Театр в жизни детей

Зрительские мотивации

Досуговый и культурный выбор человека обычно инициирован не столько желанием увидеть или сделать что-то конкретное, сколько стремлением удовлетворить определенную потребность, мотивацию. Очевидно и то, что мотивы посещения театра не могут быть сведены исключительно к восприятию спектакля. Кроме содержательных мотиваций, связанных с произведением искусства, желание пойти в театр может быть связано с целым рядом других мотивов, непосредственно со спектаклем не связанных.

Нам удалось показать, что тип мотивации существенно влияет на частоту посещения театра. Сегодня главным досуговым трендом является стремление к рекреации и развлечению. Та же тенденция отмечается и в культурном потреблении: независимо от возраста и уровня дохода большинство зрителей главной причиной посещения театра называют желание отдохнуть. Как показывают расчеты, рекреационные мотивы (отдохнуть, провести свободное время или отсутствие артикулированных причин посещения) являются фактором, существенно снижающим частоту посещения театра. В ходе анализа результатов опросов было показано, что рекреационный мотив больше свойственен случайным посетителям, которые не имеют устойчивых театральных привязанностей, но, как мы знаем, именно эти зрители составляют большую часть зрительской аудитории.

С другой стороны, значимым положительным фактором посещаемости является наличие содержательных мотивов, к которым мы относим не только те, что связаны со спектаклем, но и социально-культурные, просветительские и коммуникативные аспекты. Анализ показал, что при прочих равных условиях те зрители, чья мотивация состоит в желании посетить конкретный спектакль, получить специфические театральные впечатления или приобщить к искусству ребенка, как правило, посещают театры чаще.

Далее. Кроме обычных спектаклей в театральной жизни случаются мероприятия особого рода, которые мы условно определяем как «значимые культурные события». Эмпирически установленные факты позволяют рассматривать престижно-статусные мотивы как существенный фактор культурного потребления. Вне зависимости от вида искусства, жанровой или видовой принадлежности события статусные мотивы зачастую становятся главными детерминантами культурной активности бомонда, склонного к престижному потреблению искусства, образованной публики, которую в большом количестве фиксировали наши опросы на разного рода значимых культурных мероприятиях в театрах, на концертах и художественных выставках. В этой публике оказывается достаточно много посетителей, не обладающих артикулированными художественными потребностями, людей, которые могут быть причислены к символически-статусным потребителям искусства и которые рассматривают поход в театр как своего рода маркер культурности, принадлежности к элите.

Этот особый тип мотивации, несмотря на негативную коннотацию понятия и неоднозначность статусных мотивов театрального потребления дает, на наш взгляд, определенные маркетинговые возможности. Он основан на том, что человек обращается к таким произведениям, сложность культурных кодов которых не позволяет ему полностью освоить их содержание при существующем уровне когнитивных компетенций, проявляя тем самым «аномальность» в своем зрительском поведении. Практически на любом спектакле из разряда «значимых культурных событий» присутствуют зрители, демонстрирующие высокодифференцированное отношение к сценическому произведению в ситуации конкретного посещения, хотя по своим первичным ориентациям или по отношению к другим произведениям театрального искусства они принадлежат к посетительским сегментам более низкого уровня. Подобный тип контактов с искусством стимулирует овладение культурными кодами — не только семантикой социальных знаков и сигналов, но и ключами к дешифровке языка искусства. А человек, обозначая свой статус, осознанно или неосознанно, прилагает усилия для «наверстывания упущенного» «в форме длительных диспозиций ума и тела».

Малыши в театре. Что театр способен дать ребенку?

Из чего же, из чего же сделаны наши малыши? Конечно, из игр и эмоций. Дошкольники играют всегда: на улице, дома, помогая маме, чистя зубки, ложась спать… В игре они представляют разные ситуации, где являются главными героями. Вспомните, как часто ваш малыш просит почитать одну и ту же сказку: и еще, и еще, и еще один разочек. Поверьте, это не каприз и не просто так! Возможно, ваш ребенок решает для себя какую-то важную дилемму. Однажды моя дочь, слушая в 20-ый раз сказку про колобка, выдала:

— Если бы колобок был послушным, то его бы сразу съели. А он убежал – и еще немного пожил, и свет белый повидал!

И что ответить на эти слова? Маленький тупик для взрослых!

На эмоциональном плане у детей также все по-другому. Мы, взрослые, научились сдерживаться, не проявлять чувств на людях: бурных восторгов, слез, криков радости… Хотя порой и не в силах сдержаться. У детей – все наоборот! Они открыты: плач означает огорчение, печаль, недовольство, смех – радость, восторг, хорошее настроение.

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Суфлер

Всего в России не больше 30 суфлеров. В столице эта театральная профессия сохранилась только в 3 театрах:

  • Малом;
  • Большом;
  • Московском Художественном театре им. А. Чехова.

Суфлер внимательно следит за ходом каждой репетиции и спектакля. Если вдруг актер забыл свою реплику, он шепотом подсказывает ему. Его рабочее место невидимо для зрителя, поэтому не все знают даже о существовании такой профессии. Находится суфлер за кулисами или в специальной будке, которая располагается посреди сцены. Это едва заметное возвышение в форме ракушки. Иногда он может прятаться в декорациях.

Чаще всего суфлером становится бывший актер, который по различным причинам не может выходить на сцену. На первый взгляд эта профессия кажется легкой. Однако это обманчивое впечатление. На протяжении спектакля ее представитель находится в постоянном напряжении. Он должен быстро ориентироваться, где актер делает длинную паузу, а где – молчит, потому что забыл текст.

Помощники зрителей

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

Кассир

Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.

Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.

Гардеробщик

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.

Капельдинер

В обязанности капельдинера входит:

  • проверка билетов;
  • запуск посетителей в зал;
  • комплектация программок и предложение их зрителям;
  • помощь в поиске места в зале.

Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.

В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.

Узнавание и работа над собой

Карл Густав Юнг, широкоизвестный психолог, ученик Фрейда, говорит о роли театра, как «мистической сопричастности», в которую погружается личность. Здесь он ощущает себя не отдельным человеком, но народом, общностью. Юнг также полагал, что самое сильное воздействие, приводящее к избавлению от комплексов, будет иметь то произведение искусство, которое объективно и имперсонально.

Происходит это «влияние» примерно так: актёр своей игрой побуждает зрителя находить в персонаже бессознательно то, что требует компенсации на сознательном уровне.

Любовь или нелюбовь к театру возникает по ряду разных причин. Среди психологических явно лидирует одна. Зритель видит в герое себя, узнаёт свои слабые места, осуждает своё же поведение

И здесь очень важно, чтобы он нашёл в себе силы восстать против своих слабостей, оценить себя с негативной стороны. Тогда он сможет избавиться от отрицательного героя в себе самом

Психолог Эрик Берн считает, что любое общение людям выгодно и полезно, а театр даёт отличную возможность для него. Анализируя экспериментальные данные, он отмечает, что отсутствие эмоциональных и сенсорных раздражителей может привести к психическим нарушениям. Человек должен организовывать свою жизнь на высоком эмоциональном уровне, в чём ему и может помочь театр. Ведь последний наполнен актами скрытого общения.

Комедии и трагедии равно одинаково влияют на эмоциональное здоровье человека, даже несмотря на то, что первые заставляют нас смеяться, а вторые сочувствовать.

Катарсис не всегда является целью трагедии. Во время сценического действа в голове у зрителя идёт свой спектакль, который может не соотноситься с тем, что на происходит на сцене, ни по сюжету, ни по жанру.

Комедия, несмотря на уже давно устаревшее звание «низкого жанра», никак не связана с унижениями ближнего или высмеиванием личности.

Театр — это те же игры, в которые мы все играем ежедневно, если верить Берну. Можно было бы сказать, что театр делает человека свободным, но на самом деле он делает его рабом. Зритель, приходя в театр, надеется, что тот решит его проблему. И он действительно может её решить, если человек сам найдёт в себе мужество не пугаться ситуаций, в которые могут погрузить «его» персонажа, а использовать их для исцеления.

Отсюда вытекают и театральные привычки. Кто-то может несколько раз ходить на полюбившийся спектакль, потому что в нём он увидит уже знакомые игры, в которых он с удовольствием принимает участие, отказавшись от общественного ролевого поведения. Обрести свободу в театре можно только тремя способами: вовлечённостью в настоящее, спонтанностью и близостью.

Если переложить психологическую теорию эмоций на театр, то можно увидеть, что последний приводит к сочувствию и сопереживанию. Сочувствуя, зритель понимает и оправдывает поступки персонажа, как свои собственные. Сопереживать он может не только положительному (по сюжету) герою, но и отрицательному, вкладывая в него свои причины и свою мотивацию для тех или иных поступков.

Репертуарные предпочтения

Оценивая структуру художественных предпочтений и особенности зрительского спроса, мы отмечаем следующую тенденцию: современная театральная публика — как случайная и неразвитая, так и наиболее искушенная — в своем репертуарном выборе ориентируется прежде всего на участие в спектакле популярных актеров. Впрочем, в зависимости от конкретного театра или определенного типа спектакля, приоритетными могут становиться и другие факторы зрительского выбора — зрелищность, интерес к классической пьесе, популярному постановщику и т.д.

Режиссерский фактор чаще становится значимым предпочтением в случае «авторского» или «режиссерского» проекта, когда факт участия в постановке известного режиссера активно продвигается как важное достоинство спектакля. Такие проекты обычно рассчитаны на публику не случайную, знакомую с именами и имеющую некоторое представление о тенденциях современного театрального искусства

Но, как показывают зрительские опросы, практически во всех случаях устойчиво наименьшим спросом в публике пользуется экспериментальность постановки, даже несмотря на то, что в театральной публике последних лет становится больше людей, интерес которых к театру определяется фактором новизны.

Репертуарные предпочтения зрителей связаны с их избирательной способностью: с повышением избирательности зрителя растет и его способность воспринимать театральный спектакль во всей целостности, синтетичности и многообразии. Неподготовленные в культурном отношении посетители публично декларируют интерес главным образом к популярным образцам, к тому, о чем все мы имеем хотя бы минимальное представление еще со школьной скамьи. Они ждут от театра зрелищности и развлекательности, того, что предлагают массовые виды культурного досуга и к чему они так привыкли. Но по мере накопления зрительского опыта и роста избирательности происходит изменение зрительских приоритетов с тех, что определяют внешнюю сторону театра (звездность, зрелищность, сюжет, свойственные развлекательным жанрам), на его содержательные, смысловые компоненты, в наибольшей мере отражающие сущность и особенности театра как вида искусства. Возрастает доля зрителей, имеющих конкретные репертуарные предпочтения: они ожидают интеллекта, эксперимента, проявляют больший интерес к творчеству авторов и постановщиков. Эта ситуация отражает логику приобщения человека к искусству: от простого — к сложному, от внешней аттрактивности — к содержательности, от массового — к элитарному.

Как свидетельство многообразия систем культурных потребностей мы отмечаем особенности художественных предпочтений аудитории мюзикла. Пристрастие к мюзиклу, как оказалось, не является проявлением любви ни к музыкальным жанрам театрального искусства, т.е. музыкальной ориентированности зрителей, ни к театру вообще. Наше исследование в Московском Театре оперетты (2014 г.) показало, что на мюзикл, как ни странно, ходят не ради музыки и даже не ради популярных исполнителей. Так, главным мотивом для посещения мюзикла «Граф Орлов» стал сюжет, история, рассказанная в спектакле, вторым — зрелищность, и только потом — актеры. Не ориентированный на театр зритель, в соответствии с обыкновением, привитым массовым кинематографом, шоу-бизнесом и СМИ, при посещении театрального представления рассчитывает на интригу, зрелищность, наличие эффектных декораций, костюмов и музыки, как непременный атрибут развлекательно-зрелищного досуга.

Рихард Вагнер как-то сказал: «Правило таково: публика хочет, чтобы ее развлекали, поэтому постарайся под видом развлечения преподнести ей твое самое заветное». Так и здесь: давая людям, часто далеким от искусства, не только развлечение и зрелище как разновидность легкого досуга, но и более интеллектуальное содержание, мюзикл вовлекает их в театральную жизнь.

Поиск формы и содержания

Примечательно, что зрители часто позитивно оценивали экспериментальный характер постановки. С точки зрения формы выделяли интерактивность («формат, коммуникация с новыми незнакомыми людьми»), «необычные мизансцены и западающие в душу символы», «подачу самой истории»: видеопроекции, «полное погружение », «непринужденную атмосферу». А в содержательном отношении для них были значимы «дух времени», «серьезная актуальная тема», «спектакли со смыслом», которые «заставляют о многом задуматься».

Зрителям нравятся спектакли с сильным эмоциональным зарядом. Речь и об «эксцентричных непринужденных» постановках «с драйвом» («Спектакль живой, хулиганский, но при этом есть, о чем подумать»), и о спектаклях, вызывающих ностальгию и сопереживание. Респонденты говорили, что спектакль их «захватил», заставил «вспомнить прошлое», «испытать боль» за персонажей: «Эмоции до слез от грусти, от тоски, от смеха, от сострадания, от беспомощности».

В чем пойти в театр мужчине? Фото

Несмотря на то, что у женщин чаще возникают проблемы с выбором нарядов, для мужчин тоже есть несколько советов в плане внешнего вида в театре.

Идеально, если это будет костюм с белой рубашкой и галстуком

  • Костюм желательно выбирать однотонный или в едва заметную клеточку/полосочку
  • Рубашка должна быть светлой

Вместо галстука возможны варианты с шарфом или бабочкой, как больше нравится

Если мужчина не желает расставаться с любимыми джинсами, пусть они не будут рваными или разных оттенков, и желательно компенсировать этот образ однотонной сорочкой и, как вариант, менее строгим пиджаком

«Поменьше цирка и адюльтера»

На будущее театра респонденты смотрят по-разному. 

Есть консерваторы — сторонники сохранения традиций, противники экспериментов. Они подчеркивают: «Меньше перформансов, больше Станиславского», «Классика, классика и еще раз классика», «Люблю старый русский театр без наворотов», «поменьше цирка и адюльтера».

Сторонники авангардного искусства считают, что театр «должен быть смелым и независимым», использовать новые технические и художественные средства. Респонденты выступают за «сближение театра с реальностью», за «театр как центр коммуникаций общества», «отход от жесткой литературоцентричности».

Аудитория поляризуется, отмечают исследователи: «В ответах зрители говорят об одних и тех же моментах, но в противоположных терминах: то, что для одних «шоу» и «кабаре», для других — желаемая яркость и зрелищность. «Актуальность» может превратиться в «политизированность», «классика» — в «занудство», а смелые эксперименты — в «разврат» или «сумасшедшие выдумки режиссера».

Театр для всех

Впрочем, есть и представители умеренной позиции, которые выступают за «гармонию между традицией и новаторством»: «И авангард хочется видеть, и чтобы про классику не забывали». А вот еще более конкретное суждение: театр должен быть «разноплановым, чтобы каждый зритель — будь то сторонник строгого академизма или любитель авангарда — мог выбрать то, что ему ближе по духу».

Но для многих насущный вопрос — банальная доступность театра: физическая (чтобы театры и спектакли приходили в регионы), финансовая (речь о ценах на билеты) и смысловая. Нужны спектакли, доступные не только элите, ценителям и знатокам, но и широкой аудитории.IQ

Авторы исследования:
 

Лаборатория будущего театра ГИТИС*Никита Большаков, старший преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социальных наук НИУ ВШЭНадежда Астахова, социологАлиса Максимова, младший научный сотрудник ИГИТИ имени А. В. Полетаева НИУ ВШЭ, старший преподаватель Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского НИУ ВШЭ

Автор текста:

Соболевская Ольга Вадимовна,

18 ноября, 2019 г.

Культура

Топ

Подпишись на IQ.HSE

Зритель — пациент?

Николай Николаевич Евреинов, драматург, искусствовед, психолог и философ отмечал, что театр пробуждает волю к жизни в зрителе, властно заставляя того преображаться.

В чём же прелесть театра, как психологического инструмента? В традиционном лечении человек осознаёт себя пациентом — а это всегда дистресс. Но театр предоставляет свободу, обезличивает пациента и таким образом погружает его в эустресс. Театр способен влиять на стресс житейский, вытесняя его, и в этом его неповторимая сила.

Моделирование различных ситуаций на театральных подмостках — возможность объединить в моменте сопереживания самых разных людей, которые находят свой личностный смысл в них. Получается вполне себе групповая терапия, которая сохраняет каждого «пациента» инкогнито.

Английский психолог Роберт Бернс разработал Я-концепцию, которая ведёт к достижению внутренней согласованности. Зритель постоянно сравнивает своё Я с тем, что происходит на сцене, пытается встроить себя в этот новосозданный театральный мир. Тем самым он пытается миновать когнитивный диссонанс. Для этого нужно соблюдать несколько простых условий: принимать всё происходящее (быть готовым к сотворчеству), адаптироваться (подчиниться правилам игры), активировать психологическую защиту (выбрать приемлемые для себя правила), или же отторгнуть постановку (не принять правила игры).

Руководители-организаторы

«Руководящие» профессии в театре представлены художественным руководителем и заведующими разными секторами. Они занимаются организацией творческого процесса и контролируют выполнение подчиненными их обязанностей. От них зависит фактически само существование театра. Какие постановки подготовить, куда отправиться с гастролями, где рекламироваться – решение этих и многих других важных вопросов возлагается на руководящее звено.

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей. В его обязанности также входят:

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

И, наконец, почему в театре служат

«Герб города N» по пьесе С. Баженовой

Театр не производит материальных ценностей. То, что делается в театре, нельзя взять в руки, положить в карман, отложить на черный день. Это работа душевная, духовная, это работа на будущее. Толпы абитуриентов каждое лето штурмуют подъезды театральных институтов, из толп лишь единицы удостаиваются чести быть принятыми, и до диплома не все доходят. А те, кто получает заветный диплом и приобщается к этой профессии, не всегда достигают каких-то высот.

В чем тут проблема? В избранности, в даре, в таланте, в призвании.

История театра хранит для потомков случаи, когда спектакль вершил судьбы страны. К примеру, спектакль Котэ Марджанишвили «Разбойники» по пьесе Ф. Шиллера стал сигналом для начала борьбы за смену власти в Грузии в 20-е годы XX века.

А Хор иудейских рабов из «Набукко» Дж. Верди стал гимном гарибальдийского движения в Италии. Есть и другие примеры, но за 2000-летнюю историю театрального искусства их наберется не так уж много. Дело в другом. Артисты в наше стремительное время уже не становятся властителями дум, как 50-100 лет назад. Но они становятся для какого-то зрителя своим человеком, которому можно довериться, с которым можно посоветоваться, благодаря которому можно жить.

Главное

Нельзя ходить в театр на работу. Это приводит к равнодушию, ты невольно начнешь фальшивить, облегчать себе жизнь. Публика это чувствует и не прощает. Служителя она благодарит доверием и любовью. Только служитель театра сможет каждый вечер выходить на сеанс обмена энергией со зрителем. Только служитель рано или поздно сможет достучаться до нескольких сердец.

Как вам спектакль?

Мотивов похода в театр может быть несколько. 55% опрошенных идут смотреть работу определенного актера или режиссера. Чуть поменьше — 51% — жаждет ярких эмоций. По 48% респондентов хотят поразмышлять или узнать что-то новое.

В пятерку менее популярных мотивов вошли желание развлечься (36%), отдохнуть от быта (27%). Есть и мотив, вообще не особенно сфокусированный на сцене: 21% опрошенных просто хотели как-то провести время с любимым человеком или друзьями.

При выборе спектаклей для респондентов значимы сюжет и характер постановки (37% опрошенных), а также режиссеры и актеры (35%).

Отличную оценку спектаклям респонденты ставили благодаря:

Мастерству исполнителей: «Актеры были на высоте. Хотелось наблюдать и не отрываться, как под гипнозом», «играли на разрыв сердца», своей игрой «включали воображение». Также подчеркивались « музыкальные и танцевальные умения артистов, интерактивность спектакля, искренность».

Режиссуре: « Феерическое, почти фантастически талантливо сделанное зрелище», «оригинальный выразительный язык».

Сценографии — декорациям, световым и визуальным эффектам: мультимедийным проекциям в постановках и пр.

Сюжету спектакля: «Сценарий супер», «Хороший материал — Сорокин. Для этого времени, должно на большинство подействовать шокирующе. Надеюсь, кого-то по-хорошему ужаснет».

Общей атмосфере, стилю постановки: «Текст, музыка, свет. Сплетение и соединение деталей, цитат, ощущений. Аутентичность чувств. <…> Правдивость».

Соответствию литературной основе — на фоне нетривиального режиссерского взгляда: «При необычности прочтения верность Чехову».

Впечатление от спектакля складывается из мелочей, в том числе, бытовых. «Великолепная игра актеров, хорошо кондиционированный зал, вежливые, даже учтивые капельдинеры. Да здравствует классика. Именно такого «Горя от ума» и хотелось», — заявляет респондент.

Среди причин недовольства спектаклем информанты называли:

затянутость и банальность ( «Монотонно, малопонятно, утомительно», «хотелось больше драйва»);

невнятность и странность режиссерского замысла («Трудно установить последовательность действий и логику», «Ужасное, безответственное издевательство над Чеховым, нагромождение пошлости», «Насилие над текстом»);

проблемы со звуком («чрезмерно громкая музыка», «сильные и неожиданные перепады звуков») , с речью актеров («Дикция Чацкого была нечеткой»), реквизитом («Костюмы и декорации очень пыльные»);

мат со сцены («Излишнее количество нецензурных выражений», «Много ненужных грубых слов — неужели Шекспир?»).

На плохие впечатления от спектакля также повлиять духота или холод в зале, его плохая планировка («к роме первых рядов, не видно никому» ), неудобные кресла, хамство сотрудников театра и плохая работа буфета: «высокие цены», очереди, «не принимают карты». 

В чем пойти в театр девушке

Коктейльное платье.

Такое платье считается идеальной одеждой для посещения спектаклей. Но оно также должно соответствовать ряду требований:

  • Быть сдержанных тонов (черным, серым, фиолетовым, темно-зеленым).
  • Длиной – до середины колена. Надеть мини-платье на спектакль – дурной тон!
  • Без выраженного блеска.
  • Без глубокого выреза на груди.

Идеальный материал – это вискоза или шелк. Они создают роскошный и элегантный образ. Если вы посещаете театр зимой, можно надеть платье из бархата. Он прекрасно смотрится в таком заведении.

Вечернее платье.

Аккуратно нужно быть с вечерними платьями. Здесь нужно учитывать:

  • статус театра;
  • масштаб мероприятия;
  • статусность места в зрительном зале.

Например, для VIP-места в Венской опере подойдет вечернее платье в пол. Впрочем, на таких мероприятиях действует дресс-код, подразумевающий именно такой наряд.

Если вы придете в подобном платье в небольшой театр на рядовой спектакль, косых взглядов не избежать.

В чем ехать в театр сразу после работы

Если вы не успеете переодеться, на работу лучше прийти в юбке-карандаше и блузке, желательно белой. Не стоит надевать прозрачную блузку, а также модели кричащих тонов. Классический вариант – белый верх, черный низ – будет уместен.

Брючные однотонные костюмы будут также неплохо смотреться. Желательно их комбинировать со светлой блузкой.

Что надеть в театр зимой

Зимой можно носить платья из шерсти, бархата, плотные юбки. Плечи должны быть закрытыми, а рукава – длинными. Если вы хотите надеть наряд с открытыми плечами, лучше поверх накинуть платок.

Толстых свитеров и кофт лучше избегать.

Важно: зимой лучше брать с собой сменную обувь. Хотя публика стала менее консервативна насчет зимних сапог в театре, туфли придадут +100 очков к вашей элегантности

Театр сегодняшнего дня

«Дембельский поезд» А. Архипова, реж. Г. Цхвирава. Олег в роли военврача, майора Уварова

Можно осветить этот вопрос и с другой стороны. В театре никогда не зарабатывали денег.

Чем оправдать желание людей, которые ради какой-то эфемерной творческой идеи собираются по вечерам, чтобы прилюдно обнажать свою душу? Артисты плачут, смеются, влюбляются, расстаются, мстят, умирают от имени своих героев, тратят нервы, рвут на части сердца. За одну свою жизнь проживают десятки чужих жизней, и все во имя того, чтобы несколько человек из огромного зала прониклись их идеями, стали мыслить иначе, встали с ними по одну сторону баррикад, просто задумались.

С обывательской точки зрения есть в этом что-то не очень нормальное. И все это происходит каждый вечер. И все — за небольшие деньги. Учитывайте еще тот факт, что мгновения истинного вдохновения, полета творчества крайне редки.

Кто такие артисты? Фанатики? Служители? Люди идеи? Да. Конечно, звезды кино и сериалов получают немало, но таких единицы от общего числа служителей театра. Материальных благ в театре не найти. Особенно в театрах провинциальных. Часто артисты театра после утренней репетиции бегут на репетицию в театральные студии, где преподают, на частные уроки риторики, в институты культуры, на ведение свадеб, юбилеев, корпоративов, чтобы что-то заработать. А вечером — снова в театр на спектакль.

Не скажу, что всех такая жизнь устраивает, но ведь держит их театр, не отпускает от себя, да и они не хотят с ним прощаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector