Биография просветленного мастера ошо (бхагван шри раджниш)

Популярные книги Ошо

Но самое интересное и полезное во всей этой истории, это книги Ошо, ведь Ошо на самом деле практически ничего не писал и не записывал, поэтому все книги Ошо – это его беседы с учениками, записанные за 20 лет его лекций и проповедей.

Самые преданные последователи, а в последствии и сами учителя, систематизировали эту информацию и опубликовали в форме книг, которых на сегодняшний день насчитывается возможно уже более тысячи.

И несмотря на всю свою неоднозначность, у Ошо вышли много достойных книг, которые, как мы уже поняли, непосредственно он не писал, но, как утверждается, записаны с его слов и старых записей. Что, кстати говоря, не уменьшает их гениальности и заслуженной популярности.

К примеру, в книге «Утренние медитации» Ошо рассказывает о том, как всю свою жизнь превратить в непрерывную медитацию и тем самым постоянно быть в потоке радости и блаженства.

А в книге «Искусство внутреннего экстаза» говорится, что всё блаженство – уже есть внутри нас и нет смысла искать его снаружи, привязываясь к каким-то внешним объектам наслаждений. В этой книге Ошо даёт конкретные практики, которые позволяют даже начинающему очень быстро продвинуться на пути познания себя и открытия источника вечного блаженства внутри.

В книге «Смерть величайший обман» Ошо пишет о том, что смерти вообще не существует – это лишь изменение состояния человека, переход в другую реальность, проще говоря – новый этап развития. Ошо рассказывает, что смерть — это вовсе не конец пути, а своего рода перезагрузка, которая позволяет выйти на другой уровень реальности.

Ещё одна удивительная книга Ошо «Любовь. Свобода. Одиночество» раскрывает довольно актуальные проблемы взаимоотношений между людьми. Описываются причины тех трудностей, с которыми люди сталкиваются в семейной и социальной жизни и предлагаются пути их решения.

В книге «Сострадание» Ошо описывает гармоничное взаимодействие с другими людьми и окружающим миром. Автор учит, как перестать осуждать людей и понять, что у каждого свой путь. Мысли автора позволяют по-новому взглянуть на жизнь.

Ну, и это конечно далеко не всё. Существуют ещё десятки, и даже сотни других интересных книг и лекций Ошо о различных нюансах религии, отношениях, медитации, просветлении и многом, многом другом. Мы сами как портал обучения и саморазвития нередко озвучиваем и выкладываем многие из них, кстати, после смерти Ошо его многие труды были-таки признаны важным наследием для человечества.

Как минимум на территории Индии практически все его труды были помещены в библиотеку парламента Нью Дели. А сам он был признан местными газетами по вкладу наравне чуть ли не с Махатмой Ганди и Буддой.

При этом некоторые его медитационные практики используются даже в официальных школах и университетах, и до сих пор по миру действует более 300 его образовательных, ретрит и медитационных центров. В том числе под эгидой международного фонда Ошо.

Специалисты этого фонда также проводят тренинги и различные мероприятия для айбиэм, БМВ и других. А в его центрах не раз были замечены самые известные личности планеты от духовных до представителей большого бизнеса. Например, Далай Лама или основатель всем известного фейсбука Марк Цукерберг.

Дзэнский манифест: Свобода от себя

На протяжении нескольких недель после “посещения” Гаутамы Будды, Ошо словно переполняют новые запасы силы и энергии. Беседы становятся дольше – пару раз он выступал почти по четыре часа без передышки. Речь Ошо звучит заметно живее и энергичнее. В нескольких циклах лекций он связывает дзэн с работами Фридриха Ницше и Уолта Уитмена, сравнивает его с христианством и даже рекомендует Горбачеву как простой путь перехода от коммунизма к капитализму. Однако в феврале 1989 года, после двух лекций нового цикла под названием “Дзэнский манифест”, Ошо снова заболевает и не появляется в медитационном зале до начале апреля. “Дзэнский манифест” стал последним циклом его бесед.

Дзэнский манифест совершенно необходим, потому что все древние религии ныне разваливаются. И пока они не погибли окончательно, а человечество не свихнулось, дзэн нужно распространить по всей земле. Новые дома нужно возводить еще до того, как старые развалились. 

Теперь вы не должны повторять ошибок прошлого. Вы жили в доме, которого вообще не было, и потому страдали от дождей, холодных зим и жгучего солнца, ведь дом существовал только в вашем воображении. На этот раз вам пора войти в свой настоящий дом, а не прятаться в рукотворных храмах, под кровом надуманных религий. Скройтесь в собственном существовании. Зачем быть чьей-то точной копией? 

Это очень важное время. Вам повезло, что вы родились в эту эпоху, когда старое теряет свою обоснованность и реальность, когда оно просто болтается рядом, потому что вам страшно убежать из этой тюрьмы

Но двери открыты! По правде сказать, дверей вообще нет, потому что весь дом, где вы живете, существует лишь в воображении. Ваши боги, священники и святые писания – все это есть только в воображении. 

На этот раз вы не должны допустить такой же ошибки. Человечество должно сделать качественный скачок, перейти от ветхой, прогнившей лжи к свежей, вечно юной истине. 

Это и есть Дзэнский Манифест.
Свои последние слова, адресованные собранию санньясинов, Ошо произносит вечером 10 апреля 1989 года:

Сейчас вы – самые благословенные люди на свете. Вспомнить себя как будду – драгоценнейшее переживание, потому что в нем – ваша вечность, ваша бессмертие. Это уже не вы, а сама Вселенная. Вы едины со звездами и деревьями, небом и океаном. Вы неразрывно связаны со всем, что есть. Последним, что сказал Будда, было слово саммасати. Помните, что вы будды! Саммасати.

Переезд в Пуну

1974-м годом Ошо с последователями переехали на постоянное место жительства в Пуну. В течение последующих лет был построен ашрам в парке Корегаон. Традиционно ашрамом называлась обитель мудреца, которую воздвигали в его честь.

1981-м годом в постройке работали следующие организации:

  • Сыродельня;
  • Пекарная мастерская;
  • Центры по пошиву одежды;
  • Ювелирная мастерская;
  • Организация по производству керамики;
  • Отдел по производству органической косметики;
  • Специализированный медицинский центр.

В ашраме было множество иностранцев, приезжающих для обучения у мастера. Кроме того, что обитель постоянно демонстрировала различные театральные мероприятия, в ней толерантно относились к группам феминистической направленности, поэтому отделы организации часто возглавляли инициативные женщины.

Кроме феминистских групп, активное участие в постижении медитативных техник принимали приезжие психологи-практики из Европы и Америки, взявшие за основу черты гуманистической психологии. 1976-м годом на территории обители находилось не менее десятка групп терапевтической помощи. Некоторые из них, взявшие за основу насилие, вскоре были запрещены, так как на занятиях были получены травмы.

В связи с резкой критикой учения Ошо, 1979-м годом его общение с последователями резко сократилось. Этому предшествовало несколько событий:

  • Покушение на жизнь мудреца;
  • Ухудшение здоровья учителя;
  • Показ фильма с критикой проводимых практик в ашраме;
  • Открытый задним числом налог на содержание обители, который ранее был отменен.

1981-м годом, в апреле месяце, 10-м числом, Бхагван стал придерживаться фазы молчания, в ходе которой личные беседы были заменены на передачу энергии через прикосновение.

Религия и учение

Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) считал свою религию единственной в мире, называя все другие верования обманом, а их ключевые фигуры – совратителями людей.

У него было несколько роллс-ройсов, живя в Орегоне, он каждый день ездил на разных автомобилях. Последователи видели в этом глубокий смысл и даже планировали обеспечить своего учителя роллс-ройсами на каждый день.

Учение Ошо не отсылает к будущим благам или карам, оно призывает жить в свое удовольствие, здесь и сейчас, ни в чем себя не ограничивать. Только в этом случае по мнению Ошо можно быть довольным собой и окружающим миром.

Любовь к роскоши и комфорту по Ошо не являются чем-то постыдным – напротив, вместе с ленью они составляют комплекс главных черт правильного «нового человека». Этот человек должен сочетать в себе духовность Гаутамы Будды и любовь к жизни Зорбы, поэтому назывался условно Зорба-Будда. Ошо не делал различий между полами, рассуждая о «новом человеке», но в его движении на руководящих постах преобладали женщины.

Уходя от уподобления другим религиям, Ошо не создавал заповедей или правил, и, тем не менее, во время одного из интервью, отвечая на вопрос корреспондента, все же сформулировал основные мысли своего учения.

Учение Ошо имело множество противников на родине и в мире, но после его смерти ситуация изменилась. Ошо из порицаемого основателя секты стал философом, важным персонажем духовной жизни и основателем учения, признанного частью массовой культуры Индии и Непала. Публикуются книги Ошо, которые на сегодняшний день переведены более чем на 50 языков.

Читайте далее:

Джефф Фостер

Что такое тета-хилинг

Собственное Рождение и Смерть

Вианна Стайбл и тета исцеление

Что такое девальвация зла?

О системе Дизайн человека

Ошо регулярно оскорблял свою публику

Главный признак цитат Ошо – их неприкрытая агрессивность. Ты – дурак. Ты вырос в рабском обществе. Ты ничего не понимаешь. Ты испорчен. Любое несогласие с собой Ошо с заносчивой кормухой знатока списывал на глупость несогласного. «Я здесь, чтобы наносить вам удар за ударом», – именно так он говорил в своих лекциях-проповедях.

Вот как выглядело знаменитое «How dare you?» задолго до рождения Греты Тунберг. Круче только то, как Ошо действительно объяснял, почему прав именно он. Недоверие к Ошо, говорил он, происходит только от недоверия к себе. Как только человек найдёт внутреннюю гармонию и научится доверять себе, у него не останется вопросов.

Миссионерство в современном мире

После Второй мировой войны отношение к миссионерству изменилось, оно теперь стало восприниматься как неоколониализм и вызывало противодействие. Но само явление не ушло в прошлое, оно продолжается и по сей день. Тут заключен определенный парадокс – христианские проповедники идут в страны, чья культура древнее, а религия уж точно не менее сложна и глобальна, чем та, что приносится извне.

Но та же Индия, а вместе с ней и другие страны «окна 10/40», то есть расположенные между 10 и 40 градусами северной широты, считаются еще и потому перспективными в смысле миссионерства, что испытывают большие сложности в социально-экономическом смысле, проще говоря, это страны бедные, где население лишено даже самого необходимого с точки зрения западного человека. Приходя с проповедями, туда приходят и с проектами строительства больниц, с лекарствами, со школами и даже просто продуктами, потому и спрос на проповеди не снижается.

А между тем, в последние десятилетия отмечается рост агрессии против работающих в стране миссионеров, включая и нападения на христианские миссии. Да и с точки зрения авторитетных фигур индуизма, прибывающие из западного мира миссионеры часто без должного уважения относятся к местным традициям и религии, отмахиваются от сложившихся за века ритуалов и навязывают свои.

Апогеем такого неприятия чужого вмешательства стало отношение к гостям жителей Северного Сентинельского острова, территории, формально принадлежащей Индии, но никак ею не контролируемой.

С племенем, живущим на острове, никогда не было и до сих пор нет никаких контактов, это чрезвычайно воинственные и одновременно крайне уязвимые люди. Любой контакт с ними может обернуться кровопролитием – аборигены активно пользуются оружием и не подпускают к берегу прибывающие лодки.

А кроме того – из-за изоляции, длившейся тысячи лет, эти люди полностью лишены защиты от инфекций современного мира, и, скорее всего, погибнут вскоре после общения с вновь прибывшими. Тем не менее, попытки высадиться на остров предпринимаются, в том числе и теми, кто преследует миссионерские цели. В 2018 году на Северный Сентинельский остров прибыл молодой американец Джон Аллен Чо, который планировал «нести весть об Иисусе этим людям». Закончилось все трагически – молодой человек был убит аборигенами при попытке высадиться на остров.

Движение Ошо

Учение Раджи было чрезвычайно эклектичным. Оно собрало множество последователей по всему миру. В основе движения были собраны отрывки из учений йогов, даосизма, тантризма, психологии Европы, христианского течения, дзэна и т.д.

Несмотря на то, что в лекциях духовного наставника встречались противоречия, основной целью являлось глубокое погружение в таинство жизни, с любовью к миру. Ошо движение одно из первых сформулировало «необходимость в наслаждении простыми вещами для постижения счастья…»

Помимо этого, можно увидеть сильное влияние движения на телесно-ориентированные практики психотерапии. По мнению учителя, следует доверять собственному телу, не слушая разум. Критика брака впоследствии переросла в церемонию бракосочетания, так как мудрец стал ориентироваться на долгосрочные отношения.

Движением Раджи традиционно считается «Неосанъяса». Оно схоже с Сахаджи-йогой и имеет горизонтальную структуру, так как мудрец отказался от системной организации, призывая последователей быть равными.

Последователи и критики

После смерти мыслителя учение Ошо продолжает жить. Этому способствует распространение его работ в виде печатных, видео и аудиокниг, переведенных на многие языки мира. Основная масса последователей – грамотные люди в возрасте 25-45 лет, которые относятся к среднему классу, работают в сфере образования или социальных услуг, а также те, кто занимается нетрадиционной медициной. Одни из них проживают в коммунах, другие ведут обычный образ жизни, имеют дом, семью, постоянную работу и иногда собираются с единомышленниками для медитации или психотренинга.

Однако многие считают последователей гуру сектантами, а его самого мошенником, который запутался в собственной лжи. Христиане критикуют философа Ошо за отрицание всех принятых в религии моральных норм.

Золотые детство и юность

Ошо родился в деревне под названием Кучквада. День рождения — 11 декабря 1931-го. Из одиннадцати детей, рожденных в его семье, мальчик являлся самым старшим. Его отец имел должность торговца тканными материалами, а само семейство – принадлежало к религиозной общине последователей джайнизма.

В семье мальчика ласково называли Раджой (Королем). Несмотря на то, что он был способным к учению, а также – имел хорошую успеваемость в общеобразовательном учреждении, в школе нередко случались неприятности. Они происходили из-за того, что Ошо Раджниш часто допускал пропуски уроков, не слушался взрослых наставников и резко реагировал на провокации одноклассников.

Раджа очень рано встретился со смертью. Любимый дедушка погиб, когда мальчику исполнилось семь лет. Спустя восемь лет с даты трагедии погибла в результате заражения брюшным тифом его подруга по имени Шаши. Стресс от потери близких людей был так велик, что мальчик подростком часто страдал от проявлений депрессии и головных болей. Из-за этого он временами медитировал вплоть до изнеможения, а также пробегал каждый день расстояния от 15 до 25 километров.

Будущий мудрец, в период увлечения социалистическими идеями, в молодости, был ярым атеистом, а в подростковые года интересовался гипнозом. Был членом националистских движений, которые боролись за независимость Индии, однако в скором времени забросил их. В среде знакомых Раджниш считался начитанным молодым человеком, однако многие знакомые отмечали его эгоизм, мятежность и высокомерие в те года.

Образование и работа

Помимо школьного образования, Раджа стал обучаться философии в Хиткарине. Это был колледж, располагающийся в городе Джабалпур. Несмотря на то, что юноша был умен, в связи с конфликтом он покинул учебное заведение, перейдя в иное место. Будучи студентом, 1953-м годом, в марте, 21-го числа, он смог в процессе медитации получить опыт, описываемый им впоследствии как экстраординарный. По результатам медитации Ошо почувствовал наполненность счастьем, которую описал словом «возрождение».

1955-м философ окончил учебное заведение имени Д.Н. Джайн, получив бакалаврскую степень. Спустя два года с этой даты, он завершил учебу в Саугарском университете, со степенью магистра по философским наукам. Вскоре стал преподавать философию в колледже Райпура, но вскоре его попросили найти иное место работы, так как начальство посчитало влияние Раджи на молодые, неокрепшие умы – пагубным и негативно-влияющим.

1958-м мудрец стал работать университете Джабалпура, а по прошествию еще двух лет – вошел в профессорский состав учебного заведения. Известный своим отменным лекторским талантом, индийский мистик почитался коллегами как умный человек, преодолевший все минусы своего образования в небольшом городке.

1960-м годом, с учетом свободного времени от работы преподавателем, Раджниш путешествует в лекционных турах по родной стране. Он часто высмеивал М. Ганди, а также – подвергал жесткой критике идеи социализма. У него было собственное мнение, в соответствии с которым Индия нуждалась в капитализме, науке и современных технологиях, которые вместе с контролем рождаемости помогли бы истребить отсталость и бедность.

1966-м, в связи с провокационностью собственных выступлений, направленных на осуждение ортодоксального индуизма и брахманической религии, вынужденно ушел с должности преподавателя в университете. «Ачарья» стал заниматься индивидуальной практикой, а также – обучать последователей принципам медитации.

Собственное движение под названием «Пробужденная жизнь» включало в себя членов общины джайнов. Помимо этого, мудрец вызвал шок у многих жителей Индии своими лекциями, в которых упирал на либерализацию сексуального влечения. Согласно его словам, влечение к другим людям не должно подавляться. Наоборот, люди должны с благодарностью принимать свои сексуальные намерения. Учитель говорил, что только от принятия истинной природы может расцвести свобода личности. Истинную религию, как он считал, можно было назвать искусством, которое учит наслаждению жизнью.

Оппозиция в лице нескольких известнейших лидеров индуизма не смогла помешать его выступлению на Второй конференции индуистов со всего мира. 1969-м, критикуя на собрании организованные религии, он вызвал массовую ярость лидеров различных течений, которые собрались в зале для конференции.

1970-м Раджа впервые представил вид медитации, который охарактеризовал как динамическую. В это же время им была снята квартира в городе Бомбей, куда приходили на прием группы посетителей. С ними мудрец проводил беседы.

Осенью, в сентябре месяце, 26-го числа, 70-го года, им была создана школа саньясинов, где посвященные принимали от него новое имя, специальную одежду оранжевого цвета, ожерелья «мала» (в нем было 108 бусин), а также – медальон с изображением учителя. Одежда столь яркого цвета считалась символом жизнеутверждающей позиции Раджниша.

1970-й год был временем резкой трансформации Ачарьи. Раджа отбросил в сторону прозвище учителя, вместо этого приняв имя Бхагван Раджниш Ошо (Блаженный). Звание подверглось многочисленной критике индуистов, однако мудрец утверждал, что с ним остались те, кто готов был раствориться с ним. В связи с возросшей популярностью, к учителю приходило огромное количество учеников с Запада, поэтому он стал проводить лекции, используя английский язык.

Из-за того, что ему становилось хуже, так как воздух Бомбея усиливал сахарный диабет, аллергию и астму, его секретарь, Лакшми, начала искать ему новое жилище. Найденные виллы в Пуне были куплены на деньги многочисленных почитателей учения Ошо.

Кто такой Ошо?

Бородатый дядя, основавший одну из самых мощных неоиндуистских сект XX века. Я говорю «одну из» только потому, что кришнаизм и японская «Аум Синрикё» (как ни странно) – тоже неоиндуитские секты. Но не следует недооценивать величие Ошо. Он создал себе репутацию непогрешимого гуру-аскета и гениального мудреца, ухитряясь при этом долбить наркоту и разъезжать на дорогущих машинах.

Номинально суть учения Ошо в стремлении к Пробуждению. Что означает «Пробуждение» вам, конечно же, никто не скажет. Это что-то вроде буддистского просветления, но не совсем. Буквально все термины Ошо – бессмысленная абстракция, которая значит всё что угодно. Чувак надёргал понятий и терминов из индуизма, буддизма, христианства, даосизма и даже фрейдизма.

Как же он избежал критики? Гуру выработал гениальный метод защиты. Грубо говоря, если ты не понимаешь и задаёшь вопросы, значит, ты просто не дорос до понимания истины. Примерно так, кстати, отвечают критикам и фанатики Фреско.

Ошо начал свой путь проповедника в Индии, а после основал по всему миру сеть ашрамов – по сути, физических филиалов секты. В восьмидесятые, когда слава его учения нео-санньясы уже гремела на весь мир, Ошо серьёзно заболел, а потому последователи перевезли его в США – на ранчо, купленное за 5,7 млн долларов. Это много даже сейчас, а в 1981 году тем более. Очень неплохо для старика, который проповедует отказ от мирского в пользу духовного, не так ли?

В 1984 году Ошо депортировали из-за того, что его последователи устроили биологический теракт, отравив сальмонеллой более семисот человек, а на территории их лагеря обнаружили склады оружия и наркотиков. В этом винят пресс-секретаря Ошо по имени Шила, но очень скоро мы убедимся, что старый больной дядечка был не так уж прост.

Ошо устраивал сексуальные оргии с последователями

Не то чтобы бородач с волосатыми подмыхами очень похож на Хью Хефнера, но один из фундаментальных принципов его учения – свободная любовь и практики сексуальной медитации. Собственно, это одна из причин, по которой Ошо так круто зашёл публике из США. Люди, ностальгирующие по хиппи-идеологии 60-х, охотно вступали в самые разнообразные восточные культы, чтобы достичь просветления, не ограничивая себя в сексе и наркотиках.

В поисках информации об ашраме Ошо в городе Антелоуп, штат Орегон, я наткнулся на большое количество слухов о сексуальных преступлениях в лагере секты. Подтверждений нет, но, как показывает практика, в индуистских культах такие преступления не редкость. Власть гуру в них беспрекословна, а остальные должны подчиняться буквально на рабских условиях. В организации тех же кришнаитов есть специальный внутренний орган, чтобы расследовать такие вещи. Так что слухи наводят на серьёзные подозрения.

Первый мистический опыт Ошо

Началом своего духовного преображение Ошо называл дату  21 марта 1953 года, когда он во время полнолуния медитировал в парке Бханвартал города Джабалпуре. В какой-то момент Ошо почувствовал, что его переполняет счастьем, радостью, светом, он ощутил единство всего и вся, иными словами Ошо пережил духовное просветление. Сам же Ошо описывал это следующим образом: «В ту ночь я умер и я возродился. Но человек, который возродился, не имеет ничего общего с тем, который умер. Это не непрерывная вещь… Человек, который умер, умер тотально; ничего от него не осталось… нет даже тени. Эго умерло тотально, полностью… В тот день, личность, которая жила много-много жизней, тысячелетия, просто умерла. Другое существо, абсолютно новое, совсем не связанное со старым, начало существовать… я стал свободным от прошлого, я был вырван из своей истории, я потерял автобиографию».

Бомбей

В 1968 году Ошо (Бхагван Шри Раджниш) поселился в Бомбее и вскоре к нему стали приезжать первые западные искатели духовной истины. Среди них было много специалистов в области терапии, представителей гуманистических движений, желающих сделать следующий шаг в своем росте. Следующим шагом, как говорил Ошо, является медитация. Первые проблески медитации Ошо испытал еще в детстве, когда прыгал с высокого моста в реку, или проходил по узенькой тропинке над пропастью. Было несколько мгновений, когда ум останавливался. Это вызывало необычайно четкое восприятие всего окружающего, своего нахождения в нем и полной ясности и отделенности сознания. Эти переживания, испытанные неоднократно, вызвали интерес Ошо к медитации и побудили его искать более доступные способы. В дальнейшем он не только испытал все известные с древности медитации, но и придумал новые, революционные техники, предназначенные специально для современного человека. Их принято называть “динамическими медитациями”, они основаны на использовании музыки и движения. Ошо свел вместе элементы йоги, суфизма и тибетских традиций, что позволило использовать принцип трансформации энергии за счет пробуждения активности и последующего спокойного наблюдения.

Впервые Ошо (Багван Шри Раджниш)  показал свою утреннюю динамическую медитацию в апреле 1970 года в медитационном лагере под Бомбее. В тот день все были ошарашены и очарованы одновременно. Индийские журналисты были поражены, наблюдая участников, которые вопили, кричали и срывали с себя одежды – вся сцена носила фатальный характер и была очень интенсивной. Но насколько было сильно напряжение в первой, интенсивной стадии, так же глубоко было расслабление во второй части, приводящее к полному покою, не достижимому в обычной жизни.

Ошо объяснял:

“В течении десяти лет я непрерывно работал с методами Лао-Цзы, то есть я непрерывно изучал непосредственное расслабление. Это было очень просто для меня поэтому я решил, что это будет просто для любого. Затем, раз от разу, я стал понимать, что это невозможно… Я, конечно, говорил “расслабьтесь” тем, кого я обучал. Они понимали значение этого слова, но не могли расслабиться. Тогда я решил придумать новые методы медитации, которые сначала создают напряжение – еще большее напряжение. Они создают такое напряжение, что вы становитесь просто сумасшедшим. А затем я говорю “расслабьтесь”.
Что же такое медитация? Ошо Раджниш очень много говорил о медитации. На основе его бесед составлено много книг, в которых очень подробно рассмотрены все объекты медитации, начиная от техники выполнения, кончая объяснениями тончайших внутренних нюансов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector