София фоминична (зоя палеолог), великая княгиня московская

Борьба двух группировок

Конец XV века на Руси ознаменовался серьезным внутриполитическим кризисом во власти – за престолонаследие вели борьбу представители двух враждующих групп. Противостояние обострилось после смерти старшего сына от первой жены Ивана III Ивана Молодого, которого царь, борясь за централизацию власти, объявил соправителем государства российского.

Со смертью Ивана Молодого появились два реальных кандидата на соуправление – Дмитрий Иванович Внук и Василий Иванович, сын Ивана III.

Против Дмитрия Ивановича Василий и его мать София Палеолог организовали заговор с участием нескольких дьяков и боярских детей. Утверждали, что София собиралась даже отравить самого Ивана III. После раскрытия заговора шестерых его активных участников обезглавили, а остальных, в том числе, и Софию с Василием, заключили под стражу.

Дмитрия Ивановича Внука венчали на великое княжение 4 февраля 1498 года.

Заметки

Византийская царевна Софья (Зоя) была племянницей последнего императора Византии Константина XI, который погиб в 1453 году при взятии Константинополя турками. Отец Софьи, Фома Палеолог, мелкий провинциальный правитель, бежал от турок в Италию вместе с семьей; здесь они пользовалась папским покровительством.

Брак Софии с Иваном III был предложен в 1469 году папой римским Павлом II в надежде на усиление влияния католицизма в Московии и на сближение католической и православных церквей (реставрация флорентийского проекта, так сказать). Мотивы Ивана III, вероятно, были связаны со статусом: род невестны восходил к византийским императорам. Словом, недавно овдовевший монарх согласился на брак с греческой принцессой.

Папский двор, устроивший этот брак, пытался воздействовать на Ивана III через Софью, дабы убедить его в необходимости признать унию. Эта линия провалилась, но Иван III немало потворствовал ересям и еретикам, многим покровительствовал, защищая их от гнева церкви. Позднее, жестко принуждаемый отцами святыми, он вынужден был карать своих бывших фаворитов. Заговорам и интригам искусно способствовала царица Софья, стремившаяся посадить на трон своего сына.

Софья была второй женой Ивана III. Он овдовел в 1467 году, а первая жена Мария, княжна Тверская, оставила ему единственного сына – Ивана. А от брака с Софьей у Ивана III был сын Василий, которому в конце концов и достался престол – исключительно благодаря энергии и интригам Софьи.

Сын Дмитрий у Ивана Молодого и Елены родился в 1483 году. После 1485-го Иван III и Иван Молодой оба именуются «самодержцами Русской земли»

Наследник пользовался громкой славой отважного воеводы; он отличился при взятиях непокорных княжеств и уделов, которые постепенно приводились “под руку Москвы”.

Счастливый брак продлился около 7 лет. В 1490 году наследник престола заболел «камчюгою в ногах» (подагрой; по другим данным, это была проказа). Софья выписала из Венеции лекаря, который обещал Ивану III вылечить его сына, но тот скончался. Врача казнили, а по Москве пошли слухи об отравлении наследника; спустя сто лет это было выдано за подлинный факт в записках Андрея Курбского.

Даже если Софья действительно отравила Ивана-царевича, то на этом этапе она ничего не добилась, кроме вреда для себя. Обвиненная в попытке отравить и сына Елены Дмитрия, она попала за решетку вместе с Василием. Правда, позже их освободили, сняв обвинение.
Но великий князь назначил своим наследником именно Дмитрия – сына Елены и своего внука. И даже венчал его как наследника по полному ритуалу. Это возбудило новые интриги: Софья толковала передачу трона внуку при наличии сына как нарушение династических канонов. Тем более, что византийской линии предпочли отпрыска малоизвестной Молдавии…

После смерти Фомы папа взял его детей на свое попечение. В июне 1466 г. Зоя, принявшая католичество и получившая имя Софья, ещё девочкой вышла замуж за римского аристократа из дома Караччоло, но довольно скоро овдовела. В 1472 г. папа Сикст IV добился, как ему казалось, большого дипломатического успеха, устроив её брак с русским князем Иваном III. Однако, прибыв в Россию Софья снова приняла православие. Дочь Софьи, польская королева Елена умерла бездетной, но род сына Софьи, Великого князя Василия III пресекся лишь сто лет спустя.

Внешность и характер

Знание дат жизни и смерти, а также краткой биографии не дают представление о характере загадочной царьградской царевны. К сожалению, мы не знаем подлинного облика нашей героини — не сохранилось ни одного её подлинного изображения, ибо светское искусство появилось гораздо позднее. Однако существует скульптурный портрет великой гречанки, реконструированный по скелетным останкам.

С достоверного не менее чем фото портрета на нас смотрит волевая и властная женщина. Теперь мы доподлинно знаем, что Иван Грозный был очень похож на свою бабку. Интересно наблюдать за хитросплетением судеб. Например, мать Ивана Грозного — потомок рода Глинских, а по одной из версий родоначальник рода— Мансур Киятович, сын Мамая. Также интересно мнение современников и потомков об этой неординарной личности.

Семейная жизнь

Брак Ивана 3 и Софьи Палеолог сложился удачно: родились 5 сыновей и 6 дочерей. В младенчестве умерли только две старшие девочки. Старший сын царицы, наследник Василий Иванович, впоследствии станет известен как московский князь Василий III. На тот момент у Ивана III уже был наследник — Иван Молодой, сын от первого брака.

Для молодой супруги князь построил хоромы, которые, впрочем, сгорели в 1493 году. В 1480 году перед нашествием ордынского хана Ахмата Софья с детьми переехала в Дмитров, затем на Белоозеро. Если Ахмат возьмет Москву, царица должна была бежать дальше на север. Семья вернулась в Москву зимой того же года.

С именем Софьи Палеолог, жены на тот момент князя, связано две легенды:

  1. Царица присутствовала на совете мужа с боярами относительно требования дани хана. Услышав совет многих бояр согласиться и заплатить, Софья заплакала и уговорила супруга покончить с татарским игом.
  2. Вторая легенда связана с рождением сына Василия III: во время богослужения в Троице-Сергиевой Лавре Софье явился Сергий Радонежский, который предсказал, что она родит сына.

Но все же при дворе княгиню не любили, считали хитрой и гордой, даже обвиняли в колдовстве. Некоторые бояре были убеждены, что Софья отравила наследника Ивана и была причастна к заключению многих приближенных лиц.

Что же произошло?

Давайте вернемся все же к отказу псковских зодчих восстанавливать, разрушенный Успенский собор. Одна из московских летописей говорит, что псковичи якобы не взялись за работу по причине ее сложности. Однако слабо верится, что русские архитекторы могли отказать Ивану III, человеку довольно резкому, по такому поводу. Причина категорического отказа должна была быть очень весомой. Вероятно, это было связано с какой-то ересью. Ересью, которую мог перенести только католик — Фьораванти. Что же это могло быть?

Успенский собор, построенный итальянским зодчим, не имеет каких-то «крамольных» отклонений от Русской традиции зодчества. Единственное, что могло вызвать категорический отказ — это святые мощи.
Возможно, «закладной» реликвией могли стать мощи неправославного святого. Как известно, София привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но, вероятно, не обо всех реликвиях мы знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак.

Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города. Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Великого княжества Московского.

1. София Палеолог
являлась дочерью деспота Мореи (ныне полуостров Пелопоннес) Фомы Палеолога
и племянницей последнего императора Византийской империи Константина XI.

2. При рождении Софию назвали Зоей
. Она появилась на свет через два года после того, как османами в 1453 году был захвачен Константинополь, и Византийская империя прекратила свое существование. Спустя пять лет была захвачена и Морея. Семья Зои вынуждена была бежать, найдя убежище в Риме. Для получения поддержки Папы римского Фома Палеолог перешел в католицзм вместе с семьей. При смене веры Зоя стала Софией.

3. Непосредственным опекуном Софии Палеолог был назначен кардинал Виссарион Никейский,
сторонник унии, то есть объединения католиков и православных под властью Папы. Судьбу Софии предполагалось решить путем выгодного замужества. В 1466 году её предложили в качестве невесты кипрскому королю Жаку II де Лузиньяну,
но он отказался. В 1467 году её предложили в жёны князю Караччоло
, знатному итальянскому богачу. Князь выразил согласие, после чего состоялось торжественное обручение.

4. Судьба Софии резко переменилась после того, как стало известно о том, что великий князь московский Иван III
овдовел и ищет новую жену. Виссарион Никейский решил, что в случае, если София Палеолог станет женой Ивана III, русские земли можно будет подчинить влиянию Папы.

София Палеолог. Реконструкция по черепу С.Никитина. Фото: Commons.wikimedia.org

5. 1 июня 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме состоялось заочное обручение Ивана III и Софии Палеолог. Заместителем великого князя был русский посол Иван Фрязин
. В качестве гостей присутствовали жена правителя Флоренции Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и королева Боснии Катарина.

6. О переходе Софии Палеолог в католичество во время переговоров о заключении брака представители папы римского умалчивали. Но их тоже ожидал сюрприз — сразу после пересечения русской границы София объявила сопровождавшему ее Виссариону Никейскому, что она возвращается в православие и католические обряды исполнять не будет. Фактически на этом попытка проведения проекта унии в России завершилась.

7. Венчание Ивана III и Софии Палеолог в России состоялось 12 ноября 1472 года. Их брак продлился 30 лет, София родила мужу 12 детей, но при этом первыми четырьмя оказались девочки. Рожденный в марте 1479 года мальчик, названный Василием, впоследствии стал великим князем московским Василием III.

8. В конце XV века в Москве развернулась ожесточенная борьба за права на престолонаследие. Официальным наследником считался сын Ивана III от первого брака Иван Молодой,
имевший даже статус соправителя. Однако с рождением сына Василия София Палеолог включилась в борьбу за его права на трон. Московская элита разбилась на две враждующие партии. В опалу попадали и те, и другие, но в итоге победа осталась за сторонниками Софии Палеолог и ее сына.

Аристотель Фьораванти

Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софии Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!

С точки зрения тогдашней традиции — еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.

Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.

Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.

Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью второй жены Иоанн III, византийки Софии Палеолог. Об этом немного подробнее.

Образ в искусстве

В живописи

  • Как указывает словарь XIX века, существует фреска, на которой, в числе лишённых престола государей, окружающих папу Сикста IV, помещена и София; «но, судя по костюмам, это изображение, вероятно, сделано не в XV в., а гораздо позднее».

В литературе

  • Николай Спасский, роман «Византиец». Действие происходит в Италии XV века на фоне последствий падения Константинополя. Главный герой интригует, чтобы выдать Зою Палеолог за русского царя.
  • Георгиос Леонардос, роман «София Палеолог — из Византии в Россию».
  • Николай Аксаков посвятил венецианскому врачу Леону Жидовину рассказ[], где говорилось о дружбе еврейского врача с гуманистом Пико делла Мирандола, и о путешествии из Италии вместе с братом царицы Софьи Андреем Палеологом, русскими посланниками Семеном Толбузиным, Мануилом и Дмитрием Ралевыми, и итальянскими мастерами, — архитекторами, ювелирами, пушкарями. — приглашёнными на службу московским государем.
  • Иван Лажечников. «Басурман» — роман о враче Софии.
  • Валерий Язвицкий, роман «Иван III — государь всея Руси» — роман В.Язвицкого воссоздает эпоху правления Ивана III (1440—1505), мужа Софии.
  • Людмила Гордеева, роман «Иоанн III Великий» — исторический роман в четырех частях, повествующий о важнейшем периоде русской истории второй половины XV века в эпоху правления Иоанна III.
  • Максим Греков, роман «В тени креста». События описываемые в романе происходят в 1489 году. Софья и её люди ведут борьбу с придворными Ивана III, одновременно пытаясь сдержать распространение ереси на Руси.

Борьба продолжается

В феврале 1498 года в Москве прошли торжества по случаю коронации юного Дмитрия. На церемонии в Успенском соборе присутствовали все бояре и члены великокняжеской семьи за исключением Василия и Софии. Опальных родственников великого князя на коронацию демонстративно не пригласили. На Дмитрия надели Шапку Мономаха, а Иван III устроил в честь внука грандиозный пир.

Партия Елены могла торжествовать – это был ее долгожданный триумф. Однако даже сторонники Дмитрия и его матери не могли чувствовать себя слишком уверенно. Иван III всегда отличался импульсивностью. Из-за крутого нрава он мог ввергнуть в опалу кого угодно, в том числе и жену, однако ничто не гарантировало, что великий князь не изменит своих предпочтений.

После коронации Дмитрия прошел год. Неожиданно к Софии и ее старшему сыну вернулась милость государя. В летописях нет свидетельств, говорящих о причинах, побудивших Ивана примириться с супругой. Так или иначе, но великий князь приказал пересмотреть дело против жены. При повторном расследовании открылись новые обстоятельства придворной борьбы. Некоторые доносы на Софию и Василия оказались лживыми.

Государь обвинил в клевете самых влиятельных заступников Елены и Дмитрия – князей Ивана Патрикеева и Симеона Ряполовского. Первый из них был главным военным советником московского правителя на протяжении более чем тридцати лет. Отец Ряполовского защищал Ивана Васильевича в детстве, когда ему грозила опасность со стороны Дмитрия Шемяки во время последней русской междоусобной войны. Эти великие заслуги вельмож и их семей не спасли их.

Спустя шесть недель после боярской опалы уже вернувший благосклонность к Софии Иван объявил их сына Василия новгородским и псковским князем. Дмитрий все еще считался наследником, но члены двора, чувствуя перемену настроения государя, стали покидать Елену и ее ребенка. Боясь повторить судьбу Патрикеева и Ряполовского, прочие аристократы начали демонстрировать лояльность Софии и Василию.

Брак с великим князем Иваном III

Папа Павел II рассчитывал выдать Софью Палеолог замуж с выгодой для себя, чтобы при её содействии расширить своё влияние. Но хотя папа определил ей приданое в 6 тысяч дукатов, за ней не было ни земель, ни военной силы. Она обладала знаменитым именем, которое только отпугивало греческих властителей, не желавших ссориться с Османской империей, а от браков с католиками Софья отказывалась.

Греческий посол предложил Ивану III проект брака с византийской царевной спустя два года после того, как великий князь Московский овдовел в 1467 году. Ему был представлен миниатюрный портрет Софьи. Иван III дал согласие на брак.

Однако Софья воспитывалась в Риме и получила образование в духе униатства. А Рим эпохи Возрождения был местом концентрации всех пороков человечества, и возглавляли это моральное разложение понтифики католической церкви. Петрарка писал об этом городе: «Достаточно увидеть Рим, чтобы потерять веру». Всё это было отлично известно в Москве. И несмотря на то, что невеста ещё в пути недвусмысленно продемонстрировала свою приверженность православию, митрополит Филипп к этому браку отнесся с неодобрением и уклонился от венчания царственной четы. Обряд совершил протопоп Коломны Осия. Венчание было совершено сразу же в день приезда невесты – 12 ноября 1472 года. Такая спешка объяснялась тем, что это был праздник: день памяти Иоанна Златоуста – святого покровителя великого князя.

Примечания

  1. София Фоминична // Русский биографический словарь
  2. В русских летописях также встречался ошибочный вариант «Зинаида».
  3. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. — М.: Наука, 1983. — С. 286.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 декабря 2019.
  5. Независимый летописный свод 80-х гг. XV в.
  6. В то время — подмонастырское село Троице-Сергиевой лавры. Ныне в черте города Сергиев Посад, ул. Болотная.
  7. А. Контарини Рассказ о путешествии в Москву в 1476—1477 гг. // Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев — Л., 1986, с. 24.
  8. Скрынников Р. Г. Иван III. — С. 192.
  9. Герберштейн С. Записки о московитских делах // Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев — Л.: 1986, с. 45.
  10. Клочков М. В. София Фоминична // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.

Опала

В 1497 году Ивану III стало известно о готовившемся за его спиной заговоре. Юный Василий попал под влияние нескольких неосторожных бояр. Среди них выделялся Федор Стромилов. Этот дьяк смог уверить Василия, что Иван уже собрался официально объявить своим наследником Дмитрия. Безрассудные бояре предложили избавиться от конкурента или захватить в Вологде государеву казну. Количество вовлеченных в затею единомышленников продолжало расти, пока о заговоре не узнал сам Иван III.

Как всегда, страшный в гневе великий князь приказал казнить основных знатных заговорщиков, в том числе и дьяка Стромилова. Василий избежал темницы, однако к нему была приставлена стража. В опалу попала и София. До мужа дошли слухи, что она водит к себе мнимых колдуний и пытается получить зелье, чтобы отравить Елену или Дмитрия. Этих женщин нашли и утопили в реке. Государь запретил супруге попадаться ему на глаза. В довершение Иван действительно объявил пятнадцатилетнего внука своим официальным наследником.

Внешность и характер

Современники вспоминали о Софье как об умной и хитрой женщине. С помощью методик судебно-медицинской экспертизы по останкам великой княгини удалось восстановить её облик. Она была невысокого роста, полной и с волевыми чертами лица. Присутствовавший при заочном бракосочетании итальянский поэт Луиджи Пульчи с насмешкой описывал греческую принцессу: «Мы вошли в комнату, где на высоком помосте сидела в кресле раскрашенная кукла. На груди у неё были две огромные турецкие жемчужины, подбородок двойной, щёки толстые, всё лицо блестело от жира, глаза распахнуты, как плошки, а вокруг глаз такие гряды жира и мяса, словно высокие дамбы на По. Ноги тоже далеко не худенькие, таковы же и все прочие части тела — я никогда не видел такой смешной и отвратительной особы, как эта ярмарочная шутиха. На ней узкое и дурное платье, хотя платье это было из богатого шёлка и скроено по меньшей мере из шести кусков материи, так что ими можно было накрыть купол Санта-Мария Ротонда». Болонские летописцы, любовавшиеся Софьей по пути в Московию, отмечали её прекрасные глаза.

Путь в Россию

В пути Софья с подданными находилась 5 месяцев и прибыла в ноябре. По дороге, процессию встречали в русских городах, одаривали подарками, приглашали в свои дома князья и бояре.

Ивану докладывали о процессии гонцы. Как она себя ведет, молится ли в церкви. Софья, хорошо знала как вести себя в храме. Прикладывалась к иконам, крестилась как православная, стояла службы как полагается.

Каждый доклад начинался с рассказа о католическом кардинале с крестом во главе. Митрополит Московский изначально был против этого брака. Узнав про латинский крыж, поставил условие перед правителем: как только его внесут в город, митрополит со священниками его покинут.

Усилиями сопроводителей Софьи с русской стороны, крест был спрятан. Огромная процессия прибыла в Москву. Византийская принцесса впервые увидела своего мужа. Свадьба состоялась в тот же день. Зоя Палеологиня стала великой русской княгиней Софьей

Влияние на политику и культуру

Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора в княжение Василия III, наслушавшись боярских толков, замечает о Софие в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Наконец, летописцы подтверждают это, говоря, например, что по внушениям Софии Иван III окончательно разорвал с Ордою. Будто бы однажды молвила она мужу: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?»

Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.

Брак Ивана III и Софии Палеолог несомненно усилил Московское государство, способствуя его обращению в великий Третий Рим.

В декабре в связи с перенесением останков княжеских и царских жён в подвальную палату Архангельского собора, по хорошо сохранившемуся черепу Софии С.А.Никитиным был восстановлен ее скульптурный портрет.

Происхождение

Точная дата рождения Софии Палеолог неизвестна. Она появилась на свет около 1455 года в греческом городе Мистре. Отцом девочки был Фома Палеолог – брат последнего византийского императора Константина XI. Он правил Морейским деспотатом, располагавшимся на полуострове Пелопоннес. Мать Софии, Екатерина Ахайская, являлась дочерью франкского князя Ахеи Чентурионе II (итальянца по происхождению). Католический правитель конфликтовал с Фомой и проиграл ему решающую войну, в результате которой потерял собственные владения. В знак победы, а также присоединения Ахеи греческий деспот и женился на Екатерине.

Судьба Софии Палеолог определилась драматическими событиями, случившимися незадолго до ее рождения. В 1453 году турки захватили Константинополь. Это событие стало концом тысячелетней истории Византийской империи. Константинополь находился на перекрестке между Европой и Азией. Заняв город, турки открыли себе путь на Балканы и в Старый Свет в целом.

Если османы победили императора, то прочие князьки и вовсе не представляли для них угрозы. Морейский деспотат был захвачен уже в 1460 году. Фома успел забрать свою семью и бежать с Пелопоннеса. Сначала Палеологи попали на Корфу, затем перебрались в Рим. Выбор был логичным. Италия стала новым домом для многих тысяч греков, не пожелавших оставаться в подданстве мусульман.

Родители девочки скончались практически одновременно в 1465 году. После их смерти история Софии Палеолог оказалась тесно связанной с историей ее братьев Андрея и Мануила. Малолетних Палеологов приютил папа римский Сикст IV. Для того чтобы заручиться его поддержкой и обеспечить детям спокойное будущее, Фома незадолго до смерти принял католичество, отказавшись от греческой православной веры.

[править] Биография

Фома Палеолог родился в 1409 году в Константинополе, он был младшим из выживших детей византийского императора Мануэля II Палеолога и его супруги Елены Драгаш, которая была дочерью правителя Вельбуждского княжества Константина Драгаша. Родными братьями Фомы были византийские императоры Иоанн VIII и Константин XI, деспоты Мореи Теодор II и Димитрий, а также деспот Фессалоник Андроник.

Как и остальные сыновья императора Фома был назначен деспотом и с 1428 года правил вместе со своими братьями Теодором и Константином в Мореи. В 1430 году Фома захватил почти всю территорию Ахейского княжества и в том же году женился на Катерине Дзаккарии, которая была дочерью последнего ахейского князя Чентурионе II. С 1443 года Фома правил вместе с Константином, так как Теодор стал деспотом Селимбрии. В 1448 году Константин стал новым императором, однако, Фома правил Мореей единолично недолго, уже в 1449 году он был вынужден разделить власть со своим братом Димитрием.

В отличие от своего брата, Димитрий был настроен про-турецки и впоследствии будет служить Османскому султану. После захвата Константинополя турецкий султан Мехмет II оставил братьев соправителями Мореи, которые признали себя вассалами турецкого султана. Братья всегда были настроены крайне враждебно один к одному, однако, были вынуждены объединиться для подавления восстания Мануэля Кантакузена, которое началось сразу же после падения Константинополя. Мануэль был внуком Димитрия I Кантакузена, который правил Мореей до 1420 года, и намеревался вернуть власть в регионе своей семье.

Фома всегда был настроен на союз с западными христианскими правителями для борьбы против турок. Заключив союз с Генуэзской республикой и Папой Римским в 1460 году Фома разгромил своего брата Димитрия, который бежал к туркам. В том же году турецкая армия вторглась в Морею. Не имея сил остановить турок, Фома Палеолог бежал в Италию, где Папа Римский признал его законным претендентом на престол византийского императора.

Фома умер в Риме 12 мая 1465 года.

Римский период

Дети Палеолог попали на воспитание Виссариону Никейскому, служившему при папе Сиксте VI кардиналом. Зою и братьев воспитывали в католических канонах. Образование получили хорошее. Знали несколько языков и точные науки.

Изначально ставка на продолжение рода Палеолог была на братьях. Но они не подавали никаких надежд. Лидерских качеств не имели, их интересовала больше разгульная жизнь. Виссарион после долгих раздумий решил устроить судьбу византийской принцессы выдав её за вдовствующего русского царя.

Династические браки между правителями государств того времени обычное дело. Правители укрепляли культурные, торговые, военные связи. Папа Римский хотел решить 2 наболевшие проблемы:

  • объединить церкви католическую и православную;
  • заручиться поддержкой русского царя в войне против турецкого султана.

Предложение было отправлено царю с подарками и парсуной – портретом Софьи. Царь отказал в первый раз Папе римскому. Иван советовался с матерью, боярами и священниками. Идея породниться с наследницей Византийской империи ему нравилась, это бы укрепило авторитет в Европе, но он понимал ответственность перед собственной страной. После 3х лет раздумий и переговоров согласился.

Обоз Софьи выехал в июне 1479 года из Рима. 150 повозок и большая свита, состоявшая в основном из греков, сподвижников отца. Среди них было много ученых.

В обозе было наследство принцессы, оставшиеся от Византийской империи. Огромное количество книг, манускриптов. Редчайшие православные иконы. По некоторым данным, среди подарков был наследный византийский трон с библейскими сюжетами. Впоследствии, трон полюбился внуку, будущему Ивану Грозному. Среди прочих царственных регалий печать с изображением двуглавого орла.

С ней отправился и представитель католической церкви. Всю дорогу он ехал впереди обоза в красном кардинальском облачении, неся крест.

«Сердце града»

На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве эту функцию на протяжении веков выполнял Успенский собор. В свою очередь, согласно византийской традиции, храм должен был быть построен на мощах святого. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Именно мощи и являли собой «сердце города». Имя святого, по-видимому, и было тем самым «тайным именем». Иными словами, если бы «закладным камнем» Москвы был собор Василия Блаженного, то, и «тайное имя» города было бы «Васильев» или «Васильев-град».

Однако мы не знаем, чьи мощи лежат в основании Успенского собора. Нет ни одного упоминания об этом в летописях. Вероятно, имя святого держалось в тайне.

В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор. Интересно, что храм был построен по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Не совсем ясно почему? Георгиевский собор вряд ли можно назвать шедевром древнерусского зодчества. Значит, было еще что-то?

Жизнь в Риме

Обучением Софии занялся греческий ученый и гуманист Виссарион Никейский. Больше всего он был знаменит тем, что стал автором проекта унии католической и православной церквей, заключенной в 1439 году. За успешное воссоединение (Византия пошла на эту сделку, находясь на краю гибели и напрасно надеясь на помощь европейцев) Виссарион получил чин кардинала. Теперь он стал учителем Софии Палеолог и ее братьев.

Биография будущей московской великой княжны с ранних лет носила печать греко-римской двойственности, адептом которой был Виссарион Никейский. В Италии при ней всегда находился переводчик. Два профессора учили ее греческому и латинскому языкам. София Палеолог и ее братья содержались за счет Святого Престола. В год папа выдавал им больше 3 тысяч экю. Деньги тратились на прислугу, одежду, врача и т. д.

Судьба братьев Софии сложилась прямо противоположным друг от друга образом. Как старший сын Фомы Андрей считался юридическим наследником всей династии Палеологов. Он пытался продать свой статус нескольким европейским королям, надеясь, что те помогут ему вернуть трон. Крестового похода ожидаемо не произошло. Андрей так и скончался в бедности. Мануил же вернулся на историческую родину. В Константинополе он стал служить турецкому султану Баязиду II, а согласно некоторым источникам, даже принял ислам.

Как представительница угасшей императорской династии София Палеолог из Византии была одной из самых завидных невест Европы. Однако ни один из католических монархов, с которыми пытались договориться в Риме, так и не согласился жениться на девушке. Даже слава имени Палеологов не могла затмить опасности, исходившей от османов. В точности известно, что покровители Софии стали сватать ее с кипрским королем Жаком II, однако он ответил твердым отказом. В другой раз уже сам римский понтифик Павел II предложил руку девушки влиятельному итальянскому аристократу Караччоло, но и эта попытка сыграть свадьбу провалилась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector