Княжна тараканова

Княжна Тараканова. Кто ты?

Достоверно об этой женщине известны только дата и место её смерти, а также описание внешности, оставленное Алексеем Орловым: «Росту небольшого, тела очень сухого, лицом ни бела, ни черна, а глаза имеет большие и открытые, цветом тёмно-карие, косы и брови тёмно-русые, а на лице есть и веснушки». Ни дата рождения, ни происхождение, ни даже настоящее имя этой красотки неизвестны.

Предполагают, что родилась она между 1745 и 1753 годами. Современники считали, что она дочь то ли нюрнбергского булочника, то ли пражского трактирщика, то ли польского еврея. Имена себе она придумывала сама, чаще всего добавляя к ним пышные титулы, и использовала их за свою недолгую жизнь великое множество. Именем княжна Тараканова её впервые назвали в печати спустя 20 лет после её смерти.

Первые упоминания о будущей претендентке на российский престол появились в европейских сплетнях и пересудах в конце 1760-х годов. Юная красавица — явно с пониженной социальной ответственностью — бороздила Европу, с легкостью перемещаясь из страны в страну, кружа головы мужчинам и облегчая их кошельки. Девушка была образована, знала несколько языков, разбиралась в искусстве и обладала светскими манерами, поэтому знатность её происхождения, которым она любила козырять, не вызывала сомнений.


Наиболее вероятный портрет княжны Таракановой. (Pinterest)

Сперва она охмуряла наследников богатых купеческих семейств, но вскоре начала крутить романы с представителями европейской аристократии. Самой завидной её добычей стал 36-летний граф Филипп Фердинанд фон Лимбург-Штирум. Он влюбился в юную авантюристку без памяти, специально для неё купил графство Оберштейн и усиленно предлагал ей руку и сердце

Видимо, спокойная жизнь в заштатном немецком графстве показалась Таракановой (будем называть её так) скучной: жениха она не отталкивала, благосклонно принимала его внимание и подарки, но замуж не торопилась. В 1772 году, незадолго до знакомства с Лимбургом, она впервые назвалась «княжной Володимир»

Это искаженное на парижский манер название русского города в вымышленном титуле заставляет предположить, что девушка уже тогда положила глаз на бескрайние просторы Российской империи.

На красавицу со славянским титулом обратили внимание знатные поляки — те, кто проиграл и потерял свои владения в результате недавнего раздела Речи Посполитой. По Европе поползли слухи о том, что в невестах у графа Лимбурга ходит истинная наследница русского престола, дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с графом Алексеем Разумовским

Сперва, новоявленная принцесса отказывалась от публичных комментариев, но слухи множились, и вскоре ей пришлось признать «очевидную истину»: да, настоящая Императрица Всероссийская именно она, а занимающая её законный трон Екатерина II — наглая узурпаторша.

В российских реалиях «княжна Владимирская» разбиралась слабо, чтобы её не уличили в этом, была придумана красивая легенда. Мама-императрица назвала её Лизой, в свою собственную честь. До девяти лет она росла при дворе любимой маменьки. Пётр III должен был быть всего лишь регентом до её совершеннолетия, но зловредно обманул девочку и забрал корону себе. С помощью верных соратников малютке удалось бежать в Персию, где она получила образование во дворце знатного вельможи. Со своим персидским благодетелем Лиза переехала в Лондон, где их пути почему-то разошлись. Ну, а дальше — хождение по европейским дворам, сокрытие своего происхождения и скорбь по поводу положения дел на несчастной родине, томящейся под гнётом Екатерины II. Первые известия, дошедшие до Европы о начавшемся восстании Пугачева, добавили в эту сказку несколько новых штрихов. Вождь восставших — её старший брат, воюющий за возвращение трона их семейству.

Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866) краткая биография

Автор картины �Княжна Тараканова�, Константин Дмитриевич Флавицкий, родился в Москве 13 сентября 1830 года в семье чиновника. Мальчик вскоре осиротел и целых семь лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него проявились рано, и это не осталось незамеченным. Флавицкий стал пенсионером Общества поощрения художников, а затем поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у профессора Ф. А. Бруни.

Первая крупная работа Флавицкого �Христианские мученини в Колизее� (1862 г., Русский музей) не имела успеха. Крамской справедливо назвал ее �трескучей и театральной, лишенной всякого самостоятельного отношения к действительности�. Появившаяся на свет, два года спустя, картина �Княжна Тараканова� принесла художнику большую известность.

Картина была написана на сюжет из русской истории. В основу ее положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей в уединении жила какая-то монахиня, �в миру� носившая фамилию Таракановой. Эта женщина для всех оставалась загадкой, находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.

Еще за рубежом он задумал написать картину, посвященную злосчастной судьбе знаменитой авантюристки. Об этом свидетельствует рисунок, сделанный в Италии и ныне хранящийся в Государственном Русском музее. Возвратившись из-за границы, Флавицкий в течение двух, лет писал «Княжну Таракановe», показав последний час княжны Таракановой не таким, каким он был в действительности.

На полотне была запечатлена легенда, а не историческая действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга , произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения.

Как свидетельствует кандидат исторических наук П.Канн, Тараканова была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же � каменный каземат с большим для тюрьмы окном. При Таракановой по личному приказу императрицы на ходились неотлучно трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу.

Выставку посетил Александр II. Его величество поморщился, увидев полотно, Флавицкого. Как-никак, ведь картина касалась деяний его прабабки. И царь повелелел в каталоге картин против произведения Флавицкого �Княжна Тараканова� сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины�.

Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. В.В.Стасов, выдающийся русский критик и деятель искусства, увидев иа выставе полотно Флавицкого, назвал его, �чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи�. Картина имела огромнейший успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом, в том числе на Всемирной выставке в Париже. Действительно, несмотря на некоторую идеализацию образа героини, художник вносит в картину ощущение реальной жизни, изображает �низменные� детали, которые раньше не осмелился бы ввести в историческое полотно художник-академист.

На картине � легенда, долго бытовавшая и, как мы видим, и продолжающая бытовать, даже в наше время. Но разве от этого умаляется та большая художественная сила полотна, с которой действует она на обозревающих ее посетителей Третьяковки?

Знаменитый собиратель произведений русской живописи Павел Третьяков обладал огромным художественным вкусом и пониманием подлинного, искусства. Вот почему, увидев �Княжну Тараканову�, он зажегся желанием приобрести ее. Переговоры начались с автором, а закончились с братьями Флавицкого.

Флавицкий умер 3 сентября 1866 года, тридцати шести лет,умер от чахотки в зените своей славы. Он работал в традициях академической школы и оставался в плену у историко-религиозных сюжетов. Место в истории русского искусства художник завоевал картиной �Княжна Тараканова�, которая и в наши дни пользуется любовью зрителя.

Связь Княжны Таракановой с властью наделёнными мужчинами

Письма турецкому султану благодаря хорошо поставленному сыску Екатерины до адресата не дошли, но княжна Тараканова об этом не знала и продолжала составлять разнообразные подложные документы. Авантюристка вошла во вкус и сочинила завещание придуманной матери, которое она показывала при первом удобном случае. Она бомбардировала своими претензиями на трон русского посла во Франции Панина. Иногда кажется, что княжна Тараканова действительно поверила, что она дочь царицы Елизаветы, и это и погубило её.»
Ее здоровье к этому времени было серьезно подорвано и все больше времени из-за кашля с кровью и лихорадочных припадков ей приходилось проводить в постели. Не смотря на болезнь мнимая княжна продолжала искать поддержку у Никиты Панина в Петербурге,  Густава Третьева в Стокгольме и закидывала их прошениями о содействии в справедливости. Продолжая упорствовать в своих замыслах, самозваная принцесса обратилась за помощью в Ватикан, обещая в случае успеха ввести в России католическую веру.

Наряду со своими политическим играми самозванка продолжала вести роскошный образ жизни, что в очередной раз привело ее к банкротству. Воспользовавшись своей выдуманной легендой наследницы русского престола княжна написала письмо английскому консулу и попросила у него денег.  Тот, наслышанный, что русская императрица Екатерина отправила на розыск самозванки графа Алексея Орлова, отослал  ему письмо княжны и сообщил о ее месте нахождения.

Личная жизнь и политические игры

Поддержку в политической интриге Тараканова черпала в своей личной жизни. Использовали ее ум, ловкость и красоту и политики, и мошенники. Несколько раз она планировала замужество. Сначала французский граф Рошфор сделал ей предложение, но долги заставили невесту бежать из Парижа. В Германии граф Филипп Фердинанд де Лимбург спас ее от долговой тюрьмы, выплатил все ее долги и пригласил жить в своем имении. Тараканова здесь представилась принцессой Азовской. Она жила на широкую ногу и разорила будущего мужа, который вынужден был с нею расстаться.

Подготовка к третьему несостоявшемуся браку была разыграна Алексеем Орловым, приехавшим за Таракановой по поручению Екатерины. В воспоминаниях некоторых современников можно найти свидетельства того, что между ними было настоящее чувство. Но гражданский долг у графа Орлова оказался сильнее.

Смерть

По правосудию княжне Таракановой положено было пожизненное заключение. Но в обмен на признание виновности и правду о происхождении ей обещали свободу. Отказавшись от предложения, она уже не претендовала на родство с царской семьёй. Тем не менее, отойти от истории благородного рода женщина не могла, ведь будоражащий ореол тайны – это единственное, что возбуждало к ней интерес.

План Петропавловской крепости времен княжны Таракановой

Княжна унесла эту загадку в могилу: заключенная скончалась естественной смертью от туберкулёза 4 декабря 1775 года, так и не открыв завесу тайны происхождения и не признав преступлений даже на исповеди. Княжну Тараканову похоронили во дворе Петропавловской крепости, обряды не проводили.

Спутников женщины освободили в январе следующего года, слугам и горничным выдали жалование. Подчиненных тайно вывезли за границу в составе нескольких групп.

Дочь императрицы?

В 1785 года во дворе монастыря было начато какое-то спешное и загадочное строительство. У стены, рядом с покоями игуменьи, каменщики соорудили кирпичный домик в две комнаты с прихожей. Однажды к монастырским воротам подкатила просторная карета с плотными занавесками на окнах в сопровождении конных стражников. Офицер с почтением помог выйти из кареты невысокой стройной женщине, закутанной в чёрное покрывало, и провёл её в покои игуменьи. Та уже ждала их… Некоторое время спустя таинственную гостью проводили в келью у стены — келью-тюрьму, в которой этой несчастной женщине, принявшей затем иноческий постриг под именем Досифеи, суждено было провести четверть века, до самого дня смерти… Надо сказать, что заточение её сочетало определённый комфорт с суровой строгостью. С одной стороны, уютная келья с изразцовой печью, монашка-келейница (она же неусыпный страж и соглядатай), живущая в прихожей, отдельная трапеза, обильная и изысканная. С другой стороны, глухой затвор, оконца, задернутые занавесками, и полная изоляция: из всех обитателей монастыря, помимо келейницы, только игуменья да духовник имели доступ к Досифее. В церковь её водили ночью: священник с причётником, заперев изнутри надвратный храм, правили службу для единственной богомолки… Есть основания предполагать, что узница-инокиня и была дочерью императрицы Елизаветы и Разумовского. Версия эта признана правдоподобной рядом историков и писателей. Но если она действительно была дочерью Елизаветы, почему её называют Таракановой? Эта довольно странная для особы царского происхождения фамилия, возможно, происходит от «Дараган» — фамилии племянников Разумовского. В Петербурге Дараганов «переделали» в Дарагановых. Ну а от Дарагановых, вероятно, пошло и «Таракановы». Так стали величать не только подлинных Дараганов — родственников фаворита царицы, но и его предполагаемую дочь. Итак, есть версия, что в 1745 или в 1746 году императрица Елизавета тайно родила девочку, которую назвали Августой и ещё в детстве отправили за границу. Там тихо и мирно она прожила до 40 лет, а потом каким-то образом по приказу Екатерины II была привезена в Россию и посажена в Ивановский монастырь. Косвенным подтверждением этой версии можно считать то, как были обставлены похороны инокини Досифеи в феврале 1810 года. Они были невероятно пышными, почти царскими. На отпевание явились в парадных мундирах сенаторы, генералы, вельможи и сам военный комендант Москвы граф Гудович, женатый на племяннице Разумовского. Отпевал Досифею викарный епископ Августин. И последнее: погребена была Досифея не в Ивановском монастыре, что было бы логично, а в Новоспасском — усыпальнице боярского, а затем и царствующего рода Романовых. Надгробная часовня над прахом Досифеи сохранилась до наших дней.

Княгиня Елизавета Владимирская

Впервые о наличии у Елизаветы Петровны внебрачной дочери открыто заговорили после кончины императрицы. Чуть ли не каждый день в разных городах обнаруживались её лже-дочери с претензиями на престол.

Среди прочих претенденток выделялась путешествовавшая по городам Европы дама, представлявшаяся всем княгиней Елизаветой Владимирской. Поддерживаемая внешнеполитическими врагами России в 1774 году княгиня Елизавета Владимирская объявила себя законной наследницей российского трона, а царствовавшую Екатерину II – аферисткой.

Стерпеть такую обиду Екатерина Великая не смогла и организовала авантюрный сценарий по доставке самозванки ко двору: импозантному графу Орлову было приказано соблазнить княгиню Елизавету Владимирскую, заманить её под любым предлогом на корабль, и привезти из порта Ливорно в Санкт-Петербург.

Хитроумный план был разыгран как по нотам, и княгиня вскоре предстала пред российским следствием. Попытки дознавателей заставить Елизавету Владимирскую рассказать всю правду о своем происхождении не увенчались успехом, но её все же заточили в Петропавловскую крепость, где она вскоре умерла, заразившись чахоткой.

Кстати, Екатерина II была всецело уверенна, что эта Елизавета Владимирская мошенница-самозванка, поскольку знала, где, как и под каким именем живет настоящая незаконнорождённая наследница Елизаветы Петровны.

Тараканова и Алексей Орлов


Алексей Орлов. (Pinterest)

Решать возникшую из ниоткуда проблему престолонаследия пришлось Алексею Орлову, командовавшему русской средиземноморской эскадрой, которая базировалась в итальянском Ливорно. Орлов встретился с Таракановой в Пизе и притворился, что без оглядки влюбился в её красоту. На всякий случай, чтоб в Петербурге не заподозрили чего-то недоброго, каждый свой комплимент флотоводец тщательно согласовывал лично с Екатериной. После долгих уговоров авантюристка согласилась посетить русскую эскадру — Орлов убедил её, что все моряки как один готовы присягнуть ей на верность и отстаивать её права на престол до последней капли крови.

На палубе русского флагмана «Святой великомученик Исидор» выстроился почетный караул, остальные корабли дали в честь «принцессы Елизаветы» артиллерийский салют. Через несколько часов возмутительница спокойствия была арестована, а эскадра, спешно снявшись с якоря, рванула в Кронштадт. Пока флот огибал Европу, дом авантюристки в Пизе тщательно обыскали русские агенты, и весь архив был отправлен в Петербург посуху.

История жизни Елизаветы Таракановой

Встреча происходила с глазу на глаз, свидетелей не было. Известно только, что продолжалось свидание недолго, Орлов выскочил из каземата бледный и с перекошенным лицом, а его жертва окончательно потеряла рассудок и уже никого не узнавала до своего смертного часа. 

Родив сына – Александра Алексеевича Чесменского, «дворянина неизвестного происхождения», «княжна Владимирская» скончалась от кровотечения. Ее похоронили в крепости близ Алексеевского равелина, и посаженные кем-то над могилой кусты боярышника разрослись затем в небольшой садик. 

Елизавета Петровна — третья императрица всероссийская

Но когда несколько дней спустя Екатерина, перечитывая допросные листы, пыталась разгадать загадку самозванки, ей доложили, что во дворец прибыла и почтительно просит об аудиенции… княжна Владимирская. 

То оказалась подлинная княжна Владимирская, Анастасия Андреевна, в замужестве – миссис Ли. Потеряв мужа и двух сыновей во время войны Америки с Англией за свою независимость, она решила вернуться на родину и вступить в права наследства. И с изумлением узнала, что она якобы «всклепала на себя» имя дочери императрицы Елизаветы и предъявляла свои права на российский престол. 

Анастасия Андреевна поспешила к Екатерине, чтобы убедить ее: никакой иной княжны Владимирской, кроме нее, нет и быть не может, а сама она ни на что не претендует. 

Екатерина предложила Анастасии пожить в монастыре на правах гостьи. Избран был Ивановский женский монастырь в самом центре Москвы. Там княжне Владимирской предоставили прекрасные покои с садом перед окнами, все ее приказания выполнялись мгновенно. Она ни в чем не испытывала нужды. 

Создать такие условия для наследницы одного из самых значительных в России состояний было совсем нетрудно, тем более что после нее наследником всего становилась казна. Императрица сначала запретила Анастасии Андреевне покидать стены монастыря, а потом намекнула в личном письме, что Россия в тяжком положении, нужны деньги, и неужели же княжна Владимирская, обладая многомиллионным состоянием… 

Княжна Владимирская подписала бумаги о передаче всех своих капиталов, земель и доходов с них государству, а сама постриглась в монахини под именем Досифеи. На этом великосветском пострижении была, пожалуй, вся Москва. Не было только Алексея Орлова-Чесменского, который вообще объезжал Ивановский монастырь за версту с тех пор, как там поселилась княжна Владимирская. Орлов считал, что это – обманутая им женщина, что слухи о ее смерти – ложь, специально пущенная Екатериной, и панически боялся встречи со своей итальянской любовью. 

Алексей Григорьевич Разумовский

Впрочем, более распространенная версия о том, что под монашеским одеянием Досифеи скрывалась подлинная княжна Тараканова – родная дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Скромная и красивая, настоящая наследница русского престола, она не помышляла о царствовании и, подобно лже-Елизавете, была обманом приглашена на корабль и увезена в Россию, где ее заточили в монастыре. Произошло это только в 1785 году, когда Августе Таракановой было уже сорок лет. На ее содержание отпускалась из казначейства изрядная сумма. После смерти Екатерины II Досифею стали посещать известные лица; митрополит Платон приезжал поздравлять ее по большим праздникам, и даже одно лицо из императорской фамилии посетило ее келью и долго беседовало с затворницей. Досифея до самой своей смерти при каждом стуке в дверь сильно бледнела. У нее имелись портрет императрицы Елизаветы Петровны и какие-то бумаги, которые она, после долгого колебания, сожгла. Судя по портрету, она была очень похожа на Елизавету Петровну. 

Остается добавить, что митрополит Платон и лица императорской фамилии не стали бы, наверное, посещать Досифею, если бы под ее именем скрывалась какая-то Анастасия Владимирская. И зачем ей, выросшей и прожившей полжизни за границей, чужому для Елизаветы Петровны человеку, годами бережно хранить портрет покойной императрицы? 

Ряд историков, в том числе и К. Валишевский, однозначно считают, что императрица Елизавета Петровна была бездетной. Опираясь на медицинские свидетельства тех давних времен, польский исследователь сообщает: еще смолоду цесаревна страдала «немочью» по женской части, что делало ее неспособной зачать и родить ребенка. 

Письмо княжны Орлову

О Досифее говорили, что она может предсказать будущее, отвести беду, вылечить неизлечимую болезнь. Правда это или вымысел – трудно сказать. Похоронили ее в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых как последнюю представительницу этого рода – боярского, не царского. На серой плите значились лишь монашеское имя и день кончины – 4 февраля 1810 года. 

Детство и юность

Биография такого персонажа, как княжна Тараканова, до настоящего момента доподлинно неизвестна. Некоторые говорят, что она и сама не была осведомлена о собственном происхождении, зная только, что родилась между 1745 и 1753 годами. Сведения о точной дате рождения и родителях отсутствуют.

Картина «Княжна Тараканова», художник Константин Флавицкий

Важно, что прозвищем княжны Таракановой барышня сама никогда не пользовалась, так её охарактеризовал французский дипломат Жан Анри Кастера, а вслед за ним Гельбиг и другие писатели. Под этим ярким псевдонимом она фигурирует в художественной литературе. Исходя из архивных записей, по внешнему облику княжна была худощавого телосложения, имела темные волосы и напоминала итальянку

Обладая необыкновенной красотой, которую не портило даже косоглазие, и острым умом, она всегда пользовалась популярностью у мужчин. Но авантюристка, обладая неуёмной тягой к роскоши, просто доводила поклонников до разорения, пользуясь их средствами

Исходя из архивных записей, по внешнему облику княжна была худощавого телосложения, имела темные волосы и напоминала итальянку. Обладая необыкновенной красотой, которую не портило даже косоглазие, и острым умом, она всегда пользовалась популярностью у мужчин. Но авантюристка, обладая неуёмной тягой к роскоши, просто доводила поклонников до разорения, пользуясь их средствами.

По словам Алексея Орлова, Тараканова была небольшого роста, с карими глазами и веснушками на лице. Хорошо говорила на французском, немецком и английском языках. Уверяла, что хорошо знает арабский и персидский.

Мраморный барельеф княжны Таракановой

По мнению маркиза Томмазо д’Античи, который встречался с девушкой в Риме, по национальности Тараканова – немка. А английский посланник объявил, будто княжна — дочь нюрнбергского булочника. Историк Дьяков, исходя из переписки Таракановой и немецкого графа Лимбурга, которая велась на французском языке, считает девушку француженкой.

Сама авантюристка рассказы о собственном происхождении постоянно меняла. Очевидно, эту информацию она каждый раз подстраивала в соответствии с очередным «образом». Предположение о том, что княжна произошла из низов, противоречит незаурядному образованию, а также манерам, такту и знанию языков. Девушка рьяно интересовалась искусством, отлично разбиралась в архитектуре, рисовала и играла на арфе.

С этим читают

Сюжет

Запертая в камере Петропавловской крепости молодая женщина ожидает конца. Нева вышла из берегов, город оказался во власти стихии. И узники тюрьмы были последним предметом заботы петербуржцев — самим бы уцелеть.

Женщина так молода, что лицо её, даже искажённое гримасой ужаса, остаётся красивым. Шёлк платья напоминает о времени былой роскоши. На первом плане художник изобразил крысу, также пытающуюся спастись, но очевидно, что скоро она разделит участь девушки. На столе — хлеб и вода. Тяжёлая атмосфера замкнутого пространства, из которого узнице не спастись.


«Княжна Тараканова», 1864. (Wikimedia Commons)

Для зрителей 19-го века, незнакомых с кино, телевизионными новостями и компьютерными играми, картина была олицетворением хоррора. Мурашки бежали по коже, ужас охватывал при мысли, что наводнение может прийти в город вновь, а жертвой стихии может стать каждый.

Биография Княжны Таракановой

Биография Княжны Таракановой очень запутана.  Никому не известно доподлинное происхождение этой женщины — ни любовникам авантюристки, ни следователям  Екатерины II, ни всезнающим историкам. Думается, что и  сама она  мало знала о своём происхождении, чтобы что то скрывать. Один  английский посланник при петербургском дворе уже после поимки и заключения самозванки в Петропавловскую крепость объявил Екатерине, будто она дочь пражского трактирщика, другой посланник  уверял, будто она дочь нюрнбергского булочника. Но версии о её происхождении из низов маловероятны, так как у княжны   было  явно незаурядное образование и воспитание: манеры, такт, знание языков, она живо интересовалась искусством, прекрасно разбиралась в архитектуре и живописи, рисовала и играла на арфе.

Княжна Тараканова была очень красивой женщиной. Судя по сохранившимся описаниям, она была миниатюрной, стройной и темноволосой и своей внешностью напоминала итальянку. Отличаясь редкой привлекательностью, которую не портило даже небольшое косоглвсзие и умом, а также тягой к неумеренной роскоши, самозванка всегда имела немало поклонников, средствами которых беззастенчиво пользовалась, доводя некоторых до разорения и тюрьмы.

Граф Алексей Орлов так в последствии описывал авантюристку- «Оная женщина росту небольшого, тела очень сухого, лицом ни бела, ни черна, глаза имеет большие, открытые, цветом темно-карие, косы и брови темнорусы, а на лице есть и веснушки. Говорит хорошо по-французски, по-немецки, немного по-итальянски, разумеет по-английски, думать надобно, что и польский язык знает, только никак не отзывается; уверяет о себе, что она арабским и персидским языком очень хорошо говорит

Свойство она имеет довольно отважное и своею смелостью много хвалится»

Биография

Иногда бывает трудно понять, почему то или иное имя неожиданно прочно закрепляется в истории. Можно написать тома с объяснениями причин, можно искать научную подоплёку этому явлению, но тем не менее в подобном феномене популярности всегда скрывается какая-то тайна. Авантюристка, о которой пойдёт речь, не изменила ход истории, не вмешалась существенно в политические события, не повлияла на общественное мнение, ничего значительного не создала в искусстве, и всё-таки её личность продолжает волновать умы новых поколений. Сколько книг написано о Таракановой, сколько исследований, сколько споров. А, собственно, о ком? Можно сказать, о колоссе на глиняных ногах. Самое интересное в этой биографии — её запутанность. Никто так и не узнал правды — ни любовники авантюристки, ни следователи Екатерины II, ни придирчивые исследователи. Думается, что сама княжна Тараканова слишком мало знала о своём происхождении, чтобы что-то скрывать

Эта нервная, экзальтированная и в своём возбуждении прекрасная особа впервые привлекла к себе внимание общества в 1772 году. Точный возраст её, по-видимому, тоже никто не знал

Сама она говорила, что ей 23 года, по некоторым документам, которые, наверное, были изготовлены лично их обладательницей, ей было 30. Да и современники имели разные мнения на этот счёт. Все, конечно, зависело от того, в каком состоянии они заставали нашу героиню, ведь женщине, как известно, столько лет, на сколько она выглядит. Теперь мы можем с определённостью сказать только, что княжне Таракановой было от 20 до 30 лет. Подлинного имени авантюристки также установить не удалось, что, конечно, весьма удивительно, зная традиционную всесильность российского сыска и желание Екатерины докопаться до истины. Наша героиня именовала себя госпожой Франк, она же — Шолл, она же — Али Эметти, она же — княжна Волдомир с Кавказа, она же — Азовская принцесса, она же — графиня Пиннеберг и, наконец, — царица Елизавета. Только имя, с которым авантюристка вошла в историю, по курьёзу человеческой судьбы, ею самой никогда не использовалось. Его нашей героине приписали исследователи, якобы исходя из того, что у потомков подлинной Елизаветы Петровны и графа Разумовского была фамилия Таракановы. Но как и настоящая жизнь авантюристки была соткана из недоразумений и случайностей, так и само её имя привязалось к ней весьма случайно. Сказка, сочинённая княжной Таракановой, больше подходила для женских романов конца XVIII века. Наша героиня будто бы не знала своих родителей, но крещена была по православному обряду, будто бы девяти лет от роду её привезли в Петербург. Это случилось как раз в 1761 году, когда умерла Елизавета Петровна. Отсюда будто бы она попала к одинокой старушке, которая жила в полном забвении, осуждённая на поселение и отрезанная от мира уже два десятка лет. Девочка постоянно хворала, как она якобы впоследствии поняла, от отравы, которую ей постоянно сыпали в пищу. Бедная сиротка жаловалась старушонке, вопрошая, что же стало причиной такой её горькой участи. На что та шептала об особой роли Петра III в судьбе девочки. Наконец настала минута освобождения. Нянька переманила на свою сторону татарина из ближайшего села, сговорилась с ним, и вот ночью они втроём бежали. Они пробирались среди непроходимых лесов и пустырей, пока, обессиленные, не попали под покровительство богатого перса Гамета, в доме которого, конечно, находился в это время наследник шаха Али и которого, конечно, разжалобила судьба несовершеннолетней изгнанницы. Наша героиня, безусловно, стала сказочно богата. И при дворе персидского шаха с ней обращались как с наследницей великого престола, а потом она, конечно, случайно узнала, что является дочерью царицы Елизаветы и графа Разумовского.

Страница 1 из 4 | Следующая страница

Другие биографии:

Мария Стюарт Елизавета Федоровна Гессен-Дармштадская Елизавета Тюдор Екатерина Романовна Дашкова Джорж Элиот
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector