Краткая история шестиструнной гитары

12 Марк Нопфлер


Открывает рейтинг британский рок-музыкант, гитарист и автор песен — Марк Нопфлер. Он смог зарекомендовать себя не только как лидера группы “Dire Straits”, но и в качестве сольного исполнителя. Все благодаря уникальному пению, близкому к разговорной речи (немцы называют оригинальный стиль “Sprechgesang”).

Рожденный 12 августа 1949 года в семье архитектора и учительницы, он с детства любил музыку «кантри», что наложило отпечаток на всю творческую биографию Нопфлера. После окончания технического колледжа, состоялась судьбоносная встреча Марка со Стивом Филлипсом — знаменитым игроком на гитаре. Результатом стало создание совместной группы «Duolian String Pickers». Стоит отметить, что именно старший «наставник» обучил юное дарование тонкостям игры на музыкальном инструменте.

Тем не менее, всеобщую популярность молодой исполнитель обрел уже в составе группы “Dire Straits”.

Марк — одаренный композитор. К примеру, в 1982 году он выпустил потрясающий саундтрек к картине “Local Hero”. Стоит отметить, что после принятия решения о продолжении сольной карьеры (1995 год), вокалист выпустил десяток собственных альбомов.

В творческой деятельности, британский гитарист отдает предпочтение «пальцевой» технике извлечения звуков. Поклонники восторгаются способностью своего кумира-левши, умело играть на «праворучной» гитаре.

Лучшие гитаристы мира: ТОП-10

Итак, замкнул десятку Джордж Линч, известный по выступлениям за Dokken и созданную им группу Lynch Mob. Сейчас выступает сольно, продолжая выпускать альбомы как сольно, так и в сотрудничестве с коллегами по цеху. На игру Джорджа значительное влияние оказали Джордж Харрисон и Джимми Хендрикс.

9 место в списке «лучшие гитаристы виртуозы гитары» занимает пара гитаристов британской группы Iron Maiden – Дейв Мюррей и Адриан Смит. Эта парочка выступает вместе практически с самого начала выступлений Iron Maiden, хотя оба и покидали состав на некоторое время. На их счету десятки легендарных рифов – особенно из альбомов Number of the beast и Piece of mind.

8 место – Адам Джонс (Adam Jones) – участник американской группы Tool. Адам также частый гость всевозможных рейтингов лучших гитаристов.

Место повыше досталось Заку Вайлду, бывшему гитаристу Оззи Осборна и нынешнему участнику Black Label Society.

Шестым в списке стал Эдди Ван Хален, один из участников Van Halen. Эдди известен, прежде всего, своим новаторством в мире гитарного искусства и внедрением техники двуручного теппинга. Ну и, конечно же, множеством известных сольных партий, сыгранных за множество лет на сцене. Смотрите видео его исполнения.

Лучшие гитаристы: 5 лучших

Открывает первую пятерку Даймбэг Даррелл (1966-2004), ныне покойный гитарист groove metal группы Pantera, который прославился в 90-х годах, благодаря, не в последнюю очередь, таланту Даррелла. На его творчество оказали сильное влияние множество музыкантов, но несомненно главным остается Эйс Фрейли из Kiss, которого не включили в лучшие гитаристы.

Джон Петруччи из Dream Theater занял первое место за пьедесталом. Также неоднократный победитель похожих голосований, своими кумирами считает Steve Vai, Steve Morse и множество других музыкантов, творивших в 60-70-е годы.

Теперь переходим к тройке призеров.

Её открывает Рэнди Роадс — бывший участник коллективов Quiet Riot и Ozzy Osbourne. Увы, в самом начале своей многообещающей карьеры Рэнди Роадс покинул этот мир. Случилось это в 1982 году во время увеселительного полета на самолете. Стиль игры Рэнди был настолько запоминающимся, что моментально заставил такого зубра как Оззи Осборн остановить свой выбор именно на нём среди множества кандидатов.

Вторым стала пара гитаристов Metallica — Кирк Хэмметт и Джеймс Хэтфилд. Их, как и пару гитаристов Iron Maiden, настолько долго видишь вместе, что постепенно просто перестаешь представлять одного без второго. Так поступили и в Gibson.

Первым в списке вполне заслуженно стал Тони Айомми из Black Sabbath. Основатель хэви-метал просто не мог оказаться ниже первого места! Мрачные рифы Black Sabbath и Iron Man настолько запали в память всем участникам голосования, что они не смогли пройти мимо этого фактора и даровали Тони заслуженное первенство.Как и легендарная
Paranoid.

Маттео Каркасси

Выдающийся итальянский гитарист, композитор и педагог Маттео Каркасси (1792 -1853)

Маттео Каркасси (1792—1853) родился во Фло­ренции. Гитарой начал заниматься с детских лет и упорным трудом добился блестящей виртуозности и элегантности в исполнении. Появившись в Пари­же несколькими годами позже Ф. Карулли, он стал известен как последователь и продолжатель его традиций. С большим успехом Каркасси гастроли­ровал в Лондоне, в городах Германии и у себя на родине во Флоренции.

М. Каркасси — автор «Школы игры на гитаре», пользовавшейся большой популярностью, а также свыше ста сочинений для гитары, среди которых сонаты, рондо, каприччио, вальсы и ставшие клас­сическими этюды.

5 Эрик Клэптон


Строчкой выше разместился Эрик Клэптон. Это — выдающийся британский вокалист, композитор, гитарист и рок-музыкант. Выпустив 22 сольных альбома, он трижды был удостоен награды “Зал славы рок-н-ролла”.

Мальчик появился на свет 30 марта 1945 года и воспитывался, в основном, бабушкой и дедушкой. Подаренная родственниками электрогитара, стала любимым “спутником” юноши.

В 1963 году Клэптон вступил в ряды “Yardbirds”, где возымел первую славу, работая в жанре “блюз”. Самой популярной композицией группы стал трек с нотками “попсовости” — “For Your Love”. Однако, нелюбовь востребованному публикой жанру, побудила Эрика к последующей смене коллективов.

“Свое место” вокалист нашел в рядах “Cream”. В эти годы, выпускается 4 альбома, которые критики называют “классикой рок-музыки”. Это:

  • “Fresh Cream”.
  • “Disraeli Gears”.
  • “Goodbye”.
  • “Wheels of Fire”.

Сольный сборник гитариста “Eric Clapton” вышел в 1970 году. Стоит отметить, что композиция “Change the World”, выпущенная спустя 27 лет, получила 2 награды “Грэмми”.

Примечательно, что за привычку менять струны под овации толпы, Клэптон получил прозвище “ленивая рука”.

3 Джимми Пейдж


Тройку лучших гитаристов мира, по версии портала guitarworld.com, открывает Джимми Пейдж. Он состоялся не только в качестве рок-исполнителя, но и как композитор, продюсер, а также — аранжировщик. Фанатам кумир навсегда запомнился членом мега-популярного коллектива “Led Zeppelin”.

Виртуоз игры на музыкальном инструменте родился 9 января 1944 года в окрестностях Лондона. Мальчик рос довольно замкнутым. С 12 лет проявился интерес к игре на гитаре. Поначалу, Пейдж внимал урокам от школьного товарища. Подаренная спустя 2 года электрогитара, не выпускалась мальчишкой из рук. Не удивительно, что Джимми бросил учебу ради карьеры на сцене.

Творческую биографию юноша начал со вступления в ряды “The Yardbirds”, где занял позицию бас-гитариста. После распада группы, предприимчивый парень создал новый коллектив “The Yardbirds”. Стартовый альбом с одноименным названием принес популярность группе. Поклонники начали величать Пейджа “гитаристом эпохи”.

Следующий альбом “Led Zeppelin II” позволил артисту явить миру “смычковую” технику игры. Мелодия соединяла в себе “нотки” блюза и рока. Все последующие треки также встречали положительную оценку преданной армии фанатов.

Из последних достижений “звезды рока” можно отметить выступление на закрытии Олимпиады 2008 года.

2 Джими Хендрикс


Второе место заслужила “легенда мирового хард-рока” — Джими Хендрикс. Темнокожий красавец останется в сердцах поклонников как блестящий певец, композитор и гитарист.

Джонни Аллен Хендрикс (настоящее имя) явился миру 27 ноября 1942 года в США. Рано потеряв родителей, он воспитывался бабушкой и дедушкой. Мальчик с детства любил игру на гитаре, однако, был склонен к хулиганству.

После переезда в Нью-Йорк, Хэндрикс основывает коллектив “The Blue Flames”, где будучи замеченным на одном из выступлений продюсером Чесом Чандлером, Джими подписывает договор на создание очередного ансамбля — “The Jimi Hendrix Experience”. Первый же дебютный альбом нового состава — “Are You Experienced”, был признан самым успешным в истории рок-музыки.

Композиция “Old As Love” позволила артисту раскрыться в романтическо-психоделическом амплуа. Фанаты называют мелодию идеалом гитарного соло музыканта.

Публика навсегда заполнила отточенный стиль кумира — форма “милитари”, яркие рубашки, бандана и красивые украшения.

Увы, Джими умер от передозировки снотворного в 1970 году. Однако, после себя гитарист оставил фанатам более 500 альбомов.

Шестиструнная гитара в России

Богата и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других странах.

Русский историк Н. Карамзин писал, что еще в VI в. н. э. славяне играли на кифаре и гуслях и не расставались с этими инструментами даже в во­енных походах.

Была известна в России и четырехструнная ги­тара.

В 1769 г. академик Штелин пишет о появлении в Москве и Петербурге (в период царствования императрицы Елизаветы), итальянской гитары. Эта гитара была пятиструнной. Для нее издавались специальные журналы, включавшие в себя как сольные, так и ансамблевые пьесы.

В конце XVIII в. в России появляется шести­струнная гитара.

В начале XIX в. она становится модным инстру­ментом и привлекает к себе поклонников из вели­косветского общества.

Появляются первые школы игры на этом инст­рументе. Старейшей школой, изданной в России, является «Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или руководство играть самоуч­кою на гитаре» Игнатия фон Гельда. Она вышла в начале XIX в. на русском и немецком языках.

Тогда же в Петербурге издаются «Этюды» и «Четыре сонаты для фортепиано и шестиструнной гитары» П. Гальяни, известного исполнителя и пе­дагога, «Новый журнал для шестиструнной гита­ры» А. Березовского, «Концерт для шестиструнной гитары с сопровождением оркестра» композитора Ашанина (1815 г.).

В 1821—1823 гг. в Москве и Нижнем Новгоро­де были открыты «Музыкальные академии», в ко­торые принимались юноши и девушки для обуче­ния игре на гитаре.

Появляются выдающиеся русские исполнители на этом инструменте: М. Соколовский и Н. Мака­ров.

Марк Данилович Соколовский (1818—1883) — крупнейший гитарист-виртуоз XIX в. Его концерты в России и в странах Западной Европы проходили с огромным успехом и снискали ему славу первого гитариста Европы. М. Соколовский — гордость отечественной музыкальной культуры.

Николай Петрович Макаров (1810—1890) — из­вестный исполнитель и энергичный пропагандист шестиструнной гитары, организатор Международ­ного конкурса в Брюсселе на лучшее сочинение для гитары и лучший инструмент. Им написаны книги «Мои семидесятилетние воспоминания», «Задушев­ная исповедь» и другие, в которых приводятся ин­тересные сведения о гитаре и гитаристах; он яв­ляется автором брошюры «Несколько правил выс­шей гитарной игры» и обработок народных песен.

Большой вклад в развитие отечественного ги­тарного искусства внесли П. Петтолетти (ок. 1800— 1875), И. Деккер-Шенк (1826—1899), И. Клингер (ум. 1897), Ю. Штокман (1839—1905), В. Лебедев (1867—1907), Ю. Дьяков (1840 — ок. 1910) и дру­гие.

Названные гитаристы были известными испол­нителями и педагогами, авторами школ и самоучи­телей, оригинальных сочинений, обработок и пере­ложений для шестиструнной гитары.

8 Алекс Лайфсон


Восьмое место занимает Алекс Лайфсон, он же — Александар Живоинович. Это — талантливый музыкант, родом из Канады. К числу его достижений приписывают создание легендарной рок-группы под названием “Rush”. Коллектив появился на свет благодаря совместным усилиям Алекса и блестящего ударника Джона Ратси.

Будущий “король прогрессивного рока” явился миру 27 августа 1953 года. Его карьера в качестве бессменного игрока легендарной группы насчитывает вот уже более 50 лет! Преобладающее число студийных записей канадец создал на “стратокастере”, однако часто использует гитары фирмы PRS. Старейший инструмент в коллекции исполнителя был выпущен в 1968 году.

Говоря о технике игры, стоит упомянуть, что Алекса считают мастером риффов. Он отлично зарекомендовал себя в коллективной работе.

Лайфсон заслуженно вошел в число “ста величайших гитаристов всех времён” по версии журнала Rolling Stone. Это произошло в 2011 году. Не удивительно, что гитариста считают одним из самых влиятельных музыкантов мира!

1 Брайан Мэй


Лучшим гитаристом в рейтинге становится Брайан Мэй. Легендарный солист группы “Queen”, по-праву считается одним из величайших исполнителей всех времен.

Звезда появилась на свет в Лондоне. Знаменательное событие произошло 19 июля 1947 года. Полное имя артиста — Брайан Гарольд Мэй.

Мальчик начал постигать искусство игры на музыкальном инструменте еще в семилетнем возрасте. Примечательно, что первую электрогитару “Red Special” отец и сын смастерили из подручных материалов. Инструмент позволил извлекать уникальные звуки, проводя по струнам монеткой.

Карьеру юноша начал в составе группы “Smile”, поначалу играя на “разогреве”. Позже, коллектив был переименован в “Queen”, просуществовавший более 20 лет. Одним из самых популярных альбомов ансамбля стал “The Miracle”. Здесь Мэй не только выступил автором текстов, но и продемонстрировал восхитительный вокал.

В 1992 году Брайан выпустил сольный сборник “Back to the Light”, с которым поехал в мировое турне. Спустя 6 лет, миру явился следующий альбом под названием “Another World”.

Из недавних работ, можно выделить сингл 2019 года — “New Horizons”, где соединяются интерес Мэя к астрономии и музыке.

Фердинанд Карулли

Выдающийся итальянский гитарист, композитор и педагог Фердинанд Карулли (1770 -1841)

Фердинанд Карулли (1770—1841) родился в Неаполе.

Начав свое обучение музыке с игры на виолон­чели, он затем оставляет ее и посвящает себя гита­ре, занимаясь самостоятельно. Достигнув профес­сионального мастерства, Карулли с успехом высту­пает с концертами в своем родном городе, а затем и в других городах Италии. Отличительными свой­ствами игры Ф. Карулли были красивый тон, чистота и виртуозность. В 1808 г. он переезжает в Париж, где быстро приобретает известность как концертант и педагог.

Ф. Карулли — автор «Школы игры на гитаре», имевшей большой успех у гитаристов, пособия «Гармония в применении к гитаре», а также свыше четырехсот сочинений для нее. Среди них — «Маленький концерт для гитары с оркестром», камер­ные сочинения с гитарой, сонаты, дуэты, этюды и т. д.

Шестиструнная гитара в первой половине XIX века

В первой половине XIX в. в Европе наступает «золотой век» гитары. Для нее пишут музыку такие замечательные композиторы, как Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, К. М. Вебер.

Гениальный скрипач Н. Паганини был также прекрасным гитаристом. Многие его современники считали, что своим блистательным мастерством он в определенной мере был обязан гитаре, так как многие технические приемы перенес с нее на скрип­ку. Паганини написал для гитары сто сорок соль­ных пьес, две сонаты для гитары и скрипки, дуэты для скрипки и гитары, трио и квартет для смычко­вых инструментов с гитарой.

В это время выдвигается целый ряд выдающих­ся исполнителей-виртуозов и композиторов, под­нявших искусство игры на гитаре на небывалую высоту и заложивших фундамент классической му­зыкальной литературы для нее. Это испанцы Ф. Сор и Д. Агуадо, итальянцы М. Джулиани, Ф. Карулли и М. Каркасси.

10 Слэш


Десятым в списке лучших гитаристов мира становится смуглый красавчик с длинной шевелюрой — Сол Хадсон, или просто — Слэш. Образ брутального исполнителя подразумевает обязательное присутствие стильной шляпы цилиндрической формы, темных очков, узких штанов, банданы и дымящейся сигареты в зубах!

Будущий кумир поклонников появился на свет 23 июля 1965 года в Британии, в творческой семье. Возможно, именно это предопределило направление его развития.

Пик славы Сола пришелся на 80-е и 90-е годы прошлого века. Хадсон заслужил всеобщую популярность, присоединившись к составу американской группы “Guns N` Roses”. Команда работала в направлении хард-рок. Позже, Слэш появился на сцене уже в составе коллектива «Velvet Revolver». В те годы он выпустил альбом «Contraband», молниеносно взлетевший на вершину хит-парада.

В 2010 году гитарист порадовал поклонников сольной «пластинкой», в которую вошли треки с именитыми певцами.

Сейчас музыкант ведет здоровый образ жизни и отлично выглядит, хотя признается, что ранее имел вредные привычки. Хадсон гордится своей коллекцией, состоящей из более чем ста гитар!

Дионисио Агуадо

Выдающийся испанский гитарист, композитор и педагог Дионисио Агуадо (1784 — 1849)

Дионисио Агуадо (1784—1849) родился в Мад­риде. Воспитывался в церковном колледже, где и научился играть на гитаре у падре Базилио и пев­ца Мануэля Гарсии, ставшего впоследствии знаме­нитостью.

Жизнь Д. Агуадо небогата внешними события­ми. В 1803 г. он получает в наследство небольшое имение недалеко от Аранхуэса, куда переселяется со своей матерью и живет долгое время, целиком посвящая себя занятиям музыкой.

В 1819 г. Агуадо публикует в Мадриде «Собрание этюдов для гитары». В 1825 г. в переработан­ном виде оно было издано как «Школа игры на ги­таре». Школа Агуадо была значительным событием в гитарной педагогике того времени. Многое в ней сохранило свою ценность и до наших дней.

В 1826 г. Агуадо переезжает в Париж, где за­нимается концертной и педагогической деятельно­стью. Талант Агуадо, его мягкий и добрый характер привлекали к нему массу друзей и почитателей, среди которых были известные музыканты.

Последние годы своей жизни Агуадо провел на родине, живя в Мадриде и занимаясь издательской и педагогической работой.

Шестиструнная гитара во второй половине XIX века

Классическая шестиструнная (испанская) гитара, изготовленная болгарской фирмой «Кремона»

Во второй половине XIX столетия наступает упадок гитарного искусства, коснувшийся как стран Западной Европы, так и России.

На несколько десятилетий гитара была отодви­нута на второй план, и только к концу XIX в. она вновь начинает завоевывать симпатии и признание широкой общественности.

Новое поколение гитаристов-виртуозов и компо­зиторов продолжило лучшие классические тради­ции и подняло гитарное искусство на невиданную до этого времени высоту.

Обряд окликания весны

Песни о российском и советском флаге

Самая известная песня о Сталинградской битве

«Культура не колбаса: поел и сыт»

Елена Бухтоярова: Андрей, хотела поговорить с вами о новом сезоне, а тут выступление Марии Шукшиной. После получения ордена «За заслуги перед Отечеством» из рук премьер-министра Михаила Мишустина актриса произнесла не характерную для таких мероприятий речь: «Чтобы с гордостью носить эту медаль на груди… нужно об Отечестве и говорить. Говорить правду…». Одно начало чего стоит.

Фото: Из личного архива/ Андрей Пашнин

Андрей Пашнин: Всё в той речи сказано очень точно. Сам факт того, что она произнесла её на таком серьёзном мероприятии, уже вызывает уважение. Сказала то, что думает. Не нападая, а говоря просто: что же вы делаете? Зачем нас ссорите, экспериментируете над нами? Сказать, что это было неожиданно в её исполнении, я не могу. Такие люди, как она, всегда открыто выражают свою гражданскую позицию. За это мы их и любим, уважаем.

– Мне кажется, в ней достаточно сильно проявляется отцовское – простое, честное и открытое. Круглые столы с Марией Шукшиной стали для многих глотком свежего воздуха, где можно говорить честно.

– А говорить надо. О культуре, образовании. Это не колбаса, которую сделал, поел – и сыт сразу. Культура формируется по крупицам. Мы теряем поколение. Чтобы лет через пятнадцать молодой человек был относительно культурным, нам сегодня надо, чтобы ясли, детский сад, школа были в этом заинтересованы. Это звенья одной цепи. Деньги на культуру – это не завтра результат. По остаточному принципу здесь никак. Потом будем плоды пожинать. И это «потом» уже пришло. Взять образование! Очевидно, что идём не по тому пути, но продолжаем идти. На мой взгляд, сознательно. Импортные буквари, переписывание истории и так далее. Идёт массовое оглупление общества. И законы, принимаемые «там», направлены на это!

Предшественники гитары на Древнем Востоке

Первое изображение музыкального инструмен­та, по форме напоминающего гитару, было обнару­жено при археологических раскопках храма Бель в Нуффаре (Нипуре), расположенном на бывшей территории Шумеро-Вавилонии.

На глиняном барельефе, относящемся к середи­не III тысячелетия до н. э., изображен сидящий на камне и играющий на музыкальном инструменте пастух. Продолговато-округленный корпус инстру­мента и длинный гриф позволяют сделать предпо­ложение, что это киннор, прототип гитары, часто упоминаемый в библейских сказаниях.

На другом изображении, обнаруженном при раскопках на территории бывшей Новой империи хеттов (XV—XIV вв. до н. э.), мы видим инстру­мент, имеющий корпус в виде восьмерки с несколь­кими небольшими голосниками и длинный гриф с ладовыми пластинками. Имеется предположение, что инструмент у хеттов, так же как и у шумеров, назывался киннором. Возможно, что этот же ин­струмент или похожий на него у других народов Древнего Востока назывался по-другому: кутур, газур, набла, махал и т. д.

Киннор был известен и в Древнем Египте. По одной версии, он попадает к египтянам примерно в XV веке до н. э. и получает название нефера или наблы. По другой — этот музыкальный инструмент появился в Египте и в Шумеро-Вавилонии пример­но в одно время. Его иероглифическое изображение можно видеть на древнеегипетских пирамидах. Ин­тересно отметить, что этим же иероглифом обозна­чались такие понятия, как «добро», «хорошо», «кра­сиво».

При раскопках ассирийского дворца в городе Ниневии (VIII—VII вв. до н. э.) был найден ба­рельеф с изображением торжественного богослу­жения в храме. На барельефе мы видим двух тан­цовщиков в львиных масках и музыканта с инст­рументом, напоминающим гитару. Корпус инстру­мента — овальной формы, имеющий длину, равную длине предплечья играющего, с грифом, в четыре раза превышающим длину корпуса. Этот музыкаль­ный инструмент замечателен тем, что похож на ла­тинскую гитару (о ней будет сказано ниже): и встречается в настоящее время у народов Малой Азии под названием тамбура.

У вавилонян времен Навуходоносора (VII—VI вв. до н. э.) был известен музыкальный инстру­мент саббека или самбук, имевший четыре струны, выпуклый корпус и гриф с ладами. Его и переняли у вавилонян древние греки и римляне.

Мауро Джулиани

Выдающийся итальянский гитарист, композитор и педагог Мауро Джулиани (1781 — 1829)

Мауро Джулиани (1781 —1829) родился в Ита­лии (близ Неаполя).

С детства обучался игре на скрипке и флейте. На гитаре занимался самостоятельно и к двадцати годам достиг столь блистательных результатов, что музыкальные критики называли его первым гита­ристом Италии.

В 1807 г. Джулиани приехал с концертами в Вену, где музыкальные критики единодушно приз­нали его величайшим гитаристом в мире.

Он поселяется в Вене, где занимается концертной и педагогической деятельностью. Среди друзей и почитателей Джулиани — И. Гайдн и Л. Бетховен, скрипачи Л. Шпор и И. Майзедер, пианисты И. Гуммель, И. Мошелес и А. Диабелли.

В 1816 г. Джулиани с большим успехом гаст­ролирует в Германии. В 1821 г. он возвращается на родину и поселяется в Риме, время от времени предпринимая концертные поездки по странам Ев­ропы. В последние годы жизни Джулиани побывал в Польше, России и Англии, всюду вызывая своим искусством восторг и изумление.

М. Джулиани —автор «Школы игры на гитаре». Среди его произведений (им написано около трех­сот сочинений для гитары) три концерта для гита­ры с оркестром, камерные ансамбли с гитарой, со­наты, рондо, фантазии, скерцо, дивертисменты, этюды и т. д.

Фернандо Сор

Выдающийся испанский гитарист, композитор и педагог Фернандо Сор (1778 -1839)

Фернандо Сор (1778—1839) родился в Барсело­не. Первоначально игре на гитаре учился у своего отца. Музыкальное образование получил в католи­ческом монастыре, где состоял певчим. Ф. Сором созданы симфонии, квартеты, произведения малых форм. Его оперы ставились в Испании, Италии, Франции и Англии. Как гитарист-виртуоз он с блеском выступал в Париже и Лондоне.

В 1824 г. вместе со своей женой, известной ба­лериной Ф. Гюллень-Сор, он приезжает в Россию. В Москве супруги проводят два года, находясь в центре музыкально-театральной жизни. Сор часто выступает и как гитарист-солист. В память о пре­бывании в России он написал «Воспоминание о России» для дуэта гитар (соч. 63), где использова­ны мелодии русских народных песен.

Вернувшись во Францию в 1826 г., музыкант поселяется в Париже, где знакомится со своим зна­менитым соотечественником гитаристом Д. Агуадо. Живя в одном доме, они часто встречаются и иг­рают дуэтом. Творческим результатом этой дружбы стал известный гитарный дуэт «Два друга» (соч. 61), в котором Сор выявил и собственные исполнительские возможности, и блестящую виртуозность своего друга.

В последние годы своей жизни Ф. Сор занимал­ся в основном педагогической деятельностью. Им создан «Трактат о гитаре», в котором освещены все тонкости гитарной техники того времени. Этот труд получил признание и известность во Франции, Англии и России.

Композитором написано свыше семидесяти со­чинений для гитары (сонаты, рондо, фантазии, ва­риации, этюды, дуэты и другие пьесы).

Гитара в XVI—XVIII веках

В XVI в. в Испании гитара становится подлинно народным инструментом; к четырем струнам, из­вестным еще с древних времен, прибавляется пя­тая, и с этого времени гитара получает испанский строй (Е, Н, G, D, А) и название испанской гита­ры. Струны на ней были сдвоенными, и только пер­вая ставилась иногда одинарной.

Пятиструнная гитара начинает успешно конку­рировать с популярными в то время лютней и виуэлой, своими ближайшими родственницами.

Появляются учебные пособия и табулатурные сборники (табулатура — запись музыки, распро­страненная до начала XVIII в.), где печатались старинные испанские танцы: чаконы, пассакалии, сарабанды, фолии и другие, а также испанские пес­ни и романсы. Постоянно ведутся поиски усовер­шенствования конструкции инструмента и техники игры на нем.

Выдвигается целый ряд блестящих виртуозов и композиторов-гитаристов: Г. Санз (1640—1710); Ф. Корбетта (1620—1681), служивший при дворах испанского, французского и английского королей; его ученик Р. де Визе (1650—1725), придвор­ный гитарист и лютнист французского короля Людовика XIV; Ф. Кампион (1686—1748) и многие другие.

В конце XVIII в. испанская гитара приобретает современный внешний вид: добавляется шестая струна (Е), сдвоенные струны заменяются одинар­ными. С этого времени шестиструнная гитара на­чинает свое триумфальное шествие по странам мира.

И где Чехов?

– Андрей Иванович, мы отмечаем, с одной стороны, истощение общей культуры, с другой стороны, если говорить о том же театре, никогда, наверное, не было столько его вариаций. Моноспектакли, иммерсивные постановки, масса независимых театров. Да и в классических театрах поиски форм, режиссёрские эксперименты. Но привлечение зрителя разными способами приводят иногда к тому, что от той же классики ничего не остаётся. В афише значится Чехов, а в спектакле от Чехова разве что имена героев. 

– Мне трудно судить, но уверен, что погоня за кассой, за эпатажем, за зрителем любым путём, любой ценой облегчает и примитивизирует театр. Хочется штаны всё ниже и ниже снять, чтобы привлечь к себе народ любого уровня. Конечно, это плохо.

Общество, хотим мы того или нет, выражает ту или иную потребность. Востребовано – значит, появится, выползет через любую щель и будет съедено. И критики обязательно найдутся. Те, кто крикнет: «Браво! Смело!» Лишь общее здоровье, я уверен, того же самого общества, его культурный уровень и, как следствие, выработанный вкус сами обеспечат естественный отбор. Пошлое, низкое и гадкое отомрёт само, отсохнет по ненужности. Коллективный иммунитет, если хотите, – это не только к вирусу применимое понятие, вот и упираемся мы опять в то же воспитание: игра вдолгую, длительный это процесс. Запрещать нельзя, а вот выбор за нами.


Люди тянутся к звёздам. Театр Пушкина откроет новые сцены
Подробнее

– Но вот с удовольствием вы высказались в соцсетях о спектакле «Горбачёв», недавно прошедшем в Красноярске в рамках фестиваля «Театральный синдром». Чувствовалось, что вам послевкусие по душе.

Статья по теме

По законам космоса. Дирижёр о трендах в искусстве, генах и творческих людях

– Совсем скоро в Москве на фестивале «SOLO» вы будете представлять свою «Паранойю». Спектаклей будет двадцать, но вот тех, где и режиссёр, и исполнитель, он же автор, всего два – ваш и спектакль Евгения Гришковца. Желаем удачного выступления! И всё же про новый сезон. Что ещё?

– «Отдельный театр» начал работу над новым спектаклем. Сложно выбрать пьесу, мы в поиске сейчас. Читаем, пытаемся заразиться, добавить. Идёт рутинная подготовительная работа. Но премьера обязательно случится. К тому же вскоре уезжаю в Чечню на фестиваль национальных театров, буду там в качестве члена худсовета. А затем уже и с «Паранойей» в столицу. Удачи нам всем!

Откровения дурачка-параноика

– Среди множества ярких фраз Василия Шукшина есть такая: «В дурачке, который ходит у нас по улице, больше времени – эпохи, чем в каком-нибудь министре». Ваш спектакль «Паранойя» стал в какой-то мере откровением дурачка – параноика, запертого в стенах собственного дома. Как появилось произведение?

– Так и появилось. Сидел, как дурачок, на вынужденном карантине и писал. То, о чём думаю, что тревожит и бесит. О том, что, я считаю, мы утратили безвозвратно и что ещё имеем возможность спасти, если не будем делать вид, что не замечаем очевидного.


Семья «зелёных лампочек». Как любовь к музыке объединила разных людей
Подробнее

«Я параноик, мне можно. Я считаю, мы сами неучастием своим и своими руками участвуем в единой глобальной беде и скоро окажемся в полной…» Я просто говорю людям: давайте думать, прежде чем что-то принимать на веру. Абсурдность многих вещей лежит на поверхности. Что же мы такие недумающие люди?! Я спрашиваю: это только мне так кажется? Может, это моя паранойя, мои страхи? Буду тогда с этим бороться. Нет, говорят люди в ответ, и нам так кажется.

«Паранойя» моя очень созвучна с позицией Марии Шукшиной и её круглыми столами. Мы думаем одинаково, и тревожит нас одно и то же. Думающих так большинство. Но какой-то процент думает, что лучше приспособиться. Потому что есть своё тёплое местечко, и его надо беречь. Но это тупиковый путь, потому что не спрячешься, и завтра коснётся каждого, если сегодня ты молчишь.

Статья по теме

«Меня называют старомодным». Мариус Стравинский — о музыке и конкуренции

9 Джефф Бек


Знаменитый гитарист британского происхождения — Джефф Бек, удостоился девятой строчки. В “копилке достижений” рок-звезды числится семикратное получение престижной премии “Грэмми”. Многие называют исполнителя наиболее техничным, рискованным и искусным профессионалом игры на гитаре, среди прочих музыкантов.

Харизматичный брюнет появился на свет 24 июня 1944 года в Лондоне. Будучи шестилетним ребенком, он уже стал активно интересоваться искусством и грезил о сцене. Подросток даже пытался самостоятельно смастерить музыкальный инструмент. Карьеру исполнителя предопределило знакомство с Джимми Пейджем. Именно он помог Беку сделать первые шаги к славе.

Джефф участвовал в коллективах “Nightshift” и “Rumbles”, где совершенствовал свое мастерство, позже — присоединился к группе “Tridents”. Не желая останавливаться на достигнутом, музыкант создал собственный ансамбль — “Jeff Beck Group”, выпустив два мега-популярных альбома.

Среди сольных альбомов гитариста стоит выделить:

  • “Blow by Blow”.
  • “Wired”.
  • “There & Back”.

На данный момент, число студийных дисков звезды, достигло одиннадцати.

Гитара в Европе

Перейдя из Азии в Европу, самбук с течением времени у разных народов менял свое название (пектис, магадис), но в конце концов стал известен под названием азиатской китары или просто кита­ры (китарры). В Афинском национальном музее есть скульптурное изображение исполнительницы на этом инструменте. Изображение датируется 400-м годом до н. э.

В I тысячелетии н. э. в европейских странах Средиземноморья была распространена латинская гитара, популярный у древних римлян музыкаль­ный инструмент, родственный китаре. К XII в. она была уже хорошо известна в Европе, встречаясь в трех- и четырехструнном исполнении (в отдельных ее разновидностях число струн было большим).

Расцвет музыкальной культуры Европы в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) благотворно сказался и на развитии гитарного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector