Андрис лиелайс: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Детские годы

Теперь, когда ясно, в какой одаренной и творческой семье появился на свет в канун Рождества шестьдесят второго года Андрис Лиепа (на фото ниже), становится понятным и то, что не пойти по стопам родителей не могли ни он, ни младшая на год Илзе.

Родным городом Андриса, наполовину латыша, стала Москва, а родной улицей — Брюсов переулок. Именно там будущий артист провел свое детство, в доме, где, помимо его знаменитой семьи, жили и многие другие актеры — например, небезызвестный Качалов. И, проведя аналогию с Домом писателей (он находится в Лаврушинском переулке столицы, в свое время в нем жило большое количество литераторов), родной дом маленького Андриса легко можно назвать Домом актера. Впрочем, московское детство будущего артиста началось уже после трехлетнего возраста. Дело в том, что, когда Андрис был еще совсем крошкой, на свет появилась Илзе, и старшего сына отправили к родителям отца в Ригу — чтобы матери было полегче. В Латвии маленький Андрис заговорил — разумеется, на латышском языке, — а бабушку и дедушку, родителей отца, считал самыми родными людьми. Когда его вернули домой, и самому мальчику, и его близким первое время было очень сложно, но затем все наладилось.

И началось самое обыкновенное детство самого обыкновенного московского мальчишки — как с друзьями и гулянием во дворах, так и с обязательными кружками. Андрис и Илзе посещали их в большом количестве — ходили и на хореографию, и на фигурное катание, и на музыку, и много куда еще. Андрис в итоге остановил свой выбор только на музыке (окончил музыкальную школу) и на балете — пошел по стопам отца, который, кстати, в балетной школе вдобавок ко всему и преподавал. В Ригу брат с сестрой уезжали каждое лето и каждый Новый год — до тех пор, пока живы были дедушка с бабушкой.

Биография

 Андрис родился 20 февраля 1957 года в столице советской Латвии – городе-красавце Риге. Как вспоминает сам актер, домик его семьи располагался на берегу реки Даугава, и парнишкой он любил бегать по побережью и купаться в ее прохладных водах. Еще тринадцатилетним подростком Андрис снялся в роли мальчишки-революционера Луриха в фильме «Республика Вороньей улицы». Возможно, это и предопределило судьбу симпатичного рижского парнишки.

 Окончив десятилетку, юноша отправился в Москву поступать во ВГИК. И поступил, оказавшись в итоге в мастерской Евгения Матвеева. Диплом получил в 1980 году. Следующей работой в кино стал фильм «С тех пор, как мы вместе» (1982). Андрис вновь сыграл одну из главных ролей, правда, фильм откровением не стал. Тем не менее, актера заметили, он продолжил работать в разножанровом кино: детективе, музыкальной комедии, военной драме. Параллельно молодой человек согласился работать с заграничными телекомпаниями, поставляя им всевозможные сюжеты из жизни Советского Союза. Таким образом, он стал продюсером в то время, когда этого слова у нас толком и не знали.

Андрис Лиелайс в юности

 И все же настоящая известность к актеру Лиелайсу пришла уже после распада СССР. В 1992 году прибалтийский исполнитель был приглашен на роль кинолога Бориса в фильме «Воспитание жестокости у женщин и собак». Из Андриса и Елены Яковлевой сложился неплохой дуэт, а фильм завоевал признание у публики. В дальнейшем актер стал использоваться отечественными кинематографистами вполне предсказуемо, что имело место еще в советском киноискусстве, когда прибалтийские артисты в основном играли иностранных граждан и фашистских оккупантов. Не избежал такой участи и Андрис Лиелайс. В современных российских кинофильмах и сериалах его талант принялись эксплуатировать через роли американских шпионов, польских панов и немецких бизнесменов. Он засветился в таких работах, как:

  • «Кожа Саламандры»;
  • «Богатство»;
  • «Гибель империи»;
  • «Врачебная тайна»;
  • «Бой с тенью-2. Реванш»;
  • «С чего начинается родина»;
  • «Паук» и многих других.

 Андрис был дважды женат. От первого брака у него есть сын, а от второго, с телеведущей Ириной Палей – еще двое парней. С Ирой они вместе уже более четверти века.

 Возможно, телевизионные связи супруги и помогли Лиелайсу реализоваться на поприще политического ТВ. Он занял свою нишу, и, несмотря на сложившиеся стереотипы о меланхоличности и заторможенности латышей, этот мужчина в меру горяч, эмоционален и активен. Что ж, лицедей из него получился действительно неплохой, разноплановый и интересный. Иногда, правда, такое ляпнет! Впрочем, судите сами.

Андрис Лиелайс в фильме «Гибель империи»

Детство и юность

Андрис Лиепа появился на свет 6 января 1962 года в Москве. Отец Марис Лиепа был знаменитым балетным танцовщиком, мать — талантливой актрисой. Вскоре после рождения Андриса семья пополнилась его младшей сестрой Илзе Лиепой.

Родителям не хватало времени на воспитание двоих детей, и они решили отправить сына к бабушке и дедушке по линии отца, поэтому ранние годы биографии знаменитости прошли в Риге. Неудивительно, что в 3 года мальчик знал латышский язык, но почти не говорил на русском. Когда пришла пора возвращаться в Москву, Андрису пришлось переучиваться.

Андрис Лиепа и Илзе Лиепа

Уже ребенком Лиепа задумывался о карьере в балете, наблюдая за тем, как танцует отец. Его концерты всегда были особым событием. В такие дни мужчину до вечера запрещалось тревожить, затем дети собирались и шли смотреть спектакль.

Родители не торопили мальчика с выбором профессии, в те годы они старались всесторонне развивать наследников, брат и сестра посещали занятия по хореографии, ритмике, гимнастике, фигурному катанию и музыке. К тому же у Лиепы обнаружились способности к рисованию, и мать мечтала, что он станет великим художником, но не сложилось.

Особое место в жизни Андриса занимал спорт, каждый вечер он и Илзе бегали и плавали в бассейне, устраивая шуточные соревнования с отцом. Поэтому, когда пришла пора идти в балетную школу, мальчик отличался от сверстников трудолюбием и выносливостью, мог часами заниматься в зале.

В 1980 году юноша окончил Московское академическое училище, где занимался под руководством Александра Прокофьева. В этот период родители завершили развод, и у отца была новая семья, но он продолжал поддерживать связь с детьми и давать им советы.

Ленинград

По возвращении из Америки Андрис Лиепа пришел в труппу Кировского театра — так раньше называлась легендарная Мариинка. Позвал его туда сам руководитель, Олег Виноградов. Кировский театр станет для Лиепа по-своему судьбоносным — именно там он встретит свою любовь. Но об этом подробнее будет рассказано далее.

И в этом театре, как и на предыдущих местах работы, Андрис показал себя достойным продолжателем дела своего отца. Он очень быстро выбился в лидерские позиции и выступал с ведущими партиями в спектаклях. За время работы артистом балета Мариинки Андрис Лиепа исполнял партии в таких постановках, как «Петрушка», «Баядерка», «Щелкунчик» и так далее. С переездом в Москву окончилась и карьера Андриса в рамках Кировского театра.

Личная жизнь

В жизни знаменитости было несколько женщин, что служит подтверждением его гетеросексуальной ориентации. Первой женой артиста стала балерина Людмила Семеняка, которая была старше избранника почти на 10 лет. Их семейная жизнь длилась всего год, но даже после развода бывшие супруги сохранили теплые отношения. Во второй раз танцор вступил в брак с женщиной, чье имя не разглашается, но вскоре расстался с ней.

Андрис Лиепа и Людмила Семеняка

Третья попытка наладить личную жизнь тоже была с балериной Екатериной Катковской. Влюбленные обвенчались в 1995-м, а 3 года спустя решили пожениться. Женщина родила избраннику дочь Ксению Лиепу, но даже наличие ребенка не спасло артистов от развода. Подробностями их романа и расставания мужчина поделился в программе «Судьба человека» Бориса Корчевникова.

Биография

Родился будущий актер и общественный деятель Андрис Юрович Лиелайс в Риге в 1957 году. Его семья жила прямо около реки Даугава, и дети из окрестных домов купались в этой речке и играли на берегу.Детство Андриса было интересным, радостным. А когда он стал подростком, в его жизни произошло событие, которое определило всю его дальнейшую судьбу: он снялся в картине «Республика Вороньей улицы» (1960). Сюжет фильма рассказывает о революции 1905 года и борьбе революционеров с властью. Андрис сыграл роль Луриха – мальчика, который полностью на стороне революционеров. У подростков своя борьба, и они создали две противоборствующие группы: одна поддерживает борцов за справедливость, вторая – богачей. Ребята с Вороньей улицы показаны как смелые и находчивые помощники старших товарищей, а Лурих – самый смелый и находчивый из них. Лиелайсу хорошо удалась эта роль, и он решил, что его призвание – стать актером.

Поэтому после получения среднего образования Андрис поехал в Москву – поступать во ВГИК, и прошел с первого раза. Ему здесь очень повезло с руководителем курса: им был Евгений Матвеев, знаменитый артист, сыгравший много ролей в культовых фильмах. Поэтому учеба была очень интересной и насыщенной разнообразными событиями.

Признание и личная жизнь

Творчество народного артиста России не осталось в запасниках. Семнадцать лет Лиепа исполнял обязанности художественного руководителя и балетмейстера в театре «Кремлевский балет». Его регулярно приглашают к сотрудничеству ведущие театры стран СНГ и Евросоюза. С января 2019 года Лиепа руководит Большим театром Узбекистана.

Личная жизнь Андриса Лиепы сложилась не очень гладко. Он дважды вступал в брак. Со второй супругой Екатериной Катковской прожил под одной крышей почти пятнадцать лет. Муж и жена объявили о разводе неожиданно для поклонников. Инициатором развода выступила Екатерина. Уже взрослая дочь Ксения тяжело переживала процедуру расставания. В текущий момент Андрис свободен.   

Профессиональная деятельность

В 1980 году Лиепа окончил училище и поступил на службу в Большой театр. Серьезной проверкой на профессионализм для молодого танцора стала роль Сальери в спектакле «Моцарт и Сальери». Андрис продемонстрировал не только великолепную технику танца, но и актерские навыки. В последующие годы он участвовал во всех репертуарных постановках. После исполнения партии Принца в спектакле «Щелкунчик» Лиепа попал в число ведущих исполнителей театра. Он много раз выезжал на гастроли за рубеж. Выступал в Париже, Лондоне и Нью-Йорке.  

Сценическая карьера Лиепы складывалась успешно. В конце 80-х годов ему разрешили танцевать на сцене за пределами СССР. Больше года Андрис со своей партнершей Ниной Ананиашвили работали в США. За этот период он получил новые знания и неоценимый опыт. Исполнял разные роли в сорока спектаклях. После возвращения домой, Лиепа перешел в труппу Ленинградского театра имени Кирова. И здесь он быстро закрепился в группе лидеров. Серьезная травма ноги заставила танцора уйти со сцены. Андрис перестал танцевать и занялся режиссурой.

Мать

Мать Андриса Лиепы, супругу Мариса, зовут Маргаритой Жигуновой, в молодости она работала драматической актрисой. Она родилась в Тверской области в 1937 году, а уже с шестидесятого стала трудиться в московском пушкинском драматическом, окончив перед этим школу-студию МХАТ. Одно время не работала, посвятив себя детям, но затем вновь вернулась на сцену. Снималась в кино. Особой известности, а уж тем более такой, как у именитого супруга, у нее никогда не было, а посему и информации о ней имеется куда меньше.

Маргарита Жигунова здравствует и по сей день, правда, уже не играет. С Марисом Маргарита познакомилась на съемках картины «Илзе» в пятьдесят девятом году, в честь героев этой ленты супруги назвали и своих детей (сестру Андриса Лиепы зовут Илзе, она тоже известный человек в творческом мире).

Андрис высказывается…

  • Кроме Западной Европы есть еще Восточная, которая находясь между Востоком и Западом, поднимется в своей самостоятельности. Пришло время собрать камни в нашем доме…
  • Любые санкции – это лучше, чем бомбы и авиаудары.
  • Когда говорят, что Сталин умер победителем, то получается, что тот, кого распяли на кресте 2 тысячи лет назад – проигравший?
  • Для гражданина Латвии что Советский Союз, что фашистская Германия являются одинаковым злом. И, к моему большому сожалению должен сказать, что Советский Союз в отношении латвийского государства выступил первым оккупантом, и он уничтожил его независимость в 40-м году.
  • Есть такая черта у латышского народа – он хочет быть святее папы Римского.



Личная жизнь Андриса Лиепы

Конечно, нельзя обойти стороной и разговор о личном. Тем более что многих зачастую именно этот аспект жизни артистов интересует больше всего. Что касается биографии Андриса Лиепы, личная жизнь у него была (или остается?) весьма бурной.

Он был женат дважды (по неподтвержденной информации — трижды). Первой супругой Андриса стала артистка балета Большого театра Людмила Семеняка, с которой молодой артист познакомился, придя в труппу. Их брак был совсем недолгим, а распался, возможно, в том числе и потому, что Людмила на десять лет была старше Андриса.

После их расставания Лиепа жил и работал в Америке, и, по некоторым сведениям, успел обзавестись супругой и там. Если верить этим слухам, американка тоже была старше сына Мариса Лиепы, и их супружеская жизнь также не задалась.

Третьей (или второй) женой Андриса Лиепы (и на настоящий момент пока последней) стала балерина Екатерина Катковская, позже взявшая фамилию мужа. Они познакомились в Мариинском театре — Екатерина в нем уже танцевала, а Андрис только вошел в труппу. Спустя некоторое время они стали встречаться, а затем и поженились. Это произошло в девяносто восьмом году. Вскоре родилась их первая и единственная дочь, которую назвали Ксенией. В течение четырнадцати лет брак четы Лиепа казался счастливым и крепким. Однако в 2012 году все изменилось — личная жизнь Андриса Лиепы треснула по швам, поскольку его супруга подала на развод. Кто был прав, а кто виноват в той истории, посторонним не узнать. Однако факт остается фактом: вот уже шесть лет Андрис Лиепа не женат.

Отец

Марис появился на свет в Латвии в тридцать шестом году минувшего столетия. С детства проявлял творческие способности. Сначала он стал было петь, однако вскоре из-за слабости здоровья его отдали в балет, записав в хореографическое училище. В нем Марис Лиепа показал свои блестящие способности танцора и артиста. Уже в тринадцать лет он танцевал не только детские партии, но и взрослые. Кроме того, он занимался спортом и преуспел и в этом.

В 1953 году Лиепа поступил в Московское хореографическое училище. Еще студентом его заметили, а после окончания училища началась блестящая карьера артиста балета. Марис Лиепа работал со многими коллективами, в том числе танцевал в легендарной труппе Большого театра — это была его юношеская мечта, которой было суждено сбыться. Кроме того, Лиепа удачно показал себя и как киноактер. Первый съемки в его карьере были в 1969 году.

В последние годы жизни артист снимался и выступал крайне мало. С коллективом Большого театра у него случился конфликт, из труппы он был уволен. Отношения с семьей тоже оставляли желать лучшего. Все это вместе, вероятно, способствовало раннему уходу Лиепы из жизни. Он скончался в марте 1989 года, ему было всего пятьдесят три.

Балет

В молодости Лиепа был артистом Большого театра, в котором проработал 8 лет. Парню удалось выступить на одной сцене с такими яркими танцовщицами, как Екатерина Максимова и Нина Ананиашвили, и исполнить партии из классических театральных постановок.

Однако Андрис все отчетливее понимал, что в России для него работы мало, и мечтал вырваться за границу. Он был первым артистом, получившим от властей разрешение на выезд и работу в иностранной труппе. Для молодого человека это было временем плодотворного труда, он числился в Американском театре балета и участвовал в постановках Михаила Барышникова. Танцовщик много путешествовал, выступая на сценах разных стран.

Танцевальная карьера оказалась под угрозой, когда парень порвал крестовидную связку. Несмотря на это, он еще 5 лет продолжал выступать, стараясь не нагружать больную ногу. В этот период Лиепа все чаще обращался к вере. Артист принял православие, построил дом в Дивеево и подарил местному собору одну из икон, которые коллекционировал отец.

Андрис Лиепа в молодости

Распрощавшись с танцами, Андрис посвятил себя работе постановщика. Он сотрудничал с театром «Кремлевский балет» и Латвийской национальной оперой, а также создал проект «Русские сезоны» с целью реконструировать спектакли признанных мастеров балета. Так, благодаря ему были возобновлены постановки Михаила Фокина «Петрушка», «Шехеразада» и «Жар-птица».

Другим достижением знаменитости стал проект «Автографы и имиджи», посвященный памяти балетных артистов. Он провел вечера Рудольфа Нуреева, Вацлава Нижинского и Майи Плисецкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector