Через тернии к звездам (фильм)

Через тернии к звездам: что это значит и почему?

Русский язык богат различными фразеологизмами. Есть огромное множество выражений, которыми пользуются, интуитивно понимая, что они означают, но очень редко задумываются о действительном происхождении или правильном произношении, не говоря уже об адекватном литературном применении. Ярким примером является крылатая фраза: «Через тернии к звездам». Что это значит и почему именно так сложились эти слова в оборот? Эти вопросы довольно интересные как с точки зрения употребления в разговорной речи, так и применительно к литературному использованию.

Происхождение

Корни этого выражения обычно относятся к известному латинскому Per aspera ad astra, которое, в свою очередь, приписывается Луцию Сенеке, использовавшему его в своем сочинении «Неистовый Геркулес». Римский философ, живший в начале первого века нашей эры, был одним из ярчайших представителей стоицизма.

Данное направление мысли обязует последователей сохранять твердую позицию, несмотря на любые удары судьбы. Видимо, это и склоняет ученых к тому, чтобы указывать источником именно слова Сенеки, который, как известно, не только был строгим последователем учения стоицизма, но и пошел на смерть, дабы не изменить своим убеждениям, прихватив заодно и жену. Действительно, не часто в наши времена встретишь подобную убежденность в своей философской позиции.

Через тернии к звездам: что это значит?

Возвращаясь к цитируемой фразе: Per aspera ad astra, можно увидеть изначально вложенный в нее смысл. В переводе это звучит примерно так: «к звездам, преодолевая трудности на пути». Действительно, чувствуется четкая стоическая позиция. Еще один вариант, встречающийся в переводах «Геркулеса», это «не гладок путь от земли к звездам». Однако это уже нюансы толкования в рамках языка, на который переводится литературное произведение. Как бы то ни было, отсюда и вытекает основной смысл фразеологического оборота «Через тернии к звездам». Что это значит для самого Сенеки, догадаться можно уже просто исходя из стоического образа мышления и соответствующего отношения к жизнедеятельности автора.

Очевидно, это движение вверх, к цели своего существования, ее достижение с привлечением всех сил, отпущенных человеку природой, несмотря на препятствия, большие или малые. Ведь это и есть смысл жизни для истинного стоика. Также следует упомянуть о появлении в русской версии оборота интересного слова «терние». Оно означает колючку, растение с шипами, а также в переносном смысле трудность, невзгоду и т. д. Не так просто пройти по дороге, заросшей подобными растениями. Видимо, для усиления эффекта и было добавлено это слово. В русском языке закрепился именно данный вариант.

Рассмотрим следующий нюанс, связанный с крылатым выражением «Через тернии к звездам». Что это значит, если представить, что звезды — это не цель, а нечто практически недостижимое, фантазия? Чем, в общем-то, и являются звезды для человека на современном этапе развития технологий. В таком случае появляется еще одна трактовка, о которой редко упоминают фразеологические словари. А именно: достойная, но, казалось бы, недостижимая цель порождает еще более трудные препятствия.

Однако моменты трактовки — это еще не весь материал, который можно рассмотреть в рамках заглавия статьи. Действительно, пока акцент был лишь на значении фразы «Через тернии к звездам» (что это значит).

Произношение

В разговорной речи, да и не только, часто встречается разновидность этого фразеологизма. Вместо «через» употребляется «сквозь». В целом вариация достаточно правомерная, хотя иногда считается некорректной, поскольку в словарях предлагается именно первая. Не стоит обманывать читателя, отвечая однозначно, как правильно, а как — нет. Ведь это всего лишь устойчивое выражение, причем изменения в языке зачастую настолько скоротечны, что и эта стабильность фразеологизмов на поверку оказывается довольно зыбкой.

Но вернемся к нашему высказыванию «Через тернии к звездам». Что это значит? Свойство сочетания слов, с точки зрения произношения, очень неустойчиво. Как правило, в разговоре люди редко употребляют это изречение в таком виде, как мы его представили. Наша фраза лучше звучит именно со словом «сквозь», как это ни парадоксально.

Заключение

Данный материал не претендует на полновесный разбор всех нюансов при ответе на вопрос: «Через тернии к звездам: что это значит?». Тип предложенной информации не имеет назидательной цели, а лишь дает общепринятую трактовку.

fb.ru

ФЕЛЛИНИ НЕ ПОЗАВИДУЕТ

О том, через какие тернии люди должны продраться сегодня, чтобы наступило достойное межзвёздное завтра, должна была рассказать следующая картина Ричарда Викторова, сценарий которой тоже написал Булычёв, — «Комета» (1983). К сожалению, фильм стал для режиссёра последним; после съёмок Викторов слёг в больницу, а монтаж и озвучку делал Юрий Чулюкин, человек не столь бескомпромиссный. Воспитательный результат заботил его в последнюю очередь.

Так как киночиновники сочли реплики героев недостаточно советскими, Булычёв по просьбе Чулюкина сочинил новые, стараясь подгонять их под движения губ в уже снятых сценах

«Никчёмного, мятущегося героя превратили в отважного капитана на пенсии, — вспоминал фантаст, — сцены паники и бегства сократили, ввели говорящую собаку, которая должна была комментировать события… Фильм вышел уже после смерти Ричарда, и, наверное, хорошо, что он его не увидел»

Булычёв считал «Комету» провалом, и на то были причины.

Слёзы капали (1982) Оригинальный сценарий

Комета (1983) Оригинальный сценарий

Золотые рыбки (киноальманах «Молодость», 1983) По рассказу «Поступили в продажу золотые рыбки» (1972)

Шанс (1984) По повести «Марсианское зелье» (1971)

«Комета», по сути, не фантастика, пусть в ней и нашлось место говорящему псу, хору попугаев, исполняющему «Дубинушку», жене героя, выращивающей помидоры размерами с арбузы, и киборгу на жидких кристаллах, изображающему пирата-призрака. Фильм начинается с того, что некая съёмочная группа оставляет в приморском городке декорацию — средневековый парусник. Сторожить корабль должен главный герой, тот самый никчёмно-романтический персонаж, бывший морской волк Кучкин (Анатолий Кузнецов, легенда «Белого солнца пустыни»). В корабле быстро поселяются отдыхающие; между тем в этих местах, как поговаривают, вот-вот упадёт комета. Некоторые считают, что это и не комета вовсе, а инопланетная ракета. Супруга Кучкина видит сон о пришельцах, капитаном у которых, кстати, Глеб Стриженов (Глан из «Терний»). Городок охватывает паника, люди разбегаются и разъезжаются, лишь бы не попасть под небесное тело. Разношёрстное население корабля решает спастись, выйдя на паруснике в открытое море. Половина судна отплывает от берега…

Судя по сценарию, Булычёву и Викторову важно было показать, как в критической ситуации самые разные люди помогают друг другу. Изуродованная, выхолощенная «Комета» превратилась в плохонький винегрет из жанров

Как комедия она слишком серьёзна; как фильм-катастрофа не выдерживает никакой критики (сценарий Булычёва был куда апокалиптичнее!); как романтическое кино из жизни отдыхающих — слишком вяла. Киборг, попугаи и прочее не желают складываться в единую мозаику. Элементы сатиры остались («Надо ехать в Москву! В Москве не допустят, чтобы с неба падали кометы!»), но по сравнению со сценарием их мало. Вырезан, к примеру, такой диалог: «Папа, а она в нас не попадёт?» — «Это невероятно!» — «А в Америку может попасть?» — «В Америку может». Ещё одна примета цензуры: у Булычёва Кучкин поёт «Голубой тюльпан» Вертинского, но, так как песня эта ассоциируется с дореволюционным временем и белой эмиграцией, в фильме вместо «Тюльпана» звучит какой-то заурядный романс. Финальная реплика «Этому кадру позавидует Феллини!», отсылающая к фильму «И корабль плывёт», не сохранилась — и к лучшему, с ней кино окончательно стало бы посмешищем.

«Слёзы капали»: тролли портили людям жизнь задолго до интернета

За год до выхода «Кометы» закончились съёмки картины «Слёзы капали» Георгия Данелии по оригинальному сценарию Булычёва (в соавторстве с самим Данелией и драматургом Александром Володиным). Полгода лента пролежала на полке, потом её выпустили «вторым экраном», то есть показывали по утрам в периферийных кинотеатрах. Условно фантастическое кино о Павле Васине (его гениально сыграл Евгений Леонов), который стал видеть в людях только плохое, потому что в глаз ему попал осколок зеркала троллей, — один из лучших фильмов Данелии, в чём есть и заслуга сценаристов. Жаль, что ленте выпала несчастливая прокатная судьба и она затерялась на фоне «Мимино», «Афони» и того же «Кин-дзадза». По настроению «Слёзы капали» ближе всего к циклу о Великом Гусляре, пять рассказов и повестей из которого тоже были экранизированы.

В нашей жизни

Сегодня выражение «через тернии к звездам», значение которого сводится к преодолению жизненных трудностей и достижению заветных целей, находит отклик в современном виде искусства – тату. По разным причинам люди наносят татуировки на тело: кто-то стремится стать более удачливым или, скажем, отдать дань моде, но при этом главным образом происходит выражение собственного «я». Люди верят, что тату, особенно в виде надписи, способно утроить удачу или даже улучшить судьбу. Но, опираясь на мнение экспертов в этой области, отметим, что если это действительно для вас именно так, то будьте честны в первую очередь с самим собой, ответьте на такой вопрос: а готовы ли вы, нанеся надпись на тело, пройти через тернии, а сможете ли, а нужно ли это именно вам, крепок ли ваш дух, хватит ли у вас сил?

Так, нанесенная надпись на вашем теле, как вы должны понимать, и есть тот самый вызов судьбе. Но следует помнить, что большинство людей, которые выбирают это выражение как девиз в своей жизни, любят бросить вызов судьбе. Всем мыслимым и немыслимым преградам в жизни ради достижения триумфа. И самое главное заключается в том, чтобы связать свои цели и желания с жизнью всеобщей и связать свои мечты с признанными ценностями, стать человеком полезным и нужным людям. Вопрос сложный. И есть ли вероятность его решения? Возможно, что человек будет мыслить именно так после удовлетворения личных потребностей. А сколько их будет? Вопрос риторический.

Что ещё тут есть[править]

Мы тебя где-то уже видели:
Вадим Ледогоров (Степан) уже снимался у Ричарда Викторова в «Отроках во Вселенной» в роли юного инопланетянина Агапита. Его отец Игорь Ледогоров (Ракан) там же играл отца Агапита, командира орбитальной станции.
Елена Метёлкина позже сыграла Полину в «Гостье из будущего». А ещё у неё довольно зловещая, хоть и маленькая, роль в «Прикосновении».
Неужели капитан «Астры», этот крутой бородач Олег Дрейер (Александр Михайлов) — тот самый недотёпа Василий из «Любовь и голуби»? Да.

Не было бы счастья… — некоторые замечания худсовета оказались очень даже к месту. Так, именно из-за нежелания киночиновников смотреть на лысую девушку, Нийя обзавелась белой курчавой стрижкой, которая ей очень к лицу. (Увы, в реальности это парик. Побрить девушку успели.)
Перекличка:
Упоминание бабушкой Степана Марией Павловной Плутона, где «нашли каких-то Странников» — явная отсылка к «полуденному» циклу романов Стругацких. Странники присутствуют также и в некоторых произведениях самого Кира Булычёва (например, в романе «Гай-до»).
А подозрения Надежды в адрес Нийи почти полностью повторяют отношение землян Полудня к Льву Абалкину и его братьям в романе «Жук в муравейнике».

Протащить под радарами — как спорные с точки зрения советской идеологии моменты (см. диалог Нийи с капитаном или обнажёнку на пляже), так и откровенно двусмысленные эпизоды, вставленные художником фильма ради прикола

Обратите внимание на сцену стыковки в начале: да, художник-шалунишка подразумевал именно это. Фиговый листок на нижней части туловища робота Глаши тоже радует глаз

А шары, висящие над водоёмом, были изготовлены из наполненных водой презервативов.
Спецдефекты:
Сцены в «невесомости» на заброшенном инопланетном корабле снимали в бассейне, «космонавты» плавали в легко узнаваемых аквалангах. Актеры подвергались страшному риску — сцена освещалась дуговыми фонарями, погруженными в воду. А по итогу всё равно выглядит хуже, чем висящие на ниточках космонавты в фильмах Клушанцева, снятых за двадцать лет до того.
Московский аэропорт — в роли космопорта.
Робот Бармалей в надувном костюме (Бэймакс?) и арбуз, собравшийся обратной перемоткой так умилительно наивны, что даже ругать не хочется. А вот откровенно дохлая кукла коллеги Пруля, которую «высаживают на родную планету», выливая как помои…
С другой стороны, многие эпизоды, например, с космическими кораблями или биомассой, и сейчас смотрятся очень даже достойно. А ведь движение этой самой биомассы создавали аквалангисты, бултыхавшиеся в хлебной закваске!

Форсированный метод Станиславского — дабы Нийя всегда оставалась холодновато-отчуждённой, Ричард Викторов вслух оскорблял бедную Елену Метёлкину и даже поднимал на неё руку (!). От обиды актриса немедленно «замыкалась», чего и добивался режиссёр.

PER ASPERA AD «АСТРА»

Пожалуй, главное достижение Кира Булычёва как сценариста — вышедший в 1981 году двухсерийный фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам» по оригинальному сценарию писателя. Викторов уже был известен любителям фантастики как автор картин «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», но эта дилогия предназначалась скорее подросткам. «Через тернии к звёздам» — совсем другая работа, взрослая, зрелая, бьющая по нервам.

Игорь Ясулович сыграл в фильмах по Булычёву шесть ролей: сикки Торки в «Терниях», Электрона Ивановича в «Гостье из будущего», Кащея в «Лиловом шаре», Конрада в «Подземелье ведьм» и Грубина в двух «гуслярских» лентах

Фильм разделён на две серии и распадается на две части; можно спорить о том, что именно здесь от Булычёва, а что от Викторова, однако нельзя не признать, что половинки удачно дополняют одна другую и визуально, и на уровне концепции. «Земная» часть напоминает мир Полдня братьев Стругацких: счастливое будущее, почти всесильная наука, люди как боги, помогающие другим расам… В эту идиллию попадает инопланетянка Нийя, искусственный человек, созданный учёным Гланом с планеты Десса. Планета не похожа на Землю будущего, зато из нашего настоящего до Дессы рукой подать (что вскоре подтвердили события в Чернобыле). Её обитатели истощили природные ресурсы, загрязнили всё, что могли, живут в подземельях и наружу, под кислотные дожди, выходят только в противогазах.

Сикки Туранчокс и сикки Торки, главные злодеи «Терний» — но не их сценария

Родина Глана гибнет, но его «дети», обладающие сверхспособностями, должны спасти Дессу. Увы, Глан с «детьми» вынужденно удаляются в космическое изгнание и погибают при взрыве на корабле. Нийю спасают земляне, она живёт в доме специалиста по контакту Лебедева, чей сын Степан влюбляется в инопланетянку. Во второй серии Нийя летит на Дессу на корабле «Астра», экипаж которого должен спасти планету от экологической катастрофы. Коварный сикки (что-то вроде «сэра») Туранчокс, главный олигарх Дессы, торгующий противогазами, воздухом и водой, находит пульт, позволяющий управлять Нийей, и хочет помешать землянам. Сикки Ракан, друг Глана, ценой жизни затапливает резиденцию Туранчокса биомассой, которая грозит поглотить всё живое на планете…

Манекенщица Елена Метёлкина предельно органична в роли Нийи

Даже из этого сумбурного описания видно, что до Булычёва и Викторова ничем похожим отечественная кинофантастика зрителей не баловала. Пожалуй, это единственный советский фильм, в котором люди будущего всецело реалистичны, хотя и обладают в сравнении с нами иной, коммунистической психологией. Тут нет такой напыщенности, как в «Туманности Андромеды» и других советских утопиях, зато в избытке человечность, юмор и доброта. Один космонавт может дружески шлёпнуть другого по заднице за то, что тот опоздал с запуском зонда на девятнадцать секунд, — и пусть станет стыдно тому, кто плохо об этом подумает! Складывается ощущение, что для здешних землян всё происходящее сродни игре. Может, так и должно быть в мире торжествующего разума? Из нашей эпохи этот мир видится совсем сказочным, но Кир Булычёв и Ричард Викторов, похоже, верили в его реальность.

Значение выражения

Для того чтобы объяснить значение выражения «через тернии к звездам», следует правдиво ответить на такой вопрос: стоит ли жить, не имея мечты? Ведь жизнь так быстротечна и так требовательна к нам, людям, в ней преобладающую часть занимают обязанности, что, безусловно, отделяет каждого из нас от истинных своих желаний. А выражение «через тернии к звездам» и представляет собой то устойчивое жизненное кредо, которое помогает нам, отсеивая, заметьте, дорогой читатель, не переступая, на пути все лишнее, уверенно идти к заветной мечте. Что бы это ни было, то ли новенький сверкающий автомобиль, то ли покорение вершины Эвереста, а может быть, и приобретение собственного дома на побережье Средиземного моря

И главное, чтобы ваш путь «к звездам» стал успешным, что в конечном итоге приведет к еще одной важной трансформации – вы сможете стать тем человеком, которым всегда хотели быть

Суровая школа жизни

Съёмки картины принесли Елене встречу с будущим мужем, неким портным из Запорожья. Он просто прописался на съёмочной площадке и оказывал такие знаки внимания Елене, что она дрогнула и вскоре вышла за него замуж. Хотя тяжелые предчувствия в отношении её будущей семейной жизни тогда были у многих.

В итоге её избранник, Сергей, повёл себя весьма неблагородно по отношению к Лене. Он чуть не оттяпал у неё квартиру, был категорически против ребёнка. В Итоге Лена Метёлкина прошла суровую школу семейной жизни, стойко перенесла все тяжести бракоразводного процесса.

Елена при всей своей хрупкости обладала сильным внутренним стержнем. Она не сломилась. Родила сына Сашу. Но душевную травму получила. Отношения с мужчинами она отодвинула на задний план.

Тут весьма вовремя стали снимать «Гостью из будущего». Режиссёр Павел Арсенов попросил Кира Булычёва написать образ Полины, специально для Метёлкиной. В книге её нет. Но на экране мы получили еще один невероятный образ, что называется «на все времена».

Кстати, поступали Елене приглашения на роли в сказках. Она даже пробовалась на роль Кикиморы в кинофильм «Там, на неведомых дорожках». Но Елену не утвердили на эту роль. Её в итоге сыграла Елизавета Никищихина. Зато какой прелестный, милый образ учительницы музыки она воплотила в фильме «Очень важная персона». Чуть позже была роль в картине «Прикосновение», где она сыграла сестру главной героини.

Впрочем работу манекенщицей она не оставляла и работала в Московском Доме моды еще долго. В общей сложности работе на подиуме она посвятила 20 лет своей жизни.

Терновый венец

В заключение изучения того, что это – «тернии», стоит сказать и о венце, состоявшем из веток растений с шипами. Согласно трем евангельским повествованиям, таковой римские воины возложили на голову Спасителя во время его поругания.

Так, например, в Евангелии от Матфея сказано следующее. Римские солдаты сплели венец из терна и возложили Иисусу на голову, дав в правую руку трость. Они становились перед ним на колени, насмехаясь над ним, и говорили: «Радуйся, Царь Иудейский».

Сведений о том, когда терновый венец был снят с головы Иисуса, в канонических Евангелиях не обнаружено. На полотнах некоторых художников Христа, распятого на кресте, можно увидеть с венцом.

Создание фильма

Викторов ставил перед собой задачу снять фильм для зрителей всех возрастов и рассказать в нём о реальных проблемах сегодняшнего дня: «выведении организмов с заранее заданными свойствами» и взаимоотношениях человека с окружающим миром. Он не претендовал на научное прогнозирование будущего, хотя хотел показать достоверный мир с достоверными персонажами. Режиссёр выбрал для съёмок в фильме как своих любимых актёров И. Ледогорова, Н. Семенцову, Е. Карельских, В. Носика, В. Ледогорова, с которыми работал раньше, так и тех, кто у него не снимался — Г. Стриженова, Е. Фадееву, А. Лазарева, Б. Щербакова, В. Фёдорова.

Что не вошло в фильм

Расхождения между сценарием и фильмом обусловлены в основном урезанием бюджета и требованиями цензуры Госкино.

В фильме отсутствуют (или имеют отличия) эпизоды
  • полёт Сергея и Нийи с орбиты к дому Лебедевых на флайере;
  • прилёт на флайере к Лебедевым бригады специалистов во главе с Надеждой и с аппаратурой для биоконтроля;
  • домашний робот Гришка в фильме переименован в робота Глашу;
  • ночная сцена в доме Лебедевых;
  • отсутствует в сценарии: игра бабушки и Нийи в «ладушки» («ласточка, ласточка, чёрненький хвостик»);
  • перед отъездом к Надежде в институт Нийя ломает стабилизатор флайера;
  • на пляже Селена удивлена отсутствием у Нийи пупка;
  • в сценарии: агрессию по отношению к Селене останавливает приказ Надежды через центр управления, Надежда не согласна с Сергеем и считает свои действия верными;
  • в фильме: приказ Надежды звучит секундой после того, как Нийя сама отпускает Селену, Надежда раскаивается в своих действиях;
  • сцена второго созыва Комиссии по контактам;
  • сцена в роддоме;
  • в Чичен-Ицу (в фильме плато «Южный крест») после экзаменов приезжает и Степан; Нийя испугана инсценировкой местной труппы у жертвенного колодца; Степан дарит Нийе половинку бранзулита на память; после телерепортажа с посланниками из Дессы Нийя сбегает из Мексики, Степан в поисках Нийи опаздывает на свой корабль;
  • диалог Степана и Пруля («расстраиваться вредно»)
  • земная биостанция на планете Океан, нападение карруш, Нийя спасает Степана;
  • отсутствует в сценарии: эпизод с ручкой Колотуна («Виктор, это не моя ручка?»)
  • сцены диалога Лия с землянами о Туранчоксе, пещеры с хищниками и исследования дессианского водоёма изменены;
  • сцена «Оплошности землян»;
  • отсутствует в сценарии: эпизод совещания землян перед ассенизацией;
  • эпизод следования Бармалея за Нийей;
  • Нийя после гибели Надежды угоняет планетарный катер землян, и переборов звучащий в её мозгу приказ «пульта управления», уводит катер от «Астры» и разбивает его.

«Тернии и волчцы»

Как сказано в словаре, это словосочетание является устаревшим и высокопарным и обозначает препятствия, преграды, неприятности и беды. Встречается этот фразеологизм в основном в поэтической речи, например, у русского поэта 18 века Василия Тредиаковского. Что касается второго слова «волчцы», то оно, по сути, является синонимом «терний» и обозначает колючую сорную траву из семейства сложноцветных.

Это выражение взято из Библии, из книги Бытия. Относится оно к эпизоду, когда Адам и Ева были изгнаны из рая. Бог-Отец сказал Адаму, что тот вызвал его гнев тем, что послушал голоса жены своей и ел от дерева, от которого ему было есть запрещено.

И поэтому он будет изгнан на землю, которая проклята за него, и будет питаться от нее во все дни его жизни. И земля эта произрастит Адаму терния и волчцы, и будет он есть траву полевую. Сюда же относится и известная фраза о том, что Адам, как и все люди, будет есть хлеб в поте лица своего, покуда не возвратится в землю, из которой он был взят, так как он — прах, и в прах возвратится.

Примечания

  1. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 28.10.1982 № 947 «О присуждении Государственных премий СССР 1982 года в области литературы, искусства и архитектуры»
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2013.
  3. ↑ , с. 11.
  4. , с. 10—11.
  5. ↑ , с. 3.
  6. , с. 3—4.
  7. , с. 44.
  8. , с. 47—48.
  9. , с. 48.
  10. , с. 52—53.
  11. , с. 48—50.
  12. , с. 50.
  13. , с. 51.
  14. ↑ , с. 14.
  15. , с. 15.
  16.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 октября 2006.
  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2015.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2015.
  19.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 октября 2013.
  20.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2013.
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 октября 2013.
  22. , с. 39.
  23.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 октября 2013.
  24.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 октября 2013.
  25. , с. 27.
  26.  (недоступная ссылка). www.russiangap.com. Дата обращения: 3 февраля 2016.
  27.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2016.

НАМ НЕ СТРАШЕН КОСМИЧЕСКИЙ ГОСТЬ!

Двумя годами позже, когда ветры перемен уже подули, но ещё не превратились в ураган, Горовец снял полнометражный фильм «Поляна сказок» якобы по повести «Недостойный богатырь». Якобы — потому что для сценария Булычёв измыслил совершенно новый сюжет, оставив от прежнего одну-единственную деталь. В повести директор дома отдыха Иван Дегустатов натыкается на пещеру со скелетом дракона и царевной в хрустальном гробу, целует её и становится женихом проснувшейся Елены. Проблема в том, что Дегустатов — вор и корыстолюбец. Спасает царевну пожарный Эрик — тот самый, из «Золотых рыбок».

Ни Дегустатова, ни Эрика в «Поляне сказок» нет. Есть резчик по дереву Кузьма, разбудивший царевну Марью и выстроивший для неё дом в лесу, куда ездит охотиться товарищ Батыев, главный функционер Великого Гусляра (Батыева играет Юрий Потёмкин, его верного слугу — Владимир Николенко, в «Родимом пятне» исполнившие роли участкового и Семенского сооттветственно). Поляной сказок называется место, где Кузьма работает над деревянными скульптурами. Батыев призывает Кузьму «смелее вторгаться в реальность», обещает молодожёнам квартиру и делает из честного резчика такого же, как он, зазнавшегося функционера, занятого бессмысленной работой вроде организации соревнований по домино (о них фантаст позднее написал отдельный рассказ).

Кузьма да Марья: временной мезальянс

Превращение сюжета о тщете стяжательства в злободневную (и малоинтересную) историю о грехопадении Кузьмы могло казаться уместным в 1988 году, когда разрешили критиковать власть и грех было этим не воспользоваться. Но, кажется, и сам Булычёв понимал, что глупец Кузьма, функционер Батыев и серая как мышь царевна Марья никого не взбудоражат. В «Недостойном богатыре» была масса колоритных персонажей второго плана — царевнина свита, но в фильме Марья просыпается одна-одинёшенька. Что делать? Оживлять сюжет! Так в «Поляне сказок» появляются тупиковые линии второго плана. Вот летающий памятник основателю Великого Гусляра, каменный богатырь «на дирижабле» (вообще-то на воздушном шаре), который, как говорят по местному радио, «облетел Норвегию и Исландию и возвращается теперь на родину». Вот демоническая Баба Яга с «венчальным яблочком», она же — стюардесса в туристическом автобусе. Вот прораб, гипнотизирующий работниц…

Получается, увы, не гремучая смесь, а сюрреалистичная каша. Финал смазан напрочь: царевна, вкусив с горя отравленного яблока, ложится обратно в гроб, Батыева арестовывают, за тем, как его и других чиновников уводит милиция, наблюдает Баба Яга. Рядом с ней в детской коляске — внучка с панковской причёской (толстый намёк на поколение неформалов). «Ты никогда не будешь как эти дяди?» — спрашивает Баба Яга. Внучка мотает головой. Мораль, поданная настолько в лоб, совершенно не впечатляет. Ветер перемен носит по улицам Гусляра обрывки газет, а Кузьма к вящему недоумению зрителя… просыпается.

По удивительному совпадению со сцены, в которой ветер перемен носит по площади обрывки газет, начинается и пятый гуслярский фильм. Он называется «Районные соревнования по домино»; его снял в 1989 году некто М. Борщевский. Эта короткая рок-опера (sic!) превосходит по сюрреализму даже «Поляну сказок». В рассказе Удалов и Грубин организуют чемпионат по домино, не замечая, что в мире начинается атомная война, меняется климат, идут дожди из лягушек, наступает чуть не конец света… Киноверсия доводит ситуацию до абсурда: её герои не говорят — они поют! Даже диктор в телевизоре — и тот читает рэп. Песни примерно следующие: «С таким народом не страшен / внезапный космический гость, / с таким народом не важен / в сапог воткнувшийся гвоздь…» Или: «Зажигай всё, что может гореть / на путях к путеводной звезде, / как указано сам знаешь кем, / как написано сам знаешь где…»

Жаль, песнями плюсы «Районных соревнований…» практически исчерпываются. Чёрно-белый, неуклюже смонтированный, не к месту перебивающий действие кадрами кинохроники фильм пытается высмеивать советские демонстрации и партсобрания, но получается это у него слишком натужно.

***

Сюжет[править]

2 апреля 2221 года (ровно через 200 лет с момента написания этой статьи) патрульный звездолёт «Пушкин» обнаруживает в космосе погибший корабль-лабораторию, набитый останками гуманоидных существ, неотличимых от людей. Среди них внезапно оказался выживший — юная девушка, уцелевшая благодаря тому, что в момент катастрофы на ней был скафандр. Спешно созванная Комиссия по контактам пытается решить, что делать с этим дивным явлением, которое только и делает, что сидит и зыркает на учёный совет огромными глазищами. Известно лишь то, что девушка, подобно своим погибшим братьям и сёстрам, была выращена в лаборатории путём клонирования, и что она обладает сильными психокинетическими способностями. Учёный-экзобиолог Надежда Иванова настаивает на том, что незнакомку необходимо закрыть в лаборатории и там хорошенько обследовать на предмет стремления убить всех человеков, однако специалист по контактам с инопланетным разумом Сергей Лебедев настаивает, что инопланетянка должна общаться с людьми и под свою ответственность привозит её домой.

Девушка постепенно осваивается среди землян, всей душой привязывается к семье Лебедевых, а к сыну Сергея, Степану, со временем начинает испытывать явно романтические чувства. Она называет себя Нийей и своё прошлое помнит лишь отрывочно — угрюмые пейзажи гибнущей планеты, отравленная вода, кислотные дожди, седовласый учёный, подаривший ей жизнь… Надежда, продолжающая изучать Нийю, обнаруживает в ее мозгу центр подчинения, с помощью которого можно управлять девушкой. Нийю это приводит в отчаяние, и после одного из экспериментов Надежды она даже пытается покончить с собой, но Степан спасает её.

Тем временем на Землю с просьбой о помощи прибывают люди по имени Ракан и Торки — посланцы с планеты Десса, которая стараниями алчных промышленников превратилась в свалку токсичных отходов. Жители Дессы ютятся в подземельях и носят противогазы, питаются синтетической пищей, воду и воздух приходится очищать искусственно, а многие дети рождаются мутантами.

Для спасения Дессы земляне отправляют звездолёт «Астра» с экспедицией; в её состав попадают Надежда Иванова и Степан Лебедев, которому немедленно поручают уход за коллегой его дедушки, разумным и страшно капризным осьминогом Прулем с планеты Океан. За ними на звездолет «зайцем» пробирается и Нийя, осознавшая, что Десса и есть её родная планета. Выясняется, что Нийю вместе с её братьями и сёстрами создал учёный Глан, наделив сверхспособностями, дабы эти искусственные люди спасли планету от гибели. Опасаясь расправы, он бежал с Дессы вместе со своими созданиями и ждал, когда его друг и соратник Ракан возьмёт власть, однако враги заложили в его космическую лабораторию бомбу и после победы Ракана привели её в действие, уничтожив Глана и почти всех его «детей».

Высадив успевшего всех заколебать Пруля на родной планете, земляне вместе с Нийей наконец прибывают на Дессу, где успешно приступают к очистке экосистемы, однако на их пути встаёт зловещий карлик Туранчокс, сколотивший капитал на торговле масками, противогазами и синтетической пищей, которые в случае успеха спасательной миссии станут никому не нужны. Опасаясь за свою власть, гнусный делец решает во что бы то ни стало погубить экспедицию. А в подвалах института Глана, где окопался Туранчокс, бурлит чудовищная биомасса, использовавшаяся для создания клонов…

Значение этой татуировки

Дельфина

скорпион ищущий путь к звездам (((((((
Навигационная звезда или роза ветров — древний, и, тем не менее ничуть не устаревший тату — мотив, известный еще столетие назад. Звезды на небе часто служили ориентиром для моряков, особенно Северная, или Полярис, в Северном полушарии, а также Южный Крест в Южном. Моряки татуировали себе навигационные звезды, потому что они полагались на них: от звезд зависела их жизнь, они должны были указать путь домой. Мореплаватели были весьма суеверными людьми и надеялись, что их татуировки в форме звезды послужат амулетом благополучного пути. Приблизительно в то же время морская звезда стала обозначаться на компасах. В более позднее время подобные звезды стали символизировать жизненный путь, его поиск. Их стали делать те, кто хотел не сбиться с избранного пути. Таким образом, звезда стала путеводной — ее образ помогал не сбиться с избранного пути, когда человек потерян или испуган. Позже такие звезды стали символами награды, высокого поощрения, признаком отличия.
Татуировки скорпион — выглядит стильно, мужественно, красиво в большей степени подойдет мужчинам, которые предпочитают агрессивную тату.
Значение татуировки скорпион:
Cкорпион иногда — оберегающий талисман.
В Европе скорпион является символом насилия, ненависти и мести.
В Японии скорпион — олицетворение мудрости, а в сочетании с цветами — символ любви и долгой супружеской жизни.
В Древнем Египте он был атрибутом покровительницы мертвых богини Селкет.
В Африке считалось, что скорпион сам выделяет средство против своего яда, поэтому его символика носила двойственный характер — он был символом как врачевания, так и убийства.
В Библии скорпион — демоническое существо, в средневековом искусстве — знак смертельного предательства, иногда зависти или ненависти.
Вот какие значения имеет символ скорпиона в разных традициях:
Христианство: зло, мучение, предательство, Иуда Искариот.

Египет: атрибут Сета в тифонической ипостаси, Селка, или Селкета, защищающего мертвых. Семь скорпионов сопровождали Изиду во время поисков Озириса.
Еврейская традиция: яд, смерть.
Митраизм: дадофоры (факелоносцы) , держащие направленный вверх и вниз факелы, — это Бык и Скорпион как символы жизни и смерти, восходящего и заходящего Солнца и т. д.
Шумеро-семитская традиция: скорпионы или человеко-скорпионы были стражами Ворот Солнца, Гор Запада и Двойных Ворот. Скорпионы были связаны с Иштар или Ниной. Атрибут Сабазия Фригийского.
В греческой мифологии охотник Орион, который дерзко вызвал на поединок богиню Артемиду, был смертельно ужален скорпионом.

Игорь-никита никитин

Значения нет. Просто татуха которых очень много. Да и какая разница кто чего себе сейчас колет. В данное время нет спроса за наколки. Так что можешь набить себе хоть танк, хоть кочегаров. Но с кочегарами будут иметь тебя.

Максим

в прошлом скорпиона носили участники боевых действий (армейская сфера) или зэки-беспредельщики (буквальное значение: «Выживу в любых условиях»), отбывавшие сроки на т. н. «красных зонах» — усиленного режима с жесткой не воровской, а конвойной дисциплиной. Там было значительно труднее существовать «ворам».
Иногда скорпиона берут в свои особые символы отдельные отряды спецподразделений или просто армии, и тогда они начинают кочевать с нашивок на тела самих людей, в них служащих или служивших.
Перевод — через тернии к звездам. Роза ветров — аналогично подкове — удача, форт. Если эта тату на твоей спине, то можно сказать, что она значит из прапорщиков в генералы))) ) раз звезда одна, то в генерал майоры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector