17 отечественных фильмов, которые номинировались на премию «оскар»

Содержание:

Москва слезам не верит (Оскар 1981 года)

Сегодня этот фильм считается классикой советского кино. А ведь критики поначалу весьма прохладно встретили ленту. Режиссера Владимира Меньшова ругали за упаднические настроения и дешевый примитивизм. Но вот народу фильм понравился – в 1980 году его посмотрело 90 миллионов человек. Сам Меньшов долго сомневался, браться ли за мелодраматический сценарий, над которым автор работал всего 19 дней. Но история героев фильма была так похожа на его собственную – он тоже жил в общежитии и постепенно завоевывал Москву. Да и зацепил Меньшова момент с будильником, который своим звонком разделил жизнь героини на две части, а фильм в итоге – на две серии.

На церемонию вручения Оскара Меньшов не ездил, более того, узнал о победе своего детища из новостного выпуска. Да и факт присуждения ему престижной награды добавил больше проблем, чем славы. А заслуженную статуэтку режиссер получил только в 1999 году. Для западных же зрителей фильм стал демонстрацией советской действительности. Ходит легенда, что «Москва слезам не верит» многократно пересматривал по настоянию помощников Рональд Рейган при подготовке ко встрече с Михаилом Горбачевым. Так американский президент знакомился с менталитетом советских граждан.

Русские обладатели «Оскара»

У отечественного кино — советского и российского — история взаимоотношений с премией «Оскар» начинается еще в 1942 году, когда в номинации за лучший документальный фильм награду получают аж четыре картины, среди которых и «Разгром немецких войск под Москвой». Фильм режиссируют Леонид Варламов и Илья Копалин, а группа фронтовых операторов от Центральной студии кинохроники запечатлевает события. На дворе война и вручение статуэтки становится ещё и социально-политическим актом поддержки. Правда, вслед за 1940-ми следует долгий перерыв.

Следующим советским фильмом с «Оскаром» станет «Война и мир» Сергея Бондарчука в 1968 году. Широкий экран, эпохальные события, наконец, экранизация русской классики — романа Льва Толстого — не оставляют никаких шансов соперникам: и «Мальчики с улицы святого Павла» Золтана Фабри, и «Бал пожарных» Милоша Формана, и «Украденные поцелуи» Франсуа Трюффо, будучи отличными примерами национального и авторского кино 1960-х, кажутся камерными и малозначительными на фоне бондарчуковского размаха. Ещё бы, над фильмом режиссер работал шесть лет, а на воплощение его грандиозного замысла были брошены все силы советской кинематографии. К примеру специально для «Войны и мира» был создан отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников.

Кадр из фильма «Война и мир» реж. Сергей Бондарчук, 1965-1967 гг.

Советских и российских фильмов, получивших «Оскар», не так много, а режиссеров и того меньше. Так, вторым обладателем статуэтки в номинации «За лучший фильм на иностранном языке» становится советский фильм «Дерсу Узала» 1975 года, снятый великим японцем Акирой Куросавой в рамках совместного советско-японского производства по произведениям Владимира Арсеньева. Статуэтка стала справедливым финалом сложной и кропотливой работы съемочной группы, которая едва понимала друг друга из-за языкового барьера. Сюжет фильма разворачивался вокруг героя, имевшего прототип в реальной жизни. Дерсу Узала был охотником и проводником в экспедициях Арсеньева, который впоследствие и описал путешествия по Уссурийской тайге, в которых сполна раскрылся сильный характер и дух Дерсу.

Кадр из фильма «Дерсу Узала» реж. Акира Куросава, 1975 г.

Ещё два фильма, ставшие фаворитами не только «Оскара», но и отечественного телевидения, наверняка многие видели в своей жизни не раз. Один из них — «Москва слезам не верит» 1981 года режиссёра Владимира Меньшова. Как и Бондарчук, Меньшов предлагает эпос, но уже городской. Это эпос современной Москвы, в которой переплетаются судьбы, нравы и поколения, и всё это происходит на фоне неповторимого быта начала 1980-х. Фильм сегодня оказывается ещё и отличным документом времени. Второй — фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» 1994 года. Это уже российский фильм, а по факту — отечественная версия «Унесённых ветром», перенесенных под звуки танго 1930-х прямиком в подмосковье. Уже не эпос, но рефлексия. Национальная, художественная и историческая.

Кадр из фильма «Утомленные солнцем» реж. Никита Михалков, 1994 г.

Интересно, что завсегдатаями оскаровской церемонии стали отечественные аниматоры. Александр Петров трижды номинировался со своими мультфильмами в рамках премии за лучший короткометражный анимационный фильм: «Корова» (1989), «Русалка» (1997) и «Моя любовь» (2007), — и однажды, в 2000 году, даже получил заветную статуэтку за мультфильм «Старик и море», сделанный в технике живописи по стеклу по мотивам одноимённого рассказа Эрнеста Хемингуэя. Дважды номинировался на «Оскар» удивительный Константин Бронзит. Его мультфильм «Мы не можем жить без космоса» 2014 года регулярно оказывается в топе просмотров в День Космонавтики.

Кадр из мультфильма «Старик и море» реж. Александр Петров, 1999 г.

«Частная жизнь»1982, номинант

«Частная жизнь» рассказывает историю пожилого человека, бывшего директора крупного предприятия, который не может найти себе место на пенсии. По нашему мнению, это один из лучших советских фильмов, выдвигавшихся на «Оскар», который, очевидно, был недостаточно понятен американским академикам, чтобы победить. Режиссер Юлий Райзман предсказал целую эпоху, трагичную для старых людей, которые не могли приспособиться к новому режиму в «период застоя». «Оскар» фильм не получил, зато попал на крупнейший киносмотр в Венецию, а актер Михаил Ульянов получил немало наград в СССР и на Западе за выдающуюся главную роль в картине.

«Кавказский пленник»1996, номинант

Для Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» — не единственный фильм, связывающий его с «Оскаром». Спустя три года он поставит французско-российскую картину «Восток-Запад», также номинированную на награду американской киноакадемии, но также оставшуюся без награды. «Кавказский пленник», в котором одни из своих лучших ролей сыграли Сергей Бодров-младший и Олег Меньшиков, оказался любопытным переложением рассказа Льва Толстого, в котором действие аккуратно перенесено из Чечни XIX века в Чечню современную. Фильм был номинирован и на «Золотой глобус», но там тоже проиграл.

Частная жизнь (номинация в 1983 году)

Юлий Райзман в своем фильме рассказал о том, как меняется мировоззрение ушедшего на пенсию требовательного управленца Абрикосова. Оказалось, что его идеалы уже устарели, с близкими утеряна духовная связь, а жизнь кажется прожитой напрасно.

Фильм рассказывает о вечной теме лишнего человека в общества, это не может не затрагивать сердца зрителей. Да и критики высоко оценили работу Райзмана. Сам режиссер пытался показать положение людей, чья система в одночасье рушится. И далеко не все готовы встретиться с изменениями. Помимо номинации на Оскар этот фильм получил еще и двух венецианских Золотых львов.

Премия «Оскар»: что известно из Википедия

Каждый год академия кинематографа США вручает награду лучшим из лучших в мире кино. Отмечаются даже и картины из других стран, а в свое время эту награду давали и фильмам из СССР. Это самая престижная премия в этом виде искусств.

Кстати, в этом году впервые триумфатором стал южнокорейский фильм с южнокорейским режиссером. Всего лента получила 5 наград, а в этой картине рассказали о семье людей, которые не имея в жизни никакой цели, просто хотели паразитировать за счет других, что в итоге привело к трагическим  последствиям.

После того, как торжественная часть прошла многие поклонники кино стали выяснять историю этой кинонаграды, а ведь ее стоит знать, так как она интересная. Академия, которая вручает премию была создана 93 года назад. По инициативе легендарного кинодела Луиса Майера, создателя успешной компании «Метро-Голден-Майер».

Война и мир, 1965

Российскую классическую литературу давно оценили на Западе, поэтому фильмы, снятые по знаменитым произведениям, не могли не заметить американские кинокритики. «Война и мир» 1965 года считается самой масштабной экранизацией книги Толстого и состоит из четырех серий. Великолепный актерский состав, потрясающие костюмы, сложные сцены военных баталий — фильм захватывает зрителя с первого кадра и никого не оставляет равнодушным.

Съемки фильма длились шесть лет и зависели от огромного количества людей. Чтобы максимально точно воссоздать каждую сцену сражения, использовались реальные воинские подразделения, лошади, огнестрельное оружие и взрывчатка. Министерство легкой промышленности помогало шить костюмы для многочисленных персонажей. Также были изготовлены точные копии оружия, наград, убранства залов.

Война и мир (Оскар 1969 года)

«Война и мир» — важнейшее в отечественной литературе произведение. Неудивительно, что на съемки фильма по роману Толстого власти не скупились. Контроль над процессом вело непосредственно Министерство культуры. Работа предстояла невероятно сложная и ответственная – экранизация классического русского романа, любимого многими поколениями.

В результате под руководством Сергея Бондарчука родилась настоящая киноэпопея. Съемки велись целых 6 лет. Режиссер смог воссоздать как масштабные батальные сцены с тысячами статистов, так и роскошные балы тех времен. Для реализации замыслов Бондарчука потребовались и технические нововведения. Например, сражение при Бородино снимали камерой, установленной на 120-метровой канатной дороге.

Важное внимание уделялось атмосфере балов. Консультантом по этикету выступи Анна Книпер-Тимирева, гражданская жена Колчака. Со всей страны музеи поставляли реквизит для съемок

На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко, Наталью Фатееву, но в итоге остановился на кандидатуре Людмилы Савельевой. Съемка первого бала героини велась оператором Анатолием Петрицким на роликах, чтобы максимально передать атмосферу происходящего. Картина стала культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к духу эпохи, другие же критиковали за излишнее следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, в том числе Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм на иностранном языке». Эту статуэтку получила Людмила Савельева, ведь сам Бондарчук был занят работой над очередным фильмом

Со всей страны музеи поставляли реквизит для съемок. На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко, Наталью Фатееву, но в итоге остановился на кандидатуре Людмилы Савельевой. Съемка первого бала героини велась оператором Анатолием Петрицким на роликах, чтобы максимально передать атмосферу происходящего. Картина стала культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к духу эпохи, другие же критиковали за излишнее следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, в том числе Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм на иностранном языке». Эту статуэтку получила Людмила Савельева, ведь сам Бондарчук был занят работой над очередным фильмом.

Разгром немецких войск под Москвой (Оскар 1943 года)

Впервые отечественный фильм получил Оскара еще в 1943 году. Награда досталась документальной ленте «Разгром немецких войск под Москвой». В ноябре 1941 года битва только начиналась, но Сталин приказал 15 кинооператорам вести съемки судьбоносного для страны сражения. По ночам режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин обсуждали с операторами план работы на следующий день, а утром машина увозила кинематографистов на фронт. Съемка велась в тяжелейших условиях, на 30-градусном морозе. Забивалась снегом техника, коченели руки. Не все операторы пережили эту съемку.

Сама студия превратилась в казарму. Но кинематографисты совершили свой подвиг – фильм вышел на экраны 23 февраля 1942 года. Через год лента получила Оскара в номинации «Лучший документальный фильм»

И сегодня фильм остается бесценным историческим свидетельством важного события Второй мировой войны

«Война и мир»1968, лауреат

Масштабная эпопея в четырех частях (более 6 часов!) по роману Льва Толстого принесла на родину второй «Оскар» в истории страны. Если быть точнее, то их было даже два. Первый — за лучший фильм на иностранном языке, второй — за лучшую работу художника-постановщика. «Война и мир» произвела фурор на Западе, а панорамные сцены сражений в фильме поразили даже американских кинокритиков. Некоторые из них поносили фильм за слепое следование первоисточнику и вытекающую из этого литературность, но все равно, лучше экранизации бессмертного русского эпоса Толстого в кино ни до, ни после не случалось.

Советские и российские номинанты на «Оскар»

Номинировались на «Оскар» и классики отечественной кинематографии. «Братья Карамазовы», которые были представлены на «Оскаре» в 1970 году, снял Иван Пырьев. Режиссер прославился ещё в 1930-е годы своими музыкальными комедиями с участием актрисы Марины Ладыниной, однако сам он всегда мечтал экранизировать Достоевского. Пырьев взялся вплотную за классические тексты в 1958 году, когда перенёс на экран «Идиота». На следующий год вышли его «Белые ночи», и вот, девять лет спустя «Карамазовы» добрались до залов лос-анджелесского кинотеатра.

Кадр из фильма «Братья Карамазовы» реж. Иван Пырьев, 1968 г.

Юлий Райзман получил номинацию в 1982 году с фильмом «Частная жизнь», хотя начинал Райзман ассистентом режиссёра ещё в 1925, кино было немым, а в советской кинематографии вовсю маршировал авангард. Станислав Ростоцкий, чей фильм «Дело было в Пенькове» стал лидером проката в 1957 году, дважды становился номинантом с картинами «…А зори здесь тихие» (1972) и «Белый Бим Чёрное ухо» (1978). Среди других выразительных и достойных российских фильмов, номинированных на «Оскар» в разные годы были «Кавказский пленник» Сергея Бодрова 1996 года и «Монгол» Сергея Бодрова-старшего 2007 года. Номинировались два фильма Андрея Звягинцева: «Левиафан» (2014) и «Нелюбовь» (2017).

Отметились советские и российские фильмы не только в номинации «За лучший фильм на иностранном языке». В 1961 году фильм «Баллада о солдате» был номинирован на премию в категории «За лучший оригинальный сценарий» (Валентин Ежов, Григорий Чухрай), а «Война и мир» боролся в том числе и за «Лучшую работу художника постановщика». Несмотря на две номинации, сам Сергей Бондарчук на премию так и не приехал, — работал над следующей картиной.

Кадр из фильма «Баллада о солдате» реж. Григорий Чухрай, 1959 г.

Есть в истории отечественного кино примеры картин, чью мировую славу оскаровские номинации обошли стороной. В 1963 на «Оскар» от Советского Союза был отправлен легендарный фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», ставший обладателем «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. В 1977 отправился на суд американской киноакадемии фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько, который получил «Золотого медведя» в Берлине. В 1979 — «Осенний марафон» Георгия Данелии, взявший главный приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Наконец, в 1985 — беспощадный «Иди и смотри» Элема Климова, получивший на ММКФ не только «Золотой приз», но и награду от жюри ФИПРЕССИ.

Кадр из фильма «Восхождение» реж. Лариса Шепитько, 1976 г.

Все эти картины: призеры, номинанты и даже не вошедшие в финальный список советские шедевры, — стали не просто этапными для истории отечественного кино, но сохранили то, что во все времена оказывается самым ценным — память. Память о войнах, о мире, о неизбывности существования и о том, что человек оставался человеком во все времена. С его мечтами, амбициями, слабостями и отвагой.

В онлайн-кинотеатре Okko вы можете посмотреть лучшие фильмы без «Оскара».

Льюис Майлстоун

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен», 1930Лейб Мильштейн, более известный как Льюис Майлстоун, родился в 1895 году в семье состоятельного кишиневского мануфактурщика. Окончив училище в родом городе, он поступил в Гентский университет в Бельгии, а после эмигрировал в США, где работал ассистентом фотографа. Во время Первой мировой он попал в фотографическое отделение сигнальной службы североамериканских военных сил и заинтересовался кино. Окончив службу, Майлстоун перебрался в Голливуд, где работал помощником режиссеров, монтажером, а после начал снимать собственное кино. В 1929 году его фильм «Два аравийских рыцаря» получил «Оскар» за лучшую комедийную режиссуру. Уже в следующем году Майлстоун вновь стал лауреатом премии за картину «На Западном фронте без перемен» по одноименному роману Э.М. Ремарка. Режиссер вошел в историю «Оскара» как первый обладатель двух статуэток. После он получал номинации еще дважды, в 1931-м и в 1940-м.

5 фактов о Хлое Чжао, которая может стать второй оскароносной женщиной-режиссером в истории Читать

«12»2007, номинант

Третий фильм Никиты Михалкова, выдвинутый на соискание награды американской академии, был заведомо обречен на проигрыш, и не только потому, что у него были сильнейшие конкуренты в лице «Лабиринта Фавна» и победившего в номинации фильма «Жизнь других». Просто для американцев это был уже второй ремейк оригинального фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», а уж о том, что судебная драма — жанр для США столь же привычный, сколь и банальный и говорить не приходится. Несмотря на культовый статус оригинального фильма, вариант Михалкова награждать академики не захотели. Впрочем, это не помешало картине выйти на Западе и собрать приличную кассу и отзывы зрителей.

Лауреаты

«Разгром немецких войск под Москвой»

Самым первым фильмом в истории СССР, завоевавшим «Оскар», стала документальная кинокартина «Разгром немецкий войск под Москвой», которую сняли фронтовые операторы под руководством Ильи Копалина и Леонида Варламова. Приз фильм поделили с американской и австралийской лентой, посвященной Второй мировой. Для показа в США советский фильм был перемонтирован в соответствии с принципами американского повествовательного кино.

«Война и мир»

Первым отечественным художественным фильмом, награжденным «Оскаром» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», стало масштабное кинополотно «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Американцам показали перемонтированный и сокращенный на час вариант: хронометраж прокатной копии составил 6 часов 13 минут, сам фильм демонстрировался в кинотеатрах с антрактом в 2,5 часа. Чтобы зрители могли проанализировать увиденное, первая половина драмы «Война и мир» показывалась днем, а вторая – вечером. Билеты на премьеру стоили 125 долларов. Простым зрителям, которые планировали посмотреть фильм Сергея Бондарчука, пришлось платить по 5,5-7,5 долларов, что стало рекордом стоимости билетов того времени.

«Дерсу Узала»

Советско-японская кинокартина режиссера Акиры Куросавы была снята в СССР – в павильонах «Мосфильма», а также на улицах Москвы и территории села Волынское (сейчас это Очаково-Матвеевское и Фили-Давыдково). «Дерсу Узала» стал первым фильмом Куросавы, снятым не на японском языке. В основу положен одноименный роман Владимира Арсеньева, который Куросава хотел экранизировать на протяжении нескольких десятков лет. Во время вручения «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» с «Дерсу Узала» произошел курьезный эпизод. Так как фильм создавался совместно с Японией, награждались японская и советская стороны. Однако ни Куросава, ни исполнители главных ролей (Соломин и Мунзук даже не знали, что фильм номинирован) на церемонию не приехали, тогда получить приз попросили режиссера Георгия Данелию, приехавшего в США, чтобы представить свою новую картину «Афоня» на одном из кинофорумов. Ведущие церемонии вручения «Оскара» ошибочно назвали его режиссером «Дерсу Узала», а по возвращению домой Данелию решили поздравить в связи с тем, что некоторые посчитали, будто бы «Афоня» взял «Оскар».

«Москва слезам не верит»

Владимир Меньшов, режиссер этой мелодрамы, «Оскар» за нее получил много лет спустя после того, как американские киноакадемики наградили им победителя в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Сам он выехать из СССР не смог, как затем выяснилось – из-за написанных на него коллегами доносов. Интересно, что американцам фильм понравился, а вот профессиональная публика дома его раскритиковала. Многие и вовсе пытались отговорить Меньшова его снимать.

«Утомленные солнцем»

«Утомленные солнцем» Никиты Михалкова стали первым российским фильмом, завоевавшим «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Причем, так как это произошло в 1995 году, за призом Михалков летал лично. По словам режиссера, в отличие от советского времени, когда в создании фильмов принимало непосредственное участие государство, в только-только зародившейся новой России денег на кинематограф не было – все приходилось делать самим. В одном из интервью Михалков рассказывал, что для съемок эпизодов, события которых разворачивались на веранде, зеленые листики к деревьям приходилось привязывать, потому что за окном была осень и -6.

«Старик и море»

Короткометражный мультфильм «Старик и море» был снят аниматором Александром Петровым по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя. Этот мультфильм до сих пор остаётся единственным отечественным, сумевшим завоевать «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм». До того, как «Старик и море» оказался в списке претендентов на премию, там побывали другие мультфильмы Петрова – «Корова» и «Русалка», но удача им тогда не улыбнулась.

«Братья Карамазовы»1969, номинант

Большой фанат Достоевского (помимо «Карамазовых», он также сделал лучшую экранизацию «Идиота» в истории кино), мастер «народной комедии» Иван Пырьев, держал у себя в шкафчике целую стопку сценариев по произведениям великого русского писателя, а «Братья Карамазовы» стали для него последней картиной в карьере. Пырьев умер во время съемок, но фильм все же был доснят. Драматический контекст создания не помог картине завоевать награду, но фильм Пырьева до сих пор считается одной из лучших киноэкранизаций Достоевского. Грубоватый, эмоциональный, слегка «мужицкий» стиль автора идеально подошел классической эпопее про братьях Карамазовых.

«Разгром немецких войск под Москвой»1942, лауреат

Первый «Оскар» в нашу страну прилетел во время Второй мировой войны. Правда, это была награда за лучший документальный фильм, а не игровой. Тем не менее, это важная победа, потому что фильм двух крупнейших документалистов советского союза Леонида Варламова и Ильи Копалина выгодно отличался от многочисленных военных документальных фильмов того времени. В отличие от американских, военных и немецких лент, в основном прославлявших идеализированный образ армии каждой страны, советские режиссеры сняли хроникальную ленту со всеми атрибутами войны: смертями с обеих сторон, поражениями, неудачами и победами.

«Дерсу Узала»1975, лауреат

«Дерсу Узала» — поразительная история дружбы человека и суровой тайги с философским подтекстом. Несмотря на то, что фильм по роману известного советского исследователя Дальнего Востока был поставлен легендарным японским постановщиком Акирой Куросавой и снят его постоянным оператором Асакадзу Накаи, фактически эта картина считается советской. История таежного охотника Дерсу Узала была сделана на «Мосфильме» на советские деньги, все актеры в кадре — русские (кроме исполнителя главной роли Максима Мунзука), сценарий Акире Куросаве помогал писать Юрий Нагибин. Поэтому и «Оскар», который она получила, тоже считается нашим.

«Утомленные солнцем»1994, лауреат

https://youtube.com/watch?v=NdZ67x2Meuc

Уже следующий фильм принес Никите Сергеевичу заслуженный «Оскар» и стал настоящим событием в новом российском кино, которое в эпоху перестройки медленно затухало из-за отсутствия должного финансирования. Кроме того, он открыл Михалкову дорогу к сердцам американских актеров. В одном из следующих фильмов, «Сибирский цирюльник», снялись два актера из будущей «поттерианы»: Ричард Харрис, первый исполнитель роли Альбуса Дамблдора, и Роберт Харди, бессменный Корнелиус Фадж. «Утомленные солнцем» мог вместе с «Оскаром» также взять и главный приз в Каннах, но там, к сожалению для Михалкова, в основной программе участвовал тогда еще мало известный Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом», которому и достался главный приз.

Барбара Каринска

Кадр из фильма «Жанна д’Арк», 1948Будущая Барбара Каринска, Варвара Каринская родилась в Харьковской губернии Российской империи в 1886 году. В 1915-м вместе с мужем она переехала в Москву, где стала известной хозяйкой салона, каждый вечер принимавшего светскую публику после театральных выступлений. Параллельно она развивала собственную художественную технику, комбинируя шелковую ткань с фотографиями и рисунками: работы Каринской выставлялись в популярных галереях. Вскоре после Октябрьской революции художница открыла ателье по пошиву одежды и шляпок haute-couture, антикварную лавку и школу вышивания, но все ее проекты вскоре оказались национализированы. Тогда в 1924 году под видом европейской командировки она совершила эмиграцию в Париж, где работала с Марком Шагалом, Сальвадором Дали и другими именитыми художниками, а в 1939-м переехала в Нью-Йорк. Барбара выполняла сценические костюмы для известных балетов и вскоре стала работать с голливудскими режиссерами. Она стала лауреатом «Оскара» за дизайн костюмов к фильму «Жанна д’Арк» с Ингрид Бергман в главной роли, а вскоре получила вторую номинацию за костюмы к фильму-балету «Ганс Христиан Андерсен».

Как звезды выбирают платья на «Оскар»: кутюрные скандалы Голливуда Читать

Дерсу Узала, 1975

Второй «Оскар» нашей стране достался благодаря совместной работе с японским постановщиком Акирой Куросавой. Сценарий фильма основан на реальной истории знаменитого исследователя Дальнего Востока Владимира Арсентьева, который путешествовал по тайге с местным охотником. «Дерсу Узала» рассказывает зрителям о взаимоотношениях человека и природы, а также о проблемах веры и этики.

Свежие записи
«Есения»: 3 интересных факта об одном из самых успешных фильмов советского кинопроката5 турецких сериалов про любовь, которые высоко оценили российские зрители6 ожидаемых российских сериалов: актеры отличные, сюжеты интригуют

Съемки фильма планировались еще в 50 годы, но тогда режиссеру запретили работать в тайге. Упрямый японец хотел снимать только на месте событий, чтобы максимально точно передать условия, в которых находились главные герои. Через два года напряженной работы зрители наконец увидели картину, которая получила множество наград, в том числе и два «Оскара».

Премия «Оскар»: история создания, кто придумал, курьезы, оскароносная Россия

Вручается она ежегодно, место вручения – традиционно: Лос – Анжелес, театр «Долби».

Церемония, как правило, красочна и помпезна, и, сама по себе, зачастую является произведением искусства, воплощают которое известные шоу – постановщики, дизайнеры, художники, модельеры.

Это шоу транслируется в десятках стран мира. Россия – в их числе.

Немного истории

Задумал премию Луис Майер — глава американской киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer», как поощрение для деятелей американского кино. Однако постепенно «Оскар», своим злотым мечом, что называется, «завоевал» мир.

Ныне получить заветную статуэтку – предел мечтаний и вершина карьеры для кинематографиста любой страны, где производятся фильмы.

Жюри Американской киноакадемии, накануне вручения первой премии — 15 февраля 1929 года — заседало всю ночь. Наконец было принято решение отдать награду драме Кинга Видора «Толпа» за оригинальное творческое видение.

Против выступил Луис Майер, он счел фильм чересчур мрачным. Считается, что это был лишь повод, формальная придирка.

На самом деле Майер опасался обвинений в подыгрывании своим, ведь производством «Толпы» занималась его подшефная киностудия MGM.

В качестве альтернативы Луис Майер предложил наградить картину «Восход солнца» авторитетного на тот момент в Голливуде режиссера Фридриха Мурнау.

Жюри прислушалось к мнению Майера. На следующий день в специальном бюллетене было опубликовано имя победителя.

Кто создал заветную статуэтку

Знаменитую статуэтку воплотил скульптор Джорджем Стэнли, а «нарисовал» ее художник-постановщик кинокомпании MGM Седрик Гиббонс.

Именно он сделал беглый набросок рыцаря, держащего обоюдоострый меч и стоящего на катушке с кинолентой. Есть легенда, что сделал  он это маясь от скуки на каком-то бесконечном собрании.

А моделью для художника послужил Эмилио Фернандес – мексиканский кинорежиссер, актер и сценарист.

Первоначальный вариант дизайна был выполнен в керамике, позднее статуэтки стали отливаться из сплава олова и меди и покрываться позолотой.

В высоте фигурка  достигает 33,5 сантиметра и весит около четырех килограммов.

В современном варианте она изготавливается из специального сплава британия, покрытого золотом. В ее подножье – постамент из черного мрамора.

Хотя французские документалисты в своем фильме так детализируют создание «Оскаров»: «сначала фигурка моделируется на компьютере, затем отливается из сплава олова и свинца. После чего покрывается слоем меди, никеля, серебра и, наконец, проходит процесс гальванизации золотом.

Всего для церемонии награждения Американской академии кинематографических искусств и наук в 2017 году создано 24 «Оскара».

Кто «сочинил» название?

Однозначного ответа, кто является автором названия премии, нет.

Многие известные люди приписывали это авторство себе, но никто не смог однозначно доказать свои права на название.

К примеру, актриса Бетт Девис утверждала, что она «нарекла» статуэтку «Оскаром», поскольку она была похожа на ее мужа Хармона Оскара Нельсона.

У Маргарет Херрикен – секретаря Киноакадемии — своя версия. Якобы это именно она посмотрела на статуэтку пристально и восхитилась: «Вылитый — мой дядюшка Оскар!». Так этот дядюшка, хоть одним своим боком просунулся в историю кино.

Обозреватель Сидни Сколски тянет одеяло на себя, если верить его рассказу: он устал писать о безымянной статуэтке, к тому ж его очень напрягали величавые до комичности церемонии Академии, вот он и решил – в пику им — дать позолоченному, увесистому парню, которого вручают друг другу эти чудаки, простецкое имя «Оскар».

Так, мол, о нем и писать проще.

Фильмы СССР и России, получившие премию «Оскар»:

«Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук- 1968 год.

«Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов – 1981 год.

«Утомлённые солнцем», режиссер Никита Михалков- 1994 год.

Документальный фильм:

«Разгром немецких войск под Москвой», режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин – 1942 год.

Мультипликационный фильм:

«Старик и море», автор Александр Петров – 1999год.

«Оскар» 2017

В текущем году состоится 89-ая церемония Американской кинопремии «Оскар». Пройдет она с воскресения на понедельник, 26 февраля 2017 года.

Прямая трансляция на Россию на русском языке начнется в 02:00 по московскому времени.

В этот раз количество иностранных лент, представленных на соискание премии,  рекордно — 83 фильма!

Картина «Рай», режиссера Андрона Кончаловского, вошла в шорт — лист, состоящий из 9 претендентов на премию «Оскар», в номинации: «Фильм на иностранном языке».

Однако в окончательный список из 5-ти конкурсантов не попала.

Очень жал. Андрон Кончаловский — выдающийся кинорежиссер, а его «Рай» — настоящее кино!

Егор Искрухин

(Visited 594 times, 1 visits today)

Российские (и советские) фильмы – лауреаты «Оскара»

 1942 – «Разгром немецких войск под Москвой»

кадр из фильма «Разгром немецких войск под Москвой»

Первый советский фильм, завоевавший «Оскара». Снят Л.Варламовым и И.Копалиным по инициативе Сталина. Фильм создавался поистине с кровью — погибали фронтовые кинооператоры, в 30-градусные морозы отказывала аппаратура. Но советский народ должен был увидеть свою важнейшую победу. Лента с триумфом прошла по экранам. После переозвучивания и перемонтажа фильм был отправлен в Америку. Под названием «Москва наносит ответный удар» получил награду за лучший документальный фильм.

 1968 – «Война и мир»

кадр из фильма «Война и мир»

С.Бондарчук взял на себя серьезную ответственность — воссоздать на экране мощнейший роман Л.Толстого. Почти 6 лет работы, грандиозные батальные сцены. В съемках Бородинской битвы было занято рекордное число массовки — 120 тыс. человек. Производство картины обошлось в огромную сумму, по разным сведениям, от 8 до 18 миллионов рублей. Великолепный актерский ансамбль, использование музейного реквизита, красивые костюмы — фильм весьма впечатляющий.

 1975 – «Дерсу Узала»

Советско-японский фильм А.Куросавы по книгам русского географа В.Арсеньева.

кадр из фильма «Дерсу Узала»

Дерсу Узала – реально живший человек, проводник известного путешественника по Уссурийскому краю. Простой охотник покорил ученого своей мудростью и отвагой. Фильм одновременно и приключенческий и философский. Съемки велись на Дальнем Востоке. Исполнителей главных ролей, Максима Мунзука и Юрия Соломина, советские власти не отпустили на церемонию награждения.

1980 – «Москва слезам не верит»

Мелодраму В.Меньшова кинокритики обругали.

кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Однако у народа картина получила полное признание – 85 миллионов зрителей в первый же год проката. Простые девчонки в поисках своего счастья – такой сюжет неизменно близок людям. Фильм прошел с феноменальным успехом, очень понравился Брежневу. Почти 100 стран купили ленту. Режиссер на вручении «Оскара» не присутствовал – он был «невыездным». Да и узнал о награде чуть ли не последним. Статуэтка киноакадемии оказалась в его руках только в 1989 году.

1994 – «Утомленные солнцем»

кадр из фильма «Утомленные солнцем»

Фильм Н.Михалкова — трагическая история о честности и совести. В ничем неомраченную жизнь семьи сталинского комдива исподволь приходит беда. 1936 год, начало политических репрессий. Противостояние человечности и тоталитаризма. Безупречный выбор актеров, талант режиссера — и на экране предстает подлинная атмосфера тех страшных для страны лет. В 2009 в Лондоне был поставлен одноименный спектакль, основанный на событиях фильма.

1999 – «Старик и море»

Мультфильм А.Петрова снят по повести Хемингуэя.

кадр из м\фильма «Старик и море»

Работа продолжалась два с половиной года. Техника, в которой работает Петров, непривычная всем компьютерная анимация. «Пальцевая живопись» требует неимоверного терпения, ибо каждый кадр буквально рисуется на стекле. Талантливый художник создал глубоко одухотворенную картину. Проект был очень затратным, но великолепный результат стоил того. В 2000 получил «Оскара» за лучший короткометражный анимационный фильм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector