Сазонова, нина афанасьевна

Личная жизнь Нины Сазоновой

Личная жизнь у актрисы не сложилась. Официально она вышла замуж всего один раз за директора художественной галереи Александра Борисова. Этот союз был недолгим. Вскоре после рождения сына Михаила, Борисов ушел из семьи. Он не выдержал частых гастролей жены. С тех пор Александр не общался ни с бывшей супругой, ни с сыном.

Нина Сазонова с сыном Мишей. Фото news.myseldon.com

Конечно, поклонники у Нины имелись. Но Михаил не принял никого из них. Единственным исключением стал гипнотизер Вишневский, с которым актриса познакомилась на гастролях в Тамбове. Он заинтриговал отпрыска своим необычным даром (например, мог оплатить в ресторане двухсот рублевый счет купюрой в 25 рублей, а официантка при этом считала, что получила еще и на “чай”).

На тот момент Михаилу Борисову было уже около 30 лет. К сожалению, ничего хорошего из него не вышло. Он превратился в законченного тунеядца, живущего за счет матери и заядлого картежника. Уже тогда Михаил стал злоупотреблять алкоголем. Вишневский тоже увлекался “зеленым змием”.

Однажды он взял молодого человека с собой на гастроли. Через две недели они приехали домой и выглядели так, как будто все это время беспробудно пили. Сазонова без колебаний выставила возлюбленного за порог. Больше она не приводила мужчин в свой дом.

Михаил Борисов. Фото 24smi.org

Нина Сазонова: проблемы с сыном

Чувство вины перед сыном заставляло актрису закрывать глаза на его безобразные выходки. Когда Миша был маленьким, Нина, в силу своей занятости, часто оставляла его под присмотром чужих людей (но не отдала в школу-интернат, как поступили со своими детьми в аналогичной ситуации те же Наталья Фатеева и Любовь Полищук).

В 16 лет Михаил привел домой девушку Наташу, заявив матери, что та ждет от него ребенка. При таких обстоятельствах, Нина не могла просто сказать сыну “нет”. Но отказалась финансировать молодую пару, а на невестку смотрела, как на пустое место. Парень был вынужден бросить школу и устроиться на работу, чтобы содержать юную жену и родившегося у них сына Евгения.

Появление внука не изменило отношение Сазоновой к браку сына. А он недолго выдержал роль мужа и отца. Молодая семья распалась, и Михаил остался жить с матерью. В дальнейшем он так и не построил долгосрочных отношений с женщинами — ни одна из его избранниц не устроила Сазонову. Можно, конечно, назвать ее поведение материнской ревностью и деспотизмом, но кто мешал взрослому мужику начать самостоятельную жизнь?!

Проще было сидеть на шее матери, обвиняя ее при этом во всех своих неудачах. Со временем, Михаил окончательно деградировал. Уже немолодая актриса моталась по гастролям, чтобы выплачивать его карточные долги, а дома ее ожидали побои пьяного сына. Бывало, Нина Афанасьевна оставалась ночевать в гримерке театра или у своих друзей, потому что боялась возвращаться в свою квартиру.

Нина Сазонова и ее сын Михаил Борисов. Фото starhit.ru

Она никому не жаловалась на невыносимое существование, но коллеги по театру видели ее синяки и понимали, что происходит. Они очень любили и уважали Сазонову (что вообще-то редкость для театральной среды) и не раз предлагали ей устроить сына на лечение от алкоголизма или обратиться в милицию. Однако актриса боялась нанести “Мишеньке” еще одну психологическую травму и надеялась, что он “изменится”. Но изменилось только то, что вместо карточных игр, он начал спускать деньги матери на игровые автоматы.

Театр и кино: долгая дорога к славе Нины Сазоновой

Театр

После войны Нина осталась работать в театре Красной Армии. Долгие годы Алексей Попов давал актрисе с неяркой внешностью маленькие характерные роли и эпизоды. У него Сазонова сыграла лишь один яркий персонаж — Лушку в постановке “Поднятая целина” по Шолохову. Но она не отчаивалась и не завидовала более удачливым коллегам.

Даниил Сагал в роли Давыдова, Нина Сазонова в роли Лушки в спектакле по роману М. Шолохова “Поднятая целина”. Фото ria.ru

Война не сломила актрису: она была оптимистичной, легкой на подъем, знала множество песен и частушек (не всегда приличных) и с удовольствием их исполняла. Потрясающий голос Нины и привел ее к вершинам славы.

Карьера Сазоновой в театре начала развиваться после триумфального успеха в кино в фильме “Женщины” (1965 г.). На тот момент актрисе исполнилось 48 лет. С тех пор она стала получать значимые роли в классических и современных постановках, кто бы ни занимал место руководителя театра.

Нина Сазонова и Галина Яцкина. “Женщины” 1965 г.

Лучшими театральными работами актрисы стали сваха Фекла в “Женитьбе”, соседка Тузикова в “Барабанщице”, генеральша Епанчина в “Идиоте“, владелица пароходной компании Васса Железнова в спектакле с тем же названием и многие другие. Наиболее плодотворный тандем у Сазоновой сложился с режиссером Александром Бурдонским (между прочим, внуком Сталина), в постановке которого “Деревья умирают стоя” она играла до последних лет жизни. Театру Армии Нина Афанасьевна отдала более 60-ти лет.

“Васса Железнова”

Кинематограф

Кинодебют Сазоновой состоялся в драме Юлия Солнцева “Поэма о море” (1958 г.). Кинорежиссер Александр Довженко увидел ее на сцене театра и предложил сыграть небольшую роль матери, потерявшей всех сыновей во время войны

На актрису обратили внимание и периодически стали приглашать на незначительные роли и эпизоды


“Поэма о море” 1958 г.

Среди них зрителям наиболее запомнился образ деревенской тетки Анисьи в трагикомедии Василия Шукшина “Живет такой парень” (1964 г.). А для Леонида Куравлева с главной роли Пашки Колокольникова началась звездная карьера.

Борис Балакин, Нина Сазонова и Леонид Куравлев “Живет такой парень” 1964 г.

Свою первую ведущую роль Нина сыграла в новелле “Тетка с фиалками” (эту самую тетку). А следующая центральная роль Кати Бедновой в мелодраме режиссера Павла Любимова “Женщины” принесла актрисе всесоюзную славу. Здесь она впервые исполнила в дуэте с Павлом Любешкиным тот самый “Вальсок”. Сочетание актерского таланта и уникального голоса, проникающего прямо в душу, покорили всех.


Нина Сазонова и Павел Любешкин. “Женщины” 1965 г.

После этого фильма за актрисой закрепилось амплуа матери, что не вызывало у нее никакого недовольства. Роли матерей, и сильных духом “правильных” женщин она сыграет в лучших своих картинах “Наш дом”, “Бабье царство”, “Моя улица”, в киноповести “День за днем”. В двух последних Нина спела легендарные песни “Ромашки спрятались” и “Стою на полустаночке”.


“День за днем” 1971 – 1972 г.г.

Подруга Сазоновой актриса Ольга Богданова утверждала, что сама Людмила Зыкина не рисковала браться за репертуар Нины. Зато певица Валентина Толкунова не побоялась опозориться и, с разрешения актрисы, достаточно успешно перепела “Стою на полустаночке”. Многие из поклонников Толкуновой даже не знают, что эта песня была написана специально для Нины Сазоновой.

Когда на экраны вышла “День за днем”, на имя “тети Паши” со всех концов страны посыпались мешки писем. У Нины не было “головокружения от успехов”, а свою невероятную популярность она использовала, чтобы помочь коллегам решить их насущные проблемы. Актриса “выбивала” для них жилье, устраивала в детсады детей и т.д. Сама Сазонова жила очень скромно. В ее доме не было даже такого необходимого предмета быта, как стиральная машина.

Нина Сазонова и Ольга Богданова. Фото sadalskij.livejournal.com

В фильмографии актрисы всего около 30-и работ. После съемок в еще одной удачной киноповести “Юркины рассветы” (1974 г.), она утратила интерес к кинематографу. Театр и концертные выступления всегда были для Нины в приоритете. Она сыграла еще в нескольких телеспектаклях, а в 1993-м году исполнила свою последнюю роль в кино в режиссерском дебюте Андрея Купермана “Потрясение”. Фильм не имел никакого общественного резонанса.


“Юркины рассветы” 1974 г.

Начало трудовой жизни

— Я всегда помню городок, в котором прошли мои детство и юность. Старинные дома, зеленые улочки с дощатыми тротуарами, сбегающие к Волге. В нашей семье было пятеро детей: мальчишки и девчонки. Жили дружно, весело, с музыкой. Отец играл на скрипке, мама на гитаре, сестры на балалайках, братья на баяне. У мамы был высокий сильный голос, у Симы, старшей сестры, — тоже, а у меня, самой маленькой, был «бас». Папа сажал меня на колени и говорил: «Давай будем вторить маме и Симе». По воскресеньям мама пекла ватрушки. Самовар был большущий, старинный. Напьемся чаю с ватрушками, окна нараспашку — и поем. А вечером всей семьей на Волгу. Река плещется, играет, пароходы огнями подмигивают…

Анна Михайловна Курятникова… Помню совершенно ясно, как я пришла к ней в первый класс. Она нас усадила: «Ну вот, дети, начинается ваша трудовая жизнь». Так и сказала — «трудовая». Внешне она была строгой, но это была строгость необычайно доброго человека. Анна Михайловна была одинока — ни мужа, ни детей. Жила тут же, в школе, очень любила эту свою школу — одноэтажную, с большими светлыми окнами, с большим огородом, в котором, помнится, мы всегда копались. И вся жизнь ее заключалась в нас, ее учениках. Она говорила: «Ребятки, не расстраивайте своих мам и пап. Если в школе провинились, дома не рассказывайте. Папы работают, мамы работают — зачем их огорчать? Хорошее домой несите, а в плохом здесь разберемся». Сидим мы за партами, выводим буковки. И только начинаем уставать, отвлекаться, как слышим голос Анны Михайловны: «Давайте-ка споем». За учебной доской у нее всегда стояла гитара. Достанет гитару, присядет на парту и скажет: «Петь будем тихонечко. Ты, Жора, очень громко поешь, пойди погуляй». Мы перепели с ней все русские песни и романсы! Переиграли все сказки и всех зверушек. Первая моя роль была Колобок. Эта замечательная роль досталась мне по праву: была я сбитая, юркая, ловкая девчонка. Так первая моя учительница заложила во мне любовь к творчеству — да нет, ко всему живому, яркому, к празднику, помогающему одолеть боль.

Ее открыл для экрана Александр Довженко. Увидев актрису в одном из спектаклей, пришел к ней за кулисы.

— Я хочу, чтобы вы играли в моем фильме, — предложил режиссер. — Это небольшая, но очень трудная — трагическая роль. Мать, потерявшая на войне сыновей.

— Да как же я смогу? — растерялась Сазонова. — У вашей героини уже взрослые дети, а моему сыну нет еще и пяти.

— У вас глаза матери. Ваши глаза скажут зрителю все.

Семейное дело

Из криминальной хроники начала января 2002 года: «1 января 2002 года народная артистка СССР Нина Сазонова в тяжелейшем состоянии была доставлена в Центральный клинический госпиталь Министерства обороны. 85-летнюю женщину до полусмерти избил ее сын».

Своего единственного сына Нина Сазонова не просто любила, а любила по-сумасшедшему. Вот что писала несколько лет назад «Экспресс-газета», проводившая расследование трагедии, разыгравшейся в новогоднюю ночь в квартире актрисы: «…всю любовь она отдала единственному сыну. Опекала, холила, лелеяла. И в итоге „единственное“ окончательно обнаглело. Он толком нигде не работал — зачем, когда есть мама? Он всегда делал то, что хотел: пил, гулял и веселился на полную катушку. А мама делала для взрослого недоросля иногда невозможное».

Мало кто знает, что перед своей единственной кровинушкой народная артистка СССР чувствовала себя виноватой. И, как могла, старалась загладить эту вину.

Ребёнок известных родителей. Почему спиваются и погибают дети знаменитостей?

В фильме «Женщины» героиня Сазоновой ради любви к своему сыну отговаривает его жениться на женщине с ребенком — уверяет, что та ему не пара, что ему нужна «образованная и без ребенка». Картина заканчивается на том, что героиня Сазоновой приезжает в деревню, признав свою неправоту. В жизни самой Сазоновой произошло то же самое, только вот с другим финалом. Когда-то давно Михаил женился. Расставшись через некоторое время с женой, он впервые крепко запил. А потом в его жизни появилась женщина. С ребенком. Ей удалось сделать то, что не удавалось матери: Михаил «завязал».

— Мать, — сказал он однажды, едва переступив порог квартиры, — женюсь.

Что-то кольнуло в материнском сердце — то ли ревность, то ли еще что-то. Сын начал рассказывать о том, какая его будущая жена хорошая женщина, как он любит ее и ее ребенка.

— Ноги ее в моем доме не будет, — сказала Нина Афанасьевна, как отрезала. — Чужой ребенок мне не нужен.

И запретила жениться. Иногда Нина Афанасьевна становилась очень властной женщиной, и спорить с ней было бесполезно.

Нина Сазонова в фильме «Женщины» (1965).

Через несколько лет она будет очень сильно корить себя за это и, чтобы как-то загладить вину, всячески стараться угодить сыну. Ведь на любые упреки с ее стороны он неизменно отвечал одно и то же: «Ты же сама разрушила мое счастье».

От чувства собственной (в большей степени ею же придуманной) вины ее любовь становилась все безмернее. А любовь, как известно, слепа. «Ослепла» и Нина Афанасьевна. И поэтому исправно на протяжении многих лет оплачивала карточные долги сына. В советские времена, как известно, казино в СССР не существовало. Игроки и шулеры летом оттягивались в курортных городах (на пляжах Сочи, Ялты и других), зимой же игра по-крупному шла на катранах (так назывались конспиративные квартиры, известные в узких картежных кругах Москвы и Ленинграда). Довольно часто фортуна поворачивалась к Михаилу задом, и тогда на помощь приходила мама. Потому что прекрасно знала, что за карточный долг в те времена убить не убьют, а «подрезать» могут основательно. Вот и моталась немолодая уже женщина с концертами по всему Советскому Союзу и за его пределами. Благо, имя работало на нее. А когда не хватало заработанных денег, в ход шло все, что можно было продать, лишь бы великовозрастный обормот был спасен.

Нонна Мордюкова: гениальная на сцене, беззащитная в жизни

…Пришло время, и Михаил «отблагодарил мать». Впервые он зверски избил ее, когда пожилая женщина встала около двери, не желая пускать его за бутылкой. (После этого стал издеваться над нею регулярно.) Поводом для избиения могло стать что угодно. От злости бил куда придется. Ломал руки, старался ударить по голове, переступал через лежащую в коридоре мать и шел за очередной бутылкой. Однажды избил только потому, что она, по его мнению, рано легла спать. В ночной рубашке пожилой женщине удалось спрятаться у соседки по лестничной площадке. Дошло до того, что изверг очень сильно… искусал родную мать, после чего практически бездыханную актрису врачи «скорой помощи» привезли в Склиф, где она пролежала долгое время. Но когда милиционеры решили возбудить уголовное дело, актриса отказалась написать заявление на собственного сына, мотивировав тем, что «это семейное дело»…

Первая роль

Творческий талант Нина Сазонова впервые проявила еще в начальных классах школы. Знаменитость вспоминала, что это случилось благодаря ее классной руководительнице, которая, когда дети уставали старательно выводить в тетрадках буквы, брала в руки гитару и предлагала всем вместе негромко спеть.

Под аккомпанемент учительницы маленькая Нина вместе с остальными ребятами перепела массу народных песен, а также романсов. Но стремившаяся развить имевшиеся у детей таланты учительница одним пением не ограничивалась. Младшеклассники под ее руководством по ролям разыгрывали сценки из всевозможных сказок. Нина Сазонова утверждала, что первой ее ролью стал Колобок в одной такой постановке.

Нина Сазонова: биография

Нина Афанасьевна появилась на свет в 1916 г. в селе Константиново (Владимирская губерния, Российская империя). В многодетной семье она была пятым (последним) ребенком. В 1920-е годы семья Сазоновых переехала в город Кимры. Там они поселились в коммунальной квартире.

С раннего детства у девочки были актерские задатки. С юности она вместе с сестрой посещала драмкружок «Красный обувщик» при обувной фабрике «Красная звезда», где практиковала актерское мастерство.

Однажды руководитель драмкружка в одной из московских газет прочел объявление о донаборе в студию при Центральном театре Красной армии. Он и предложил Сазоновой попытаться поступить туда. Шестнадцатилетняя Нина, несмотря на возражения матери, отправилась в Москву.

Желающих поступить в студию набралось несколько сотен, но отобрать для учебы нужно было лишь троих. Сазонова покорила приемную комиссию и была принята на учебу.

Нина Афанасьевна была на фронте. На передовой, в воинских частях, госпиталях давала концерты в составе бригады. (За 4 года войны — 3 тысячи фронтовых концертов).

Первый случай:

Бригада выступали в одном из передовых подразделений. За актерами пришел военный, который должен был провести их через лес к другой части. Но дорога была заминирована, люди были вынуждены идти «след в след». Сазонова шла в середине, но в один момент оступилась и наступила на противотанковую мину.

Военный скомандовал: «Стой, не двигайся с места, если хочешь остаться в живых!» Актриса простояла на мине около часа, пока военный отвел бригаду и вернулся с сапером.

Второй случай:

Летом 1942 г. концертная бригада театра Красной Армии попала в окружение под Харьковом. В результате столкновений с немцами многие погибли, Сазоновой и полковнику РККА из бригады удалось укрыться от врагов в стоге сена.

Немецкие солдаты, прочесывая территорию, проверяли стога вилами. Офицеру не повезло: он был вытащен из стога, но Нина замечена не была.

Утром следующего дня она выбралась из стога, затем встретила старушку, местную жительницу, которая приютила девушку. На следующий день старушка дала ей деревенскую одежду и прут со словами: «Скажешь, корова потерялась». Встреченные немцы ее не тронули.

Изможденная женщина была подобрана советскими разведчиками и пересекла линию фронта. Но вскоре она оказалась в руках сотрудников органов государственной безопасности, которые подвергли ее жестким допросам.

Все это сильно повлияло на психическое здоровье актрисы, впоследствии ей поставили диагноз «шизофрения». Актриса Нина Сазонова продолжила работать в театре Советской Армии, в конце 1950-х годов начала активно сниматься в кино.

Война

Через несколько лет началась война с Германией. Нина, в числе актеров театральной бригады, поехала на фронт, где они выступали с концертами в госпиталях и на передовой. Дважды только чудо спасало девушку от смерти: под Энском, по дороге в очередную военную часть, она наступила на противотанковую мину. К счастью, взрыва не произошло. Военный, сопровождавший актеров, приказал Нине не шевелиться. Пообещав вскоре вернуться с сапером, он ушел с коллегами Сазоновой. Она осталась одна в зимнем лесу и простояла на мине 40 минут до прихода помощи.

Фронтовой концерт. Фото ok.ru

Во второй раз бригада попала в окружение под Харьковом. Как выяснилось впоследствии, из всего коллектива уцелели только Нина и еще двое актеров. Существует несколько версий, как Сазоновой удалось вырваться из окружения. Актриса Ольга Богданова, которая много лет проработала с Ниной Афанасьевной в Театре Армии, рассказывала, что события развивались следующим образом.

Сазонова и один из офицеров успели спрятаться в стогу сена. Вражеские автоматчики прочесывали местность в поисках выживших и проверяли вилами каждый стог. Офицера, закрывшего собой Нину, они обнаружили, выволокли из стога и тут же расстреляли, а девушку не заметили. Она просидела на месте всю ночь.

Утром Нина встретила деревенскую жительницу, которая приютила ее в своем доме до следующего утра. Потом старушка дала Сазоновой крестьянскую одежду и прут. Перемазав лицо грязью, актриса пошла в сторону линии фронта. Если бы ее остановили оккупанты, она бы сказала, что ищет убежавшую корову. Однако немцы, попадавшиеся на пути Нины, не заинтересовались замарашкой и вопросов не задавали.

Измученная девушка случайно набрела на группу наших солдат, вместе с которыми попала на советскую территорию. Но там ее ожидало еще одно потрясение: допросы сотрудников НКВД. После всего, что Нине довелось пережить, она должна была доказывать, что не является немецкой шпионкой.

Наконец, “органы” убедились в невиновности Сазоновой. Без документов, в тех же обносках, она с трудом добралась до Москвы. Когда актриса появилась в театре, охранник ее не пропустил — он не узнал в этой полуседой, истерзанной женщине жизнерадостную хохотушку Нину. Ее психика тоже сильно пострадала — врачи диагностировали у 24-летней девушки начальную стадию шизофрении.

Несмотря на подорванное здоровье, Сазоновой пришлось вернуться на фронт. За годы войны актриса выступила более, чем в трех тысячах концертов.

Вне света софитов

Жизнь Нины Сазоновой делилась на две части. В театре и на гастролях она была известной актрисой, уважаемым человеком, всесоюзной мамой и всенародной любимицей. Дома она вынуждена была мириться с постоянными запоями сына, расплачиваться с его карточными долгами, терпеть унижения и даже побои.

Работа долгие годы была её утешением. Каждую свою роль в театре и кино она играла сердцем, проживая чужие судьбы. А ещё Нина Афанасьевна постоянно помогала всем, кто в этом нуждался. Хлопотала о выделении жилья, помогала поставить телефон, решала вопросы с пропиской. Никогда не поучала молодых актёров, но деликатно и тактично подсказывала, как и что можно сделать, чтобы роль заиграла всеми красками.

Нина Сазонова в фильме «Женщины». 

Нина Афанасьевна уже на склоне лет иногда ночевала в театре, спасаясь от пьяных дебошей сына, иногда приходила со следами побоев и тогда очень долго гримировалась перед спектаклем. Ей было всё тяжелее бороться с пьянством Михаила, а жаловаться и просить о помощи она не хотела.Даже те люди, которые старались ей помочь, вскоре вызывали недовольство со стороны сына, и актрисе приходилось прерывать с ними общение. Но настал тот день, когда ему стали неугодны абсолютно все. Он запретил матери отвечать на телефонные звонки и открывать двери. Исключение было сделано лишь однажды, когда Нину Сазонову в декабре 2002 года пришли поздравить представители театра.

Нина Сазонова в фильме «Стариковское дело». 

А в новогоднюю ночь 1 января 2003 года произошла трагедия. Пьяный Михаил нанёс матери тяжелейшие побои, затем решил, что убил её и выбросился из окна их квартиры, находившейся на 11 этаже. Нина Сазонова выжила, долгое время провела в больнице, а после выписки вынуждена была нанять сиделку.Лариса Свиренко представлялась родственницей актрисы, а после обманом сумела переоформить квартиру на себя и продать её. Затем неожиданно появился внук Нины Сазоновой Евгений, который пытался наладить общение с актрисой и даже вывезти её за границу, но врачи не разрешили ему перевозить бабушку, а она сама не была настроена на родственные отношения. Не давала общаться Евгению с бабушкой и та самая сиделка, что продала квартиру актрисы.

Последние дни своей жизни Нина Афанасьевна, которая перенесла инсульт, страдала от артрита и деменции, провела в небольшой съёмной квартирке на окраине Москвы в обществе Ларисы Свиренко. В конце февраля 2004 года актрису госпитализировали из-за ухудшения самочувствия, а в ночь на первое марта её не стало. На 88 году жизни замерло сердце «всесоюзной мамы».К сожалению, дети знаменитых и успешных родителей часто становятся источником бед и проблем.

Игрок, алкоголик и изверг

С тех пор центром Вселенной для Сазоновой стал ее сын. Она ревновала Михаила даже к его девушкам. Когда Михаил обзавелся официальной супругой и ребенком, Нине Афанасьевне удалось его рассорить с женой. Молодые развелись. Сазонова и ее сын стали жить вдвоем. Однако Михаил то ли в отместку матери, то ли просто в силу своей избалованности бросил работу и увлекся азартными играми. Он регулярно влезал в огромные долги, которые приходилось выплачивать Сазоновой.
Кроме того, Михаил начал злоупотреблять алкоголем. Во время запоев он переставал контролировать свои действия и даже поднимал на престарелую мать руку. А 2 января 2002 года случилась трагедия. В тот день соседка нашла Нину Сазонову на лестничной площадке. Актриса находилась на грани жизни и смерти. До такой степени ее избил родной сын. Нину Афанасьевну срочно госпитализировали. А Михаил, решив, что убил мать, покончил с собой.

Детство

Будущая известная актриса родилась в 1916 году в небольшом селе Константиново недалеко от города Владимира. На момент появления девочки на свет у ее родителей, Матрены Семеновны и Афанасия Михайловича Сазоновых, уже было 4 детей, так что Ниночка росла в компании братьев Николая и Бориса и сестер Серафимы и Татьяны. В этой большой и дружной семье очень любили музыку и часто устраивали концерты. В такие вечера Афанасий Михайлович играл на гитаре, Матрена Семеновна — на скрипке, а братья на баяне. Маленькая Ниночка также старалась принимать участие в концертах и уже тогда решила стать актрисой.

Творчество[править | править код]

Театральные работыправить | править код

  • — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского — Маша
  • — «Фронт» А. Корнейчука — медсестра Маруся
  • — «Степь широкая» А. Корнейчука — Степанида Лукьяновна
  • — «Поднятая целина» М. Шолохова — Лушка
  • — «Барабанщица» А. Салынского — Наталья Тузикова
  • — «Левониха на орбите» А. Макаенка — Клава
  •  — «Раскинулось море широко…» Вс. В. Вишневского, В. Б. Азарова, А. А. Крона —
  • — «Снеги пали» Р. Феденёва — Раиса Семеновна Шитова
  •  — «Старик» М. Горького — Захаровна
  • «Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова
  • «Лес» А. Островского, режиссёр В. Мотыль — Раиса Гурмыжская
  • — «Идиот» по Ф. Достоевскому — генеральша Епанчина
  • — «Деревья умирают стоя» А. Касоны — Донья Эухения Бальбоа
  • — «Мандат» Н. Эрдмана, режиссёр А. Бурдонского — Гулячкина
  •  — Игрок» по Ф. М. Достоевскому — Бабушка
  • — «Сердце не камень» А. Н. Островского — Огуревна
  • «Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова — Таня Бойцова
  • «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского — Домна Евстигнеевна
  • «Обрыв» по И. Гончарову — Полина Карповна Крицкая
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Фёкла Ивановна
  • «Надежда Милованова» по пьесе В. Пановой «Поговорим о странностях любви» — Татьяна
  • «Ужасные родители» Ж. Кокто — Ивонн
  • «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта — Эмма
  • «Каса маре» И. Друцэ
  • «Птицы нашей молодости» И. Друцэ 
  • «Обретение» И. Друцэ
  • «Игра без правил» Л. Шейнин 

Фильмографияправить | править код

  •  — Поэма о море — Степанида
  •  — Повесть пламенных лет — мать Марии
  •  — Простая история — Люба, подруга Саши Потаповой
  •  — Бессонная ночь — хозяйка на катере
  •  — В трудный час — эпизод
  •  — Первый троллейбус — Мария Игнатьевна
  •  — Юность (киноальманах) (новелла «Тётка с фиалками») — тётка с фиалками на шляпе
  •  — Живёт такой парень — тётка Анисья
  •  — Свет далёкой звезды — Клавдия Васильевна Коростылёва
  •  — Наш дом — Мария Иванова
  •  — Рано утром — Галина Петровна
  •  — Женщины — Екатерина Тимофеевна Беднова
  •  — Не самый удачный день — Анна Трофимовна
  •  — Бабье царство — Анна Сергеевна
  •  — Длинный день Кольки Павлюкова (короткометражный) — Настя Павлюкова, вдова, мать Кольки
  •  — Зигзаг удачи — Марья Петровна, мать Алевтины
  •  — Новенькая — мать Володи
  •  — Странные люди (киноальманах) (новелла «Думы») — жена Матвея Рязанцева
  •  — Моя улица — Клавдия Петровна Забродина
  • — — «Руины стреляют…» — мать Шуры
  •  — Конец Любавиных — Агафья Колокольникова, мать Клавдии
  •  — Нюркина жизнь — Вера Александровна
  • — — День за днём — тётя Паша
  •  — Сибирячка — Гурианова, мать Тамары
  •  — Не пройдёт и года… — Пелагея Васильевна
  •  — Юркины рассветы — Надежда Петровна Хмель, мать Юрки
  •  — Потрясение

Телеспектаклиправить | править код

  •  — Укрощение строптивой — кормилица
  • — Северо-западнее Берлина — Шура
  •  — Волны над нами — Ольга Трофимовна
  • — Барабанщица — Тузикова
  •  — Васса Железнова — Васса Железнова
  •  — Стариковское дело — старуха, жена Степана
  •  — Шопен. Соната номер два

Детство и юность

19 сентября 1952-го в семье Никогосян (такова девичья фамилия артистки) родилась дочь Зина. Радостное событие произошло в Тбилиси, где супруги находились на службе.

Уже в раннем возрасте девочка заработала первый гонорар в виде конфет. Юное дарование вместе с двумя друзьями-мальчиками организовало ансамбль и давало импровизированные концерты прямо в магазине при войсковой части, старательно выводя «Эх, яблочко». Из Грузии взрослых впоследствии перевели в Сибирь.

Зинаида Сазонова с семьей / «»

В Красноярске будущая звезда эстрады окончила среднюю школу № 161, в которой училась на одни пятерки и была пионервожатой, с 16 лет блистая на сцене Дворца культуры и перенимая знания у Маргариты Петровой. После 8-го класса участница многих конкурсов поступила на дирижерско-хоровое отделение музыкального училища, но быстро ушла оттуда из-за неудобства — приходилось играть на домбре левой рукой.

Несмотря на то что природа не обделила Зинаиду хорошими вокальными данными, та не собиралась становиться профессиональной певицей. Она покорила автотранспортный техникум с финансовым институтом, но все изменил случай.

Однажды с матерью девушка гостила у знакомых в Ленинграде и во время прогулки зашла в консерваторию имени Николая Римского-Корсакова. В списке на зачисление абитуриентка очутилась на 261-м месте, а на курс брали только четверых. Судьба улыбнулась талантливому самородку, и вскоре студентка получала образование сразу в двух вузах, переведясь в тот, что сейчас называется СПбГЭУ. Позднее к ним добавился и Международный славянский институт имени Гавриила Державина.

По распределению выпускницу отправили в Армению, где та пополнила собой эстрадно-симфонический оркестр радио и телевидения, сотрудничала с «Арминой» и «Эребуни» и постоянно была на гастролях. В рамках одной республики ей стало тесно, и следующим пунктом назначения оказалась Москва.

Военная молодость

Когда началась война, Нина Сазонова вместе с коллегами по театру участвовала в концертах на Белорусском вокзале, откуда отправлялись эшелоны с бойцами на фронт. После в составе фронтовой бригады актриса не раз бывала на передовой, выступала в госпиталях перед ранеными, всего приняла участие в трёх тысячах концертов на фронте.

Нина Сазонова в фильме «Северо-западнее Берлина».

В 1942 году она оказалась в окружении под Харьковом, откуда её и подругу Тосю Романову командир попытался вывезти на танке, прорвавшись сквозь кольцо. Но Тося не удержалась и погибла, а вот Нина Сазонова выжила. Благодаря старушке в одной из деревень, сменила военную гимнастёрку на рваную одежду и смогла пробиться к своим.Правда, отношение к вышедшим из окружения было тогда неоднозначным, и актриса едва не угодила в лапы Смерша. В Москве ей пришлось ещё долго скрываться, ждать, пока подруга сделает ей новые документы, а затем уехать на время в Свердловск. Если бы не та самая подруга, Нина Сазонова вполне могла оказаться в лагере, как многие, вышедшие из окружения.

Литература

  • Коркунов В. И. «Ниночка кимрская» (путь актрисы) // Страницы кимрской истории. Книга вторая: краеведческие очерки / В. И. Коркунов, В. В. Коркунов. — Тверь: Марина, 2010. — С. 112—122. — 344 с. — ISBN 978-5-903728-26-8.
  • Раззаков Ф. И. // Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев. — М.: Эксмо, 2005. — 671 с. — ISBN 5-699-10035-0.
  • Сазонова Нина // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3, 5-93696-010-2.
  • Старосельская Н. Д. Нина Сазонова // Звёзды театра Российской Армии / Под ред. Б. М. Поюровского. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. — 304 с. — (Выдающиеся мастера. Театр). — ISBN 5-7805-0948-4.

«Деревенская актриса»

— Я встретилась с Василием Макаровичем на съемках его первой картины «Живет такой парень». Он дал мне прочесть сцены, в которых задумал объединить двух стариков, чтобы вместе, значит, им свой невеселый век доживать. И горько мне стало за свою Анисью, за ее запоздалое бабье счастье. Разве виновата она, что муж на фронте погиб? Шукшин тревожно взглянул на меня и спрашивает: «Что это вы такая невеселая? Аль не нравится?» — «Жалко, — отвечаю, — мне эту старую женщину. Была бы она помоложе, могла бы еще и полюбить». Шукшин засмеялся, весело подмигнул: «Будь по-вашему, сбавим нашей бабушке полтора десятка годков». Он возил этот фильм в свои родные края, на Алтай, а потом рассказывал мне, как на просмотре в одном деревенском клубе получил из зала записку: «Товарищ режиссер, кто играет эту тетку Анисью? Если наша, деревенская баба, то объясните, как ее научили играть. А ежели артистка, так что ж она у вас такая деревенская?»

Нина Сазонова, Борис Балакин и Леонид Куравлев в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень». Кадр из фильма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector