Александр блок: стихи о прекрасной даме
Содержание:
- Красивые стихи-поздравления для женщин
- Анализ цикла «Стихи о прекрасной даме» Блока
- Незнакомка — анализ стихотворения по плану
- Интерпретация женского образа
- При посылке роз
- Мистический ореол
- Какие еще приемы использует в этом цикле автор?
- Ворожба
- Символ добра и женственности
- Об истории создания цикла и о структуре блоковского произведения
- Блоковские влияния и заимствования
- Анализ цикла стихотворений Блок «Стихи о Прекрасной даме»
- «Девушка пела в церковном хоре…»
Красивые стихи-поздравления для женщин
Пусть день твой будет солнечным, прекрасным, И розами твой будет устлан путь. И каждый вечер, звездным, чистым, ясным. О женщина, всегда счастливой будь! Когда, играя первозданной силой, Творила этот мир природа-мать, Она в тебе, о женщина, вместила Всю красоту свою и благодать. В тебе порыв грозы, зари сиянье, Великолепье гор и норов рек, Отрада глаз, души очарованье, Тобою вечны мир и человек. В тебе природа все свое искусство Запечатлела, чтоб сказать: «Хвала!» И для тебя потом в порыве чувства Влюбленного мужчину создала.
Праздником недаром он зовется, Женским днем зовем его не зря: В этот день — улыбчивее солнце, Семицветной кажется заря. В этот день значительнее все мы, Каждый уважительно смущен. Будь ты маршал или академик, Ты не Богом — женщиной рожден. Женщиной веселой и печальной. Женщиной великой и простой. Той, что с нами на зимовке дальней, Той, что ждет нас в комнате пустой. Той, что и пахала и косила, И штурвал сжимала в небесах, У врага пощады не просила — Пусть и скорбь была в ее глазах. «Милая! » — у пристани звучало. «Мама!» — забинтованный я звал… Женщина — бессмертное начало Самых добрых на земле начал.
Люби, цвети, живи и радуй, Дари, храни, терпи, борись, Не плачь и не проси награды, И жизнь прожить не торопись. Беги и падай, поднимайся, Цени, держи, не отпускай. Ни на секунду не сдавайся. Прощай, заботься, согревай. Проблем не бойся, ошибайся. Решай, планируй и мечтай, Стремись, старайся, добивайся, Но никогда не отступай. Не разменяй себя по мелочам, И прошлым дорожи, и настоящим, И чтобы жизнь твоя, как ужин при свечах Дарила счастья аромат пьянящий!!! ЛЮБВИ, УДАЧИ.ВЕЗЕНИЯ.
Женщины России — вы цветы планеты, В нежные и яркие краски вы одеты. Розовые розы, хрупкие ирисы, Красные пионы — Гали и Ларисы. Вы — букет сирени, вы — букет нарциссов, Марины и Елены, ждущие Парисов. Синие фиалки, ландыши чудесные, Скромные, веселые, верные, прелестные, Вы — цветы акации, сладкие, душистые. Тоненькие грации, пышечки пушистые. Люды, Оли, Нади — белые ромашки. Хризантемы, астры — Сашки и Наташки. Белые кувшинки — Светы и Кристины, Васильки и маки, флоксы, георгины. Созданы для счастья, созданы для мира, Ани, Любы, Вали и, конечно, Иры. Желтые мимозы и жасмин пьянящий, Пусть хранит вас, девочки, крест животворящий.
Ты так красива, как рассвет на море! Ты так прекрасна, как в горах закат! Я за тебя готов в огонь и в воду! Я быть с тобою рядом очень рад! Ты для меня, как солнце ясным утром! Тебя любить хочу я каждый миг! Твои глаза сияют перламутром И счастлив я, что для тебя жених! Хочу всю жизнь тобою наслаждаться Хочу одну тебя всю жизнь любить! И в счастье только искреннем купаться! И на руках тебя всегда носить!
Анализ цикла «Стихи о прекрасной даме» Блока
«Стихи о прекрасной даме» — первый поэтический сборник А. Блока, включающий более ста стихотворений, написанных в 1901-1902 гг. Они были написаны поэтом под влиянием любви к будущей жене – Л. Менделеевой. Стихотворения расположены в строгом хронологическом порядке, часто указано конкретное место написания.
Блок был одним из ярчайших представителей символизма. Его сборник хоть и основан на реальном «земном» чувстве, описывает туманный возвышенный образ. В то время поэт увлекался учением философа В. Соловьева, особенно его идеей о Вечной Женственности. В стихотворениях этого цикла Блок очень редко «опускается на землю». Любимая женщина описана в образе бесплотной мировой души, олицетворяющей собой одновременной Жену, Мать, Подругу. Практически нигде не указаны конкретные физические признаки любимой. «Владычица Вселенной» обрисована только цветовыми оттенками («твоей лазурью») и неясными звуками («отдаленные шаги»).
В раннем возрасте Блок вообще был против плотских отношений. Любовь к женщине он воспринимал как вечное и безусловное преклонение перед недостижимым идеалом. Это мистическое чувство может быть описано только с использованием тайных символов, намеков, полутонов.
Многие стихотворения сборника содержат религиозную символику. В этом также видно влияние на поэта В. Соловьева. Блок идеализирует земное чувство, приравнивает его к божественному. Любовь становится явлением космического масштаба.
Прекрасная Дама Блока — высшее существо. Она обладает бессмертием, бесконечной мудростью и вселенским знанием. Ее помыслы и поступки недоступны простому смертному. Свою любовь поэт считает божественным поклонением, вечным рыцарским служением. У Блока получает дальнейшее развитие средневековый образ Прекрасной Дамы. Он еще больше отстраняется от всего земного. Физический облик женщины отходит на второй план. Главным становится таинственный образ, созданный в воображении.
Идеалистические представления Блока были реализованы им в жизни. Поэт воспринимался как человек, полностью оторванный от реальности. Л. Менделеева была покорена его рыцарским преклонением и согласилась на брак. Однако она быстро испытала разочарование. Поэт продолжал витать в облаках. Он не признавал грубых чувственных отношений и продолжал относиться к настоящей жене как к несуществующему образу.
«Стихи о Прекрасной Даме» отражают самые искренние чувства и переживания Блока. Первый мистический сборник принес поэту большую известность. Вошедшие в него произведения удивительно лиричны и способны заворожить читателя.
Незнакомка — анализ стихотворения по плану
Предыстория написания этого произведения довольно печальна — в период создания поэт переживал личную трагедию — его жена ушла к Александру Белому. Поэт пытался забыться, много пил и проводил время в местах сомнительных. Возможно, в одном и таких мест он и повстречал таинственную незнакомку.
Тема произведения
Автор описывает атмосферу вечернего города и обстановку некоторого злачного заведения: пыльный воздух и привычные слуху звуки городской жизни, окрики пьяных, женский визг, детский плач создают образ душного, как будто чем-то затянутого места. Во второй же половине стихотворения А. Блок описывает незнакомку — прекрасную, загадочную особу, всегда появляющуюся в одиночестве и совсем не вписывающуюся в интерьер питейного заведения.
Идея произведения, основная мысль
Стихотворение Незнакомка — ставшее переломным моментом в жизни и творчестве поэта. Возвышенный образ посетительницы явно противопоставляется атмосфере кабака, полного пьяных мужчин, людей, которые пытаются утопить свое горе в вине.
Хрупкая девушка оказывается сильнее всех их, она не опускается до пьянства, и поэт восхищается её духовной силой и задумывается над своей жизнью и над тем, как он её проводит.
Средства художественной выразительности
Цветопись: “Чуть золотится крендель булочной”, “И очи синие бездонные”. Эпитеты: “И правит окриками пьяными/Весенний и тлетворный дух”, “Испытанные остряки”, “И влагой терпкой и таинственной” и т.д. Звукопись: в первой половине стихотворения повторяются звуки “к”, “х”, “п”, “р”, “т”, создается впечатление духоты, шума; во второй половине стихотворения больше гласных, повторяются звуки “л”, “н”, создается мягкий, как бы плавный образ незнакомки.
Метафоры: “А в небе, ко всему приученный/Бессмысленно кривится диск (имеется в виду луна)”, “И влагой терпкой и таинственной (т.е. вином)”, “И вижу берег очарованный/И очарованную даль(лицо девушки)” Риторическое обращение: “Ты право, пьяное чудовище!”
Особенности жанра, композиции
Написано в жанре рассказа в стихах, композиция выстроена на основе антитезы (противопоставление темного и светлого). Относится к символистской лирике.
