярском богатом поместье.
  • 1564 г. – вместе с сыном Фёдором организовал эффективную оборону Рязани перед силами Крымского Ханства. Несмотря на ветхие городские стены и укрепления, он вооружил горожан, скоординировал действия войск и ополчения, и не дал захватить Рязань превосходящим силам татар. Кроме того, Алексей Басманов устроил преследование отступающих врагов, уничтожил один отряд татарского войска, взял в плен 500 татар и мурзу Мамая. За такие победы царь пожаловал ему наградные «золотые».

Награды и отличия

  • 1978 — Почетная степень доктора Letters , Йельский университет
  • 1979 — Стипендия Американской академии и Института искусств и литературы.
  • 1981 — Премия Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартур
  • 1986 — почетный доктор литературы Оксфордского университета.
  • Награда за выдающиеся достижения Международного центра в Нью-Йорке
  • 1986 — Национальная премия книжных критиков за критику за менее чем один (сборник эссе)
  • 1987 — Нобелевская премия
  • 1989 — почетный доктор Эссекского университета.
  • 1989 — Почетная степень Дартмутского колледжа.
  • 1991 г. — почетный доктор гуманитарного факультета Упсальского университета , Швеция.
  • 1991 — Поэт-лауреат США
  • 1991 — Премия «Золотой венок» «Вечер поэзии Струги»
  • 1993 — Почетная степень Силезского университета в Польше.
  • Почетный член Международной академии наук, Мюнхен

Смерть и погребение

Субботним вечером 27 января 1996 года в Нью-Йорке Бродский готовился ехать в Саут-Хэдли и собрал в портфель рукописи и книги, чтобы на следующий день взять с собой. В понедельник начинался весенний семестр. Пожелав жене спокойной ночи, Бродский сказал, что ему нужно ещё поработать, и поднялся к себе в кабинет. Утром, на полу в кабинете его и обнаружила жена. Бродский был полностью одет. На письменном столе рядом с очками лежала раскрытая книга — двуязычное издание греческих эпиграмм. Сердце, по мнению медиков, остановилось внезапно — инфаркт, поэт умер в ночь на 28 января 1996 года.

1 февраля 1996 года в Епископальной приходской церкви Благодати (Grace Church) в Бруклин Хайтс, неподалёку от дома Бродского, прошло отпевание. На следующий день состоялось временное захоронение: тело в гробу, обитом металлом, поместили в склеп на кладбище при храме Святой Троицы (Trinity Church Cemetery), на берегу Гудзона, где оно хранилось до 21 июня 1997 года. Присланное телеграммой предложение депутата Государственной Думы РФ Г. В. Старовойтовой похоронить поэта в Петербурге на Васильевском острове было отвергнуто — «это означало бы решить за Бродского вопрос о возвращении на родину». Мемориальная служба состоялась 8 марта на Манхэттене в епископальном соборе Святого Иоанна Богослова. Речей не было. Стихи читали Чеслав Милош, Дерек Уолкотт, Шеймас Хини, Михаил Барышников, Лев Лосев, Энтони Хект, Марк Стрэнд, Розанна Уоррен, Евгений Рейн, Владимир Уфлянд, Томас Венцлова, Анатолий Найман, Яков Гордин, Мария Соццани-Бродская и другие. Звучала музыка Гайдна, Моцарта, Пёрселла. В 1973 году в этом же соборе Бродский был одним из организаторов мемориальной службы памяти Уистена Одена.

Решение вопроса об окончательном месте упокоения поэта заняло больше года. По словам вдовы Бродского Марии: «Идею о похоронах в Венеции высказал один из его друзей. Это город, который, не считая Санкт-Петербурга, Иосиф любил больше всего. Кроме того, рассуждая эгоистически, Италия — моя страна, поэтому было лучше, чтобы мой муж там и был похоронен. Похоронить его в Венеции было проще, чем в других городах, например, в моём родном городе Компиньяно около Лукки. Венеция ближе к России и является более доступным городом». Вероника Шильц и Бенедетта Кравери договорились с властями Венеции о месте на старинном кладбище на острове Сан-Микеле.

21 июня 1997 года на кладбище Сан-Микеле в Венеции состоялось перезахоронение тела Иосифа Бродского. Первоначально тело поэта планировали похоронить на русской половине кладбища между могилами Стравинского и Дягилева, но это оказалось невозможным, поскольку Бродский не был православным. Также отказало в погребении и католическое духовенство. В результате решили похоронить тело в протестантской части кладбища. Место упокоения было отмечено скромным деревянным крестом с именем Joseph Brodsky. Через несколько лет на могиле был установлен надгробный памятник работы художника Владимира Радунского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector