Святой януарий

Реликвии святого Януария[править | править код]

Судьба мощейправить | править код

По сообщению «Gesta episcoporum Neapolitanorum», мощи святого Януария были первоначально тайно погребены в Поццуоли, а неаполитанский епископ Иоанн I (занимал кафедру в -432 годах) обнаружил их и перенёс в катакомбы Сан-Дженнаро, находившиеся у подножия холма Каподимонте, к северу от Неаполя. Эти катакомбы с тех пор носят имя святого Януария (Сан-Дженнаро). О пребывании в катакомбах почитаемых мощей говорят многочисленные мозаики и фрески с изображением святого в аркосолиях. В VI веке у входа в верхний уровень катакомб была сооружена так называемая Большая базилика (сейчас называется San Gennaro extra Moenia, то есть «за стенами»), алтарь которой находился над гробницей священномученика. В 1973 году археолог Умберто Фазола обнаружил место пребывания мощей святого в катакомбах, окружённое многочисленными гробницами неаполитанских епископов.

В 831 году беневентский князь Сико, напав на Неаполь, перевёз мощи Януария в Беневенто. Около 1154 года сицилийский король Вильгельм I Злой, нанеся поражение владевшему Беневенто папе Адриану IV, приказал перевести мощи в монастырь Монте-Верджине, где о них практически забыли. В 1497 году кардинал-архиепископ Неаполя Алессандро Карафа перенёс их в Неаполь.

В Неаполе всё это время оставалась глава святого Януария. Для её хранения в 1305 году на средства короля Карла II Хромого тремя провансальскими мастерами был изготовлен позолоченный серебряный бюст, в течение XVIII века великолепно украшенный неаполитанскими монархами.

Таким образом, после 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальной терракотовой урне лангобардской эпохи (VI — IX века), завёрнутой в бархатную ткань. Урна с надписью C(orpus) S(ancti) Ianuarii Ben(eventani) Epi(scopi), в свою очередь, находилась в деревянном ларце, а последний — в бронзовом реликварии 1511 года. Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 — 40 лет, ростом около 1,90 м.

Почитаемые реликвии и место их храненияправить | править код

Мощи святого Януария хранятся в алтаре крипты кафедрального собора Неаполя (перестроена в  — 1508 годах) . Доступ к ним осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

Глава святого, помещённая в реликварий — позолоченный серебряный бюст, — находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:

— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий

Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.

Наконец, самой известной реликвией святого являются две стеклянных ампулы, содержащие, по убеждению верующих, кровь святого Януария. Первым упоминанием об этой реликвии считается сообщение хроники Chronicon Siculum от 17 августа 1389 года, в котором содержится восторженный рассказ о чуде, связанном с кровью Януария. С 1667 года ампулы хранятся за алтарём капеллы Сокровищницы, в нише, закрытой двумя массивными серебряными дверями — даром Карла II Испанского.

Как святой Януарий стал покровителем Неаполя

В папских актах описана история святого, который будучи выходцем из богатой аристократической семьи, отказался от роскошной жизни и принял христианство. Будучи совсем молодым, ему удалось стать епископом города Беневенто. Впоследствии он был арестован по приказу императора Диоклетиана. Вместе со своими последователями он подвергался жестоким пыткам, однако не сгорел в огне печи, остался невредим в клетке с дикими зверями, после чего епископ был обезглавлен.

Считается, что мощи святого мученика находились в катакомбах Неаполя с пятого века, где их тайно спрятал епископ Иоанн. В результате военных захватов реликвия находилась у правителей Беневенто и аббатстве Монтеверджине. Только в 1497 году мощи были перенесены в кафедральный собор Неаполя.

После войны между Францией и Англией в 1527 году и эпидемии чумы, горожане начали просить о заступничестве святого Януария. Было выбрано 6 представителей от общины города, которые поклялись в верности святому. Предприимчивые неаполитанцы пообещали Януарию роскошную часовню, взамен они просили его стать заступником города. Договор был закреплен нотариально, и горожане не нарушали условия, отвергая любые предложения помощи от тех, кто не был коренным жителем Неаполя.

По преданию святой спас жителей города от извержения Везувия. В 1931 году вулкан проснулся, и первые потоки лавы устремились к окрестностям Неаполя. Жители города направились к собору, требуя от епископа немедленной организации крестного хода с мощами. Однако хранители ключей от сокровищницы и священник сбежали, а ломать святыню неаполитанцы не стали даже перед угрозой уничтожения города вулканом.

Тогда горожане обратились с молитвой к статуе Януария, установленной на мосту. Тысячи свидетелей видели, как рука каменного изваяния поднялась и остановила поток раскаленной лавы. Именно в память о чудесном спасении города и был учрежден праздник 16 декабря, когда кровь святого в ампуле осталась твердой.

С этой верой в заступничество Януария и связаны панические настроения жителей Неаполя сейчас, ведь они уверены, что покровитель предупредил человечество о неизбежных испытаниях и бедах.

Позиция церкви

 Духовенство не разделяет мнение простых горожан о неком “предостережении” покровителя.

Прелат пояснял, что церковь не связывает произошедшее с возможными катастрофическими последствиями для Италии, а предупреждает верующих, что нужно усерднее молиться и тщательно выполнять обязанности перед городом

Властям города также указали на необходимость обратить внимание на знак, поданный святым покровителем Неаполя

Позиция церкви ясна, хоть она и оказывала поддержку городскому празднику, однако сохраняла нейтралитет, не признавая чудо официально. Также ученым было отказано в исследовании содержимого ампулы с предполагаемой кровью святого. Дважды был проведен спектральный анализ, по неутонченным данным в веществе присутствует гемоглобин. Также ампулу взвешивали, до проявления чуда она была на 28 гр. легче.

Объяснения официальных лиц не смогли успокоить жителей Неаполя, которые не сомневаются, что покровитель предупредил их о страшных бедах. Интересно, что британский астролог Джессика Адамс предсказала выход Италии из состава ЕС в 2021 году.

Литература[ | ]

  • Страдания святого священномученика Ианнуария // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. VIII: Апрель, День 21. — С. 310.
  • «The Royal Chapel of S.Gennaro’s Treasury» — путеводитель по Сокровищнице
  • Александр Дюма «Луиза Сан-Феличе». Отдельные главы описывают житие и чудо святого Януария, а также излагают историю «измены» и «свержения» святого.
  • Статья о святом Януарии в Католической энциклопедии (англ.)
  • Курышева М. А., Зайцев Д. В., Масиель Санчес Л. К., Лукашевич А. А. Ианнуарий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2009. — Т. XX : «Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь — Иверия». — С. 583—590. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3.

Альтернативный взгляд

Это мистическое действо, называемое «чудо крови святого Януария», свершается в одно и то же время уже более полутора тысяч лет подряд. Согласно преданию, христианин Януарий, первый епископ итальянского города Беневенто, не захотел отречься от своей веры, за что его и казнил в 305 году римский император Диоклетиан. Януарий и другие мученики были брошены в огонь, но остались невредимыми. Тогда их отдали на съедение зверям в цирке, но звери их не тронули. Наконец, страстотерпцев обезглавили. В момент кончины Януарию было около 30 лет. Впоследствии его признали святым и канонизировали — как католическая, так и православная церковь.

Живая кровь

Случилось так, что одна женщина, присутствовавшая на казни Януария, собрала в стеклянную бутыль кровь мученика и спрятала её как реликвию. Кровь тайно хранилась у разных людей многие годы, а с утверждением христианства была перенесена в кафедральный собор Неаполя, где находится до сих пор. В специальной часовне внутри собора под постоянным контролем сберегаются две наглухо запаянные колбы IV века с драгоценной кровью в сгустках.

И удивительнее всего то, что в определённые дни кровь святого Януария «оживает», становится жидкой, а иногда как бы вскипает, образуя пузыри и пену. Первое упоминание об этом чуде относится к 17 августа 1389 года.

Спектральный анализ установил подлинность крови и отсутствие в ней каких-либо посторонних примесей. Было также определено, что, несмотря на возраст субстанции (1700 лет!), это кровь живого человека. Во время разжижения меняется плотность жидкости и её объём, а также цвет — от тёмного, почти ржавого, до ярко-красного. Все это не соответствует незыблемым законам физики и физиологии. Ведь всем известно, что уже свернувшаяся кровь не может стать снова жидкой и тем более «живой». Кроме того, любой врач вам скажет, что кровь, взятая от доноров, хранится при сравнительно низкой температуре всего 42 дня, после чего она «пропадает»…

Нет чуда — жди беды

Процесс разжижения крови святого Януария может осуществляться почти мгновенно, но иногда длится несколько часов. «Пробуждение» крови начинается, когда её выносят из потаённого места и встряхивают.

Чудо разжижения и оживления происходит трижды в год: 19 сентября — в дату мученической смерти Януария, 16 декабря — в память о чудесном спасении Неаполя от извержения Везувия и в субботу перед первым воскресеньем мая — в день первого перенесения мощей Януария из Поццуоли в Неаполь (V век).

Оживление крови происходит прямо на глазах многочисленных прихожан и любопытствующих туристов, когда колба с реликвией вынимается из хранилища. На процесс не влияют ни погодные условия, ни температура воздуха, ни какие-либо иные физические параметры. Кровь остаётся жидкой в течение восьми дней, а потом снова превращается в сгусток.

Однако отмечались случаи, когда кровь оставалась в спекшемся состоянии, несмотря на энергичные встряхивания, — это всегда считалось дурным предзнаменованием и связывалось с какими-либо глобальными трагическими событиями. Так, к примеру, разжижения крови не случилось, когда в 1527 году в Италии разразилась эпидемия чумы, погубившая 40 тысяч граждан. В XX веке чуда не произошло трижды: в 1939 году — перед началом Второй мировой войны, 1944 году — перед извержением Везувия, в 1980 году — перед сильным землетрясением.

Наука объясняет

Истинность феномена подтверждается многочисленными исследованиями учёных, причём мошенничество ими полностью исключается. Но если верующие считают «чудо крови» именно чудом, не имеющим материалистического объяснения, то скептиков это ставит в тупик, ибо никакого разумного объяснения феномену они дать не могут. К примеру, итальянский физиолог Гастоне Ламбертини, много лет исследовавший чудо крови святого Януария, пришёл к выводу, что оно противоречит известным законам природы и свидетельствует только об одном — о возможности вечной жизни и воскресения.

С позиций современной эниологии (науке о загадках, не укладывающихся в рамки традиционной науки) разжижение крови святого Януария, впрочем, как и другие христианские чудеса (чудо Благодатного огня в храме Гроба Господня, свойства святой воды, мироточение икон и другие), объясняются двухтысячелетним действием христианского эгрегора (душа вещи, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытиё), обладающего материализующим действием.

Журнал: Тайны 20-го века №46

Житие и источники

Впервые о Януарии упоминается в послании Урания к Пакату (431 год), автор текста рассказывает о явлении Януария, «одновременно епископа и мученика, прославившего церковь города Неаполя

» умиравшему Павлину Ноланскому. Наиболее ранним источником, подробно рассказывающим о жизни и мученичестве Януария, является мученические акты «Acta bononiensia » (Болонские акты, -VII века) и их расширенная версия — Ватиканские акты (VIII — IX века). Согласно этим актам, Януарий происходил из аристократической семьи из Беневенто, в юном возрасте стал христианином, затем ещё молодым человеком стал первым епископом Беневенто. Во время великого гонения при императоре Диоклетиане Януарий регулярно посещал брошенных в темницу Поццуоли диаконов Созия и Прокла, совместно с ними совершал там литургию. Во время одного из таких богослужений Януарий был арестован. Затем епископ, а также диаконыСозий ,Прокл ,Фест , чтецДезидерий и мирянеАкуций иЕвтихий были последовательно: брошены в печь, но остались невредимыми; отданы на съедение зверям в цирке Поццуоли, но звери не тронули их; наконец, были обезглавлены (305 год). В момент кончины Януарию было около 30 лет.

Имя Януария упоминается уже в V веке в Мартирологе Иеронима (память Януария и пострадавших с ним мучеников там отмечена под восемью различными датами), в VI веке — в Карфагенском календаре (дважды: Януарий — 19 сентября, Соссий — 23 сентября). Имеются письменные свидетельства о почитании Януария и его соратников в Англии и Германии уже в VIII—IX веках. В Риме начало почитания Януария, Соссия и других мучеников связывается с папой Симмахом.

В IX веке «Gesta episcoporum Neapolitanorum

» рассказывает с подробностями историю обретения и перенесения мощей святого, произошедшие в V веке, а календарь неаполитанской церкви указывает два дня памяти Януария — 13 апреля (перенесение мощей из Поццуоли в катакомбы Сан-Дженнаро в Неаполе) и 19 сентября (мученичество).

Сокровищница святого Януария и почитание святого неаполитанцами

В 1526-1527 годах Неаполь перенёс тяготы проходившей на территории Неаполитанского королевства войны между Францией и Испанией, а затем город был поражён эпидемией. 13 января 1527 года неаполитанцы в лице 6 «избранных» (5 от аристократии и 1 от буржуазии) принесли обет святому Януарию воздвигнуть новую часовню в его честь в обмен на постоянное покровительство святого. Обет был оформлен письменно, скреплён подписями «избранных» и заверен нотариально. Таким образом, неаполитанцы связали своего покровителя подобием договора. В период между 1608-1646 годами новая часовня, получившая название Сокровищницы святого Януария, была построена. О серьёзности неаполитанцев в исполнении обета говорятК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3325 дней

] их отказ от предложенной женой вице-короля (испанкой) денежной помощи и отстранение от работ в часовне всех художников — не неаполитанцев.

Помимо бюста святого Януария в Сокровищнице были помещена статуи 51 святого, которым посвящены другие храмы Неаполя. В процессиях в честь святого Януария эти статуи выполняли роль «свиты святого». Храмы могли получить назад статую своего святого только на время под залог полной стоимости статуи.

Сама Сокровищница является признанным шедевром барокко, украшена фресками Доминикино, Риберы, Ланфранко, массивными серебряными дверями работы Фанзаго.

В течение XVI-XVIII века почитание святого Януария стало настоящим народным культом неаполитанцев. Все события неаполитанской истории так или иначе связаны в народном сознании с заступничеством святого покровителя. Правители Неаполя также поддерживали и разделяли этот народный культ. Так Карл VII, считавший свою победу при Веллетри над австрийцами заслугой Януария, пожаловал святому военный чин командора.

Самым известным случаем покровительства Януария считается спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году, красочно описанное в народных легендах. Поток лавы во время этого извержения направлялся прямо на город. Народ требовал вынести навстречу лаве реликвии святого, но архиепископ и «депутаты Сокровищницы», хранившие ключи от ниши с реликвиями, уже бежали, и извлечь реликвии не было возможности. Тогда навстречу потоку лавы направился крестный ход со Святыми Дарами, но и эта процессия не помогла. Тогда молящиеся стали взывать к Януарию, и на их глазах рука каменной статуи святого Януария, стоявшей на мосту, поднялась и одним жестом остановила извержение. Этот рассказ как нельзя лучше свидетельствует об уверенности неаполитанцев в безграничной силе их покровителя. В честь спасения Неаполя от извержения установлен особый праздник 16 декабря.

В 1799 году королевская власть предприняла попытку лишить Януария статуса покровителя города за «измену». Обстоятельства этой «измены» не менее ярко свидетельствуют об особом отношении неаполитанцев к своему святому. В январе 1799 года французская армия под командованием генерала Жана Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал, и здесь была провозглашена Партенопейская республика. Чтобы добиться симпатии роялистски настроенного населения, Шампионне потребовал от клириков собора совершения внеочередного чуда святого Януария. Французские солдаты проникли в ризницу и угрожали клирикам расстрелом, и чудо действительно совершилось 24 января 1799 года. Приняв чудо как знак симпатии святого французам, неаполитанцы шумно приветствовали установление республики. В том же году армия санфедистов под командованием кардинала Руффо заняла Неаполь и восстановила королевскую власть. Руффо объявил, что ему во сне явился святой Антоний Падуанский, принявший решение стать покровителем города вместо изменника Януария. В ходе торжественной церемонии Антоний был провозглашён новым патроном Неаполя, а Януарий со своими реликвиями изгнан. Впрочем вскоре народное благочестие заставило короля вернуть Януарию его законный «пост» покровителя города.

Невероятные свойства крови святого Януария.

Обычай сохранять капли крови людей прославившихся особой святостью возник еще в Средние века. Например в Италии кровь святых собирали в особые сосуды — пиалы. Кровь со временем высыхала превращаясь в корку. Но временами случалось чудо, извлекаемая из подземелий и храмов Италии, кровь на некоторое время становилась жидкой.

Иногда такое могло случиться с кровью, которая была собрана несколько веков назад. Это явление известно в Италии под названием «закипание крови». И происходит оно несколько раз в год в Неаполе, в соборе Святого Януария

, где хранятся пиалы с кровью этого святого. Кровь в пиалах, становиться «жидкой» несколько раз в году во время церковных литургий, проводимых в честь святого Януария.

Из летописных источников известно, что родился Януарий в конце III века и был епископом города Беневенто. Проповедуя по всей Италии Слово Божие, Януарий вызвал гнев римского императора Диолектиана, известного своей ненавистью к христианам. И в 305 году, Януарий и несколько его учеников были пойманы и приговорены к смерти, их бросили в городской амфитеатр на растерзание львам. Но львы, согласно легенде, не причинили проповедникам ни малейшего вреда, и тогда по приказу императора Диоклетиана, 19 сентября 305 года, Януария и его учеников казнили на площади вблизи городка Поцуолли. По сохранившимся свидетельствам одна из женщин — христианок, пришедшая на место казни, сумела собрать с камня на котором был обезглавлен Януарий, две пиалы с его кровью.

Всех погибших в тот день похоронили в катакомбах близ Неаполя. На месте казни Януария был воздвигнут алтарь в котором и по сей день хранятсся пиалы с его кровью. Конечно, кровь уже давно высохла и затвердела, но иногда кровь необъяснимым образом становилась … жидкой.

Сейчас, пиалы с кровью Святого Януария хранятся внутри Неапольского собора в часовне, и находится под неусыпным контролем и охраной. Непосредственно кровь хранится в двух чашах, которые заключены в маленький цилиндр, называемой цистой. из серебра и стекла. Сама циста заключена в серебряную дароносицу. Возраст цисты определить невозможно, но то что ей несколько веков, сомнений не вызывает.

Крови в пиалах немного, в одной из чаш ее немногим больше половины. В другой всего несколько капель. Причем, чудо с «закипанием» происходит только в одной из пиал, где крови больше. Пиалы с кровью плотно запечатаны, так что провести подробный химический анализ крови не представляется возможным. Хотя и предпринимались попытки изучить содержимое пиал.

Одна из них была в 1902 году. Специалисты из Неапольского университета, смогли провести спектральный анализ вещества хранившиеся в цисте, пропустив через них луч света. Изучив результаты, ученые сделали вывод: в пиалах действительно содержится настоящая кровь.

Вскрыть пиалы с кровью святого, пытались в 1956 году, когда местные церковные иерархи, решили что, внутрь цисты попала пыль от древесной стружки, в которой хранили пиалы во время войны. Но как только стало ясно, что это может привести к уничтожению реликвии, все попытки были прекращены.

По свидетельству Французского публициста Давида Гордона, который посетив Неаполь и удостоверившись что чудо действительно происходит, написал подробный отчет в котором описаны все загадки этого необъяснимого явления

Давид Гордон, обратил внимание на несколько моментов, на которые раньше никто не обращал внимания

К сожалению, у специалистов нет возможности провести анализ крови Святого Януария хранящейся в пиалах. Ведь в попытках изучить суть чуда, можно уничтожить факторы, приводящие к этому явлению. А церковные иерархи никогда не позволят этому случиться, остается надеется что это действительно чудо.

Жизнь

Мало что известно о жизни Януария, и то, что следует далее, в основном заимствовано из более поздних христианских источников, таких как Acta Bononensia (BHL 4132, не ранее 6 века) и Acta Vaticana (BHL 4115, 9 век), а также из более поздних народных традиций.

Легенда

Рибера, Святой Януарий выходит невредимым из печи, Неапольский собор

По разным жития, Януарий родился в Беневенто богатой патрицианской семье, ведущей свое происхождение от Каудини племя Самниты. В молодом возрасте 15 лет он стал местным священником своего прихода в Беневенто, который в то время был относительно язычник. Когда Януарию было 20 лет, он стал Епископ Неаполя и подружился Иулиана Никомидийская и Святой Соссий с которыми он познакомился во время учебы в священнике. Во время11⁄2— долгие годы гонения на христиан императором Диоклетианом, он скрывал своих собратьев-христиан и не давал им быть пойманным. К сожалению, во время посещения Соссиуса в тюрьме он тоже был арестован. Он и его коллеги были приговорены к тому, чтобы быть брошенными диким медведям в Амфитеатр Флавиев в Поццуоли, но приговор был изменен из-за боязни общественных беспорядков, и вместо этого они были обезглавлены на Сольфатара кратер возле Поццуоли. Согласно другим легендам, либо дикие звери отказались их есть, либо его бросили в печь, но он остался невредимым.

История

Самое раннее из дошедших до нас упоминаний о нем содержится в письме Ураниуса 432 г. епископ Нола, после смерти своего наставника святого Паулин из Нолы, где говорится, что призраки Януария и Сен-Мартен Явился Паулину за три дня до смерти последнего в 431 году. О Януарии в рассказе говорится только то, что он был «епископом, а также мучеником, прославленным членом неаполитанской церкви». В Acta Bononensia говорится, что «В Поццуоли в Кампании святых мучеников Януария, епископа Беневентума, Феста, его диакон, и Дезидериус лектор, вместе с Соссиус диакон церкви Misenum, Proculus, диакон Поццуоли, Евтихий и Акутий, которые после цепей и заключения были обезглавлены при императоре Диоклетиан».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector