Римский император комод

Казни Коммода

Несчастный случай, который произвел гибельную перемену в образе действий Коммода, был следующий. Однажды вечером (183 г.) император шел из амфитеатра; в темном, узком портике убийца, подстерегавший его, бросился на него с обнаженным мечом, воскликнув: «Это посылает тебе сенат!» Прежде, чем убийца мог нанести удар, он был схвачен телохранителями Коммода, и сознался, что был подослан убить императора его сестрою Луциллой. Она была замужем за , a после его смерти вышла замуж за сенатора Клавдия Помпеяна. Она была недовольна тем, что занимала не первое, a второе место во дворце, завидовала императрице. Её второй муж был человек превосходный, непоколебимо верный обязанностям, и она не открыла ему своего замысла. Луцилла вела такой же образ жизни, как её мать Фаустина, имела много любовников, и между ними нашлись разорившиеся честолюбцы, готовые служить орудиями её властолюбия. Соучастники заговора были наказаны смертью; Луциллу Коммод сначала сослал, а потом казнил.

Этот случай произвел неизгладимое впечатление на робкого и подозрительного императора. В ушах Коммода постоянно звенели слова, сказанные убийцей, и он видел смертельных врагов во всех сенаторах, во всех людях, возвышавшихся над толпою знатностью или богатством. Доносчики, почти совершенно исчезнувшие из Рима при Антонине Пии и Марке Аврелии, снова занялись своим ремеслом, запугивали трусливого императора выдуманными опасностями и заговорами, преследовали фальшивыми обвинениями всех уважаемых обществом людей. Все, что дает почетное положение в обществе, было преступлением. Богатство возбуждало усердие доносчиков, потому что часть добычи доставалась им; честная жизнь была немым порицанием разврата Коммода, заслуги, оказанные государству, были доказательствами ума и энергии, опасных императору; кто пользовался доверием отца, те все были ненавистны сыну. Подозрение равнялось улике, обвинение было осуждением на смерть. Казнь влиятельного сенатора вела к надобности казнить всех, жалевших о нем: они могли пожелать отомстить за него. Раз отведав человеческой крови, император Коммод уже не знал ни сострадания, ни раскаяния.

В числе казненных Коммодом совершенно невинных людей историк Дион говорит о двух братьях Квинктилии Кондиане и Квинктилии Максиме, людях замечательных образованностью, военными подвигами и горячей братской любовью. Они вместе занимались учеными трудами (написали прекрасный трактат о сельском хозяйстве); все их труды и удовольствия были общие; и умерли они вместе. Они были люди честные, заслуженные, богатые, потому прислужники Коммода нашли их опасными.

Семья и дети

Антоний Пий контролировал и личную жизнь Марка, поэтому не допустил заключения брака своего приемного сына с девушкой, которую звали Цейония. Вместо этого, его обручили с дочерью Пия – Фаустиной. Поженились молодые люди в 145 году.

Фаустина оказалась неверной супругой, и стала изменять мужу через несколько лет после бракосочетания. Историки считают, что это было связано с постоянной занятостью Марка Аврелия на государственных должностях и в походах. Жену императора видели в компании с актерами театра, матросами, завсегдатаями кабаков, гладиаторами. Слухи о похождениях супруги доходили и до Марка Аврелия, но он не решался расторгнуть брак, который был благословлен его любимым приемным отцом.

Такое поведение Фаустины не отвернуло мужа от нее. Он и дальше продолжал читать ей стихи, брал практически во все походы, любил ее.

Фаустина умерла во время похода в одну из провинций империи. Эта утрата подкосила правителя, он долго горевал по «матери лагерей», как Марк Аврелий называл свою супругу.

Общих детей у супружеской пары было 13, но выжили только сын Коммод, наследовавший отцу, и четыре дочери.

Первая дочь родилась в 147 году и ее назвали Анния. В честь этого события тогдашний император Антоний Пий возвел приемного сына в ранг трибуна. Прожила девочка до 165 года.

Других детей императора звали:

  • Гемеллус Луций и Анна Аурелия Луссилла (близнецы), мальчик умер в 150 г., а девочка вышла замуж за соправителя отца Луция Вера (умерла в 182 г.);
  • Титус Элиус Антонин, Титус Эллиус Аврелий и Домиция Фаустина (появились на свет после 150 г., скончались приблизительно в 161);
  • Адрианус (152-157 гг.);
  • Анния Ауреллия (159 — приблизительно 211 гг.);
  • Анния Корнифия (160 – приблизительно 211 гг.);
  • Тит Аврелий Фульвус (161-165 гг.), близнец Коммода;
  • Луций Аврелий Коммод (161-192 гг.);
  • Маркус Анниус (162-169 гг.);
  • Вибия Аурелия Сабина (170-217 гг.).

Преемник Марка Аврелия — его сын Коммод — вошел в историю мира и Рима, как грубый и невежественный правитель. Отец окружил его философами и поэтами, учителями этики, морали, но это не помогло. Коммод предпочитал общество актеров цирка, гладиаторов, мимов. Возможно, это было влияние генов, поскольку ходили слухи, что мать родила Коммода и его брата от одного из гладиаторов.

Семья и первые годы жизни

Будущий император Рима появился на свет в 121 г. в семье Домиции Луциллы и Анния Вера, который был представителем древнего итальянского рода Анниев Веров. Многие из членов этого клана считали себя прямыми потомками царя Нумы Помпилия (715-633/633 гг. до н.э.). Род был признан патрицианским только через много-много столетий, когда на трон взошел император Веспасиан. Случилось это в 79 году нашей эры. При нем список патрициев Рима был обновлен за счет внесения в него многих знатных семей, в том числе и Анниев Веров.

При рождении мальчик получил родовое имя – Марк Анний Вер. Его родной отец умер вскоре после появления Марка на свет, и ребенка усыновил Публий Катилий Север, из-за чего имя мальчика было изменено на Марк Анний Катилий Север.

Семья ребенка была знатной и постоянно находилась при императорском дворе

Поэтому не удивительно, что на Марка внимание обратил сам правитель Рима – Адриан. Именно он отметил необычные способности малыша, его тягу к знаниям и наукам

Император приказал отдать мальчика в школу, где преподавали лучшие учителя того времени. Так Адриан отдавал долг памяти Публию Катилию Северу, умершему в 139 г. После этого его воспитанием занялись два выдающихся человека древнего Рима – император и родной дедушка мальчика Анний Вер. Обсудив дальнейшую судьбу своего внука с правителем империи, дед выбрал для ребенка нового приемного отца. Им стал Антонин Пий, который вскоре сам стал правителем Рима. Его женой была сестра родного отца Марка. Выбор приемного отца не был случайным – и Адриан, и дед, и Антонин Пий готовили мальчика к тому, чтобы он вскоре занял государственную должность. В древнем Риме это можно было сделать, только обладая знаниями и властью. Последняя передавалась исключительно по наследству от отца к сыну. Римское законодательство позволяло гражданам делать своими наследниками не только родных сыновей, но и приёмных. Поэтому государственные деятели часто выбирали себе достойного приемника, усыновляли его и соответствующим образом обучали, чтобы потом сделать наследником состояния и должности. Именно так случилось с юным Марком Аврелием.

В возрасте 6 лет Адриан решил присвоить Марку титул всадника, сменив ему заодно и имя на Марк Аврелий Антонин Вер. Для того чтобы проверить способности мальчика, император каждый день давал ребенку много заданий, которые он всегда выполнял.

В восемь лет Марка включили в специальную коллегию жрецов – салиев, служивших Марсу. Когда воспитанник императора и Антонина Пия достиг возраста 16 лет, его назначили на должность устроителя и распорядителя латинских праздников, пиров и мероприятий, на которых неизменно присутствовал император Адриан. Уже в столь юном возрасте у Марка проявились те качества, которые позже сделают его по-настоящему великим императором: любовь к правде, честность и справедливость. Поэтому и его фамилию — «Вер» — друзья и учителя немного изменили на «Вериссимус», что в переводе с латинского языка значило «справедливейший».

Личная жизнь цезаря и его безвременная кончина

Все римские императоры, и Марк Аврелий не исключение, должны были вовремя жениться и произвести на свет потомство. Личная жизнь их зачастую складывалась не лучшим образом, ведь браки заключались вовсе не по любви, а ввиду политических интересов.

Супруга и дети: моральный облик жены

Анния Галерия Фаустина, более известная в истории с определением Младшая, была дочерью Антонина Пия. Женив Марка на ней, он фактически сделал его наследником – усыновил. Свадьбу сыграли в апреле сто тридцать восьмого года, когда будущий император едва только стал квестором. Она родила супругу тринадцать детей, выжить из которых суждено было только четверым.

  • Луций Элий Аврелий Коммод.
  • Анния Аврелия Галерия Луцилла.
  • Анния Аврелия Галерия Фаустина.
  • Вибия Аврелия Сабина.

Внешность ее отличалась хорошей фигурой, правильными чертами лица и выпученными глазами. Скорее всего, она страдала от Базедовой болезни, которая впоследствии передалась ее сыну Коммоду. Ходили слухи о крайнем легкомыслии этой женщины, и даже распутстве. Якобы она умудрилась привлечь в свою постель сводного брата своего мужа, а потом отравила его. Марку неоднократно докладывали о «подвигах» жены, но он считал, что собственным благочестием с лихвой перекрывает все мелкие грешки. Впоследствии Аврелий никогда в своих записках не говорил о Фаустине плохо. Она участвовала во всех его военных вылазках, а солдаты даже прозвали ее Матерью Лагерей (Mater Castrorum).

Смерть рассудительного императора и память о философе на троне

Отправляясь в поход против германских племен, Марк Аврелий никак не мог подумать, что вернуться ему уже не суждено. В сто семьдесят шестом, как раз в самый разгар военных действий, скончалась от чумы его жена. Особой любви меж супругами не было, но женщина делала все, что должна была в военной операции – помогала с ранеными, поднимала боевой дух, готовила пищу.

Вскоре признаки страшной болезни обнаружились у него. Семнадцатого марта сто восьмидесятого года он скончался в страшных муках в местечке Виндобона, неподалеку от Вены. Тело его было доставлено в Рим и предано вечному покою в замке Святого Ангела, более известному под названием Мавзолей Адриана. После смерти его жена и сам император были официально обожествлены.

Бронзовая статуя Марка Аврелия была изготовлена еще при его жизни, до сто восьмидесятого года. Установить ее решили на склоне у Капитолия, как раз напротив Форума. Ее одну, ошибочно приняв за изображение канонизированного Константина I Великого, пощадила христианская церковь в Средние века во время снесения языческих памяток. С шестнадцатого столетия эту статую можно увидеть на Капитолийской площади. В шестьдесят четвертом году двадцатого века на экраны вышла кинолента под названием «Падение Римской Империи», в которой роль Марка отлично исполнил Алек Гиннесс.

Цитаты Марка Аврелия: высказывания римского императора

Приставлять одно добро к другому настолько плотно, чтобы меж ними не осталось ни малейшего просвета, – это я называю наслаждением.

Наша жизнь только то, что мы сами думаем о ней.

Вред обычно терпит тот, кто в заблуждениях и невежестве продолжает упорствовать.

Всегда говорить правду, это — не усилие воли, а обычная привычка.

Единственный метод мести злейшему врагу – не походить на него ни в чем.

Ни с кем не может случиться такого, чего он не смог бы выдержать.

Настоящее – это только мимолетные эпизоды вечности.

Ни один человек не сможет счастливым, пока сам не сочтет себя таковым.

Коммод – гладиатор

Сыну Марка Аврелия было бы легко навсегда сохранить за собою любовь изнеженного римского народа, если б он не нарушал всех правил пристойности. Императору Коммоду не повредило бы неудовольствие сенаторов: толпа восхищалась играми и праздниками, которых много давал он ей, сам наслаждаясь ими. Но в его правлении не было ничего такого, чем хоть сколько-нибудь прикрывались бы гнусности его частной жизни. Сын государя, ставившего знание и мудрость выше всего, Коммод с детства выказывал отвращение к умственным занятиям, ко всему благородному. Император любил только развлечения грубой черни: игры цирка, гладиаторский бой, бой с дикими зверями. Отец пригласил в Рим для него самых лучших преподавателей; их уроки были скучны, отвратительны ему. Коммод нашел себе других наставников – мавра и парфянина, y которых усердно учился стрелять из лука и бросать дротик, и достиг необыкновенного мастерства в этих искусствах. Показывать это мастерство народу было величайшим его наслаждением. Когда Коммод сделался императором, он стал давать в гладиаторском цирке и в амфитеатрах великолепные игры, какие бывали при Нероне и Домициане; их занимательность для черни увеличивалась тем, что главным бойцом на арену выступал сам император.

Статуя Коммода в образе Геркулеса. Ок. 191-192 гг.

Но в своем подражании этому герою император Коммод не доходил до того, чтобы подвергать свою жизнь опасности при убивании хищных зверей: их сотнями отпускали из зверинцев на арену, они бегали по песку, a римский Геркулес стоял за крепкой решеткой в полной безопасности; меткие стрелы, острие которых имело форму полумесяца, поражали львов, тигров, слонов, пантер, жираф, перерезали длинную шею страусов, a до героя-гладиатора никак не могли допрыгнуть жертвы его искусства. При фехтовании с гладиаторами Коммод имел шлем, щит и меч, – был, как это называлось y римлян, гладиатором-секутором, a его противник имел своим оружием только трезубец и сетку, бросаемую на веревке, подобно аркану.

Говорят, что Коммод одержал в таком гладиаторском бое победу 736 раз. Сенат должен был присутствовать при подвигах императора; только Помпеян, муж сестры императора Луциллы, осмеливался не бывать тут. Славные победы императора-гладиатора записывались в государственных документах, и Коммод доходил в своем позоре до того, что брал за свои гладиаторские труды громадное вознаграждение, для уплаты которого был установлен новый налог. Вообще он был изобретателен в деле добывания денег на свое мотовство. Дион говорит, что сенаторы, в том числе и он сам, жены и дети сенаторов должны были дарить императору в день его рождения по две золотые монеты, a члены правительственных советов других городов по пяти драхм.

Эта сторона жизни Коммода отражена в знаменитом фильме Ридли Скотта «Гладиатор» (2000 г.). Образ императора-любителя гладиаторских боёв создал в нём актёр Хоакин Феникс.

Образ императора Коммода в фильме Ридли Скотта «Гладиатор» (2000)

Имена и титулы

Последовательные имена

  • , родился LVCIVS • AVRELIVS • COMMODVS
  • , получает титул «  Цезарь  » (наследник престола): LVCIVS • AVRELIVS • COMMODVS • CAESAR
  • , берет с отцом титул «  Германик  »: LVCIVS • AVRELIVS • COMMODVS • CAESAR • GERMANICVS
  • , берет со своим отцом титул «  Сарматик  »: LVCIVS • AVRELIVS • COMMODVS • CAESAR • GERMANICVS • SARMATICVS
  • , получает титул «  Император  »
  • , связанный с Империей через своего отца: IMPERATOR • CAESAR • LVCIVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • GERMANICVS • SARMATICVS
  • , открывает Империю: IMPERATOR • CAESAR • MARCVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • GERMANICVS • SARMATICVS
  • , принимает титулы «  Пий  » и «  Germanicus maximus  »: IMPERATOR • CAESAR • MARCVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • PIVS • SARMATICVS • GERMANICVS • MAXIMVS
  • , принимает титул «  Британикус  »: ИМПЕРАТОР • ЦЕЗАРЬ • MARCVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • PIVS • SARMATICVS • GERMANICVS • MAXIMVS • BRITANNICVS
  • , принимает титул «  Феликс  »: ИМПЕРАТОР • ЦЕЗАРЬ • MARCVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • PIVS • FELIX • SARMATICVS • GERMANICVS • MAXIMVS • BRITANNICVS
  • , меняет свое название на IMPERATOR • CAESAR • LVCIVS • ÆLIVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • PIVS • FELIX • SARMATICVS • GERMANICVS • MAXIMVS • BRITANNICVS

Титулы и магистратуры

  • Консул в 177 , 179 , 181 , 183 , 186 , 190 , 192
  • Pater patriae в 180 г.
  • Понтифик в 180
  • Известный Imperator в , , , , , , ,
  • Имеет полномочия трибунала в 176 человек , ежегодно обновляемых 10 декабря до 192 г.

Титулатура при его смерти

Во время его убийства в его названия было: ИМПЕРАТОР • CAESAR • LVCIVS • ÆLIVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • PIVS • FELIX • SARMATICVS • GERMANICVS • MAXIMVS • BRITANNICVS, HERCVLES • ROMANVS, понтифик • MAXIMVS, TRIBVNICIAE • potestatis • XVIII , ИМПЕРАТОР • VIII , CONSVL • VII , PATER • PATRIAE

Взлёт на вершину власти

Императору Луцию Аврелию Коммоду, можно сказать, везло с детства. Четыре предшественника его отца по разным причинам остались без наследников мужского пола. Их места занимали приёмные сыновья. У отца же Коммода — Марка Аврелия — было 12 детей, в том числе три сына. Двое умерли в раннем возрасте, поэтому Коммод ещё ребёнком стал официальным наследником. Его отец, полководец и мыслитель, оставивший 12 философских сочинений, дал сыну разностороннее образование. Учителями будущего правителя были греческие и римские философы, историки, поэты. Полководческим искусством он овладевал в военных походах с отцом, получая при этом награды и воинские титулы. В 16 лет «античный тинейджер» стал самым молодым в римской истории главнокомандующим легионами. Ещё через год отец провозгласил его соправителем. Когда в 180 году Марк Аврелий умер, Коммод стал императором самой могущественной державы мира.

Форма римских солдат.

Это любопытно!

Солдаты античного Рима времен императоров.

Центурион – командир центурии, назначался полководцем, из опытных солдат, по своему социальному положению оставался солдатом. Носил латы (нагрудный щит), его вооружение — длинный меч (спата)

Легионер во фрагментированных доспехах, его вооружение — короткий меч (гладиус)

Короткий гладиус проигрывал в индивидуальном бою против длинного меча, но был эффективен при сражении в строю, рубящие удары считались предварительными, а убивали в основном колющими ударами, что удобно было делать предметом, напоминающим кинжал. Более длинный меч (спата) оказался впоследствии более удобным, видимо, римская дисциплина и умение биться в строю заменились индивидуалами, рыцарями и пр.

Преторианец. Преторианская гвардия была учреждена Августом для личной охраны, играла важную роль при смене императоров, три когорты (в когорте 500 солдат) находились в Риме, шесть в других италийских городах

Бронзовая статуя изображает легионера в сегментированных доспехах, Британский музей. Лондон. На бронзовом римском пехотном шлеме видны пластины для щек и шеи.

Также по этой теме:

Николай I и изобразительные искусства. Часть 3

Последние три года жизни К.П.Брюллова

Как травили Брюллова. А что сейчас?

Как поспорил М.А.Лифшиц и А.М.Дымшиц или давно забытые имена

Контрапост, хиазм и пондерация

Парные скульптуры. Часть 1. 

Лучше бы он в баню не ходил…

Лишь однажды императору не удалось опередить заговорщиков. 31 декабря 192 года любовница Коммода Марция, вольноотпущенник Эклект и преторианский префект Лет случайно узнали, что император решил их казнить. Они не стали ждать, пока он это сделает, а ворвались в его покои и убили Коммода. Учитывая то обстоятельство, что он в одиночку справлялся со львом, можно предположить: убийство произошло в тот момент, когда император не мог оказать сопротивление. В некоторых источниках указывается, что атлет по имени Нарцисс задушил императора в то время, когда тот принимал ванну!

Как только о смерти императора было объявлено, народ устроил на улицах Рима гулянье, а Сенат приказал разбить все статуи и уничтожить его имя. Календарь вернули прежний, о Золотом веке было приказано забыть. По иронии судьбы это случилось вне желания сенаторов. Первый же римский император после Коммода, которого звали Публий Гельвий Пертинакс, продержался во главе государства ровно четыре недели и был убит своими политическими противниками. Второй — Дидий Юлиан — продержался чуть дольше — ровно два месяца — и тоже был убит. Справедливости ради следует сказать, что в тот раз трон фактически был продан с торгов преторианцами знатному сенатору Дидию Юлиану. Третий — Песценний Нигер — около полугода. Причина смерти — был убит солдатами. Четвертый — Клодий Альбин, — не усидев на троне семи месяцев, покончил с собой после разгрома в битве с Септимием Севером.

Я не хочу утомлять читателей этим длинным списком «посткоммодных» императоров, у большинства из которых в графе «причина смерти» стоит «убит». Достаточно сказать, что если до Коммода во II веке царствовало 5 императоров, то после его смерти и в следующем веке на троне побывало 57 человек; иногда за год успевало смениться до 6 императоров.

Ну и кто будет спорить с тем, что с императором-гладиатором «Золотой век» завершился?!

10 Он чуть не обанкротил Рим, сыграв гладиатора – He Nearly Bankrupted Rome By Playing Gladiator

Источник фото: Edwin Howland Blashfield

Мы говорили вам раньше об одержимости Коммода игрой в гладиатора. Постоянные читатели, возможно, уже знают, как он раздевался догола, выходил на арены и бил людей с физическими недостатками в голову перед ревущей толпой римских граждан. Но мы не сказали вам, насколько серьезной была эта проблема.

Коммод не был похож на обычного гладиатора. Он был жестоким, даже по меркам людей, которые избивали друг друга до смерти для развлечения публики. Он заставлял гладиаторов приходить к нему домой и тренироваться с ним. Приглашение означало почти верную смерть; никто не посмел бы победить его, а когда он выигрывал, он не проявил бы милосердия. Удачливый покинул свой дом с отсутствующими носами и конечностями, а неудачники так и не остались живы.

Когда боевой гладиатор пытался спасти жизнь своего противника, Коммод останавливал его. Жаждущий крови, он связал гладиаторов вместе и заставил их сражаться, пока один из них не умрет – иначе они никогда не были бы освобождены.

Убийство – не обычное времяпрепровождение, но оно даже подорвало экономику . Каждый раз, когда он появлялся на гладиаторской арене, Коммод взимал с государства миллион сестерциев за свое появление. Его любовь к убийству не просто стоила жизни – она ​​помогла римской экономике приблизиться к полному краху.

Способности[]

  • Как и Нерон, Коммод — бог-император, и является довольно могущественным.
  • Тем не менее, его способности ограничены. Так, он не смог определить местонахождение Мэг Маккаффри, что указывает на то, что он слабее «настоящих» богов. Также он не может абсолютно свободно использовать свои силы. Это возможно из-за отсутствия сферы власти, которая зачастую определяет силы божества.
  • Бессмертен, хоть и очень ограниченно. В отличие от богов, которые могут в какой-то степени существовать и без поклонения, Коммод и Нерон оба не могли прожить больше недели и были близки к смерти, когда о них забыли.

Слуга Рима — Проксимо

В отличие от Коммода и Максимуса, которые практически не меняют собственные убеждения и ценности между началом и концом истории, преображение работорговца и хозяина школы гладиаторов Проксимо, проходит в классическом ключе развития образа. В первый раз этот персонаж предстает перед нами расчетливым бизнесменом, который не ставит старые знакомства выше дела, как и человеческие жизни выше жизни жирафов, за которых он дает больше денег. Проксимо предельно честен, как с собой, так и со своими подопечными, когда говорит, что он собирается заработать на их смерти. Приглашение вернуться в Рим, после пяти лет запрета боев и скитаний по провинциям империи, теперь приносит ему еще больше золота. Небольшие арены в пустыне уступают место величественному Колизею с его пяти десятью тысячи зрителей и императором среди них.

Когда-то Проксимо сам был гладиатором, причем легендарным настолько, что смог получить свободу от самого императора Марка Аврелия. Его ожесточенное сердце, как мы видим, не пылает особым сопереживанием к таким же рабам, умирающим ради его же обогащения. Но фильм Гладиатор Ридли Скотта тщательно готовит нас к апогею преображения этого образа, которым становится смерть. Проксимо негодует, узнав о неравномерных силах на арене, против его воинов. Он верит в то, что, если ты умелый воин и умеешь управлять толпой – ты способен вершить свою судьбу, как это сделал он однажды. Он не подстраивал боев, когда работал в провинции и давал всем рабам шанс проявить себя, что и показал Максимус, став для публики тем самым “Испанцем”.

Так как лейтмотивом всего фильма выступает вопрос чести, и образ Проксимо пропущен сюжетно через него. Он переживает и радуется за своих гладиаторов во время первой массовой битвы в Колизее. Нам намекают, что он руководствуется не страхом и не только наживой, помогая организовать встречу генерала с сестрой императора, а после с сенатором Граком. Он уважает покойного императора Марка Аврелия, называет его своим другом. Пожалуй, апогеем перемены его отношения к происходящему становится диалог с Максимусом. Сначала Проксимо ссылается на свой статус бизнесмена и отказывается принять участие в мятеже. Но после того, как он слышит фразу: “He killed a men who set you free” (Он убил человека, даровавшего тебе свободу), лицо актера выражает настоящее противоречие эмоций.

После этого мы видим Проксимо, который игнорирует выкрики императорской гвардии. Мы на секунду сомневаемся, куда он идет с ключами, до момента, как понимаем, что к камере генерала. Проксимо говорит, что друзья Максимуса умеют убеждать, подразумевая якобы снова деньги. Однако он прекрасно осознает, что сейчас стража прорвется через ворота и всему его делу придет конец. Проксимо понимает, что жить ему осталось всего несколько минут, поэтому в последние из них он поступает по чести. Даже с уст работорговца сходят философские изречения о том, что все это, в конечном итоге, и они сами – лишь “тени и пыль”

Спокойное принятие смерти со спины символизирует конец пути этого харизматичного героя, более важного для сюжета, чем может показаться поначалу

Палач Рима – Квинт

Квинт представляет собой почти бесправный образ марионетки системы, которая вынуждена служить тем приказам, которые поступают. Без всяких сомнений, он готов был выполнить любой приказ от Марка Аврелия, даже преступный, ведь это его император. Гвардия присягает правителю империи на верность. В начале событий фильма Квинт и Максимус показаны товарищами и друзьями. Не совсем понятно, что глава Преторианской гвардии делает в пылу боя и почему управляет частью войск, по поручению генерала, но это уже вопросы к исторической достоверности, а не художественной ценности картины. Возможно, самый неоднозначный персонаж фильма, в меньшей степени, чем другие, ответственный за свою собственную судьбу.

Перспектива убить Максимуса и, по явному приказу Коммода, расправиться над его семьей, не приносит ему радости. Квинт принимает приказ бесстрастно, как верный служитель воли своего господина. Когда гладиатор “Испанец” раскрывает свою личность перед императором, Квинт также ошеломлен. Это подрывает его положение, ведь приказ не был исполнен, и он знает, что Максимус перебил стражу и скрылся. Возможно в его решении не раскрывать Коммоду правду скрыт не только страх, но и возможность, которую он дал старому другу. В последней сцене Квинт, что кажется фантастикой, отказывается спасти жизнь своему императору и запрещает гвардейцам дать меч, как поступает и сам. Таким образом, к концу истории он также становится на путь чести, уходя от бесчестия прошлых деяний. Он выслушивает последние слова Максимуса и волю Марка Аврелия, освобождает заключенных и помогает нести тело павшего героя. Оставив труп своего владыки сохнуть на песке арены.

В популярной культуре

  • Злого и крайне самовлюбленного Коммода сыграл канадский актер Кристофер Пламмер в классическом эпическом фильме «Падение Римской империи» (1964) режиссера Энтони Манна. Этот фильм изображает все правление этого императора, от смерти Марка Аврелия до его убийства в битве против вымышленного героя Ливия.
  • В лауреате премии «Оскар» за лучший фильм « Гладиатор» (2000) вымышленный Коммод выступает в роли главного антагониста фильма. Его играет актер Хоакин Феникс в спектакле, который был номинирован на премию « Оскар» 2001 года в категории « Лучший актер второго плана» .
  • Персонажа из видеоигры Ryse: Son of Rome 2013 года зовут Коммод, и он является одним из главных антагонистов игры. Сын императора Нерона , он имеет несколько общих черт с историческим Коммодом.
  • Коммод — второстепенный антагонист в видеоигре Colosseum: Road to Freedom 2005 года . Игрок может сразиться с Коммодом в игре, который одевается как бог Геракл. Игра позволяет себе вольность с событиями, окружающими его смерть, причем на самом деле его убивает игрок, а не борец Нарцисс.
  • Его история пересказывается в документальном мини-сериале 2017 года « Римская империя: Царство крови» . В этой версии Нарцисс убивает Коммода после того, как узнает, что противники на арене Императора были вооружены только мечами без лезвий. Хотя он душит Коммода, это происходит после того, как он изначально вызвал его на дуэль, и происходит не в его ванне, а в то время, когда он готовится к этому. Аарон Якубенко изображает Коммода в сериале.

Коммод появляется как один из антагонистов популярных юношеских фантастических романов «Испытания Аполлона» . Он стал второстепенным богом после своей смерти и дожил до наших дней вместе с двумя другими римскими императорами Калигулой и Нероном . Кроме того, он был убит богом Аполлоном , который был его любовником, но замаскировался под Нарцисса, чтобы убить его и положить конец его тирании. В наше время он пытается отомстить Аполлону, который был изгнан с Олимпа Зевсом как смертный, пока он не исправит свои ошибки. Коммудус в конечном итоге убит в четвертой книге серии.

Источники

Основные литературные источники , касающиеся Коммода в основном Римская история из Диона Кассия , то история о Ирода и История Августом . Дион допускает хорошую ретроспективу, его считают надежным историком, но, будучи сенатором , он почти не ценит Коммода. Его правление описывается в книгах LXXII и LXXIII, которые, однако, утеряны, остается только сокращение . Иродиан освещает правление, будучи одновременным с событиями, но кажется, что он использовал Дион Кассий и Марий Максим в качестве источников. Как и Дион, он сравнивает Коммода и Марка Аврелия , которого считают идеальным правителем. Наиболее подробно источник является Histoire Auguste , таинственной и поздно работой фальсификатора применения многих недостоверных и вычурных деталей. Несмотря на обычные оговорки относительно точности работы, описания принимаются, потому что биография Коммода — одна из «главных жизней», наиболее достоверная. В качестве источника автор использует Мариуса Максима , явно надежного биографа, чьи труды утеряны . Возможно, он также использовал Иродиана и Диона, работы которых он знал. В перегибы, согласно Андре Chastagnol , будет больше из — за Maximus , кто бы транспонировали тиранические топос из Калигула , Тиберий , Нерон или Vitellius из двенадцати цезарей из Светония , несколько отрывков из которых перекрывают друг друга. В нумизматики и эпиграфики также внесли свой вклад. Более поздние свидетельства, такие как историки, аббревиатуры и поэты, в основном используют клише латинских авторов, которые по идеологическим и политическим причинам сыграли значительную роль в развитии его черной легенды .

В действительности, «правление Коммода, что бы ни говорили его биографы, малоизвестно», и написать достоверную биографию этого императора сложно, поскольку именно эти враждебно настроенные латинские авторы обеспечивают римскую историографию большей частью ее источников. Критическое чтение великих исторических текстов , завещанных в Римской империи , таким образом , показывает , что счета историков , такие как Тацит , Светония и Дион Кассия является произведением сенаторского контрпропаганды противодействующего имперской пропаганды из тех римских династий , которые, когда пропагандировались бы авторитарный режим стремление уменьшить привилегии сенаторов или даже унизить эту социальную элиту , дает начало этим тенденциозным писаниям историков из сенаторской олигархии, которые вдохновили современную иконографию и историографию.

«Помимо этого массива текстов, искусство , нумизматика и эпиграфия также предоставляют ценные ресурсы. Таким образом, барельефы и официальные надписи дают нам ценные ключи к пониманию духа того времени. Многие дошедшие до нас бюсты Коммода служат конкретным свидетельством образа, который Император-гладиатор желает оставить потомкам. Точно так же нумизматика позволяет лучше узнать семью Коммода, а также имперскую идеологию, распространяемую монетами. Наконец, археология проливает дополнительный свет на состояние больной Империи за тридцать лет жизни этого императора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector