Актеры фильма «большая перемена»
Содержание:
- Загадочный и ядовитый Нестор Петрович
- Последние статьи
- Сюжет
- Любовный треугольник
- Оценки современников
- Михаил Кононов: самоубийство матери и нищета
- В ролях
- Конкурс на название
- Заводчане и иные персонажи
- «Гостья из будущего» и опасная Малышка
- Наталия Богунова: шизофрения и обвинения в смерти матери
- Обаятельный лоботряс Ганжа
- Главное, чтобы парик сидел!
- Смерть от нищеты
- Сцены, придуманные на ходу
- Папа и дочка за одной партой
- История создания
- Опасные моменты «Большой перемены»
Загадочный и ядовитый Нестор Петрович
Фото: кадр из фильма Так как за основу сценария были взяты реальные истории из учительской жизни писателя Георгия Садовникова, актера на главную роль старались подобрать, похожего на него. «По темпераменту мы с Нестором Петровичем – разные люди. – говорит Георгий Садовников. – Я – флегматик. Но когда я выпивал, я мог станцевать лезгинку с ножом в зубах, и Арбат прошел мазуркой в воскресный день».
Пробовались на роль Нестора Петровича талантливые и уже маститые на то время артисты: Андрей Мягков, Евгений Стеблов, Константин Райкин. Мягков в образе учителя выглядел наиболее убедительно. Но в фильме он так и не снялся. Дело в том, что он поставил свои условия. Он хотел, чтобы Светлану Афанасьевну сыграла Анастасия Вознесенская, его жена. Но режиссер Коренев этого не принял. Он нашел своего идеального Нестора Петровича, безошибочно угадав его в Михаиле Кононове.
Сам артист играть роль классного руководителя желанием не горел. «История глупая, сниматься в ней не буду», – сказал он, прочитав сценарий. Коренев с трудом уговорил артиста не рубить с плеча, подумать. Даже пообещал ему доработать линию главного героя, сделать ее более тонкой, драматичной. И свое обещание сдержал. Нестора Петровича Северова тривиальным персонажем назвать трудно.
Нестор Петрович получился немного странным, не от мира сего. У него куча проблем. «Он вообще не хотел идти работать в школу, он хотел в аспирантуру, – говорит Анатолий Мукасей. – И там он сталкивается с необычными для него ситуациями, да еще и любовная история у него необычная. Он – фантазер по нутру».
В весёлую и дружную компанию «Большой перемены» Михаил Кононов вписался не очень хорошо. Он демонстративно стоял в стороне от всех веселых застолий и шуток. Своим видом он как бы показывал, что он в этом фильме случайно.
Если на экране Кононов выглядит наивным и по-детски трогательным, то коллеги знали: малейший повод, и Кононов выльет на коллег порцию яда. Так, во время съемок одной из сцен он придрался к Наталье Богуновой, так, что она заплакала. Это все погасили, а Миша, как огурчик, встал перед камерой. Потом он объяснил это тем, что он чувствовал себя «как будто сонным», и ему надо было себя «взвинтить».
Последние статьи
-
6 моделей плюс-сайз, чья личная жизнь доказывает, что не в размерах счастье 25.09.2021, 23:17 -
Как команданте Фидель Кастро стал «королем мороженого» 25.09.2021, 21:42 -
Какие сплетни ходили про внешность Екатерины II среди придворных 25.09.2021, 19:55 -
18 мистических фотографий из океанских глубин: Финалисты конкурса Ocean Photography Awards 2021 25.09.2021, 17:27 -
Каменный лес Варны: Cлед внеземного пребывания на Земле или чудо природы 25.09.2021, 15:14 -
5 остромодных винтажных стилей интерьера: Как старинная мебель и бабушкины салфетки стали трендом 25.09.2021, 13:55 -
10 самых дорогих и роскошных украшений знаменитостей от классики до кича 25.09.2021, 12:28 -
Забытый скульптор-самоучка и педагог, благодаря которому в СССР появились пионеры: Иннокентий Жуков 25.09.2021, 11:41 -
Как сложилась жизнь младшей сестры Жаклин Кеннеди: Безупречная Ли Радзивилл 25.09.2021, 09:29 -
+1 Как одна случайность трагически изменила жизнь художника, которого обожали во Франции и не замечали в России: Ранний уход Борисова-Мусатова 24.09.2021, 23:36
Все статьи
Сюжет
Нестор Петрович Северов – молодой историк. Он гордится своими знаниями, стремится самосовершенствоваться, самовыражаться. Для этого после окончания вуза он подал документы на поступление в аспирантуру. Однако достичь желаемой цели ему не удалось. Вместо него в аспирантуру взяли девушку Северова Полину.
Огорченный, рассерженный и уязвленный Нестор Петрович решается на отчаянный поступок. Он разрывает отношения с Полиной и уходит работать в вечернюю школу. Там Северова приняли хорошо, а в нагрузку к основной деятельности дают класс. Теперь Нестор Петрович не только учитель истории, но и классный руководитель девятого «А».
Нестор Петрович думал, что с легкостью справится с работой. Оказалось, что преподавать не так-то просто. Ведь в вечерней школе учатся не дети, а взрослые люди. А некоторые из них не стремятся получать новые знания, что делает их похожими на маленьких неуправляемых детей.
Своим поведением ученики Нестора Петровича доставляют ему много проблем. Кроме того, в учителя влюбляется ученица по имени Нелли, отец которой также является учеником Северова.
Потихоньку Нестор Петрович вливается в школьную жизнь и жизнь учеников. Однажды ученика Северова Григория Ганжу арестовали. Его обвинили в издевательстве над человеком и дали двенадцать суток ареста. Сам Григорий пренебрежительно относится к учебе и к школе. При каждом удобном случае высказывает свое отношение к ней. На уроках занимается посторонними делами.
В школе работает законная супруга Григория Ганжи. Однако об этом никто не знает. Семейная пара до последнего скрывала свои отношения. Светлана устала от бессовестного и безразличного поведения мужа. В конце концов она решается уйти от него.
Узнав, что жена собирается развестись с ним, Ганжа просит помощи у учителя. Нестор Петрович не хотел вмешиваться в чужую жизнь, но после разговора с Григорием согласился помочь. Северов поговорил со Светланой Афанасьевой в учительской. Выслушав молодого историка, женщина решила вернуться к мужу.
Другой ученик Нестора Петровича Геннадий Ляпишев также не желает учиться. Урокам он предпочитает танцы. Чтобы уйти на дискотеку, он обманывает учителя. Говорит, что у него неудобный график работы. Тогда Северов уговаривает напарника Ляпишева Александра Петрыкина поменяться с ним сменами.
Но старания Нестора Петровича были напрасны. Геннадий не собирался учиться. Тогда Петрыкин решил сам взяться за обучение Ляпишева. Он решил во что бы то ни стало сделать из Геннадия человека. Мужчина водит нерадивого ученика в театр, музей, планетарий.
Из-за того, что Ляпишев все свое свободное время проводит с Петрыкиным, у Геннадия случилась размолвка с его любимой девушкой Люсей. Но благодаря стараниям Петрыкина у Ляпишева появилась тяга к знаниям. На глазах он превратился в заинтересованного в науке человека.
Пока Петрыкин прививал Ляпишеву любовь к учебе, от него ушла жена. Помирить супругов взялся Нестор Петрович. Помочь учителю вызвался Степан Семенович Леднев, отец Нелли, ученицы, влюбленной в Северова.
Сам Степан Семенович Леднев одержим желанием получать новые знания. Но он сталкивается с небольшой проблемой. Его дочь Нелли влюблена в учителя. Она стесняется своего отца и просит его не посещать занятия. Однажды девушка закрыла дверь в класс, чтобы Степан Семенович не смог пойти на занятия. Тогда Леднев залезает в помещение через окно. В конце концов отец Нелли бросил учебу.
Выяснилось, что ученица Нестора Петровича Виктория Коровянская не работает. Она не хочет понять, что не может посещать занятия, пока не устроится на работу. Помочь ей найти достойное место вызывается жених Петр Тимохин.
В конце фильма выяснилось, что в классе Нестора Петровича учится Ваня Федоскин, влюбленный в бывшую девушку Северова Полину парень. Он хотел жениться на Полине, но девушка предпочла Нестора.
Нестор Петрович думает, что Полина вышла замуж за Ваню. Однако позже он узнает, что это не так. Девушка возвращается к молодому учителю.
Любовный треугольник
Карьера Алексея Коренева, режиссёра фильма, до 70-х годов складывалась не совсем успешно: пылились на полках его первые картины
Запуск четырёхсерийной ленты на ТВ был настоящей удачей, поэтому важной для него проблемой стали актёры. «Большая перемена» должна была собрать лучших в своей профессии
На центральную роль учителя истории пробовался А. Мягков, но фортуна улыбнулась звезде «Начальника Чукотки» – Михаилу Кононову. Условием первого было занятие в картине его жены, А. Вознесенской, с чем А. Коренев не согласился.
М. Кононов на съёмочной площадке вёл себя отстранённо, ссорился с коллегами. Но в кадре преображался, играя самые сложные сцены с одного дубля. Позже он объяснял, что ему требовался кураж, чтобы не казаться вялым. Его возлюбленную сыграла Наталья Гвоздикова, специально превращённая стилистами в брюнетку. У актрисы отношения с А. Кореневым не сложились, поэтому её линию по ходу фильма сильно урезали. Друга детства героини – И. Федоскина – сыграл Юрий Кузьменков. В его биографии был период, когда он работал на заводе, поэтому в образе рабочего смотрелся очень органично.
Оценки современников
Исполнитель главной роли Михаил Кононов скептически относился к фильму. В своих неопубликованных мемуарах он писал: «В многосерийке „Большая перемена“ был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О „Большой перемене“ много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним».
По словам Николая Бурляева: «Я никогда не был в восторге от этого фильма, нам, ориентированным на Тарковского и Германа, сериал с высосанным из пальца сюжетом казался несерьёзным».
Несмотря на критические отзывы, фильм считается культовым и нередко демонстрируется на телеканалах.
Михаил Кононов: самоубийство матери и нищета
Звезда фильма — классный руководитель Нестор Петрович артист со стажем. В его фильмографии более 90 киноролей. Он хотел навсегда остаться в памяти зрителей, но личные беды свели его с намеченного пути.
Михаил Кононов. Кадр из фильма Большая перемена. Фото: tvkultura.ru
В жизни Михаила были две главные женщины — супруга и мама, но у них с самого начала не заладились отношения. С будущей женой — Натальей актёр познакомился в 1969 году. Красавица блондинка работала на радиостанции, профессионально занималась лыжами, и строила карьеру в модельном бизнесе. Но встретив Михаила она отказалась от всех увлечений. Мать артиста была против их свадьбы, хотя репутация у Наташи была не запятнана — девушка из хорошей семьи и с образованием. Кононов настоял на своём и женился на Наталье вопреки нежеланию матери. Какое-то время молодым супругам пришлось пожить у сварливой родственницы. В семье постоянно возникали скандалы на ровном месте.
А потом произошла трагедия — в день рождения актёра мать покончила с собой. В этот день женщина долго не выходила из комнаты и Михаил решил её проведать. Когда он зашёл — увидел бездыханное тело матери. Следствие заключило, что женщина совершила самоубийство.
Кононова после трагедии будто подменили. Он стал агрессивным и постоянно срывался на молодой жене. Наталья всё своё время посвятила быту и капризному мужу, перестав с кем либо общаться. При этом детей пара не заводила.
Михаил Кононов с супругой Натальей. Фото: sobesednik.ru
Одна из последних известных ролей артиста была сыграна в фильме «Здравия желаю! Или Бешеный дембель». В 90-х началась новая эра кинематографа — зрители увлеклись криминальной хроникой, но Кононов наотрез отказывался играть в сериалах роли бандитов. Он отказывался от любых предложений, говоря, что это — не искусство! Так его совсем перестали приглашать в кино, а вскоре и вовсе позабыли.
Тогда Михаил Кононов решил создать театр-студию, чтобы передавать свой опыт и знания начинающим актёрам. Проект с треском провалился. Зато там Михаил Кононов встретил 18-летнюю девушку Риту, которая грезила о театральной сцене. Девушка заменила Кононову дочь, постоянно была рядом с артистом. В СМИ писали, что воспитанница — любовница под перекрытием. Супруга Кононова Наталья в это время перенесла несколько операций и переехала жить в деревню Бутырки, Михаил с Ритой навещали её.
Артист старался помочь молодой девушке с работой, прописал её в своей московской квартире. Но воспитанница оказалась мошенницей. Кононов думал, что оформляет договор опеки над воспитанницей, а та подсунула ему бумаги о правах на распоряжение апартаментами.
Предательство сильно подорвало здоровье артиста. Журналисты поговаривали, что супруги с горя даже запили горькую. В 2006 году Кононов сыграл свою последнюю роль — дворника в сериале «В круге первом». После съёмок Кононова ждала больничная койка.
Михаил Кононов в сериале «В круге первом». Фото: zen.yandex.ru
Актёр сильно сдал, а в скоре слёг с пневмонией. Денег Народному артисту на лекарства не хватало. Кононов попал в реанимацию и через несколько дней скончался. Любящая супруга пережила Михаила всего на четыре года. Женщину похоронили в одной могиле с супругом.
Михаила Кононова похоронили на Ваганьковском кладбище. Фото: uznayvse.ru
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Михаил Кононов | учитель истории, классный руководитель 9-го «А» Нестор Петрович Северов |
Людмила Касаткина | директор школы Екатерина Семёновна-Ивановна |
Наталия Богунова | учитель русского языка и литературы, жена Ганжи Светлана Афанасьевна |
Анастасия Георгиевская | учитель географии Серафима Павловна |
Валентина Талызина | учитель химии Нина Петровна |
Инна Жилина | учитель биологии, редактор школьной стенгазеты |
Людмила Анциферова | учитель физкультуры |
Валентина Кузнецова | учитель |
Зоя Исаева | учитель |
Валентина Сперантова | уборщица тётя Глаша |
Александр Збруев | ученик 9-го «А», рабочий нефтеперегонного завода Григорий Ганжа |
Светлана Крючкова | ученица 9-го «А», асфальтоукладчица Нелли Леднёва |
Евгений Леонов | ученик 9-го «А», шофёр, отец Нелли Степан Семёнович Леднёв |
Янис Якобсон | ученик 9-го «А», сосед Нелли по парте, рабочий-станочник |
Юрий Кузьменков | ученик 9-го «А», староста класса, рабочий шинного цеха Ваня Федоскин |
Валерий Носик | ученик 9-го «А», вратарь заводской футбольной команды Отто Фукин |
Виктор Проскурин | ученик 9-го «А», прогульщик, рабочий химзавода Гена (Геннадий Иванович) Ляпишев |
Валерий Хлевинский | ученик 9-го «А» Авдотьин |
Нина Маслова | ученица 9-го «А», тайная тунеядка, новоявленная асфальтоукладчица Виктория Ивановна Коровянская |
Савелий Крамаров | ученик 9-го «А», жених Коровянской, напарник Ганжи Петя (Пётр Аркадьевич) Тимохин |
Мария Коренева | ученица 9-го «А» с ребёнком Чувичкина |
Михаил Розанов | ученик 9-го «А», сосед Чувичкиной по парте |
Игорь Суровцев | ученик 9-го «А» в красной олимпийке на последней парте |
Илья Баскин | взъерошенный ученик 9-го «А», сосед Авдотьина по парте |
Александр Цирков | ученик 9-го «А» |
Наталья Гвоздикова | аспирантка, невеста Нестора Петровича Полина Сергеевна Иванченко |
Михаил Яншин | профессор, доктор исторических наук Виктор Иванович Волосюк |
Вячеслав Гарин | директор химзавода |
Готлиб Ронинсон | бригадир шинного цеха, начальник Федоскина |
Зоя Степанова | врач, лечившая Федоскина |
Николай Граббе | начальник Леднёва Пётр Васильевич Тарасов |
Наталья Гурзо | жена Фукина |
Ирина Азер | подружка Ляпишева Люся |
Ролан Быков | напарник Ляпишева Александр Трофимович Петрыкин |
Люсьена Овчинникова | невеста, позже жена Петрыкина Валя |
Владимир Басов | фотограф на свадьбе Петрыкина |
Владимир Земляникин | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Юрий Киреев | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Валентина Титова | гостья на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана) |
Иван Жеваго | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Александр Вдовин | молодой отец Чувичкин (в титрах не указан) |
Иван Рыжов | майор милиции, начальник отделения |
Лев Дуров | старший сержант милиции |
Галина Комарова | контролёр |
Светлана Старикова | экскурсовод |
Лариса Барабанова | продавщица в магазине мужской одежды |
Альберт Иричев | осводовец |
Алексей Кутузов | молодой осводовец |
Александр Зимин | продавец в мебельном магазине |
Александр Калужский | доктор |
Лев Дубов | инженер химзавода Акимыч |
Тамара Логинова | эпизод |
Валентина Ананьина | эпизод |
Михаил Ремизов | эпизод (в титрах не указан) |
Пётр Щербаков | гость (в титрах не указан) |
Елена Коренева | девушка с книгой в библиотеке (в титрах не указана) |
Ирина Калиновская | медсестра, делавшая перевязку Ганже (в титрах не указана) |
Любовь Касаточкина | гостья с гитарой на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана) |
Екатерина Мазурова | соседка Нестора баба Маня (в титрах не указана) |
Виктор Шульгин | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Ольга Богданова | пассажирка в автобусе (в титрах не указана) |
Светлана Швайко | эпизод (в титрах не указана) |
Любовь Мышева | асфальтоукладчица (в титрах не указана) |
Конкурс на название
Книга Георгия Садовникова о приключениях молодого педагога «Иду к людям» вышла в середине 50-х. Но только спустя 20 лет на «Мосфильме» решили снять по ней фильм. Этому было объяснение. В начале 70-х в СССР вышел специальный указ о повышении показателей уровня образования среди населения. В связи с этим на Мосфильм пришла директива: снять тематический фильм о школе рабочей молодежи. Никто из режиссеров браться за «спущенное сверху кино» не хотел. Все понимали: это будет агитка. Но Алексей Коренев решил рискнуть. Только перед тем, как приступить к съемке, полностью переработал готовый уже сценарий.
В итоге невеселая повесть о буднях вечерней школы превратилась в искрометную комедию под названием «Похождения школьного учителя». Но как только в «Вечерке» появилась заметка о съемках, в Министерство образования хлынул поток писем от возмущенных учителей: педагогика и приключения несовместимы. И название картины пришлось поменять.
«Леша объявил конкурс на название фильма, и я тут же придумал название «Большая перемена», – вспоминает оператор-постановщик фильма Анатолий Мукасей. – Потому что в большой перемене есть двойной смысл: это большая перемена как школьная перемена, и большая перемена в жизни. Премией за название была бутылка коньяка, и мы ее весело распили».
Заводчане и иные персонажи
Среди первых утверждённых актёров – Лев Дуров, сыгравший милиционера, и Ролан Быков, создавший запоминающийся образ Петрыкина. Напарник Г. Ляпишева, эгоист и жмот по натуре, Петрыкин – один из немногих персонажей, переживших настоящую трансформацию по ходу фильма. Его герою сопереживают как никому другому. И в этом заслуга выдающегося актёра, которому замечательно подыгрывает душевная и улыбчивая Л. Овчинникова (невеста).
Заводского бригадира сыграл мастер эпизода Готлиб Ронинсон — непревзойдённый комик театра на Таганке. Его лёгкое заикание и потрясающая мимика придали образу запоминающиеся черты. Телефильм «Большая перемена», актёры которого входят в когорту лучших в своей профессии, включён в ТОП самых любимых кинокартин советских времён. Даже в небольших ролях снимались легенды отечественного кино. Например, начальника райотдела милиции сыграл Иван Рыжов — один из «актёров В. Шукшина».
«Гостья из будущего» и опасная Малышка
В 80-е годы актер много снимался в фильмах для детей: «Финист – Ясный Сокол», «Пока бьют часы», «Кольца Альманзора», «Андрей и злой чародей»… Но главной его удачей в этом сегменте стала роль космического пирата Крыса в 5-серийном научно-фантастическом фильме «Гостья из будущего». Режиссер Павел Арсенов, трагичную историю личной жизни которого недавно рассказывали Vesti.ua, уговорил Кононова сниматься в своей картине при помощи хитрости.
Научно-фантастический сериал «Гостья из будущего» принес Михаилу Кононову вторую волну всенародной популярности
Михаил Иванович согласился на эту роль, когда узнал, что его напарником в кадре будет актер Вячеслав Невинный. В итоге у Невинного и Кононова получился, наверное, один из самых забавных злодейских дуэтов в истории советского кино. И снова Кононов был не рад свалившейся на него порции славы. Говорят, он страшно раздражался, когда слышал о роли Крыса: «Не понимаю, почему все так носятся с этой ролью, я просто сделал свою работу«, – бурчал он.
В 90-х годах, когда с кино стало совсем туго, Михаил Кононов с женой переехал в деревню Бутырки. Там завели большое хозяйство, даже свиней выращивали.
В это же время актер задумал сделать постановку спектакля по своему сценарию и устроил кастинг. Однажды на прослушивание пришла 18-летняя Маргарита, и Кононов решил продвигать ее в настоящие актрисы. Одним словом, взял над ней шефство. Непонятно, что это было. Возможно, нереализованный родительский инстинкт. В последние годы жизни актер очень жалел о том, что не имел детей.
Ролью опекуна юной девицы он увлекся настолько, что даже стал появляться с Малышкой, так Кононов назвал свою протеже, на светских мероприятиях. Вся Москва сплетничала, что у пожилого актера с Маргаритой роман. Малышка часто бывала в Бутырках, где жена актера угощала ее пирожками. Многострадальная женщина терпела новое увлечение супруга, понимая, что это со временем пройдет. Однако этот роман едва не закончился для Кононова смертью.
После того как у Малышки не получилось женить его на себе, она решила отнять у него московскую квартиру. Актера избили в этой самой квартире и забрали документы на недвижимость. Врачи тогда сказали пострадавшему, что избивал его профессионал. Правда, зачем это было нужно, не понятно. Об этой истории Кононов откровенно написал в своих мемуарах. Книга, к слову, так и не была издана – у автора на это просто не было денег.
Наталия Богунова: шизофрения и обвинения в смерти матери
Актрисе досталась одна из главных ролей — учительницы Светланы Афанасьевны. Но после съёмок судьба Наталии сложилось трагично. На ней навсегда закрепилось клеймо актрисы одной роли. В кино её не приглашали из-за трудного характера.
Наталия Богунова в молодости. Фото: 24smi.org
Впоследствии выяснилось, дело вовсе не в настроении актрисы и не в её отношении к жизни. У Наталии Богуновой серьёзный недуг — шизофрения. По причине заболевания актрисе пришлось отказаться от театральной карьеры.
Ещё будучи студенткой ВГИКа Наталия Богунова закрутила роман с молодым и перспективным режиссёром Александром Стефоновичем. Впоследствии пара поженилась.В начале карьеры Богунова играла в фильмах небольшие роли, но всё изменила картина «Большая перемена». Наталия стала суперзвездой и её осаждали тысячи поклонников.
Михаил Кононов и Наталия Богунова. Фото: infox.ru
Ошеломляющая популярность стала причиной разрыва брака актрисы. Женщина пропадала на съёмках, а муж был в киноэкспедициях. Семейная жизнь не складывалась. После развода Стефанович женился на Алле Пугачёвой, а у Богуновой начался кризис. Её все меньше приглашали в кино, а в картине «Единственная» прямо на съёмочной площадке заменили на Елену Проклову. Это сильно ударило по самооценке Наталии.
В конце 70-х коллег насторожило психологическое здоровье звезды. Она была раздражительна и на всех срывалась. Впервые у Богуновой случился приступ прямо во время репетиции. Валентина Талызина вспоминала, как актрису увезли из театра в психбольницу. После этого случая Богунова стала часто попадать в клинику. В 1992 году она сыграла в фильме «Бег по солнечной стороне» и окончательно ушла из профессии, после чего стала крайне редко давать интервью и выходить в свет.
Наталия Богунова. Фото: zen.yandex.ru
Денег звезде «Большой перемены» откровенно не хватало, ведь ей ещё нужно было как-то обеспечивать престарелую мать. С ней у Наташи были напряжённые отношения. Актриса обвиняла маму в том, что она осталась одинокой женщиной: мать не препятствовала абортам дочери, сделанным по молодости. Когда в 2011 году родительница артистки скончалась при загадочных обстоятельствах, многие знакомые обвиняли в произошедшем Богунову. После смерти матери актриса совсем замкнулась.
В 2013 году Богунова улетела на остров Крит, чтобы отвлечься от трагедии. Это путешествие стало для актрисы последним. У Наталии случился инфаркт, врачам не удалось её спасти.
Несмотря на былую популярность на похороны артистки пришли 20 человек. Сейчас к могиле Наталии Богуновой заросла тропа, а память об актрисе осталась лишь на кинолентах.
Могила Наталии Богуновой. Фото: biographe.ru
Обаятельный лоботряс Ганжа
Фото: кадр из фильма
Самого трудного ученика в классе Нестора Петровича – обаятельного лоботряса Ганжу – могли сыграть Станислав Садальский и Александр Филлипенко, но досталась эта роль Александру Збруеву. И сразу пришлась ему по душе. Збруев словно сыграл самого себя. «Я не любил школу, – вспоминал актер. – Так же, как школа не любила меня. Мы жили на Арбате, и частенько вместо уроков я шел в кинотеатр на утренний сеанс. И вместо уроков я смотрел фильмы. Был момент, когда я остался на второй год в 8 классе, и хотел пойти работать. Но меня отговорили мама и старший брат. Я был такой парень непростой – вольный, как Ганжа».
У режиссера был еще один претендент на роль Ганжи – начинающий актер Михаил Стародуб, но ему тогда не повезло. Зато повезло его жене – актрисе Светлане Крючковой. Она случайно столкнулась с режиссером картины Александром Кореневым на лестнице Мосфильма, и он ей предложил прийти вечером на репетицию. Она пришла, и Коренев предложил ей попробоваться на роль супруги Ганжи, учительницы литературы Светланы Афанасьевны. «Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», – поставил перед Светланой задачу режиссер. Она сопротивлялась – сопротивлялась – и… укусила Збруева за палец! Домой после проб Светлана ушла расстроенная. Ей казалось, что шанс сыграть в картине она упустила. Но вечером ей позвонили от Коренева. Ассистентка режиссера сказала: «Александр Александрович берет вас сниматься, но предлагает другую роль».
Так роль Светланы Афанасьевны ушла к Наталье Богуновой, а Светлану Крючкову страна узнала как Нелли Ледневу – чудаковатую странную девушку, очень влюбленную в своего учителя.
Главное, чтобы парик сидел!
Фото: кадр из фильма
Съемки фильма проходил в Ярославле. Пляжные сцены снимались на берегу Волги. Это был разгар лета. Казалось бы, не работа, а сплошное удовольствие. Но не для артистки— Натальи Гвоздиковой. Она вспоминает: «Сказали, что у нас и так все актрисы – светловолосые. А фильм – телевизионный. Вдруг бы нас с Богуновой стали путать, потому что у нас одинаковые прически? Я тогда носила волосы на прямой пробор, так же, как и актриса Богунова». Светлые волосы Гвоздиковой решено было спрятать под черный парик. Выглядел он шикарно – почти как натуральные волосы. Но сниматься в нем под палящим солнцем для Натальи было мучением.
Гвоздиковой сшили специальную шапочку, которую надевали на волосы, и парик на нее надевали только перед самыми съемками. Когда актриса заходила в воду, гример не находила себе места: она понимала, если актриса случайно утопит свой парик, съемки просто закончатся – второго такого не найти. И умоляла режиссера не рисковать драгоценным париком. В итоге все общие планы актрисы на море снимали без Гвоздиковой. Вместо нее на водных лыжах каталась дублерша. Заметно, что он значительно полнее Гвоздиковой – ведь она была спортсменкой.
Савелий Краморов ухаживал за Гвоздиковой на съемках. Однажды он ее спросил, а как вы думаете, такая девушка, как вы, могла бы выйти за меня замуж? На что я ему ответила: «Вы знаете, а я уже замужем».
Смерть от нищеты
Последние годы актер с женой жили практически в нищете. В кино его звать давно перестали, а в сериалах он играть отказывался. В 2006 году режиссер Глеб Панфилов по старой дружбе позвал актера в свой сериал «В круге первом» по роману Александра Солженицына. Это была роль старика-заключенного, который работал дворником и с трепетом ждал писем от дочери. Актер Евгений Миронов в одном интервью вспоминал о знакомстве с Михаилом Кононовым на тех съемках.
Последнюю свою роль Михаил Кононов сыграл в сериале «В круге первом» у режиссера Глеба Панфилова
«Он очень дружественно ко мне отнесся. До этого, правда, поругал за что-то, за роль в каком-то фильме. Очень откровенный человек. Как наши персонажи – Глеб Нержин и Спиридон, так и мы во время съемок много времени вместе проводили. Я благодарен судьбе за эту встречу – как оказалось, единственную«, – говорил Евгений Миронов.
В 2007 году Михаила Кононова не стало. Еще крепкий 67-летний мужчина умер от сердечной недостаточности, развившейся на фоне двусторонней пневмонии, которую не удалось вылечить, поскольку денег на нужные лекарства у актера не было.
На похоронах актер Борис Галкин, который на тот момент был президентом Гильдии актеров кино и театра России, каялся в том, что не знал, что Миша находился в таком бедственном положении, и что ему за это очень стыдно.
Коллеги и друзья Михаила Ивановича обещали, что будут помогать его вдове. Однако, когда журналисты спустя годы решили отыскать Наталью Кононову, выяснилось, что никто знать не знает, что с ней. Оказалось, что женщина умерла спустя пять лет после мужа – это при том, что она была гораздо моложе супруга. Кто-то из соседей Кононовых сказал, что Наталья была очень привязана к мужу, он был для нее смыслом существования, вот и умерла от одиночества, тоски и алкоголя.
О семейная трагедии звезды «Кавказской пленницы» Фрунзика Мкртчана: читайте здесь.
Сцены, придуманные на ходу
Изначально «Большую перемену» задумывали двухсерийной. Но когда руководство «Мосфильма» посмотрело рабочий материал, количество серий было решено увеличить до четырех. Поэтому пришлось дописывать сценарий на ходу. Знаменитая сцена обучения во сне придумалась именно так. Как раз накануне сценарист Георгий Садовников прочитал статью про обучение во сне. «А что, если Леднев воспользуется этим способом, чтобы усвоить школьный материал?», – предложил он режиссеру. Тому идея понравилась. Так и появилась сцена, в которой Леднев спит и слушает «третью часть приключенческой радио-повести «Битая карта». Есть еще одна сцена, в которой Нестор Петрович объясняет ученикам, каким должен быть современный рабочий. Эту идеологическую часть сценарист позаимствовал целиком из доклада Брежнева.
Папа и дочка за одной партой
Фото: кадр из фильма
В сценарии роль Нелли была маленькой, проходной, но режиссер, поддавшись обаянию Светланы Крючковой, придумывал для нее все новые и новые эпизоды. Например, сцену с шляпкой, в которой Нелли говорит, что «дамам в помещении носить шляпу разрешается».
Евгений Леонов был среди артистов «Большой перемены» самым старшим, и все относились к нему с уважением. Он и Светлана Крючкова создали на экране трогательный семейный дуэт – папы и дочки. После выхода «Большой перемены» миллионы зрителей воспринимали их исключительно как отца и дочь.
«Там была сцена с Крючковой, когда он ее по попке шлепает, – вспоминает Анатолий Мукасей. – Это была его придумка, и он так вживался в образ, что это его дочка, родная, что она ему грубит». А Светлане Крючковой в память врезалась другая сцена. «Помните кадр, где я Леонову завязываю галстук? Это он меня научил. Он мне показал несколько раз, я ему завязала в кадре, и с тех пор больше не завязывала никому галстуки, и совершенно забыла, как это делается».
История создания
Написать сценарий фильма о жизни учащихся вечерней школы, используя свою повесть «Иду к людям», Садовникову, в молодости самому преподававшему в вечерней школе, предложили в конце 1969 года. Сразу было поставлено условие, что соавтором будет режиссёр фильма. Два года писатель трудился над сценарием, было перепробовано много вариантов, многое потом пришлось менять во время съёмок, перед самым их началом вместо двухсерийного было решено делать трёхсерийный, а затем — и четырёхсерийный фильм. Конечный вариант сценария очень сильно отличался от первоисточника.
Первоначально на главную роль планировался Андрей Мягков, но он поставил условием съёмки в роли Светланы Афанасьевны своей жены, Анастасии Вознесенской, что не устроило авторов картины. На роль пробовались также Константин Райкин и Евгений Карельских.
Съёмки фильма производились на территории Ярославского шинного завода и МГПИ им Ленина.
Опасные моменты «Большой перемены»
Фото: кадр из фильма
В фильме было несколько моментов, которые могли закончиться трагично для членов съемочной группы. В одном эпизоде Нестор Петрович должен был в костюме прыгнуть в воду, но о том, что он плохо плавает, Кононов никого не предупредил.
Анатолий Мукасей вспоминает: «Мишка так это точно сыграл, что у всех было ощущение, что он отлично сыграл. Но потом выяснилось, что он действительно тонул. И если бы Ролан Быков, который снимался с ним в одной сцене, вовремя бы не подсуетился, неизвестно, чем бы окончились съемки для Кононова. Так что он в прямом смысле слова обязан своим спасением Быкову».