Вера игнатьевна мухина
Содержание:
Операция на обеденном столе
Вера уехала в Москву, окончила курсы медсестёр, стала работать в инфекционном отделении одного из госпиталей. Через два года сюда поступил умирающий от тифа молодой доктор Алексей Замков. Вера выходила его — и снова влюбилась. Объяснение было достойным популярных в то время дамских романов. В госпиталь попал снаряд, и Вера, дежурившая у постели Алексея, от взрыва потеряла сознание. Когда очнулась, над ней склонился молодой человек и сказал, что если бы она погибла, он не смог бы продолжать жить. Летом 1918 года они поженились. А ещё через год Алексея едва не расстреляли — он как бывший офицер помогал сослуживцам, боровшимся с большевиками. Выручило личное знакомство с Вячеславом Менжинским, начальником Особого отдела ВЧК, который своим решением отпустил Алексея. Больше Замков политикой не занимался. Он посвятил себя медицине — и к началу 1930-х годов стал очень известным врачом, изобретателем уникального лекарства, которое излечивало от многих заболеваний, в том числе помогало от переутомления и недостатка мужской силы. Это был гормональный препарат гравидан, его получали из мочи беременных женщин (лат. Graviditas — «беременность»). Пациентами Алексея Замкова были многие кремлёвские чиновники. В 1925 году Всеволод, сын Веры и Алексея, сильно поранил ногу, у него началось туберкулезное воспаление. Не доверяя другим врачам, Алексей прооперировал мальчика в домашних условиях, на обеденном столе. Вера ассистировала мужу. Операция прошла успешно, ребёнок выздоровел. По версии некоторых литературоведов, Алексей Замков был прототипом профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Личная жизнь
Первую любовь Вера встретила в Париже. Когда девушка училась там искусству создания скульптуры, о построении личной жизни и не думала, поскольку была сосредоточена на получении знаний. Но сердцу не прикажешь.
Вера Мухина
Избранником Мухиной стал беглый эсер-террорист Александр Вертепов. Однако пара недолго просуществовала, в 1914 году молодые люди расстались. Вера поехала в гости к родственникам в Россию, а Александр отправился на фронт воевать. Проживая в России, через несколько лет девушка узнала о смерти возлюбленного, а также о начале Октябрьской революции.
Со своим будущим мужем Мухина познакомилась во время Гражданской войны. Она работала санитаркой, помогала выхаживать раненых. Вместе с ней работал молодой военный врач Алексей Замков. Молодые люди полюбили друг друга и в 1918 году поженились. В Интернете даже представлены совместные фото пары. Первое время молодые не думали о детях. Вместе им пришлось пережить голодные послевоенные годы, которые только сплотили семью и показали истинные чувства мужчины и женщины.
Вера Мухина и Алексей Замков с сыном
В браке у Мухиной родился сын, которого назвали Всеволодом. В 4 года мальчик сильно заболел. После травмы ноги в ране образовалось туберкулезное воспаление. Все врачи, которых обошли родители, отказались его лечить, поскольку случай считали безнадежным. Но отец не опустил руки, когда выхода другого не осталось, он сам прооперировал ребенка у себя дома, чем и спас сыну жизнь. Когда Всеволод выздоровел, он отучился и стал физиком, а позднее подарил родителям внуков.
Карьера Замкова резко пошла вверх, когда тот создал гормональный препарат «Гравидан», ставший первым в мире промышленным лекарством. Однако разработку доктора оценили только пациенты, советских же врачей это раздражало. Примерно в тот же период комиссия перестала одобрять все новые эскизы Веры, главным мотивом служило «буржуазное происхождение автора». Нескончаемые обыски и допросы вскоре довели супруга женщины до инфаркта, поэтому семья приняла решение о побеге в Латвию.
Портрет Веры Мухиной
Еще не успев добраться до места назначения, семья была перехвачена и возвращена обратно. Беглецов допрашивают, а после ссылают в Воронеж. Спас положение пары Максим Горький. Писатель некоторое время назад лечился у мужчины и поправил здоровье благодаря «Гравидану». Литератор убедил Сталина, что страна нуждается в таком враче, после чего семью вернули в столицу и даже позволили Замкову открыть свой институт.
Карьера
Карьера выпускницы МГУ в издательском доме Hachette Filippachi Shkulev начиналась с должности стилиста в Elle Russia в 2004-м. Затем она трудилась младшим редактором российского Vogue, через несколько лет попробовав силы в Marie Claire и вновь в Elle, но уже как редактор отдела моды.
За плечами талантливой москвички — опыт работы в Vogue (директор отдела моды), запуск украинской версии журнала Vogue (приглашенный редактор) и собственного интернет-проекта «Дочки-матери».
Екатерина Мухина и муж Павел Корнилов
13 декабря 2016-го Елена Сотникова, возглавлявшая журнал «Эль» со дня основания, ушла с занимаемого поста. На ее место пришла Мухина, приступившая к своим обязанностям в начале 2017-го.
Помимо развития популярных глянцевых изданий, Екатерина находила силы и на создание индивидуального стиля для звезд эстрады, политики, бизнеса и т. д. Одной из первых клиенток оказалась Юлия Тимошенко.
Чекист-провокатор
Дела мужа шли ещё хуже. Коллеги завидовали деньгам, которые приносила частная практика Замкова. В ОГПУ регулярно поступали доносы на доктора, а 9 мая 1930 года, в день рождения Алексея, сотрудники института, где он трудился, опубликовали в «Известиях» коллективное письмо, в котором врача называли шарлатаном. В итоге Алексея уволили из института, а его препарат запретили. Дальше в жизнь супругов вмешался провокатор из ОГПУ Ахмед Мутушев, который уговорил их бежать из страны — сначала в Персию, а оттуда в Латвию, к богатым родственникам Веры Игнатьевны. Чекист рассчитывал получить награду за поимку изменников родины. В Харькове Замкова и Мухину задержали и под конвоем отправили назад в Москву. И снова на помощь пришли влиятельные знакомые. На этот раз за супругов хлопотал Максим Горький, который был пациентом Алексея Замкова. Врача всего лишь на два года отправили в ссылку в Воронеж, куда к нему приехала семья. Потом Замкова вернули в столицу и назначили руководителем новой лаборатории. Вере Игнатьевне разрешили получить в Латвии наследство, на которое она купила дорогой электронный микроскоп для мужа, а также мрамор и бронзу для своих скульптур.
Катастрофа, приведшая в Париж
Родные решили: пусть забавляется, пока не вышла замуж! Но в это время начались зигзаги в ее судьбе. В 22 года Вера Мухина пережила событие, которое сама же назвала катастрофой. Под Рождество 1911 года она поехала к родным в Смоленск, где всегда под праздники собирались ее молодые родственники и друзья. Там было так весело! Особенно всем нравились катания на санях с горы. К концу спуска они неслись стрелой. Дух захватывало! Но в одну из таких прогулок сани Верочки налетели на дерево — удар пришелся прямо в лицо: «Я провела рукой по лбу и лицу. Рука не нащупала носа. Нос был оторван…» Окровавленную, с зажатой чудом уцелевшими зубами полуоторванной губой, ее отвезли в уездную больницу. За 18 дней Вера перенесла девять операций. Однако после них недавно хорошенькое личико покрывали такие рубцы и шрамы, что родные спрятали от нее зеркала. Когда сняли бинты и повязки, она смотрелась в ножницы и ужасалась… Как она теперь покажется на людях?! Вернувшись в Москву, Вера сменила квартиру, перестала ходить на занятия, забыла о поклонниках. Как только раны затянулись, дяди решили: Вере нужно сменить впечатления и, наконец, отпустили ее в Париж. Может, там она отвлечется или ей помогут знаменитые врачи? Действительно, там она перенесла еще несколько пластических операций, но новое лицо казалось ей грубым, мужским, чересчур волевым. Она стала резкой, замкнутой и решила навсегда забыть не только о светских развлечениях, но и о мечтах о супружестве. Кто же такую полюбит! Отныне Вера посещала только выставки и музеи, особенно часто – Лувр, ходила на лекции, занималась анатомией, училась и работала в мастерской французского скульптора Эмиля Бурделя, ученика знаменитого Родена.
«Развлечений в моей жизни было очень мало, — вспоминала она позднее, — некогда было. Утром лепили. Вечером наброски…» Летом 1914 года вместе с двумя подругами Вера Мухина отправилась в путешествие по Италии, где познакомилась с шедеврами Микеланджело, и вернулась полная новых творческих замыслов. Но ее судьба снова делала зигзаг.
Молодость брала свое — и Вера влюбилась в соученика, оказавшегося революционером — террористом. Александр Вертепов казался ей героем. Как же! Во время революции 1905 года он убил генерала Карангозова. Правда, герой сначала не обращал внимания на угрюмую землячку. И девушка решила: если она достигнет успехов в искусстве и станет знаменитой, может, тогда…
Вера принялась заниматься как одержимая и вскоре стала лучшей и любимой ученицей Бурделя. И Александр оценил Веру, милую и умную собеседницу. Оказалось, он вообще не замечал о ее шрамы. К тому же они почти затянулись. Летом Мухина поехала в Москву на свадьбу сестры. Маша выходила замуж за венгра и собиралась жить с ним в Европе. А Вертепов остался в Париже – на родине его разыскивала полиция. Это был 14 год — в августе грянула война. Некоторое время молодые люди переписывались, но очень скоро письма перестали приходить. От знакомых Вера узнала: Александр вступил в Иностранный легион и вскоре был убит. Потеряв любимого, девушка стала еще более замкнутой, резкой. Ей опять казалось, что жизнь кончена. В Москве Вера окончила курсы медсестер и стала работать в госпитале, в самом опасном инфекционном отделении. «Раненых эшелонами привозили прямо с фронта… Как откроешь грязные пересохшие бинты, кровь, гной. Промываешь перекисью, вши. Работали бесплатно, брать деньги не хотели. Всю жизнь я не любила платных должностей. Люблю свободу».
Не правда ли, все это похоже на роман А.Толстого «Хождение по мукам»? У нас мало пишут о первой мировой, а она была такая же страшная, как и все войны на свете. Но и в том ужасе люди находили друг друга, словно судьба вела их к единственной на всю жизнь любви. И Веру Мухину тоже.
Детство и юность
Юрий Мухин родился 22 марта 1949 года в Днепропетровске. Его детство пришлось на непростые послевоенные годы, о биографии политика в этот период мало что известно. Вряд ли жизнь Юрия отличалась от будней миллионов мальчишек, выросших в Советском Союзе во время, когда страна восстанавливалась.
Юрий Мухин в молодости
Мухин выбрал для получения высшего образования Днепропетровский металлургический институт. В 1973 году он стал обладателем диплома и планировал остаться работать на кафедре электрометаллургии. Однако молодой человек уже тогда имел активную жизненную позицию. Его деятельность не нравилась «верхам», поэтому Мухин вскоре оказался в небольшом городе под названием Ермак, в Казахстане. Это место стало его второй родиной. Здесь Юрий устроился на завод ферросплавов и работал инженером-исследователем. Эту профессию он называет своим профилем и призванием.
Юрий Мухин пробовал себя в качестве публициста и издавал статьи в научно-технических журналах. В числе его знакомых оказались приверженцы КПСС, которые агитировали приятеля вступить в партию, но он отказался из духа противоречия. Это спровоцировало интерес КГБ к его персоне. Мужчина получил предупреждение с намеком на антисоветскую пропаганду. Ему присвоили статус городского диссидента.
Биография Юрия Мухина
Мухин Юрий Игнатьевич родился 22 марта 1949 года в городе Днепропетровске, который на то время был расположен на территории Украинской ССР.
Биографию следует начать с того, что Юрий учился в Днепропетровском металлургическом институте до 1973 года. После окончания высшего учебного заведения устроился на работу на Ермаковский завод ферросплавов, который находится в Казахстане. Сначала Юрий Мухин работал на должности инжинера-металлурга на произвдостве, но к концу своей деятельности на данном предприятии дорос до первого заместителя директора. За время работы на заводе успел стать автором 30 изобретений и статей в научных журналах. В КПРФ не состоит.
Род его деятельности всегда был очень разносторонним. Он начал интересоваться политикой с 90-х годов. Известен своей материальной поддержкой газеты «День» (сегодня – «Завтра»). В момент раскола Фронта Национального Спасения на ФНС-1 и ФНС-2 в 1994 году стал членом политсовета ФНС-2.
В 1995 году завод продали японской фирме, и Юрий ушел с занимаемой им должности первого заместителя директора из-за конфликта с новыми владельцами. После он решил переехать в Москву и основать там газету «Дуэль». Являлся автором и главным редактором своей же газеты до 2009 года.
Говоря о публицистике Юрия Мухина, можно сказать, что он в своих работах часто критиковал многие исторические положения. Среди основных идей чаще всего выделяют его высказывания про то, что американцы никогда не высаживались на Луну в рамках программы «Аполлон», теория относительности неверна и была неоднократно опровергнута, а идея «Делократии» должна продвигаться в массы.
Мухин разработал концепцию под названием «Делократия». Он думает, что она действительно необходима в наше время. Вывод концепции заключается в том, что любая деятельность исполнителей и руководителей должна подчиняться в первую очередь интересам дела, а не указаниям вышестоящего руководства. Концепция Юрия получила много положительных отзывов от других авторов в написанных ими книгами.
Многие писатели и по сей день продолжают высказывать свое мнение о произведениях Юрия Мухина. Среди них можно выделить российского политолога С. Г. Кара-Мурза с мнением, что Юрий Игнатьевич начал очень большое дело, без которого они могут пропасть, главного редактора журнала «Налоги и финансовое право» А. В. Брызгалина, который говорил, что полностью соглашается с его взглядами, а также еще одного известного политолога доктора политических наук С. Ф. Черняховского, который позиционирует Юрия, как очень экстравагантного человека.
Говоря о семье Юрия, нужно отметить, что он женат и воспитывает 2 детей. Супруга заведует кафедрой технологии материалов, сын работает инженером, а дочь недавно получила степень магистра в архитектурном направлении.
Мухин является автором огромного количества книг. Среди произведений в его библиографии выделяют бестселлеры:
- Тайны Израиля
- Россия. Ещё не вечер Армия Победы
- Война и мы
- Катынский детектив и др.
Мало людей знают, что Юрий также являлся сценаристом и режиссером большого списка фильмов и сериалов. Когда речь заходит о самых известных, то чаще всего говорят о картине «Катынская подлость», которая была снята в формате сериала, а также о фильме «Американцы на Луне».
Мухин Юрий Игнатьевич – авторитетный оппозиционный политический и общественный деятель, депутат Национальной Ассамблеи Российской Федерации советский изобретатель и организатор производства, автор множества произведений, режиссер сериалов, создатель новой концепции, обладатель награды «Изобретатель СССР» и уважаемый человек.
Юрий Мухин объяснил, почему личность Сталина стала настолько обсуждаемой
В интервью Накануне.RU Мухин заявил о том, что Сталин был несомненно великим человеком, оставившим след в истории России, и неудивительно, что он вызывает такой живой интерес у общественности. Со временем отношение людей к его деятельности меняется в лучшую сторону по тем или иным причинам. Личность Сталина стала все больше ассоциироваться с великой и непобедимой страной. Однако в начале 90-х годов популярность Сталина была значительно меньше.
Не было бы счастья
1913 год, Париж. «Бессмысленно пытаться размером творения компенсировать недостатки мастерства! — насмешливо прищурившись на трехметрового глиняного великана, бил наотмашь учитель, Эмиль-Антуан Бурдель. — И почему у вас ноги всегда разной длины? А торс? Знаете, вам следует без устали изучать и изучать строение мужского тела». Приземистая, ширококостая, слишком серьезная Верочка залилась мучительным румянцем. Она не ходила у Бурделя в любимых ученицах. Он вообще советовал ей оставить монументальный жанр и заняться прикладным искусством, к примеру, проектированием стеклянной посуды, куда более подходящим для женщины.
Вера в мастерской Бурделя
Любимым учеником Бурделя был другой русский студент — Александр Вертепов, презанимательная личность. Сначала он был революционером-террористом, одним из группы, застрелившей в Кисловодске генерал-губернатора Одессы Карангозова. Потом бежал за границу, в Брюсселе изучал естествознание, в Париже — искусство… Вера была в него тайно влюблена.
Сама она вела свой род из очень богатой купеческой семьи, ее дед торговал с Голландией и Англией пенькой, льном и зерном, имел несколько поместий. Отец, впрочем, быстро растратил дедово наследство. Он был чудаком и мечтателем, вечно изобретал какие-то машины и рано умер, оставив двух дочерей — Марию и Веру — круглыми сиротами (матери не стало, когда Вере едва минуло два года). Хорошо еще, что богатые дядья взяли барышень к себе, в Курск, и лишений Вера с Марией не знали: собственный выезд, горничные, уроки верховой езды, летом поездки на курорты в Тироль и Дрезден, зимой балы в Купеческом и Дворянском собраниях… «Курский свет много потерял с отъездом барышень Мухиных», — вздыхали потом. За Веру сватался гвардейский офицер. «Самый красивый из всей гвардии!», — всю жизнь потом гордилась Мухина. Но увы, на этом список его достоинств исчерпывался. По умственным способностям ей в женихи он решительно не годился.
Сёстры Мухины Вера и Мария. 1908 г.
Вере был 21 год, когда опекуны позволили ей и сестре переехать в Москву — там и портнихи получше, и балы пошумнее, и женихов побольше. Но, оказавшись в Москве, Вера словно потеряла голову: часы напролет простаивала в толпе восторженных барышень у дверей поэтических салонов. Смотрела, как подлетают к подъезду, обгоняя друг друга, холеные кони Морозова, Рябушинского, Третьякова. Как, страстно жестикулируя, Андрей Белый доказывает что-то торжественному, величавому Валерию Брюсову. Как флиртует с очередной спутницей веселый Бальмонт. Все окликали друг друга, все были знакомы. И Вере страстно хотелось тоже стать своей в этом блестящем кругу. Словом, вместо женихов да нарядов она увлеклась искусством и стала усердно посещать известную живописную студию Юона и Дудина.
Поступить в студию было легко: «Просто приносите бумагу, резинку, карандаши и будете заниматься», — сказал Юон. А вот учиться оказалось трудно. Но у Верочки Мухиной были и способности, и упорство. А вскоре она почувствовала, что живописи ей мало. «Скульптура — чудо. Все совершается, как в Библии. Сначала было слово. Замысел. Потом — глина. Из нее вылеплен Адам», — восторгалась она. Стала проситься у опекунов учиться в Париж, но те решительно воспротивились. И так, дескать, барышня совсем сбилась с толку, все бегает со своим мольбертом, а ведь давно пора подумать о замужестве, годы-то немалые, да и не сказать, что писаная красавица…
Как это нередко случается в жизни, Мухину выручило несчастье. На Рождество 1912 года всей семьей катались с гор на санях, Вера налетела на дерево, искалечила лицо. Ей сделали 9 пластических операций, после чего долго не давали зеркала, опасаясь самоубийства. Она разглядывала свои шрамы, ловя отражение в ножницах. И ничуть не думала из-за этого умирать. Что она теряет, любовь гвардейских офицеров? В этом, что ли, весь смысл?
Через полгода ей разрешили ехать в Париж — опекуны сочли, что теперь о её замужестве можно забыть.
Семейный круг
Семья Веры Мухиной:
Замков Алексей Андреевич (1883 — 1942) — муж, врач, профессор.
С мужем Алексеем
- Всеволод Алексеевич (1920 — 2003) — сын, кандидат физико-математических наук.
- Рождественская (Гаврилова) Наталья — невестка.
- Марфа Всеволодовна (1949 —) — внучка, художница, искусствовед.
- Рождественский Дмитрий Дмитриевич (1954 — 2002) — внук, музыкант, телевизионный режиссер.
- Рождественская Анастасия Дмитриевна — правнучка, кинопродюсер.
- Веселовский Алексей Игоревич — правнук, живописец.
- Мухин Михаил Михайлович — правнук.
С сыном Всеволодом
В Москве в Пречистенском переулке стоит дом Веры Игнатьевны. Часть дома по-прежнему принадлежит ее потомкам. В 2018 году здание отреставрировано, как объект культурного наследия.
Работа
В Москве
Эскиз театрального костюма (1916)
Рабочий и колхозница
Самая известная работа Мухиной — это гигантский памятник « Рабочий и колхозница» , который был центральным элементом советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже . Памятник Мухиной венчал советский павильон по проекту архитектора Бориса Михайловича Иофана . По ее замыслу, солнце освещало памятник спереди, создавая эффект сияния. Обе фигуры, при всей своей массивности, казалось, летали. Ощущение полета усилил длинный развевающийся шарф, введенный Мухиной в композицию. В результате скульптурная группа отличалась необычной экспрессией и энергией, символизируя стремление Советского Союза к новым победам. Памятник был назван французской прессой «величайшим скульптурным произведением XX века», а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские великаны на фоне лилового парижского неба». Это была первая в мире сварная скульптура . Монумент высотой 24 метра и весом 75 тонн был изготовлен из пластины из нержавеющей стали на деревянном каркасе, пластины которого соединены инновационным методом точечной сварки . Одна рука каждой фигуры держит соответственно серп и молот , эти два орудия соединяются, образуя символ Советского Союза — серп и молот .
После закрытия выставки памятник разобрали и увезли обратно в Москву. В 1939 году его установили у северного входа на Всероссийскую выставку достижений народного хозяйства ВДНХ . Однако замысел Мухиной изменился: памятник поставили на невысокий постамент спиной к солнцу, исчезло ощущение полета. Мухина прокомментировала это, сказав, что «памятник ползет по земле». Тем не менее в 1947 году скульптура стала логотипом киностудии «Мосфильм ». Он был отремонтирован и переустановлен на более высокий постамент в 2009 году.
- Скульптура Наука установлена в МГУ здании
- Скульптуры Хлеб и Плодородие (другое название — Урожай ) в парке Дружба у Речного вокзала.
- Скульптуры Земля и Вода (другое название — Море ) в Лужниках.
- Памятник Петру Чайковскому в Московской консерватории
- Памятник Максиму Горькому на Белорусском вокзале
- Памятник Максиму Горькому в Институте мировой литературы
- Семь надгробий на Новодевичьем кладбище
В других городах
- Скульптура Мир в Волгограде
- Скульптурная композиция Фархад и Ширин для комплекса Фархадской ГЭС Фархадская ГЭС .
- Памятник Максиму Горькому в Нижнем Новгороде
- Скульптура на крыше планетария в Волгограде Мир , последнее творение Мухиной
Женщина — легенда
Признанный мастер монументальной скульптуры, неоднократный Лауреат Сталинской премии, обладательница высоких наград и званий Вера Игнатьевна Мухина, тем не менее, оказалась недооцененной при жизни. Большая часть ее идей и творческих замыслов хранится в виде эскизов, макетов и рисунков. В мастерской скульптора на стеллажах теснятся гипсовые и глиняные модели неосуществленных композиций. Она называла их «мечты на полке».
Мухина — новатор: впервые для скульптуры «Рабочий и колхозница» она использовала нержавеющую сталь, которая считалась не пластичной. Вера Игнатьевна участвовала и в разработке технологий изготовления собственных монументальных фигур. Благодаря ее работам появился термин «статуестроение».
Конечно, она была «белой вороной» в художественной среде своего времени, не вписываясь своей неординарностью в основные тенденции развития искусства. Творческое наследие женщины-легенды, его осуществленная часть, и сейчас поражают полетом мысли и талантливым воплощением.
Скульптура и творчество
Уже позднее девушка отправилась в столицу Франции и там осознала, что призвана стать скульптором. Первым наставником в этой области стал для Мухиной Эмиль Антуан Бурдель, ученик легендарного Огюста Родена. Также она ездила в Италию, изучала работы известных художников периода Ренессанса. В 1914 году Мухина вернулась в Москву.
Скульптор Вера Мухина
После завершения Октябрьской революции Ленин разработал план по созданию городских монументов и привлекал для этого молодых специалистов. В 1918 году Мухиной поступил заказ на создание памятника Н. И. Новикову. Девушка изготовила макет из глины и отправила его на одобрение в Народный комиссариат просвещения РСФСР. Работу Веры оценили, но ей так и удалось закончить ее. Поскольку макет хранился в холодном помещении мастерской, глина вскоре растрескалась, и работа была испорчена.
Также в рамках «Ленинского плана монументальной пропаганды» Мухина создала эскизы для памятников Я. М. Свердлову, В. М. Загорскому и скульптуры «Революция» и «Освобожденный труд». В молодости характер девушки не позволял ей останавливаться на полпути, каждую свою работу Вера тщательно прорабатывала, учитывала даже мельчайшие элементы и всегда превосходила ожидания окружающих. Так в биографии женщины появились первые значимые в карьере работы.
Скульптура Веры Мухиной «Мир» в Волгограде
Творчество Веры проявлялось не только в скульптуре. В 1925 году она создала коллекцию элегантной одежды. Для пошива выбирала дешевые грубые материалы, в том числе бязь, ткацкое сукно и холст, пуговицы вытачивались из дерева, а головные уборы – из рогожи. Не обошлось и без украшений. Для декора скульптор придумала оригинальный орнамент, названный «петушиным узором». С созданной коллекцией женщина отправилась на выставку в Париж. Она представила одежду совместно с модельером Н. П. Ламановой и получила главную премию на конкурсе.
В период с 1926 по 1930 годы Мухина преподавала в Высшем художественно-техническом институте и Художественно-промышленном техникуме.
Скульптура Веры Мухиной «Крестьянка» и процесс ее создания
Значимой работой в профессиональной карьере женщины стала скульптура «Крестьянка». Работа посвящена 10-летию «Октября», даже известный художник Илья Машков положительно отзывался о ней. На выставке монумент занял 1-е место. А после перевоза «Крестьянки» на венецианскую выставку ее выкупил музей города Триеста. Сегодня это произведение дополняет коллекцию Ватиканского музея в Риме.
Немалый вклад в культуру страны внесла Вера и своим творением «Рабочий и колхозница». Фигуры мужчины и женщины в 1937 году установили в Париже на Всемирной выставке, а позднее перевезли на родину автора и установили на ВДНХ. Этот монумент стал символом новой Москвы, киностудия «Мосфильм» изображение статуи использовала как эмблему.
Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»
Среди других работ Веры Мухиной – памятники М. Горькому и П. Чайковскому. Несколько лет женщина работала над созданием скульптур для Москворецкого моста, однако при жизни удалось воплотить только один проект – композицию «Хлеб». Остальные 5 монументов создали по эскизам уже после смерти Мухиной.
В послевоенные годы Вера создала музей, состоящий из скульптурных портретов. Галерею женщины пополнили изображения Г. Улановой, Н. Бурденко, Б. Юсупова и И. Хижняка. Хотя документов, подтверждающих отношение Мухиной к созданию дизайна знаменитого граненого стакана, нет, все же многие именно ей приписывают авторство этой посуды, которая в советские годы широко использовалась в столовых.