Образ лирического героя
Образ лирического героя в этом стихотворении есть сам автор. Опьяненный вином, опустившийся до пьянства, запивая свое горе, встретивший что-то светлое и подвигнутый пересмотреть отношение к своей жизни, он находился в таком же кабаке и встречал незнакомку.
Стихотворный размер. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная.
История создания
Стихотворение написано в крайне сложный для поэта период. Жена изменила с его другом, Андреем Белым, кроме того, в этот же год Александр осуществляет разрыв с поэтами-символистами. Конечно, такие потрясения не могли не сказаться на его творчестве. Все эти скитания, душевные переживания и впечатления нашли отражение в «Незнакомке».
Видимо, автор решил создать для себя иллюзорную реальность, как убежище от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул жить и творить. Ведь если есть красота, облаченная в рифму, значит, есть и предназначение творца, данное Блоку свыше.
Интерпретация женского образа
Появление в ранних стихах Александра Блока лейтмотива совершенной женской красоты критики и исследователи творчества поэта связывают с символизмом и учением Владимира Соловьева о Вечной Женственности. Именно она, согласно концепции, должна обновить и возродить мир. Любимая в его стихах Святая, Пречистая Дева, символ целомудрия и рыцарского преклонения. Она для него — Божество, для которого недоступны земные страдания, а он, лирический герой и двойник поэта — вечный раб, служащий своей царице: «безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебе поет».
Все таинства, совершающиеся в природе, — только для Нее, и днем, и ночью любимого преследует Ее «белая тень». Предмет поклонения поэта бесплотен, образ женщины не предполагает ничего земного. Он называет ее лучезарной, несказанной, озаренной. Однако в некоторых поэтических сочинениях образ Прекрасной Дамы прорисован более осязаемо и конкретно, без всякого намека на мистические сравнения: «Ты ли, подруга желанная, всходишь ко мне на крыльцо?». Здесь видится уже вполне земная женщина, и автор даже не употребляет в отношении ее заглавные буквы, как раньше.
После цикла ранних стихов образ женщины в поэзии Блока претерпевает изменение. Прежняя героиня цикла все так же недосягаема для земной любви. Более зрелые стихотворения поэта рисуют уже новый образ. Он по-прежнему идеален и воплощает свет и небесную красоту. Но вдруг этот ангел падает на землю, истекая кровавой звездой. Героя это явление огорчает, но когда он подходит к своей возлюбленной, видит, что она все так же очаровательна и мила.
Так возникает на страницах блоковских стихов образ другой героини — Незнакомки, которая, как ангел, сошла на землю. В одном из произведений девушка, как космическое тело, падая с небес, соединяет небо и землю: «Шлейф, забрызганный звездами, Синий, синий, синий взор. Меж землей и небесами вихрем поднятый костер». Мистический ареал Вечной Жены перерастает в облик романтической Незнакомки, вынужденной прозябать в грязной и пошлой земной обстановке.
Противопоставление мрачной обыденности пригрезившемуся во сне или спьяну образу воздушной красавицы позволяет читателю увидеть стихотворение «Незнакомка». Ответ самого поэта звучит трагически: «Ты право, пьяное чудовище!».
При посылке роз
Смотрел отвека бог лукавый На эти душные цветы. Их вековечною отравой Дыши и упивайся ты.
С их страстной, с их истомной ленью В младые сумерки твои И пламенной и льстивой тенью Войдут мечтания мои.
Неотвратимы и могучи, И без свиданий, и без встреч, Они тебя из душной тучи Живою молньей будут жечь.
24 декабря 1901
———————————————————————————
Ночь на новый год Лежат холодные туманы, Горят багровые костры. Душа морозная Светланы В мечтах таинственной игры. Скрипнет снег — сердца займутся — Снова тихая луна. За воротами смеются, Дальше — улица темна. Дай взгляну на праздник смеха, Вниз сойду, покрыв лицо! Ленты красные — помеха, Милый глянет на крыльцо… Но туман не шелохнётся, Жду полуночной поры. Кто-то шепчет и смеётся, И горят, горят костры… Скрипнет снег — в морозной дали Тихий, крадущийся свет. Чьи-то санки пробежали… «Ваше имя?» — Смех в ответ. Вот поднялся вихорь снежный, Побелело всё крыльцо… И смеющийся, и нежный Закрывает мне лицо… Лежат холодные туманы, Бледнея, крадется луна. Душа задумчивой Светланы Мечтой чудесной смущена…
31 декабря 1901
———————————————————————————
*** С. Соловьёву
Бегут неверные дневные тени. Высок и внятен колокольный зов. Озарены церковные ступени, Их камень жив — и ждёт твоих шагов.
Ты здесь пройдёшь, холодный камень тронешь, Одетый страшной святостью веков, И, может быть, цветок весны уронишь Здесь, в этой мгле, у строгих образов.
Растут невнятно розовые тени, Высок и внятен колокольный зов, Ложится мгла на старые ступени…. Я озарён — я жду твоих шагов.
4 января 1902
———————————————————————————
*** Высоко с темнотой сливается стена, Там — светлое окно и светлое молчанье. Ни звука у дверей, и лестница темна, И бродит по углам знакомое дрожанье.
В дверях дрожащий свет и сумерки вокруг. И суета и шум на улице безмерней. Молчу и жду тебя, мой бедный, поздний друг, Последняя мечта моей души вечерней.
11 января 1902
———————————————————————————
*** Там, в полусумраке собора, В лампадном свете образа. Живая ночь заглянет скоро В твои бессонные глаза.
В речах о мудрости небесной Земные чуятся струи. Там, в сводах — сумрак неизвестный, Здесь — холод каменной скамьи.
Глубокий жар случайной встречи Дохнул с церковной высоты На эти дремлющие свечи, На образа и на цветы.
И вдохновительно молчанье, И скрыты помыслы твои, И смутно чуется познанье И дрожь голубки и змеи.
14 января 1902
———————————————————————————
*** Я укрыт до времени в приделе, Но растут великие крыла. Час придёт — исчезнет мысль о теле, Станет высь прозрачна и светла.
Так светла, как в день весёлой встречи, Так прозрачна, как твоя мечта. Ты услышишь сладостные речи, Новой силой расцветут уста.
Мы с тобой подняться не успели, — Загорелся мой тяжёлый щит. Пусть же ныне в роковом приделе, Одинокий, в сердце догорит.
Новый щит я подниму для встречи, Вознесу живое сердце вновь. Ты услышишь сладостные речи, Ты ответишь на мою любовь.
Час придёт — в холодные метели Даль весны заглянет, весела. Я укрыт до времени в приделе, Но растут всемощные крыла.
29 января 1902
———————————————————————————
*** Вдали мигнул огонь вечерний — Там расступились облака. И вновь, как прежде, между терний Моя дорога нелегка.
Мы разошлись, вкусивши оба Предчувствий неги и земли. А сердце празднует до гроба Зарю, мигнувшую вдали.
Так мимолётно перед нами Перепорхнула жизнь — и жаль: Всё мнится — зорь вечерних
Мистический ореол
Мистическим ореолом отмечен сборник его позволяет заметить, что ощущение нереальности всего происходящего усиливают поэтические эпитеты, такие как в тихой заводи, неведомые тени, белое платье. Они окружают мистическим ореолом чувство автора. Любовь лирического героя переходит в поэзию полутонов, символов, намеков. Это чувство – состояние души. Оно одновременно заставляет переживать лирического героя и пленяет его. Александр Александрович обращается к символу, переводящему восприятие из мира реально-конкретных вещей в таинственный, непостижимый, смутно угадываемый мир. Такой взгляд на искусство и определил общий символический характер интересующего нас цикла.
Какие еще приемы использует в этом цикле автор?
Для блоковского творчества характерно перманентное введение в произведения устойчивых, лейтмотивных образов. Также автор демонстрирует себя консерватором в настойчивом выборе похожих речевых формулировок и описываемых ситуаций. У Блока каждое слово и фраза обязательно наделены дополнительным смысловым дном – литература не знает простого, поверхностного блоковского творчества
Поэтому для литератора и критика, анализирующего стихотворения русского писателя, важно видеть не только текст, но и контекст
Блок часто использует в своих поэтических произведениях также церковную, так называемую «молитвенную», лексику: например, читатель мог бы обратить внимание на такие слова, как «паникадила», «ризы», «лампады». Эти понятия словно подчеркивают божественное происхождение Прекрасной Дамы
Мечты о роковой встречи с Дамой, ожидания явления Вечной Женственности подобны ассоциации со вторым пришествием, ассоциации с полным изменением мира.
Для читателей, например, часто оказывается неприемлемым то, что автор подчеркивает игнорирование повседневных событий, мистики. Выпячивание идеализма для уха среднестатистического человека кажется непонятным и, возможно, эгоцентричным. Однако многие читатели до сих пор с большим наслаждением читают поэтические строки Блока, без которых нельзя понять дальнейшего творчества русских классиков.
Хотя автор не использует реалистического изображения любимой и окружающей женщину обстановки, все же можно говорить о реалистическом изображении чувств, переживаний Блока. Вероятно, личностное восприятие автора и личная драма Блока и есть «секретом» поэзии, которая завораживает читателей. Чистые и нежные чувства влюбленности предстают основой для идеализации и обожествления любимой женщины, стремление познать в Прекрасной Даме все самое прекрасное и неземное.
3.5 5 ( 13 голосов )
Ворожба
Я могуч и велик ворожбою, Но тебя уследить — не могу. Полечу ли в эфир за тобою — Ты цветёшь на земном берегу. Опускаюсь в цветущие степи — Ты уходишь в вечерний закат, И меня оковавшие цепи На земле одиноко бренчат.
Но моя ворожба не напрасна: Пусть печально и страшно «вчера». Но сегодня — и тайно и страстно Заалело полнеба с утра. Я провижу у дальнего края Разгоревшейся тучи — тебя. Ты глядишь, улыбаясь и зная, Ты придёшь, трепеща и любя.
5 декабря 1901
———————————————————————————
*** Недосказанной речи тревогу Хороню до свиданья в ночи. Окна терема — все на дорогу, Вижу слабое пламя свечи.
Ждать ли поздней условленной встречи? Знаю — юная сердцем в пути, — Ароматом неведомой встречи Сердце хочет дрожать и цвести.
В эту ночь благовонные росы, Словно влажные страсти слова, Тяжко лягут на мягкие косы — Утром будет гореть голова…
Но несказанной речи тревогу До свиданья в ночи — не уйму. Слабый пламень глядит на дорогу, Яркий пламень дрожит в терему.
6 декабря 1901
———————————————————————————
*** Молчи, как встарь, скрывая свет, — Я ранних тайн не жду. На мой вопрос — один ответ: Ищи свою звезду.
Не жду я ранних тайн, поверь Они не мне взойдут. Передо мной закрыта дверь В таинственный приют.
Передо мной — суровый жар Душевных слёз и бед, И на душе моей пожар — Один, один ответ.
Молчи, как встарь, — я услежу Восход моей звезды, Но сердцу, сердцу укажу Я поздних тайн следы.
Но первых тайн твоей весны Другим приснится свет. Сольются наши две волны В горниле поздних бед.
18 декабря 1901
———————————————————————————
*** Вечереющий сумрак, поверь, Мне напомнил неясный ответ. Жду — внезапно отворится дверь, Набежит исчезающий свет. Словно бледные в прошлом мечты, Мне лица сохранились черты И отрывки неведомых слов, Словно отклики прежних миров, Где жила ты и, бледная, шла, Под ресницами сумрак тая, За тобою — живая ладья, Словно белая лебедь, плыла, За ладьёй — огневые струи — Беспокойные песни мои… Им внимала задумчиво ты, И лица сохранились черты, И запомнилась бледная высь, Где последние сны пронеслись. В этой выси живу я, поверь, Смутной памятью сумрачных лет, Смутно помню — отворится дверь, Набежит исчезающий свет.
20 декабря 1901
———————————————————————————
Символ добра и женственности
В начале XX века символизм становится самым популярным направлением в литературе. Для стиля характерно активное использование символики, мотивов недосказанности и таинственности. Настроение создаётся при помощи специальных художественных средств: метафор и эпитетов. К самым ярким представителям символизма в России можно отнести:
- З. Гиппиус;
- А. Белого;
- В. Брюсова:
- А. Блока.
Александр Блок был поклонником Тютчева, Фета и Жуковского. В своём творчестве поэты активно использовали женский образ как символ нежности, чистоты и красоты. Существенное влияние на творчество юного Блока оказали учения русского философа Владимира Соловьёва. Основной идеей работ религиозного мыслителя был культ Души Мира, воплощённой в женском образе. Она олицетворяла вечную женственность, объединяющую Бога и земную жизнь. Кроме этого, на творчество поэта влияли события из личной жизни и политическая обстановка в стране.
На протяжении многих лет Блок был влюблён в Любовь Менделееву, дочь известного химика. Именно она является прототипом таинственной незнакомки и Души Мира в стихотворениях поэта. Образ прекрасной дамы в лирике Блока всегда противопоставлен несовершенному окружающему миру. Любая женщина в стихах автора – олицетворение добра и красоты.
Отношения между супругами не были безоблачными. Писатель часто увлекался другими женщинами. У Л. Д. Менделеевой тоже случались романы на стороне. Февральская революция и Первая мировая война повлияли на мировоззрение поэта.
Об истории создания цикла и о структуре блоковского произведения
Последнее издание цикла, которое случилось еще при жизни Блока – в 1922 году, включает 164 поэзии, написанные писателем всего за год, начиная с 1901-го и заканчивая осенью 1902 года. Однако, такое формирование сборника установилось не сразу. История знает историю о том, что Блок объяснял избранную структуру необходимостью представить совокупность идей. Также такая форма определилась еще и потому, что таковой была логика внутреннего развития сборника «Стихов…»
Блок придумал название сборника в 1903 году. Старт этому процессу дала публикация блоковских произведений на страницах московского альманаха «Северные цветы» (там русский поэт издал в целом около десяти лирических произведений). Предложил же стихи читателям главный редактор альманаха Валерий Брюсов. Впоследствии этим названием Блок обозначал свою ранние тексты – в основном, работы с привкусом мистицизма, которые издавались на протяжении разных периодов. Уже в 1904 году в «Грифе» (Москва) выпустили поэтический сборник Александра Блока, который назывался «Стихами о Прекрасной Даме». Позже сюда включили и другие произведения автора, а также существенно изменили и саму композицию тома.
«Эзотерический язык» Блока и вариации изданий сборника
В первом издании есть некоторые особенности: том написан с использованием «эзотерического языка», то есть смеси чувств и живой природы. Немногие люди способны понять такой язык, но, вероятно, в этом и состоял замысел символиста. Однако поклонники поэзии Блока находились всегда. В издании следующих произведений Блок стремился уделить больше внимания пояснению скрытых смыслов и малопонятных речевых оборотов.
Второе издание стихов Блоку предложили подготовить в «Мусагете». Предложение поступило в осенние декадентские дни 1910-го. Эту публикацию редакция запланировала в виде сборника поэзий. Уже тогда автор запланировал цикл как литературный триптих. Первая часть увидела свет через год, включив тексты из «Стихов о Прекрасной Даме», однако уже в ином – необычном – ракурсе. Редакторы и автор разделили цикл на части по триста произведений в каждой части (всего таких блоков было семь). Систематизация поэтических строк проходила также с помощью включения хронологического принципа: начиная с 1891-го и заканчивая 1904 годом. К слову сказать, автор впервые применил для своих стихов этот подход. Таким образом была определена структура первой части.
Через шесть лет то же издательство выпустило блоковские поэзии сразу в четырех частях. Для этого редакторы опять переработали состав сборника, посвященного образу Женственности, исключив оттуда почти 90 произведений. Также издатели ввели около тридцати новых стихов, которые до тех пор не входили ни в одну публикацию. Первый раз поэтические произведения из первой части литературные редакторы и автор раздели на такие блоки:
- «Ante Lucem»;
- «Стихи о Прекрасной Даме»;
- Цикл «Распутья».
В 1922 году состоялось очередное издание блоковских поэзий. Писатель намеревался прокомментировать сборник, однако свою идею Блок так и не осуществил. В издание вошло 164 стиха, которые условно разделили на шесть рубрик. Под каждой рубрикой и стихом редакторы поставили место и временя создания определенного текста. Таким образом, «Стихи…» стали основой для других циклов, в частности для «Распутья».
Образ Вечной Женственности
Ранее мы говорили, что многие символы из своей вселенной писатель связывал с образом Женственности. Анализируемый цикл осуществил настоящее открытые в литературе начала ХХ века, гармонично вписывая в культурную действительность образ мистической женщины.
Образы Блока не однотипные, а – наоборот – достаточно широкие. Фигура прекрасной дамы отсылает к широкому универсуму смыслов. Блок ввел в поэзию элементы культуры Средневековья, где поклонение Даме сердца считалось демонстрацией добрых намерений, а также чувств. Автор использовал в своей лирике элементы традиции мистицизма, которые обрели популярность в эпоху Возрождения. Блок взял за основу произведения итальянских мастеров. Творчество Данте или Петрарки невозможно представить без светлого любовного чувства. Образы женщин (например, Лауры) – это идеальные, романтические лики, обращающиеся к Вечности. Сентиментальное воплощение мира, противоречий человеческой вселенной, особенностей повседневности находит воплощение в блоковском творчестве. Однако русский поэт использовал также приемы коллег по цеху, признанных классикой русской литературы в лице Фета и Жуковского, которые нашли необычный способ и стиль демонстрации человеческих чувств – как явления в природе.
Блоковские влияния и заимствования
Александру Блоку импонируют образы поэмы о «Царь-Девице», где продемонстрирован древнерусский, сказочный колорит женщины и динамика повседневной жизни. Однако существенное влияние на поэзию Блока составили стихи Соловьева, где царил культ Женщины. Следует отметить, что Блок был знаком с Соловьевым лично, встречаясь с философом на литературных вечерах и в салонах. Поэзия Соловьева очень импонировала автору анализируемого нами цикла, поэтому Блок старался всячески использовать поэтические приемы коллеги.
Русский писатель «одолжил» культ Женственности у религиозных философов. В частности, Соловьев рассматривал Женственность как Душу целого Мира, которую пленила мирская пошлость, и которая ждала, когда ей даруют свободу. Молодого Блока тревожило смутное ожидание грядущей катастрофы. В наступлении Нового века в 1902–1902 годах писатель видит некий символизм, перерождение, обновление человека. В этот период автор тревожится видениями, приходящими к Блоку во снах. Блок видит свою Прекрасную Даму, ту женщину, образ, который стал прототипом женщин в блоковских поэтических строках. Вечная Женственность очень похожа на Людмилу Менделееву, которая скоро станет женой автора. Писатель влюблен в земную девушку, поклоняется образу Дамы сердца. Чувства соединились воедино и обусловили творческий потенциал невероятной силы, поток вдохновения, который нашел свое место на бумаге.
Специфические черты блоковского цикла
Анализируемые в этой статье «Стихи…» – один масштабный замысел, единый стих, структурированный по музыкальным канонам. Основа цикла – мотив любви к женщине. Лирических героев здесь два – та самая – одна единственная – женщина и ее рыцарь, герой, юноша, мужчина, обожающий свою Даму, стремящийся к Вечной Женственности. Такое стремление становится стимулом к достижению идеала, красоты, к познанию души любимого человека и, наконец… Бога.
Тревоги, мистика, волнения, захлестывающие поэта, вынудили писателя создать специальный, уникальный язык. В рамках цикла, автор разработал уникальную цикличную символическую систему. Описываемая в блоковских текстах действительность намекает на кардинально другой, необычный поэтический мир. Это некий символизм, созданный Блоком, отображающий неземное, фантастическое течение времени и действий лирических героев. Подражая Соловьеву, Блок старается демонстрировать экстатическое состояние, стремится проникнуть и полностью познать тайну бытия. Философская лирика цикла оформлена в точности как запись дневника, которые вели интеллигентные люди того времени. Так автор смог вылить все переживания, тревоги, чувства, которые терзали душу. Через обращение к лику Вечной Женственности, к лирике, Блок познавал тот внутренний мир, который закрыт от других людей и – вместе с тем – доступный каждому.
О центральных действующих лицах блоковских произведений
Прекрасная Дама, возлюбленная женщина – вечная Душа и Тайна, которая обязательно приведет своего поклонника, автора, лирического героя к истине. Но кто же такой герой? Это настоящий рыцарь, который боготворит свою Даму, поклоняется Вечной Женственности и готов служить возлюбленной и музе до скончания веков. В своих стихах автор желает постигнуть не только мир поэтический, мистический, но и женскую душу – как отдельное явление.
На поэзию Блока наложили отпечаток довольно непростые отношение писателя с любимой женщиной. Поэтому мистическое восприятие и сила литературной действительности демонстрирует тщательное изучение поэтом мистической «стороны женщины». Возможно, Блок слишком обожествляет возлюбленную, награждая Прекрасную Даму неземными чертами и обожествляя. Писатель относится к женщине как к Небесной Деве, Владычице Вселенной, Вечной Женственности, Заре, Купине и Вечной Царице. Себя же, лирического героя, автор идентифицирует как раба, рыцаря, отрока, который готов на все ради возлюбленной. Автор видит женщину только в положительном, светлом цвете, Дама является литератору во сне, в тумане, в сумерках или сказке, окруженная тенями. Образ таинственности и божества усиливает то, что автор не использует описывающих эпитетов. То есть поэзия о Даме, о Любви рассчитана только на фантазию и восприятие читателей. Автор рассказывает о лазурных сновидениях и ароматных слезах, завороженных шагах, бездонных взглядах, упорной мечте, сумерках и таинственности. Но не дает читателю никакой конкретики. Давайте посмотрим на одно из произведений из анализируемого сборника:
Анализ цикла стихотворений Блок «Стихи о Прекрасной даме»
Первый серьезный поэтический сборник А. А. Блока «Стихи о Прекрасной даме» (1904) выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Александр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, (усадьба Менделеевых — Боблово — находилась рядом с родовым имением поэта Шахматово) и учения философа В. Соловьева (1848- 1901) о Вечной Женственности, которая может примирить «земное» и «небесное», божественное и мирское, способствует обновлению души поэта. Реальное, любовное чувство
А. Блока к Любови Менделеевой переосмысливалось поэтом в духе учений Платона о «мировой душе» и В. Соловьева о «вечной женственности» как нетленном божественном начале. Владимир Соловьев воспринимает «вечную женственность» как явление космического масштаба.
Эта позиция философа полностью соответствует взглядам А. Блока данного периода: он также усматривает в своей возлюбленной новое воплощение божественного и «вечно женственного» начала (об этом можно судить, читая письма поэта, адресованные Л. Менделеевой). Данные взгляды Александра Блока и определили характер поэтического цикла «Стихи о Прекрасной даме». Героиня цикла — непостижимый, мистический образ («Дева», «Святая», «Непостижимая»), а иногда реальная женщина, имеющая конкретные черты:
Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова…
Поэтические эпитеты «белое платье», «неведомые тени», «в тихой заводи» усиливают ощущение нереальности происходящего; окружают любовное чувство поэта мистическим ореолом. Любовь лирического героя трансформируется в поэзию намеков, символов, полутонов. Любовь — состояние души, которое одновременно пленяет лирического героя и заставляет переживать. А. Блок обращается к символу, который переводит восприятие лирического героя из мира реально-конкретных явлений в иной — непостижимый, таинственный, лишь смутно угадываемый мир. Такое понимание искусства определило символический характер «Стихов о Прекрасной даме». Стихотворение цикла «Девушка пела в церковном хоре…» наполнено символами: «голос, летящий в купол», сияющий луч на белом плече, «белое платье», которое «пело в луче». Эпитет белый («на белом плече», «белое платье») подчеркивает ощущение покоя, тишины, умиротворения, которое исходит от голоса лирической героини, «летящего в купол». Песня девушки «о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою». Финал стихотворения мистичен и не дает читателю ощущение счастья:
Причастный тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Центральным стихотворением цикла является «Вхожу я в темные храмы…» (1902), в котором лирическому герою только чудится образ «величавой Вечной Жены», Прекрасной Дамы как символа подлинной любви. Лирический герой одновременно и ждет встречи со своей Милой, и боится своего чувства:
В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
(«Вхожу я в темные храмы…»)
Книгу «Стихи о Прекрасной даме» замыкает цикл «Распутья» (1902-1904), стоящий как бы особняком. В стихах Блока появляется мотив тревоги, растерянности лирического героя, невозможности обретения гармонии в реальной жизни
Внимание поэта переносится на современную действительность, на изображение реального города, мистику природы и страсти
Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
«Девушка пела в церковном хоре…»
Давайте обратимся к этому стихотворению, проводя общий о Прекрасной даме» – цикл, одним из самых известных произведений которого является именно оно. наполнено следующими символами: «белое платье», «белое плечо» и сияющий луч на нем, «голос, летящий в купол». В этом произведении эпитет «белый» подчеркивает ощущение умиротворения, покоя, тишины, исходящее от голоса героини, который характеризуется как «летящий в купол». Девушка поет об ушедших в море кораблях, о людях, оказавшихся в чужом краю, о тех, кто забыл свою радость. Финал этого стихотворения мистичен. Он вовсе не оставляет нам ощущение счастья. Блок пишет, что ребенок, «причастный тайнам», плакал о том, что никто не вернется назад.