Гагарин

Юрий Гагарин – Совершенно секретно

Юрий Гагарин

Алексей Леонов: Юрий Гагарин погиб в результате неосторожного маневра другого самолета. Спустя 45 лет! после гибели Юрия Гагарина летчик-космонавт Алексей Леонов узнал истинную причину гибели своего друга

Он получил доступ к секретным материалам следственной комиссии, которая расследовала гибель первого космонавта планеты. По официальным данным Юрий Алексеевич Гагарин погиб 27 марта 1968 года вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области в результате авиационной катастрофы, выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина.

Для расследования причины гибели первого космонавта была создана Государственная комиссия, составлено 29 томов и в итоге дело было засекречено. Основные детали трагедии были известны до последнего времени только из статей и интервью отдельных членов комиссии. Остальное дополнялось слухами и разными версиями.
Основной вывод Государственной комиссии был таким:

Расследование показало, что отказов и неисправностей техники не было. Посторонних веществ в крови летчиков химический анализ останков не выявил. На самом деле, как написано в рассекреченных данных, самолет Су-15 – истребитель, который взлетел с подмосковного аэродрома Жуковский и не санкционировано находился в воздухе во время тренировочного полета самолета, управляемого экипажем Юрия Гагарина, совершил неосторожный маневр, который привел к срыву в штопор самолет Юрия Гагарина.

Алексей Леонов 20 лет боролся, пытаясь выяснить правду о гибели друга. Он не верил официальному заключению, в котором было написано, что самолет Гагарина столкнулся с Землей в результате того, что совершил резкий маневр, связанный с отворотом, после которого вошел в штопор. Выступая в Звездном городке Леонов заявил: “Это бред!”.

По словам Алексея Леонова стало известно, что его допустили к рассекреченным документам комиссии, которая расследовала гибель первого космонавта планеты, где он узнал, что во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин-Гагарин) 27 марта 1968 года в районе тренировочных полетов оказался не санкционировано самолет-истребитель Су-15, который выполнял полет с аэродрома Жуковский.

Алексей Леонов рассказал, что во время полета летчик спустился до высоты 450 метров, чем нарушил режим, – это было известно Алексею Леонову и ранее, потому что он беседовал со свидетелями, – на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час, после чего самолет Юрия Гагарина совершил полтора витка и на выводе (из штопора) столкнулся с Землей. Это уже не версия, это истинная причина гибели первого космонавта планеты.

Никакой загадки и тайны в гибели Юрия Гагарина больше нет, информация подтверждена вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии.

Причиной случившегося стало разгильдяйство и нарушение режима полетов.

Но главное другое, ведь люди, которые работали в комиссии знали правду! но столько лет молчали и делали вид, что это не так. Что Гагарин погиб случайно. Как бы я хотел, чтобы жена моего друга Юры Валентина и его дочери узнали всю правду о его гибели — сказал Алексей Леонов, ведь они до сих пор ничего не знают…

На вопрос РИА Новости о том, кто пилотировал самолет-истребитель Су-15, и привел к гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина по своей по неосторожности, Алексей Леонов ответил: «Мне дали возможность узнать и объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, которому сейчас за 80 лет, и состояние его здоровья весьма тяжелое. Я дал слово, что его имени не назову», — заключил Леонов, первый в истории человечества космонавт, выполнивший выход в открытый космос

ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК (Московская область), 11 июня 2013 г.

С корабля не на бал

Учёба лётчикам-космонавтам давалась в академии нелегко — космонавты просто получали «неуд» по всем основным предметам. Получил свои двойки и Гагарин. Слушатели, как и студенты, сначала изучают сложные общеинженерные дисциплины — высшую математику, физику, сопромат, плюс ещё целый ряд общетехнических дисциплин. А космонавты, по сути, являясь лётчиками, имели невысокий уровень подготовки по этим предметам.

Во-вторых, что греха таить, поступая в ВВИА, они понадеялись на серьёзные поблажки «первым покорителям космоса» и были очень удивлены, увидев, что никаких послаблений им не будет. Ситуация стала настолько серьёзной, что в неё вмешался по просьбе Гагарина Главком ВВС маршал К.А. Вершинин, и пришлось космонавтам браться за ум. Нужно отдать им должное — они смогли это сделать. Все последующие отличные оценки в академии, начиная со второго года обучения у космонавтов, — твёрдые и заслуженные. Результаты следующих сессий были уже даже чуть выше средних академических, и дальше они держались на том же уровне. 

У Гагарина успеваемость зависела ещё и от того, что сразу после полёта на него свалилась целая масса дел. Он одновременно был командиром отряда космонавтов, командиром учебного отделения, отличным слушателем, и все эти непростые обязанности совмещал с деятельностью депутата Верховного Совета СССР, члена Центрального Комитета комсомола, многих общественных организаций.

Фото из архива
Во время учёбы космонавты получили базовые сведения об основных научных методах в своей области.

На заключительном этапе обучения космонавтов перед преподавательским составом встал важный вопрос, как организовать дипломные работы тех, кому предстоит напрямую заниматься полётами за пределы земной атмосферы. Во время учёбы космонавты получили базовые сведения об основных научных методах в своей области. Теперь предстояло проверить в деле их теоретическую подготовку. 

Я так понимаю, королева Елизавета, чтобы отвлечься от неприятностей, которые доставляет ей рыжебородый отпрыск сына и его своеобразная жена, ищущая свое место в жизни, начала вспоминать молодость.

Молодость вообще хорошее время — нет только денег, а все остальное есть, причем в больших количествах. Здоровье, фигура, задор, уверенность, что все будет просто замечательно, развеселые друзья и длинная-длинная дорога во взрослую жизнь, которая кажется бесконечной.
И только уперевшись носом в забор с короткой надписью из совокупности математических символов и графических знаков в составе алфавита («икс» «игрек» и «»и краткое») , подволакивая вывихнутые на тропе жизни ноги, начинаешь задавать себе вопрос: «Это все?», понимая, что ты как-то очень быстро дошла…

Это еще не все, но дальше уже придется бродить вдоль забора, задумчиво перебирая доски и рабицу, прикидывая, чем себя развлечь. А в молодости таких вопросов не вставало. Вот и Елизавета — земную жизнь, так сказать, пройдя до половины, потом еще раз до половины, потом еще на четверть и сверху километров пятьдесят, она вспомнила о красивом русском мужчине, которого встретила в далеком двадцатом веке — Юрии Гагарине.

«Приятно быть первым!
» — сказала бабушка, и я нахмурилась — что она, интересно, имела в виду?

Мы уже получили кучу проблем от ее родственницы Виктории, которую в свое время продинамил будущий Александр Второй. Он тоже там планировался первым, но что-то пошло не так, деспот папаша долбанул кулаком по столу, и сынуля поехал домой утешать свою Калиновскую, которая нюхала цветы и грустила.

Виктория — баба злопамятная, и дождавшись случая, подсунула нам свою Аликс. Результаты знают все. Но Елизавета — женщина приличная, и явно относится к тем, у кого разум преобладает над инстинктами. Она и в молодости такой была. А может, это как раз то самое воспитание, которого так не хватает ее невестке. Манеры — то, что помогает скрыть истинную сущность. А хамство — наоборот.

Так что она, разумеется, имела в виду полет в космос. «Он сказал: «Поехали!» и взмахнул рукой….» Значит, смотрите, Буквально через месяц после полета Юрий Гагарин отправился в международный тур с «Миссией мира». Не знаю, что там за миссия, но судя по всему, мы опять доказывали миру, что не собираемся никого трогать. И отправили для этих целей улыбчивого обаяшку нашего Гагарина.

Он доехал и до Великобритании, причем народ его встречал с ликованием. Не знаю, с чего народ ликовал, но давайте спишем это на радость покорения космоса. А может, они были счастливы, что видят русского человека. Это ж не Чичваркин все-таки. Это — Гагарин.

Правда, водителя ему дали какого-то своеобразного — полное впечатление, что дядька едет в последний путь. Но, может, у них так принято. Елизавета посмотрела в окно на славного Юрия Алексеевича, и в ней проснулись и запели прабабкины гены. Опять же Гагарин — фамилия дворянская, это вам не Рашкин и Попандопуло.

Поэтому королева позвонила в советское посольство и пригласила Юрия на обед в Букингемский дворец. На приеме присутствовали около двадцати знатных людей и члены королевской семьи — муж королевы Филипп, дочь Анна и пес породы корги. На кой тащить собаку в пищеблок, я не пойму никогда, ну так я и не аристократка. Мы держим животных отдельно от столовых и кухонь. 
А вот принца Чарльза не позвали — наверно, не хотели портить впечатление от королевской семьи. И правильно. Мы еще от Карла Второго не отошли, который из Испании, знойный красавец, куда нам остальных показывать?

Мы все очаровательные, между прочим — ну, кроме ЧеГеваркина. Чичваркина, в смысле. Симпатичных либералов я не знаю, как-то так получилось, что они все выглядят откровенно плохо. Я не знаю, что первично, что вторично, внешность зависит от борьбы или борьба от внешности, но утешаю их песней: «На лицо ужасные, добрые внутри». Главное — чтобы человек был хорошим. А то, что при виде его английские собачки корги с воем убегают из столовой — это мелочи.

Во-первых, либералов в королевский дворец не зовут, они не вышли передней частью головы, там уже Чарльз есть, а хорошего понемножку.Во-вторых, можно вспомнить об английских бульдогах — такое же душераздирающее зрелище, как ЧеГеваркин. От такой собачки из столовой удрал бы и Гагарин.

И ничего. Все терпят.

P.S. Не могу утверждать за 100 % достоверность, но: в Англии не принято есть лимон в чае, его выбрасывают. А Гагарин на приёме у королевы посыпал лимон сахаром и съел, чем всех удивил. Ну как говорится — и что? Большой человек, наш Юра, имеет право на маленькие оплошности. В нашей культуре принято съедать все, что подали. Когда та же королева зиговала, это никого как-то не удивляло. Кстати, бабка Лиза, дабы не ставить Юрия Алексеевича в неубодное положение, проделала то же самое — съела лимон, поддержав тем самым Гагарина.

Приглашение от премьер-министра

Встречать в высшем кругу гостя из страны с противоположной идеологией не собирались. Премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан считал, что устраивать для него особый прием и приглашать на ланч с министрами и знатью не стоит. Хотя отрицать желание некоторых аристократов встретиться с «космическим» человеком он не мог.

Однако видя, насколько Гагарин приглянулся народу, игнорировать его присутствие было политически неверно. Вскоре в посольство СССР поступило предложение встречи Юрия Алексеевича с премьер-министром в его временной резиденции.

Дипломатические протоколы и сложная политическая ситуация требовали предварительных переговоров. Между посольством СССР и британскими службами даже велось обсуждение политических требований, от выполнения которых могло зависеть состоится ли прием, или нет. В посольстве вполне могли отговорить Гагарина принимать приглашение, однако встреча все же состоялась.

Второй полет Юрия Гагарина в космос

Спустя 6 лет после первого полета человека в космос, в конце марта 1967 года, определяют дату старта «Союза-1», а именно 22 апреля. Политбюро запланирует это как подарок покорителей космоса к празднику трудящихся. Пилотом первого корабля назначат Владимира Комарова, на втором «Союзе» готовятся лететь три космонавта, однако, новым кораблям еще будет нужна серьезнейшая доводка.

Генеральный конструктор Мишин так и не сможет убедить руководство страны в том, что запускать космонавтов к Первомаю категорически нельзя. Брежнев скажет: «У нас впереди пятидесятилетия великого октября, а вы тут со своими пустяками, лететь безоговорочно!»

В космические дела снова вмешается большая политика. Гагарин тоже потребует отложить полет, добьется приема у министра обороны Устинова, но услышав его фразу: «А что, у вас в отряде космонавтов нет ни одного смелого человека? Откажется Комаров, полетите вы». Он резко повернется и выйдет из кабинета.

Максимум, что будет в его силах, добиться, чтобы именно его назначили дублером Комарова. Для этого Гагарин преодолеет сильнейшее сопротивление Политбюро, там не захотят рисковать символом страны победившего социализма.

«Он хотел летать, он всю жизнь хотел летать. Я спрашивала его об этом, помню, он сказал, что обязательно будет летать. Он добился своего», – Галина Гагарина, дочь космонавта.

Байконур 12 апреля 1961 года, 9 часов 06 утра

До старта одна минута. На пульте управления полетом начинают отсчет последних секунд перед пуском. Остановить уже ничего нельзя, Гагарин внешне спокоен, его пульс даже не учащен, он лишь на мгновение закроет глаза. Как сложилась бы судьба Юрия Алексеевича, не окажись он первым космонавтом планеты? Может быть, он стал бы первоклассным летчиком,и трагедии 27 марта 1968 года не случилось бы?

Постоянные встречи, обязательства, работа в центре подготовки, помешают ему сохранить летные навыки. Вместо положенных 200 часов налета в год, он будет летать максимум 20-30.

Юрий Алексеевич в кабине пилота

В субботу 23 марта 1968 года за 4 дня до своего последнего полета, Гагарин зайдет домой к своему другу Алексею Леонову.

Испытание советского космонавта

Полёт в космос мог закончиться для Гагарина либо гибелью, либо триумфальным возвращением. Во время спуска на землю Юрий Алексеевич был на грани гибели, но обошлось. Он приземлился на парашюте, и на ноги поднялся уже совершенно другой человек: ещё утром он был старшим лейтенантом, обычным лётчиком-истребителем, а после 108 минут в космосе его статус резко изменился.

Первым делом Гагарин получил медаль «За освоение целинных земель». Затем на вертолёте космонавта доставили на аэродром, расположенный в городе Энгельс. Естественно, его уже все с нетерпением ждали. Космонавт получил телеграмму с поздравлением от правительства. После чего героя усадили в машину и отвезли в командно-диспетчерский пункт, а оттуда — в штаб.


Советская пресса о полёте Гагарина. (v-kosmose.com)

Через некоторое время на аэродроме приземлились два самолёта — это прибыл заместитель командующего ВВС Агальцов в сопровождении журналистов. Пока военные налаживали связь с Кремлём, Гагарина отдали на растерзание представителям СМИ. Как только связь появилась, Юрий Алексеевич доложил Хрущёву и Брежневу об успешном выполнении задания.

И лишь после этого Гагарина на самолёте отправили в Куйбышев (сейчас — Самара). Боясь излишней шумихи, военные приняли решение посадить крылатую машину на заводском аэродроме «Безымянка». Но советских людей нельзя было так легко провести. Все работники завода быстро узнали, что к ним прилетел первый в истории космонавт! И, конечно, отправились его встречать. Здесь были не только заводчане, инженеры и начальники. Прибыло и партийное руководство Куйбышева. Важные лица не могли пропустить визит Гагарина.

Юрий Алексеевич спустился по трапу, поприветствовал собравшихся. После этого его в очередной раз посадили в машину и отправили в путь. Теперь уже на обкомовскую дачу. И только здесь Гагарин смог привести себя в порядок и поесть. Но тишина и покой длились всего несколько часов. В Куйбышев прилетел Сергей Королёв, а также представители Госкомиссии. Ужин обещал затянуться до глубокой ночи.


Гагарин даёт автографы на приёме в Большом Кремлевском дворце, 14 апреля 1961 года. (gazeta.ru)

Поскольку никто не мог точно предугадать результат полёта, то никаких масштабных мероприятий по этому поводу в Москве не планировалось. Но когда Гагарин доложил Хрущёву об успехе, тот решил отпраздновать. В космос Юрий Алексеевич отправлялся в чине старшего лейтенанта. А в газетах уже писали, что полёт совершил майор. По поводу присвоения знания, минуя капитана, есть две версии. По одной, инициатором повышения был лично Никита Сергеевич, который потребовал у министра обороны Малиновского повысить космонавта. По второй, этим вопросом занимался Дмитрий Устинов, в то время заместитель председателя Совета министров СССР. Так или иначе, но уже 12 апреля Гагарин стал майором.

14 апреля Юрий Алексеевич прилетел в Москву. Его самолёт в компании почётного эскорта из истребителей МиГ-17 пролетел над городом и совершил посадку во Внуково. Космонавта встречала огромная разношёрстная толпа: и журналисты, и обычные люди, и партийное руководство. От трапа к трибуне вела красная ковровая дорожка. По ней и шёл Гагарин, а его шаги сопровождал оркестр, исполнявший авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». После короткого доклада Хрущёву Юрий Алексеевич совершил поездку в автомобиле «ЗИЛ-111В». Космонавт стоял во весь рост и приветствовал ликующую толпу.

Затем был торжественный приём в Кремле. И Гагарин удостоился звания Героя Советского Союза. О спокойной жизни первый космонавт мог забыть. Уже на следующий день он принял участие в пресс-конференции с иностранными журналистами.

Космодром Байконур 12 апреля 1961 года, 6 часов 30 минут

Гагарин ждет команды на старт, ее нет. Приборы показывают сбой в системе, техники ищут неполадку, Юрий невозмутимо спокоен, он умеет ждать.

Юрий Гагарин – первый летчик-космонавт СССР, в кабине корабля «Восток-1»

Из деревни Клушино в 1949 г., Юра пятнадцатилетним подростком ушел в большой мир. Через два года он честно напишет в автобиографии: «В виду плохого материального состояния родителей, поступил в ремесленное училище города Люберцы».

Бесплатная форма, еда и кров, давали шанс продержаться до первых заработков. Через много лет Гагарин признался: «Если бы тогда с ремесленным не получилось, я бы просто погиб под забором». Счастливое совпадение, но дело было не только в совпадении.

В 1958 году под грифом совершенно секретно начался первый отбор в космонавты. Заявление подали 3000 военных летчиков, среди них был пилот морской авиации Юрий Гагарин. После предварительной медкомиссии остался один из десяти. Вторую комиссию еще более жесткую проверку здоровья, Гагарин тоже выдержал, теперь надо было ждать вызова из Москвы.

Юрий Алексеевич на медосмотре

Шли недели, месяцы, ответа не было. Юрий все чаще думает, что его забраковали из-за маленького роста –165 сантиметров. Он и в самолете подкладывал на сиденье подушку, а кто же разрешит протащить ее с собой в космическую ракету?

Вызов пришел летом 1950 года. За несколько недель строжайшего медицинского отбора из 400 кандидатов осталось 20.

Счастливчиков тут же назвали «Первым звездным отрядом». Абсолютно разные характеры, темпераменты, увлечения, степени образованности, одно общее все маленького роста 165 — 170 см, вес не больше 68 килограмм. В кабине корабля крупному человеку просто не поместиться.

Диплом защитить — не в космос слетать

Ещё в пятидесятые началось не только противостояние космическое, ядерное и авиационное с вероятным противником, но и соревнование различных ракетных школ и идеологий внутри страны. В шестидесятые оно только усилилось. Например, ответ на разрабатываемый американцами с 1957 года проект пилотируемого космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика Х-20 «Dyna-Soar», одновременно взялись дать несколько наших ОКБ. Вероятно, идея космоплана не давала покоя не только Глебу Евгеньевичу Лозино-Лозинскому, одному из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, создателю суперсвязки «Энергия-Буран», но и команде Сергея Павловича Королёва, к которой относился и Отряд космонавтов. 

Фото из архива
В качестве дипломного проекта остановились на проекте боевого космоплана — орбитального самолёта.

После беседы с С.П. Королёвым тема приняла вполне конкретный, определённый характер

Последний, несколько подумав, порекомендовал заняться обычной самолётной компоновкой: «Нам весьма важно рассмотреть со всех сторон и объективно оценить классическую самолётную схему». Ещё больше года продолжались обычные занятия, и всё что касалось дипломной работы, приходилось делать параллельно

Однако спроектировать такой аппарат одному слушателю невозможно, тем более в ограниченные сроки. В связи с этим было решено по согласованию с Главнокомандующим ВВС и Главным конструктором дипломную работу построить как комплексное исследование. Каждый из слушателей стал автором конкретного раздела общего исследования. Кому чем заниматься, выбирали сами — дипломные руководители только уточняли область деятельности.

Юрий Алексеевич отвечал за общую методологию использования космического летательного аппарата (КЛА). Кроме того, он производил выбор аэродинамических форм и размеров несущих элементов для обеспечения посадки и способов посадки по самолётной схеме. Систему аварийного спасения КЛА отрабатывал Г.С. Титов. За выбор аэродинамических форм, расчёт характеристик и теплозащиту отвечал А.Г. Николаев. Проработку компоновки и расчёт весовых характеристик осуществлял Д.А. Заикин. Силовой установкой занимался П.Р. Попович, системами ориентации — Е.В. Хрунов, топливной системой — ЖРД — В.Ф. Быковский, блоком обеспечения безопасности полётов — Ж.Д. Сергейчик…

Фото из архива
Каждый из слушателей стал автором конкретного раздела общего исследования.

Байконур 12 апреля 1961 года, 9 часов 00 минут

Все понимают до запуска несколько минут, вздох облегчения, старт состоится, а значит, американские спутники неминуемо засекут корабль. Скрыть факт запуска не удастся, но неизвестно как пройдет полет, поэтому заранее заготовлены три варианта сообщения ТАСС. Их утвердил лично Хрущев:

  • первый трагический на случай гибели Гагарина;

  • второй с обращением к государствам мира, помочь космонавту в случае приземления за пределами СССР;

  • третий победный.

Через 2 часа 30 минут прозвучит третий – победный вариант.

Сообщение услышит весь мир, стихийные митинги на улицах советских городов, буря счастливых эмоций, люди будут обниматься и поздравлять друг друга.

Человек мира: заграничные визиты Гагарина

Успешный полёт Гагарина впечатлил весь мир. Больше всех удивились, конечно, американцы. Но, следуя этикету, президент США Джон Кеннеди поздравил Советский Союз с грандиозным успехом.

Спустя месяц Гагарин отправился в зарубежную командировку с «миссией мира». Первым делом космонавт прибыл в Чехословакию. Причём в Прагу он долетел на рейсовом Ту-104. Естественно, пассажиры узнали Юрия Алексеевича, и полёт превратился в раздачу автографов. Не устояли перед искушением и члены экипажа. Гагарина пригласили в кабину и дали «порулить» самолётом. В Праге космонавт встретился с местными рабочими, а правительство страны удостоило его звания Героя Социалистического Труда ЧССР.


Гагарин на обложке журнала Time. (Pinterest)

Затем были Болгария, Финляндия, Великобритания. В Англию Гагарин прибыл по приглашению местного профсоюза литейщиков. На машине, в которой Юрий Алексеевич передвигался, были установлены специальные номера — YG 1.

Первым пунктом в Англии значился Манчестер, поскольку в нём располагалась штаб-квартира самого старого профсоюза литейщиков Британии. Естественно, советскому гражданину вручили диплом, в котором говорилось, что он является почётным литейщиком Англии. Затем Гагарин встретился с самыми высокопоставленными лицами страны. Ему довелось не только пообщаться с премьер-министром Макмилланом, но и отобедать с Елизаветой II. Королева так отозвалась о Гагарине: «Я думаю, тот факт, что он был первым космонавтом, делал его особенно очаровательным».


Гагарин в Великобритании. (Pinterest)

Из Англии Юрий Алексеевич направился в Польшу. Затем он побывал на Кубе, в Бразилии, Исландии, Канаде, Венгрии, Индии, Шри-Ланке, Афганистане. А в 1962 году Гагарин во второй раз посетил Финляндию, а также Египет. Осенью 1963-го Юрий Алексеевич принял участие в XIV Международном конгрессе астронавтов, который проходил в Париже. Всего же с «миссией мира» советский космонавт посетил несколько десятков стран. Везде его встречали овациями, цветами и торжественными речами. Обычные люди видели в нём героя, человека, изменившего ход истории.

Статус мировой звезды Гагарина тяготил. В многочисленных интервью космонавт много раз говорил, что не нужно его идеализировать. Он — обычный человек, со своими слабостями и недостатками. Но кроме популярности была и ещё одна причина для переживания: его не пускали в небо. Правительство берегло живой символ космической эры и не хотело им рисковать. Это сильно давило на Юрия Алексеевича. Но, как показали дальнейшие события, беспокойство начальников было оправданным.

Ланч во дворце и фото с королевой

В отличие от премьер-министра, изменившего планы после анализа общественной реакции, Елизавета II выразила желание увидеться с Гагариным еще до его прилета. Звонок о ланче с монаршей особой поступил в советское посольство за час до прилета космонавта. Юрий Алексеевич прилетел в Лондон 11 июля, королева желала видеть его 14.

За это время госслужбам и МИДу Великобритании нужно было объяснить советским гражданам весь спектр дипломатических и протокольных нюансов. Миссия с треском провалилась. Советская сторона не могла осознать разницы между теми или иными королевскими приемами. В политическом строе СССР просто не существовало аналогов ситуации.

Встреча с Елизаветой II проходила в Букингемском дворце. Кроме легендарного космонавта, на приеме был целый список выдающихся личностей. Начало прошло без эксцессов, но когда все сели за стол, произошла заминка. Гагарин не знал всех тонкостей светского этикета. Однако из ситуации он вышел со смелой непосредственностью, предпочтя не тушеваться, а вести себя как обычно. Королеве такое поведение пришлось по вкусу, все несоответствующие светским традициям решения гостя она поддерживала.

Перед отъездом она сама предложила Юрию Алексеевичу совместное фото. Это был беспрецедентный случай — главным правилом всегда был запрет на фотографирование простых людей с монаршей особой. Однако, когда у Елизаветы II спросили, почему был нарушен запрет, она заявила, что фотографировалась с «небесным человеком», а это никакими правилами не запрещено.

Трагедия «Союза-1» и запрет на полеты Гагарину

И Комаров, и Гагарин понимают, плохо подготовленный запуск может закончиться большой бедой. Проблемы начнутся уже в полете Комарова. Трагедия произойдет во время приземления. В технологически недостроенном корабле откажет система посадки.

Байконур 1961 год… Прошло 15 минут с момента, когда инженеры приступили к устранению неполадки. Гагарин внимательно смотрит на монтажников в зеркальце, пришитое к рукаву скафандра и насвистывает: «Родина слышит, Родина знает».

В 1955 году, Юра закончил учебу в Люберецком ремесленном. Два года пролетели в полуголодной, но очень веселой суматохе. Учеба давалась легко, вечером он играл на трубе в самодеятельном оркестре, были танцплощадки, девчонки, мужские забавы, стенка на стенку, разбитые носы и клятвы не выдавать зачинщиков.

Юрий Гагарин с товарищами по ремесленному училищу

Училище Гагарин закончил с отличием и без экзаменов был принят в Саратовский индустриальный техникум. Три года учебы и снова одни пятерки. Одновременно Юра занимался в аэроклубе, защита в техникуме немного затянулась, поэтому на учебные полеты он немного запоздал. Из аэроклуба его хотели было уже отчислить, хотя теорию он сдал блестяще, но летчик-инструктор Сергей Иванович Сафронов – Герой Советского Союза, решил проверить, что это за круглый отличник такой. «Будущий летчик проверяется только в небе», – сказал он.

Сафронов усадил Юру в самолет двойку Як-18 и показал ему высший пилотаж. В аэроклубе Гагарина оставили, опытный пилот Сафронов не просчитался, через полгода Юрий летал лучше всех одноклубников. Через несколько лет, также точно характер Гагарина угадает и генеральный конструктор Королев.

За год до старта корабля «Восток — 1», Сергей Палыч Королев пригласил первый отряд космонавтов на смотрины своего детища. «Думаю, есть желающие залезть внутрь?» – спросил он. Все переглянулись, Гагарин среагировал первым, он подошел к ракете и вдруг сел на пол и снял ботинки. «Так разуваются при входе в дом деревенские люди, уважая труд хозяйки», – шепнул Королев инженеру Васильеву и добавил уже по-громче, так чтобы отряд слышал. – «Вот он, пожалуй, пойдет первым и в полет».

Юрий Алексеевич Гагарин и Сергей Павлович Королев

Позже Королев говорил, что в Юре счастливо сочетаются природное мужество, аналитический ум, трудолюбие и врожденное чувство достоинства. Гагарина, как позже и Терешкову он выделял из всех космонавтов.

К весне 1961 года в отряде космонавтов определились три явных лидера: Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов. Заместитель генерального конструктора Борис Раушенбах предлагал отправить в первый полет Григория Нелюбова, он считал его лучшим летчиком в отряде. Руководитель подготовки космонавтов Николай Каманин видел первым Германа Титова, Титов все тренировки выполняет наиболее четко и отточено.

Трудно решить, кого посылать на верную смерть. Кого из двух – трех достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector