10 смыслов знаменитого полотна малевича «черный квадрат»

Содержание:

«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве

Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.

Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.

«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

Огромное влияние на жизненное пространство

Создав супрематизм, Малевич делал все, чтобы тот не пылился в музеях, а шёл в массы.

Он рисовал эскизы платьев. Но при жизни смог их “надеть” лишь на героев своих картин.

Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1934 г. Русский музей. Wikiart.org

Еще он расписывал фарфор. Создавал рисунки для тканей.

Слева: сервиз Ленинградского фарфорового завода, созданный по эскизам Малевича (1922 г). Справа: образец ткани с рисунком Малевича (1919 г.).

На языке “Чёрного квадрата” заговорили сторонники Малевича. Самый известный из них — Эль Лисицкий, который изобрёл печатные шрифты, а также новый дизайн книг.

Вдохновлялся он теорией супрематизма и “Чёрным квадратом” Малевича.

Эль Лисицкий. Обложка книги Владимира Маяковского “Хорошо!”. 1927 г.

Подобное оформление книг нам кажется естественным. Но лишь потому, что стиль Малевича прочно вошел в нашу жизнь.

Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича. Среди них — один из самых известных архитекторов, Заха Хадид (1950—2016 гг.).

«Черный квадрат» — это пример гениального пиара

Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать. Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века

Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках

Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.

Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.

«Черный квадрат» — это разноцветный куб

Множество раз Казимир Малевич давал понять, что создание картины происходило под воздействием «космического сознания». У большей части людей слабо развито воображение, поэтому в «Черном квадрате» они видят просто черный квадрат. Стоит попробовать включить свое воображение вместо классического восприятия при рассмотрении полотна, и тогда можно понять, что там изображен разноцветный куб.

В картину вложен определенный тайный смысл – мир, который нас окружает, кажется черно-белым и плоским только, если смотреть на него поверхностно. Человеку следует воспринимать мир объемно, во всех его красках, и тогда жизнь кардинально измененится. Большое количество людей инстинктивно притягивала эта картина, и они на подсознательном уровне начинали чувствовать ее разноцветность и объемность.

Черный цвет настолько сильный, что способен поглотить все вокруг, включая и цвет других красок, поэтому очень сложно увидеть в изображенном черном квадрате разноцветный куб. Еще тяжелее рассмотреть белое за черным, правду за ложью, а жизнь за смертью. Если найдутся люди, которым удастся этого достичь, они смогут открыть настоящую философскую формулу.

«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина

Казимир Малевич за работой

19 декабря 1915 года в Петербурге проходила футуристическая выставка под названием «0,10». Казимиру Малевичу было поручено создать несколько своих творений специально для нее. Сроки были ограничены, и неизвестно, может автора не устраивал результат, то ли он не успевал закончить картину вовремя, и, психанув, нарисовал странный по форме прямоугольник, закрасив его в черный цвет. Когда полотно было закончено, зашедший в мастерскую друг вскрикнул: «Гениально!». Именно благодаря этому случаю Малевич, придумал высший смысл своему «Черному квадрату». Таким образом, на поверхности появился эффект краски, которая растекается. Мистики в этом никакой нет, картина просто не вышла.

Было множество попыток по исследованию полотна, чтобы найти первоначальный вариант, который, возможно, находился бы под поверхностным слоем. Но искусствоведы, ученые и критики уверены – если начать данную процедуру поиска, можно существенно навредить полотну. Поэтому все экспертизы остаются незавершенными.

«Черный квадрат» — это шарлатанство

Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.

А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.

Автопортрет. Художник. (1933)

Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?

По материалам: wikipedia.org, adme.ru, all-biography.ru

Общественные стереотипы

Еще одним фактором взлета Малевича стало его репутация художника. Если бы геометрические фигуры написал пятиклассник и организовал их выставку, над ним бы все посмеялись

А вот когда это делает известный художник, в этом что-то есть… Надо обязательно обратить внимание

Малевич с легкостью продемонстрировал, что порой в искусстве и жизни главное не объективная форма, а субъективное восприятие. Ценитель должен знать, что эту картина написал художник, а не пятиклассник на уроке изобразительного искусства. Успех творческого человека не в мастерстве, а в репутации.

И Малевич до сих пор заставляет нас задумываться об этом. Его действия посланы в далекое будущее. Мы и сегодня воспринимаем информацию не только по качеству и смыслу, но и по репутации автора. Простой пример: спич политиков. Порой политик говорит вполне умные вещи, но обществом все его идеи отторгаются, потому что у него плохая репутация. А другой политик, пользующийся блистательной поддержкой народа, ляпнет чушь несусветную, а ему все рукоплещут. Вот она – сила репутации и стереотипов.

Сколько стоит Черный Квадрат

Картина не продается, но…

Оригинал картины находится в Государственной Третьяковской галерее и продавать его никто не собирается. По словам сотрудников музея работа Казимира Малевича застрахована всего лишь  на миллион рублей. Естественно знаменитое полотно стоит дороже.

Эксперты аукционного дома  Sotheby’s специализирующегося на русском искусстве не так давно дали приблизительную оценку  Черному квадрату. По их словам стартовая цена картины составила бы 20 миллионов долларов. Какой бы была итоговая стоимость Черного квадрата сказать с большой долей вероятности не сможет никто. По мнению тех же экспертов она вполне могла бы приблизиться к 100 миллионам долларов.

Факторы, влияющие на цену работы

Доводы за и против Черного квадрата

Те искусствоведы которым нравится «Черный квадрат говорят обычно о том, что он вобрал в себя все живописные представления, существовавшие до этого, он одновременно форма, содержание и смысл. Что Малевич предпринял рискованную, но увенчавшуюся успехом попытку  выйти за границы здравого смысла. Художник своей работой объявляет войну логизму и мещанским смыслам и предрассудкам, которых в искусстве начала XX века скопилось очень много.

Противники иконы супрематизма утверждают, что эта работа открыла «ящик Пандоры». Что поднятое Малевичем знамя десакрализация художественного искусства  собрало под собой сборище неучей и бездарностей. Что все самое бессмысленное и беспощадное в современном искусстве вышло как раз из черноты квадрата Малевича. За то, что основной принцип современного искусства – это эпатаж, также нужно сказать спасибо Черному квадрату.

Черный квадрат – великий и ужасный

Другие работы Казимира Малевича

Иная геометрия Малевича

Черный квадрат был написан Малевичем для петербургской футуристической выставки под названием «0,10». Коллективная выставка состоялась в конце 1915 года. Супрематическим работам был отведен отдельный зал. Малевич выставил три своих полотна. Кроме Черного квадрата посетители увидели Черный круг и Черный крест. По замыслу создателя эти три геометрические формы  были эталонными основными элементами супрематической системы. Черный квадрат висел в парадном «красном углу» в том месте, где обычно в домах вешали икону.

Впоследствии Малевич написал еще Красный квадрат и Белый квадрат. Три этих работы, составили по замыслу автора, художественно-философскую триаду.

Авторские повторы Черного квадрата

Казимир Малевич нарисовал несколько копий Черного квадрата. В настоящее время известны четыре варианта Черного квадрата, немного различающиеся между собой фактурой и оттенком черного. Все работы хранятся в российских музеях. Два в Третьяковской галерее, одна в Русском музее, одна в Эрмитаже. Квадрат вообще очень важная фигура и для автора и для направления супрематизма в целом. Художник часто вписывал его в свои сложные многофигурные композиции.

Супрематическая композиция Казимира Малевича

Цена картин Малевича

Казимир оставил довольно обширное художественное наследие. Некоторые из его работ были проданы с аукционов  устроенных домом Sotheby’s. Вот три самых дорогих лота:

  1. Супрематизм. Полотно 1920-го года.  Продана на торгах в Лондоне в 2015 году за  33,76 миллионов долларов.
  2. Мистический супрематизм. Художник писал картину около двух лет и закончил в 1922-м году. Картина одно время была утеряна и  прошла непростой путь по возвращению к официальным наследникам. В 2015 году в Нью-Йорке картину купили за  37,7 миллионов долларов.
  3. Супрематическая композиция. Это самая дорогая из проданных картин художника. Работа была закончена в 1916-м году, но стала известна публике только после выставки в немецкой столице в 1927 году. Супрематическая композиция принадлежала наследникам Малевича и в 2008-м году была выставлена на торги и продана за 60 миллионов долларов.

Ролик о том почему некоторые объекты искусства такая высокая цена. Сколко стоит стоит квадрат?

«Черный квадрат» — это политический ход

Казимир Малевич у своих работ в Музее художественной культуры в 1924 году

Казимир Малевич, являясь очень тонким стратегом, знал, как можно найти выход из любого положения, которое постоянно менялось в стране. Большое количество авторов царской России рисовали похожие «черные квадраты», но они были незаметными и малоизвестными. Когда же в 1915 году в свет вышел «Черный квадрат», он смог обрести абсолютно другой и актуальный смысл: автор представил революционное искусство ради блага новой эпохи и нового народа.

Но если рассмотреть более детально «Квадрат», то можно прийти к выводу, что рисунок к искусству и творчеству не относится. «Черный квадрат» был декларацией окончания традиционного искусства. Малевич был большевиком в искусстве и культуре, поэтому шел по стопам новой власти, а власть, соответственно, верила ему. Пока к управлению страной не пришел Сталин, у Малевича было несколько довольно почетных должностей, а в перспективе – будущий комиссар Наркомпроса ИЗО.

Возникновение идеи создания картины

Рубенс вдохновение черпал в женщинах с цветущей красотой в виде излишне пышной фигуры. Леонардо да Винчи довольствовался подсказками в своих картинах, которые разгадать и по сей день не получается. Что же вдохновило Казимира Севериновича? 

Сложно сопоставить картину при наличии чёрной геометрической фигуры с каким-либо душевным порывом автора. Джоконда на полотне Леонардо да Винчи хотя бы таинственно улыбалась, чтобы создать почву для обсуждений критиков. Творение Малевича такими свойствами не обладает. 

Сложно пояснить слово «мертвопись», но именно его и озвучил в знак протеста Малевич. Вернёмся на мгновение в ту же поэзию. Кубизм стал интересной заявкой на оригинальность и эстетику в искусстве. К чему картины в старомодных рамах, когда грядёт авангард со всеми его последствиями? 

Художник в 1915 году с такими тонкостями разбираться не стал и создал свой шедевр. «Кубизм» в этом плане станет главным ориентиром для гения Малевича. Более интересной версии по созданию объекта для описания действительности история ещё не знает. Коротко и ясно, но всё равно прекрасно. С художником может соперничать Сальвадор Дали, чьи работы вызывают только изумление. 

Смысл и глубина творения Малевича

Как и любой художник-супрематист, Малевич в своей работе взывает людей увидеть, что основой искусства является чувство – и ничего более. Эмоции, что загораются в человеке, играют гораздо более важную роль, чем определённые образы или даже сама личность. «Чёрный квадрат» – картина, что способна не только отразить эмоции мастера, но и вызвать их в публике.

Простота «Чёрного квадрата» – это лишь первое впечатление. На самом деле картина наполнена глубоким напряжением, что ощущает каждый человек, рассматривающий изображение. Интересно, что сам рисунок можно воспринимать в двух вариантах – или как чёрный квадрат на белом фоне, или как чёрную затягивающую дыру, обрамлённую белой каймой.

Несмотря на статичность изображения, в нём присутствуют и динамические черты, некий элемент сдерживаемого движения. Стоя на пороге нового времени и нового развития искусства, Малевич не собирался изображать какой-либо конкретный образ. Нет – художник стремился выразить нечто большее, что ему, несомненно, удалось.

Чёрный квадрат в «красном углу» выставки «0,10». 1915 г.

О «Чёрном квадрате» не перестают говорить, а искусствоведы продолжают жаркие споры. Кто-то считает картину излишне простой и поверхностной, кто-то причисляет её к шедеврам. Я не стану присоединяться ни к одной из сторон, но, согласитесь, некий элемент притягательности в творении Малевича есть. Быть может, именно потом, что художник заключил чувства в строгую форму, а чувства всегда останутся неотъемлемой частью жизни любого человека.

Комментарии

Страна обломовых

Емеля
сегодня в 20:32

Инстинкты против личной жизни

М1
вчера в 04:32

Сир, вы будете принимать ликование России ?

А Сидороввалуа
позавчера в 16:33

«Балансирование, поддерживающее стабилизец»

Емеля
22 сентября в 08:20

Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры

Александр собянинбуржец
21 сентября в 14:13

Глобализация и Образ будущего

Александр собянинбуржец
21 сентября в 02:07

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
18 сентября в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
18 сентября в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Фальстарт капитализма и социализма

А Сидороввалуа
30 июля в 07:50

Взращивание совести по собственной воле

Mstislav
28 июля в 12:05

Сколько стоит сейчас шедевр?

Лучше задать вопрос более целенаправленно. Где сейчас можно полюбоваться идеальной по всем параметрам чёрной геометрической фигурой? Всё в итоге зависит от версии созданного полотна. 


Миллион долларов

Пропорции в различных вариантах отличаются, что видно невооружённым взглядом. 1932 год стал периодом в плане того, что очередную копию знаменитого квадрата приобрёл в свою коллекцию русский магнат. Подобную «безделицу» он купил всего лишь за миллион долларов.  

Одна из версий находится сейчас в Эрмитаже, так что каждый желающий сможет рассмотреть таинственную геометрическую фигуру. Интересный по щедрости жест со стороны богатого человека. Однако доподлинно неизвестно, как картина оказалась в Эрмитаже. 

Стоимость этого шедевра объявить сложно, потому что вещи такого масштаба оцениваются на аукционе. Реально только озвучить страховку, которая полагается картине Малевича. Составляет 1 млн рублей, что копеечной суммой не назовёшь. При желании начать аукцион его организаторы поставили бы начальную планку в 20 млн долларов. 

Где же находится оригинал произведения, который был создан в 1915 году? При посещении Третьяковской галереи реально увидеть знаменитое полотно. Его цена будет явно превышать 20 млн долларов. Картина считается национальным достоянием России, так что на продажу выставлена не будет. 


Государственная Третьяковская галерея

Как обстоят дела с повторными попытками Малевича из простого создать прекрасное и гармоничное? В 1923 году вторично воплотил идею на полотне. Копией её назвать нельзя, хотя визуально обе работы мало чем отличаются друг от друга. Сейчас этой версией можно полюбоваться в Русском музее. 

Второй экземпляр приписывают кисти учеников Малевича, которых он только вдохновлял. Тем не менее руководство наставника чётко прослеживается в этой коллективной работе.  

Третий вариант создан в 1929 году, и его можно назвать самым достоверным воспроизведением оригинала. Предназначался он для Третьяковской галереи, так как изначальная версия находилась в плачевном состоянии. 

Автор шедевра старался не сделать точную копию первого творения. Удалось ли ему такое желание? Визуально сложно найти различие между работами. Однако необходимость схожести никто не отменял, и художник именно в музее воспроизводил третий экземпляр картины. 

Инкомбанк в дальнейшем удивил общественность четвёртой версией квадрата в чёрном цвете. Озвученная организация в 1998 году благополучно разорилась, но имела в активах копию от Малевича, от неизвестного человека. На открытые торги со стартовой ценой в 80 млн долларов она не попала и хранится в Эрмитаже. 


Эрмитаж

Можно долго рассуждать над моментами создания картины. Однако почитатель искусства мечтал бы иметь её в коллекции. При таком рвении придётся выложить основательную сумму. 

Подача техники создания шедевра

У каждого мастера подразумевается подход к созданию картины. Ремесленники в этом случае не утруждают себя лишними хлопотами. Одна структура на другую, мазок за мазком — основа техники Казимира. Цветовые пятна художник апробировал виртуозно. Наложение двух красок одна на другую казалось ему наиболее интересным экспериментом. Казимир не боялся сломать стереотипы и чётко шёл к своей цели стать новатором в живописи. 

При такой интересной технике легко было подделку отличить от первоисточника, хотя мошенники старались. Они не владели подобным талантом, хотя работы Казимира часто кажутся незатейливым искусством. Краски он создавал по особенной технологии. Как и когда-то лак для своих скрипок варил Страдивари. До сих пор этот хитрый трюк потомками гениев не разгадан. 

Особенности «Чёрного квадрата»

Несмотря на кажущуюся простоту, «Чёрный квадрат» привлекает внимание своей дерзостью. Конечно, Малевич отошёл от всех прежних принципов написания, создав творение, что стало поворотным пунктом в авангардном направлении русской живописи

Сам художник отмечал, что супрематизм (одно из течений абстрактной подачи художника), как ему кажется, делится на три квадрата – красный, белый и чёрный. Последний оказался особенно ярким и вызывающим, что и помогло работе приобрести всемирную известность. Отличает «Чёрный квадрат» от прочих подобных картин единый тон, отсутствие мазков и разводов.

Я считаю, что Малевич в своей работе сделал акцент на ситуацию и настроения, что к моменту написания картины уже ярко выражались в искусстве и жизни людей. Творение было создано в июне 1915 года, в период нового подхода к авангардной живописи, во время революций и исторических перемен, что назревали в обществе.

Художник Казимир Малевич

Новый авангард при Малевиче достиг наивысшей точки своего развития, стал своего рода новой изобразительной “религией”. По сути, произошло обнуление прежних принципов живописи, а кубизм перешёл в супрематизм – не менее абстрактный, но более красноречивый.

Простота работы и её ясность, а вместе с тем – глубина, стали причиной возмущения в рядах интеллигенции, что не желала понять замысел Малевича. На мой взгляд, «Чёрный квадрат» можно назвать персональной революцией художника против прежних принципов и канонов живописи. Однажды Казимир Малевич даже назвал себя “президентом пространства”, подчеркнув этим способность видеть мир иначе, передавать его в неких новых, “космических” формах.

«ОДНИХ РАЗДРАЖАЕТ, ДРУГИХ ВОСХИЩАЕТ»

Максим и Юлия Волошины, основатели галереи «Мистецька Збірка», кураторы проекта Inspired by Black Square, посвященного 100-летнему юбилею «Черного квадрата» говорят: «Когда творил Малевич, общество не было готово к его работам, а он уже видел, что все идет к упрощению, стандартизации, к сжатию информации в лаконичную форму. Сегодня же его идеи применяются в дизайне, моде и архитектуре».

Основатель арт-центра «Я Галерея» Павел Гудимов и организатор выставки к 100-летию «Черного квадрата» «Гебдомерос» говорит: «Мне кажется, Малевич не надеялся на то, что его работа будет вызывать такой интерес через 100 лет. Она эмоционально будоражит: одних раздражает, других восхищает, но вопрос: почему квадрат и что он значит все равно остается».

К слову, уже семь лет в Украине существует премия Малевича за достижения в области современного искусства — и вручается она раз в два года. Размер награды — 3 тыс. евро (для примера, в России есть премия Кандинского и там вознаграждение — 40 тыс. евро). Один из самых дорогих украинских художников, член жюри премии Малевича, Александр Ройтбурд рассказал нам: «Эту премию основали поляки. Украинскому государству нет дела до современного искусства. У нас поддерживают лишь тех, кто занимается народным творчеством».

Казимир Малевич: человек, который освободил живопись

Знаменитый художник был рожден на Украине, но имел польское происхождение. В подростковом возрасте он сам научился рисовать, примеряя на себя методы народного искусства. В 1907 году он переехал на постоянное место жительство в Москву. Изучал реализм, импрессионизм и символизм, постепенно вникая в историю искусства.

Важное значение для его развития имели две коллекции произведений искусства с запада. Работы Моне, Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо еще больше воодушевляли его в погоне за авангардным стилем, особенно его привлекали кубизм и футуризм

Затем последовал период изоляции, который дала ему Первая мировая война. Именно тогда, отрезанный от внешнего раздражения, он смог сделать большой шаг, который вылился в появление нового направления — супрематизма.

Сильная теория сильной личности

«Чёрный квадрат» был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. Supreme означает «превосходный». Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.

Это целая школа. Как импрессионизм. Как академизм. Только эта школа была создана одним человеком. Казимиром Малевичем. Он привлёк на свою сторону немало сторонников и последователей.

Малевич умел ясно и харизматично рассказывать о своём детище. Он рьяно агитировал полностью отказаться от фигуративности. То есть от изображения объектов и предметов. Супрематизм — это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.

Если же убрать пафос и посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать ее величия. Малевич, как подобает гению, почувствовал, в какую сторону ветер дует.

Время индивидуального восприятия заканчивалось. Что это значило? Раньше на произведения искусства любовались лишь избранные. Те, кто ими владел. Или мог позволить себе дойти до музея.

Теперь же наступал век массовой культуры. Когда важны упрощённые формы и чистые цвета. Малевич понимал, что искусство не должно отставать. А может даже в состоянии возглавить это движение.

Он придумал, по сути, новый живописный язык. Соразмерный грядущему времени, которое вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.

«Чёрный квадрат» и есть главный знак этой азбуки. «Нуль форм», — как говорил Малевич.

До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё Джотто в начале XIV века. Эта азбука и была основой всего искусства. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

У Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы, в которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе выразителен.

«Чёрный квадрат» — главная «буква» в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета.

Вместе с «Чёрным квадратом» Малевич создаёт «Чёрный крест» и «Черный круг». Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата.

Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915. Центр Помпиду, Париж. Справа: Чёрный круг. 1923. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

Дальше Малевич из своей азбуки складывает новые «слова». Он комбинирует цветоформы в простых, сложных и очень сложных сочетаниях.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный квадрат и красный квадрат. 1915. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Посередине: Супрематическая композиция. 1916. Частная коллекция. Справа: Супрематизм. 1916. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

В стиле супрематизма Малевич писал несколько лет. А затем произошло невероятное. Он так долго отрицал фигуративность, что … к ней вернулся.

Можно было бы расценить это как непоследовательность. Мол, «поиграл» в красивую теорию и хватит.

На самом деле созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма.

Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934. Третьяковская галерея.

Так что «Чёрный квадрат» — это не конец искусства, как иногда его обозначают. Это начало новой живописи.

Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.

Посыл обществу

Малевич прославился на весь мир еще благодаря своему знаковому акту. Традиционное искусство устарело и всем надоело, традиционное искусство скучно, живописцы стремятся передать окружающий мир в его мельчайших подробностях, забыв о творчестве и полете фантазии, даешь абстракцию! Возможно, это был бунт и против коммерциализации искусства, отрицание старой школы. Ну и, конечно, все это было своевременно. Начало 20 века как никогда подходило для революционных экспериментов и нарушения вековых традиций

Это было время, когда было очень легко привлечь к себе внимание. Не то что наш просвещенный век, когда кляксу могут почитать за высокое авангардное искусство «не для всех»

Выходит, Малевич стал не только родоначальником нового направления, но и революционером в мире живописи, кардинально изменив роль искусства в обществе. Теперь картина может восприниматься не как объективная форма, одинаково понятная каждому, а как субъективное восприятие. Черный квадрат у каждого человека вызывает собственные, отличные от чувств других людей, порой противоречивые, чувства. Ноги современной абстракции, когда на высокохудожественных выставках можно повстречать кляксы на холсте, как-раз из черного квадрата и растут. Плоды революции, батенька.


Супрематическая композиция К. Малевича, проданная в 2008 году за 60 миллионов долларов. Фото: lenta.ru

Новое понимание эмпирической реальности

Его собственные сочинения имеют сложную теоретическую базу, потому он с такой легкостью использует такой смелый абстрактный язык.

Творчество художника часто связывали с мистикой из-за его литературных интересов. Его книги часто носили философский характер. Он был очарован идеями о четвертом измерении. Однако на его восприятие искусства решающее влияние оказали воззрения российского формалиста Романа Якобсона и поэтические новации Крученых и Хлебникова. Он поделился с этими поэтами своим желанием взорвать обычную логику для того, чтобы прийти к новому пониманию эмпирической реальности.

Он был обязан также и своим коллегам — художникам Наталье Гончаровой и Михаилу Ларионову, которые разожгли в нем страсть к народному искусству и привили интерес к силе икон. Как художник, учитель и революционер, Малевич стремился опрокинуть века живописи, уходящие своими корнями в ренессансные идеалы. Это искусство, как он заявил, было просто эстетическим, в отличии от супрематизма. Утверждается, что автор черного квадрата пошел дальше, чем Пикассо или Матисс.

Казимир Малевич был основателем художественной и философской школы супрематизма. Его идеи о формах и смысле в искусстве представляют собой теоретические основы беспредметного или абстрактного искусства. Малевич работал в различных стилях, но его наиболее важные и известные работы сосредоточены на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники и круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве.

Кратко о создателе шедевра

Нерон спалил Рим, и этому безумному поступку посвящены многие главы в истории человечества. В качестве созидания против разрушения сто́ит рассмотреть шедевры Малевича. Начинал свой творческий путь с картины, которую с успехом продали за 5 рублей. 

Сложно назвать озвученную сумму копейками, но и баснословной расценкой нельзя охарактеризовать отдачу в чужие руки «Лунной ночи». Картина Малевича любого формата на аукционе стоит больших денег. «Лунная ночь» бесследно исчезла, зато заблистала другая его импровизация. 

Озвученные успехи пришлись на время вступления художника в почётный союз «Ослиный хвост». Само название свидетельствует о том, что речь идёт об объединении юных дарований. Казимира Севериновича такой явно скромный статус не остановил. Хотя сложно категорично рассуждать на этот счёт. 

Параллельно с обработкой холста гений писал статьи. В те времена он даже не догадывался, что со временем одна из его картин будет стоить баснословных денег. Подобная застенчивость похвальна, потому что тот же Пушкин открыто называл себя редким дарованием. 


Малевич Казимир Северинович

ЦЕНА ВОПРОСА

В 2008 году «Супрематическая композиция» (1916) Малевича ушла на аукционе Sotheby’s за $60 млн. Это рекорд для славянской живописи (до этого «Фугу» (1914) Василия Кандинского продали в 1990-м за $20 млн).

Игорь Абрамович, украинский арт-диллер, занимающийся продвижением наших художников на Sotheby’s, Christie’s и Phillips, рассказал нам: «Если бы супрематические работы Малевича сегодня оказались на аукционе, то они бы стоили десятки миллионов долларов, а реальная цена одного из «Черных квадратов» — $140–150 млн. И думаю, оказался бы он в руках американцев — они бы его на части порвали».

Все тайное становится явным

Почему настолько загадочной является работа, которую написал Казимир Малевич — «Черный квадрат»? Смысл картины для некоторых кажется бесконечно глубоким, а кто-то его вообще там не видит. Оказывается, целых два изображения скрыты под знаменитым шедевром. В ноябре 2015 года стало известно, что не только одна, как считалось ранее, но целых две цветные картины скрываются под черным квадратом.

Ученые расшифровали надпись, которая, как полагают, была оставлена Казимиром Малевичем. Там были такие слова: «Битва негров в темной пещере.» Удивительно, но факт, картина с таким названием уже была написана французским художником Альфонсом Аллаисом (1854-1905). Вполне вероятно, что Малевич нарисовал свое творение поверх других изображений, но «Черный квадрат» был, скорее, манифестом, нежели живописью, поэтому все, что с ним связано, выглядит как одна большая и темная тайна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector