Загадка моны лизы: чем болела героиня известного портрета?

Много PR

Сегодня «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» занимает главное место в ключевом художественном музее мира. И даже человек, очень далекий от искусства, знает о загадке личности Джоконды, о тайнах ее улыбки и о странностях, происходивших с ее бровями. Безусловно, Леонардо далеко отошел от своих тогдашних конкурентов в искусстве живописи, и детальность, мастерская игра теней в его полотне поражает

Но главное, что привлекает внимание к портрету – это, все же, атмосфера тайны, которая лишь усилилась после двух интересных случаев

Первый произошел в 1911 году. Полотно, доселе не имеющее особой популярности среди посетителей Лувра, было украдено. Как выяснилось позже, одним из сотрудников музея. Винченцо Пруджиа мечтал вернуть картину в родную Италию. Но спустя год Пруджиа по глупости откликнулся на объявление о покупке «Джоконды» и был пойман. Картина вернулась уже на почетное место в галерее, а самого Винченцо на 2 года посадили в тюрьму (весьма мягкое наказание, власти отнеслись с уважением к патриотичному итальянцу).

После истории с похищением на картину Леонардо обратила пристальное внимание пресса. Стали всплывать удивительные истории о том, как Джоконда пленит и пугает людей

Один из посетителей Лувра пытался облить картину серной кислотой, другой кинул в нее камнем. Одна женщина, долго смотревшая на картину, пыталась облить ее краской. Трое поклонников шедевра итальянского живописца покончили с собой. Часть историй, которые все возникают и возникают вокруг Джоконды – безусловные мистификации, по мнению некоторых исследователей, созданных самим руководством Лувра для привлечения интереса к музею. Есть даже мнение, что сам директор и организовал кражу полотна.

scientificamerican.com

Увы, администрация Лувра после похищения портрета была уволена (из-за недостаточного внимания к вопросам охраны лучших шедевров мировой живописи). Но если кража и последующий скандал действительно были придуманы директором и его командой, то этот PR-ход был просто гениальным. Ведь плохой рекламы, как известно, не бывает. А с 1911 года «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» можно смело назвать одной из самых известных картин всех времен.

Наш материал показался вам интерсным? Тогда, уверены, вам понравится и другая статья, посвященную искусству, на сей раз современной скульптуре. Посмотрите на самые красивые и необычные произведения мастеров 21 века!

История Моны Лизы

Загадочная история «Мона Лизы» началась в Италии, во время культурного всплеска XV-XVI веков — эпохи Возрождения. Главной фигурой того времени стал Леонардо да Винчи, художник, изобретатель и инженер. Тяга к наукам и любознательность определяли каждый его шаг.

Он брался за любую сложную задачу в технике или искусстве, с жадностью истинного изобретателя. На своих полотнах он стремился с точностью отображать окружающий мир и все его грани, движение жизни, оптику, анатомию, биологию, ботанику. В некотором смысле это даже больше, чем современные фильмы. Он стремился к стандартам, которых никто — даже сам Леонардо, не в состоянии достичь.

В 1503 году мастер берется за простой заказ. Леонардо всегда было трудно найти общий язык со знатью одного из самых богатых и могущественных городов Италии. Отношения Леонардо с Флоренцией складывались очень непросто, этот город олицетворял мир, в который он стремился, но никак не мог попасть. Незаконнорожденный сын со вспыльчивым характером.

Во Флоренции он оттачивал свое мастерство, но не считал ее домом. Он как-то написал, что не желает брать в руки кисть, стремится от нее отделаться, потому что его преследуют множество других идей. Идеями кармана не наполнишь и для Леонардо кисть была постоянным источником дохода. Его заказчиками обычно были аристократы и представители высшего духовенства, то есть видные люди и вдруг его попросили написать портрет никому не известной жены торговца шелком.

Ключ к истории этого любопытного заказа нашелся в библиотеке одного из самых известных художественных музеев мира Флорентийской галереи Уффици. Здесь хранится фундаментальный труд об искусстве итальянского возрождения. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.

Медицина в красках

Исследователи отмечают, что гипотиреоз может наблюдаться у женщин после беременности. Согласно общепринятой версии, купец Франческо дель Джокондо заказал у да Винчи портрет своей жены как раз в честь рождения сына. Как пишет Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов», Лиза Герардини была знатной флорентийкой, она рано вышла замуж за торговца тканями и родила ему шестерых детей.

Также по теме


«Рембрандт навынос»: как совершались самые дерзкие похищения шедевров мировой живописи

21 августа 1911 года была совершена одна из самых громких краж ХХ столетия: из Лувра похитили «Мону Лизу» кисти Леонардо да Винчи. За…

Авторы исследования отмечают, что растительная диета и дефицит йода нередко вызывали у итальянок эпохи Возрождения недостаточность тиреоидных гормонов. И Мона Лиза в этом смысле не была исключением. В качестве иллюстрации своей теории учёные приводят картины Рафаэля, Караваджо и Веласкеса. У некоторых их персонажей отчётливо видна увеличенная щитовидка. Американские специалисты также подчёркивают, что увеличение щитовидной железы характерно для многих жителей некоторых аграрных регионов юга Италии и в наши дни.

Это далеко не первый диагноз, который медики ставят персонажу, запечатлённому на полотне гения эпохи Возрождения. Так, в 2004 году команда бельгийских ревматологов и эндокринологов «выявила» у Моны Лизы ксантелазмы — бляшки на веке, встречающиеся у женщин с нарушениями метаболизма, а также липому — жировую опухоль.

Ученые из Гарварда и Санта-Барбары подтвердили версию своих бельгийских коллег относительно того, что Лиза Герардини могла страдать нарушением липидного обмена, уточнив, правда, что у неё была не наследственная его форма, а вторичная, вызванная гормональными нарушениями.  

«Руки противятся ему» – страшилка современности

Картину Билла Стоунхэма «The Hands Resist Him», написанную в 1972 году, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но она имеет довольно интересную историю. Художник уверяет, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, дверь – представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла – проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки – это альтернативные жизни или возможности. Возможно, о полотне бы так никто и не узнал, если бы в 2000 году его не выставили на продажу на eBay. Продавцами оказалась женатая пара, которая обнаружила картину в заброшенной пивоварне и забрала ее с собой. Они не придумали ничего лучше, как повесить ее в комнату своей дочери. Постепенно в их жизни стали происходить ужасные события.

«The Hands Resist Him» Билл Стоунхэм

«Однажды утром наша дочь, которой было 4,5 года, принялась нас убеждать, что ночью дети на картине дрались и вышли прямо в комнату», – утверждала семья.

После чего родители решили установить в комнату камеру с датчиком движения и заметили, что девочка-кукла на картине меняет свое местоположение, вынимает пистолет и направляет его на мальчика. Впрочем, семья все равно уверяла, что ничего сверхъестественного в этом нет и, скорее всего, это просто игра освещения. Картина была выставлена на аукцион, на странице которого побывало большое количество людей. Особо впечатлительные писали, что при одном взгляде на картину с ними происходили странные вещи: кто-то терял сознание, а кого-то бросало в жар.

Сам автор картины, Стоунхэм, только посмеивается над чересчур мнительными людьми.

«Портрет четы Арнольфини» – кладезь скрытых символов

Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» чуть ли не самое обсуждаемое полотно эпохи раннего Возрождения. В ней зашифровано огромное количество скрытых символов, которые раскрывают настоящий сюжет. Споры о том, кто же на самом деле на ней изображен, не утихают до сих пор. Считается, что это портрет купца Джованни ди Николао Арнольфини и его жены Джованна Ченами, но архивы говорят, что поженились они после того, как картина была готова. Некоторые искусствоведы считают, что это мог быть тот же купец, но с бывшей женой или вовсе его двоюродный брат. На картине изображена церемония бракосочетания.

«Портрет четы Арнольфини» Ян ван Эйк

Во-первых, неясно, беременна ли женщина. При первом взгляде зритель скажет – очевидно же, что да! Но историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились именно в таком стиле, а героиня картины к тому же держит длинный подол своего платья.

Во-вторых, Арнольфини держит жену левой рукой, что означает «брак левой руки» – союз между людьми из разных социальных кругов. Интерьер комнаты также скрывает в себе много символов – апельсины демонстрируют благосостояние и райское блаженство, собака – верность, четки – благочестие.

Отдельное внимание уделяется зеркалу. Раму украшают десять медальонов с изображением Страстей Христовых

Через сцены Страстей отображался символический брак Христа с Церковью, соответственно, проводилась параллель с христианским браком. Эксперты обращают внимание на одну деталь – со стороны мужчины изображены эпизоды Страстей до смерти Христа, а со стороны женщины – после. Это объясняется тем, что портрет женщины посмертный, либо она умерла во время работы над картиной. О смерти невесты говорит и другой символ – люстра. В ней горит свеча только над мужчиной.

Расположение фигур говорит о роли супругов – женщина стоит около постели в глубине комнаты, тем самым символизируя роль хранительницы очага. Мужчина стоит около открытого окна – это означает принадлежность к внешнему миру.

Секретные послания

Благодаря микроскопическому увеличению изображения с высоким разрешением Национальный комитет культурного наследия в Италии заметил ряд букв и цифр на многих участках холста.

Искусствовед Сильвано Винчети обнаружил буквы «LV» в правом глазу Моны Лизы, скорее всего обозначающие имя самого художника. В левом глазу виднеются неясные контуры букв «СЕ» либо «В». Мост на заднем плане сокрыл число «72» или букву «L» с цифрой «2» на арке.

Остаётся лишь гадать для чего великий художник нанес эти труднообъяснимые буквы и цифры на полотно, сделав их при этом невидимыми для невооружённого глаза.

Преступление века. Похищение Моны Лизы из Лувра

Может в Лувре висит и настоящая Мона Лиза. А Вазари слишком неточно её описал. И Леонардо не имеет никакого отношения к трём приведённым картинам.

Однако в 20 веке произошёл один случай, который все-таки заставляет усомниться, что в Лувре висит настоящая Джоконда.

В августе 1911 года Мона Лиза исчезла из музея. Её искали 3 года. Пока преступник не выдал себя наиглупейшим образом. Разместил объявление в газете о продаже картины. Картину пришёл посмотреть коллекционер и понял, что подавший объявление не сумасшедший. Под его матрасом на самом деле пылилась Мона Лиза.

Лувр. Фотография с места преступления (Мона Лиза исчезла). 1911 г.

Преступником оказался итальянец Винченцо Перуджиа. Он был стекольщиком и художником. Работал несколько недель в Лувре над стеклянными защитными коробами для картин.

По его версии в нем проснулись патриотические чувства. Он решил вернуть Италии картину, украденную Наполеоном. Он почему-то был уверен, что все картины итальянских мастеров Лувра украдены этим диктатором.

История очень подозрительная. Почему он не давал знать о себе 3 года? Вполне возможно, что ему или его заказчику нужно было время, чтобы сделать копию Моны Лизы. Как только копия была готова, вор дал объявление, которое очевидно должно было привести его к аресту. Кстати, осудили его на смехотворный срок. Меньше чем через год Перуджиа уже был на свободе.

Так что вполне может быть, что Лувр получил обратно очень качественную подделку. К тому времени уже научились состаривать искусственно картины и выдавать их за подлинники.

***

Работники Лувра не называют самый знаменитый портрет мира Моной Лизой. Между собой они обозначают её как “Флорентийская дама”. Видимо, многие из них уверены, что вряд ли она была женой синьора Джокондо. Значит, настоящая Мона Лиза находится где-то ещё..?

О других титанах живописи читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Перейти на главную страницу

Скрытая картина

В 2006 году учёные из Канады с помощью инфракрасной и лазерной визуализации обнаружили изначальные эскизы на полотне. Например, указательный и средний пальцы левой руки были в другом положении. Следом появились и другие многочисленные находки. Изначально на платье были нарисованы кружева, а на коленях и животе у девушки лежало одеяло.

В 2015 году французский инженер Паскаль Котт применил подобную технологию. Он спроектировал световые лучи с разными длинами волн на холст и измерил количество отраженного обратно света. Исследование обнаружило скрытый портрет позади видимого нам.

Котт называет этот процесс «методом гиперболизации слоя». Он утверждает, что с его помощью можно проанализировать происходящее внутри слоев произведения живописи и счистить эти слои, как шелуху с лука. Учёный обнаружил четыре изображения под самым верхним слоем с красками. Например, портрет более юной девушки с изящными чертами лица и без улыбки.

Множество различных догадок окружают саму личность модели, но возможно её истинное лицо навеки останется тайной.

Факты о Мона Лизе

  • Приставка Мона означает «мадонна» или «миледи», а Лиза – это просто имя.
  • Личность человека на картине навсегда осталась загадкой. Часть исследователей склонны думать, что это автопортрет Леондардо да Винчи в женском образе, однако большинство считают Мона Лизу 24-х летней Лизой Геральдиной, известной также под именем Лиза дель Джокондо, которая была женой купца Франческо дель Джокондо. Также, возможно, что это портрет матери художника.
  • В 1956 году в Лувре произошло чрезвычайное происшествие. Хьюго Унгаза кинул камнем в портрет, от чего шедевр получил повреждение около левого локтя Мона Лизы.
  • Как вы думаете, сколько стоит эта картина? Сотни тысяч долларов? Миллионы? Миллиарды? Нет! Она бесценна! И именно поэтому шедевр всё ещё без страховки.
  • Интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи нужно обязательно дополнить тем, что женщина, изображённая на картине, не имеет бровей. Достоверно не известно, почему так случилось. Считают, что брови они стёрты во время одной из реставраций в средние века, так как тогда полностью удалять брови было в моде. Также есть мнение, что картинка преднамеренно незакончена автором.
  • Картина распологается в специальном зале в Лувре. Эта комната была создана за 7 млн. долларов именно для Мона Лизы. Шедевр находится под бронированным стеклом, а необходимая температура поддерживается с помощью компьютера и сложной системы датчиков.
  • Мона Лиза была завершена в замке Амбуаз во Франции приблизительно в 1505 году. По одной из гипотез Леонардо да Винчи похоронен в этом замке.
  • В зрачках Мона Лизы нарисованы микроскопические цифры и буквы. Их видно только с помощью специального оборудования. Считается, что это дата завершения картины и инициалы автора.
  • Мона Лиза считается одной из самых разочаровавших достопримечательностей. Столько шума и легенд, а приходишь в музей, она спрятана под стекло, и так далеко от тебя… всего лишь картина…
  • Особая волна популярности Моны Лизы возникла после похищения. 21 августа 1911 года картина была украдена Винченцо Перуджо, сотрудником парижского музея. В ходе расследования было уволено руководство Лувра, под подозрением оказались известные люди, такие как Пабло Пикассо и Гийом Аполлинер. Картина в результате была обнаружена 4 января 1914 года в Италии. После этого с ней было проведено несколько выставок, и затем она была возвращена в Париж. Мотивы преступления достоверно неизвестны, вероятно, что Перуджо хотел вернуть шедевр на родину Леонардо да Винчи.

https://youtube.com/watch?v=sNwsYks-9-U%3F

  • В годы Второй мировой войны Адольф Гитлер создал комиссию, которую возглавил искусствовед Ганс Поссе. Цель комиссии – захватить как можно больше произведений искусств для грандиозного музея фюрера. Однако Мона Лиза была укрыта в замке Шамбор. Точное местоположение хранилось в строгом секрете. Это спасло картину от очередного похищения.
  • Рассказывая про интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи, нужно упомянуть о пейзаже за этой женщиной. Скорее всего, это несуществующая местность. Однако, есть гипотезы, что это итальянские районы Монтефельтро или Вальдарно.
  • Секрет Мона Лизы кроется в её улыбке. Если смотреть на портрет в целом, то кажется, что женщина улыбается. Однако, если опустить взгляд ниже, убрав её глаза из поля зрения, иллюзия улыбки пропадает.
  • Сегодня картина находится в плохом состоянии. Её краски значительно потемнели, что произошло из-за склонности Леонардо да Винчи к экспериментам (он использовал не традиционный состав красок). Также на полотне образовались трещины, некоторые из которых видны невооружённым взглядом. В связи с этим теперь Мона Лиза не покидает стен Лувра, сотрудники музея не отправляют её на выставки.

Другие работы художника

Благовещение

К сожалению, нам ничего не известно о предыстории этой картины, на которой изображён архангел Гавриил, принёсший Деве Марии благую весть о том, что она избрана стать матерью Иисуса. Широкая публика об этом полотне ничего не знала до 1867 года, когда его переместили из женского монастыря близ Флоренции в галерею Уффици. Специалисты считают картину одной из ранних работ Леонардо, хотя встречаются и те, кто сомневается в его авторстве.

Дама с горностаем

Историю этой картины можно проследить лишь с конца XVIII века. Принято считать, что на ней изображена Цецилия (Чечилия) Галлерани, одна из любовниц герцога Лодовико Сфорца, миланского покровителя Леонардо. Горностай был геральдической эмблемой Сфорца, а греческое название этого зверька («гален») позволяет обыграть фамилию Цецилии. Девушка уже в юном возрасте прославилась своим умом и красотой. Леонардо сумел очень живо передать оба этих качества.

Тайная вечеря

Это самая большая и единственная сохранившаяся фреска Леонардо. Она была заказана для трапезной монастыря Санта-Мария- делле-Грацие близ Милана. Сюжет был традиционным для подобных помещений, но Леонардо очень оригинально решил его. Он взял тот драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам, что один из них предаст Его. Леонардо поставил себе задачей изобразить различие реакций на эти слова и блистательно с этим справился.

Мадонна в скалах

Это самая загадочная картина Леонардо. Существует ещё одна версия картины в Национальной галереи в Лондоне. Странно то, что Леонардо, редко заканчивающий свои работы, мог написать два варианта одной картины. Художник получил заказ на алтарный образ для миланского Братства Непорочного Зачатия. Он исполнил его — это и есть «Мадонна в скалах», выставленная в Лувре. Остаётся непонятным, почему Братство отвергло первую (луврскую) картину и потребовало переписать её.

Другие- Мона Лиза

Существует, по крайней мере, дюжина превосходных копий Моны Лизы, многие из которых сделаны учениками Леонардо. Считалось, что одна такая копия в музее Прадо в Мадриде была написана спустя много лет после оригинала. Однако во время реставрации картины в начале 2010-х годов, которая включала использование инфракрасной рефлектологии для исследования работ под поверхностью, рестовраторы обнаружили, что картина имела изменения, которые отражали изменения оригинала. Результаты показали, что художник — вероятно, один из помощников мастера — написал копию, когда Леонардо работал над Мона Лизой в своей студии. Таким образом, версия Прадо стала единственной известной копией, завершенной при жизни Леонардо. Реставраторы очистили всю картину и удалили ее черный фон, открыв детальный пейзаж, напоминающий версию Леонардо, и яркие цвета, возможно, напоминающие те, что были на оригинале до того, как лак, нанесенный ранними реставраторами, потемнел со временем.

Другие копии Моны Лизы включают в себя так называемые Isleworth Mona Lisa, как утверждали некоторые, была первой версией знаменитого портрета Леонардо. Это утверждение было спорным, и несколько ведущих ученых Леонардо категорически отрицали это. Многочисленные полуобнаженные интерпретации, часто называемые «Монна Ванна», также существуют и, вероятно, были выполнены учениками Леонардо при случайном участии их мастера. Распространение Моны Лизы отражает, по крайней мере частично, почти непосредственное воплощение субъектом идеальной женщины — красивой, загадочной, восприимчивой и все еще просто недосягаемой.

На протяжении веков эта квинтэссенция женщины обрела новую жизнь в массовой культуре. Только в 20-м веке ее культовый статус был высмеян школьным способом — добавление усов и бородки к репродукции открытки – в книге Марселя Дюшана «readymade L. H. O. O. Q.» (1919). Его непочтительная порча этой самой известной из культовых картин выражала неприятие дадаистами искусства прошлого, которое в их глазах было частью позора цивилизации, породившей ужасы только что закончившейся Первой мировой войны. Энди Уорхол тоже нацелился на статус картины в таких сериграфах, как «Тридцать лучше одного» (1963).

Мона Лиза со стены

Ссылки в области изобразительного искусства были дополнены музыкальными экзаменами. Личность и причуды Ла-Джаконды были исследованы в опере Макса фон Шиллингса в 1915 году. Портрет Леонардо также является источником вдохновения для классической песни «Мона Лиза» от американского автора текстов Рэя Эванса и автора песен Джея Гарольда Ливингстона:

Мона Лиза, Мона Лиза.Люди назвали тебяТы так похожа на даму с загадочной улыбкой.Это только потому, что ты одинок?Они обвинили тебяДля этого Мона Лиза странности в твою улыбку

Ты улыбаешься, чтобы соблазнить любовника, Мона Лиза?Или это твой способ спрятать разбитое сердце?Многие мечты были принесены к вашему порогуОни просто лежат и умирают там.Ты теплая, ты настоящая, Мона Лиза?

Или просто холодное и одинокое, прекрасное произведение искусстваОна была прекрасно записана в 1950 году джазовым пианистом и вокалистом Нэтом Кингом Коулом, а позже его дочерью Натали, а также многими другими.

Были фильмы, в частности, «Мона Лиза» (1986) и несколько романов, в том числе киберпанк Уильяма Гибсона «Мона Лиза Овердрайв» (1988) и канадская писательница Рэйчел Уайетт «Мона Лиза улыбнулась немного» (1999), связанные с картиной. В романе аргентинского писателя Мартина Капарроса «Вальфьерно» (2004) оживляет человека, который был вдохновителем кражи Моны Лизы из Лувра в 1911 году.

И изобразительное искусство, и китч продолжают ссылаться на портрет Леонардо. Банные полотенца, гобелены, зонты и многие другие предметы домашнего обихода несут ее образ, и этот образ воспроизводится с помощью всего, от железнодорожных билетов до рисовых растений. Спустя пять столетий после своего создания Мона Лиза остается пробным камнем для людей во всем мире.

«Мона Лиза» — это не «Джоконда»?

Считается, что картина была написана около 1503—1505 года. Моделью для нее, по официальной версии, послужила современница великого живописца, в девичестве Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, портрет которой якобы заказал её супруг, флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо. Полное название полотна – «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Джоконда (la Gioconda) также означает «веселая, играющая». Так что, возможно, это прозвище, а не фамилия.

Впрочем, в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что знаменитая «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи и его же «Джоконда» — это две совершенно разные картины.

Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге «Жизнь художников» утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен.

Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику – мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение.

На портрете же, называемом «Мона Лиза», предположительно изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д’Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре.

В 1914 году один британский антиквар всего за несколько гиней приобрел на вещевом рынке города Бас изображение Моны Лизы, которое счел удачной копией творения Леонардо. Впоследствии этот портрет стал известен как «Айуорская Мона Лиза». Он выглядит незаконченным, на заднем плане – две греческие колонны, как в воспоминаниях Рафаэля.

Затем полотно попало в Лондон, где его в 1962 году выкупил синдикат швейцарских банкиров.

Неужели между двумя разными женщинами существует такое сходство, что их перепутали? Или картина все-таки одна, а вторая – лишь копия, выполненная неизвестным художником?

Удивительная красота

В течение долгих лет портрет являлся олицетворением вечной красоты. Но интригующее очарование Джоконды не ограничивается лишь взглядом и улыбкой. Её необыкновенная и невыразимая привлекательность выходит за пределы этих двух характеристик. Она ощущается во всем облике девушки.

Золотое сечение рождается из соотношения длины и ширины прямоугольников и признано самой эстетически приятной пропорцией для восприятия. Оно присутствует в природных и в созданных человеком структурах. Примерами могут послужить спиральная сердцевина подсолнухов и колонны Парфенона. Сам художник называл золотое сечение « божественной пропорцией».

Как оказалось, подбородок, нос и макушка Моны Лизы четко сбалансированы в соответствии с золотым сечением. Вероятно, именно преобладание этого феномена объясняет загадочное чувство, возникающее у наблюдателей.

Никто не знал, что математика сможет пролить свет на механизмы восприятия прекрасного.

Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу

Сомнений в авторстве Леонардо нет. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой? У любого могут возникнуть сомнения по этому поводу. Достаточно прочитать описание портрета Джорджо Вазари, младшего современника Леонардо да Винчи. Вот что он писал в 1550 году, через 30 лет после смерти мастера:

“Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным… глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека… Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи… Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ… мона Лиза была очень красива… улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо…”

Заметьте, насколько многие детали из описания Вазари не совпадают с Моной Лизой из Лувра.

На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Мона Лиза из Лувра явно старше. Это уже дама, которой за 30-35 лет.

Также Вазари говорит о бровях. Которых у Моны Лизы нет. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.

По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Далеко не всем она кажется таковой. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Но это уже дело вкуса. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить.

Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Вот это уже серьёзная несостыковка.

Болезнь

Бостонский врач уверен, что раскрыл загадку неоднозначной улыбки Джоконды. Доктор Мэндип Р. Мехра постановил у Моны Лизы заболевание эндокринной системы. Во время просмотра картины он отметил необычные детали в ее внешности. Например, желтоватый оттенок кожи, редеющие волосы и немного смещенную улыбку.

Мехра является главврачом отдела лечения сердечно-сосудистых заболеваний в «Brigham and Women’s Hospital». Поэтому ему нелегко просто наслаждаться искусством, так как он видит диагнозы у людей независимо от своего желания.

Мехра заметил наявность незначительного органического образования во внутреннем углу левого глаза, тонкую линию волос, отсутствие бровей. Выпуклость на шее указывает на увеличение щитовидной железы. Поэтому он предположил, что ее странная улыбка может быть следствием мышечной слабости.

Доктор пришел к выводу, что Мона Лиза страдала от гипотиреоза. Скорее всего это может быть связано с особенностями питания женщин в начале 16-го века. В тот период в продуктах питания часто отсутствовал йод – важный элемент, способствующий поддержанию здоровья щитовидной железы. Следовательно, тайна непонятной улыбки Моны Лизы возможно оказалась раскрыта.

Мона Лиза украдена!

В 1911 году мир был шокирован известием о том, что знаменитое полотно было украдена из Лувра. Первые обвинения были предъявлены поэту Гийому Аполлинеру, которого ранее обвиняли в соучастии в краже статуэток из французского музея, захваченных его другом Оноре-Жозефом Жери Пьером. Еще одним подозреваемым был Пабло Пикассо, потому что он купил украденные произведения искусства. Обвинения против обоих художников были сняты, а расследование остановлено.

Лишь в 1913 году антиквар Альфредо Джери, получивший подозрительное письмо, связался с директором музея Флоренции Уффици. Автор письма утверждал, что у него находится украденная картина Леонардо да Винчи. Антиквар и директор Уффици отправились на встречу с Винченцо. Как только они заметили, что таинственная картина, упомянутая автором письма, была пропавшей Мона Лизой, они уведомили полицию. Вором оказался итальянец Винченцо Перуджа, работавший в Лувре стекольщиком.

На допросах Перуджа объяснил, что не планировал кражу, но когда заметил, что картина не особо охраняется, решил забрать ее и вернуть в Италию. Однако расследование показало, что вор намеревался продать Мону Лизу с большой прибылью. В конечном итоге Винченцо провел в тюрьме несколько месяцев, и в декабре 1913 года картина была возвращена на место.

После кражи это произведение стало одним из самых охраняемых в мире. Стекло, бронированная крышка и перила — не помеха для туристов, которые стекаются, чтобы увидеть эту загадочную улыбку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector