Царёв михаил иванович: биография, карьера, личная жизнь

Звездная роль

Биография будущей знаменитости началась в 1951 году. На свет мальчик появился в деревне Троице-Голенищево под Москвой в рабочей семье. Малыш рос озорным и бойким

На ехавшего с приятелями без билета в трамвае тринадцатилетнего хулигана внимание обратил режиссер Элем Климов. Он сразу понял, что мальчишка идеально вписывается в его новый фильм

Славу пригласили на пробы. Соискатель чувствовал себя некомфортно, но прекрасно спел песню, прочитал стихотворение и был утвержден нар роль. Съемки проходили под Туапсе. 

Забавный лопоухий персонаж завоевал необыкновенную популярность, а звучавший с экрана вопрос превратился в крылатую фразу. Двумя годами позже Слава снова оказался на съемочной площадке. На сей раз приглашение он получил от Андрея Тарковского.

В кинокартине «Андрей Рублев» героем юного артиста стал помощник литейщиков Андрейка. Несмотря на требовательность мэтра, работа с ним очень понравилась Цареву. Школьником Слава снялся еще в эпизодах двух кинокартин.

Личная жизнь

О личной жизни артиста известно немного. Жена Царева в юности была актрисой, но после замужества посвятила себя семье, родив мужу в 1936 году дочь Екатерину. Фото, где бы супруги были запечатлены вместе, в Сети не отыскать.

Михаил Царев (кадр из фильма «Поэма о море»)

Дочь, как и родители, выбрала искусство, но не театр и кино, а музыку. Екатерина Царева окончила музыкальное училище при столичной консерватории и стала преподавательницей. На этой почве достигла многого: Царева — доктор искусствоведения и заслуженный деятель искусств, профессор.

После себя Михаил Царев оставил мемуары о театре, наиболее известная из книг — «Неповторимые мгновенья». В ней автор в непринужденной форме рассказывает читателю о сценическом искусстве, развитии театра, о шедеврах драматургии и постановках последних лет.

За пределами экрана

Последней киноработой стал музыкальный новогодний фильм 1969 «В тринадцатом часу ночи». Анчутка Беспятый, сыгранный Царевым, встречал заграничного гостя гнома Урю в компании Бабы-Яги и прочих обитателей сказочного леса, а затем переместился на киностудию, где нечисть навела свой порядок, основательно переделав подготовленные артистами выступления.

Выпускник не задумывался о профессиональной артистической карьере. Он не пришел учиться во ВГИК, несмотря на приглашения, а три года отслужил на флоте.

Вернувшегося домой Царева в кино не приглашали. Он работал и дворником, и сторожем, и продавцом мороженого.

Звания и награды

  • Герой Социалистического Труда ()
  • Заслуженный артист РСФСР ()
  • Народный артист СССР ()
  • Сталинская премия второй степени () — за исполнение роли капитан-лейтенанта Боровского в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
  • Государственная премия СССР () — за исполнение роли Вожака в спектакле «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского и главной роли в спектакле «Старик» М. Горького
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского () — за исполнение роли Павла Афанасьевича Фамусова в спектакле «Горе от ума» А. С. Грибоедова
  • Три ордена Ленина (в т.ч. , )
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (, ))
  • Орден Октябрьской Революции ()
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Карьера и творчество Михаила Царёва

С 1924 по 1926 год Михаил Иванович играл в бывшем театре Корша (Москва). Потом участвовал в постановках, которые давали театры Симферополя, Махачкалы, Казани.

С 1931 по 1933 год Царёв – актер Академического театра драмы имени Пушкина в Ленинграде. Впоследствии работал в Театре Мейерхольда, а после его закрытия в 1937 году перешел вместе с группой ключевых актеров в Малый театр. Именно с Малым театром была связана последующая судьба Царёва: долгие годы Михаил Иванович был его директором, а с 1985 года – художественным руководителем. Актер и режиссер считается одним из самых выдающихся мастеров школы Малого театра. Основной упор Царёв-режиссер делал на бережном отношении к речи и детальной отработке пластики движений.

Удачно сложилась карьера Михаила Царёва и в кино. С 1932 года Михаил Иванович стал сниматься в кинокартинах. Первой его успешной работой стал фильм «Победители ночи». В дальнейшем Царев не раз участвовал в экранизациях спектаклей.

С начала 40-х годов Царёв попробовал силы в преподавательской деятельности: он работал со студентами Театрального училища имени Щепкина. С 1962 года Михаил Иванович – профессор.

Перу Царёва принадлежат книги «Что такое театр», «Мир театра», «Неповторимые мгновения». Серьезно литературной деятельностью Михаил Иванович стал заниматься в конце 50-х годов.

Знаменитый актер и режиссер был членом коммунистической партии. Партийный билет получил в 1949 году.

Актер ушел из жизни 10 ноября 1987 года.

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЦАРЕВ

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЦАРЕВ
На этой страничке собраны статьи, посвященные легендарному актеру, народному артисту СССР Михаилу Ивановичу Цареву. Своими воспоминаниями о нем делятся актеры Малого театра. Публикуются также его собственные статьи о корифеях русского театра Щепкине и Мочалове.ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЗАПИСИ:М.И.Царев читает стихотворения А.С.Пушкина
Михаил ЦАРЕВ читает поэму А.С.Пушкина «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» М.И.Царев читает «Сказку о царе Салтане» А.С.ПушкинаМихаил ЦАРЕВ читает поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри» М.И.Царев читает стихи Бориса ПастернакаМ.И.ЦАРЕВ читает стихи Ф.И.ТютчеваМ.И.Царев читает монолог Бориса Годунова из одноименной трагедии А.С.ПушкинаМ.И.Царев – Макбет в одноименной трагедии У.Шекспира. Сцена из 4 действияМихаил Царев в роли Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (2 Мб) М.И.Царев исполняет финал комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»М.И.Царев – Генри Хиггинс в комедии Б.Шоу «Пигмалион»М.И.Царев читает монолог Иванова из одноименной пьесы А.П.Чехова
М.И.Царев – Арбенин в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (фрагмент) М.Царев – царь Берендей в весенней сказке А.Н.Островского «Снегурочка» М.И.Царев – Фамусов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Полная запись спектакля М.И.Царев – Фердинанд в драме Ф.Шиллера «Коварство и любовь». Полная запись спектакля (1955 год) М.И.Царев – Арбенин в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Полная запись спектакля М.И.Царев – Ванюшин в драме С.А.Найденова «Дети Ванюшина». Полная запись спектакля М.И.Царев – король Лир в одноименной трагедии У.Шекспира. Полная запись спектакля (1981 г.) ЦАРЕВ Михаил Иванович (18.11 (1.12).1903, Тверь — 1987, Москва), актёр, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1973). В 1919 — 1921 учился в Петроградской школе русской драмы. Уже во время учёбы наметились две линии актёрских интересов Царёва: роли героико-романтические и роли характерные (как драматические, так и комические). В 1924—26 в Москве; играл в бывшем театре Корша, затем в других театрах страны; с 1931 в Ленинграде, во время работы над восстановлением спектакля «Дон Жуан» Мольера произошла встреча актёра с В.Э. Мейерхольдом, пригласившим Царёва в свой театр в Москву. Именно в Театре имени В.Э. Мейерхольда в ролях Армана Дюваля («Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1934) и Чацкого («Горе уму» по А.С. Грибоедову, 1935) Царёв заявил о себе как о зрелом мастере. С 1937 в Малом театре (в 1950—67 и 1970—85 директор, с 1985 художественный руководитель). Играл Чацкого (1938), затем Фамусова («Горе от ума», 1963, 1975), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты», 1939), Незнамова («Без вины виноватые», 1940, обе пьесы — А.Н. Островского), Хиггинса («Пигмалион» Б. Шоу, 1945), Протасова («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951), Иванова («Иванов» А.П. Чехова, 1960), Арбенина («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1962). Среди лучших работ: Ростанев («Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М. Достоевскому, 1957), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1972), Веррина («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1977), Урс («Человек, который смеётся» по В. Гюго, 1986). В 1935—37 преподавал в школе при Театре имени В.Э. Мейерхольда, с 1941 — в Театральном училище имени М.С. Щепкина (с 1962 профессор). В 1964—86 председатель правления Всероссийского театрального общества. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сочинения:
Неповторимые мгновенья, М., 1975;
Малый театр, М., 1976.
Литература:
Зубков Ю., Михаил Царев в Малом театре, М., 1978.
Коржевич Л., Путь актера, М., 1981;
Царев. Сборник, М., 1983. РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА
ПУБЛИКАЦИИ:
МИХАИЛ ЦАРЕВ. Из сборника Малый театр 1917-1974 года. В Максимова Виктор Коршунов о Михаиле Царёве: «Истина художника берет верх»Юрий Соломин о Михаиле Царёве: «Актер, дипломат, нестяжатель»Евгения Глушенко о Михаиле Царёве: «Человек девятнадцатого века»Ирина Ликсо о Михаиле Царёве: «Благодарность длиною в жизнь»Татьяна Панкова: «Он погасил все сплетни»Виталий Коняев: «Его величество актёр»Светлана Аманова: «Играть с ним было легко»Владимир Богин: «Царёв – это моя молодость»Александр Клюквин: «Он открыл для меня красоту слова»Виталий Иванов: «Царев» — это целое понятие»«Сам у себя на страже». Виталий Коняев о Михаиле Цареве. ГАЗЕТА, 1 декабря 2003 г.«Царь или не царь?». К 100-летию со дня рождения Михаила Царева«Актер великого таланта и труда». М.И. Царев о Щепкине«Для гения Мочалова нет границ». М.И. Царев о МочаловеЕ.Н. Гоголева «На сцене и в жизни». Михаил Царев
С ЖАЖДОЙ И НАДЕЖДОЙ Михаил ЦАРЕВ «Театральная жизнь» 1986

Театр

В Царском Селе юношеское увлечение окрепло: в гимназии Михаил стал артистом самодеятельного театра. В 1919-м, после окончания гимназии, талантливого юношу приняли в Школу русской драмы, образованную при Александринском театре Петрограда. Спустя год наставник и знаменитый актер Юрий Юрьев дал ученику рекомендацию, благодаря которой того приняли в труппу Большого драмтеатра.

Михаил Царев в роли племянника Дикого (кадр из фильма-спектакля «Гроза»)

Но в длинной творческой биографии артиста это лишь первая страница: Михаил Царев долго искал свою сцену. Он выходил на подмостки театров Москвы и Махачкалы, Казани и Симферополя. В 1931-м актер вернулся в Ленинград, откуда начиналась его карьера, и поступил на службу в Академический театр драмы.

А через 3 года перешел под крыло знаменитого режиссера-новатора Мейерхольда, ставившего «Горе от ума» и доверившего Цареву роль Чацкого. Актер запомнился тонким ценителям театрального мастерства и работой в «Даме с камелиями», где Михаила узнали в образе Дюваля.

Михаил Царев в роли Чацкого (кадр из фильма-спектакля «Горе от ума»)

После ареста Мейерхольда и расформирования труппы в 1937-м артист вместе с коллегами влился в московский Малый театр, найдя свою сцену на 4 десятилетия. Царев сыграл десятки главных ролей в спектаклях, в основу которых легли пьесы российских и мировых классиков. В его репертуаре появились образы Дона Сезара де Базана, Андрея Болконского, доктора Хиггинса, Макбета и Арбенина.

Во время Великой Отечественной войны, с 1941 по 1942 годы, труппу Малого театра эвакуировали в Челябинск. Артисты давали спектакли и концерты на фабриках и заводах, в воинских частях и даже в колхозах. В сентябре 1942-го МТ возвратился в столицу, а в ноябре состоялась премьера спектакля.

Михаил Царев в роли король Лира (кадр из фильма-спектакля «Король Лир»)

В 1950 году Михаила Царева назначили директором Малого театра. 13 лет он руководил труппой, удерживая традиции и уровень мастерства на высочайшем уровне. В середине 1980-х Царев становится художественным руководителем. Среди актеров, работавших под началом мэтра, была Ирина Печерникова.

Сменивший Михаила Ивановича Юрий Соломин восхищался талантом предшественника и бескорыстием. После кончины Царев не оставил семье ни роскошного дома, ни дачи под Москвой, ни сберкнижек. Он жил искусством, остальное считал суетой.

Биография

Миша Царёв родился 18 ноября (1 декабря) 1903 года в Твери в семье жд фельдшера Ивана Изотовича Царёва.

Миша Царёв был младшим ребёнком с семье, где не считая него было ещё два брата и сестра. Мама Миши — Мария Петровна всё своё время уделяла заботам о семье. Когда Мише ещё не исполнилось 5 лет, семья переехала из Твери в Ревель, это было связано с новым предназначением отца.

Читать Миша научился ещё до гимназии, учила его старшая сестра, к тому времени уже работавшая учительницей. Когда Миша Царёв мало подрос, он стал летом работать в вагонных ремонтных мастерских. По мемуарам Царёва, вопреки тому, что он вырос среди стальной дороги, его никогда не тянуло к технике. Обучаясь в Ревельской Николаевской гимназии, Царёв обожал уроки зарубежного языка, истории, географии, российского языка.

В первом классе гимназии российский язык Мише Царёву преподавал нелюдимый педагог по фамилии Тюленев. Уроки он вёл отстранённо, как будто его это не касается. Как-то Тюленев задал выучить назубок отрывок из поэмы Н. А. Некрасова. Когда очередь поведать отрывок назубок дошла до Миши, обычно молчавший учитель нарушил молчание и произнёс:

«После того, как ты скажешь „гляжу“, — погляди в окно, и когда ты там вроде бы узреешь, что подымается медлительно в гору лошадь, именно тогда и скажи».

В тот денек за рассказанный отрывок Миша получил «пять с плюсом» и запомнил совет учителя. Позднее Миша Иванович понял, что это был его 1-ый урок по системе Станиславского.

В 1917 году с родителями был эвакуирован под Петроград, в Царское Село, где продолжил учёбу в престижной Царскосельской гимназии.

Обучался в 1919—1921 годах в Школе российской драмы в Петрограде у Ю. М. Юрьева. Будучи студентом, в 1920 год вступил в труппу БДТ. В 1923—1924 гг. — актёр Василеостровского театра. В 1924—1926 годах работал в Москве, где играл в театре «Комедия» (бывшем театре Корша). В 1926—1931 годах работал в театрах Махачкалы, Казанском театре российской драмы, Крымском драматическом театре. В 1931—1933 годах был актёром ЛАТД имени А. С. Пушкина.

В 1934—1937 годах Царёв работал у Мейерхольда, запомнился ролями Армана Дюваля в «Даме с камелиями» А. Дюма-сына и Чацкого в «Горе от разума» А. С. Грибоедова. По словам самого актёра, с того времени он «всю жизнь играл Чацкого». После закрытия театра Мейерхольда вкупе с главными актёрами его труппы перешёл в Малый театр.

С 1937 года — актёр Малого театра. С 1950 по 1963 год и с 1970 по 1985 год — директор Малого театра. С 1985 года — художественный управляющий театра. Сразу выступал и как чтец с концертными программками, читал произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина и др.

В своём творчестве следовал традициям героико-романтического направления в российском театре. Воплощал на сцене мужество, силу, искренность, красоту и простоту собственных героев.

В кино с 1932 года.

С 1935 года ведет преподавательскую работу, поначалу в школе при Театре им. Мейерхольда, с 1941 года — в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина (доктор с 1962). Посреди его учеников: В. Г. Богин, О. Г. Царёв, С. И. Жолобов, А. О. Малов, И. А. Марычев, Л. С. Селютина, Е. К. Глушенко, Д. В. Харатьян.

Председатель правления ВТО (1964—1986). С 1959 года был президентом русского Государственного центра Интернационального института театра. С 1986 года — почётный член Правления СТД СССР и РСФСР.

Погиб Миша Иванович Царёв 10 ноября 1987 года (по другим источникам — 4 ноября). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Факты из биографии Михаила Ивановича Царёва

Будущий актер и режиссер появился на свет в Твери 18 ноября (по новому стилю – 1 декабря) 1903 года. Отец Михаила был железнодорожным фельдшером. Мальчик на всю жизнь запомнил гудки, ночной шум поездов, яркие снопы искр, вылетавшие из труб паровозов.

В 1917 году, когда германские войска приближались к Ревелю, семью эвакуировали в Царское Село. Той осенью Михаил отправился в седьмой класс Царскосельской гимназии. Каждый день он проходил мимо мест, которые были связаны с Пушкиным. Этот период в жизни будущего актера был очень непродолжительным. Однако именно в гимназии, во время школьных спектаклей, Царёв получил первые навыки режиссуры и актерского мастерства.

В годы Гражданской войны Михаил учился в Петроградской школе русской драмы у педагога Ю.М. Юрьева. На вступительном экзамене в школу Михаил решил прочесть монолог Городничего из бессмертной пьесы Грибоедова «Ревизор». И угодил в самую точку – его трактовка экзаменаторам пришлась по душе.

В труппу Большого театра Царёв вошел в 1920 году – еще будучи студентом. Несколько лет работал в Василеостровском театре.

Примечания

  1. Царёв Михаил Иванович // Большая советская энциклопедия:
  2. ↑ Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 28. 1978. 616 стр., илл.; 32 л. илл. и карт.
  3. ↑ Михаил Царёв: Жизнь и творчество / Отв. ред. П. А. Марков; Редактор В. Ф. Рыжова; Художник В. В. Максин. — М.: Всерос. театр о-во, 1983. — 640 с, ил. Имен Указа.: 27 с.
  4. ↑ Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 46. Фусе — Цуруга. 1957. 672 стр., илл. и карты; 48 л. илл. и карт.
  5. ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 5 — М.: Советская энциклопедия, Табакова — Ягушин, 1967, 1136 стб. с илл., 8 л. илл.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 ноября 2008.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 марта 2009.
  8. Филиппов В. А. «М. И. Царев в роли Феди Протасова» в книге «Н. М. Радин». М., 1965.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 марта 2009.

Подведение итогов

Новый интерес к творчеству Вячеслава Валентиновича возник в девяностых. Журналисты отыскали его на заводе, где «мальчик с сачком» трудился рабочим. О том, как сложилась судьба юного актера, была написана большая статья. 

Непросто складывалась и личная жизнь знаменитости.  Сразу после армии Царев женился. Его избранницей стала метрдотель одного из ресторанов столицы. Распался союз спустя пять лет, не способствовало сохранению отношений даже появление ребенка. Вторая жена, Людмила, диспетчер по профессии, оставалась рядом до последних дней жизни Вячеслава Валентиновича.

Последние годы жизни артист жил в Бутово. Он помогал бездомным животным, заботился о попавших в беду людях. В памяти многих он остался человеком с бесконечно доброй душой. Из жизни артист ушел в 2006 году, 28 июня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector