Анна павлова, биография, личная жизнь

↑ Интересные факты

  • Анну Павлову любила Айседора Дункан и посещала все её выступления.
  • В 1999 г. на 1-й День рождения новозеландского Национального музея создан 45-метровый торт «Павлова».
  • Девочки, в игре «Резиночка», произносят речитатив с упоминанием десерта.
  • Гаптофитовые водоросли носят имя балерины.
  • В Нидерландах имя Анны носит самолёт МD-11.
  • В театре Образцова в постановке «Исповедь хулигана», вставлена музыкальная часть из миниатюры «Умирающий лебедь», как символ судьбы балерины и судьба российских эмигрантов.
  • В лондонском «Пэлас — театре» никогда не продают билетов на места для призраков актёра Айвора Новелло и Анны Павловой.

Личная жизнь

Анна Павлова, в течение десятилетий блиставшая на сцене лучших театров мира, в личной жизни была глубоко несчастным человеком. Начинающая балерина избегала поклонников, настаивавших на свидании и преподносивших дорогие подарки. Однако коллеги по труппе иногда видели девушку в компании состоятельного аристократа Виктора Дандре.


Анна Павлова и Виктор Дандре

Образованный дворянин, увлеченный искусством, вскоре растопил сердце неприступной красавицы и заслужил право стать ее благодетелем и покровителем. Высокое положение сенатского советника не позволяло новым отношениям стать серьезными. Молодой повеса снял балерине квартиру с танцевальным залом в центре Петербурга в обмен на обязанность сопровождать его в обществе.

Павлова испытывала симпатию к Виктору, но в глубине души понимала, что ей никогда не стать женой представителя высшего света. Поэтому балерина отказалась от шикарной жизни и покинула покровителя, предпочтя свободу золотой клетке. В тот момент, когда Анна сильнее всего страдала от одиночества, в ее жизни появился Михаил Фокин, постановщик знаменитого танца «Умирающий лебедь». Балетмейстер вдохнул новые силы в отчаявшуюся звезду и стал одним из немногих близких людей Павловой.


Анна Павлова и Михаил Фокин

Окончательно восстановиться приме «Мариинки» помогли зарубежные гастроли, во время которых она познакомилась с французским композитором Камилем Сен-Сансом и встретилась с великим актером немого кино Чарли Чаплином. С последним у Павловой завязался платонический роман, переросший в преданную дружбу, запечатленную на архивных фотографиях.

Когда балерина получила мировую известность и стала богатой женщиной, она поселилась за границей, но не перестала мечтать о простом человеческом счастье. Мысли ее неукротимо возвращались к оставленному на родине Виктору Дандре.


Анна Павлова и Чарли Чаплин

В то время, когда Сергей Дягилев основал в Париже Театр русского танца, дворянин попал в затруднительное финансовое положение и, не имея возможности оплатить долги, оказался в тюрьме. Узнав о неприятностях бывшего поклонника, Павлова разорвала отношения с многолетними коллегами и подписала выгодный контракт с представителями иностранного агентства «Брафф».

Заработав необходимую сумму денег, балерина оплатила долги Дандре и, решив, что не может жить без этого человека, выписала бывшего аристократа в Париж. Виктор прибыл по первому зову Павловой и, по некоторым источникам, в 1911 году тайно с ней обвенчался.


Анна Павлова и Виктор Дандре

Павлова купила роскошное имение в Великобритании и организовала собственную труппу, став владелицей камерного театра в Лондоне. Все обязанности по дому исполнял муж, так что Анна могла ни о чем не заботиться и целиком посвящать себя творчеству.

Однако со временем чувства балерины к Дандре начали угасать: она устраивала скандалы, била посуду и плакала. Виктор реагировал на истерики спокойно, ведь он искреннее благодарил и любил Анну. Вместо того чтобы уйти от психологически неустойчивой жены, он помогал в организационных вопросах и занимался наймом и увольнением артистов. Так пара прожила вместе вплоть до неожиданной смерти Павловой в 1931 году.

Ранняя жизнь

Балерина Анна Павлова родилась Анна Матвеевна Павловна 12 февраля 1881 года, в день холодной и снежной зимы в Санкт-Петербурге, Россия. Мать, Любовь Федоровна, была уборщицей. Ее отчим, Матвей Павлов, был солдатом запаса. Личность биологического отца Анны Павловой неизвестна, хотя некоторые полагают, что у ее матери был роман с банкиром по имени Лазарь Полякофф. В детстве Анна предпочитала верить, что она была ребенком более раннего брака. Она рассказала людям, что ее мать когда-то была замужем за человеком по имени Павел, который умер, когда Анна была еще ребенком. И все же этот Павел остается загадкой для историков и биографов.

С самого начала активное воображение Анны и ее любовь к фантазии привлекли ее в мир балета. Оглядываясь назад на свое детство, Анна Павлова описала свою страстную страсть к балету соответственно: «Я всегда хотела танцевать; с самых маленьких лет. Таким образом, я строила воздушные замки из своих надежд и мечтаний».

Несмотря на то, что они были бедны, Анна и ее мать смогли увидеть спектакль «Спящая красавица» в Мариинском театре на ул.Петербург, когда Анне было 8 лет. Очарованная, широко раскрытыми глазами, маленькая девочка заявила, что решила стать балериной. Мать Анны с энтузиазмом поддержала ее стремление. Уже через два года Анна была принята в Санкт-Петербургскую Императорскую балетную школу, после сдачи вступительного экзамена с отличием. Школой руководил знаменитый балетмейстер Мариус Петипа.

В Императорской балетной школе учителя Анны — Петипа, Екатерина Вазем и Павел Гердт, быстро признали ее необыкновенный дар. Анна, преданная и амбициозная ученица, знала, что успешная балетная карьера потребует гораздо большего, чем просто талант. Ее естественный дар танца в сочетании с ее неутомимой трудовой этикой здесь кратко изложены в ее собственных словах: «Никто не может прийти, будучи одиноким. Бог дает талант, работа превращает талант в гениальность». В 1899 году Анна окончила Санкт-Петербургскую Императорскую школу танца в возрасте 18 лет изящно перепрыгивая из школы на сцену, она превращается из ученицы балета в прима-балерину.

Карьера

Анна окончила училище в 1899 году в возрасте 18 лет, и ее выпускной спектакль, который поставил Павел Гердт был настолько успешным, что она сразу была принята в Императорскую балетную труппу. Анна В ближайшие несколько лет она выступала в таких балетах, как «Дочь фараона», «Спящая красавица», «Баядерка» (Храмовая танцовщица) и «Жизель». Публика в свое время привыкшая к академическим балетным спектаклям, была шокирована стилем Павловой, мало внимавший строгим академическим правилам. Она могла танцевать с согнутыми коленями, неуместным порт-де-бра и неправильно размещенными руками, но ее удивительная органичность и духовность персонажей, которых она создала, восхищали публику и впечатляли критиков.

В основе ее таланта лежало внезапное и мгновенное вдохновение. Чаще всего она импровизировала, и не могла повторить образ своих танцев, несмотря на просьбы своих мастеров и партнеров. Позже, когда Анна Павлова начала преподавать, этот дар казался большим препятствием, так как ее ученики не могли копировать те движения, которые она сама не помнила.

В 1907 году Павлова сделала следующий шаг к своей всемирной славе — начала гастролировать за рубежом. Ее первый тур был в Европу. Позднее балерина вспоминала, что тур включал выступления в Риге, Копенгагене, Стокгольме, Праге и Берлине, и везде ее танцы встречались с восторженным приемом.

Оглушительный успех пришел, когда Павлова присоединилась к Балетам Сергея Дягилева «Русские» в 1909 году. Среди ее партнеров был еще один всемирно известный русский артист балета Вацлав Нижинский.

В 1910 году Анна Павлова покинула Мариинский театр и создала собственную балетную труппу с русскими хореографами и преимущественно русскими танцорами.

Несмотря на свою” воздушную » внешность, у Анны был сильный и иногда несносный характер, который регулярно доводил до «белого каления» даже того человека, которого она преданно любила – Виктора Дандре.

Сын французского иммигранта, он был успешным бизнесменом. Это было довольно популярно для мужчин из высшего общества, чтобы стать поклонниками известных балерин, но Дандре чувствовал подлинную страсть к Павловой. Он купил и оборудовал для нее балетную студию и подарил ей много дорогих подарков.

Через некоторое время были выдвинуты обвинения в том, что он присвоил государственные деньги и ему угрожала долговая яма. И тогда Анна Павлова вдруг подписала совсем невыгодный контракт с агентством в Лондоне и погасила долг Дандре, после чего он стал ее пожизненным импресарио, и, как он признался после ее смерти, ее мужем. Однако документы, подтверждающие его слова, так и не были представлены.

В 1914 году Анна Павлова посетила Россию в последний раз в своей жизни. Выступала в Москве и Санкт-Петербурге. Мариинский театр был готов возобновить контракт с ней, но сделка была осложнена тем, что им пришлось бы вернуть значительную сумму, которую заплатила балерина, когда она порвала с ними свой предыдущий контракт.

Коллектив Павловой триумфально гастролировала по многим странам Европы, Азии и обеих Америк, среди которых США, Мексика, Индия, Египет, Китай, Япония, Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия, Куба и Филиппины.

Их график был очень плотным. Они выступали почти каждый день, за очень редким исключением. За 22 года такой гастрольной жизни Павлова преодолела дистанцию более полумиллиона километров и дала около 9 тысяч выступлений.

Был период, когда производитель обуви с балетным носком ежегодно делал около 2000 пар тапочек для нее, и их едва хватало.

Во время гастролей Анне Павловой часто приходилось выступать без репетиций на совершено не подготовленной сцене, в неподходящих условиях и даже под дождем, но она всегда выступала бы независимо от условий даже при лихорадке, с растяжениями и переломом ноги.

Во время гастролей в Нидерландах 49-летняя Павлова умерла от пневмонии в Гааге 23 января 1931 года, оставив после себя легенду с уникальным, неповторимым стилем, которую могла воплотить только балерина Анна Павлова.

Биография балерины Анны Павловой

Анечка появилась на свет 12 февраля (зодиак — Водолей)1881 года в поселке Лигово под Санкт-Петербургом. Девочка родилась недоношенным семимесячным ребенком. Благодаря бабушке Анны, которая в течение года ее выхаживала, поила козьим молоком – девочка выжила. Ее иммунитет был слабым, она часто болела, имела нездоровый внешний вид.

Тайна происхождения

Кто и кем были ее родители, до сих пор однозначно не известно. Одна из версий рассказывает о том, что мать была прачкой, и служила богатому банкиру Лазарю Полякову. Именно он стал отцом Анны.

Вторая версия — мать Любовь Павлова познакомилась с солдатом Матвеем Шамаш. Караим соблазнил Любовь. В будущем она родила от него ребенка.

Современники говорили, что Анна похожа на Матвея. Ее легкие восточные черты лица были популярны в эпоху Модерн. Она с раннего возраста увлекалась восточными мелодиями и танцами.

Но в то же время, когда юная Анна изъявила желание о занятиях танцами, именно Поляков оплатил учебу в балетном заведении.

Анна Павлова в свои 8 лет твердо решила, что будет балериной. Это желание пришло к девочке при просмотре балета «Спящая красавица». И уже в 10 лет она поступила в Петербургское театральное училище.

Учиться было крайне тяжело, уроки длились по 8 часов в день. Строжайшая диета и дисциплина, обидные оскорбления одноклассниц из-за ее нестандартного для балерины вида.

У девочки были длинные ноги и руки, слабые щиколотки. Она не обращала на это все внимания, знала свое призвание в жизни. Знала, что она настоящая балерина. И без танцев не имеет смысла жить. Она занималась фанатично, вкладывая всю себя в свое любимое дело.

1 июня 1899 г. Анна Павлова была определена на службу в дирекцию императорских театров. Мариинский театр дал ей ощутить радость первой премьеры. Но уже в театре стало ясно, что движения Анны не являются виртуозными, нет «стального носка».

Целеустремленная Павлова не остановилась из-за своих недостатков. Она начала брать уроки балета у русских и испанских преподавателей. Благодаря своей настойчивости, в 1906 Анна стала настоящей балериной. Её назначили главным исполнителем партий в испанском и классическом репертуаре.

Около 10 лет Павлова служила в Мариинском театре Санкт-Петербурга, станцевав, практически, весь репертуар.

Последний концерт

Михаил Фокин создал специально для Павловой спектакль, который стал визитной карточкой балерины. «Умирающий лебедь» — танец о непостоянстве счастья. С 1908 г. она начала давать концерты за границей.

Всемирное признание ей дал Париж, где она участвовала в постановке «Русские сезоны» Сергея Дягилева. В 1909 году поставила личный спектакль.

Многие считают, что благодаря Дягилеву, в мире узнали о Павловой. Но это совем не так. Павлова уже танцевала в Германии, Дании и Швеции до появления «Русских сезонов».

В 1910 известная танцовщица покинула Мариинский театр и создала свою труппу. Фокин поставил еще пару балетов для труппы Анны. Постановка «Семь дочерей горного короля» принес грандиозный успех.

В 1914 г. непревзойденная танцовщица дала последний концерт в России и переехала в Англию. На родину больше не вернулась. За 22 года гастролей она станцевала почти в 9000 спектаклях.

Интересный факт: Айседорой Дункан обожала Павлову и старалась не пропускать ее спектакли в Петербурге, в Париже, в Нью-Йорке. Они были знакомы. Чарли Чаплин был большим поклонником и другом Анны Павловой.

Вовлечение в скандальную историю

На пороге стоял 1909 год, а жители величественного культурного Петербурга обсуждали невероятный скандал. Барон Дандре получил тюремное заключение за растрату государственных денег, которые потратил на удовлетворение капризов содержанки Анны Павловой. Сам любимец светской жизни считал обвинения ошибочными и требовал возвращения балерины на родину для дачи свидетельских показаний. Узнав о разгоревшемся скандале с Виктором Эмильевичем Дандре, танцовщица поспешно покинула Париж, невзирая на то, что находилась на пике успеха. Но только отправилась она не на встречу с бывшим покровителем, а в Америку.

Успешная Анна Матвеевна подписала контракт с известным театром «Паласе», чтобы начать гастроли по миру, а затем отправиться на постоянное проживание в Лондон. Балерина больше не хотела оставаться в позорной участи любовницы богатого барона, находящейся на его полном обеспечении, и решила добиться признания собственными силами, начав самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Ведь в определенный момент танцовщица поняла, что не ровня знатному барону, который решил жениться на другой женщине вопреки чувствам к Павловой.

Анна Матвеевна и партнер по танцам Михаил Мордкин отправились на гастроли вместе. Правда, вскоре дружеские отношения стремительно пошли на убыль. Эгоистичный Мордкин не мог смириться с тем, что большая часть славы достается Павловой, как женщине, вызывающей восхищение у мужской публики. Затем знаменитый танцор начал сходить с ума, часто ведя разговоры с портретом бывшей партнерши, который был наряжен в юбку и шаль балерины.

«Вы подарили минуту счастья!»

В 1907 году Павлова начала гастролировать за границей. Первая поезда была в Ригу, потом — Копенгаген, Стокгольм, Берлин. Всюду балерина имела колоссальный успех. Но особое впечатление на неё произвело посещение Стокгольма. После концерта огромная толпа провожала Анну из театра до отеля. Это были самые разные люди: рабочие, продавщицы, портнихи. Все они молча шли за экипажем, не проронив ни звука, а потом долго стояли под балконом артистки. Когда девушка решила выйти к людям, её встретили бурными овациями. Павлова растерялась, не зная, как ответить на такое признание. Идея пришла сама собой: танцовщица бросилась в комнату, принесла оттуда корзины подаренных цветов и начала выкидывать букеты в толпу. Уже вечером растроганная тёплым приёмом балерина спросила свою горничную: «Чем я так очаровала их?». Ответ женщины запомнился ей на всю жизнь: «Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть свои заботы».

На следующий год Анна посетила Лейпциг, Вену и Прагу, а потом присоединилась к труппе Дягилева, где стала ведущей артисткой. И хотя отношения с антрепренёром у неё не сложились, даже после ухода балерины её образ ещё долго ассоциировался с «Русскими сезонами», ведь именно силуэт Павловой был изображён Валентином Серовым в качестве эмблемы труппы Дягилева.

Статья по теме

«Фабрика звёзд» Сергея Дягилева: кого прославили «Русские сезоны»

Известие о начавшейся первой мировой войне настигло танцовщицу в Берлине, через Бельгию она смогла уехать в Англию. Туманный Альбион стал для Анны второй родиной, именно там балерина купила роскошный дом и создала собственную труппу. Вместе со своим коллективом Павлова объездила весь мир, побывав в США, Канаде, Бразилии, Чили, Мексике, Китае, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Уругвае, Японии и др. Часто выступать всемирно известной артистке приходилось не только на престижных площадках, но и в абсолютно не приспособленных для этого местах: на деревянном помосте сельской ярмарки, в сарае для стрижки овец. Но Анна так стремилась нести искусство простым людям, что ничто не могло её остановить. Так, например, труппа Павловой должна была поехать в Эквадор, где вспыхнула эпидемия жёлтой лихорадки. Балерину уговаривали отложить поездку, однако всё было тщетно. К счастью, никто из коллектива не заболел.

Попасть на работу к Павловой считалось большой удачей. Родители со спокойной душой отдавали своих дочерей в руки Анны, зная, что та позаботится о них. Кстати, её команда преимущественно состояла из англичанок. Некоторые недоброжелатели злословили на этот счёт, утверждая, что артистка специально пригласила на работу посредственных танцовщиц, чтобы выгодно выделяться на их фоне. Но вряд ли можно серьёзно относиться к подобным заявлениям, когда речь идёт о балерине уровня Павловой.


Анна Павлова в Сиднее. Фото: Public Domain

Тайна рождения

Маленькая Аня появилась на свет недоношенной. Её мать Любовь Фёдоровна Павлова думала, что дочь не выживет. Однако бабушка будущей балерины целый год тщательно ухаживала за ребёнком. В итоге девочка поправилась, хотя проблемы со здоровьем остались у неё на всю жизнь. Она легко простужалась, была хрупкой и очень болезненной.

То, как жила семья Павловых, точно неизвестно, на этот счёт есть две легенды. Первая гласит, что мать девочки работала прачкой и еле сводила концы с концами. Её супруг — отставной солдат Матвей Павлов — умер, когда ребёнку было всего два года. Именно от него Анне досталась фамилия, которую она прославила на весь мир.


Анна Павлова. Фото: Commons.wikimedia.org

Вторая легенда — девочка якобы родилась от связи Любови Фёдоровны с известным банкиром Лазарем Поляковым. Когда мужчина узнал о беременности любовницы, он заплатил ей хорошие отступные, но отцовство по понятным причинам не признал.

Так или иначе, сама Анна всегда избегала вопросов о своей семье и очень не любила, когда её называли по отчеству: для кого-то она была Матвеевной, а для кого-то — Лазаревной. Балерина предпочитала, чтобы к ней обращались исключительно по имени.

В мемуарах Павлова придерживалась первой легенды, рассказывая о бедном, очень тяжёлом детстве. Историю её знакомства с балетом знали все журналисты мира. Артистка не раз рассказывала, как мать, несмотря на более чем скромные доходы, купила однажды билеты в Мариинский театр. В тот вечер показывали «Спящую красавицу». Павловой было всего 8 лет, но всё происходящее на сцене поразило её до глубины души. Несмотря на юный возраст, она твёрдо решила стать балериной и тут же сообщила об этом матери. Любовь Фёдоровна не разделяла взглядов дочери, помня о её хрупком здоровье. Женщина надеялась, что скоро все фантазии на тему сцены забудутся, однако Анна с каждым днём становилась всё настойчивее. Мать сдалась и отвела девочку в Императорскую балетную школу. Там Павлову ожидало большое разочарование, её отказались зачислять на учёбу, ссылаясь на возраст, и, чтобы осуществить мечту, балерине пришлось ждать целых два года.

Статья по теме

Балет для избранных. Как учились в академии Вагановой 200 лет назад

Стремление к реформам

Еще в первые годы работы в Мариинском театре, после окончания училища, Анна Павлова почувствовала потенциальные возможности для изменения устоявшихся канонов в балетном искусстве. Молодая балерина испытывала острую потребность в переменах. Ей казалось, что хореография может быть расширена и обогащена за счет новых форм. Классика жанра представлялась чем-то устаревшим, требующим кардинального обновления.

Репетируя свою партию в «Тщетной предосторожности», Павлова предложила Мариусу Петипа сделать революционный шаг и заменить короткую юбку-кринолин на длинную облегающую тунику, сославшись при этом на знаменитую Марию Тальони, представительницу балета эпохи романтизма, которая ввела в обиход балетную пачку и пуанты, а потом отказалась от короткой юбки в пользу ниспадающей одежды. Балетмейстер Петипа прислушался к мнению Анны, ее переодели, и Мариус просмотрел танец от начала до конца

После этого балетная пачка стала атрибутом спектаклей типа «Лебединое озеро», где короткая юбочка уместна по стилю постановки. Многие посчитали введение туники как основного вида балетной одежды нарушением канонов, но тем не менее длинная ниспадающая одежда балерины была позже отмечена в искусстве балетного костюма как необходимая часть спектакля

Балетмейстер Петипа прислушался к мнению Анны, ее переодели, и Мариус просмотрел танец от начала до конца. После этого балетная пачка стала атрибутом спектаклей типа «Лебединое озеро», где короткая юбочка уместна по стилю постановки. Многие посчитали введение туники как основного вида балетной одежды нарушением канонов, но тем не менее длинная ниспадающая одежда балерины была позже отмечена в искусстве балетного костюма как необходимая часть спектакля.

Детство и юность

Анечка Павлова родилась семимесячной, болезненной девочкой. Заботливая бабушка выходила свою внучку, несколько месяцев она кутала малышку в тёплую вату и поила из рожка молоком. Любовь Фёдоровна часто возила дочь в Петербург, именно тогда Аня впервые попала в театр, на балет. Это искусство так поразило маленькую девочку, что после очередного просмотра, а именно спектакля «Спящая красавица», она утвердилась в желании стать балериной.

В детстве и с мамой

Девочка часто часами простаивала под окнами Императорского хореографического училища, наблюдая за репетициями маленьких танцовщиц. Мать решила, что по росту и своей хрупкой конституции Аня вполне подходит для балета. Впервые она привела дочь на экзамен в балетную школу в восьмилетнем возрасте. Педагоги посмотрели на болезненную и малокровную абитуриентку и не приняли, искусство балет требовало больших сил и способностей. Аня снова держала экзамен в 10 лет и была принята, по непроверенным данным этому поспособствовал один из самых богатых и влиятельных людей Москвы — Лазарь Поляков.

Анна в 1891 году

Аня стала лучшей ученицей в классе, она репетировала по 8 часов в день. Однажды, юная Анна Павлова, как самая талантливая, участвовала в выступлении перед царской семьёй. Педагогами юного дарования стали Екатерина Вазем и Александр Облаков. Екатерина Оттовна отпаивала рыбьим жиром свою хрупкую ученицу.

Анна в 1896 году

Аня закончила хореографическое училище с отличием в 1898 году, а в 1899 году была принята в труппу Мариинского театра оперы и балета. Молодую танцовщицу сразу заметил знаменитый балетмейстер Мариус Петипа, она была лёгкая, как пушинка и вдохновляла балетмейстера

Он выдвигал Павлову на главные роли в своих постановках («Камарго», «Тщётная предосторожность», «Спящая красавица», «Эсмеральда», «Жизель»), поэтому минуя кордебалет и второстепенные роли Павлова сразу попала на афиши Мариинки в па-де-де и па-де-труа

Павлова уступала в технике исполнения знаменитым Матильде Кшесинской, Тамаре Карсавиной и Ольге Преображенской, но была неподражаема в прыжках и арабесках, особенно, удивительно нежно импровизировала и как будто порхала над сценой. Джорж Баланчин писал «У Павловой один учитель – Бог». Никто не может дать больше того, что даровано природой.

Постоянным партнёром Анны Павловой стал Михаил Фокин, в дальнейшем ставший хореографом. Одной из первых постановок начинающего балетмейстера был дивертисмент «Виноградная лоза» на музыку Рубинштейна. Фокин многие годы поддерживал творческое сотрудничество с балериной и дружил всю оставшуюся жизнь.

Анна Павлова — выдающаяся танцовщица

Количество ее гастролей было настолько велико, что превышало турне любой другой балерины ее времени. За двадцать два года постоянных поездок, она преодолела пятьсот тысяч миль по суше и по морю, танцуя не только на сценах больших городов, но и в селениях, у сборщиков фруктов в Калифорнии, у мормонов, в ангарах аэропортов, и даже на товарных складах. В 1925 году балерина дала двести тридцать восемь представлений и износила две тысячи пар балетных туфель.

Еще будучи ребенком, Анна Павлова твердо решила стать выдающейся танцовщицей. В десять лет она поступила в Императорскую балетную школу. Порядки там были строгие: после того, как одна ученица сбежала с офицером, учениц перестали отпускать домой на летние каникулы. В свободное же от репетиций время девочки вышивали или читали книги, из строго утвержденного списка. Будущая звезда балета терпеливо сносила железную дисциплину и суровый устав, а после ее окончания Павлову ждал Мариинский театр. Премьера в нем состоялась, когда балерине было шестнадцать лет.


Анна Павлова с лебедем. (wikipedia.org)

Поначалу ее образ казался не очень привлекательным: сорок четыре килограмма веса, никакой женской стати, и никакой округлости форм, высокий лоб и нос с легкой горбинкой. Однако ее глаза, цвета спелой вишни, так же как и тонкие руки — были довольно выразительными. А ее сбивчивая, щебечущая речь, ребячливая веселость быстро располагала. Тонкая щиколотка, высокий подъем ноги, хрупкое телосложение — все это выделяло Анну среди других балерин. К тому же, она была трудолюбива и упорна, а ее парящие прыжки, полная отдача танцу, поразительные импровизации на ходу делали каждое выступление незабываемым.

Позже ей был присвоен титул «балерина», которым в двадцатые годы награждались только самые выдающиеся танцовщицы. Только пять выпускниц, в России того времени, получили это почетное звание. Студенты то и дело нанимались рабочими сцены, чтобы хоть немного посмотреть на гениальную Павлову вблизи. А когда Анна выходила из театра после спектакля, балетоманы усаживали ее на стул и с криками «браво!» доносили до экипажа. Куда бы ни приезжала Анна Павлова, она завоевывала сердца публики. Например, однажды в Индии, по окончании спектакля, все зрители встали на колени и подняли вверх руки. Мексиканцы, в знак восхищения, бросали к ее ногам сомбреро. В Австралии придумали роскошный десерт «торт Павлова». Сам монарх Испании слал ей букеты, а в Голландии вывели нежнейшие белые тюльпаны и назвали сорт «Анна Павлова».

Личная жизнь

Анна Павлова — основательница русского балета, танцовщица, которую знал весь мир. Она говорила языком балета. Анна Павловна могла заставить полюбить танец даже того, кто не понимал и не считал балет искусством. На посторонних, в особенности, если дело происходило не на сцене, Анна Павлова производила порой впечатление человека замкнутого и неприветливого, однако при ближайшем знакомстве обнаруживалась и ее эмоциональность, и темперамент. Одним из счастливых свойств характера балерины была способность быстро переключаться: она не таила обид, быстро забывала конфликты и не теряла способности радоваться жизни. Всё это делало ее очаровательной женщиной. Кроме того, танцовщица обладала эффектной внешностью.

Барон Виктор Дандре был знаком с Павловой много лет. Друг Мариуса Петипа, он имел репутацию почитателя искусств и завсегдатая театральных лож. Длительные ухаживания деликатного поклонника (который был старше ее на десять лет) в конце концов возымели действие: на любовь Дандре Анна ответила взаимностью. Для своей подруги барон снял роскошную квартиру на Офицерской улице (с собственным репетиционным залом), в которой стал частым гостем. Окружающие привыкли видеть его рядом с Анной, но о том, чтобы узаконить их отношения, конечно, не могло идти и речи: наследнику аристократического рода не положено жениться на артистке и дочери прачки.

Впрочем, родового состояния у него давно уже не имелось: господин Дандре получал жалование на государственной службе, выполняя обязанности сенатского прокурора и председателя ревизионной комиссии думы. В 1912 году против него был начат судебный процесс — Дандре обвиняли в злоупотреблениях и взятках, а также хищениях из городской казны. Когда суд обязал обвиняемого выплатить штраф в 36 тысяч рублей, сумма нашлась довольно быстро. Есть версия, что ее собрала Анна, к тому времени активно гастролировавшая за границей. Сам Дандре в спешном порядке выехал из страны по подложным документам.

Отныне он стал для Павловой незаменимым импресарио, или, как говорили англичане, менеджером: барон взял на себя хлопоты по организации ее гастролей. Контакты с принимающими сторонами (среди представителей последних были Макс Рабинов, Даниель Мейер и знаменитый Соломон Юрок), репертуарная политика (хореографом-постановщиком труппы стал И. Н. Хлюстин), контракты с новыми артистами — во всей этой деятельности Дандре обнаружил недюжинный талант предпринимателя.

По сути дела, они поменялись ролями: теперь не Анна зависела от него, а собственное благосостояние Дандре оказалось связано с ее карьерой. Учитывая непростой характер обоих, их отношения с балериной напоминали жизнь супругов с большим стажем: в них было достаточно ссор и примирений, а также раздражения, нежности и взаимной заботы. Единственный вопрос, который вызывает сомнения у биографов, — были ли они женаты? Одни источники утверждают, что пара обвенчалась еще в России, другие — что брак был заключен уже в Европе. В первом случае ситуация компрометировала барона, во втором — мешала имиджу Анны.

Так или иначе, совершенно ясно, что эта церемония, если она действительно имела место, была тайной для всех окружающих. В конечном итоге эта двусмысленность сыграла с Дандре злую шутку: после смерти жены он не мог наследовать ни ее дом, ни деньги. Единственное, что ему осталось, — это архивы, которые позволили написать книгу о своей загадочной спутнице.

Решила стать популярной

Знаменитая Анна Павлова Павлова родилась 12 февраля 1881 в городе на Неве. Отец гениальной балерины служил в российской гвардии и умер через несколько лет после появления в семье первого и единственного ребенка. Бремя воспитания легко на плечи матери Анны – прачки Любови Федоровны. Девочка Анна приняла решение поступать в школу балета в возрасте 8-ми лет, но осуществить мечту сумела только в 10, загоревшись идеей стать известной и популярной танцовщицей.

Именно такую историю артистка рассказывала прессе и поклонникам. Но позже девушка узнала, что ее отцом был банкир Лазарь Поляков, у которого мать Павловой служила горничной, выступая в роли любовницы. А затем получила «отступные» за которые купила дом и открыла собственную прачечную. Но семья балерины все равно оставалась бедной, и не могла содержать начинающую артистку.

В 1899 Павлова стала выпускницей Императорского театрального училища в центре Санкт-Петербурга, пройдя обучение у мэтров старой балетной школы. Сразу после получения диплома, Анна успешно дала показательное выступление в Мариинском театре города на Неве. Одаренная балерина с первых дней работы на сцене начала танцевать соло.

Громогласный успех пришел к балерине практически мгновенно, после показа анакреонитического балета в одном действии «Пробуждение Флоры» в дуэте с артистом и хореографом Николаем Фокиным. В 1902 Павлова получает первую партию, войдя в образ Никии в постановке в четырех действиях «Баядерке». Затем последовали новые выступления, позволившие девушке собрать первые плоды успеха.

На момент 1906 Анна Павловна заняла уверенную позицию среди ведущих танцовщиц труппы знаменитого театра. Выступления балерины были по достоинству оценены великим балетмейстером Мариусом Петипом. А в январе 1907 блистательная Анна исполнила миниатюру «Лебедь», поставленную специально для нее хореографом М. Фокиным, переименованную позже на «Умирающий лебедь». Далее балерину ждал романтичный Париж, куда звезда отправилась покорять французов исполнением новой постановки в легендарном театре «Шатле».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector