Консультация » особенности самоанализа, или сам себе психолог»
Содержание:
- Вопросы для самоанализа
- Самоизучение и его методики
- Задачи и цели
- Определение
- Ваши чувства как ключ
- Виды самоанализа
- Цели
- Самоанализ педагогической работы
- Виды анализа и самоанализа урока
- Способы
- Критика к методике самоанализа
- Самоанализ занятия по ФГОС
- А что такое хорошая жизнь?
- Пример из моей жизни
- Пунктуальный настрой на беспредельность
- Самоанализ урока
Вопросы для самоанализа
Самоанализ стоит начать с вопроса о чувствах и эмоциях. Спросите себя: “Что я чувствую? Какое мое чувство — как оно выглядит, какое на ощупь, по плотности, по цвету, по температуре? Где в теле оно концентрируется?”
В таблице — подсказка, которая поможет определить чувства во время самоанализа
Гнев |
Бешенство, ярость, ненависть, злость, раздражение, презрение, ревность, обида, досада, зависть, неприязнь, отвращение. |
Страх |
Ужас, отчаяние, испуг, оцепенение, подозрение, тревога, боязнь, беспокойство, растерянность, стыд, вина, сомнение, застенчивость, смущение, надменность, ошеломленность. |
Грусть |
Горечь, тоска, скорбь лень, жалость, отчаяние, беспомощность, душевная боль, безнадежность, отчужденность, разочарование, потрясение, сожаление, скука, безысходность, загнанность, печаль. |
Радость |
Счастье, восторг, ликование, надежда, возбуждение, любопытство, нетерпение вера изумление, забота, ожидание. |
Любовь |
Нежность теплота, сочувствие, доверие, безопасность, блаженство, гордость, восхищение, спокойствие, уважение, любовь к себе, дружелюбие, доброта, искренность. |
На каждый ответ задавайте вопрос, который начинается со слов: “Почему?“ или “Зачем?”
В разных ситуациях вопросы могут меняться. При ощущении психологического дискомфорта стоит ответить на вопросы:
- счастлив ли я? если да, то насколько?
- почему я нахожусь именно на таком уровне счастья?
- кто или что дает мне ощущения счастья, наполненности?
- могу ли я чувствовать себя еще счастливее?
- что мешает мне быть счастливым? почему?
- чего я хочу на самом деле? почему мне не удается достичь этого?
- какие ограничения есть на пути к моему счастью (цели)? как от них избавиться? почему я не избавился от них до сих пор?
- какими достоинствами и недостатками я обладаю? как они помогают или мешают мне в жизни, какую роль играют в сложившейся ситуации?
- каким ресурсами я обладаю для достижения счастья? чего мне не хватает? как я могу получить недостающее?
- как я буду чувствовать себя, когда добьюсь желаемого состояния?
Самые важные при самоанализе вопросы (“почему”, “зачем”, “что мне это дает”) нельзя путать с: “За что мне это?” Такой вопрос не применяется в самоанализе и в работе психолога.
Практика качественного самоанализа
При проведении самоанализа придерживайтесь плана:
- Определите проблему, выделите вопрос для проработки (создайте запрос).
- Подумайте и определите ситуации, в которых проявляется выбранная проблема. Ответьте на вопросы: “Что я чувствую? Какие ощущения возникают в теле? Какие мысли наполняют голову?” Ответы запишите.
- Записывайте свои ответы тезисно, рисуйте схемы, делайте рисунки.
- Сделайте паузу от получаса до 2 дней.
- Вернитесь к записям. Дайте ответы на вопросы из списка. Распутывайте ситуацию неспеша, сосредоточенно.
- Ответы используйте для составления плана выхода из проблемной ситуации.
Если знаний относительно решения трудностей не хватает, найдите информацию в интернете или обратитесь к эксперту, который поможет решить ваш вопрос.
Самоизучение и его методики
Для начала стоит понять, что самоизучение — это исследование бессознательного в самом себе. Вы сами выступаете в роли пациента и специалиста, например, психотерапевта. Возникает вопрос: а возможно ли такое, что человек сам, со своими комплексами, недостатками и сопротивлениями смог бы объективно изучить себя и свой характер? Ответ прост — не только возможно, но является основой психотерапии. Без работы над самим собой, невозможна помощь конкретной личности со стороны кого бы то ни было.
Возникает другой вопрос: а какую методику самоанализа лучше всего выбрать, какая из них лучше? И также ответ достаточно прост. Нет лучшей школы самодиагностики личности, есть Ваше желание, и ничего более. Конечно, школ много, и главным в них выступает не собственно, метод или школа, а умение донести знание до человека и побудить его к достижению гармонии с самим собой.
Здесь стоит упомянуть школу Фрейда и неофрейдистов. В последнее время это направление исследования бессознательного с довольно специфических позиций стало модным. Думаю, не стоит доверять ни фрейдистам, ни неофрейдистам больше, чем другим школам. Несомненно, сексуальное влечение оказывает существенную роль на личность и ее поступки, однако навряд ли эта роль является главенствующей. Но здесь, как говорится, дело вкуса.
Задачи и цели
Основной задачей самоанализа является получение информации о причинах психологических проблем. Знание о том, что спровоцировало трудности, дает возможность направить усилия в нужную сторону и добиться положительных изменений. Простыми словами, человек, уверенно владеющий искусством самоанализа, может разобраться в причинах трудностей, с которыми он сталкивается, найти собственный путь, раскрыть заложенный потенциал.
Самоанализ выполняет несколько задач, давая возможность:
- выразиться максимально честно, открыто, полно;
- выявить скрытые причины поступков, связи между совершенными действиями и их последствиями;
- определить негативные установки, поведенческие шаблоны, отказаться от их использования и заменить другими, более эффективными моделями мышления и поведения.
Самоанализ не-психологи часто ошибочно путают с самобичеванием, которое носит деструктивный характер. Самоанализ представляет собой спокойный и безоценочный поиск ответов на поставленные вопросы. В процессе самоанализа человек не характеризует свои мысли, желания или действия, как положительные или негативные. Он разбирается, но не копается в прошлом.
Определение
Самоанализ – это анализ собственных переживаний, поступков, размышлений и потребностей. Человек изнутри познает глубины собственной психики и свой внутренний мир. Сегодня самоанализ является неотъемлемой частью психотерапевтической и психологической работы. Благодаря этому процессу удается рассмотреть различные виды неврозов и психологических травм.
Очень часто человеческая память отказывается принимать и воспроизводить травмирующие факторы прошлого. Вот только апатия, тоска и общее недовольство жизнью начинают давить на человека со всех сторон. Так психика реагирует на событие, с которым индивид не в состоянии справиться. В результате психика разделяется на две части, одна из которых переходит в «замороженное» состояние, а другая пытается выжить. И все бы ничего, но со временем начнут проявлять себя психосоматические расстройства, а появившаяся вдруг из ниоткуда депрессия загонит в тупик.
Чтобы вернуться к нормальному образу жизни, нужно прорабатывать старые травмы и даже вполне безобидные ситуации, после которых могли остаться неприятные ощущения. Именно здесь на первое место выходит самоанализ.
Ваши чувства как ключ
Вернемся к основам самоанализа. Главное в методике самоизучения своего подсознательного — это максимально снизить сопротивление.
Необходимо пытаться забыть про свои привычки и пристрастия, отнестись к самому себе как будто к другому человеку. Нужно забыть свои чувства на данный момент, и сконцентрироваться на своих чувствах ранее, в какой-то определенный момент
Здесь важно ваше желание. Чем выше желание постичь себя, тем меньше должно быть сопротивление
Например, вы испытываете страдания от того, что расстались с некогда близким вам человеком. Вы не можете полноценно спать, работать, общаться и мысли Ваши направлены только на это.
Для того чтобы понять, что же произошло с Вами, вы должны успокоиться и вспомнить свои чувства к этому некогда близкому вам человеку на разных этапах. Вспомните, что вы чувствовали, когда он дарил вам цветы, когда Вы вместе смотрели интересный фильм, когда первый раз поссорились из-за Вашего флирта на вечеринке со своим знакомы. Вспомните, как Вы читали гороскопы и один из гороскопов Вам внушил, что Вы якобы «водолей», а Ваш близкий человек — «рак», поэтому «водолей» всегда флиртует, а «рак» замкнут и эти два «знака» несовместимы. Если Вы честно и объективно попытаетесь провести самоанализ, вспомните слова Вашей мамы по поводу Вашего близкого человека. Вспомните, что флиртовать со знакомым на вечеринке, собственно, и не хотели, но гороскоп просто обязывал Вас вести себя в полном соответствии с Вашим «знаком».
Углубитесь в себя:
- Что вы чувствовали, когда первый раз встретились?
- Страх одиночества?
- Страх показаться толстой?
- Страх запаха изо рта утром, когда вы один раз встали позже обычного и не успели почистить зубы?
- Какие были Ваши чувства, когда Вы первый раз остались наедине?
Сопротивление и Ваше Я обязательно направит Вас по ложному следу, и заставит отторгнуть попытку самоанализа. Да, Ваш близкий совершенно точно чрезмерно ревнивый. Он ведь должен войти в ваше положение, признать Вашу свободу.
А теперь представьте все, что Вы чувствовали в те моменты, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Как бы Вы отнеслись к другой девушке, которая на вечеринке открыто флиртует со знакомым, заранее зная, что ее близкому человеку это не нравится. И вы наверняка увидите, что Ваше поведение было не просто некрасивым, но не к месту и не ко времени. Что Ваше поведение спровоцировала та бредятина, которую выдумывают люди и называют «гороскоп». Что эти «гороскопы» противоречат друг другу, потому что являются не более чем выдумкой человеческой в силу фантазии и маркетинга…
Мы поверхностно рассмотрели лишь самый первый метод самоанализа самого себя и своего поведения, дали поверхностный взгляд на самоизучение. Чтобы вы поняли, что это такое и в каком направлении вам идти.
Далее мы рассмотрим с вами, какие методики для самоанализа существуют и что выбрать конкретно вам.
Обязательно подпишитесь на обновления моего блога и расскажите о нем друзьям!
Виды самоанализа
Можно выделить систематический и несистематический самоанализ. Первый предназначен для решения сложных проблем, которые мешают человеку жить, и ситуаций, повторяющихся снова и снова. Например, когда мужчина борется со страхом знакомства с противоположным полом, выполняет упражнения, ведет дневник и отслеживает динамику.
Несистематический самоанализ применяется тогда, когда человек хочет объяснить себе что-то разовое. Например, он не понял, почему друг на него обиделся и теперь не разговаривает с ним. Кроме попыток поговорить с другом, субъект еще обращается внутрь себя, анализирует свои слова и действия.
Кроме видов самоанализа принято выделять еще типы, а точнее техники. Например, можно использовать такие приемы и способы, методы самоанализа:
- Письмо самому себе на разных листах. Возьмите 5 листов: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Или можно взять обычные белые листы и использовать карандаши разных цветов. На первом листе объективно опишите проблему: что и когда произошло (по типу сводки новостей). На втором листе опишите все свои негативные эмоции и чувства, связанные с этой ситуацией. На третьем листе распишите положительные эмоции и чувства, которые вызывает у вас эта ситуация. На четвертом листе творчески опишите проблему. Например, зарисуйте ее. На последнем листе проведите анализ, сделайте выводы и напишите себе пару рекомендаций. Таким образом, на последнем листе должно появиться решение проблемы. Остальные листы предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть проблему под разным углом, с разных точек зрения.
- Анализ сновидений. Сновидения – это отражение нашего подсознания, переживаний, мыслей и чувств. Если регулярно разбирать сны, то можно найти решение актуальной проблемы. Анализ снов можно проводить в формате дневника. Если не хватает знаний, то обратитесь к трудам Фрейда (он много писал про сны и их значение).
- Личный дневник. Задача – ежедневно делать что-то для формирования новых, полезных привычек и изменения деструктивного мышления. То есть вы определяете проблему и разрабатываете план работы над ней. В дневнике вы описываете ситуации, в которых проблема проявляет себя, свои чувства, мысли и реакции. Там же вы фиксируете, чем следовало бы заменить эти элементы. То есть вы отмечаете, что хотели бы чувствовать и думать, как хотели бы реагировать. А если реакции вас устраивают, то вы отмечаете прогресс и просто закрепляете поведение.
Обратите внимание! Дневники могут быть разной направленности: целей, благодарностей, личностного развития, работы над ошибками прошлого и т.д. Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики
Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности.
Отдельно стоит разобрать критический самоанализ. В этом случае человек оценивает свои действия, мысли и желания с точки зрения морали, норм общества. Во время такого анализа личность решает дилемму «Быть или казаться». К такому самоанализу люди обращаются в ситуациях сложного выбора.
Цели
Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки
В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения – это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу
Главная цель самоанализа — раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.
В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.
Самоанализ педагогической работы
В своих работах педагоги указывают субъективные цели и задачи своей деятельности, техники и приемы педагогики исходя из персонального опыта, предлагают идеи на тему того, какие преобразования стоит вносить в систему образования. Также делятся своими личными наблюдениями касаемо ее качества. В некоторых случаях авторы указывают итоги внутреннего тестирования и сопоставляют их с оценками учащихся.
Такой вид самоанализа существует, чтобы наблюдать за динамикой образования. Он помогает учителю выявить сильные и слабые стороны своей работы и прогнозировать план усовершенствования педагогики.
Виды анализа и самоанализа урока
В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:
Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока
Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени
Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока
Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д. Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов
Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).
Способы
Раз мы уже разобрались, что такое самоанализ, приступим к практике.
Для проведения подобного типа аналитики предполагается специальная обстановка, позволяющая человеку раскрыться и искренне поведать самому или другим о своих мыслях по поводу той или иной жизненной ситуации. Цель — развить умение самоанализа у индивида. Способов проведения самоанализа два.
Через игру. Вам могут предложить провести исследование через психологические тесты, например, нарисовать что-либо на листке бумаги, а далее специалист делает свои предположения о вашей личности, опираясь на данные вашего рисунка. Благодаря данному роду занятий человек может открыть в себе что-то новое, задуматься.
Можно попробовать самостоятельно анализировать свои сновидения, ведь именно через сновидения психика дает о себе знать, выявляются проблемы и переживания. Это связано с тем, что во время сна человек не контролирует себя, и тот сон, который пришел к нему ночью, почти всегда символизирует какой бы то ни было внутренний конфликт. Для этого заносите данные о своем сне туда, куда вы всегда имеете возможность «залезть». После того как сведений занесено достаточно (в районе 5-10 сновидений), можете приступать к аналитике
Анализируйте, какие люди снятся, как вы с ними контактируете, как проявляете себя, обратите внимание на окружающую обстановку. Повторяются ли события во снах? Если ответ «да», то в психике происходит внутренний конфликт, решение которому вы не очень-то спешите найти
Ваша задача — добраться до истины и разобраться в этом конфликте, понять и отпустить назревшую проблему.
Через дискуссию также можно осуществить личностное развитие. Самоанализ в данном случае вы можете провести самостоятельно, наедине с собой, или обратиться к специалисту, который в нужный момент давал бы толчок и наставлял на правильный путь развития. Следует быть в нейтральном состоянии, дабы не придавать жизненным ситуациям преувеличенную эмоциональную окраску. Выяснить причины возникновения данных обстоятельств, возможные следствия и последствия.
Критика к методике самоанализа
Хотя экспериментальные методы Вундта способствовали превращению психологии в более научную дисциплину, метод интроспекции имеет ряд ограничений.
Использование интроспекции в качестве экспериментальной техники было подвергнуто резкой критике, особенно в методе Титченера. Такие школы, как функционализм и бихевиоризм, считаются самоанализом У меня не было научной достоверности или объективности.
Другие критические замечания:
- Разные наблюдатели часто дают существенно разные ответы на одни и те же стимулы.
- Техника не может быть использована с детьми.
- У этого есть большие ограничения: сложные проблемы, такие как обучение, личность, психические расстройства и развитие, трудно или даже невозможно изучить с помощью этой техники.
Эта статья носит исключительно информативный характер: в онлайн-психологии у нас нет факультета, чтобы поставить диагноз или рекомендовать лечение. Мы приглашаем вас пойти к психологу для лечения вашего случая в частности.
Если вы хотите прочитать больше статей, похожих на Самоанализ в психологии: что это такое и виды, Мы рекомендуем вам войти в нашу категорию нейропсихологии.
Самоанализ занятия по ФГОС
Целью такого рода аналитики является выявление проблем в образовании и их исправление. Выявляется необходимость изменения структуры образования. Исследование занятия по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), его техники и особенности, закреплены государством. Урок в норме состоит из трех этапов:
- Актуализация знаний и умений, выявление проблем, предоставление плана занятий.
- Реализация плана.
- Выявление результатов и подведение оценок.
При самоанализе урока учитывается:
- Организация урока, поведение учеников и учителя. Обнаружение наличия структурности преподавания и ведения урока.
- Анализ содержания урока. Выявляется, насколько продуктивно было проведено занятие, усвоили ли ученики полученные знания, был ли урок интересным.
- Анализ формы и уровня преподавания педагога своим ученикам. Определение методики преподавания учителя.
- Анализ работы и инициативы учеников.
- Анализ проделанной домашней работы и прорабатывание недочетов.
- Оценка обстановки, класса, соблюдения санитарно-гигиенических норм. Прибрано ли вокруг, не наблюдается ли посторонних запахов. Выявление того, отвлекает ли что-то от процесса обучения.
- Оценка психологической обстановки. Комфортно ли ученикам, нету ли накаленной обстановки, которая помешала бы обучению.
А что такое хорошая жизнь?
Наверное, большинству современных людей при слове «научиться жить» приходит на ум «хорошо жить, стать богатым» и так далее. Но это не так. Вернее, не совсем так. Богатство, слава и прочие призрачные элементы «верха счастья» на поверку оказываются не такие уж и счастливыми. Скорее наоборот. Все это настолько осложняет человеку жизнь, что большинство богатых людей мечтает быть счастливыми. Потому что это точно не тождественно друг другу.
Психологический аспект отношения к тому, что называется «счастье» — вещь настолько глубокая и индивидуальная, что описать ее довольно трудно.
Моя задача не в том, чтобы подарить всем счастье, моя задача состоит в том, чтобы вы сами с моей помощью нашли его. А для этого вы сначала должны найти себя самого.
Профессиональный психотерапевт, коучинг или психолог учит человека не методике повышения интеллекта, таланта и способностей. А тому, чтобы сам человек смог сделать себя более умным, талантливым или способным
И здесь не важен объективный уровень — здесь важно, насколько вы сами оцениваете этот уровень и насколько ваш уровень поможет вам стать счастливым, жить в гармонии с самим собой
Пример из моей жизни
Самоанализ помогал и помогает мне регулярно и во многом. Каждый раз, когда я испытываю внутреннее беспокойство, негативные эмоции, я обращаюсь к этому методу. В качестве примера расскажу о том, как в свое время (годы назад) самоанализ помог мне справиться с самоповреждающим поведением – намеренным травмированием тела.
Самоповреждение бывает разным. Часто речь идет о порезах на теле. В моем случае была другая форма, но тоже часто встречающаяся – обдирание кутикул ногтями. Относится к дерматилломании. Сначала это имело неосознанный характер (как часто и бывает), то есть я замечала уже разодранные пальцы, кровоточащие раны. При этом я не могла сказать, когда и почему я это сделала (снова все идет по классическому сценарию).
Вот на какие вопросы я отвечала в процессе самоанализа (пример написания самоанализа себя):
Что такое самоповреждающее поведение? Это проявление аутоагрессии.
Откуда берется агрессия, направленная на самого себя? Это трансформация агрессии, направленной на что-то или кого-то из внешнего мира. Если не можешь выразить гнев на этот объект, то подавляешь негатив, и потом он выплескивается в виде самоповреждения.
В каких ситуациях я повреждаю себя? Это было самое сложное. Долгое время я не могла вывести проблему на осознанный уровень. Вела дневник, постепенно удалось записать основные ситуации.
Что общего в этих ситуациях? Какие эмоции и чувства я испытываю, кроме очевидной агрессии? Раздражение, нежелание делать то, что мне нужно делать (общаться с кем-то/другой вариант – зависит от ситуации), злость.
Почему я это испытываю? Потому что это идет в разрез с моими истинными желаниями и интересами
Я заставляю себя делать что-то, что противоречит моей натуре, или препятствую выходу чего-то важного.
Что я чувствую в процессе самоповреждения? Успокоение, расслабление.
Возможно, я в чем-то боюсь себе признаться? Например, в том, что отношения с конкретным человеком изжили себя. Или в том, что конкретная работа не приносит радости и не интересна
Или в том, что я не умею спокойно и прямо говорить о том, что мне не нравится, а вместо этого коплю негатив.
Почему я боюсь себе в этом признаться? Чего я на самом деле боюсь? Обидеть этого человека, если разорву с ним отношения? Неопределенности, если брошу эту работу?
Почему я этого боюсь? Каких ресурсов мне не хватает, чтобы решиться на важный шаг и стать счастливой?
Где мне раздобыть нужные ресурсы, инструменты?
И знаете, что было дальше? Облегчение. Все стало понятнее, появился план. Ненужные элементы исключались из жизни, а вместе с ними уходила агрессия и, как следствие, аутоагрессия. А на всякий пожарный случай (если что-то заставит меня нервничать и злиться) у меня есть такой прием: вместо повреждения пальцев нужно перебирать в руках какой-то предмет, например, ластик, резинку для волос, ручку и т.д. Этот метод рекомендуют психологи всем людям со склонностью к самоповреждению в ситуациях, когда не удается совладать с импульсом. Главное – вывести все на осознанный уровень, научиться отслеживать начало.
Так было в моем случае. У другого человека с той же проблемой (самоповреждение) индивидуальный самоанализ может пойти по другому пути. Например, причинение себе вреда более осознанное, а причина – душевная боль. Многие люди, которые режут себя, говорят о том, что физическая боль усмиряет душевную, отвлекает их. Тогда и план коррекции будет другим, и дальнейшие вопросы для самоанализа будут другими. Ведь и причины такого поведения здесь другие.
Пунктуальный настрой на беспредельность
Можно долго размышлять о сути самоанализа, пытаться дробить это понятие, дегустировать по составляющим и моделировать на отвлеченных примерах. Но, чтобы дело действительно сдвинулось с места, потребуется определенная «система запуска». Таким дисциплинирующим механизмом служит, обычно, перечисление заветных пунктов для посильного выполнения.
Разумеется, такой синопсис составляется нестрого и предусматривает варианты претворения в жизнь отдельных положений. В отсутствие пунктуальной неукоснительности закладывается еще и принцип абсолютной личной конфиденции. То есть нарочито безграничного доверия самому себе. Это необходимо для проявления свободы воли, без которой разрушается тонкая архитектура самоанализа.
Итак, чтобы войти в колею режима приобретения и отработки навыков полезного осмысления своего бытия, понадобится:
проводить наблюдения за своим состоянием. Особенно в моменты повышенного эмоционального возбуждения и, наоборот, в период моральной подавленности. Решительность в возбуждении внутренних претензий при этом не помешает. Ведь осуществлять психологический контроль в такие минуты неимоверно сложно.
Для максимального упрощения техники построения вопросов, можно руководствоваться лишь тремя емкими составляющими. А именно, выяснять – каковы чувства, ощущения и мысли;
записывать свои рефлекторные результаты по свежим впечатлениям. Такая фиксация необходима для подтверждения вашей педантичности в желании двигаться вперед. Потом не потребуется копаться в воспоминаниях, и можно будет практично структурировать результаты.
Годятся зарисовки, схемы, обозначение знаками. В продвинутом исполнении нелишне воспользоваться и аудио фиксацией. Кстати, не обязательно иметь для этого брендовый диктофон. Нам не выйти из реальности, в которой управление всей организацией бытия мы возложили на смартфон.
Хорошо, когда под рукой вовремя оказывается надежный и функциональный помощник. Но для этого вовсе не стоит гнаться за исключительными новшествами. Лучше подобрать практичный аппарат из разряда правильных реплик. Таких, например, как Samsung Galaxy Note8 на сайте https://kshop5.pro/2iV67J/
Любое понятное опосредование самоанализа служит повышению заинтересованности в его осуществлении. Появляется возможность сопоставлений своих видений на разных этапах, отслеживание прогрессирования или, наоборот, непродуктивности его элементов;
привлекать справочный массив. Интернет позволяет это делать оперативно и целенаправленно. Наглядно и без лишних ходов можно обеспечить качественное и компетентное сопровождение своим домыслам. Информационное подкрепление предполагает и поиск единомышленников, обмен достижениями. Скажем, на сетевых страницах, в форумных дебатах, на вебинарах.
Девизом в таком подборе данных должен стать «Sapienti non sat», то есть «умному – недостаточно». Лучше уж иметь про запас возможность модификаций с избытком материала, чем довольствоваться скудными заблуждениями;
не бояться вдумчиво возвращаться к любым пунктам записей. Нужно понимать, что выкладки самоанализа относятся к философским категориям. А в этой области ограничения, связанные со спешкой, отсутствуют напрочь. Ведь стремление к истине – одна и особенностей бесконечного познания. Поэтому действуйте так, будто времени не существует.
Самоанализ урока
Рисунок 1. Значение самоанализа урока для учителя
Самоанализ урока представляет собой обязательный элемент педагогической деятельности. Он направлен на профессиональное совершенствование педагогических умений и навыков.
Обязательный характер самоанализа урока закреплен во ФГОС
В соответствии со стандартами современного педагогического образования студенты, проходящие практику в школах, обязаны проводить самоанализ урока после каждого проведенного занятия. Составление самоанализа урока является сложным и ответственным моментов в процессе прохождения педагогической практики.