Сабина шпильрейн: биография и фото первой женщины-психоаналитика

Значение работ Шпильрейн

В истории психоанализа Сабина Шпильрейн осталась как автор всемирно известной работы «Деструкция как причина становления» (её докторская диссертация 1912 года, защищённая в Венском университете), ставшая фундаментом для всех дальнейших исследований влечения к смерти. Поэтому Колин Ковингтон и Барбара Уортон называют Сабину Шпильрейн «забытым пионером психоанализа». В этой диссертации она впервые ставит вопрос о влечении к смерти и связывает его с проблемой мазохизма. Она находит истоки мазохизма именно в первичном, лежащем в основании человеческого бытия, влечении к смерти, которое может быть представлено как «мы-опыт», противоположное «я-опыту», а значит — нацеленное на разрушение собственного Я человека. В то же время, распад личности и регрессия к «мы-опыту» может приносить и позитивные плоды, поскольку является источником социального прогресса, творческих сил и культурного развития. Она заключает, что деструкция собственного Я является причиной развития новых социальных форм. В распаде мы всегда можем найти основания для творческого становления.

Клиническая проблема, поставленная Шпильрейн, состоит в том, что на практике мы не можем разнести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща. В одной из своих ключевых работ «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) Зигмунд Фрейд говорит: «В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений. Она обозначает садистический компонент сексуального влечения как „деструктивное“ влечение». Таким образом, Фрейд полагал, что сексуальное влечение и влечение к смерти работают согласно одному и тому же принципу удовольствия, поэтому их нельзя представлять как противоположные или противонаправленные. Как сексуальное взаимодействие, так и деструкция приносят разрядку влечений и, таким образом, связаны с удовольствием, в отличие от принципа навязчивого повторения, который располагается по ту сторону принципа удовольствия.

Несмотря на то, что диссертация Шпильрейн была актуальной и создала почву для дальнейшего поиска и исследований Фрейда (о чём свидетельствует их переписка) и его учеников, сама Сабина Шпильрейн в силу разных обстоятельств не создала своей школы и не имела последователей.

Сабина Шпильрейн была психоаналитиком известного психолога Жана Пиаже. В архивах института в Женеве, где она работала, сохранились её личные бумаги, включая черновики научных работ и переписка с К. Г. Юнгом и З. Фрейдом. Эти документы были обнаружены лишь в 1979 году.

[править] Карьера

Шейвэ Шпильрейн Шпильрейн родилась 25 октября (7 ноября) 1885 года в Ростове-на-Дону в еврейской купеческой семье. Её отец — выходец из Варшавы, купец 1-й гильдии Нафтули (Нафтулий Мойшевич, Николай Аркадьевич) Шпильрейн (1856—1938), энтомолог по образованию. Мать — стоматолог Евва Марковна Шпильрейн (в девичестве Люблинская, 1863—1922). В 1890—1894 годах семья жила в Варшаве, там Сабина посещала Фребелевский детский сад. Гимназию (Екатерининскую) она окончила уже в Ростове-на-Дону в 1904 году, причём с золотой медалью. Её братья-учёные: Ян Николаевич Шпильрейн, Эмиль Николаевич Шпильрайн и Исаак Нафтульевич Шпильрейн — были расстреляны в период Большого террора. Племянник — Эвальд Эмильевич Шпильрайн.

В 1904 году с золотой медалью окончила гимназию в Ростове-на-Дону.

17 августа 1904 года поступила в психиатрическую клинику Бургхёльцли в Цюрихе c диагнозом «психотическая истерия», причиной расстройства был нервный срыв из-за смерти её 6-летней сестры Эмилии. Лечащим врачом Сабины стал Карл Юнг; несколько лет была его анализантом и любовницей.

Увлёкшись психоанализом, в июне 1905 года после выписки поступила в Университет Цюриха на медицинский факультет, который закончила в 1911 году; дипломная работа посвящена шизофрении «О психологическом содержании одного случая шизофрении» («Über den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie»), основные идеи Шпильрейн заимствовал у Юнг в своих последующих работах по шизофрении 1912 года. Шпильрейн доказывает, что психически больные люди избегают сексуальных взаимоотношений, так как в их представлении они связаны со страхом своего личностного распада. В прикосновении к другому страдающие шизофренией боятся утратить собственную целостность, раствориться в своём партнёре. Поэтому больной шизофренией и формирует бред, в котором отбрасывает факт различия полов и заменяет реальные взаимодействия полов вымышленными отношениями. Тема утраты собственного Я вызвала большой резонанс в аналитическом сообществе и стала ключевой для всех последующих исследований Шпильрейн.

В 1911 году оставила Цюрих, переехала в Вену, где сблизилась с группой Зигмунда Фрейда, познакомилась с некоторыми русскими психоаналитиками, в том числе с Павлом (Файвелем Нотовичем) Шефтелем, за которого вышла замуж в следующем 1912 году, а ещё через год у них родилась дочь Рената.

В 1923 году семья возвращается в РСФСР, где в то время под патронатом Л.Д. Троцкого активно развивался психоанализ. В Москве был открыт детский дом-лаборатория «Международная солидарность», где воспитывались дети самых высокопоставленных советских чиновников, в том числе Василий Сталин. Шпильрейн-Шефтель с семьей останавливалась в Москве, где стала врачом-педологом в городке имени III Интернационала (Москва), заведующей секцией детской психологии в 1-м Московском государственном институте и состоит научным сотрудником Государственного психоаналитического института и Детского дома-лаборатории «Международная солидарность». В этом институте Шпильрейн-Шефтель вела амбулаторный приём, консультировала, читала спецкурс «Психоанализ подсознательного мышления», ведет «семинарий по детскому психоанализу», участвовала в «медицинских заседаниях сотрудников» института, и в работе Русского психоаналитического общества.

С опалой Льва Троцкого психоанализ в Советском Союзе оказался под запретом, и Шпильрейн вернулась в свой родной Ростов-на-Дону, где продолжала упорно работать, в том числе и врачом в поликлинике в роли психотерапевта, психоаналитика и педолога.

В 1926 году родила вторую дочь, Еву. Муж — врач Павел Наумович (Фа́йвел Но́тович) Шефтель (1881, Киев — 1937, Ростов-на-Дону), который во время Первой мировой войны служил ординатором в госпитале киевского эвакоприёмника, с 1922 года (после аспирантуры) работал госпитальным врачом в Ростове.

27 июля 1930 года было принято официальное Постановление о ликвидации Русского психоаналитического общества, но учёная все же продолжала аналитическую работу, и в 1931 году один из ведущих психоаналитических журналов — «Имаго» — опубликовал её статью о детских рисунках, выполненных с открытыми и закрытыми глазами. Это была последняя публикация Шпильрейн-Шефтель в европейских научных журналах.

В июле 1942 года Ростов-на-Дону захватила германская армия. Вскоре немцы начали массовые казни евреев. Сабина Шпильрейн и две её дочери были убиты в Змиёвской балке в августе 1942 года.

Пора детства

Сабина (Шейвэ) Шпильман на свет появилась 25 октября (7 ноября) 885 года в Ростове-на-Дону. Девочка стала старшей из пятерых детей. С 1890 до 1894 семья проживала в Варшаве, родине родителей. В достаточно состоятельном семействе отца-энтомолога, преуспевшего в торговле, и матери-стоматолога ни в чем не нуждались.

Дочь посещала престижный детский сад. Николай Аркадьевич занимался мануфактурой. У мамы имелся доходный дом. Чтившая традиции семья предпочитала светский образ жизни. Братья Яков и Эмиль впоследствии стали знаменитыми математиком, биологом и психологом-лингвистом.

Старший Ян, математик, инженер, доктор технических наук, был специалистом в области теоретической электроники и механики. Исаак стал автором отечественной психотехники. Эмиль Шпильрейн был деканом биологического факультета Ростовского университета.

Сабина больше всех любила младшую сестру Эмилию. Девочка скончалась от болезни в шесть лет. Удар оказался слишком сильным для старшего ребенка. Шпильрейн переживала, страдала, что не сумела помочь сестре. Винила во всем себя.

Результатом таких терзаний стали нервный срыв и глубочайшая депрессия. Девушка несмотря на трагедию закончила с золотой медалью гимназию. Она решила связать жизнь с медициной, но обучение в Цюрихе пришлось оставить по состоянию здоровья. Сабину направили в санаторий, затем в частную клинику.

«Детский дом»

Основанный в 1921 году Верой Шмидт (которая также была ученицей Фрейда), «Детский дом» был предназначен для обучения детей на основе теорий Фрейда. Школа была приютом только по названию: вместе с сыном Шмидт в школе были дети из семей видных большевиков (в том числе и Иосифа Сталина, чей сын Василий тоже был зачислен).

В школе детям предоставлялась максимальная свобода передвижения. Также разрешалось сексуальное исследование и любопытство. Работа Шпильрейн включала надзор за учителями, и она могла поддержать их в протесте против плохих условий работы, что привело к их увольнению.

Школе пришлось закрыться в 1924 году, после обвинений в экспериментах по преждевременному стимулированию детской сексуальности. Обвинения, возможно, были сделаны в ответ на попытки Льва Троцкого пролетаризировать прием в школу. Во время пребывания Шпильрейн в Москве и Александр Лурия, и Лев Выготский пришли на работу в «Детский дом» и учились вместе с ней. Характерный способ Шпильрейн сочетать субъективные психологические идеи с психоанализом с объективным наблюдательным исследованием детей, вероятно, был важным фактором в их раннем формировании в качестве исследователей, что привело к тому, что они стали первыми российскими психологами того времени.

В конце 1924-го Шпильрейн покинула Москву. Она и ее дочь воссоединились с мужем Павлом в Ростове-на-Дону. Шпильрейн разочаровалась в своем опыте в Москве, также она была вынуждена вернуться, потому что ее муж уже был в отношениях с другой. Павел вернулся к своей жене, а их вторая дочь Ева родилась в 1926 году.

В течение, по крайней мере, следующего десятилетия Шпильрейн продолжала активно работать педиатром, проводить дальнейшие исследования, читать лекции по психоанализу и издаваться на Западе до 1931 года. Ее муж умер в 1936 году. В 1937 году ее братья Исаак, Ян и Эмиль Шпильрейн были арестованы, казнены в 1937 и 1938 годах во время Великой чистки.

Опасная профессия

Поначалу дела у заведующей секцией детской психологии в Первом московском государственном университете идут неплохо. «Работаю с наслаждением, считаю себя рожденной и призванной для моей деятельности, без которой не вижу в жизни никакого смысла», — писала Шпильрейн в анкете тех лет. Работа, работа и еще раз работа. И тотальное одиночество…

Тем временем Павел Шефтель, устав ждать Сабину, давно живет с другой женщиной — Ольгой Снитковой. В 1924-м у них рождается дочь Нина. Пытаясь наладить семейную жизнь, Сабина переезжает в Ростов. Поначалу ей это удается. Она возвращает мужа, и в 1926-м на свет появляется маленькая Ева Шефтель. О Москве можно забыть — жизнь в провинции безопаснее, чем в столице: 14 августа 1925 года решением Совнаркома за подписью Николая Семашко Государственный психоаналитический институт, в котором Шпильрейн также работала, был ликвидирован. Быть психоаналитиком в России становится опасным для жизни.

Известно, что Ростов в те годы не был задворками научной мысли. Местные ученые исследовали деструктивные последствия войны, военные неврозы

Уже в 20-е годы в Ростове обратили внимание на феномен серийных убийц. Пытались доказать, что это связано с последствиями гражданской войны, что между психическими и органическими процессами существует прямая связь, например, психотравмы, полученные в результате боевых действий, приводят к необратимым изменениям в составе крови

Достаточно необычно по тем временам. И созвучно с работами Шпильрейн. Сабине было с кем поговорить. Можно сказать, что Ростов — родина не только чикатило, но и бухановских.
…Считается, что одно время Шпильрейн преподавала в РГУ. Однако документов, подтверждающих этот факт, не найдено. Эмиль Шпильрейн, декан биофака РГУ, в протоколе допроса — он хранится в архиве ростовской ФСБ — вообще не упоминает о своей сестре.
Соседям Шефтелей (по их дому на улице Шаумяна, где Фадеев написал свой «Разгром») запомнилось, что Павел Наумович был видным мужчиной, с ухоженной смоляной бородой и холеными руками доктора. Запомнилось соседям, что первая дочь Сабины и Павла — Рената была похожа на мать, Ева — на отца. Сама Сабина, по мнению соседей, напоминала Рину Зеленую или Лию Ахеджакову, была человеком не от мира сего. Одним она казалась неприспособленной к жизни, другим — беззащитной. Ева и Рената были музыкальными девочками: Рената даже училась в Москве по классу виолончели, а скрипачку Еву оценил как юное дарование сам Ойстрах.

Еще соседи запомнили, что Шефтели жили в достатке. У них была даже домработница — дородная и приветливая Валя из Батайска, которая на все праздники готовила детям муссы. По воспоминаниям соседей, Сабина Николаевна работала детским психиатром, прием она вела в больнице на Большой Садовой.

…Увы, от беды убежать не удалось никому. 26 декабря 1936 года ученый-психотехник Исаак Шпильрейн приговорен к расстрелу — «за шпионаж». Приговор приведен в исполнение в тот же день.
Павел Шефтель умер в 1937-м от разрыва сердца. На улице. Он ждал, что придут и за ним.
Член-корреспондент АН СССР Ян Шпильрейн расстрелян 21 января 1938-го — «за участие в деятельности демократической партии».
Профессор РГУ Эмиль Шпильрейн расстрелян 10 июня 1938-го. 17 августа того же года умирает Николай Шпильрейн (Ева Шпильрейн не дожила до этих страшных дней — она скончалась в марте 1922-го).
После смерти отца Сабина едет в Краснодар к гражданской жене Павла Шефтеля — Ольге. Женщины договариваются: если кто-то из них будет арестован, то оставшийся на свободе возьмет всех детей к себе.
…Сабину и ее дочерей фашисты расстреляли 11 августа 1942 года. Трудно понять, почему они остались в оккупированном фашистами Ростове. Может быть, Сабина не могла поверить в возможность жестокой бессмысленной смерти. Ведь она так любила немца. Так хотела Зигфрида. «Зигфрид» — так, по иронии судьбы, будет называться и фашистский план по взятию Ростова летом 1942 года.

Месть «малышки»

В Ростове о Сабине Шпильрейн впервые заговорили в начале 1980-х. Тогда профессору РГУ Александру Когану пришло письмо из Италии. Преподаватель теории личности, профессор Римского университета Альдо Каротенуто прислал рукопись своей книги «Дневник тайной симметрии. Сабина Шпильрейн между Юнгом и Фрейдом» — в ней впервые опубликована часть архивов российской женщиныпсихоаналитика.
Итальянский ученый просил коллегу навести справки о его героине-ростовчанке, ведь о последних 19 годах жизни Сабины практически ничего не было известно на Западе.

Судьба Шпильрейн не заинтересовала Когана, и на письмо Каротенуто он не ответил.
Жаль. Тогда еще были живы соседки Сабины, ее ростовские пациентки.
Но все же информация, что, мол, была такая ученая женщина, в массы просочилась.
Потом несколько лет о Шпильрейн никто не вспоминал.
Вспомнили в конце 80-х, когда в Ростове появились телефоны доверия. Работавшим в этой службе сотрудникам требовались немедикаментозные методы успокоения звонивших. Сотрудники обратили свой взгляд на психоанализ. И на свою землячку Сабину Шпильрейн.
В 1994 году в Ростове состоялась первая международная конференция памяти Сабины Шпильрейн. Альдо Каротенуто прочитал на ней лекцию «Психоаналитические аспекты агрессии». Второй раз итальянский ученый посетил Ростов в 2004-м, за год до своей смерти.
По словам доцента факультета психологии ЮФУ Филиппа Филатова, к Ростову у Каратенуто было доброе чувство, он хотел побродить по его улицам, ему хотелось послушать музыку русской речи.

…Сегодня практически вся жизнь Сабины Шпильрейн — со дня ее рождения (7 ноября 1885 года) до 1923 года, когда она окончательно вернулась в Россию, разложена по полочкам и по косточкам. Мы знаем, в каком возрасте она страдала запорами и начала заниматься мастурбацией, знаем, что ей снилось, и что она рисовала

Вопросу — спала или не спала Шпильрейн с Юнгом, посвящены статьи серьезных ученых в серьезных журналах.
Думала ли она, что ее особа привлечет к себе столь пристальное внимание потомков? На сей счет, опять же, существуют разные мнения. Но если бы Шпильрейн не хотела, чтобы о деталях ее жизни узнали посторонние, она бы уничтожила свой архив

А она оставила его профессору Клапареду из Женевского психологического института. Предварительно сняв копии с писем и своих записей — все эти бумаги она забрала с собой в Россию. К тому же некоторые главы дневника по сути и форме являются обращением к своим будущим детям.

Мне кажется, Шпильрейн хотела, чтобы люди познакомились с ее жизнью в деталях. Хотя бы в научных целях. Необычное желание? А завещать собственный череп родной гимназии — обычное?

А еще, я думаю, она хотела, чтобы потомки знали, что из себя представляют эти ученые мужики. И не питали иллюзий на сей счет. Такая маленькая месть «малышки», как называли ее в переписке между собой Юнг и Фрейд.

Примечания и ссылки

Заметки

  1. григорианский календарь , 25 октября в юлианском календаре
  2. В частности (это) Aldo Каротенуто, Diario ди Una Segreta simmetria. Sabina Spielrein tra Jung e Freud , Рим, 1980; и (en) Джон Керр, Самый опасный метод: история Юнга, Фрейда и Сабины Шпильрейн , Нью-Йорк, 1993.
  3. Пьесы Вилли Хольцмана « Сабина » (1996) и Сну Уилсон (1998), а также «Говорящее лекарство » Кристофера Хэмптона (2003), адаптированные для французской сцены под названием « Parole et Guérison»  ; фильмы Ядро игры ( Сабина ) от Roberto Faenza и Опасный метод по Дэвид Кроненберг .
  4. На эту тему фильм 2004 года « Душа на кону» ( «Хранитель души» ) итальянского режиссера Роберто Фаэнцы и фильм Дэвида Кроненберга 2011 года «Опасный метод », оба из которых прослеживают супружескую измену Юнга и Шпильрейн.
  5. Членство открыто для исследователей и писателей, которые внесли свой вклад в исследования Сабины Шпильрейн.

Рекомендации

  1. Зигмунд Фрейд, Корреспонденция 1906-1914 , Париж, Галлимар, колл.  «Знание бессознательного» ( ISBN  2-07-072159-0 ) .
  2. Фрейд, Юнг; Переписка , NBF, Париж, 1975, I. , P.  283-288
  3. «Письмо Сабины Шпильрейн Зигмунду Фрейду», 1909, в А. Каротунето и К. Тромбетта, Сабина Шпильрейн, между Фрейдом и Юнгом , Обье Монтень, 1981.
  4. Цитируется Жаком Ле Райдером в его предисловии к: Отто Гросс : Révolution sur le divan , Париж, Солен, 1988 ( ISBN  2-85376-063-4 )
  5. А. Каротунето и К. Тромбетта, Сабина Шпильрейн между Фрейдом и Юнгом , Обье Монтень, 1981.
  6. Сабина Ричебехер , «  Сабина Шпильрейн. Современный мыслитель  », Le Coq-цапля , п о  197,1 — го июля 2009, стр.  19–31 .
  7. Элизабет Рудинеско и Мишель Плон, Словарь психоанализа , Париж, Fayard, 1997; переиздание 2011г.
  8. Карен Холл, «Сабина Шпильрейн. 1885-1942 », (на английском языке).
  9. ↑ и Жак Седат , « Влечение к смерти: гипотеза или вера? », Средиземноморские клиники , т. 77, нет. 1, 2008, с.  177-193
  10. Фрейд, Вне принципа удовольствия , (1920), в OCF.P t. XV 1916-1920, стр.  328 примечание 2.

Семья и ранняя жизнь

Она родилась в 1885 году в богатой еврейской семье в Ростове-на-Дону. Ее мать, Ева Люблинская, была дочерью и внучкой раввинов из Екатеринослава. Отец Сабины, Николай Шпильрейн, был агрономом. В свидетельстве о рождении Сабина записана как Шейве Нафтуловна, но на протяжении всей своей жизни и в официальных документах она называлась Сабиной Николаевной. Она была старшей из пяти детей. Впоследствии все трое ее братьев стали видными учеными. Один из них, Исаак Шпильрейн, был советским психологом, пионером психологии труда.

С самого раннего детства Сабина обладала мощным воображением и считала, что у нее есть «высшее призвание» достичь величия. Она страдала от многих соматических симптомов и навязчивых идей. Некоторые специалисты полагают, что она, возможно, подвергалась сексуальному насилию со стороны кого-то в семье. Сабина Шпильрейн училась в школе Фрёбеля, после чего продолжила обучение в Екатерининской гимназии в Ростове, где она преуспела в науке, музыке и освоении трех языков. Во время учебы в школе она решила поехать за границу для обучения в качестве врача с одобрения своего деда раввина.

Личная жизнь и призвание

В 1912 Сабина вышла замуж за Шефреля. В конце 1913 в семье появился первенец, дочь Рената. В 1926 Шпильрейн подарила супругу вторую дочку Еву.

В Европу Шпильрейн вернулась в 1913. Она публиковала работы, выступала, работала в медицинских учреждениях, занималась у Юнга с Фрейдом психоанализом. Сабина Николаевна являлась психоаналитиком Жана Пиаже.

В 1923 произошло возвращение в Россию. Шпильрейн была принята в отечественное психоаналитическое общество. Профессиональная деятельность занимала все ее время. Был создан психотерапевтический детский дом, которым Сабина Николаевна управляла, прочитаны многие лекции. Из-за многих обстоятельств собственной школы Шпильрейн не создала. Не осталось и ее последователей.

Выдающийся деятель заведовала отделом детской психологии в столичном институте, читала спецкурс «Психоанализ подсознательного мышления», проводила семинары по детскому психоанализу. В 1925 Шпильрейн выступала на конгрессе психоаналитиков в последний раз. Она выбрала аналитическое продолжение работы в выбранном направлении, публикации статей.

В одном из ведущих мировых психоаналитических журналов «Имаго» была опубликована работа ученой-психоаналитика о детских, нарисованных с закрытыми и открытыми глазами рисунках. Она стала завершающей публикацией за рубежом.

Карл Юнг и Сабина Шпильрейн

Во время учебы в медицинской школе Шпильрейн продолжала помогать Юнгу в лаборатории. Сильные чувства, которые она имела к нему, как его пациент, нарастали в течение первых трех лет ее обучения в медицинской школе, и она захотела ребенка от Юнга, которого планировала назвать Зигфридом.

Летом 1908 года, когда она поступила на четвертый курс медицинского училища, у нее и Юнга начались все более интимные встречи, которые она описывала в своих дневниках как «поэзию». Хотя доказательств тому нет, так утверждала сама Сабина Шпильрейн. Фильм, снятый по мотивам этого периода, повествует о пылком романе между ними.

Нет никаких свидетельств того, что отношения Шпильрейн и Юнга были связаны с садизмом или мазохизмом, как это предполагалось в театральных версиях их истории. В письме 1908 года Юнг писал Шпильрейн: «Это мое несчастье, что я не могу жить без радости любви, бурной, постоянно меняющейся любви в моей жизни». Вскоре после этого жена Юнга Эмма Юнг сообщила матери Сабины в анонимном письме о том, что происходит.

В последующие месяцы Юнг писал Фрейду об этих отношениях, сначала обвиняя Шпильрейн в том, что она безуспешно пыталась его соблазнить, а затем признал, что стал с ней романтически связан. Сабина также писала Фрейду, давая понять, что в течение нескольких месяцев их отношения были в какой-то мере физическими. Ева Шпильрейн пригрозила сообщить об этом Блейлеру и приехала в Цюрих, чтобы сделать это, но, в конце концов, передумала. Между тем, Юнг оставил свой медицинский пост в Бургхольцли, хотя он продолжал свою лабораторную работу и университетское обучение. Документированный отчет об этих событиях между Шпильрейн, Юнг и Фрейдом появляется в биографии Лаунера.

После перерыва в несколько месяцев, вызванного вышеупомянутой полемикой, Юнг и Сабина Шпильрейн возобновили свои отношения летом 1909 года и продолжали встречаться друг с другом в частных беседах в последние месяцы 1910 года. Шпильрейн навсегда покинула Цюрих в январе 1911 года.

Шпильрейн иногда рассматривается как вдохновившая Юнга на концепцию о психотипах, отчасти из-за ссылки, которую Юнг сделал через пятьдесят лет в «Воспоминаниях, мечтах, размышлениях» — биографических мемуарах, составленных и отредактированных Анилой Яффе, — к воображаемому внутреннему женскому голосу, который пробудил его понимание внутренней анима. Однако в неопубликованной записи Юнга, записанной Анилой Яффе в 1957 году, Карл ясно дал понять, что этой женщиной была Мария Молтцер, а не Шпильрейн. Тем не менее Лэнс Оуэнс задокументировал, что отношения со Шпильрейн действительно важны для развивающегося понимания Юнга того, что он много позже назвал «анима».

Фильм «Меня звали Сабина Шпильрейн» 2002 года о Сабине рассказывает всего лишь возможную версию отношений между ней и Юнгом. Однако некоторые ученые считают, что их переписка свидетельствует о несомненных романтических отношениях между учеными. Ведь сама Сабина Шпильрейн, фильм это показывает, говорила, пусть и не прямым текстом, об этих отношениях. Были между ними отношения или нет, об этом наверняка сейчас сказать практически невозможно.

Докопаться до Америки

«Во мне всегда жил критик, понимавший, в чем состоит отличие реальности от фантазии. В это время я не хотела слышать от других никаких сказок: их я сама могла сочинить сколько угодно, я хотела знать правду», — пишет Сабина в своем дневнике. До правды девочка хотела докопаться в переносном и прямом смысле этого слова — каждый день во дворе своего дома она рыла яму. В ее планах было прокопать всю Землю насквозь и добраться до Америки, которая, по ее представлениям, — как раз на той стороне земного шара.

Еще Сабину интересовала проблема сотворения новой жизни. После того, как мать сказала девочке, что рожать детей та еще не может — только котят, Сабина захотела стать алхимиком. С некоторых пор она стала сливать остатки блюд и напитков, а потом все это тщательно перемешивать.
Как написала в своем дневнике Сабина, однажды случилось чудо: кусок ткани, помещенный в помои, вдруг превратился в бумагу, ей стало страшно.
Это, пожалуй, единственное, чего испугалась девочка. «К 6–7 годам я не боялась «ни черта». Моя смелость постоянно ставилась в пример брату, и я использовала это, выпрыгивая из темного укрытия или рассказывая ему страшные истории». «Черт», кстати, — любимое слово Сабины Шпильрейн. Не знаю, называла ли Ева Шпильрейн свою дочь «чертовкой», но это слово больше всего подходит для описания поведения невротической девочки.

Май 1900 года. Сабине — пятнадцать. Вместе с матерью и шестилетней сестрой Эмилией она отправляется в Швейцарию, на воды. В своем дневнике девочка пишет: «Немцы — внимательные и честные: человек здесь имеет право думать и сказать все, что он хочет, и вообще, человек свободен. Особенно мне нравится, что здесь каждый в возрасте от шести до четырнадцати лет должен ходить в школу. Как приятно, что здесь нет разделения на господ и крепостных и ко всем одинаковое отношение. Когда мы собирались уезжать из Карлсбада, какой-то мужчина подал маме руку, чтобы помочь ей выйти из лифта; извозчики и слуги непринужденно спрашивали, откуда и зачем мы приехали».

Наблюдательная умная девочка. Развита не по годам. Между тем, в Карлсбаде Сабина поссорилась с матерью, объявила голодовку и в очередной раз сказала, что покончит жизнь самоубийством. Доведенная до отчаяния Ева Шпильрейн (тогда ей было 37) готова сразу же после Карлсбада отправиться на лечение в Вену.
Сабина «сочувствует» матери: «Понятно, что мама в этом состоянии не думала о корзине, я была занята Милочкой. Поэтому корзина осталась на вокзале в Карлсбаде. Разумеется, нас очень обеспокоила потеря этой корзины, в которой находилось все наше имущество и даже мамины бриллианты». К счастью, имущество удалось вернуть.

Следующая поездка на курорт — в 1901 году — заканчивается трагедией. Эмилия заболевает тифом и умирает. Сабина позже напишет об этом времени: «Я отдалилась от всех людей; это было примерно в шестом классе после смерти моей сестренки, когда и началась моя болезнь. Я бежала в одиночество».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector