Биография виктора гюго кратко

Революция в театре[править | править код]

Скандал во время первой постановки «Эрнани» ()

Гюго перерабатывает свои «Оды и баллады» (), стремясь их приблизить к требованиям романтической поэтики. С установкой на них пишет «Les Orientales» (Восточные поэмы, ), издаёт «Le dernier jour d’un condamné» (Последний день осуждённого к смерти, ), который является этапом его социально-политической эволюции и началом его деятельности радикала, прямолинейного, метафизического гуманиста.

Гюго заканчивает драму «Марион де Лорм» (), знаменующую собой начало его отхода от роялизма, которому он однако ещё вплоть до неоднократно отдавал дань.

За отрицательный портрет Людовика XIII цензура запретила драму, и она появилась на сцене лишь после Июльской революции . «Последний день осуждённого к смерти», «Марион де Лорм» были оформлением социально-политического сознания Гюго — радикального демократа, как его романтическая поэтика была требованием социального бытия радикальной мелкой буржуазии.

Вслед за этими произведениями Гюго пишет драму «Эрнани» () — яркое и законченное выражение принципов драмы, провозглашённых в предисловии к «Кромвелю». Единства уничтожены. Центральная фигура — не купец и не античный герой, а разбойник. Но «Эрнани» — не правда истории, а правда поэта. Сцена полна людьми великих подвигов, жертвенной любви, высокого благородства, великодушия и бурных страстей. Этими страстями взволнован театральный зал. Торжество романтизма над классицизмом в результате этой постановки становится общепризнанным фактом.

Театральные бои сезона — предвещали близкие бои на улице. Июльская революция раскрыла социальный смысл литературных боёв. 19/VIII Гюго публикует в либеральной «Le Globe» гимн революции — оду «Молодой Франции». Поставленные в следующие сезоны «Марион де Лорм» () и «Король забавляется» () были утверждением тех же принципов, что и «Эрнани», но их успех был уже не литературный, а явно политический, точно так же как и следующих постановок «Лукреция Борджиа», Мария Тюдор|«Мария Тюдор», и «Рюи Блаз», ); Гюго был уже тогда чрезвычайно популярен, но театральными и литературными событиями они не стали, несмотря на то, что «Рюи Блаз» — неслыханное поругание норм классиков: он построен на романе лакея и королевы. Вопросы литературных приёмов особых общественных страстей тогда уже не будили.

После , когда явственно выступила наружу социально-политическая основа романтизма, — консервативные романтики стали отходить от Гюго, сам же он начал с большей определённостью защищать свои социально-политические идеи. Его статьи и речи сейчас посвящены не столько
защите романтической поэтики, сколько пропаганде его социально-политических идей.

Библиография

В Викитеке есть тексты по этой теме: Victor Hugo

Романы

  • Ган Исландец (Han d’Islande, 1823).
  • Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
  • Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829).
  • Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831).
  • Клод Гё (Claude Gueux, 1834).
  • Отверженные (Les Misérables, 1862).
  • Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866).
  • Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869).
  • Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Драматургия

  • Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
  • Кромвель (Cromwell, 1827).
  • Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889).
  • Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829).
  • Эрнани (Hernani, 1829).
  • Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832).
  • Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833).
  • Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833).
  • Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835).
  • Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838).
  • Бургграфы (Les Burgraves, 1843).
  • Торквемада (Torquemada, 1882).
  • Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (Théâtre en liberté, 1886).

Публицистика и эссе

  • Этюд о Мирабо (Étude sur Mirabeau, 1834).
  • Литературные и философские опыты (Littérature et philosophie mêlées, 1834)
  • Рейн. Письма к другу (Le Rhin, 1842).
  • Наполеон Малый (Napoléon le Petit, 1852).
  • Письма Луи Бонапарту (Lettres à Louis Bonaparte, 1855).
  • Вильям Шекспир (William Shakespeare, 1864).
  • Париж (Paris-Guide, 1867).
  • Голос с Гернси (La voix de Guernsey, 1867).
  • До изгнания (Avant l’exil, 1875).
  • Во время изгнания (Pendant l’exil, 1875).
  • После изгнания (Depuis l’exil, 1876, 1889).
  • История одного преступления (Histoire d’un crime, 1877—1878).
  • Фанатики и религия (Religions et religion, 1880).
  • Мои сыновья (Mes Fils, 1874).
  • Архипелаг Ла Манш (L’Archipel de la Manche, 1883).
  • Что я видел (Choses vues, 1887, 1900).
  • Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrénées, 1890).
  • Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892).
  • Послесловие к моей жизни (Post-scriptum de ma vie, 1901).

Поэзия

  • Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822).
  • Оды (Odes, 1823).
  • Новые оды (Nouvelles Odes, 1824).
  • Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826).
  • Восточные мотивы (Les Orientales, 1829).
  • Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831).
  • Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835).
  • Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837).
  • Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840).
  • Возмездие (Les Châtiments, 1853).
  • Созерцания (Les Contemplations, 1856).
  • Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865).
  • Грозный год (L’Année terrible, 1872).
  • Искусство быть дедом (L’Art d’être grand-père, 1877).
  • Папа (Le Pape, 1878).
  • Революция (L’Âne, 1880).
  • Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881).
  • Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883).
  • Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886).
  • Бог (Dieu, 1891).
  • Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893).
  • Мрачные годы (Les années funestes, 1898).
  • Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941).
  • Океан (Océan. Tas de pierres, 1942).

Собрания сочинений

  • Œuvres complètes de Victor Hugo, Édition définitive d’après les manuscrits originaux — édition ne varietur, 48 vv., 1880—1889
  • Маленький Наполеон . — М., издательство «С. Дороватовского и А. Чарушникова», 1902, 4200 экз.
  • Избранное: в 2 т. — Государственное издательство художественной литературы, 1952
  • Собрание сочинений: В 15 т. — М.: Гослитиздат, 1953—1956
  • Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Правда, 1972 (серия «Библиотека «Огонёк». Зарубежная классика)
  • Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Правда, 1988
  • Собрание сочинений: В 6 т. — Тула: Сантакс, 1993
  • Собрание сочинений: В 4 т. — М.: Литература, 2001
  • Собрание сочинений: В 14 т. — М.: Терра, 2001—2003

Произведения Гюго в других видах искусства

Виктор Гюго начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год. Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности» (Делакруа делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго «Эми Робсарт»).

Гюго был знаком со многими художниками и иллюстраторами, братья Девериа, Эжен Делакруа, так его близким другом был Луи Буланже. Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу, ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя.

Его привлекали сюжеты фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: «Призрак», «Ленора», «Дьявольская охота». Мастерски выполнена литография «Ночной шабаш», где в жутком и стремительном хороводе несутся черти, обнаженные ведьмы, змеи и прочая «нечистая сила», фигурирующая в балладе Гюго. На целую серию литографий вдохновил Буланже роман «Собор Парижской богоматери». Конечно, нельзя исчерпать творчество Буланже всеобъемлющим влиянием Гюго. Художник вдохновлялся сюжетами истории прошлого и настоящего, Библией, итальянской литературой… Но лучшими остаются работы, навеянные искусством Гюго. Талант писателя был родствен художнику, в его творчестве он находил наиболее верную поддержку своим исканиям. Их преданная дружба, длившаяся всю жизнь, была предметом восхищения современников. «Месье Гюго потерял Буланже»,— сказал Бодлер, узнав о смерти художника. А в отзыве на «Салон 1845 года» (изданной в том же году брошюры объёмом около 50 страниц, подписанной «Бодлер-Дюфаи»). Бодлер дает такую характеристику Луи Буланже: «перед нами последние обломки старого романтизма — вот что значит жить в эпоху, когда считается, будто художнику достаточно вдохновения, заменяющего все остальное; вот та пропасть, куда увлекает Мазепу его дикая скачка. Г-н Виктор Гюго, погубивший столь многих, погубил и г-на Буланже — поэт столкнул в яму живописца. А между тем г-н Буланже пишет вполне прилично — достаточно взглянуть на его портреты; но где, черт возьми, выудил он диплом исторического живописца и вдохновенного художника? Уж не в предисловиях ли и одах своего знаменитого друга?»

Шесть персонажей Виктора Гюго. Холст, масло. Музей изящных искусств, Дижон

В марте 1866 года вышел в свет роман «Труженики моря» с иллюстрациями Гюстава Доре. «Молодой, даровитый мэтр! Благодарю вас, — пишет ему Гюго 18 декабря 1866 года. — Сегодня, несмотря на бурю, до меня дошла ничуть не уступающая ей в силе иллюстрация к „Труженикам моря“. Вы изобразили на этом рисунке и кораблекрушение, и корабль, и риф, и гидру, и человека. Ваш спрут страшен. Ваш Жильят велик».

Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.

Самым известным иллюстратором книг Гюго, пожалуй, является художник Эмиль Байар («Отверженные»). Эмблемой мюзикла «Отверженные» является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье. В мюзикле эта сцена соответствует песне «Castle on a Cloud» (Замок на облаке). Обычно используется обрезанная версия картины, где видны только голова и плечи девочки, часто в эмблему вплетается фоном развевающийся французский флаг. Это изображение основано на гравюре Густава Бриона, который в свою очередь взял за основу рисунок Эмиля Байара.

В СССР оформлял его книги Пинкисевич П. Н., последней книгой которую иллюстрировал Кравченко А. И. известный мастер гравюры, был «Собор Парижской богоматери» (1940). Также известностью пользуются иллюстрации современного французского художника Бенжамена Лакомба (Benjamin Lacombe) (род. в 1982). (Victor Hugo, Notre-Dame de Paris, Partie 1 — 2011, Partie 2 — 2012. Éditions Soleil).

Театральные проекты Жана Гюго

  • 1921 г .: костюмы и маски для Эйфелевой башни , балет-пантомима Жана Кокто с музыкой Ле Сикс
    — костюмы к балету Эрика Сати La Belle Excentrique
  • 1922: декорации и костюмы для оперы Эстер де Карпентра Дариуса Мийо и Армана Люнеля
  • 1924: декор и костюмы для романа Кокто и Джульетты (впоследствии использованные Обществом фолио для их издания 1950 года текста Шекспира)
  • 1925: декорации и костюмы для « Femme Silencieux» на музыку Жоржа Орика
  • 1926: декор для Кокто l’Орфея (костюмы Коко Шанель
    — декоры и костюмы для Le Village blanc, ou Olive chez les nègres , оперетты Жана Винера и Анри Фалька  
  • 1927: декорации и костюмы для Оперы Армана Люнеля и Дариуса Мийо « Орфеи».
    — декоры и костюмы для Ашара «s ле Jouer d’Echecs
  • 1935: декоры и костюмы для Бориса Кохно балета «s ле Cent Baisirs
  • 1938: декорации и костюмы для постановки Руи Бласа, поставленной Comédie Française.
  • 1939: декоры и костюмы для производства Комеди Франсез о Федра
  • 1941: костюмы к балету Les Folies Françaises на музыку Куперена
  • 1942: костюмы для Les Nuits , Альфред де Мюссе
  • 1945: декорации и костюмы для перевода Андре Жида Антония и Клеопатры в Комеди Франсез
  • 1946: декорации и костюмы для балета Бориса Кохно « Любовь Юпитера»
  • 1981: декоры для Жан Джозеф Де Мондонвилл «s Дафнис Alcimadure , l’Opéra де Монпелье

От стихов к прозе

Один из первых романов молодого писателя – «Ган Исландец» – был опубликован в 1823 году. Критика встретила роман более чем сдержанно. Пьеса «Кромвель», опубликованная в 1827 году, наоборот вызвала бурные споры. Произведение было написано специально для одного из величайших французских актёров XIX века Франсуа-Жозефа Тальма. В 1830-х и в начале 1840-х годов Гюго писал практически только для театра. В это же время вышло несколько поэтических сборников: «Лучи и тени», «Песня сумерек» и другие.

Несмотря на то, что некоторые произведения Виктора Гюго вызывали споры или даже скандалы, молодого талантливого автора всегда очень высоко ценили. В 1841 году Гюго был выбран во Французскую академию. Через 4 года ему присвоили звание пэра. А ещё через 3 года писателя избрали в Национальное собрание. В начале 1850-х годов Гюго неожиданно впал в немилость властей. Писатель выступил против государственного переворота, произошедшего в 1851 году, и вынужден был покинуть Францию. Гюго смог вернуться на родину только в 1870 году. Через несколько лет после возвращения писателя выбрали сенатором.

В стиле Шатобриана

Огромное влияние на многих молодых писателей первой половины XIX века оказал Франсуа Шатобриан, одна из самых известных фигур литературного романтизма. В молодости Гюго поставил перед собой цель: стать «Шатобрианом или никем». Молодому писателю было недостаточно подражать своему великому предшественнику только на литературном поприще. Гюго мечтал, чтобы вся его жизнь была похожа на жизнь Шатобриана. Цель была достигнута. Биографии двух великих деятелей литературы во многом перекликаются.

Незрелости творчества Гюго способствовало его активное стремление к романтизму. Одной из первых «взрослых» работ молодого автора стало произведение «Последний день приговорённого к смерти», которое было опубликовано в конце 1820-х годов. Произведение смогло отразить социальное сознание Гюго и впоследствии оказало влияние на таких известных литературных деятелей, как Ф. Достоевский, А. Камю и Ч. Диккенз. Не менее зрелой оказалась документальная история под названием «Клод Гё». История рассказывает о жизни реально существовавшего убийцы, который был схвачен и казнён. Сам Гюго признавался в том, что биография Клода подтолкнула его к написанию более масштабного произведения – романа «Отверженные».

Последние годы жизни

Виктор Гюго прожил длинную, интересную и насыщенную событиями жизнь, дожив до глубокой старости. Однако последние годы писателя не были счастливыми. Гюго пережил почти всех членов своей семьи: жену и четырёх детей. Младшая дочь Адель с 26-летнего возраста страдала психическим расстройством. Много лет она прожила за границей, уехав вслед за любимым человеком, который на ней так и не женился, а затем вернулась во Францию. Адель не могла быть надёжной опорой для своего престарелого отца. К старости ей становилось только хуже. Адель помести в лечебницу. Отец до конца своих дней навещал дочь. Проблемы с психическим здоровьем, вероятнее всего, были наследственными. Один из братьев писателя, Евгений, также был психически нездоров.

Писатель скончался в мае 1885 года от пневмонии. Гюго было 83 года. Похоронная церемония продолжалась больше недели. В похоронах приняло участие около миллиона человек. Гюго похоронили как национального героя. Прах великого французского писателя покоится в Пантеоне.

Трагедия и затворничество

В 1843 году произошла большая беда у Виктора. Во время шторма на Сене случилось кораблекрушение, унесшее жизнь его совсем молодой дочери Леопольдины и ее мужа. Настоящий удар, после которого Гюго на определенное время полностью отстранился от общественной активной деятельности.

Принудительное уединение послужило поводом для начала работы над сложной и достаточно большой работой. Ею стал социальный роман, названный изначально писателем «Невзгоды». Виктору не удалось полностью дописать произведение, поскольку с началом революции 1848 года он возглавил активное социально-политическое движение и вошел в Национальную Ассамблею.

К творчеству великий романист вернулся совсем ненадолго, это произошло в результате переворота в 1851 году. После Гюго повторно покинул Францию, перебравшись в Брюссель, а дальше на известный остров Джерси, откуда его путь лежал на остров Гернси. Наступило время затворничества, когда появилась книга «Наполеон Малый». В этом произведении подробно раскрыты диктаторские действия Луи Бонапарта. Следующий шедевр в виде стихотворной сатиры «Возмездие» также многое рассказал про Наполеона III вместе с поклонниками и последователями его режима.

Возвращение автора состоялось в 60-х годах, он продолжил активно трудиться над начатым до революции романом «Невзгоды». В настоящее время читатель знакомится с этим произведением под названием «Отверженные». Когда Виктор был на острове Гренси, он написал целый ряд книг, являющихся сегодня достоянием мировой классической литературы:

  • «Труженики моря»;
  • «Уильям Шекспир»;
  • стих в сборнике «Песни улиц и лесов»;
  • «Человек, который смеется».

Произведения

Квазимодо (герой романа «Собор Парижской Богоматери») — Люк-Оливье Мерсон. Гравюра из книги Альфреда Барбу «Виктор Гюго и его время» (1881)

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан, известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся — во Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем», а также что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет занимать весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку из-за своих политических взглядов.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ принесли Гюго успех и славу ещё в ранние годы жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости. За этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» (Odes et Ballades), написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Оно представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Козетта — героиня романа «Отверженные». Иллюстрация Эмиля Баяра

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы, «Последний день приговорённого к смерти» (Le Dernier jour d’un condamné), была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, которое продолжилось в его последующих работах. Повесть оказала большое влияние на таких писателей, как , и . Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 году и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости — романа-эпопеи «Отверженные» (Les Miserables). Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de ParisСобор Парижской Богоматери»), опубликованный в 1831 году и быстро переведённый на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов появления романа было последующее привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

«Человек, который смеётся»

Иллюстрация Даниеля Вирга во французском издании романа «Человек, который смеётся» (1876)

«Человек, который смеётся» (фр. L’Homme qui rit) — один из самых известных романов Виктора Гюго, написанный в 60-х годах XIX века. Точкой отсчёта в сюжете романа является 29 января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошен ребёнок.

К работе над романом Гюго приступил в июле 1866 года в Брюсселе. В письме к парижскому издателю Лакруа Виктор Гюго предлагает название произведения «По приказу короля», но позже, по совету друзей, останавливается на окончательном заглавии «Человек, который смеётся».

Роман был закончен 23 августа 1868 года, а 19 апреля — 8 мая 1869 года вышел в свет у Лакруа. Действие сюжета происходит с 1688 по 1705 год. Перед написанием Гюго в течение нескольких месяцев собирал материалы по истории Англии с конца XVII до начала XVIII века.

Возвращение на родину

Причиной возвращения писателя в родной Париж, что произошло в 1870 году, смело можно называть падение режима Наполеона III, что произошло в период разворачивания активных действий Франко-прусской войны.

У Виктора было собственное представление, касающееся правильного политического устройства в стране. Неудивительно, что он поддержал сторону оппозиции. С наступлением врагов он не убежал из города с остальными сторонниками, гордо оставаясь в Париже, который время от времени наводнили войска чужого государства. В 1871 году он вышел из Национальной Ассамблеи и отказался от предоставленных ему полномочий. Так был выражен своеобразный знак протеста, направленный на консерваторов. Далее последовало возвращение на литературное поприще.

Появившиеся на тот момент направления в прозе совершенно не понравились автору, он в очередной раз приступил к историческому роману под названием «Девяносто третий год». В этом произведении отчетливо просматривается романтизм, поскольку героям присвоены образы, соперничающие друг с другом и кардинально отличающиеся. Прослеживается регулярная символизация, параллельно с тем роман буквально насыщен достоверными данными, касающимися времен революции.

«Человек, который смеется»

Еще один известный исторический роман Виктора Гюго, написанный им в 60-е годы 19 века. Сюжет разворачивается вокруг мальчика, в младенчестве которого изуродовали для потехи богатой публики. Мальчик подбирает слепую девочку и вместе они находят приют у бродячего актера.

Мальчик и девочка полюбили друг друга и то было чистое светлое чувство. Но выясняется, что у него есть титул и богатство. В своей речи, обращенной к знати, этот юноша рассказывает о бедственном положении простых людей, о неравенстве в стране. И этот роман вызвал споры между литературоведами — относится ли он к романтизму или реализму.

В своем романе Виктор Гюго отразил волновавшие его вопросы о потерянных детях и о положении знати в обществе. Перед созданием романа писатель собирал исторические сведения об описываемом им периоде в Англии.

биография

Хороший студент колледжа Карла Великого , Чарльз 31 июля 1840 года занял первое место в общем конкурсе по латинской тематике .

28 апреля 1847 года Виктор Гюго заплатил 1100 франков некоему Адольфу Гранже, чтобы он мог заменить Чарльза, тем самым избежав риска быть привлеченным и проработать военную службу в течение семи лет.

В феврале 1848 года он некоторое время был секретарем Альфонса де Ламартина . 31 июля вместе со своим отцом, братом Франсуа-Виктором Гюго , Полем Мерисом и Огюстом Вакери он основал политическую газету L’Evénement . Сначала он поддерживает Ламартина, а затем отворачивается от него, чтобы в конечном итоге одобрить кандидатуру принца Луи-Наполеона Бонапарта против Луи Эжена Кавеньяка . Затем он сожалеет о своем решении в 1849 году , как только к власти придет человек, которого собственный отец назовет «Наполеоном Маленьким».

16 мая 1851 года он опубликовал статью против смертной казни  : Виктор Гюго подал на него в суд и защитил его. Приговоренный 30 июля к шести месяцам тюрьмы, он находился в тюрьме Консьержери . Освободившись из тюрьмы 28 января 1852 года , он присоединился к своему отцу, находившемуся в изгнании в Брюсселе с 11 декабря прошлого года, а затем последовал за ним в Джерси . Там, в компании Франсуа-Виктора и Огюста Вакери, он создал фотографические портреты семьи Гюго и его окружения, часто под руководством поэта. Чарльз также играет роль медиума во время сеансов « говорящих столов »   , в которых также участвует его отец.

С 17 октября 1865 года , он женился в Сен-тен-Noode (Брюссель область) Алиса Lehaene, с которым он имел троих детей: Жоржа I ( — ), Georges II ( — ) и Жанна Гюго ( 1869 ) — ). Именно со своими внуками Жоржем и Жанной Виктор Гюго будет практиковать «  Искусство быть дедушкой  ». Алиса Лехен повторно вышла замуж в 1877 году с Эдуардом Локроем (1838-1913), несмотря на сопротивление Виктора Гюго, который получил опеку над ее детьми. Это единственный ребенок Виктора Гюго, оставивший потомство, сегодня многочисленное, в частности, дедушку художника Жана Гюго .

В году он вместе со своим братом Франсуа-Виктором, Огюстом Вакери и Полем Мерисом основал газету, выступающую против Второй империи, под названием Le Recall . В период с декабря 1869 г. по май 1870 г. его четыре раза приговаривали к четырем месяцам тюремного заключения и штрафу в размере 1000 франков за то, что он написал статьи с критикой правительства. Его приговоры были отменены после падения режима в сентябре 1870 года.

13 марта года Чарльз умер от разрушительного апоплексического удара (инсульта) в Бордо , когда он ехал на такси в ресторан Lanta (ныне пивной ресторан La Closerie Gambetta после того, как долгое время его называли Le Régent ) на площади. Дофина ( площадь Гамбетта , так как она была переименована в 1883 году), где ее ждет отец. Виктор Гюго писал Полю Мерису и Огюсту Вакери 14 марта:

—  Переписка Виктора Гюго

Его похороны состоялись 18 марта 1871 года. Шествие шло через Париж от вокзала Орлеан до кладбища Пер-Лашез . Париж в разгар восстания и восставшие везде почтительно приветствуют Виктора Гюго.

Фотографии Чарльза Гюго

Столоверчение и зубная паста

Если бы Гюго стал профессиональным художником, утверждал Эжен Делакруа, он бы затмил всех живописцев современности. Так или иначе, на сегодняшних аукционах цены на его работы превышают €500 тыс. — планка, которая остается доступной только для избранных художников.

Виктор Гюго

— Гюго был романтиком и в литературе, и в живописи. Он изображал бушующее море, кораблекрушения, сумрачные пейзажи и руины, загадочных чудовищ, — рассказал «Известиям» директор Музея Виктора Гюго Жерар Одине. — С одной стороны, эти работы напоминают творения его знаменитых предшественников: Джованни Баттисты Пиранези, Юбера Робера, Франсиско Гойи или Уильяма Тернера. С другой, в них уже видны контуры будущих течений ХХ столетия: экспрессионизма, сюрреализма, абстракционизма.

Гюго увлекся рисованием почти в 30-летнем возрасте, и это было не хобби, а настоящее призвание, подчеркнул Жерар Одине. Великий писатель начал с зарисовок в своем дневнике во время путешествий по Cтарому континенту и, в частности, по Рейну. Его обычно сопровождала актриса Жюльетта Друэ, которая на протяжении полувека оставалась главным коллекционером его работ.

Талантливый самоучка, Гюго рисовал преимущественно тушью и карандашом, импровизировал, шел на смелые эксперименты, в которых использовал уголь, сигарный пепел, сажу из камина, коллажи, зубную пасту и даже ежевичный сок. Порой фиксировал фантасмагорические видения, не глядя на бумагу, или левой рукой, нарочито оставлял на рисунке отпечатки ладоней. Его притягивало всё необъяснимое и сверхъестественное. Он увлекался спиритизмом, занимался столоверчением, вызывал духи покойных классиков и трагически погибшей дочери Леопольдины.

Один из критиков шутя назвал работы Гюго кофейными, потому что тот использовал кофейную жидкость для тонирования бумаги и придания рисунку большей выразительности. Свои работы он показывал главным образом близким, но иногда отдавал их тиражировать знакомому граверу.

Гюго много рисовал и в ссылке, которая продолжалась почти два десятилетия на англо-нормандских островах Джерси и Гернси. Постепенно изображения становились всё более размытыми и приобретали характер того, что сегодня называют фигуративной абстракцией. Некоторые его рисунки кажутся неразрешимыми ребусами.

3_Hugo_Victor_victor_hugo_2015

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

1-10_Hugo_Victor_Le_Mythen_

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

4_Hugo_Victor_Paysage aux trois arbres

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

1-1_Hugo_Victor_Tours_et_Fleches_dune_cathedrale_gothique

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

8_Hugo_Victor_Souvenir_dEspagne__

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

6_Hugo_Victor_Champignon_

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

9_Hugo_Victor_Vue_de_Paris_

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

История жизни Виктора Гюго

Гюго предпочитал женщин, которые были умными и страстными, но он не отказывался и от тех женщин, которые не обладали этими качествами. Его личность и слава были сильными афродизиаками, и для него всегда и везде находилось достаточное количество партнерш, готовых ради него на все. Как правило, они были молоды, а когда он постарел, они часто были так молоды, что годились ему во внучки. Он соглашался на сексуальные отношения и с замужними женщинами, но отказывал им, если узнавал, что они в данный момент живут в семье со своими мужьями. 

Козетта — героиня романа «Отверженные». Иллюстрация Эмиля Баяра

Жюльетт, самая большая любовь в его жизни, терпеливо сносила сексуальную активность Гюго. Когда ей исполнилось 40 лет, ее красота стала заметно увядать. В 1944 году ее временно заменила молодая дворянка Леони Д’Оне. Связь Леони с Гюго закончилась страшным скандалом, когда ревнивый муж Леони нанял полицейских, чтобы они следили за его женой. Леони и Гюго были схвачены на месте преступления. Гюго избежал наказания, поскольку принадлежал к сословию пэров, а Леони была посажена в тюрьму за прелюбодеяние. 

После того, как Леони вновь оказалась на свободе, Гюго стал делить свое время поровну между ней и Жюльетт. В конце концов, Гюго оставил Леони, а Жюльетт опять стала его главной любовью. Это, конечно, ни в коей мере не мешало Гюго искать и находить других сексуальных партнерш. Сама Жюльетт подсчитала, что с 1848 года по 1850 год у Гюго было по меньшей мере 200 сексуальных партнерш. В 70-летнем возрасте Гюго сумел соблазнить 22-летнюю дочь писателя Теофила Готье, и вполне возможно, что в это же время у него была тайная связь с Сарой Бернар. 

Квазимодо (герой романа «Собор Парижской Богоматери») — Люк-Оливье Мерсон. Гравюра из книги Альфреда Барбу «Виктор Гюго и его время» (1881)

Несмотря на огромное количество женщин, с которыми Гюго имел сексуальные отношения, он всегда называл Жюльетт своей «истинной женой». Их интимные отношения продолжались 50 лет. Большую часть этого времени они прожили отдельно друг от друга. Если это было возможно, Гюго приезжал к ней каждый день. Жюльетт тогда же была ему абсолютно преданна. За все время их знакомства она написала ему 1700 любовных писем. И умерла на руках у Гюго в 77-летнем возрасте. На протяжении оставшихся двух лет жизни Гюго продолжал, как уже известно читателю, активную сексуальную жизнь, но дух его, по-видимому, был все же сломлен потерей Жюльетт. 

Еще при жизни Гюго ходили слухи о том, что у него была сексуальная связь с его дочерью Леопольдиной, но убедительных доказательств этого нет. Гюго всегда возбуждали всевозможные интриги и тайны. Он любил, например, проводить в дом своих любовниц через какие-то тайные ходы и заниматься с ними сексом в каких-то отдаленных заброшенных комнатах даже тогда, когда в этом не было абсолютно никакой необходимости. 

Иллюстрация Даниеля Вирга во французском издании романа «Человек, который смеётся» (1876)

Своему юному внуку, который однажды вошел в комнату и увидел своего 80-летнего дедушку, обнимавшего молодую служанку, Гюго сказал:

«Смотри, Жорж, вот кого они называют гением!» 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector