Икона георгия победоносца

Содержание:

Иконография[ | ]

См. также: Фракийский всадник

Русская икона к. XV века (полная композиция) Новгородская икона XV века (сокращённая композиция)

Изображения Георгия в образе всадника появляются в X—XI века на его родине в Каппадокии, но миниатюры, изображающие его победу над драконом, известны с IX века (псалтырь Лобкова).

Иконописный подлинник приводит следующее пространное описание сюжета, который должен быть изображён на иконе:

Однако в большинстве случаев на иконах изображают сокращённую композицию: конный воин поражает копьём змия, а с небес его благословляет Христос или его рука. Иногда над главой Георгия изображают ангела с венцом в руках. Город на иконах обычно изображают в виде башни. Отличительной чертой русских икон, изображающих этот сюжет, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.

В иконописи сюжет чуда Георгия о змие представлен как мистическая битва между добром и злом. При этом «Георгий не делает усилий, его господство над врагом выглядит как нечто извечное и предопределенное свыше

».

Кавалеры

Имеют все четыре степени данной награды полные кавалеры ордена Святого Георгия. Их имена известны многим, это знаменитые генерал-фельдмаршалы:

  1. М. Барклай де Толли.
  2. М. Кутузов.
  3. И. Дибич.
  4. И. Паскевич.

За все время в дореволюционной России высшими знаками военной доблести были отмечены двадцать пять человек. Первым кавалером такой награды, как орден Георгия Святого первой степени, стал знаменитый русский полководец Петр Румянцев-Задунайский. Он одержал блестящую победу над турками при Ларге и Кагуле.

Орденом Святого Георгия Победоносца II степени были награждены более ста человек. Первыми кавалерами в списке удостоившихся этой награды стали генералы царской армии П. Племянников, Ф. Боур, Н. Репнин. За проявленное мужество и полководческий талант при битве с турецкой армией при Кагуле они были награждены высшими орденами.

Более 600 георгиевских кавалеров третьей степени было до 1917 года в России. Одним из первых стал подполковник Ф. Фабрициан. Он был удостоен этой награды в 1769 году за взятие Галаца во время войны с турками.

За всю историю орден Святого Георгия III и IV степени вручался значительно чаще. Если он предназначался не христианам, то на крестах и звездах был изображен орел Российской империи. Общее число награжденных превышает 10 000 человек. При этом основные кавалеры ордена Святого Георгия 4-й степени – это люди, прослужившие в армии 25 лет. То есть они получили награду за выслугу лет.

Образ Георгия на монетах Российской империи

На монетах изображение всадника, пронзающего змия, появляется практически сразу после мученической кончины святого. Первые известные сегодня деньги с подобными изображениями относятся к периоду царствования Константина Великого (306-337 года).

Тот же сюжет можно видеть на монетах, относящихся ко времени царствования Констанция II (337-361 годы).

На русских монетах изображение аналогичного всадника появляется в конце XIII века. Так как воин, изображённый на них, был вооружён копьём, то по существовавшей тогда классификации он считался копейщиком. Поэтому очень скоро в разговорной речи подобные монеты стали именоваться копейками.

Когда у вас в руках мелкая российская монета, Георгий Победоносец обязательно будет изображён на её реверсе. Так было в Российской империи, так есть в современной России.

Например, рассмотрим введённую в обращение в 1757 году Елизаветой I двухкопеечную монету. На её аверсе изображён святой великомученик Георгий Победоносец без мантии, но в полном вооружении, поражающий своим копьём змия. Монета выпускалась в двух вариантах. На первом надпись «две копейки» шла по кругу над образом святого. Во втором её перенесли на ленту вниз монеты.

В этот же период монетные дворы выпускали монеты в 1 копейку, деньгу и полушку, на которых также был образ святого.

Чей образ чеканили на монетах Руси

В дошедших до нас официальных документах XIII-XVII веков всадник на монетах и печатях, который сражается с драконом, трактуется как символ царя или великого князя. Речь в данном случае идёт о Руси. В подтверждение данного тезиса историк Всеволод Карпов приводит информацию о том, что именно в подобном виде изображён на восковой печати, которой была скреплена грамота 1497 г., Иван III, что подтверждается и имеющейся на ней соответствующей надписью. То есть на печатях и деньгах всадник с мечом в XV-XVII веках трактовался как великий князь.

Это объясняет, почему Георгий Победоносец на российских деньгах и печатях зачастую изображён без бороды. Иван IV (Грозный) взошёл на престол в достаточно молодом возрасте и не имел на тот момент бороды, поэтому деньги и печати несли на себе оттиск безбородого Георгия Победоносца. И лишь после возмужания Ивана IV (после его 20-летия) борода вернулась на монеты.

В чем помогает икона Георгия Победоносца

  • Еще с давних пор Святец был покровителем для всех военнослужащих и тех, кто оказался в зоне проведения боевых действий;
  • К святыне также очень часто обращаются в надежде защититься от врагов и на обретения мира не только для себя, но и для своих близких. Для того чтобы получить содействие от чудотворного лика необходимо рядом с его образом поставить свечу и произнести свое пожелание;
  • Помимо всего вышеупомянутого икона святого Георгия Победоносца способна также уберечь и от различных заболеваний. Большое количество православных посещают церкви и соборы, чтобы воззвать в молебне к преподобному для помощи в борьбе с хворью. Также существует некоторые доказательства что это божественное изображение способно также излечить женское бесплодие;
  • Ещё к божественному лику возносится и молитва на победу;
  • К образу также как мужчины так и женщины, и даже дети, так как Святой способен помочь абсолютно всем кто имеет хоть малейшую веру в то что его прошение будет исполнено.

Храмы, возведённые в честь Георгия Победоносца

Культовые религиозные сооружения, освящение которых прошло в честь этого святого великомученика, возведены во многих странах мира. Безусловно, подавляющее большинство их построено в странах, где официальной религией является христианство. В зависимости от конфессии, написание имени святого может изменяться.

Основными строениями являются церкви, соборы и часовни, возведённые на территории различных стран Европы, Африки и Азии. Наиболее известными из них являются:

1. Храм Church of Saint George. Храм Георгия Победоносца, принадлежащий Иерусалимской ПЦ. Построен в г. Лоре. По легенде, он возведён над гробницей святого.

Новое здание церкви возведено в 1870 году на месте старой базилики с разрешения османских (турецких) властей, контролировавших в то время данную территорию. Здание церкви расположено на одном участке с мечетью Эль-Хидр, поэтому по площади новое строение занимает лишь часть территории бывшей византийской базилики.

В церкви находится саркофаг Святого Георгия.

2. Монастырь Ксенофонта. Десница (часть руки) этого святого великомученика в серебряной раке хранится в монастыре Ксенофонта (Μονή Ξενοφώντος ), находящемся на горе Афон (Греция). Датой основания монастыря считается Х век. Его Соборный храм посвящён Георгию Победоносцу (старое здание – кафоликон — датируется XVI веком, новое – XIX).

3. Свято-Юрьев монастырь. Первые монастыри в честь этого святого были основаны на Руси в XI веке (1030 год) великим князем Ярославом в Новгороде и Киеве. Поскольку святой был более известен в Киевской Руси под именами Юрий и Егорий, то и монастырь основали под одним из этих имён — Свято-Юрьев.

Это один из наиболее древних монастырей на территории нашего государства, которые действуют и в настоящее время. Он имеет статус мужского монастыря РПЦ. Находится рядом с Великим Новгородом на реке Волхов.

Главным храмом монастыря стал Георгиевский собор, к строительству которого приступили в 1119 году. Работы завершились спустя 11 лет и 12.07.1130 собор освятили во имя данного святого.

4. Храм Сан-Джорджио-ин-Велабро. Культовое сооружение Сан-Джорджио-ин-Велабро (итальянская транскрипция названия San Giorgio al Velabro) представляет собой храм, находящийся на территории современного Рима, на бывшем болоте Велабр. По легенде, именно здесь были найдены Ромул и Рем, основатели Рима. Это старейший храм Георгия Победоносца из находящихся на территории Италии. Отсечённая глава и меч, принадлежавшие этому святому, захоронены под главным алтарём, который выполнен из мрамора в стиле косматеско. Работа датирована XII веком.

Святые реликвии находятся в часовне под алтарём. Предусмотрена возможность для поклонения этим реликвиям. До недавнего времени здесь же хранилась ещё одна святыня – личное знамя святого, но его 16.04.1966 подарили римскому муниципалитету, и теперь оно хранится в Капитолийских музеях.

5. Часовня-реликварий Сент-Шапель. Часть мощей Георгия Победоносца хранится в Сент-Шапеле (французская транскрипция названия Sainte Chapelle), готической часовне-реликварии, находящейся в Париже. Реликвия сохранена королём Франции Людовиком Святым.

Где расположена святыня

Согласно апокрифам и греческим сказаниям, мощи святого Георгия преданы захоронению на территории Израиля, в современном городе Лоде. Лод – это населенный пункт, который расположен к югу от Тель-Авива. Этот город был в прошлом городом Лидда, а также носил название Георгиополиса, Диосполиса.

Лод многократно указывается в писании Нового Завета. Известно, что после одной из иудейских войн город был полностью уничтожен римлянами, как центр неповиновения еврейского населения. Позднее на этом месте образовалась колония, которая названа «городом богов». Георгиополисом город был назван в честь Георгия Победоносца, носил это название на протяжении нескольких веков.

Главная достопримечательность Лода – это гробница Георгия Победоносца, ею владеет православная церковь Иерусалима. Гробница была воздвигнута в V веке, намного позже вокруг нее построили храм, получивший название Святого Георгия. Во времена войн за независимость церковь была неоднократно разрушена, но постоянно восстанавливалось. Дата последнего восстановления: 1870 год.

Оружие воина, его глава хранятся над главным алтарем Римского храма Сан-Джорджо – эн-Вила бро, который посвящен святому. Сан-Джорджио построен в стиле базилики. Реликвии находятся там с начала XII века. Они привезены сюда по велению Папы Римского, Григория IV.

Часть мощей размещена в святой капелле Парижа. Это готическая постройка, имеющая статус реликвария. Ценные реликвии соседствуют с терновым венцом, обагренным христовой кровью, частицами Креста Господня, а также частью копья римского воина, которое было вонзено под ребра Христа, висевшего на кресте.

Десница (или правая рука до локтя) сохраняется на Святой горе Афон, находящейся на юге Греции в монастыре Ксенофонт. Соборный храм монастыря построен в честь Георгия Победоносца, среди известных святынь: части мощей Марины Великомученицы, Иакова Персианина, мученицы Параскевы.

Битва Георгия со змеем

Победа Георгия над ядовитым змием – один из самых известных подвигов святого, совершенный им уже в загробной жизни.

Легенда гласит, что существовал на земле город, жители которого поклонялись языческим богам. Возле этого города обитал ужасный дракон, пожирающий скот, вытаптывающий поля и отравляющий воздух ядовитым газом.

Обратившись к своим богам за помощью, жители города получили совет: ежедневно отдавать чудовищу одного юношу или девушку. Так горожане и поступали, пока очередь не дошла до дочери царя. Когда ее отвели к змею, появился всадник на белом коне. Узнав, что возле города бесчинствует чудовище, всадник усмирил его и спас девушку.

Царевна привела покорного змея в город на поводке, и жители попросили Георгия убить чудовище. Святой исполнил их просьбу и рассказал, что справиться с ним ему помогла православная вера. Все жители языческого города приняли христианство.

Эта история отражает непримиримую борьбу христианства со злом и неверием в силу православной веры. Великий подвиг Георгия состоит в том, что он смог привести язычников к богу.

В чём помогает молитва к образу вмч.?

О чём же молятся перед иконой? История гласит, что Георгия Победоносца просят о помощи те, кто защищает Родину. Часто святому молятся накануне сражений. Считается покровителем для военнослужащих и оказавшихся в зоне боевых действий. Защищает от врагов.

  • Считается, что Георгий Победоносец покровительствовал маршалу Жукову и являлся на полях боя. Любопытно, что официально Германия предложила подписать акт о капитуляции 6 мая 1945 года (в день празднования великомученика).
  • Кроме того, ему молятся земледельцы и скотоводы (о дожде, об урожае и об удаче на охоте).
  • Разочаровавшихся в жизни святой может укрепить в вере, даровать им силу духа и храбрость.
  • Также Георгий помогает улаживать конфликты в семьях.
  • Исцеляет больных.
  • Помогает бездетным семьям.
  • Поддерживает беззащитных людей.
  • В некоторых странах святого просят об избавлении от заразных болезней.
  • Путешественникам он помогает в дороге.

Значение иконы

Многие слышали о данном святом, и не всегда информация о нем исходила из христианских источников. Только не все знают значение и в чем помогает икона Георгия Победоносца, тем более не всегда знают о чем можно просить. А ведь этот святой может исцелить любого, кто искренне будет просить об этом.

Значение данного образа заключается в том, что означает особую воинскую храбрость. Икона Георгия Победоносца на коне убивающего змея говорит об этом. Этот святой особенно чтим за то, что не изменил своим верованиям в Господа и не променял свое убеждение относительно христианства на власть и богатство. Ведь именно из-за своей православной веры ему пришлось вытерпеть немало мучительных истязаний

Он мужественно преодолел все тяготы, которые были на его пути и тем самым в очередной раз доказал, что вера – самое важное и сильное, что может быть в жизни человека

В разных источниках, которые дошли до нас о святом, говорится о том, что еще будучи в заключении в темнице, он старался помочь всем, кто в этом нуждался. К нему обращались с просьбой, а он уже в молитве к Богу передавал все просьбы. Тот слушал все его прошения и выполнял, даруя кому помощь в делах и исцеление от недугов.

Одним из самых известных чудес, которое сотворил Георгий – спасение города от страшного змия. Сделать этот подвиг ему помогла искренняя вера в Господа и молитва. Убивши змея, он не только спас жизни горожан и их души от дьявола, но и показав силу веры в Господа, призвал их принять христианство.

Что означает икона Георгия Победоносца

В данном лике заключен смысл о возможности преодолеть любого врага с помощью веры в Господа и молитв. Именно соблазны дьявола на иконе изображены в виде змея. Мы все ежедневно потерпаем от различных его выходок и только от нас зависит принять все эти искушения или нет. А вот Георгий несет в себе смысл того, что нет ничего выше Господа. И именно с его помощью можно преодолеть все невзгоды, а также победить видимых и невидимых врагов. Но многие также закладывают в данное изображение и более глубокий смысл. Они говорят о том, что как святой победил змея, так и православная церковь одержала победу над язычеством.

Житие святого

Святой великомученик Георгий Победоносец рос в Каппадокии в христианской семье. Его отец принял мученическую смерть, когда Георгий был ещё ребёнком. После смерти отца мать переселилась с сыном на свою родину в Палестину.


Великомученик Георгий Победоносец с житием. 16 век, Москва Фото: Commons.wikimedia.org

Поступив на службу в римское войско, Георгий был принят в императорскую стражу Диоклетиана, а через некоторое время стал приближённым императора.

В 303 году, когда император начал гонения на христиан, Георгий, который до этого не исповедовал открыто свою веру, раздал своё имущество, отпустил на волю рабов и явился в Сенат, заявив в присутствии свидетелей императору, что он исповедует Христа.

Разгневанный Диоклетиан приказал бросить Георгия в темницу, где ему забили ноги в колодки и придавили грудь тяжёлым камнем. Георгий отказывался отречься от веры, и его подвергли новым пыткам: привязали к колесу, под которым были укреплены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали тело, но Георгий лишь громко призывал Господа. После пытки его признали мёртвым, но, как говорит житие, явился ангел Господень в образе светлого юноши, и Георгий невредимый сошёл с колеса.

Император предал Георгия на новые пытки. Его сбросили в глубокий ров и засыпали негашёной известью, но Георгий остался невредим. Затем Георгия обули в раскалённые железные сапоги с гвоздями и с побоями погнали до темницы, однако утром на его ногах не было ожогов. На восьмой день Диоклетиан вновь предложил истерзанному пытками бывшему командиру телохранителей отречься от Христа. Георгий просил отнести его в храм Аполлона, и когда это было исполнено, осенил себя и статую крестным знамением — и бес, обитавший в ней, бежал, а в храме сокрушились все идолы. Диоклетиан приказал отсечь Георгию голову. Георгий принял смерть в 303 г. н. э. и был погребён в Палестине, в Лидде.

За мужество и духовную победу над мучителями Великомученика Георгия называют Победоносцем.

Предание сохраняет для нас повесть о чуде, совершённом святым после смерти: близ города Вириты (Бейрут) появился дракон, которому суеверные жители приносили в жертву девушек. Георгий явился на место жертвоприношения и именем Божиим велел дракону подчиниться; девушка накинула на шею чудовища свой пояс и так привела его в город, к ужасу жителей. Георгий, сопровождавший девушку, призвал горожан не бояться, а уверовать во Христа.


Паоло Уччелло. «Битва Св. Георгия со змием». Commons.wikimedia.org Фото: Commons.wikimedia.org

«Чудо Святого Георгия о змие»

Икона Георгия Победоносца представляет Святого в различных образах. Как уже говорилось выше, наиболее распространенным является изображение на коне с копьем, где он убивает змея. Ему предшествует следующая легенда, согласно которой действие происходило через много лет после смерти Георгия. В озере с питьевой водой, недалеко от Бейрута, поселился страшный змей. Чтобы жители могли спокойно набирать воду, каждый месяц змею на съедение отдавали молодую девушку или парня. Это продолжалось до тех пор, пока во всем селении осталась лишь одна девушка — дочь правителя. Когда девушка стояла и плакала на берегу озера, перед ней неожиданно появился Святой Георгий, который убил этого змея.

Смысл, который воплотила в себе икона Георгия Победоносца, предельно ясен и символичен: как Святой победил змея, так и христианская Церковь с помощью многочисленных чудес и всепоглощающей любви к ближнему положила конец многовековому террору язычества.

Икона Георгия Победоносца

В Благовещенском соборе находятся уникальные комплексы иконостасов, созданных для небольших приделов грозненского времени.

В этот период становления Москвы как столицы единого Российского государства в Кремль привозили прославленные святыни из других русских центров. В Успенском соборе находится древнейший памятник собрания – привезенная из Новгорода двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий» рубежа XI–XII веков.

В XVII столетии при первых царях династии Романовых в Кремле, в мастерских Оружейной палаты, работают царские иконописцы, которые создают комплексы многоярусных иконостасов XVII века для церкви Ризположения (иконописец Назарий Истомин Савин), Успенского (1653) и Архангельского соборов (1679–1681). В это время в Кремле работают царские изографы Яков Казанец, Никита Павловец, Михаил Милютин, Симон Ушаков и другие.

В фондах Музеев Московского Кремля хранятся иконы из разрушенных в 30-е годы XX века архитектурных памятников Московского Кремля – Чудова и Вознесенского монастырей, собора Спаса на Бору и других. В 20–30-е годы XX века в фонды Музея была передана часть икон из упраздненного Соловецкого монастыря.

Здесь вы можете ознакомиться с нашими коллекциями online

Умеренность и благоговение являются основными факторами по отношению к таким церковным символам как нательный крестик, иконки и ладанки. Если нательный крест надевают человеку при крещении, тогда как быть с ладанками? Что такое ладанка церковная и как правильно ее носить? Почему такой оберег считается суеверием, остатком языческого культа? Об этом далее.

Легендарный подвиг Георгия Победоносца стал культовым изображением всадника, убивающего змея

Изображение Георгия, убивающего змея основано на легенде о чудесах великомученика. В озере города Бейрута завелось страшное чудовище, поедающее горожан и опустошающее посевы.

Чтобы откупиться от злого чудовища, решили жители принести ему в жертву царскую дочку. Вступился храбрый воин за избранницу чудища, перекрестился, помолился и поразил змея одним ударом копья.

Картина Паоло Уччелло «Битва святого Георгия со змеем»

Убив черного змея, Георгий Победоносец спас от верной гибели царевну, чем прославился не только в странах Востока, но и в Европе. Английский король объявил мученика своим покровителем.

В каких делах помогают икона и молитва святого Георгия Победоносца?

Икона св. Георгия символизирует силу веры, борьбу со злом и победу над ними.

Среди основных категорий людей, которым может помочь Георгий, выделяют следующие:

  1. Военнослужащие или все, кто оказался в зоне военный действий, могут просить о защите и покровительстве святого.
  2. Икона может защитить от врагов и недоброжелателей, принести мир в сердце молящегося.
  3. Георгия Победоносца можно просить о победе, особенно в спорте.
  4. Избавление от болезни тоже считается прерогативой св. Георгия. Об этом его просят и взрослые, и даже дети.
  5. Святой может оказать помощь в работе.

Главное верить в чудодейственную силу иконы, и тогда молитва Святому Георгию непременно будет услышана, и святой мученик окажет помощь.

Православная церковь вспоминает святого Георгия трижды в году

День святого Георгия Русская православная церковь отмечает 6 мая (23 апреля по старому стилю). В этот день в 303 году великомученик Георгий был казнен.

Православная Грузия отмечает особый день памяти Святителя, 10 ноября, как день колесования святого великомученика. В 1891 году, в Грузинском селении Каха, выстроили храм в честь Георгия Победоносца. В этот храм почтить память святого стекаются люди разных конфессий.

Житие, фрагмент колесования святого Георгия Победоносца. Монастырь Пантократор, Афон, XVII век

16 ноября произошло освящение храма великомученика Георгия в Лидде, где находятся мощи святого, и цепь, в которую был он закован во время пыток. В этот день и Русская православная церковь вспоминает Святителя.

9 декабря (26 ноября) вспоминают освящение Киевского храма святого Георгия.

Житие

Детство и юность

Родился он в семье христиан в Каппадокии в конце 3 века. В раннем возрасте остался без отца. Будучи верным христианином, тот погиб как мученик. Мать увезла сына на свою родину в город Лидда (современное название – Лод, Израиль).

Интересный факт В этом городе позже Георгий и был захоронен. В настоящее время гробница святого расположена под православным храмом, возведенным в его честь. Там хранится часть останков великомученика и цепь, которая была на нем в темнице перед смертью. Считается, что она лечит душевные болезни.

Мать с детства прививала мальчику любовь к Иисусу Христу, помогла получить хорошее образование и оставила богатое наследство.

Воинская служба

Георгий поступил на воинскую службу, где на храброго юношу обратил внимание император Диоклетиан. Уже в 20 лет молодой человек получил почетное звание начальника над тысячью воинов

Арест

Будучи язычником, император усилил борьбу с христианами (этот факт известен в истории как “Великое гонение”, последнее и самое жестокое преследование верующих в Иисуса в Римской империи в начале 4 века). Георгий не смог оставаться в стороне. Он раздает все свое имущество, отпускает на волю рабов и раскрвает перед императором свою веру, что означает для святого верную гибель. Диоклетиан призвал его отречься от Иисуса, но получив отказ, приказал арестовать и подвергнуть пыткам.

Пытки и колесование

Когда же охранники повели его в темницу, их копья стали гнуться и ломаться, как только прикасались к телу осужденного. Император разозлился еще сильнее и приказал колесовать своего бывшего воина. Его привязали к колесу. Внизу установили доски с острыми железными наконечниками, которые терзали тело пленника при вращении. Несмотря на тяжкие мучения Георгий молился Господу и благодарил его. А когда все думали, что святой погиб, появился Ангел и излечил его.

Язычники, ставшие свидетелями чуда, уверовали, но император лишь еще больше разозлился. Жестокие мучения пленника продолжались 8 дней. Его засыпали негашеной известью, пытали раскаленным железом, били и даже заставили выпить отраву. Но ничего не действовало. Господь всякий раз спасал своего преданного последователя, и даже помог ему воскресить мертвого.

Казнь

Накануне казни вмч. Георгия посетил Господь, успокоил и возложил ему венец. На следующий день святому отрубили голову.

Вместе с великомучеником казнили и жену императора Александру. Произошедшие с пленником чудеса вдохновили ее отречься от язычества, за что она и была наказана супругом.

Значение иконы Георгия Победоносца

Георгий Победоносец причислен к лику святых благодаря тому, что не отступился от веры в Бога. Ни богатство, ни власть не заставили его отказаться от христианства. Именно поэтому значение иконы святого Георгия Победоносца часто трактуется как символ несокрушимой и стойкой веры. Сам святой является своеобразном примером подражания для остальных людей, хотя и трудно достигнуть этого идеала.

К образу святого обращается тот, кто оказался в центре военных действий. С давних пор считается, что Святой Георгий является покровителем воинов. Ему молятся матери, проводившие своих сыновей на воинскую службу.

Но не только тот, кто отдает воинский долг Родине, обращается за помощью к великомученику. Его просят об исцелении, о защите себя и своих близких от различных болезней. Кроме того, Георгий Победоносец оберегает фермеров, покровительствует животноводству, защищает домашний скот от недуга. Раньше в день его почитания впервые выводили скот на улицу после зимы. Ведь подобно чуду о змие (о нем скажем далее) святой Георгий в своем духовном облике помог одному фермеру, у которого оставался только один вол. Как считается, икона святого Георгия Победоносца до сих пор помогает всем землепашцам в трудах.

Значение иконы Георгия Победоносца

Георгий Победоносец причислен к лику святых благодаря тому, что не отступился от веры в Бога. Ни богатство, ни власть не заставили его отказаться от христианства. Именно поэтому значение иконы святого Георгия Победоносца часто трактуется как символ несокрушимой и стойкой веры. Сам святой является своеобразном примером подражания для остальных людей, хотя и трудно достигнуть этого идеала.

К образу святого обращается тот, кто оказался в центре военных действий. С давних пор считается, что Святой Георгий является покровителем воинов. Ему молятся матери, проводившие своих сыновей на воинскую службу.

Но не только тот, кто отдает воинский долг Родине, обращается за помощью к великомученику. Его просят об исцелении, о защите себя и своих близких от различных болезней. Кроме того, Георгий Победоносец оберегает фермеров, покровительствует животноводству, защищает домашний скот от недуга. Раньше в день его почитания впервые выводили скот на улицу после зимы. Ведь подобно чуду о змие (о нем скажем далее) святой Георгий в своем духовном облике помог одному фермеру, у которого оставался только один вол. Как считается, икона святого Георгия Победоносца до сих пор помогает всем землепашцам в трудах.

Иконография[править | править код]

Русская икона конца XV века (полная композиция)

Новгородская икона XV века (сокращённая композиция)

Изображения Георгия в образе всадника появляются в X—XI века на его родине в Каппадокии, но миниатюры, изображающие его победу над драконом, известны с IX века (псалтырь Лобкова).

Иконописный подлинник приводит следующее пространное описание сюжета, который должен быть изображён на иконе:

Новгородская икона XV века (сокращённая композиция). ГТГ

Однако в большинстве случаев на иконах изображают сокращённую композицию: конный воин поражает копьём змия, а с небес его благословляет Христос или его рука. Иногда над главой Георгия изображают ангела с венцом в руках. Город на иконах обычно изображают в виде башни. Отличительной чертой русских икон, изображающих этот сюжет, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.

В иконописи сюжет чуда Георгия о змие представлен как мистическая битва между добром и злом. При этом «Георгий не делает усилий, его господство над врагом выглядит как нечто извечное и предопределенное свыше».

Сюжет[ | ]

Сказание сообщает, что в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор (в ряде текстов фигурирует вымышленный город Ласия или «Гевал, в земле Палестинской

», а у Якова Ворагинского — город Силена в Ливии) в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа ». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами » и повелел отвести к змею.

В греческих редакциях сказания чудо описывается как единственное прижизненное (славянская традиция все чудеса Георгия считает посмертными) и сообщается, что Георгий был военачальником, «войско его было распущено, а сам он шёл в Каппадокийскую землю, своё отечество

Увидев плачущую царевну, он спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — „во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“, — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами

». В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого. Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город. Народ был удивлён возвращением царевны, а увидев змея в ужасе стал разбегаться. Георгий обратился к ним со словами: Георгий убивает змея перед горожанами (Витторе Карпаччо, 1502—1507 годы)

Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство, крещение по преданию приняло множество народа (в разных списках от 25 000 до 240 000), а в городе построили церковь в честь Богородицы.

«Чудо Святого Георгия о змие»

Икона Георгия Победоносца представляет Святого в различных образах. Как уже говорилось выше, наиболее распространенным является изображение на коне с копьем, где он убивает змея. Ему предшествует следующая легенда, согласно которой действие происходило через много лет после смерти Георгия. В озере с питьевой водой, недалеко от Бейрута, поселился страшный змей. Чтобы жители могли спокойно набирать воду, каждый месяц змею на съедение отдавали молодую девушку или парня. Это продолжалось до тех пор, пока во всем селении осталась лишь одна девушка — дочь правителя. Когда девушка стояла и плакала на берегу озера, перед ней неожиданно появился Святой Георгий, который убил этого змея.

Смысл, который воплотила в себе икона Георгия Победоносца, предельно ясен и символичен: как Святой победил змея, так и христианская Церковь с помощью многочисленных чудес и всепоглощающей любви к ближнему положила конец многовековому террору язычества.

Жизнь Святого Великомученика Георгия

Георгий родился в одном из палестинских городков под названием Лидда. Его родители обладали хорошим достатком. Отца, проповедующего христианство, убили за веру, а мать, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь еще не родившегося ребенка, бежала в Сирийскую Палестину. С раннего детства Георгий отличался от своих сверстников силой. После состоял на службе у императора Диоклетиана, который считался хорошим правителем, за исключением того, что он являлся приверженцем язычества. Результатом этого было гонение христиан. Не миновала эта судьба и Святого Георгия. После семидневных пыток, издевательств и насилия ему отрубили голову.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector